Какие сказки читаем в средней группе. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред

Задачи: Учить детей описывать игрушку, ее внешний вид.

Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка - птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: Ребята посмотрите что это?

Правильно, кто- то забыл волшебный мешочек.

А внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, сто внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Правильно ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.

Ребята, как в сказках называют лису?(Лисичка- сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).

А как вы догадались, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост).

А теперь ребята давайте попытаемся описать нашу гостью.

Катя, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

Хорошо, Саша, а что ты расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка лисы острая, хитрая, острая, ушки острые, похожи на треугольники.)

Молодец Саша.

А Дарья расскажет нам о хвосте лисы.(хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Молодец Дарья. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица)

Молодцы ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой?В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка).

Ребята лисичка принесла вам загадки.Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

сначало слушаем загадку и лишь потом готовим отгадку.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну- ка быстро отгадайка

Как зверек зовется? (заяц).

Кто большой и косолапый

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его (медведь).

Ку- ка- ре-ку кричит он звонко

Крыльями хлопает он громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его (петух)

У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх

Сразу лезу с кошкой в драку

Потому что я(собака)

Скачет по болоту

Зеленая лягушка

Зеленые ножки

Зовут меня (лягушка).

Ребята посмотрите каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки " Заюшкина избушка "? (нет, лягушка из другой сказки)

Правильно ребята. Лисичка видит что вы устали и хочет поиграть с вами.

Физминутка:

Эй ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

разминает Миша ноги.

На носочках он пошел.

И на пяточках потом.

На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.

Ребята давайте вспомним сказку " Заюшкина избушка". София расскажи с чего начинается сказка.

Правильно, а Катя выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису.

Катя что отличает лису од других животных?.

Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

Настя что мы дорисуем чтобы показать что это медведь?.

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Максим.

Дарья что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно дорисовать клюв.

Чем же Сережа заканчивается сказка?.

Молодцы ребята, вы хорошо помните сказку " Заюшкина избушка"

А сейчас я вам покажу эту сказку с куклами.

Показ кукольного театра.

Жили -были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна- красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда косой. Как же быть, где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком, убежала в речку. Ты лиса не переживай, ты ко мне переезжай.

Лиса: Повезло скажу косому, выгоню его из дому, не хочу с ним вместе жить, хлеба корочку делить.(обращается к зайцу)

Эй послушай, милый Зая!Новость есть

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород, там капуста круглый год!

Заяц: Неужель уже поспела? Ну- ка, ну-ка, побегу и капусту поищу!.Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика) Я в избе теперь живу

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя косой! (заяц отходит, садится рядом плачет)

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав! У меня горячий нрав, нибоюсь ни ссор ни драк. Покажи мне кто твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки

Собака: Эй лиса слышишь лай?. Гав- гав -гав прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!

Собака: (трусливо) Ой совсем забыл косой, нужно мне скорей домой!.

Появляется медведь.

Медведь: Я мишка- лежебока, спал я долго и глубоко, небоюсь ни драк ни сор.Покажи мне где твой враг?

Заяц: вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе? Вот достанется тебе!.

Лиса: как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!

Медведь: (трусливо) Ой совсем забыл косой.Нужно мне скорей домой.

Появляется петушок.

Петушок: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! Я помогу, я помогу!.Ты не плачь, не плачь, косой, живо справимся с лисой.

Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем, берегись!

Петушок: Как тряхну гребешком и развалится весь дом!.У меня есть коса, ну-ка выходи лиса!

Лиса: Ой боюсь я петуха, ой подальше от греха! (выбегает из домика)

Заяц: Ну спасибо, Петушок, справится с лисой помог.Будем в доме вместе жить, вместе жить и не тужить!

Ребята вам понравилась сказка?. Чему она нас учит?.Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться.

Пояснительная записка

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Задачи работы педагогов:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Нами разработано 32 конспекта комплексных занятий под общим названием «Познавательные сказки», с их помощью мы знакомим детей средней группы с восемью сказками:

  • СЕНТЯБРЬ: украинская сказка «Колосок».
  • ОКТЯБРЬ: белорусская сказка «ПЫХ»
  • НОЯБРЬ: английская сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»
  • ДЕКАБРЬ: русская сказка «ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА и СЕРЫЙ ВОЛК»
  • ЯНВАРЬ: русская сказка «ЖИХАРКА»
  • ФЕВРАЛЬ: французская сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Ш.Перро
  • МАРТ: русская сказка «СНЕГУРОЧКА»
  • АПРЕЛЬ: русская сказка «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Работа по каждой сказке ведется в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумана последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.) Каждое занятие проходит в игровой форме с участием сказочного персонажа – домовенка Кузи. Подобран речевой материал: потешки, песенки, физминутки, загадки и сами сказки – в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Составлены мнемотаблицы по сказкам, по темам «Времена года», «Дикие и домашние животные и птицы», «Головные уборы», «Посуда» и т.д.

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.

Использовать положительную мотивацию: обучение сказочного персонажа Кузи, путешествие на поезде в деревню Сказкино, продолжение сказки дети могут узнать, только после выполнения разнообразных заданий, закодированные мнемотаблицы, сюрпризы, тайны и т.д.

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Два раза в год проводить викторины по изученным сказкам.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

ОКТЯБРЬ
Белорусская сказка «ПЫХ»

Жили-были дедушка, бабушка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая.

Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку со свеклой, прошел грядку с морковкой... А вот и репка растет. Только наклонился, чтобы репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него: – Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришел?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки..., аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

– Ну, что, дед, принес репку?

– Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что еле ноги унес!

– Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят. Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеклой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка, торопится... А вот и репка. Нагнулась бабка. Чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:

– ПШШ-ППЫ-Ы-хх!

Не ты ли это, бабка? Не за репкой ли пришла? Испугалась бабка да бежать.

Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки. Бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

– Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит: – Я принесу репку.

Пошла Аленка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики пищат. Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла. И только наклонилась она, чтобы репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то: – Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:

– Так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла. А на грядке кто-то снова как запыхтит: – Пшш-ппы-ы-хх! Засмеялась девочка: – Ах ты, ежик, еж колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ежик вытянул мордочку острую и опять: – Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Аленка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да большую, круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила – и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают: – А где же репка?

– А вот вам и репка!

Обрадовались дед с бабкой: – Ну и внучка у нас! Ну и Аленушка! Молодей!

– А как же зверь этот – Пых страшный? Не испугалась ты его? Раскрыла тут Аленка передничек: – А вот вам и Пых! Засмеялись старички: – Ну и молодец, Аленка! Ну и смелая девчонка!

Цели и задачи: продолжать знакомство с характерными особенностями времени года – осени. Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность. Развивать творческое мышление, умственную активность, память (зрительную, тактильную, слуховую). Познакомить детей с диким животным – ежом.

Дидактические пособия:

  • набор коллажей;
  • набор мнемодорожек и мнемотаблиц;
  • гуашь, пластилин, цветная бумага, белая бумага.

ЗАНЯТИЕ 1

Ход занятия

Раздается стук и появляется Кузя с книжкой.

Воспитатель: Здравствуй, Кузя, почему ты такой грустный?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Кузе и сказку прочитать и задания выполнить. Садитесь в поезд, и отправимся в путешествие в сказочную деревню.

(Дети поют песенку .) А пока мы едем, я начну читать белорусскую сказку, которая называется «Пых».

(Чтение первой части. )

Воспитатель: Интересное начало? А продолжение мы узнаем, когда выполним все задания. Выходите, вот и остановка.

Задание 1. Д/и «Чудесный мешочек».

Дети определяют овощи на ощупь, называют и вытаскивают.

Задание 2. Физминутка «Пузырь».

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой. Да не лопайся. П-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Задание 3. Д/и «Что изменилось?»

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки или на столе овощи и проговаривает:

– Идет дед мимо грядки с капустой,

со свеклой, с морковкой, вот и репка! Дети запоминают порядок, воспитатель меняет местами овощи, дети отгадывают, затем возвращают в первоначальное положение, только потом опять изменяют.

Задание 4. Мнемотаблица «Овощи».

Воспитатель дает образец рассказа по таблице, соотносит рисунок с рассказом.

Дети составляют рассказы по схеме. 2–3 ребенка.

Задание 5. Лепка «Овощи».

Воспитатель предлагает слепить овощи, которые растут на грядке у дедки с бабкой и Аленки. Напоминает приемы лепки: раскатывание, сплющивание, растягивание, прищипывание, приглаживание.

Воспитатель: Вот какой огород получился.

Раз, два, три – снова в группе мы.

ЗАНЯТИЕ 2

Ход занятия

Кузя приносит коллаж и предлагает детям вспомнить, какую сказку они начали читать.

Задание 1: Вспомни сказку по коллажу.

Воспитатель задает наводящие вопросы:

– Кто жил-поживал в сказке?

– Зачем дед пошел в огород?

– Мимо каких грядок шел дед?

– Что спросил Пых?

– Как убегал дедка? (Перечислить в обратном порядке ).

Воспитатель: Вот теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места в поезде и запевайте песенку. (Дети поют песню ). А пока мы едем, я вам прочитаю сказку дальше.

(Чтение второй части ).

Задание 2. Физминутка п/и «Солнышко и дождик».

Задание 3. Отгадай загадку и обведи по контуру.

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень, листопад .)

Стоит Антошка на одной ножке,
Его зовут, а он не откликается. (Гриб .)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
А другая чернеет. (Ягоды .)

Воспитатель: Что лишнее? (Чашка .) Почему? (Ответы детей. )

Воспитатель дает листок с контурами каждому ребенку и фломастеры трех цветов.

Задание 4. Мнемотаблица «Осень».

Воспитатель вместе с детьми составляет рассказ по таблице, затем предлагает составить 2–3 детям.

Задание 5. Аппликация «Листопад».

Дети обрыванием наклеивают разноцветные листочки на лист.

Кузя: Ребята, нам пора возвращаться. Раз, два, три – снова в группе мы.

ЗАНЯТИЕ 3

Ход занятия

Кузя сидит около коллажа и вспоминает сказку, ошибается, путается.

Воспитатель: Здравствуй, Кузя. Давай мы с ребятами тебе поможем?

Кузя: Здравствуйте, ребята. Я вас жду. Помогите мне правильно вспомнить сказку.

Задание 1. Вспомни сказку по коллажу.

Дети вспоминают сказку, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Воспитатель приглашает детей отправиться в деревню Сказкино и узнать, что будет дальше. Дети садятся в поезд, поют песню.

Воспитатель: А пока мы едем, я вам прочитаю сказку. (Чтение третьей части).

Воспитатель: А чтобы узнать, чем сказка закончится, нужно выполнить задания.

Задание 2. Этюды.

– Дед идет за репкой.
– Старый дед убегает от Пыха.
– Как Пых пугает.
– Смелая Аленка.

Задание 3. Мнемотаблица «Дикие животные».

Воспитатель с детьми составляет рассказ о ежике, дает знания о внешнем виде, строении, питании, месте обитания. Рассказ повторяют два ребенка.

Задание 4. Рисование «Еж».

Воспитатель показывает, как можно сухой клеевой кистью нарисовать ежа.

ЗАНЯТИЕ 4

Ход занятия

Кузя загадывает детям загадку:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж. )

Воспитатель: Из какой сказки этот герой? Мы сегодня с вами дочитаем сказку. Садитесь, ребята, на поезд и отправимся в Сказ-кино. (Дети поют песню. )

– А пока мы едем, я дочитаю сказку.

(Чтение четвертой части .)

Воспитатель: Мы приехали, выходите, ребята, будем играть и задания выполнять.

Задание 1. Д/и «Узнай по вкусу».

Дети закрывают глаза.

Воспитатель угощает детей кусочками репки, моркови, свеклы, капусты.

Задание 2. Д/и «Наоборот».

Трусливый – смелый Злой – добрый Сердитый – ласковый Глупый – умный Страшный – красивый Ленивый – трудолюбивый

Задание 3. Мнемотаблица итоговая.

Дети рассказывают сказку по таблице разными способами: каждую клеточку разный ребенок, один начинает – другой заканчивает...

Воспитатель показывает образцы платьев и узоров.

– Раз, два, три – снова в группе мы.

Художественная литература.

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.

«Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,

«Дед хотел уху сварить...», «Зайчишка-трусишка...»,

«Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,

«Лень-потягота...», «Сидит, сидит зайка...»,

«Гуси вы, гуси...», «Кот на печку пошел...»,

«Идет лисичка по мосту...», «Сегодня день целый...»,

« Солнышко-колоколнышко...»,

«Иди, весна, иди, красна».

Русские народные сказки.

«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;

«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

«Привередница», обр. В. Даля;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A.Н. Толстого;

«Лиса и козел», обр. О. Капицы;

«Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;

«Жихарка», обр. И. Карнауховой;

«Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;

«Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.

Фольклор народов мира

Песенки.

«Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;

«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;

«Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;

«Ястреб», груз., пер. B. Берестова;

«Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;

«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;

«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.

Сказки.

«Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,

«Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;

«Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;

«Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;

«Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;

«Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;

«Колосок», укр., обр. С. Могилевской;

«Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова;

«Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;

«Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;

Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;

В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;

Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;

«Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,

«Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,

«Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.

Проза.

Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;

С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки.

Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;

«Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;

А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;

Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;

А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;

Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Е. Баратынский. «Весна, весна!..» (в сокр.);

И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

С. Дрожжин. «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»);

С. Есенин. «Поет зима -аукает...»;

А. Майков.«Осенние листья по ветру кружат...»;

Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

А. Плещеев. «Скучная картина!»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»);

И. Суриков. «Зима»;

А.К. Толстой. «По вешнему по складу» (из баллады «Сватовство»);

А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка...»;

С. Черный. «Кто?», «Когда никого нет дома».

Я. Аким. «Первый снег»;

3. Александрова. «Дождик»;

А. Барто. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»;

В. Берестов. «Кто чему научится», «Заячий след»;

Е. Благинина. «Эхо»;

А. Введенский. «Кто?»;

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

Б. Заходер. «Никто»;

Ю. Кушак. «Новость», «Сорок сорок»;

С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мяч», «Про все на свете»;

С. Михалков. «Дядя Степа»;

Ю. Мориц. «Огромный собачий секрет», «Дом гнома, гном -дома!», «Песенка про сказку»;

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

Г. Сапгир. «Садовник»;

Р. Сеф. «Чудо»;

И. Токмакова. «Ветрено!», «Ива», «Сосны»;

Э. Успенский. «Разгром»;

Д. Хармс. «Игра», «Врун», «Очень страшная история».

Басни .

Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить...» (из Эзопа).

Проза.

В. Вересаев. «Братишка»;

К. Ушинский. «Бодливая корова».

В. Бианки. Подкидыш»; «Первая охота»

А. Введенский. «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);

С. Воронин. «Воинственный Жако»;

Л. Воронкова. «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»);

С. Георгиев. «Бабушкин садик»;

В, Драгунский. «Тайное становится явным»;

М. Зощенко. «Показательный ребенок»;

Ю. Казаков. «Зачем мыши хвост»;

Ю. Коваль. «Паша и бабочки», «Букет»;

Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;

Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);

Е. Пермяк. «Торопливый ножик»;

М. Пришвин. «Журка», «Ребята и утята»;

Н. Романова. «Котька и птичка», «У меня дома пчела»;

Я. Сегель. «Как я был обезьянкой»;

Н. Сладков. «Неслух»;

Е. Чарушин. «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей».

Литературные сказки.

М. Горький. «Воробьишко»;

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу-Короткий Хвост»;

М. Михайлов. «Думы».

С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»;

М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»;

Э. Мошковская. «Вежливое слово»;

Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);

В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»;

Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения;

Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

В. Степанов. «Лесные звезды»;

Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги);

В. Чирков. «Что натворило «Р»;

К. Чуковский. «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».

Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде.

Для заучивания наизусть.

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);

М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);

3. Александрова. «Елочка»;

А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;

Ю. Кушак. «Олененок»;

Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;

В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);

Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят...»;

Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


Булычева Александра Валерьевна
  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 07.05.2014 20:07 Просмотров: 40291

    Для работы с детьми средней группы детского сада предлагаем тексты произведений поэтов и писателей России и зарубежных стран.

    Примерный список литературы для чтения детям

    Русский фольклор

    Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»-; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!-», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..>, «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко-ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

    Сказки . «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

    Фольклор народов мира

    Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

    Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия . И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия. «Улицей гуляет...» (из лихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на све-:-», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень грашная история».

    Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

    Литературные сказки . М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

    Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

    Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

    Примерный список для заучивания наизусть

    «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

    Наталья Сомова

    Проект «Наши любимые сказки »

    в средней группе

    Актуальность

    Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

    Все дети любят сказки . Именно доступный язык сказки они понимают легче , чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая малышу сказку , мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения.

    Цель проекта : Закрепление и систематизация знаний детей о сказках .

    Задачи :

    Образовательные :

    Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками ;

    Развивать познавательные способности ребёнка : любознательность, творческое воображение, память, фантазию;

    Развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь;

    Формировать, понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное ;

    Сформировать желание быть похожими на положительных героев;

    Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

    Развивающие :

    Развивать личностно-смысловую сферу (отношение к действительности) ;

    Развивать групповую сплоченность , самооценку детей;

    При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими недугами. Посредством сказкотерапии работать с агрессивными, застенчивыми детьми.

    Воспитательные :

    Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных;

    Воспитывать чувство привязанности и любви к своим близким;

    Воспитывать у детей уважение к самому себе;

    Побуждать интерес к сказкам .

    Вид проекта : Творческий.

    Возраст детей : Средний возраст

    Участники проекта : Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

    Продолжительность проекта : Краткосрочный

    Этапы работы над проектом :

    1. Подготовительный этап :

    Изучение литературы по теме

    Ознакомление с передовым опытом

    Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

    Составление плана совместной работы с педагогами, детьми и родителями.

    Подбор материала для бесед, игр с детьми.

    Подборка иллюстраций, литературы.

    Выставка книг "В гостях у сказки ".

    Консультация для родителей "Значение сказок в жизни ребенка ", "Что и как читать ребенку дома".

    2. Основной этап :

    Чтение русских народных сказок

    Просмотр мультфильмов

    Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам

    НОД «Рисуем сказочных героев из овалов и кругов»

    П/и "У медведя во бору", "Лиса на охоте", "Пузырь"

    Хороводная игра «Заинька попляши»

    Настольный театр «Теремок» , «Колобок» , «Гуси – лебеди» .

    Работа с родителями (консультации по теме)

    Раскрашивание героев сказок

    Рисование по сказкам : «Колобок» , «Маша и медведь» .

    Конструирование «Теремок»

    Дидактические игры «Собери сказку из частей ", "Из какой сказки ?", "Узнай сказку по иллюстрации ", "Любимый герой сказки " и упражнения по сказкам

    Прослушивание сказок , музыки

    3. Заключительный этап :

    НОД "Путешествие по русским народным сказкам ".

    Выставка рисунков, сделанных своими руками вместе с семьей по теме : "Герои сказок ".

    Предполагаемый результат :

    Получение дополнительных знаний о сказках ;

    Развитие у детей познавательной активности, творческих, коммуникативных способностей;

    Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам ;

    Организация выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой » (родители) ;

    Детское творчество (рисование) .

    Конспект

    образовательной деятельности по развитию речи

    на тему «Путешествие по русским народным сказкам » .

    Цель : развивать связную речь воспитанников.

    Задачи :

    Образовательные :

    1. Показать знания и умения детей, полученные в результате знакомства со сказками .

    2. Формировать познавательные способности ребёнка : любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

    3. Обогащать и активизировать словарь детей новыми словами.

    4. Формировать, понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное .

    5. Сформировать желание быть похожими на положительных героев.

    Развивающие :

    1. Развивать элементы логического мышления, сообразительность, внимание.

    2. Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами.

    3. Развивать умение обобщать и делать выводы.

    4. Развивать сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения.

    5. Развивать детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности.

    Воспитательные

    1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    2. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

    Оборудование : ширма, кукла «Заяц» ,физкультурное бревно, ватман, геометрические фигуры, конверт, картинки диких и домашних животных, картина печи.

    Предварительная работа : Чтение русских народных сказок , дидактические и подвижные игры, использование настольных театров, чтение стихов, потешек, загадок о героях сказок сказкам , беседы о героях сказок , просмотр мультфильмов по сказкам .

    Ход деятельности:

    Дети стоят в кругу.

    Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать ? Мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам . А какие сказки вы знаете ?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Ребята, есть у меня волшебный «ковер-самолет» . Мы на нем и отправимся в путешествие.

    Воспитатель разворачивает «ковер-самолет» , а там дырки в виде геометрических фигур.

    Воспитатель : Ковер у нас оказался в дырках, мы не сможем отправиться на нем в путешествие. Кто же это сделал? Дети, отгадайте загадку и мы узнаем, кто повредил наш ковер-самолет.

    Загадка : Маленький рост, серая шубка.

    Длинный хвост, острые зубки (мышь)

    Воспитатель : Правильно ребята - это мышка прогрызла наш «ковер-самолет» , давайте его отремонтируем.

    На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те «заплатки» , которые подходят для ремонта ковра.

    Воспитатель : Назовите те фигуры, которые вам понадобились. Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. Что бы взлететь - нужно улыбнуться. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. А чтобы никто не упал – нужно взяться за руки. Готовы? Становитесь вокруг «ковра-самолета» , держитесь за руки и полетели.

    Если сказка в дверь стучится ,

    Ты скорей ее впусти,

    Потому что сказка – птица ,

    Чуть спугнешь и не найти.

    Ой, смотрите, здесь стоит какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

    Достают из сундука схему путешествия и конверт с письмом.

    Воспитатель : Ребята, здесь кто-то оставил нам план-схему путешествия. Прочитаем письмо. (Читает письмо) . Кто по этой карте пойдет, да загадки разгадает, тот многому научится, многое узнает!

    Рассматривают план-схему.

    Ребята, пойдем по карте? Тогда вперед!

    Первая загадка.

    Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу :

    И так, ребята, мы с вами прилетели на остров сказки… (Ответы детей) Правильно, сказка «Маша и медведь» . Ребята, Машенька оставила нам задание. Когда она шла по лесу, то видела диких животных, а каких животных она увидит дома? Здесь лежат картинки с домашними и дикими животными. Разложите картинки. К елочке отправьте диких животных, а к домику – домашних.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель : -Молодцы, ребята! Вы быстро справились с заданием. Полетели теперь дальше.

    Посмотрим на нашу карту. (Смотрят на карту) .

    Загадка :

    Формой он похож на мяч

    Был когда-то он горяч

    Спрыгнул со стола на пол

    И от бабушки ушел

    А на этом острове какая живет сказка ? Правильно, «Колобок» . Ой, а колобок тоже оставил нам задание. Нам нужно отгадать загадки.

    На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился. (колобок)

    Всех важней она в загадке,

    Хоть и в погребе жила :

    Репку вытащить из грядки

    Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")

    Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом.

    Кто же были эти

    Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят» )

    Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки ,

    Кто герои этой сказки ? (Три медведя)

    Нет ни речки, ни пруда –

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Ах ты, Петя – простота,

    Сплоховал немножко :

    Не послушался кота,

    Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешек)

    Кто – то по лесу идёт,

    Короб за спиной несёт.

    Вкусно пахнет пирогами,

    Что за сказка перед вами ? (Маша и медведь)

    Как у Бабы у Яги

    Нет совсем одной ноги,

    Зато есть замечательный

    Аппарат летательный,

    Какой? (Ступа) .

    И с этим заданием мы справились. Полетели на следующий остров.

    Стали вокруг ковра-самолета, взялись за руки.

    (Смотрят по карте) .

    Ой, ребята у нас на пути преграда. Между островами перекинут мостик. Мы по нему попадем на другой остров, но нужно переходить осторожно в воде плавают акулы. Кто в воду упадет, того они съедят. (Дети друг за другом идут по мостику) . А вот и остров. Ребята, посмотрите, кто нас встречает. (Печка) . Из какой сказки она ? Правильно из сказки «Гуси-лебеди» . Значит на этом острове живет сказка… (Ответы детей) . Дети, а на печке для нас задание. (Д/и «Четвертый лишний» по сказкам ). С заданием мы справились, посмотрим на нашу карту и полетим дальше.

    Стали вокруг ковра-самолета, взялись за руки.

    Ребята, посмотрите, а здесь Зайка сидит и горько плачет. Как вы думаете, из какой он сказки ? (Заюшкина избушка) .

    Зайчик (взрослый за ширмой) : -Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да и выгнала меня.

    Воспитатель : Ребята, почему у лисички избушка растаяла?

    Дети : Потому что была ледяная.

    Воспитатель : А ледяная, это из чего? (ответы детей)

    А лубяная, это какая? (ответы детей)

    Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)

    Расставьте героев сказки по порядку .

    Кто первый пришел на помощь зайчику? (ответы детей)

    Кто второй? (дети отвечают)

    Кто выгнал лису (дети отвечают)

    Как можно сказать о петушке ? Какой он? (сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)

    Воспитатель : -Что можно сказать о лисе ? (хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная) .

    Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, давайте поиграем с ним. Игра «К зайцу на новоселье» .

    Какие вы молодцы! Ребята мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо справились с заданиями.

    Все сказочные герои нас благодарят и дарят нам целую корзину конфет.

    Игры и упражнения со сказками .

    Задачи :

    активизация познавательного интереса;

    развитие коммуникативности;

    создание условий для творческого самовыражения;

    развитие памяти, мышления, воображения, внимания;

    формирование лидерских качеств, организаторских умений, освоение ролей ведущего, ассистента, диспетчера, члена жюри и т. д. ;

    конструктивное общение в составе социальной группы ;

    создание позитивного психологического климата в коллективе.

    «Отгадай название сказки »

    Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки . Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки : Сивка….Конек….Мороз…Гуси….Красная….

    «Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

    Змей Горыныч (огнедышащая голова)

    Чебурашка (большие расплющенные уши)

    Русалочка (вместо ног хвост)

    Мальвина (голубые волосы)

    «Что лишнее»

    Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке , одно из которых не относиться к ее содержанию.

    Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц»

    Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»

    «Узнай сказочного героя по мимике и жестам»

    «Изобрази сказку символом »

    Каждый участник задумывает сказку и на листе изображает ее графически.

    - «Два жадных медвежонка» ;

    - «Три медведя» ;

    - «Волк и семеро козлят» .

    «Сказочная чепуха »

    Договорившись о выборе сказки , участники игры распределяют между собой роли. Каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу рассказа сказки .

    Репка – «Вау!»

    Дед – «Я вам покажу!»

    Бабка – «Чтоб тебя!»

    Внучка – «Прикольно!»

    Жучка – «Сейчас спою!»

    Кошка – «Бубль гумм!»

    Мышка – «Выходи подлый трус»

    Рассказчик начинает рассказывать сказку , постепенно прибавляя темп.

    «Перевертыши»

    Расшифруй названия сказок и книг .

    1. Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»

    2. Король под фасолью – «Принцесса на горошине»

    3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»

    4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»

    5. Одетый слуга – «Голый король»

    6. Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»

    7. Пес без босоножек – «Кот в сапогах»

    8. Семь худушек – «Три толстяка»

    9. Развалюха – «Теремок» и т. д.

    «Дополни имя»

    Василиса….

    Сестрица….

    Мальчик….и т. д.

    «Отвечай одним словом»

    Способ передвижения Бабы Яги- ступа

    В сказках так называют лису – кумушка

    Гордость Марьи красы – коса

    Сестрица Иванушки – Аленушка

    Его смерть была на конце иглы – Кощея

    Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т. д.

    «Русские сказки »

    1 –ый вариант

    1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев - Рукавица

    2. Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку – Уточка

    3. На какой реке Иван бился с чудо юдом? - Смородина

    4. Кличка сказочного коня - Сивка

    5. Без этого животного не обходятся многие сказки - Конь

    6. Жилище Бабы Яги - Избушка

    7. Имя сказочного героя - Емеля

    2 – ой вариант

    1. Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела

    2. В чем медведь нес девочку с пирогами? - Короб

    3. Сестрица Иванушки - Аленушка

    4. Этим подавился петушок – Зернышко

    5. Посуда, из которой журавль кормил лису? - Кувшин

    6. Мужское имя в сказках - Иван

    «Удивительные превращения»

    В кого превращались или были заколдованы сказочные герои ?

    Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане » - в комара, муху, шмеля.

    Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь.

    Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди.

    Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.

    «Необыкновенные путешествия»

    На ком или чем сказочные герои совершали необыкновенные путешествия?

    За медом Винни Пух? - на воздушном шаре.

    В Африку Доктор Айболит? – На корабле.

    На крышу Малыш – на Карлсоне.

    «Сказочные заклинания »

    Кто говорил такие сказочные слова ?

    По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)

    Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)

    Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)

    «Кто есть кто»

    Мойдодыр – умывальник; Дядя Федор – мальчик; Каа – удав; Страшила – соломенное чучело и т. д.

    «Разноцветные ответы»

    Какое слово надо поставить вместо многоточия?

    Красная…. шапочка

    Синяя….борода

    Синяя…. Птица

    Синие…. птицы

    Черная….курица

    Белый….пудель

    Желтый…. туман

    серая…. Шейка.

    «Друзья и подруги»

    Кто из литературных персонажей были друзьями?

    Карточки : Маугли; Чиполлино; Малыш; Винни – Пух; Герда; Крокодил Гена; Маркиз Барабас; Элли; Незнайка; Оля.

    Ответы :

    1. Багира, Балу, Каа (Маугли) .

    2. Вишенка, Редиска (Приключения Чиполлино) .

    3. Карлсон.

    4. Пятачок, Иа – Иа, Кролик.

    6. Чебурашка, Галя.

    7. Кот в сапогах.

    8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, трусливый Лев.

    9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Торопыжка.

    «С подсказкой и без »

    за правильный ответ – 3 балла

    с одной подсказкой – 2балла

    с двумя – 1балл

    1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой :

    В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно;

    Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

    2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу :

    Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая;

    Если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.

    3. Мелкие торговцы – врунишки заявили, что их товар – волшебный :

    Даже король поверил в это;

    А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно представить.

    4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, один из них лесть :

    Глупая птица, поверила ей;

    Проворонить свой сыр – это обидно.

    5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив такого, что и представить страшно :

    Вот поэтому он через много лет впервые увидел сына;

    Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю – океану.

    6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя :

    Раздобыв хозяину настоящий замок и добрую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы;

    А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

    7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку , эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит ей :

    Но оно никак не могло принадлежать ей, потому что не подходит ей по размеру;

    Эту хрустальную вещь обронила хозяйка, когда убегала домой.

    8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос :

    Дети не сразу поверили, что пришла их мама;

    Из семи ребятишек остался один, который и рассказал козе что случилось .

    9. Эта обманщица придумала притвориться глухой :

    Глупый кругляшек пел ей песни;

    Когда он уселся ей на язычок, осталось только проглотить его.

    10. Две сестрички желали третьей только добра, поэтому перевели часы на час назад :

    Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища;

    А вот если бы она попросила отца привести ей новые наряды, то не нашла бы своего принца.

    11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение :

    Сам – то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории;

    Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

    «Блицконкурс «Вопросы с подвохом»

    вопросы :

    1. Золушкин башмачок простой или золотой?

    2. Сколько человек тянуло репку? – три

    3. У колобка на шее был бантик или галстук?

    4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят» ?

    5. Маша приговаривала : «Высоко сижу, далеко гляжу» . Куда она залезла : на высокое дерево или на крышу дома?

    6. По какому поводу Муха Цокотуха собрала гостей : именины или свадьба?

    7. Во что превратилась Золушкина карета : в тыкву или брюкву?

    8. Мальвина – блондинка или брюнетка?

    9. Что просил старик у золотой рыбки, когда поймал ее в первый раз?

    10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

    11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?

    12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз? – пора в ремонт

    13. Что Муха – Цокотуха нашла, когда по полю пошла : самовар или чайник?

    14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у крота?

    15. Чью дочку Морозко одарил приданым : старикову или старухину?

    17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?

    18. Как Емеля возил на печке дрова : вязанками или врассыпную?

    19. Кого водила на веревочке Шапокляк – кошку или собаку?

    20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

    «Ящик – загадка»

    1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой? – Подснежники.

    2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. – Мочалка.

    3. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить злодея. – Игла.

    4. С помощью этого предмета главный герой нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована – Стрела.

    5. Игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. – Чебурашка.

    6. В ящике то, что указывает путь – дорожку не только Ивану – царевичу, но и одному мифическому герою Древней Греции. - Клубок нитей или нить Ариадны.

    «Кляксы»

    Материал : Большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

    «В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся – Бой превратил всех жителей города в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить эти капельки» . Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист. «Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что это похоже».

    «Составление сказки с использованием отдельных слов»

    Материал : набор слов или их символы (например : солнце, река, ветер, дождь)

    «Игра «Цветные сказки »

    Придумайте розовую или зеленую сказку .

    «Если – бы…»

    Предлагается детям пофантазировать на самые разнообразные темы : «Если бы я стал невидимым» - для чего бы использовал это свойство. «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» - о чем они могут рассказать .

    «Изобретатели»

    В основу положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например : нужно придумать необычный стул. Детям предлагается назвать два – три слова, совершенно не имеющие никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «Книга» , к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная приключенческая, толстая.

    Затем приступают к основной части игры – придумывание нового стула.

    По сказке «Гуси – лебеди» «Избушка на курьих ножках»

    Выложи из счетных палочек избушку на курьих ножках по образцу или по памяти.

    «Гусь»

    Гусь нарисован по клеточкам. Нарисуй такой же.

    «Кисельные берега»

    В сказке текла молочная река среди кисельных берегов . А какой кисель можно приготовить из ягод и фруктов? Из малины? Из вишни?

    Наполни банку (нарисовать) киселем : выполни штриховку так, как показано стрелками. Раскрась все ягоды и фрукты нарисованные.

    «Одень детей правильно»

    Подобрать картинки с одеждой, обувью, головными уборами.

    Задание : в какую одежду, обувь, головные уборы одеты дети?

    «Портрет Бабы Яги»

    Картины с фрагментами : лица; Волосы; глаза и брови; носы.

    Опиши портрет Бабы Яги по схеме : какое лицо? Какие волосы? Какие глаза? Какой нос?

    Конспект НОД

    по изобразительной деятельности (рисование) на тему : «Сказочные герои »

    Цель :

    закрепить знания детей о сказках , использовать выразительные средства для передачи содержания текста.

    Задачи :

    Развивать творческое воображение, умение решать задачи творческого характера;

    Продолжать учить детей использовать в своих работах нетрадиционные методы рисования;

    Воспитывать уверенность в своих творческих возможностях, аккуратность.

    Предварительная работа : чтение сказок , рассматривание иллюстраций по сказкам , театрализация сказок

    Организационный момент.

    Дети обращают внимание на красивый сундучок, который появился в группе .

    Воспитатель.

    Ты чудесный сундучок,

    Всем ребятам ты дружок,

    Очень хочется нам знать,

    Что ты нам принес опять?

    Тсс! Кто- то разговаривает

    Я мышка - норушка,

    Я лягушка- квакушка.

    Кто это? Из какой сказки ? Кто еще в теремочке жил? А как они себя представляли? Должно быть тот теремок до сих пор в поле стоит? А что случилось? Где же теперь зверюшки живут?

    В какой сказке есть чудесный пень , где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. Почему медведь не мог скушать пирожок?

    Добрый маленький герой разделил свой дом с лисой. А лисица злой была и зайчишку прогнала. Сам вернуть свой дом не смог, петушок ему помог?

    В какой сказке лисица выгнала зайку? А кто ему помогал лису выгонять? Как лисица прогоняла зверей, что она говорила и как? А петушок, какой?

    Дети отгадывают название сказок , отвечают на вопросы.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите в сундуке лежат вещи героев разных сказок . Как вы думаете, из какой сказки эти вещи ? (косынка, корзинка с пирожками)

    Дети. Это вещи из сказки "Маша и медведь"

    Воспитатель. Вот еще. Большая чашка, средняя и самая маленькая синенькая. Из какой же это сказки ?

    Дети. "Три медведя"

    Физминутка.

    Три медведя шли домой

    (дети идут)

    Папа был большой - большой

    (руки над головой)

    Мама с ним - поменьше ростом

    (руки на уровне груди)

    А сынок малютка просто

    (присесть)

    Очень маленький он был,

    С погремушками ходил

    (встать, руки перед грудью)

    Дзинь - дзинь - дзинь.

    Воспитатель. Посмотрите - ка, ребята, в сундуке лежит какое - то письмо, адрес нашего детского сада. Прочитаем его.

    «Дорогие ребята! Моя дочка очень любит рисовать , но ее рисунки кто-то стер и остались одни только круги да овалы. И мы не знаем, что делать. Если дочька это увидит, то расстроится и будет долго плакать, а я этого не хочу. Помогите нам. С уважением Царь»

    Воспитатель. Посмотрите, дети на эти рисунки, Действительно, здесь только круги и овал. Нужно подумать, что же здесь было нарисовано. Ребята, а вы как думаете, что рисовала принцесса.

    Ответы детей.

    Воспитатель. Я думаю, что мы все постараемся, и у нас обязательно получится нарисовать из кругов и овала сказочных героев . Вы готовы? Приступайте.

    Звучит музыка.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Воспитатель. Вы настоящие волшебники. У вас получились очень интересные работы. А вам они нравятся?

    Итог занятия

    Воспитатель с детьми обсуждает каждый рисунок.

    Воспитатель. Ребята, давайте наши рисунки мы отправим Царю и Принцессе, пусть они тоже полюбуются нашим творчеством .

    Выставка