Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы. VI Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы. Сколько страниц должно быть на каждую главу диплома

В названии практической части, как правило, формулируется проблема исследования на примере конкретной организации.

1. Цель проведения исследования - приводится в первом предложении.

Технико - экономическая характеристика предприятия, на базе которого проводится исследование (статус предприятия, морфологические особенности организации, организационно - управленческая структура, особенности технологического процесса и т д).

Методы исследования.

3. Ход исследования. После формулировки названия каждого метода приводится цель его использования и дается описание. Далее - раскрывается применение метода исследования в конкретной организации. Все материалы по применению методик исследования (бланки анкет, внутренних документов обеспечения защиты данных организации/предприятия) размещают в Приложениях. Проводится анализ полученных результатов, делается вывод. Для получения более точных результатов используют не один, анесколько методов исследо­вания.

4. Общие выводы. По окончании исследования подводятся общие итоги (выводы) по всей теме. Используемая методика должна подтвердить или опро­вергнуть гипотезу исследования. В случае опровержения гипотезы, даются ре­комендации по возможному совершенствованию деятельности по организации и технологии защиты данных организации/предприятия в свете исследуемой проблемы.

5. В Заключении должен быть представлен краткий перечень полученных в работе результатов. Основное назначение заключения - резюмировать содержание работы, подвести итоги проведенного исследования. В заключении излагаются полученные выводы, анализируется их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении, оно лежит в основе доклада студента на защите и не должно составлять более 5 страниц текста.


ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА

Текстовая часть работы должна быть исполнена в компьютерном варианте на бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 14, начертание - обычный, по­луторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее - 2; верхнее - 2; левое - 2; правое - 1. Объем ВКР должен составлять 40-50 страниц. Рекомендуется следующий удельный вес основных перечисленных элементов в общем объеме выпускной квалификационной работы: введение – до 10 %; разделы основной части – 80 %; заключение – до 10 %.

Весь текст ВКР должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы и подразделы. В содержании ВКР не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий разделов и подразделов. Названия разделов и подразделов должны отражать их основное содержание и раскрывать тему ВКР.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа 1,25см с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, шрифт № 14 «Times New Roman». Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

При делении ВКР на разделы согласно ГОСТ 2.105-95 обозначение производят порядковыми номерами - арабскими цифрами без точки. При необходимости подразделы могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят. Каждый раздел нужно начинать с нового листа (страницы).

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, то нумеровать его не следует. Пункты при необходимости могут быть разбиты на под­пункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например:

Типы и основные размеры

1.3

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка.

Пример:

а)_____________

б)_____________

1) ________

2) ________

в) ____________

Нумерация страниц основного текста и приложений должна быть сквозной. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе и содержании не проставляют.

В дипломной работе должны применяться научные и специальные тер­мины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандар­тами, а при их отсутствии - общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть приведен перечень принятых терминов с соответствующими разъ­яснениями. Перечень включают в содержание работы.

ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Все иллюстрации, помещаемые в выпускную квалификационную работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диа­граммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в ВКР должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими циф­рами, например:

Рисунок 1, Рисунок 2

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, разде­ленных точкой.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных, по середине строки например:

Рисунок 1 – Маршрут документа

Структурными элементами ВКР являются:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть, состоящая из 3-х глав;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Во введении

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • формулируется проблема, которую дипломник должен решить в данной работе;
  • определяются цели и задачи, решение которых необходимо для достижения данной цели;
  • определяются объект и предмет исследования: объект - где проводится исследование (страна, город), на базе какой организации; предмет - что исследуется (например, социально-экономические, трудовые отношения по поводу... и пр.);
  • даются композиционные особенности и краткое содержание теоретической и практической частей работы.

В первой главе ВКР рассматриваются теоретические вопросы по теме работы, дается обзор литературных источников (книг, журналов, монографий, газетных статей, материалов конференций и т.д.), освещаются законодательно-нормативные акты. Обзор литературы должен показать знание дипломником специальной литературы, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, представлять современное состояние изученности темы.

В первой главе следует создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения работы. Объем первой главы дипломной работы составляет 18-20 страниц.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования в динамике, раскрываются особенности функционирования объекта. К числу их, как правило, относятся: общая характеристика объекта исследования (организации, структуры, законодательства, нормативных актов, практики деятельности и т.п., в зависимости от целей ВКР), целевые ориентиры и стратегии деятельности, результаты продуктово-рыночного анализа, организационная структура управления, система внешних и внутренних организационных, экономических и информационных связей, стратегическая позиция организации, анализ финансового состояния фирмы. Проводится общая оценка достижений и выявляются проблемы, имеющиеся в объекте исследования. В заключении второй главы дипломник определяет конкретную проблему, которую он разрабатывает (решает), пути и методы ее решения.

Объем второй главы примерно составляет 18-20 страниц.

Третья глава посвящена практическому решению поставленной проблемы. Эта часть ВКР должна носить проектный характер. Здесь разрабатываются новые подходы и направления деятельности, новые продукты и технологии, новые законодательные и нормативные акты и т.п. Вырабатывается система административных, экономических, социально-психологических мероприятий и процедур, необходимых для внедрения предлагаемых решений в практику деятельности. Мероприятия и пути их внедрения должны соответствовать логике теоретического и практико-ориентированного анализа, проведенного автором в первых главах, и полностью решать поставленные задачи.

В третьей главе излагаются и анализируются полученные результаты, дается прогнозная экономическая оценка предлагаемого варианта решения проблемы. Объем третьей главы работы 18-20 страниц.

В заключении последовательно излагаются теоретические и практические результаты и суждения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Результаты (выводы) исследования должны соответствовать поставленным цели и задачам.

Объем заключения 2-3 страницы.

Список использованных источников составляет одну из важных частей работы. Каждый включенный литературный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать, откуда взяты приведенные материалы. Нельзя включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте работы, и которые фактически не были использованы.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и др.

Добавлено: 29.06.2015

- Как у нас будет проходить практика?

Практика будет проходить на работе. С первого числа, как в приказе написано. У бакалавров один месяц, у специалистов два. Практика это вторая глава ВКР, отчет по практике должен быть подписан вами, руководителем практики и ответственным от института. Должно быть введение и параграфы «Анализ финансово-хозяйственной или организационно-экономической деятельности» - сущность, что делает организация и должен быть анализ тех проблем, которым посвящена работа.

- Есть ли методичка по практике?

То что в дипломе есть, ведь отчет по практике - это вторая часть диплома. Это просто для того чтобы, в приказе ФУ написаны стандарты и поля и шрифт и всё остальное.

- Дневник по практике надо составлять?

У всех по разному.

- Отчет по практике по какой форме выполняют?

Вот титул заполняется, остальное, вторая страница- оглавление, оформляется в папку как курсовая.

Отчет согласовываем с руководителем. В отчете должно быть введение, заключение и список литературы, который мы используем при написании. Приложениями могут быть, с разрешения руководителя, устав, балансовая справка и это можно в приложение вкр вложить.

- Нужно ли указывать чем именно мы занимались в организации в отчете по практике?

Вы знакомитесь с деятельностью организации в целом и с проблемами, которые соответствуют теме выбранной вами ВКР и которые будут решены в третьей главе.

- Как будет проходить защита по практике?

Даете отчет своему руководителю, он смотрит, задает вопросы, подписывает отчет и Вы получаете допуск к госэкзаменам.

- Дата защиты по практике

В приказе ФУ написано, что защита отчета по практике проходит с 26 ноября по 30 или 31 декабря. В этот промежуток научный руководитель сам выбирает день для защиты. Вы с ним договариваетесь о месте, времени и дате встречи. Обьем отчета по практике должен быть 25-30 страниц, а вся работа(ВКР) должна быть около 75-80 страниц.

-Можно ли изменять утвержденный план вкр?

- Вторая глава ВКР у нас самостоятельная

Первая глава- теоретическая, мы должны не просто с учебника чуть чуть найти и подправить, но и выводы свои сделать по каждой главе. Для того, чтобы когда вы вкр напишите в январе к числу двадцатому и преподавателю принесете сшитый диплом на подпись, потом вы должны через антиплагиат распечатку получить, что у вас всего 75% своего и 25 чужого, если меньше - берете и еще подправляете в первой главе и третьей главе. Третья глава всё-таки самостоятельная, поэтому предложений я думаю вы там наберете.



- Какой лучше использовать антиплагиат? Вузовский или в интернете

Для начала Вы ориентируетесь на общую базу для студентов http://www.antiplagiat.ru/ , но у преподавателей есть своя внутренняя база имеющая намного больше возможностей чем студенческая http://fa.antiplagiat.ru/ , так что будьте готовы к тому что Ваш процент будет намного ниже чем у преподавателя.

- Проверять надо всю работу или можно только часть?

Мы должны проверить всю работу.

Список литературы не меньше 33-34 наименований и ссылки на литературу должны обязательно быть минимум из 35-20 уж точно.

- Комиссия будет?

Это будет председатель, зам председателя 3 члена комиссии и секретарь.

- Бывает такое, что работу ВКР кто-то не защитил?

Одно могу сказать что, у нас один не защитил и тот кажется не явился. А в общем диплом подписывает не только, руководитель по диплому, но и заведущая кафедрой поэтому главное сдать госэкзамен вот там можно получить неуд.

-Сколько страниц должно быть на каждую главу диплома?

В среднем по 25 страниц, всего где-то 75-80 страниц с учетом второй главы(которая и есть отчет по практике). Если в конце отчета по практике ваш научрук посоветовал что-то изменить, вы улучшаете(какую-нибудь табличку например) У нас специально и делается отчет по практике, чтобы вы могли собрать отчет по практике, систематизировать и выявить проблемы и в третей главе ВКР решить эти проблемы.

- Какие вопросы задают на защите?

В основном комиссия спрашивает вторую главу- вы ее должны знать, потому что вы сами там работаете или ваш брат и должны вторую главу знать. И третью главу спрашивают- что вы предложили. Поэтому когда будете писать и готовиться, на вопрос что вы предложили, у вас должен быть ответ там ночью или днем-я предложила тото тото. Вас спрашивают где это- вот раздаточный материал, презентация показывает на этом листе мое предложение, а вам говорят- у вас здесь очень мало- один листочек, а в работе что вы предложили должны помнить на какой странице и открываете и показываете это. То есть в своей работе должны разбираться.

По вкр докладываем 6-8 минут. Рассказываем об организации и что мы предложили (в организации делали тото, анализ показал, что конкурентоспособна или нет).

Вот эти проблемы вычислили и я предлагаю решить их таким-то образом(сократить такой-то отдел, перераспределить обязанности поменять мотивацию и т.д).

Я сделала тото тото, спасибо за внимание.

Экономический эффект надо указывать (как помогли рекомендации).

Если все понравилось, то вопросов не будет и может быть отпустят сразу, если нет, то задают доп вопросы. Чаще всего 1-2 вопроса обязательно по организации, что она делает, какие проблемы и вопрос, по тому что вы предложили и что это дало.

И это произведет хорошее впечатление на вас.

По презентации до гака вы берете флешку и формируете портфельчик с файликом презентации.

Кроме того вот в папочках как в курсовых, мы готовим раздаточный материал для комиссии страниц на 10-12, соответствующие страниц презентации. Что у нас в раздаточном материале то и в презентациях. Готовить надо 5 экземпляров раздаточного материала для пяти членов комиссии

- Бывало, что комиссия задавала вопрос, который вообще не касается диплома?

Обычно такого на вкр не бывает. Обычно задают вопросы по организации и по теме, конечно могут, если у вас тема конкурентоспособность могут спросить что такое конкурентоспособность.

- А госы как проходят?

Экзамен это 2 вопроса и ситуация либо задачка.

Перед экзаменами будет консультация и там мы посмотрим задачки которые будут в билетах, вопросы мы можем сами подготовить. Задачки мы разберем.

На госах будет сидеть эта же комиссия из пяти человек.

На госсах, как и на многих экзаменах ответ будет устный и выдадут 2 листочка: один для вопросов, второй для решения задачки или ситуации. Можем подсматривать в свой листочек для ответа на устные вопросы, только списывать не надо, могут выгнать, а выгнать- это значит вы год потеряете. А второй листочек выдаете комиссии, чтобы комиссия решила- правильно вы решили задачку или нет. Вы ситуацию описываете, задачку решаете, ошибетесь, мы вас поправим, смотря в чем ошибетесь.

Неудов у прошлого года не было, у финансистов были.

- Как оформляется вкр?

Переплетать ВКР в жесткий переплет, никаких завитушек не должно быть, никакой пластмассы, должен быть жесткий переплет любого цвета, необязательно с гербом или золотом, можно простой переплет.

В конец работы приклеиваете конвертик и кладете туда диск со своей работой и презентацией, главное чтобы там была работа.

На ВКР должен быть отзыв научного руководителя, в котором он указывает, что вы актуальную тему работы выбрали и как вы относились к делу (ответственно, трудолюбиво, проявлял инициативу и т.д). Сначала актуальность, а потом отношение и потом рекомендует к защите на государственной экзаменационной комиссии. Где-то на полторы странички.

И также делается рецензия на вкр со стороны кого-нибудь с вашей работы (руководителей или начальников).

Рецензию мы пишем сами, и даем ее подписать своему начальнику или другому лицу в организации и ставим печать организации.

- Отзыв научного руководителя должен быть в переплет включен?

Нет, он просто листочком должен быть вставлен в работу. Он не переплетается.

На Биржу студенческих заказов Pishem24.ru, где мы бесплатно оценим выполнение вашей работы с указанием цены и срока. Создание заказа предназначено для оценивания работы. Для начала работы над заказом, Вам необходимо будет выбрать наиболее понравившееся предложение одного из авторов.

С уважением, команда сайт

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

У нас все надежно

Безопасная сделка

Ваши деньги не направляются в качестве предоплаты исполнителю, а резервируются в системе.
Они будут переданы автору только после того, как вы одобрите работу, 20 дней гарантии на выполненную работу

Надежные исполнители

Ответственный подход

Исполнители заинтересованы в качественном и своевременном выполнении каждого задания, так как рискуют своим рейтингом и репутацией

Гарантия возврата

Если вдруг вы останетесь недовольны качеством работы, мы вернем вам деньги без долгих разбирательств

Принимаем ответственность

Если что-то пошло не так, мы оперативно 24/7 решаем вопросы и исправляем недоразумения, если что-то Вас не устроит

Как правильно писать введение дипломной работы

Итак приступим.

Введение дипломной работы

Введение является очень важной составной частью дипломной и курсовой работы. Введение раскрывает обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и представляет схему проведения дипломного или курсового исследования.

Введение дипломной работы, как правило занимает 3-5 страниц печатного текста. Введение курсовой работы должно составлять 2 -3 страницы печатного текста.

Введение условно можно разделить на несколько частей:

I Актуальность дипломной (курсовой) работы; степень разработанности исследуемой темы; проблемы.

II Объект и предмет исследования .

III Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели) .

IV Гипотеза .

V Методы, используемые при написании дипломной (курсовой) работы .

VI .

VII Краткое описание структуры .

I Актуальность во введении дипломной работы

Актуальность темы дипломной (курсовой) работы характеризует ее современность, жизненность, насущность, важность, значительность. Иными словами - это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы , раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Актуальность дипломной работы не должна занимать более 1,5 листа введения дипломной работы (из практического опыта скажем, что слишком расписанная актуальность утомляет руководителей дипломных работ и они ее вам все равно урежут).

Актуальность курсовой работы обычно занимает чуть меньше страницы печатного текста.

Обязательно должны присутствовать следующие слова: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем …. или актуальность дипломной работы заключается (или проявляется) в следующем…. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными . Либо просто "Актуальность дипломной работы" , а потом начинаете с нового предложения.

После описания актуальности темы можно написать: актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Если вы не можете описать актуальность своими словами? Этого делать и не нужно. Тогда как же определить актуальность выбранной темы?

Практический совет!

  1. Найдите в интернете курсовые, дипломы по вашей теме и посмотрите в них введения. Сравните, выберите все самое важное в отдельный документ ворда «Введение».
  2. Возьмите несколько книг (в которых затрагивается выбранная вами тема). В самом начале глав всегда описывается важность и значимость написанного ниже. Это и будет ваша актуальность.

II Объект и предмет исследования во введении дипломной работы

Объект исследования дипломной работы - это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ ПРИМЕР: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная система, желудочно-кишечный тракт и т.д. Но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Так, например, в области гуманитарных наук объект исследования - это сфера социальных отношений (институциональное образование), в рамках которой будет проводиться исследование. Объект отражает проблему в тех или иных социальных отношениях.

Предмет в дипломной работе - это элемент общественной жизни, с относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет во всех его взаимосвязях. Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы. Предмет во введении к дипломной работе указывается после определения объекта.

Пример №1

Объектом дипломной (курсовой) работы являются правоотношения, возникающие в процессе проведения налоговых проверок.

Предметом дипломной (курсовой) работы является действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по проведению налоговых проверок, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы, судебная практика.

Пример №2

Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса и среднего бизнеса.

Экономические отношения, возникающие в процессе планирования и организации субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример №3

Автотранспортное предприятие ООО «Сибавтотранс», основным видом деятельности которого является предоставление услуг по транспортным перевозкам пассажирского и грузового транспорта.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе учета, анализа финансовых результатов предприятия.

Пример №4

Объектом исследования является скромность как системное свойство личности.

Предметом исследования является этнопсихологические особенности скромности студентов из России, США, Англии, Германии.

Пример №5

Объект исследования - дети 12-летнего возраста.

Предмет исследования - особенности поведения детей 12-летнего возраста.

III Цель и задачи во введении дипломной (курсовой) работы

Цель дипломной или курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе.

Пример!

Целью дипломной (курсовой) работы является рассмотрение правовой регламентации налоговых проверок, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе налоговых проверок, а также поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава (либо параграф) дипломной или курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:

Выявить;

Раскрыть;

Изучить;

Разработать;

Исследовать;

Проанализировать;

Систематизировать;

Уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Пример!

Задачами дипломной (курсовой) работы в связи с указанной целью являются:

1. рассмотреть деление договоров на соглашения (сделки) и договорные обязательства;

2. исследовать типичные и смешанные договоры;

3. раскрыть особенности договоров в пользу их участников и договоров в пользу третьих лиц;

4. рассмотреть организационные и имущественные договоры;

5. исследовать публичные договоры и договоры присоединения;

6. выявить иные виды гражданско-правового договора.

Можно начать так: «Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1., 2., 3. и т.д.

IV Гипотез а во введении дипломной работы

Гипотеза дипломный (курсовой) работы представляет собой предполагаемый результат, который студент планирует достигнуть в результате написания дипломной работы .

Предположение (гипотеза) может быть сделано следующими словами:

- «это возможно, если»

- «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)»

- «создание позволит обеспечить».

V Методы исследования дипломной работы

Методы исследования - это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной и курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной, а также анализ документов, архивов и проч.

В дипломной и в курсовой работе вы можете написать следующие используемые методы:

Анализа литературы;

Анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной;

Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Сравнение;

Интервьюирование;

Моделирование;

Синтез;

Теоретический анализ и синтез,

Абстрагирование,

Конкретизация и идеализация,

Индукция и дедукция,

Аналогия,

Классификация,

Обобщение,

Исторический метод,

Специально-юридический и сравнительно-правовой (если вы пишете диплом по юриспруденции).

VI Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором - она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость - значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к дипломной работе.

При написании курсовой работы научная новизна указывается не всегда.

VII Краткое описание структуры

В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру дипломной работы . Это очень просто, покажем на примерах:

1. «Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются общие классификации гражданско-правовых договоров.

Вторая глава посвящена делению договоров на отдельные виды.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».

2. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются понятие и виды ценных бумаг и корпоративных эмиссионных ценных бумаг. Во второй главе раскрываются особенности корпоративных эмиссионных ценных бумаг как объектов гражданско-правовых сделок. Третья глава посвящена вопросам правового регулирования эмиссии корпоративных ценных бумаг.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

СОВЕТ ! Введение удобнее составлять после написания основной части дипломной работы. Дело в том, что по мере ее написания составляется и введение (актуальность, новизна и др.).

Некоторые научные руководители требуют во введении к дипломной работе указывать проблему исследования. Если вам необходимо выявить проблему - читайте: "

Как правильно оформлять сноски в курсовой работе и в дипломе узнаете из статьи "Как правильно делать сноски в курсовых и дипломных работах "

Если у Вас возникли или возникнут трудности с написанием дипломной работы, вы можете доверить написание дипломной работы на заказ специалистам нашего портала, работающим на Бирже Пишем24.ру

Общие требования к ВКР бакалавра:

Объем не менее 50 стр. и не более 90 стр.;

Список использованных источников (общее количество литературных источников должно составлять 40–45 наименований) среди которых должно быть не менее 50-60% статей в академических журналах.

Официальная публикация каждого источника – не старше 5 лет.

Обязательным требованием к ВКР бакалавра является демонстрация овладения студентом научными знаниями по избранной теме. Соответственно, в ней должен содержаться обзор научной литературы, должны быть освещены основные анализируемые проблемы, а также продемонстрировано знание основных точек зрения и концепций по данной тематике.

В ВКР бакалавра должно быть продемонстрировано овладение соискателем стандартными методиками исследований, навыками расчетов и применения компьютерных программ, умение обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки.

ВКР должна включать анализ значительного объема научной литературы, демонстрировать не только осведомленность, но и определенную самостоятельность автора в анализе теоретической проблемы, умение выдвигать некоторые самостоятельные, научно обоснованные суждения, идеи по избранной теме, делать выводы на основании анализа фактических данных.

ВКР студента должна:

Отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения;

Включать информацию, полученную на базе практики в организации;

Показать умение студента обосновать актуальность темы, творчески подойти к избранной теме, использовать методы научного исследования;



Соответствовать всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ.

Введение - это вступительная часть ВКР. Автор должен в этом небольшом разделе показать: актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи, защищаемые положения, материалы, методы исследования, новизну результатов, теоретическую и практическую значимость работы.

1. Актуальность темы исследования – степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретных задач. При раскрытии актуальности темы исследования необходимо показать главное, исходя из двух направлений её характеристики:

­ неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведение исследования направлено на устранение этих пробелов);

­ решение определенной практической задачи на основе полученных в процессе исследования данных.

Обоснование актуальности требует ответа на следующие вопросы:

Почему новое научное знание, которое предполагается получить в результате исследования, необходимо для практики?

Что определило выбор темы?

Чем эта тема интересна для Вас?

Какова основная идея исследования?

Что сделано исследователями до Вас, и что предстоит сделать Вам?

Вопрос (явление) исследования стоит на границе известного и неизвестного. Поставить вопрос исследования – значит найти эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Следовательно, научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая решения. Обосновать актуальность - проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

2. Объект исследования (что рассматривается) – это процесс или явление, которое дает проблемную ситуацию для изучения.

3. Предмет исследования (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование).

Варианты определения предмета и объекта исследования:

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное;

Предмет – это то, что находится в границах объекта;

Предмет исследования определяет тему исследования.

Самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком слу­чае предметом иссле­дования могут стать факторы фор­мирования его самооценки.

Объектом исследования является демографическая политика, тогда предмет исследования – механизмы реализации демографической политики, проводимой исполнительной властью Ленинградской области.

4. Цели исследования – это то, что мы хотим получить в результате исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.

Например: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.)

5. Задачи исследования (Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?) – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. По своей сущности задачи представляют собой детализированную цель исследования с ориентацией на гипотезу. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Обычно формулируются пять-шесть задач. Формулирование задач имеет важное значение, ибо они определяют содержание работы.

Пример формулирования задач : «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

выявить …

провести…

разработать…

7. Материалы и методы исследования – краткая информация по количеству материалов и перечисление методов, при помощи которых выполнено исследование.

Например, теоретические методы (индуктив­ный, дедуктивный), организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, ком­плексный). Методы – это и способы решения поставленных в исследовании эмпирических задач. Собственно эмпирические методы представляют собой способы сбора фактов. К ним относятся: наблюдение, интроспекция, беседа, опрос (интер­вью, анкетирование), тестирование, эксперимент и др.

8. Научная новизна. Для исследовательской работы научная новизна может иметь субъективный характер (определяться по отношению к исследователю), то есть моделирование известных науке решений закономерностей распространяются на новую выборку.

9. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость – значение работы в области фундаментальных знаний. Практическая значимость заключается в возможности:

Решения на основе полученных результатов той или иной практической задачи;

Проведения дальнейших научных исследований;

Использование полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Объем введения не должен превышать 2-3 страниц машинного текста.

Основная часть ВКР содержит, как правило, две (три) главы, каждая из которых делится на пункты и подпункты.

ПЕРВАЯ ГЛАВА – теоретическая (обзор литературы). Ее содержание целиком зависит от выбранной темы, и будет включать те вопросы и проблемы, которые имеют к ней самое непосредственное отношение.

Глава может содержать несколько подглав. В главе кратко рассматривается история вопроса и степень его изученности, анализируется современное состояние исследуемой проблемы. Содержание главы должно соответствовать теме исследования. Число цитируемых литературных источников (отечественных и зарубежных) должно быть достаточным для полного освещения вопроса. При описании литературных данных могут быть использованы рисунки и таблицы со ссылкой на источник.

При поиске источников научной литературы по теме необходимо использовать все виды изданий. Поиск осуществлять через каталоги, картотеки и библиографические указатели библиотек, а так же поисковые системы «Интернет».

ВТОРАЯ ГЛАВА – практическая. Здесь с аналитический точки зрения дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования.

Приводятся результаты исследований и наблюдений, выполненных непосредственно исполнителем. Статистически обработанные данные могут быть представлены в виде таблиц и рисунков (диаграмм, графиков, схем, фотографий и т.д.). В данном разделе результаты собственных исследований анализируются и комментируются. На основании анализа выявляются закономерности.

Приводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей, изученных по литературным источникам, а так же на основании собственных взглядов и литературных источников объясняются выявленные закономерности.

В указанном разделе целесообразно подвести итог проведенного исследования, включая теоретическую и практическую части, а так же отразить перспективы проведения дальнейших исследований.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА – практическая. В третьей главе работы на основе обработанного практического материала предлагаются конкретные пути решения проблемы, обосновывается эффективность предлагаемых мер и финансовые последствия их практической реализации.

В третьей главе должны быть рассмотрены следующие вопросы:

2. Разработка алгоритма или методики решения поставленной задачи;

3. Оценка качества (эффективности) внедрения предлагаемых мероприятий.

В первом разделе 3-ей главы разрабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования, опираясь на обоснования и выводы первой и второй глав ВКР и на постановку задачи исследования.

Завершается 3-я глава экономической оценкой предложений. Студент должен обосновать предлагаемые решения с точки зрения финансовой и экономической значимости.

В заключении ВКР студент должен подвести итоги изучения темы, обоснованно изложить свои взгляды по главным вопросам, рассмотренным в работе, сделать выводы.

Выводы формулируются на основании поставленных задач и кратко отражают наиболее важные результаты работы.

Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т.п., его выводы должны логически вытекать из основного текста работы.

Заключение должно отражать значимость работы, подтверждать ее актуальность в современных условиях.

Список использованных источников представляет собой перечень всех информационных источников, использованных при выполнении работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать на языке оригинала.

В ВКР обязательно должны быть приложения. Как правило, по материалам вспомогательного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам относятся:

Различные положения, инструкции, копии документов; на основе которых выполнена ВКР;

Схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер;

Методики, диагностики, которые использованы автором ВКР в процессе исследования;

Иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте.

Приложения оформляются на последних страницах работы и входят в её объем.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4.

1.5 Общие требования к стилю изложения материала

ВКР - это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель - обосновать и доказать ряд теоретических положений.

В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописываются во введении. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели: выражение эмоций, художественные красоты и риторика.

При написании ВКР следует пользоваться понятийным аппаратом, т. е. установленной системой терминов, значение и смысл которых должны быть для Вас не расплывчатыми, а четкими и ясными.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.

Например:

Вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше;

Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения;

Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста;

Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано;

Обороты «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой, не выделенной особой рубрикой части изложения.

Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д.

Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

В процессе подготовки ВКР в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально-синтаксические и специальные лексические средства:

Средства, указывающие на последовательность изложения: «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых» (во-вторых и т. д.); «впоследствии», «после»;

Средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: «однако», «в то же время», «между тем», «тогда как», «тем не менее»,

Средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: «следовательно», «поэтому», «потому что», «благодаря», «сообразуясь с», «вследствие»;

Средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: «прежде чем», «обратимся к», «рассмотрим, как», «остановимся на», «подчеркнем следующее»;

Средства, подытоживающие изложение или часть изложения: «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «на основе сказанного», «следовательно».

Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия, как-то: «данный», «этот», «эти», «такая», «названные», «упомянутые», «указанные».

Несколько слов об общих стилистических «запретах», о которых необходимо помнить при подготовке текстов письменных работ. В содержании письменной работы, как правило, не допускается применять:

Обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;

Различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;

Сокращения обозначений единиц физических величин - при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).

В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

ГЛАВА 2. Требования к оформлению ВКР

2.1 Общие требования

ВКР оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005 (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ 7.1.-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, левое - 30 мм.

Шрифт – 14, типа Times New Roman.

Межстрочный интервал – полуторный.

Абзац – 1,25 см.

Все страницы последовательно нумеруются. Нумерация должна быть сквозной от титульного листа до последней страницы, включая все иллюстрации, таблицы и т.п. как внутри текста, так и в приложении.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. На листе «содержание» ставится номер страницы «2».

Выравнивание текста – по ширине.

Переносы в словах не допускаются.

Цвет шрифта основного текста ВКР – черный.

1. Введение 8-10 %

2. Глава 1 30-40 %

3. Глава 2 30-40 %

4. Заключение 6-10 %.

Текст ВКР должен быть тщательно выверен студентом, который несет полную ответственность за опечатки и ошибки. Работа с большим количеством опечаток к защите не допускается.

Общий объем работы не должен быть менее 50 страниц (без учёта приложений) включая список использованных источников.

Каждый раздел работы (введение, главы, заключение) следует начинать с нового листа (страницы), а подразделы («параграфы») располагать друг за другом вплотную и отделять двумя свободными строками.

Статистические данные, приводимые в работе, должны быть оформлены в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При использовании цитат и статистических данных, приводимых по тексту, по окончании цитаты делается подстрочная ссылка или в скобках указывается порядковый номер источника согласно списку литературы и через точку номер страницы, например, .

Работа выполняется на листах формата А4, пронумерованных и сброшюрованных.

2.2 Выделение заголовков разделов и подразделов и их размещение

Заголовки структурных элементов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами с абзацного отступа.

Пример: Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Если заголовки содержат несколько предложений, их разделяют точками. Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует выделять жирным шрифтом.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Пример:Глава 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общие требования

Подразделы внутри раздела следуют через два интервала после окончания предыдущего подраздела на той же странице, если на ней остается место для текста. Не допускается наличие текста вне разделов и подразделов, помещение на разных страницах заголовка подраздела и его текста. Поэтому после заголовка раздела через два интервала печатается название подраздела и далее через 1,5 интервала - текст подраздела.

Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с прописной (заглавной) буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок занимает 2 и более строки, то интервал будет составлять 1.5.

Глава 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общие требования

Не нумеруются названия отдельных составных частей ВКР: содержание, введение, заключение и список использованных источников.

2.3 Оформление и нумерация иллюстраций, таблиц и формул

Все таблицы, формулы и схемы, включенные в работу, должны быть оформлены четко и аккуратно, снабжены заголовками, пронумерованы арабскими цифрами.

Иллюстративный материал, содержащийся в ВКР, может быть представлен чертежами, графиками, схемами, рисунками, фотографиями и т. п. Иллюстрации любого вида называются рисунками.

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации, за исключением иллюстраций в приложении, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью и его наименование располагают посередине строки под иллюстрацией. Точка в конце названия не ставится.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 - Детали прибора


Рисунок 1 - Распределение иностранных инвестиций по группам регионов, в %

В тесте не должно быть иллюстраций в виде схем, рисунков, таблиц, без ссылок на них.

Для наглядности изложения материала цифровые значения рекомендуется помещать в таблицах. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким.

Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Все таблицы нумеруются. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, Таблица 1.1. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

От текста таблица отбивается сверху и снизу пустой строкой. Таблица должна быть обязательно выровнена по центру страницы.

Таблица 1 - Численность постоянного населения (тысяч человек)


Продолжение таблицы 1

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Шрифт текста в таблице – 12, типа Times New Roman. Интервал – 1,0

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы.

Таблица 1 - Численность студентов (человек)

Внесение в таблицу незаполненных граф и строк не допускается. Если в какой-либо строке таблицы нет данных, то в ней ставят прочерк (тире).

Цифры в таблицах располагают так, чтобы классы чисел по всем столбцам были расположены точно один под другим: единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Допускается перенос таблицы на другую страницу с соблюдением нумерации граф и указанием сверху "Продолжение таблицы 1".

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Дополнительные пояснения к таблице, при необходимости, оформляются в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками "<*>". Применять более трех звездочек на странице не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (x), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "X".

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Расчёт точки безубыточности

Тб = Sc/(P – Sv), (1)

где Тб – критический объем производства;

Sc – сумма постоянных расходов;

P – цена за единицу услуг ООО «ХХХ»;

Sv – сумма переменных расходов на единицу услуг.

Оформление перечислений

В тексте ВКР часто возникает необходимость привести информацию в виде перечислений или списков. Подобным образом сформированные данные могут присутствовать в пунктах и подпунктах ВКР. Списки подразделяются на: маркированные, нумерованные и буквенные.

Маркированные списки

Для маркированных списков, включающих крупные текстовые фрагменты, которые состоят из более чем одного предложения, принято начало писать с большой буквы, а по окончании текстового фрагмента ставить точку.

Если фрагменты перечисления мелкие, однострочные, то они начинаются с маленькой буквы, а заканчивать их следует знаком «точка с запятой». Для фрагментов списков, не имеющих внутри себя знаков препинания, содержащих одно слово или слово и его определение, допускается разделение элементов списка запятыми.

Примеры маркированного списка:

· бакалаврская работа; - бакалаврская работа;

· дипломная работа. - дипломная работа.

Нумерованные списки

Для нумерованных списков, содержащих крупные текстовые фрагменты, принято использование арабских цифр с точкой после них. После этой точки текст должен начинаться с большой буквы и оканчиваться точкой. Если фрагменты перечисления мелкие, то они нумеруются по порядку, с помощью арабских цифр со скобкой после них. Текст в этом случае необходимо начинать с маленькой буквы и разделять элементы списка знаком «точка с запятой». Римские цифры применять в нумерации списков – недопустимо!

Пример нумерованного списка:

1. Муниципальное управление.

2. Государственное управление.

Буквенные списки

Для буквенных списков в качестве идентификаторов используют большие буквы русского алфавита и точку после них в случае элементов перечисления, состоящих из крупных текстовых фрагментов. При небольших фрагментах перечисления используют маленькие русские буквы с круглой скобкой. Если выпускная квалификационная работа оформляется компьютерным способом, то допустимо использовать так же букв латинского алфавита.

Пример буквенного списка:

А. Муниципальное управление.

Б. Государственное управление.

В одном пункте или подпункте текстовой части диплома рекомендуется не приводить более одного списка. Однако, если нет возможности избежать нескольких перечислений, то необходимо пользоваться разными формами идентификаторов в разных списках.

Оформление примечаний, ссылок и сносок

Примечания в работе приводят если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым относятся эти примечания. Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы надлинией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание - ______________________________________________

_____________________________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами:

Примечания

1 ____________________________________________________________

2 ____________________________________________________________

3 ____________________________________________________________

Оформление ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».

Сноски бывают подстрочные (то есть внизу страницы работы, на той странице, где размещается цитата или фраза), и внутристрочные.

Внутристрочные обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке использованных источников) и номер страницы, с которой Вы взяли цитату или фразу, например: .

В случае оформления подстрочных сносок библиографические сведения о цитируемом источнике располагают на той же станице, что и цитату. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице (или порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации).

Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике.

Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Пример оформления подстрочной сноски:

Текст цитаты в тексте работы. 1

__________________________________________

1 Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2000.-С.25.