Учебно производственная практика. Производственная практика

Не секрет, что даже грамотно выстроенная теоретическая подготовка не способна заменить навыки и знания, полученные в результате реальной деятельности, наработанные методом проб и ошибок. Чтобы повысить квалификацию выпускников и их ценность на рынке труда, организуется практика на предприятии для студентов. Обязанность ее проведения регламентирована законодательно, а правила и способы осуществления прописывает учебное заведение исходя из особенностей реализуемых образовательных программ.

Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

  • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
  • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
  • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

«Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

Чем отличается учебная практика от производственной?

Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

  • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
  • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
  • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

Чем отличается производственная практика от преддипломной?

Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

Задачи цикла – это:

  • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
  • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

Оформление практики для студентов: пример

Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

Ситуация 1

Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

Ситуация 2

В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Возможность окончательно убедиться в правильности сделанного им выбора. Во время ее прохождения он может проверить свой профессионализм. Конечно, особенно важных и ответственных заданий он может и не получить, но вполне способен поработать рядовым исполнителем и принять участие в решении общих производственных задач.

Производственная практика, кроме того, помогает руководителям предприятий познакомиться с новыми кадрами и, если они того достойны, пригласить их к себе на работу по окончании вуза. Сегодня, когда система гарантированного распределения выпускников после институтов уже не работает, именно на студенту предоставляется возможность проявить и зарекомендовать себя.

Студент во время работы на производстве имеет возможность изучить реальные ситуации и проверить полученные во время учебы знания. Он может самостоятельно принимать решения, обосновывая верность своих выводов перед руководителем практики. Будущий субординации, работе в коллективе, получает навыки профессионального общения.

Проходя только теоретический курс и получая практические знания в стенах вузов, студенты не всегда ясно понимают, чем на самом деле им придется заниматься на рабочем месте. О многом, что рассказывается на лекциях, они имеют весьма поверхностное и приблизительное представление. Именно в условиях производства студенты приобретают те знания, которые порою интересными даже для их преподавателей, читающих .

Практика на предприятии – повод выбрать себе тему и подобрать хороший фактический материал для написания работы, который сделает его перед государственной комиссией имеющим практический интерес и достойным самой высокой оценки.

Большинство русских слов имеют окончания. Какие это окончания, зависит от того, к какой части речи относятся слова. Окончания служат для связи слов в предложении.

Если приставка, корень, суффикс необходимы для того, чтобы передать смысл слова, то окончание служит для того, чтобы слова в предложении были связаны между собой. Без этой связи фраза рискует превратиться в обычный перечень слов. Выбор окончания зависит от того, к какой части речи относится слово и в какой форме ему надлежит стоять в определенном случае.

Окончания бывают только у изменяемых частей речи. Такие части речи, как наречия или деепричастия, окончаний не имеют.

Окончания имен существительных

Имена существительные в языке склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам.

При построении фразы используется такая связь слов, как управление. Например, «читать (что?) книгу». Слово «читать» в данном словосочетании требует, чтобы следующее за ним слово стояло в винительном падеже. Соответственно, слово « » приобретает окончание «у», которое свойственно словам I склонения в винительном падеже.

Еще один пример управления. В словосочетании «книга » главным словом будет слово «книга». Зависимое слово «о любви» стоит в и имеет окончание «и», как того требует русская в данном случае.

Окончания глаголов

Глагол в изменяемая часть речи. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. А в прошедшем времени – изменяются по родам и числам.

Глагол «читать» в настоящем времени изменяется следующим образом: «я – ты – он читает – мы – вы читаете – они читают». Выбор личного окончания будет зависеть, с каким существительным или местоимением употребляется глагол: «ребенок читает» - окончание «-ет»; «люди читают» - окончание «-ют».

В прошедшем времени у глаголов появляется суффикс «л». Окончание после этого суффикса будет указывать на род и число. Например, достаточно сказать «читала» - и уже понятно, что действие осуществляется существом женского рода в единственном числе.

В глаголах с постфиксом «-ся(-сь)» окончание может оказаться не в самом конце слова. Например, «интересуется» (окончание «-ет-»), «интересовались» (окончание «-и-»).

Окончания прилагательных

Прилагательные и причастия изменяются по родам, числам и падежам. Изменение этих частей речи зависит от того, к какому слову (чаще всего, к имени существительному) они относятся.

«Книга (какая?) интересная» - здесь согласование прилагательного с существительным требует для прилагательного окончания «-ая», что указывает на женский род, единственное число, именительный падеж. В предложении «Я доволен интересным журналом»

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.

Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.

Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет . Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.

Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: ), как правило, он содержит:

— календарный план;

— дневник;

— характеристику с места прохождения практики

— введение;

— основную часть;

— заключение;

— список литературы;

— приложения

Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.

Образец титульного листа

Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.

Пример календарного плана отчета по практике

Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.

Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.

Пример заполнения дневника практики

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.

Образец характеристики с места прохождения практики

Образец содержания отчета по практике

Введение содержит:

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Пример введения

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.

Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Образец заключения отчета по практике

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в . согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.

Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.

– это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.

Студенту

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения. Значительно сэкономив таким образом время и силы, вы не будете делать лишних движений по окончании вуза и будете точно знать, куда идти дальше.

Какие возможности дает практика студенту:

    закрепить теоретические знания;

    применить знания и навыки на практике;

    сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;

    непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

    получить навык поиска работы и общения с работодателем;

    получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

    как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;

    сориентироваться в профессии и определиться ;

    «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

    подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

    получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

    добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Студенты проходят производственную практику на старших курсах вузов, когда уже выбрана специальность, и обычно тема практики соотносится со знаниями и навыками, полученными в семестре. Практика проходит на базах реальных предприятий, с которыми у вуза есть предварительная договоренность. Направление деятельности организации должно соответствовать специализации студента. Учащийся имеет право выбрать подходящую ему базу практики, а вуз должен предоставить список возможных вариантов. Если студент уже работает по профилю, то он имеет право проходить практику по месту настоящей работы.

Во время практики студент должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) и научно-исследовательским или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале).

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д. Также на него возлагаются соответствующие работнику обязанности.

Работодателю

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

    «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;

    скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы. Основная загвоздка для кадровиков – это отсутствие статьи, четко регламентирующей принятие практиканта на работу. Понятие договора между студентом и организацией на случай прохождения практики отсутствует в принципе. В этой ситуации есть два варианта действий.

1. Заключение трудового договора с практикантом. В случае производственной практики и при наличии в компании соответствующего вакантного места студент принимается в штат на основании срочного трудового договора и вступает с организацией в трудовые отношения. Обоснование заключения договора можно сформулировать согласно статье 59 ТК РФ примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики». Если для студента это первое официальное трудоустройство, то ему необходимо завести трудовую книжку и свидетельство пенсионного страхования (статья 65 ТК РФ). С момента заключения договора практикант наделяется всеми соответствующими правами и обязанностями полноправного работника.

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то Тогда студент не получает конкретную трудовую функцию, а находится на практике больше ознакомительно, не несет ответственность подобно работнику. Однако, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и правила охраны труда на него распространяются. Для зачисления студентов на предприятие издается приказ, в котором прописываются все необходимые подробности (имена студентов, сроки и цели практики, порядок прохождения, ответственный наставник и пр.).

Если студент уже работает, и профиль его работы соответствует специальности, на которую он обучается, то он может проходить практику по месту своей работы, предоставив в вуз соответствующую справку.

Таким образом, производственная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для студентов, так и для работодателей, помогая им познакомиться друг с другом и начать профессиональное взаимодействие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Учебная практика является одним из основных элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм. Назначение практики состоит в приобретении студентами первоначальных навыков работы в службах и подразделениях, связанных с вопросами управления, организации и планирования учебной деятельности.

Учебная практика является составляющей учебного процесса подготовки современных специалистов для специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», и проводится в соответствии с учебным планом специальности на 3 курсе в течение 6 семестра продолжительностью 6 недель. Место практики каждого студента определяется кафедрой экономики и управления на предприятии в общем порядке или студентами самостоятельно при согласовании с кафедрой.

После окончания практики в недельный срок студенты представляют на кафедру отчет и характеристику (отзыв), подписанную руководителем практики от предприятия и заверенную печатью, подтверждающую прохождение студентом учебной практики.

Основные функции учебной практики:

    формирование профессионального мышления и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

    совершенствование имеющихся и освоение новых практических навыков работы экономиста-менеджера на предприятии;

    развитие навыков научно-исследовательской работы по профилю профессиональной подготовки;

    формирование профессиональных качеств с учетом современных требований к специалистам;

    адаптация студентов к реальным условиям экономики и создание возможностей для будущего трудоустройства

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков, полученных студентами в процессе обучения по специальности, в процессе исследования экономической деятельности конкретной организации во взаимосвязи с системой управления, развитие научно-исследовательских навыков и формирование научно-исследовательских интересов студентов, способствующих адаптации к реальным условиям экономики, создание возможностей будущего трудоустройства.

Задачи учебной практики:

    Изучение и описание экономического субъекта – базового предприятия, на котором проходит практика (объекта практики), в том числе общая структура, имущество, собственники и т.д.

    Изучение системы управления базового предприятия.

    Изучение внешних факторов, влияющих на показатели деятельности базового предприятия.

    Изучение корпоративной культуры базового предприятия.

    Изучение основных производственных процессов на базовых предприятиях.

    Изучение и освоение основных правил по технике безопасно­сти на объектах практики.

2. Организационно-методические указания

Программа по проведению учебной практики разработана в соответствии с требованиями государст­венного стандарта высшего профессионального образования по специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Минобразования России от 25.03.03 № 1154.

Местом прохождения учебно-ознакомительной практики являются коммерческие и некоммерческие организации различной отраслевой принадлежности и различных организационно-правовых форм, в том числе:

    Сельскохозяйственные организации;

    бюджетные учреждения;

    производственные предприятия;

    торговые организации;

    банки и финансовые институты;

    аудиторские фирмы и др.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов, а также организации, с которыми существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и др. работ.

В течение месяца до начала практики студенты получают в деканате направления на практику. Практику могут проходить только студенты, не имеющие академической задолженности.

Общее руководство практикой на факультете возлагается на декана факультета (его заместителя), организационное, методическое и документационное обеспечение по кафедре экономики и управления – на ответственного по кафедре за проведение практики в учебном году, который, согласно указаниям заведующим кафедрой, составляет списки распределения студентов-дипломников по темам и научным руководителям.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляют:

    заведующий кафедрой;

    ответственный по кафедре за проведение практики;

    научный руководитель практики от кафедры (руководитель диплома);

    руководитель практики от предприятия.

Ответственные за организацию и проведение практики студентов на кафедре по организационным и учебно-методическим вопросам подчиняются заведующему кафедрой.

Научные руководители практики из числа преподавателей кафедры:

    определяют содержание Задания студентов;

    принимают участие в проведении установочной конференции для студентов перед началом практики;

    осуществляют общее методическое руководство практикой студентов;

    контролируют качество и сроки выполнения работ, предусмотренных программой;

    оценивают отчет о практике.

Перед прохождением практики каждый студент, получает задание, которое должен выполнить при прохождении практики (сбор практического материала, расчеты и т.д.), и самостоятельно готовит календарный план исполнения задания.

Каждый студент при прохождении практики обязан вести дневник (Приложение 2), который должен содержать:

Подпись научного руководителя практики;

Календарный план (вносится в дневник перед началом практики);

Записи о выполненных работах за время прохождения практики (присутствие на производственных совещаниях; производственные экскурсии; научно-исследовательская работа и др.) включая общественную работу;

Выводы студента о результатах практики.

Руководитель практики от предприятия периодически проверяет знания студента и его записи в дневнике. Все замечания и поощрения, связанные с трудовой дисциплиной студента во время прохождения практики в организации вносятся в дневник. По окончании практики руководитель от предприятия должен написать на студента Характеристику, заверенную печатью базовой организации, по установленной форме (Приложение 3), отразить в ней положительные и отрицательные стороны поведения студента во время прохождения учебной практики, оценить общее прохождение практики по пятибалльной шкале.

В период практики студенты выполняют правила внутреннего распорядка организации, предприятия, учреждения. В соответствии с программой практики студенты осваивают виды деятельности, технологии, методы и умения по профилю специальности.

Выполнение заданий и отработка практических вопросов осуществляется на отведенных рабочих местах сторонних организаций или в компьютерных классах факультета согласно расписанию занятий, где каждому студенту во время практики предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера. Кроме того, отдельные задания могут выполняться в свободное от плановых занятий время на факультете или дома.

Если студент не выполняет обязанности практиканта, то он освобождается от прохождения практики. Студенту, не прошедшему практику по уважительной причине, назначаются новые сроки практики.

На период практики один из студентов группы назначается старостой. В обязанности старосты входит ведение учета посещаемости, распределение поручений, оповещение о мероприятиях, распоряжениях руководителей практики.

Студенты при прохождении учебной практики обязаны:

    внимательно изучить настоящую Программу учебной практики и методические рекомендации по подготовке отчета о практике полностью руководствоваться ими в процессе прохождения практики и написания отчета;

    поддерживать связь со своим научным руководителем в течение всего периода практики и подготовки отчета;

    выполнять график прохождения практики, разработанный совместно с научным руководителем и вести дневник.

По окончании практики на предприятии в трехдневный срок студент представляет на кафедру (научному руководителю):

    направление с отметкой о прохождении практики;

    характеристику;

  • письменный отчет о выполнении программы практики.

Практика студентов заочного отделения. Студенты заочных отделений университета делятся на три группы. К первой группе относятся студенты, работающие по специальности. Ко второй группе - студенты, работающие в учреждениях соответствующих профилю профессиональной подготовки, но не по специальности. К третьей группе относятся студенты, работающие не по специальности.

Студенты первой группы по решению совета факультета могут быть освобождены от прохождения практики на основании представленной с места работы характеристики, подписанной руководителем. Подпись руководителя заверяется печатью.

Практика студентов второй и третьей групп проводится в основном по месту жительства студентов при наличии баз практики.

Для студентов, обучающихся по сокращенным программам, уменьшается объем учебной и учебной практик при условии, если студент имеет высшее либо среднее специальное образование, соответствующее профилю подготовки. Таким студентам переаттестовывается практика. Для остальных студентов практики проводятся в полном объеме.