В помощь концертмейстерам. Сборник "О работе концертмейстера" (1974)

Наверно тема работы с концертмейстером не столь популярна в наши дни, как это было лет 5 назад. Да, ДШИ, школы Танца, некоторые хореографические коллективы практикуют работу под «живую» музыку до сих пор. Но в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что стремление к экономии приводит к тому, что хореографов, все чаще, оставляют без концертмейстера.

Людям далеким от мира танца сложно объяснить, что концертмейстер хореографу необходим особенно для обучения детей на начальном уровне. Но, к сожалению, многие, просто не понимают какая разница, заниматься под фортепьяно или музыкальный центр. Сама с этим столкнулась. Но, как говорится, не будем о грустном…

Наверно мне повезло, большую часть времени я работала все-таки, под «живую» музыку. В течение 5 лет работы в Детской Школе Искусств концертмейстер был постоянно, потом поменяла работу и перешла в общеобразовательную школу, поначалу концертмейстер тоже был, но постепенно часы начали сокращать, но я смогла убедить, что концертмейстер мне необходим, хотя бы для малышей. Поэтому с детьми 1-2 года обучения я работала с аккомпаниатором. Потом, правда, и этого лишилась. Теперь я как большинство работаю под музыкальный центр. Уже приспособилась. Поначалу, правда, было сложно.

Но, тем не менее, если такие счастливицы остались (у которых есть концертмейстер) поделюсь своим опытом работы с ним.

В моей практике было два концертмейстера. Первый был с опытом работы в хореографии, второй без. Это небо и земля! Если у концертмейстера до Вас не было опыта работы с хореографом, то Вам придется его всему учить. Потому, что просто уметь хорошо играть, этого мало. Надо хорошо ориентироваться в названиях движений. Знать, как и в каком темпе играть.

Для того, чтобы Ваш урок не превратился в долгие объяснения с концертмейстером, на первых порах, придется работать с ним индивидуально. Собираться вдвоем, перед уроком, и подбирать музыку к каждому движению. Как я это делала?

Самое простое, это взять сборники, с нотами предназначенные специально для уроков классического танца, например. Там все произведения подобраны к определенным движениям. Если у Вас есть такой сборник, то Вы просто находите подходящую музыку и проделываете под нее свою комбинацию, при этом, комментируете, в каком темпе следует играть, в каких местах сделать акценты, если это необходимо. И так с каждым движением! Это, конечно, процесс не быстрый, но не обязательно все это проделать за один раз. Достаточно разобрать 2-3 движения. В следующий раз еще 2-3 и т.д. Постепенно у Вас выстроится нормальный, полноценный урок.

Если такого сборника у Вас нет. Не беда! Берете любой сборник, здесь Ваш концертмейстер может подсказать какой лучше, исходя из того, что Вы хотите и что есть в наличии. И начинаете подбирать произведения исходя из нужного Вам темпа. Я частенько брала только какой-то определенный отрывок из произведения. Добавляя припорасьон вначале и в конце него, ну и, конечно, подгоняла под нужное количество тактов. Обязательно нужно комментировать концертмейстеру, где и как расставлять акценты в музыке. Дети тогда легче воспринимают материал.

Например, с малышами у меня есть движения, где мы 4 такта что-то делаем, 4 такта отдыхаем. В музыке мы выделяли это так. Когда делаем — музыка играет громче, отдыхаем – музыка играет тише. Точно так же можно выделять широкие и мелкие движения. Широкие — громче, мелкие – тише. Тут уже на Ваше усмотрение. Можно расставлять акценты на сильную долю. Здесь все более менее понятно. А вот, когда начинается изучение движений из-за такта, тогда детям сложнее. Здесь нужно просить концертмейстера выделять не сильные доли, а наоборот. Тоже самое, и с темпом. Поначалу темп медленный, потом увеличивается.

Концертмейстер не должен быть весь в нотах с головой, он должен всегда краем глаза наблюдать за тем, что происходит в классе и подстраиваться под танцующих.

Еще один момент. На каждое движение подобранное Вами вместе с концертмейстером в сборнике должна быть подписанная закладка. Чтобы во время урока концертмейстер мог быстро найти нужную музыку. У меня поначалу со вторым концертмейстером были трудности из-за того, что она на уроке очень долго искала нужный сборник. Дети остывали. И частенько она не могла вспомнить, что же накануне мы с ней подобрали и в каком сборнике. Это была большая проблема! Я поначалу, надеясь, на профессионализм концертмейстера, не опускалась до того, чтобы отслеживать закладывает ли она нужные страницы. Да к тому же откуда я знаю, может человек как свои пять пальцев знает свои сборники и не нуждается в закладках? Потом, пришлось отслеживать. И дело пошло быстрее. Концертмейстеру моему надо отдать должное, она не обижалась и просьбы мои выполняла без проблем. Но люди, конечно, бывают разные.

В общем, в конечном итоге, за 5 лет мы, конечно с концертмейстером сработались. Но трудов это мне стоило не малых! Поэтому, последний совет, если у Вас есть возможность выбирать, то выбирайте себе в концертмейстеры человека, у которого есть опыт работы в хореографическом коллективе.

Вот и все мои советы. А как у Вас происходит работа с концертмейстером?

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими признанными пианистами становятся далеко не все .

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

  • Елена Кострова: концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова.

«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».

– это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

  • Елена Костр ова. Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова .

«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Что такое, по сути, Концертмейстер? Концертмейстер – (нем. Konzertmeister) 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. 2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах. Концертмейстер учит выполнению "команд": начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.

  • Елена Кострова: Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипов а.

«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».

С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.

Где обучают на концертмейстеров?

Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров "Диалог во имя цельности", Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.

С 15 по 19 января в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории впервые прошла «Школа концертмейстерского мастерства», организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров и ее руководителями Марией Баранкиной и Ольгой Бер. Насыщенная программа занятий включила в себя лекции и мастер-классы народного артиста Грузии, профессора Московской консерватории Важи Николаевича Чачавы (Вокальный цикл Р.Шумана «Любовь и жизнь женщины» и романсы Чайковского), доцента Государственного музыкально-педагогического института им.Ипполитова -Иванова и РАМ им.Гнесиных Марии Наумовны Бер; открытые уроки профессора Московской консерватории Марины Николаевны Белоусовой и доцента Российской академии музыки им.Гнесиных Елены Евсеевны Стриковской, посвященные вокальным произведениям Шуберта и Шумана. На занятиях, вызвавших значительный интерес, присутствовали концертмейстеры и педагоги учебных заведений Москвы, Московской области, городов России, российские и иностранные студенты. По окончании Школы, слушателям выдавались Свидетельства.

В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».

Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей, детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна .


01.10.2005, 02:40

Прошу прощения за оффтоп, но не могли бы Вы, Михаил Александрович, объяснить поклонникам, почему Хворостовский выступает не с Вами, а с Илией? Нам кажется, что его концерты от этого очень сильно проигрывают!

Боюсь, что это вопрос не ко мне, дорогой коллега....наверное потому, что есть вещи, которые певцы пианисту не прощают никогда....Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще.

01.10.2005, 03:02


нет, нет, дорогой Барго! Я никогда так не думал и не говорил не только по отношению к суперпрофессиональному ДХ, но и по отношению к гораздо менее сильным певцам. Все таки певцы - это священные коровы. Их надо беречь..не всегда, правда получается. Что касается ДХ, то вот уж, уровень классного виолончелиста при работе с голосом и репертуаром. Он мне не мог простить не слов, а реальности....Я надеялся, что он сможет это преодолеть, тем более было ради чего. Но он не смог...

01.10.2005, 10:04

Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще, потому что знали, что так именно и есть.:-)
Какая самонадеянность и какая жестокость! Человек, который судит так о другом, сам является тем же самым - своим собственным суждением, своей собственной оценкой. Ибо талант видит в другом проблеск или бурю таланта, а... Если мы помним произошедшее как зло, значит мы сами источники того же зла. Таково мое убеждение.
Жаль увидеть такое утверждение о певцах, тем более о певцах вообще! Тем паче, что работа вокалиста одна из самых трудных, не говоря об образовании и технике. В подлинном смысле слова.
Мой опыт говорит о другом. Я слышал, напротив, крайне мало пианистов или дирижеров, которые адекватно и глубоко понимали природу и выразительный потенциал интонируемого слова, связь неразрывную между порождающей, пульсирующей материей партии фортепиано или оркестра и вокальной строкой как результата "родовых схваток" окружающей звуковой (и временной!) субстанции (у рояля или оркестра).
Просто - крайне мало! Взамен распространено бесконечное "подыгрывание" и "немешание" певцу в дурном смысле слова.
(К уважаемому ARKDV сказанное не имеет ни малейшего отношения. Ваше творчество - отрадное исключение. Конечно, вы не единственный, кто понимает и слышит, но таких немного).
Под занавес:
Один очень опытный и успешный пианист с признаками пота в голосе (от страха) говорил певцу: "Как вы можете петь на сцене (дело было после концерта), ведь вам же всё видно: любую реакцию, на любую ноту, каждую кривую усмешку или несогласие с трактовкой, возможную скуку или молчаливое недоверие, неприятие. Вот я вышел и вижу перед собой только инструмент, и одиночество с ним меня спасает в каждую минуту исполнения".

01.10.2005, 10:18

Я, конечно, понимаю Барго, почему он так говорит вокалисту о его месте в совместной работе на сцене. По большей части - это чисто воспитательный прием. Будучи сам человеком творческим- не думаю, что он не видит, не опознает в певце искру Божью- пианист-то извлекает из инструмента звук и распоряжается им по своему творческому усмотрению, а вокалист - сам источник этого звука. Такое дарование - тяжелый дар, ответственный.
Рояль можно настроить,в конце-концов купить другой, даже столь любимый на форуме "Бехштейн". А вокалист всю карьеру свою трясется над своими связками, своим певческим человеческим механизмом, и это далеко не самая главная часть его забот. Но концертмейстеру нет никакого дела до этого.
Не стреляйте в вокалиста.

01.10.2005, 10:29

Причем, вокалист не дитя, он - нормальный профессионал, и если он чего-то не доделывает в своей профессии, то несет ответственность. Взялся за гуж....
Есть и самонадеянные и недалекие певцы, но их не больше, чем таких же музыкантов в других специальностях.

01.10.2005, 11:21

Я вот отчасти понимаю Барго...:oops: Да, просто в силу своего характера никогда так не скажу вокалистам, но мы когда-то в другой теме про "Безголосие" обсуждали что такое быть концертмейстером и какие вокалисты в сущности "сукины дети"... Ничего не изменилось с тех пор - я думаю, что среди вокалистов, даже хороших, встречаются, конечно, настоящие музыканты и нормальные люди, которые не озабочены своим вокальным аппаратом и состоянием связок. И первый, кто получает на себе все шишки от дурного настроения и такого же состояния голоса - кто? - пианист-концертмейстер. Существует аксиома - хорошо спел или спела - это заслуга певца, плохо спел - виноват пианист. Загнал (замедлил темп), не так посмотрел, не подсказал забытые слова, вообще не поддержал... К сожалению, даже большие певцы этим грешат,а почему бы и нет? Ведь тоже люди.
Могу отдать должное благородству Михаила Аркадьева - он ни одного плохого слова не говорит в адрес своего бывшего партнёра Хворостовского. А я вот как-то ощутила, что уровень ДХ в последнее время очень упал - запись советских песен обнаруживает это просто с обезоруживающей доказательностью. Зато помню Хворостовского лет 15 назад - никогда не была его поклонницей, но это хотя бы было прилично и на уровне. Я могу лишь пожалеть певца, который отказывается от такого аккомпаниатора, как Михаил Аркадьев. (впрочем, я не знаю причину, заранее прошу прощения у М.А)
Но мы отклонились от темы, кажется. Всё-таки о Скрябине говорили... :oops: Пойду скачаю и послушаю...

01.10.2005, 12:27

Жаль увидеть такое утверждение о певцах, тем более о певцах вообще! Тем паче, что работа вокалиста одна из самых трудных, не говоря об образовании и технике.Понимаю, конечно, что возможно и кощунственно прозвучала моя цитата по отношению к вокалистам, наверное это произошло у меня в сердцах, поэтому прошу прощения, если кого-то и обидил, но также прошу ни в коем случае не обобщать, а отнести фразу только к тем вокалистам, которые действительно начинают вести себя высокомерно и мнить о себе черт знает что, как раз то, о чем и о ком вчера ночью говорил. Тем более, меня действительно очень расстроило, что Миша Аркадьев, блестящий музыкант больше не выступает с Хворостовским, и очевидно, причина была все-таки не в Мише...Я мог бы, конечно, процитировать все те гадости, так сказать, в качестве оправдания, которые в своей жизни выслушал от вокалистов, которые "обобщали" роль концертмейстера, считаю, что они, в принципе "никто" и публика слушает только певцов, и роль пианистов только в том, чтобы быть черной лошадкой, "затычкой" (не мое слово), репетитором и т.д. А главное на сцене - это певец, и публика, якобы, слушает только его. Выбираю только наиболее "приличные "выражения. И видимо, с годами у меня выработалось такое слегка негативное отношение к ним, хотя, разумеется, попадались на моем пути профессионалы высочайшего класса, с которыми работать было одно удовольствие. Но в даннном потоке не вижу в этом никакого смысла. Поэтому, еще раз, прошу мою цитату не обобщать, а отнести просто к конкретному случаю. И действительно, права Мышкина, мы должны говорить об этом в другом потоке, а Мише за Скрябина еще раз огромное спасибо!:fan:

01.10.2005, 12:55

У меня тот же вопрос в голове бродит...:-?

01.10.2005, 15:02

А может быть потому и нужно, что Михаил-замечательный музыкант? Ведь одному-очень трудно(путь Соколова-для очень немногих), музыканту нужна не только публика, но и сочувствующие, понимающие коллеги. А вокалисты-самые лучшие партнеры, у них одних инструмент сделан не людьми, а Богом. Только работая с ними пианист может напрямую соприкоснуться с поэзией, сплести ее с собственным, не-вербальным миром. А если у певца еще и мозги есть(встречается очень редко...:-(), так что может быть лучше такой совместной работы?

01.10.2005, 17:29

Могу отдать должное благородству Михаила Аркадьева - он ни одного плохого слова не говорит в адрес своего бывшего партнёра Хворостовского.
Я не слышал, чтобы и ДХ говорил гадости в адрес МА. Отдадим должное и благородству певца в таком случае.

Тем более, меня действительно очень расстроило, что Миша Аркадьев, блестящий музыкант больше не выступает с Хворостовским, и очевидно, причина была все-таки не в Мише...
А вот это для меня абсолютная натяжка - всякие межличностные отношения есть результат взаимных и равных усилий обеих сторон. Если что-то либо происходит или не-происходит, то при участии, попустительстве, жертвенной и\или насильственной позиции каждого. В отношениях нет жертв и жрецов.
Окажись я в такой ситуации, я должен был бы спросить у самого себя: "В какой момент я захотел, чтобы наш творческий союз закончился?" Представляю свою боль на этот само-вопрос, боль несправедливости и само-непонимания, но это единственно верная и честная постановка вопроса и ответа соответственно. И я бы обязательно почувствовал и увидел тот момент в прошлом, который меня оттолкнул от моего партнера. (За какого рода компесации?)

Сорри за оффтоп.

01.10.2005, 17:41

Кстати, вдогонку. Пусть меня извинят все присутствующие, но я испытал чувство облегчения, когда состоялся развод двух музыкантов. Всегда полагал, что М.А. настоящий большой блестящий пианист, прежде всего! Мне было больно видеть его в роли концертмейстера, хотя я понимаю, с каким артистизмом и мастерством М.А. выступал в этой "Второй" испостаси. И все же! я всегда воспринимал вас, Михаил, как Большого Сольного Пианиста, который все еще ждет, когда до него дойдет очередь на творческую реализацию - после удовлетворения дирижерских, философских, концертмейстерских амбиций. Если можно, я бы даже хотел сказать, что вы у Него в долгу! Но это строго мое мнение. Могу вообразить сладость и отчаянье власти над оркестром, оперной сценой с певцами - это, конечно, "драг" не для простаков!, экстази в общем.

Примите мой пост в качестве продолжения темы "М.Аркадьев играет..."

01.10.2005, 18:13

Кстати, вдогонку. Пусть меня извинят все присутствующие, но я испытал чувство облегчения, когда состоялся развод двух музыкантов. Всегда полагал, что М.А. настоящий большой блестящий пианист, прежде всего! Мне было больно видеть его в роли концертмейстера,(:-o -Б) хотя я понимаю, с каким артистизмом и мастерством М.А. выступал в этой "Второй" испостаси. И все же! я всегда воспринимал вас, Михаил, как Большого Сольного Пианиста, который все еще ждет, когда до него дойдет очередь на творческую реализацию (???-Б) - после удовлетворения дирижерских, философских, концертмейстерских амбиций.Ну а это Вы написали явно лишнее и напрасно, что даже разочаровали меня сейчас в Ваших взглядах на специфику концертмейстера. Солист и концертмейстер - две совершенно разные оперы, даже скажу более, хороших солистов очень много, а концертмейстеров единицы. И то, что Миша был блистательным концертместером у Хворостовского, - это говорит лишь о проявлении еще одной грани его таланта. И зря Вы так переживали. А что, на Рихтера Вам было также больно смотреть, когда он аккомпанировал Н.Дорлиак? Или Вы считаете, что концертмейстер не может себя творчески реализовать? Это полное незнание специфики профессии. Рекомендую Вам прочитать замечательную книгу Джеральда Мура, одного из лучших концертмейстеров планеты, который аккомпанировал Дискау, Шварцкопф, сделал огромное исследование всех (!) песен Шуберта, и в этой книге он описывает все трудности работы концертмейстера, всю специфику. И тогда, уверен, что Вы перестанете "болеть", глядя на "несчастную" роль концертмейстеров.

02.10.2005, 23:14

Ну а это Вы написали явно лишнее и напрасно, что даже разочаровали меня сейчас в Ваших взглядах на специфику концертмейстера. Солист и концертмейстер - две совершенно разные оперы, даже скажу более, хороших солистов очень много, а концертмейстеров единицы. И то, что Миша был блистательным концертместером у Хворостовского, - это говорит лишь о проявлении еще одной грани его таланта. И зря Вы так переживали. А что, на Рихтера Вам было также больно смотреть, когда он аккомпанировал Н.Дорлиак? Или Вы считаете, что концертмейстер не может себя творчески реализовать? Это полное незнание специфики профессии. Рекомендую Вам прочитать замечательную книгу Джеральда Мура, одного из лучших концертмейстеров планеты, который аккомпанировал Дискау, Шварцкопф, сделал огромное исследование всех (!) песен Шуберта, и в этой книге он описывает все трудности работы концертмейстера, всю специфику. И тогда, уверен, что Вы перестанете "болеть", глядя на "несчастную" роль концертмейстеров.

Да что ж я не музыкант что ли?! Барго, когда я писал, что мне жаль, я не имел ввиду ничего несчастного в роли концертмейстера. Концертмейстер - отдельный музыкантский талант, редчайший.
Я же имел ввиду только пропорции, соотношение между карьерой сольного пианиста и концертмейстера в данной конкретной биографии. Жаль, что вы меня не поняли и опять(!!) посоветовали что-нибудь почитать. (Барго, вы что - библиотекарь?:roll:)
Мне всегда было не по себе, когда количество концертов и широкой славы М.А.(пусть её со всем преходящим), афиш и записей приходилось на концертмейстерскую долю, причем в течение долгого времени.
Такой сегодняшний успех записей М.А. на форуме абсолютно закономерен. Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо.

Барго, еще можно упомянуть прекрасный дуэт Шварцкопф-Фуртвенглер. Но было бы грустно, если бы Фурт основную часть творческой жизни просидел за роялем в качестве концертмейстера. Нихьт вар? или опять нихьт кляр?:-P

02.10.2005, 23:58

Да что ж я не музыкант что ли?! Барго, когда я писал, что мне жаль, я не имел ввиду ничего несчастного в роли концертмейстера. Концертмейстер - отдельный музыкантский талант, редчайший.
Я же имел ввиду только пропорции, соотношение между карьерой сольного пианиста и концертмейстера в данной конкретной биографии. Мне всегда было не по себе, когда количество концертов и широкой славы М.А,афиш и записей приходилось на концертмейстерскую долю, причем в течение долгого времени.
Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо. Барго, еще можно упомянуть прекрасный дуэт Шварцкопф-Фуртвенглер. Но было бы грустно, если бы Фурт основную часть творческой жизни просидел за роялем в качестве концертмейстера. :-) Все правильно, dove, я с Вами соглашусь, пожалуй, кроме одного, - пропорций концертов М.А в качестве концертмейстера. Думаю, что это палка о двух концах: часто у музыкантов бывают периоды творчества, когда хочется поменять амплуа, вдохнуть свежего воздуха, перейти временно в другой жанр, обновить кровь,так сказать, во избежании творческой стагнации. Действительно, немного надоедает все время заниматься одним и тем же долгое время. Примеров докуче: Ростропович вдруг садится аккомпанировать Вишневской, Рихтер Дорлиак, Фишеру -Дискау, Плетнев становится за дирижерский пульт, Спиваков и т.д. И пропорции концертов в этом жанре каждый решает для самого себя - сколько. То, что при этом происходит взаимообогащение смежных жанров, это доказано на сто пудов, - открывеются новые грани у музыкантов, они становятся "богаче", приобретается опыт. И думаю, что для М.А. период концертмейстерства с Д.Х. сыграл важную роль в его творческой вехе: его стало знать большее количество людей во всем мире, он объездил страны, отыграл кучу концертов, получил заряд. А как бы сложилась его только лишь сольная карьера - очень трудно спрогнозировать, возможно и не хуже, но рано или поздно его, как и любую талантливую творческую личность, потянуло бы на другой жанр. И так до бесконечности. Эх, жизнь прекрасна, удивительна и разнообразна!:beer:

03.10.2005, 00:08

:silly: Уважаемые коллеги1 Мне кажется, что в проблеме не всегда гладких отношений пианиста и певца часто виноват и концертмейстер. И вот по какой причине.В концертмейстеры, как правило, идут несостоявшиеся по различным причинам, сольные пианисты.И Рихтер,и Аркадьев в этом смысле большое исключение. подлинная музыкантская любовь к вокальной музыке наступает у пианиста лишь тогда, когда для тебя весь фортепианный репертуар уже есть покоренная вершина. Интересно, кто из "чистых" концертмейстеров может сыграть Исламея или этюды Шопена? А вокалисты, в отличие от концертмейстеров, исполняют самый сложный репертуар в своей области, ведь технологически аккомпанировать значительно легче+ноты перед глазами.Можно долго восхищаться концертмейстерскими навыками Чачавы, но он безрукий пианист априори, и поэтому вынужден играть роль гуру для таких бездумных оралок, как Образцова и Соткилава. А последние в силу своей музыкальной необразованности оценить качество его пианизма не могут.Но именно они и сделали ему славу.Кто такой Чачава без Образцовой? Скажем больше. Кто такой Дж. Мур без Фишера? :silly:
Так вот, нелюбовь концертмейстера к вокалисту имеет причину в том, что пианист делает свою работу, будучи "вынужденным" признавать свою пианистическую неполноценность, либо карьерную несостоятельность. В этом смысле тактика Чачавы - охватить как можно большее число вокалюг и тешить собственное самолюбие сточки зрения защиты от комплекса прфессиональной неполноценности верна. :-) И на этой почве с нормальными певцами-музыкантами и возникают проблемы.

03.10.2005, 00:33

Но мне всегда хотелось большего - мне бы хотелось обсуждать его сольный концерт в БЗК (и не только там!), а не... другого пианиста... Ведь время необратимо.
Впрочем, если уважаемый М.А. оставит все, как есть, и не станет играть всю фортепианную литературу, Dove вздохнет и поставит кого-нибудь другого любимого (но всё уже навсегда отыгравшего).. Липатти или Рихтера. Таких разных и разделенных. А можно было бы и два в одном:beer:

Эх, Dove, дорогой! А как я этого хочу! Смертельно хочу, готов отдать часть своей жизни за такую возможность.
Но меня никто не зовет на концерт в БЗК. И сольный концерт в МЗК я сыграл давно и случайно...и никакие успехи у публики и никакой реальный уровень здесь не помогает. Работают механизмы отбора, которые для меня остаются недоступными. Кто бы объяснил в чем суть и тем самым помог преодолеть это сопротивление непонятной материи...
Время действительно идет...но мое нежелание сдаваться не приводит пока к реальным приглашениям...бред..звучит как полный бред...но это правда.

03.10.2005, 00:57

В концертмейстеры, как правило, идут несостоявшиеся по различным причинам, сольные пианисты.Скажите, а более идиотского утверждения Вы не смогли придумать? С чего Вы сделали такой "гениальный" вывод? Давайте, в таком случае продолжу вашу "замечательную" логику: в альтисты идут несостоявшиеся скрипачи, в контрабасисты-несостоявшиеся виолончелисты, в камерные певцы -несостоявшиеся оперные, в тубисты-несостоявшиеся тромбонисты, а в симфоничекое дирижирование лезут те, кто вообще ни на чем играть не умеет, а только машут и командует, то есть военные капельмейстеры, ать-два, ать-два. Устраивает Вас такой логический ряд? Могу с удовольствием продолжить.:lol:
Подлинная музыкантская любовь к вокальной музыке наступает у пианиста лишь тогда, когда для тебя весь фортепианный репертуар уже есть покоренная вершина. Еще один гениальный "перл". Скажите, а Вы случайно сегодня не съели что-нибудь?
Интересно, кто из "чистых" концертмейстеров может сыграть Исламея или этюды Шопена?А зачем, для чего, какая связь, что нужно этим доказать:-o
А вокалисты, в отличие от концертмейстеров, исполняют самый сложный репертуар в своей области, ведь технологически аккомпанировать значительно легче+ноты перед глазами. Можно долго восхищаться концертмейстерскими навыками Чачавы, но он безрукий пианист априори, и поэтому вынужден играть роль гуру для таких бездумных оралок, как Образцова и Соткилава. А последние в силу своей музыкальной необразованности оценить качество его пианизма не могут.Но именно они и сделали ему славу.Кто такой Чачава без Образцовой? Скажем больше. Кто такой Дж. Мур без Фишера? :silly:Мда-с, кажется, это серьезный диагноз...Хотя можно ради хохмы пофантазировать, и ответить на Ваши вопросы, так, от безделия, и не придавая этому занятию никакого значения. Чачава без Образцовой - прекрасный пианист с безукоризненным вкусом и интеллектом. Образцова в камерном пении без Чачавы-полный ноль. Дж.Мур без Фишера -гениальный концертмейстер для Э.Шварцкопф, Доминго, Паваротти, и многих итальянцев. А без них он крупнейший знаток и исследователь шубертовского песенного наследия, а они без него-всего лишь оперные певцы, но уже не камерные. Кто такой, или такая malpa на форуме? Господин, или госпожа "Никто", которого ни один человек на форуме не знает и никогда не узнает, потому что, полностью скрыт профиль, думаю, что во-избежании позора от таких дилетанских и глупых рассуждений, а кто такой или такая malpa вне форума? Очевидно-неудавшийся пианист, концертмейстер, или несостоявшийся оперный вокалист, а может быть и камерный, - человек, который в реальной жизни чувствует свою полную профнепригодность, и в последней надежде приходит на форум за моральной поддержкой, мне так ка-а-а-а-жется...:-(

03.10.2005, 01:00

Барго, Игорь, ты что-то, друг мой, резок и, мне кажется, не вполне справедлив в данном случае. Давайте жить дружно! Мальпа, Барго!:beer:

03.10.2005, 01:21

Барго, Игорь, ты что-то, друг мой, резок и, мне кажется, не вполне справедлив в данном случае. Давайте жить дружно! Мальпа, Барго!:beer:Миша, я просто завидую твоей выдержке, поэтому прошу тебя в таком случае ответить на высказывания Мальпы в следующем посте, у меня уже просто не хватает здоровой логики, чтобы отвечать на подобную чушь. Извини, конечно, за резкость, сам от себя иной раз не ожидаю такой прыти, бывает...:beer:

03.10.2005, 01:24

Я вокалист, и поддерживаю малпу.Прежде чем работать с концертмейстером, я обычно спрашиваю, игрет ли он сольно, и что играет.При отрицательном ответе я предпочитаю с ним дела не иметь,т. к. не хочу, чтобы всякие "несостоявшиеся" утверждались за мой счет.

03.10.2005, 01:29

Я вокалист, и поддерживаю малпу.Прежде чем работать с концертмейстером, я обычно спрашиваю, игрет ли он сольно, и что играет.При отрицательном ответе я предпочитаю с ним дела не иметь,т. к. не хочу, чтобы всякие "несостоявшиеся" утверждались за мой счет.Простите, ваша фамилия не Доминго будет? :silly:

03.10.2005, 01:33

Даже примерно догадываюсь какие именно. Сам, когда работал в филармонии, всегда осаживал чересчур важных вокалистов, возомнивших себя, Бог знает чем, примерно так: "Да вы же полные нули и ничтожества в музыке без концертмейстера, и ни одной ноты без его помощи не можете выучить и связать, да кроме вашей глотки и голоса, которыми случайно наградила вас природа,у вас внутри больше ничего нет"...и примерно в таком духе продолжал. Действовало очень отрезвляюще.
Мне стало безумно интересно, а где же Вы работаете сейчас?:lol:
Боюсь представить...
Наверное, музыкант с таким выдающимся стилем работы не может не быть замечен...

03.10.2005, 01:39





8)

03.10.2005, 01:50

Мне стало безумно интересно, а где же Вы работаете сейчас?:lol: Боюсь представить...Наверное, музыкант с таким выдающимся стилем работы не может не быть замечен...Представьте себе, но до сих пор продолжаю работать с ними, только уже не в качестве черного репетитора филармонии, как во времена моей загубленной молодости, а в качестве концертмейстера и солиста на разных площадках Израиля. Кроме того аккомпанирую скрипачам, и в ансамблях. А возвращаясь к вокалистам, хочу добавить, что сейчас практически почти не репетирую с ними, а только непосредственно перед концертом для ансамбля, потому что, с одной стороны весь вокальный репертуар по всем диапазонам знаю почти практически наизусть, а во-вторых, уровень вокалистов, с которыми работаю сейчас, разумеется значительно выше тех, филармонических, которым тыкал каждую ноту. Единственное, за что можно поблагодарить вокалистов, так это за то, что работая с ними долгие годы научился феноменально читать с листа(даже и не преувеличиваю, хотя звучит не скромно:oops:), и узнал много вокальной музыки, особенно камерной.
(хочу, кстати, добавить, что у Вас очень красивое лицо и выразительная внешность, это так, совсем не по теме...:oops:)

03.10.2005, 02:15

Вот вам быль. Из практики моего знакомого - концертмейстера консерватории.
Приходит вокалист и говорит: "Давайте посмотрим вот эту арию!" - "А вы её что, выучили?!" - "Ну да, вчерне так!" - бодро отвечает вокалист.
Концертмейстер начинает играть. Вокалист... гм... поёт.
Наконец концертмейстер, не выдержав: "Да что вы несёте?!. Это же всё совершенно не те ноты!!!" - на что вокалист лучезарно отвечает: "Так я же сказал, что выучил вчерне!.. То есть, без диезов и бемолей!.."
8)
Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:

03.10.2005, 02:25

Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:Анна, вот все смотрю на Вашу внешность, и пытаюсь угадать. А Вы случайно не относитесь к тому племени...э...так сказать, которые меня губили в молодости?:-?

03.10.2005, 02:29

Что-то мне эта история смутно знакома....только по-моему это был анекдот про альтиста...:lol:
Да, почему-то альтистов тоже любят в музыкантских анекдотах в качестве "мальчиков для битья " использовать, Бог знает, почему, у меня, к примеру среди знакомых альтистов нет, практически ни одного подобного персонажам многочисленных анекдотов.

03.10.2005, 02:35

Анна, вот все смотрю на Вашу внешность, и пытаюсь угадать. А Вы случайно не относитесь к тому племени...э...так сказать, которые меня губили в молодости?:-?
Всякое случалось...., но вот молодость пока ничью не загубила.. скорее, наоборот:lol:

03.10.2005, 02:45

Всякое случалось...., но вот молодость пока ничью не загубила.. скорее, наоборот:lol:
Хотя..если бы услышала от Вас что-нибудь про "глотку и связки"...:makedon:
Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!

03.10.2005, 02:50

:lol: Это смотря какие вокалисты, внешность, понимаете ли, тоже имеет немаловажное значение, и скажу честно, что красивым женщинам никогда не говорил про глотки и связки, я их наоборот очень так нежно лелеял, говорил ласковые слова, и всячески оберегал от неимоверных перегрузок в гастрольный период. И они мне всегда на это отвечали взаимной любовью.:oops:
Вот этот подход в работе с вокалистами и считаю идеальным!!:appl:
А результат... превосходит все ожидания..:lol:

03.10.2005, 02:51

Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!

03.10.2005, 02:53

Да, почему-то альтистов тоже любят в музыкантских анекдотах в качестве "мальчиков для битья" использовать, Бог знает, почему.Да к ним просто все остальные струнники относятся, как вокалисты - к контртенорам... ;)

03.10.2005, 02:53

:lol: Это смотря какие вокалисты, внешность, понимаете ли, тоже имеет немаловажное значение, и скажу честно, что красивым женщинам никогда не говорил про глотки и связки, я их наоборот очень так нежно лелеял, говорил ласковые слова, и всячески оберегал от неимоверных перегрузок в гастрольный период. И они мне всегда на это отвечали взаимной любовью.:oops:
Уважаемый Барго! Вы -просто воплощенная мечта вокалиста(вернее, вокалистки). :-)

03.10.2005, 03:01

Я, например, всегда чувствую, любит ли концертмейстер(и дирижёр!) певцов в принципе.. потому что если нет, не имеет смысла работать..!
А если надо работать?? И потом, есть такое, конечно, циничное,ужасно неприятное лично для меня, но,отчасти, правдивое выражение:"Хороший человек--это не профессия"
Согласна на все сто, но если пианист вообще не любит вокальное исскуство, то не стоит и браться за это дело!
Я говорю не о случайных встречах, а о долговременном сотрудничестве, дело-то тут не в личности, конечно, а понимании специфики пения в принципе, но это уже-отдельная тема!
Есть ещё и огромное различие между концертмейстером(пианистом, с которым выступаешь на сцене) и пианистом-репетитором, который часто является и фактическим ассистентом дирижёра(в театре).



Какие-то крайне устаревшие стереотипы...

03.10.2005, 03:10

Вокалисты тоже разные бывают. Есть такие, что и "ноты тыкать" приходиться концертмейстеру. Но,должна признать, что сейчас это уже гораздо реже случается, скорее, анахронизм,хотя бывает...

К примеру, моя подруга-пианистка была замужем за тенором, а тенор--это страшное дело. Там и гонору хватает и забобонов всяких. Так вот ей как раз приходилось партии все с ним разучивать досконально, сам он был не в состоянии, при этом у него был великолепный голос, хорошо поставленный, внешность соответствующая и прочее.Но всю черновую работу ей приходилось с ним делать

03.10.2005, 03:13

Есть ещё и огромное различие между концертмейстером(пианистом, с которым выступаешь на сцене) и пианистом-репетитором, который часто является и фактическим ассистентом дирижёра(в театре).
В этом случае основная задача- донести идеи дирижёра, рассказать о традициях и практике исполнения той или иной партии..
Потом, работа над произношением,фонетикой...
Поверьте, тут уже никто "ноты не тыкает"..
Какие-то крайне устаревшие стереотипы...Тыкают, тыкают, милая Анна, еще как! Вы что, считаете, что выучить без концертмейстера, или репетитора, как вы говорите, целую оперную партию сами вокалисты в состоянии? Я конечно, хоть и относился очень нежно и с благородной душой к вокалисткам, но, грубо говоря, приходилось иногда и тыкать, не так уж, конечно, буквально, как Вы себе это представили, но все-таки - помочь удержать чистую интонацию, проконтролировать, с ритмом, со сложным музыкальным текстом, с группировкой нот и т.д. Согласитесь же, право, что пианисты все-таки более грамотно владеют теорией, нежели вокалисты, по той простой причине, что они с самого детства обучаются музыке, а вокалисты значительно позже, когда голос окончательно устанавливается, эдак после 23-25 лет.

03.10.2005, 03:27

Уважаемый Барго! Вы -просто воплощенная мечта вокалиста(вернее, вокалистки). :-):oops: спасибо...Эх, Анночка, знали бы Вы, сколько вокалисток мне предлагали в свое время руку и....тьфу, черт, перепутал, в смысле сердце?:oops:

03.10.2005, 03:36

:oops: спасибо...Эх, Анночка, знали бы Вы, сколько вокалисток мне предлагали в свое время руку и....тьфу, черт, перепутал, в смысле сердце?:oops:
Что же Вас останавливало?:oops:

03.10.2005, 03:49

Что же Вас останавливало?:oops:Да вот, все хотел творческой свободы, не хотел замыкаться только лишь на женской вокальной музыке. А им то конечно, - личный концертмейстер,:fan: да еще родимый муж, всегда при себе - мечта любой домохозяйки, да к тому же из опыта известно: стоит женщине-вокалистке дать почувствовать себя примой, главной на сцене, засунет под каблук так, что мало не покажется. Вон, посмотрите, как Вишневская командует Ростроповичем, только шум стоит, сплошные матюги! А вы говорите...

03.10.2005, 04:01

А разве это не приятно-быть под каблуком у такой женщины, как Вишневская?!Ни в коем случае, даже у самой королевы не хочу, мне Свобода нужна, как моему тезке из оперы Бородина:-) :fan:

03.10.2005, 04:04

Ни в коем случае, даже у самой королевы не хочу, мне Свобода нужна, как моему тезке из оперы Бородина:-) :fan:
Какое редкое,но красивое имя....:lol:

03.10.2005, 04:09

Попробую отгадать, как Вас зовут....мммм... Кончак?!!
Какое редкое,но красивое имя....:lol:

03.10.2005, 04:09

Попробую отгадать, как Вас зовут....мммм... Кончак?!!
Какое редкое,но красивое имя....:lol::eyecrazy: :appl: Дык, он вроде как в клетке -то и не сидел...:-?

03.10.2005, 04:23

"О, дайте, дайте мне свободу!" у нас в опере Бородина Кончак поёт? :-o
Э-э-х, вокалисты-вокалисты... :silly:Да нет, старик, видать подумала, что в Израиле это самое распространенное еврейское имя, хотя может и так, хрен его знает, надо в Талмуд посмотреть...

03.10.2005, 04:35

"О, дайте, дайте мне свободу!" у нас в опере Бородина Кончак поёт? :-o
Э-э-х, вокалисты-вокалисты... :silly:
УПС!!
Не поняли мою шутку...жаль...:cry:
А я-то думала- смешно..

03.10.2005, 05:26

А разве это не приятно-быть под каблуком у такой женщины, как Вишневская?!

Ну просто кайф сплошной!:silly:

03.10.2005, 11:19

Да вот, все хотел творческой свободы, не хотел замыкаться только лишь на женской вокальной музыке. А им то конечно, - личный концертмейстер,:fan: да еще родимый муж, всегда при себе - мечта любой домохозяйки, да к тому же из опыта известно: стоит женщине-вокалистке дать почувствовать себя примой, главной на сцене, засунет под каблук так, что мало не покажется. Вон, посмотрите, как Вишневская командует Ростроповичем, только шум стоит, сплошные матюги! А вы говорите...
Правильно, Барго! Близкое или интимное общение с вокалистами могу назвать только как "вырванные годы". Вишневская как раз не пример здесь - они с Ростроповичем два сапога пара (хотя люблю обоих - матерятся и на здоровье им!)
А вообще,наблюдала этот спор со стороны - не вмешивалась. Но одно могу сказать - певец или певица, какие бы они не были, никогда особо не благодарны концертмейстеру. Требовать от них это бесполезно, никого нельзя заставить полюбить себя - насильно мил не будешь. Певцы любят только себя, родимых. Ну и пусть. Деньги надо зарабатывать? Работать надо? Вдобавок надо относиться к нашей профессии с юмором - мало где ещё можно найти такие перлы! Просто не надо с ними связывать свою жизнь и свои планы - ведь это страшное дело быть в зависимости от их голоса, настроения, количества контрактов...
А что касается выстукивания нот, то это увы, правда. И будет это всегда. Среди вокалистов ничтожно малый процент бывших скрипачей, альтистов и хородирижёров.

03.10.2005, 11:45

Вокалист и концертмейстер - единство и борьба противоположностей.

03.10.2005, 12:40

Среди вокалистов ничтожно малый процент бывших скрипачей, альтистов и хородирижёров.

И, смею напомнить, если кто забыл - Анна Самуил именно в этом проценте и находится:-)

03.10.2005, 14:40

Как большая любительница вокала- предлагаю поставить памятник концертмейстеру, в память о невидимых миру слезах.
Правильно, Тиночка!
...О потерянных годах,
О высосанной крови,
О расшатанных нервах
О черной неблагодарности
О бесконечном тыканьи нот

О скандалах
О взаимной ненависти
О несправедливых упреках







О том, что уходил со сцены под оглушительные апплодисменты...вокалисту...и долго-долго смотрел вдаль, спрашивая себя: за что?...

03.10.2005, 14:51

Игорь.Жванецкий отдыхает.:appl: :appl: :appl:
Вам надо печататься. По-моему, музыкально-вокальный мир с его кухней - поле непаханное. Кто знает тему- не умеет писать, и наоборот.
А в Вас счастливо живут два дара.

А по сути.
Как в женитьбе. Удачно - будешь счастливым, неудачно - станешь мудрецом.
Всегда с уважением относилась к этой, ну очень небанальной професии.
Теперь с утроенным вниманием буду вглядываться и вслушиваться, и веники носить концертмейстеру.

03.10.2005, 16:56

Барго, абалдеть!:appl: Лучше не скажешь. Только вот всё описанное с нотами, где играть, где нет, где прыгать, а где вернуться на три страницы назад, связано у меня не с певицей, (у которой календарные дни и в течение которых лучше вообще рот закрыть и не петь), а с певцом, народным артистом, с которым я халтурила вечер Сатаринного русского романса в Нетании. Никогда не забуду этого вечера, на котором мы так "творили", что я готова была материться прямо на сцене. А на очередной вопрос "Что поём", мне было сказано:"До мажор". :tomato: Во как! Но что взять с бывшего десантника, который на плече унёс декорацию в виде "лесочка" в сцене в саду из "Евгения Онегина", спев Татьяне "Учитесь властвовать собою..."??? Певец тот обладатель Золотой Маски и вообще солист ведущего оперного театра России.

Надо открывать рубрику - "Приколы вокалистов". Нам есть что порассказать. А вообще о каких слезах речь? Будем проще к этому относиться. Существует очень действенный способ воспитать зарвавшегося вокалиста -сыграть ему в "транспорте" прямо на сцене. Действует железно, проверено!:silly:

03.10.2005, 17:15

Существует очень действенный способ воспитать зарвавшегося вокалиста -сыграть ему в "транспорте" прямо на сцене. Действует железно, проверено!:silly:
Был такой случай с замечательной питерской (тогда ещё ленинтрадской) пианисткой Элеонорой Нуриджанян. Она была ещё совсем молоденькая, на неё "свалился" экстренный концерт в Малом зале филармонии с каким-то уже очень маститым и сильно это демонстрирующим певцом. И вот идёт концерт, их вызывают на бис, и он, нахально улыбаясь, ставит ей на пюпитр какое-то современное сочинение - как говорили, просто чёрная икра по нотам раскидана:-) . Она бы это, может, и прочла с листа, но эта издевательская улыбка её из себя вывела. И она сыграла ему вступление к "Реве да стогне Днiпр широкий". Он вытаращил глаза, но запел - а что делать, публика-то уже песню узнала! :lol:


Прошу прощения, что вмешиваюсь, но:
не согласна не согласна не согласна не согласна:cry:
может потому, что я вокалистка только в будущем, а не в настоящем и у меня все впереди:silly: , но знаю концертмейстеров и вокалистов, которые вполне ладят и к тому же друг другу очень благодарны.:-)

02.04.2007, 03:38

Правильно, Тиночка!
...О потерянных годах,
О высосанной крови,
О расшатанных нервах
О черной неблагодарности
О бесконечном тыканьи нот
О профессиональной из-за этого деградации
О скандалах
О взаимной ненависти
О несправедливых упреках
О том, что когда апплодируют зрители, то даже забывают представить концертмейстера
О махровом эгоизме и эгоцентризме
О потере памяти, что когда на сцене забывают текст или ноты, то обвиняют, естественно, концертмейстера
О презрительном отношении к концертмейстерам, как к шавкам, которые мешаются под ногами
О том, что даже забывают поздравить с праздниками, днем рождения, и поинтересоваться просто: как ты себя чувствешь, или как дела, коллега?
О том, что элементарно "забывают" позвонить и предупредить, что сегодня болен, поэтому на репетицию не приходи, но это никогда не делается, и все время приходится любоваться картиной Репина "Не ждали"
О том, что даже свои ноты никогда не могут привести в порядок, и вместо нот, дают клочки туалетной бумаги с вечными условностями: здесь повторять, здесь нет, а здесь у меня просто пропала страница, а здесь...ну что-нибудь сам наиграй, а здесь обязательно не забудь перевернуть с конца через три страницы вперед и снова на начало, а затем без повторения и сразу на коду, А где кода? Ой, а я забыла дома вклеить, ну ничего, я тебе махну головой, только ты все время смотри на меня, а не в ноты, иначе я слова забуду, и ты не забывай мне подсказывать, хорошо?, а то я очень волнуюсь, ты-то ладно, на тебя на сцене и так никто внимания не обращает, а я все-таки главное действующее лицо, и публика слушает только меня, но правда извини, у меня сегодня календарные дни, поэтому я, пожалуй, сокращу полтора куплета, а ты мне вступление за четвертым разом не играй, и сразу переходи на середину, не забыл пометить?, ну и молодец, да, и самое главное, не забудь пожалуйста странспонировать все на полтора тона вниз, потому что, сегодня не в голосе, а, плохо виден текст, так извини меня, это же я писала карандашем, ну а на жирные пятна не обращай внимания, вчера мой Барсик на них рыбку поел, так, ну теперь все понятно? Прекрасно идем на сцену, только не забудь объявить, что выступает народная артистка республики, как можно громче, а после того, как отпою романс, сразу уходи со сцены во время апплодисментов...
О том, что уходил со сцены под оглушительные апплодисменты...вокалисту...и долго-долго смотрел вдаль, спрашивая себя: за что?... Много,очень много вокалисту надо потрудиться перед встречей с концертмейстером.Удачи всем!8)

23.06.2007, 13:44

Но одно могу сказать - певец или певица, какие бы они не были, никогда особо не благодарны концертмейстеру. Требовать от них это бесполезно, никого нельзя заставить полюбить себя - насильно мил не будешь. Певцы любят только себя, родимых. Ну и пусть...
Я тоже не согласен.
Меня вокалисты всегда любили, благодарили и целовали (певицы)
Главное - ты должен их вдохновить и помочь раскрыться. Деликатно аккомпанировать - это еще не аккомпанемент. Это играющая медсестра (есть у нас тут одна).
Вот когда ты не только дышишь с певцом одним дыханием а еще его вдохновляешь и посовываешь ему такую логику развития, чтобы он всей мощью вышел на кульминацию, а потом чтоб трагическая была развязка и художественный образ... Вот тогда любой вокалист тебе будет благодарен...

Тимофей Вартанов

23.06.2007, 14:25

Вы что, считаете, что выучить без концертмейстера, или репетитора, как вы говорите, целую оперную партию сами вокалисты в состоянии?

Согласитесь же, право, что пианисты все-таки более грамотно владеют теорией, нежели вокалисты, по той простой причине, что они с самого детства обучаются музыке, а вокалисты значительно позже, когда голос окончательно устанавливается, эдак после 23-25 лет.

Уважаемый Барго! На самом деле существует достаточно много вокалистов, которые в прошлом были пианистами, духовиками, хоровиками и т.д., а потом проснулись однажды утром и запели. Когда я учился в училище вместе со мной учились такие вокалисты. А некоторые умудрялись совмещать две специальности одновременно. Так что я бы не уничижал вокалистов в знании ими теории музыки.
Расскажу пример из собственной жизни, хотя себя лично НЕ считаю еще полноценным вокалистом, во всяком случае до тех пор, пока не поступлю в консерваторию на ЭТУ специальность.
По образованию я - музыковед. Запел на втором курсе училища благодаря нашему педагогу по сольфеджио и гармонии, которая постоянно задавала нам петь, транспонировать и анализировать вокальные произведения (преимущественно романсы). Данная работа занимала примерно 30% всего объема работы, которой мы выполняли по сольфеджио и гармонии! Результат - со второго курса училища я стал занматься вокалом. После окончания училища у меня был 10-летний перевыв, на протяжении которого я музыкой не занимался. Но вот сейчас, спустя годы, я все еще в состоянии сыграть фортепианную партию почти всей программы, с которой иду поступать в консерваторию на ВОКАЛ, а некоторые произведения - и не в одной тональности! Это к тому, что вокалист якобы не в состоянии без концертмейстера или репетитора осилить, как Вы писали, оперную партию.

15.07.2007, 17:15

Тема концертмейстера и вокалиста всегда была нужной и сложной.
Хочу сказать,что вокалистам надо не только петь,а уметь включать голову.Мыслить и много работать самостоятельно,до концертмейстера.
Идеально знать не только свою партию,но и партию сопровождения.
Желательно,если это опера-прослушать её в пяти или шести исполнениях.Полезно вокалисту изучить партитуру всей оперы,прежде,чем приходить к концертмейстеру.
Вот после всего и будет встреча плодотворной и полезной для двух солистов,а не голос и сопровождение.
Много,очень много вокалисту надо потрудиться перед встречей с концертмейстером.Удачи всем!8)
Ах, какие золотые слова! Жалко только, редко в жизни встречаются такие вокалисты!

Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность — также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Представим такую ситуацию. Сцена, идёт концерт, вдруг солист забывает или путает музыкальный текст. Задача концертмейстера вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца. Остановка игры концертмейстера равносильно провалу выступления.

Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Где требуется концертмейстер?

Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера, например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

При чтении аккомпанемента с листа важно:

  • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
  • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
  • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

Первым материалом для нового раздела “Юмор и курьезы” мы решили сделать “Памятку для концертмейстеров”. Нельзя сказать, что это новый текст – наверное, все его знают.

Тем не менее, начать хотелось бы с него. Во-первых, он действительно смешной, а во-вторых… В общем, сказка ложь, да в ней намек. Уважайте своих концертмейстеров!

Памятка для концертмейстеров

1. Забудьте все то, чему вас учили раньше в классе по специальности. Эти знания вам не понадобятся, более того, - будут мешать.

2. Прежде, чем играть, закройте все возможные крышки у инструмента - это вызовет уважение к вам членов любой кафедры.

3. Не начинайте играть, проверьте, на месте ли солист.

4. Если солист на месте, обязательно дождитесь легкой улыбки, затравленного взгляда, угрюмого кивка - любого доказательства, что вас заметили.

5. Если солист в невменяемом состоянии, помогите ему, тактично напомнив о себе легкой возней за роялем, в особо серьезных случаях можно ненавязчиво уронить подставку или крышку рояля.

6. Будьте бдительны, солист может начать внезапно, поэтому нужно уметь начать с любого места и из любого положения.

7. Будьте внимательны, солист может также внезапно закончить исполнение. Чтобы придать естественную законченность произведению, будьте готовы в любую секунду непринужденно ляпнуть тонику.

8. Забудьте про f, этот нюанс вам не нужен. Ни один уважающий себя солист не позволит вам играть f, тем более его педагог. Привыкните к мысли,что основной рабочий нюанс mp - так всем спокойнее.

9. Откажитесь сразу и решительно от поисков звукового разнообразия - помните о естественном богатстве звуковой палитры инструментов консерватории.

10. Будьте внимательны к проигрышам - здесь иногда нас слушают. Поэтому текст лучше выучить. Ни в коем случае не играйте проигрыши очень хорошо, по отношению к большинству солистов это неэтично.

11. Ни в коем случае не играйте ритмично, иначе будет не вместе.

12. Не принимайте близко к сердцу темповые обозначения и авторские указания - такая наивность не поощряется солистами.

13. Работая с вокалистами, научитесь мелко и часто дышать. Это поможет вам освоить вокальное рубато (русская транскрипция) музыкальной фразы.

14. Обязательно научитесь петь, дирижировать, играть как минимум на одном струнном, народном, медном и деревянном духовом инструменте.

Если после прочтения инструкции вам покажется,что вы еще многого не умеете, не огорчайтесь. Вас научат играть на рояле вокалисты, духовики, дирижеры, народники - все те, кто знает, как надо лучше вас.