Архангельская область первой приняла участие в конкурсе "живая летопись". Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» и проект проект «Всероссийская школьная летопись Голосовать в конкурсе живая летопись

Архангельская область оказалась первым российским регионом, который организовал у себя необычную просветительскую акцию: «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны ». Ученикам 6-11 классов предложили выступить в роли исследователей, став авторами собственных книг.

Презентация проекта состоялась в правительстве Архангельской области. «Живая летопись » позволит юным северянам достаточно громко заявить о своих литературных способностях, ведь книги лучших авторов будут изданы не только в печатном виде, но и размещены в Интернете.

На конкурс принимаются работы школьников региона, которые рассказывают об истории собственных семей, а значит, и об истории Поморья. Объём текста одного произведения может достигать 35 тысяч знаков, включая пробелы.

Хочу отметить, что конкурс приурочен к 80-летию Архангельской области, - рассказал заместитель министра образования и науки Поморья Юрий Гнедышев. - Литературные произведения могут быть написаны в свободной форме, мы не ограничиваем ребят в творчестве.

Авторами повестей могут стать и творческие коллективы. Например, кто-то лучше других собирает информацию, а кто-то способен качественно написать текст. Ребята могут объединиться и представить результаты своих трудов. Главное, о чём мы просим участников проекта, - это пойти к своим родителям, бабушкам, дедушкам и поговорить с ними о том, что интересного было в их жизни, - подчеркнул программный директор « », один из организаторов конкурса Александр Гаврилов.

До середины сентября 2017 года необходимо загрузить свои работы на сайте оргкомитета конкурса . В начале октября в Архангельске состоится торжественная церемония чествования авторов лучших литературно-исторических исследований. Победителей ждут призы, лучший юный литератор отправится в "Артек ". Будут поощрены и педагоги, которые занимались подготовкой ребят.

Последние новости Архангельской области по теме:
Проект "Живая летопись" поможет школьникам Поморья стать авторами книг

Проект «Живая летопись» поможет школьникам Поморья почувствовать себя писателями - Архангельск

Презентация проекта состоялась в правительстве Архангельской области Архангельская область оказалась первым российским регионом, который организовал у себя необычную просветительскую акцию: «Живая летопись.
16:27 28.04.2017 Пресс-центр Правительства

На сегодняшний день Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский литературный образовательный проект в России, в котором ежегодно принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России. Конкурс направлен на популяризацию чтения среди подростков, расширение их читательского кругозора. Проект способствует духовному и интеллектуальному росту школьников, социализации и объединению на основе общих культурных и духовных ценностей̆.

В приветствии к участникам конкурса Президент России В.В. Путин отметил, что считает реализацию «масштабного, поистине уникального проекта “Живая классика” востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков». Конкурс проходит под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации.

В рамках конкурса участники из 5-11 классов выбирают отрывок из любимого прозаического произведения и затем соревнуются в декламации любимых текстов. Во время подготовки подростки слушают лекции по современной̆ литературе, художественному слову и психологии (в форме вебинаров и занятий в районных библиотеках), участвуют в мастер-классах по актерскому мастерству. Аналогичная подготовка организуется для учителей и библиотекарей (форум «Живая классика» в Санкт-Петербурге, занятия на базе районных библиотек, вебинары).

Конкурс проходит в несколько этапов: школьный (в школах и учреждениях дополнительного образования), районный (в районных библиотеках), региональный (в учреждениях культуры в столице региона), всероссийский (в международном детском центре «Артек»), суперфинал на Красной площади.

Проект способствует тому, чтобы сделать чтение среди подростков модным. «Живая классика» – это социальный лифт, позволяющий детям из отдаленных уголков России проявить себя на федеральном уровне, попасть в «Артек» и выступить на Красной площади перед зрителями и членами жюри – известными актерами, писателями, деятелями культуры.

За годы проведения конкурса (6 лет) в youtube и социальных сетях появилось множество видеороликов с читающими детьми, чтецкие номинации появились в телевизионных проектах (в передаче «Синяя птица» все чтецы – финалисты конкурса «Живая классика»), ребенок, читающий вслух, стал привычным явлением, появились подростки – блогеры, рассказывающие о книгах. Невозможно утверждать, что все эти достижения принадлежат конкурсу «Живая классика», но 2,5 миллиона участников конкурса ежегодно определенно влияют на возникновение подростковых читательских движений.

Проект «Живая классика» может стать навигатором по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России, предоставить материал для исследования того, какие книги интересны и доступны современным школьникам.

Важной составляющей проекта является повышение квалификации преподавателей литературы, библиотекарей, педагогов дополнительного образования, задействованных в проведении конкурса. Ежегодно проводится образовательный форум для кураторов конкурса из разных регионов России. Об актуальности проекта свидетельствует принятая Правительством РФ от 3.06.2017 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

1 октября 2017 года начался прием заявок на VII Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Цели проекта в 2017-2018 гг. – увеличить количество увлеченных чтением подростков в России, повысить статус чтения среди школьников, улучшить качество чтения, cоздать навигатор по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России.

В связи с тем, что среди читающих школьников есть большое число пишущих подростков, с 2016 года Фондом «Живая классика» совместно с издательством «Рипол классик» реализуется проект «Всероссийская школьная летопись», в рамках которого школьникам под руководством библиотекаря предлагается попробовать себя в роли писателей: создать и издать книгу своего класса. Таким образом, районные библиотеки могут стать издательскими центрами. Для участников проекта организуются мастер-классы, вебинары и лекции.

Три экземпляра книги каждого класса будут бесплатно изданы и поступят в фонд библиотеки, где станут частью Летописи школы, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную детскую библиотеку для формирования Всероссийской школьной летописи. Проект ориентирован на детей школьного возраста (1-11классы).

Завершился пилотный этап литературного конкурса «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны» - ​в течение полугода школьники Архангельской области исследовали истории своих семей, а затем писали о них книги. О том, как юным авторам удалось совместить литературу и историю, найти собственную интонацию, протянуть нить исторического повествования на несколько поколений назад и как летопись одной области может помочь заживлению травм всей страны, - ​рассказывает координатор конкурса Александр Гаврилов.

Когда мы задумали «Живую летопись» (персонально эта честь принадлежит Александру Краснокутскому, возглавляющему издательский стартап Ridero), мы, конечно, опасались неискренности. Каждый из нас прошел через среднюю школу. У всех нас в школе появился опыт скрытности, опыт невысказывания. Учитель говорит: «А теперь напишите сочинение на тему «Равняемся на тех, кто обгоняет время» — ​и подросток понимает, что даже если у него есть какие-то соображения, он не хочет высказывать свои, потому как требуется воспроизвести чужие.

А мы хотели, чтобы люди говорили о подлинной истории своих семей, не приглаженной, не приукрашенной — ​как рассказывают дома, а не так, как рассказывают казенным людям. Мне кажется, это удалось.

Из сборника «Добрая память»

Билева Ксения Дедушка и бабушка моего папы познакомились только на своей свадьбе. До этого бабушка, тогда юная Маша, видела своего будущего мужа лишь однажды. И то из-за занавески, на печке. Он, по обычаям тех лет, приезжал в дом к ее отцу в соседнюю деревню Подлесную, свататься. Сейчас в той деревне не осталось ни одного дома. Стоит лишь телефонный автомат, установленный в соответствии с программой телефонизации деревни. Было это в конце 20-х годов прошлого столетия. Папа, передавая рассказы своей бабушки, Марии Николаевны Билевой, говорит, что люди жили хорошо в те годы: сеяли рожь, овес, лен, выращивали овощи, держали скотину. Но потом начался период «коллективизации» и «раскулачивания»: кулаками считали все семьи, имевшие более одной лошади, или одной коровы, или 10 овец. Кулацкие семьи подлежали ссылке, и, чтобы избежать этого, семья родителей моих прабабушки и прадедушки вынуждена была «добровольно» отдать во вновь образованный колхоз одну лошадь и две коровы. Невдалеке от деревни Бабино, где жили прабабушка и прадедушка, прямо в чистом поле выгрузили эшелон «раскулаченных» семей с Украины. Дело было под зиму, и они, чтобы построить хотя бы землянки, ходили в деревню просить инструмент для строительства. Деревенских жителей вынуждали вступать в колхоз. Держать собственную скотину не запретили, обложив это право налогом в 3 литра молока ежедневно, поэтому, как и другие крестьянские семьи, Билевы держали корову и десяток овец, что впоследствии спасло жизнь им, их детям. Не всем, правда.

Я прочитал больше 40 книжек летописи, в каждой книжке было от одного до семи текстов. За эти сорок книжек я, неловко признаваться, раз сто разрыдался. Не то чтобы я призывал измерять качество литературы в рыданиях. Да и слезы наворачивались не столько от ужаса и безысходности, сколько от чего-то прямо противоположного. Например, от силы и честности работы памяти.

Вот, например, Ксения Билева, чья работа выше цитируется. Она рассказывает о том, как раскулаченных на Русском Севере просто переводили из одной деревни в другую, отняв при этом скот, дом, двор, подворье. А параллельно она замечает, что по соседству было поле, куда привезли раскулаченных с Украины. И вот они всю осень ходили в деревню попросить лопату, чтобы хотя бы землянок себе накопать. То, что старшие рассказывают об этом ребенку, школьнику, то, что эта деталь хранится сквозь как минимум три поколения в семейном предании, — ​это очень сильная и яркая черта. Мы видим всю эту картинку целиком — ​чужаков, которых привезли в абсолютно незнакомое место. Деревню, в которой половину людей увезли неизвестно куда, а другую привезли неизвестно откуда. И лопату, за которой нужно каждый день ходить и потом ее нужно отдать, потому что в хозяйстве одна, и она нужна. И люди это вспоминают три-четыре поколения спустя и рассказывают снова и снова.


Петр Саруханов / «Новая газета».

Но важно вот еще что: школьники ухитряются рассказать об истории иначе, чем мы привыкли слышать. Они говорят: «Были очень тяжелые годы. С ними пришлось справляться — ​идти работать на лесосплав, работать по колено в воде, прятаться от проверяющих. И моя семья выжила».

«Осенью 1946 года родилась моя бабушка — Татьяна. Но и в послевоенные годы жизнь была непростой. Государство заставляло покупать облигации государственного займа, на которые уходила одна из двух зарплат, приходилось платить налог на скот. Бабушка рассказывала: «Рядом с коровником отец складывал большие кучи дров, и, когда раз в месяц приходили инспекторы для установления величины налога, часто мы прятали коз и поросят за эти кучи. Сижу я, помню, за дровами, перевязываю морду козе, чтобы не заблеяла, а самой и смешно, и страшно». Городищенская Светлана, 16 лет, Северодвинск

Именно такое «и смешно, и страшно» формирует удивительное очарование этих рассказов. Это не о том, как жизнь была тяжела. А о том, как эту невыносимо тяжелую жизнь мы пересилили. И каждый из авторов этих произведений есть живое свидетельство того, что сил у народа было больше, чем у той мощи, которая пыталась род погубить. Это торжествующие истории выживания как победы.

Герой одного из сочинений — ​приходской священник, служивший одно-временно в трех церквях. Его арестовали якобы за то, что он в проповеди призывал не идти в колхоз. Он был арестован, сослан, почти сразу погиб. Но обратите внимание, как об этом пишет юный автор. Он рассказывает, что дома зашел разговор об этой истории, после того как он посмотрел постановку по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Как мы помним, отец юной героини тоже репрессирован, а потом возвращен. Юный автор с очаровательной сияющей заносчивостью юного победителя пишет об этом так:

«Прочувствовав на себе все тяготы «детей врагов народа», дети отца Федора настаивали на его невиновности, но смогли добиться его реабилитации только в 1989 году. Мне очень жаль, что Вика Люберецкая, героиня произведения Бориса Васильева «Завтра была война», оказалась настолько слабой, что вместо того, чтобы бороться за честь своего отца, решила умереть. Возможно, она это сделала из-за того, что была слишком молода и рядом не было семьи, с которой можно было бы разделить свою беду. Я горжусь тем, что дети отца Федора никогда не сдавались, всегда поддерживали друг друга». Фомин Дмитрий

Летопись оказалась гораздо шире, чем отдельно взятая область. В 20-е годы происходил исход из деревни на фабрики, многие пришли в города из каких-то отдаленных уголков, а сейчас их наследники живут в городах Архангельской области, много народу приехало. Есть замечательные истории многонациональных семей, где, например, папа-милиционер участвовал во всех постсоветских кавказских войнах, а теперь служит в ГИБДД и стережет покой своей страны на дорогах. Этот тип гордости за свою страну мне тоже понятен. Но когда читаешь тексты наследников семей поморов, они звучат по-особенному.

Северодвинская гимназия 14 Представьте себе небольшую деревеньку на крутом берегу реки, окруженную дремучими лесами и непроходимыми болотами. Суровый край мужественных людей. Земля моих предков — людей старой веры: Волковых Андрея Ивановича и Устиньи Ефимовны. Деревня, в которой они жили, называлась Лавела. Рядом текла река Пинега. Все лавельцы были старообрядцами. Места, где находились староверы, были богаты природными дарами. На поветях всегда стояли огромные бочки с разной ягодой. В Пинеге водилось много рыбы, особенно щуки. Мужики с сетями и палками по грудь заходили в реку и начинали бить по воде, пугая и гоня рыбу на мелководье. Там ее собирали буквально голыми руками и складывали в корзины. Так много было рыбы в наших северных реках! Раз в год, весной, по полной воде к староверам приходила баржа, нагруженная сахаром, мукой, зерном, которых не было в деревне. Этими товарами загружались амбары до самого верха. Но зачастую торговцы на баржах приносили в эту деревеньку и беду — болезни. Так как лавельцы мало общались с внешним миром, то они были восприимчивы к разным инфекциям. Бывало, заболевало полдеревни. Многие умирали. Так случилось и с первым мужем моей прапрабабушки, Устиньи Ефимовны Волковой. Она очень его любила, называла «баской», то есть красивый. Повторно ее выдали замуж насильно за моего прапрадеда, Андрея Ивановича Волкова. Он был старше ее и хромал с детства. Тем не менее в этом браке родилось трое детей. Одним из них была моя прабабушка, Мария Андреевна Волкова, в замужестве — Фохт. После революции оказалось, что дед Андрей — кулацкий сын. Сослать его не могли — и так живет в глухой северной деревне. Отправить на лесозаготовки тоже нельзя — сильно повреждена нога. И тогда отправили на работы его жену, Устинью Ефимовну. Там прапрабабушка получила тяжелый ревматизм. Она все время стояла в холодной воде, сплавляя лес по реке. После года или двух тяжелых работ на лесоповале ее вернули домой. Такова была судьба зажиточных крестьян. В домах староверов всегда было много старинных икон, а у Волковых были и древние церковные книги в позолоченных и серебряных окладах, украшенные камнями. С приходом советской власти моя прабабушка, Мария Андреевна, вступила в коммунистическую партию и достигла больших карьерных высот в Северодвинске. Ей было стыдно и страшно признать, что ее отец — старовер, да еще и кулацкий сын. Когда Андрей Иванович умер, то все его наследство — множество старинных икон, книг и даже серебряных монет царской чеканки — не представляло для родных никакой ценности. Им казалось опасно хранить такие вещи у себя. В то время по Пинежскому району ездила музейная экспедиция, которая собирала предметы старины. Мария Андреевна все отдала, сохранила только две медные иконки, расписанные лазурью. Теперь эти иконки — семейная реликвия. Сейчас деревня староверов живет только в рассказах моей бабушки. Слушая их, я словно прикасаюсь к той жизни, примеряю ее на себя.

Я заметил одну деталь — ​своих предков дети часто именуют полной развернутой титулатурой: фамилия, имя, отчество. «Когда мой прапрадедушка Прокопий Степанович Ладкин…» Сперва это кажется какой-то казенщиной, а потом видишь: самих себя юные авторы тоже именуют торжественно и полно. Человек принадлежит этой familia в высоком римском смысле, он — ​сын своего отца, а тот — ​сын своего отца, и эта непрерывная цепочка абсолютно незыблема, в ней каждый на своем месте.

Есть несколько рассказов детей из семей корабелов. Я ужасно люблю этот кусок из текста Бачина Руслана Андреевича из сборника учащихся школы № 4 г. Онеги:

«Бабушка, Бачина Нинель Григорьевна, рассказывала, что мой прапрадед жил в селе Кушерека. Это село состояло из нескольких «гнезд». Самая высокая часть называлась Гора, и с нее виден залив Белого моря. Среди многочисленных частей села есть название — Бачинская деревня. Дома в Кушереке повернуты передом к реке. В 1893 году село по численности населения стояло на 4-м месте в уезде. Когда-то давно, по просьбе купцов-судовладельцев, был открыт мореходный класс для ознакомления с мореходным делом. Все надежды сельчан были связаны с морем. Парень, женившись, стремился быстрее приобрести свое судно. Корабелы строили чаще каботажные или прибрежные суда. Мой прапрадед, Михаил Иванович Бачин, рассказывал, что лес для постройки заготавливал в верховьях реки Куша или на борах Золотухи, отбирал и сам клеймил. Вывозился лес зимой, чтобы после распила доска обливалась собственной смолой и меньше гнила. Сосну выбирал с плотными годовыми кольцами. В устье реки строили мачтовые корабли, шхуны. Поморские карбаса и боты шили около дома и по большой воде спускали в море. У моего прадеда была морская шхуна «Лидия», а у Афониных (родителей жены) — бот «Виденье».

Я понимаю, что наверняка здесь к семейному преданию примешивается этнографическая работа, но вот это понимание того, что все начинается с отбора сосны, что при распиле доска должна облиться смолой, что карбас шьется, а не строится, как речные судна Центральной России, — ​мне в этом слышится нечто абсолютно подлинное.

В следующем году с большой долей вероятности будем продолжать «Живую летопись» в Архангельской области и сделаем ее в Смоленской, которая в историческом смысле тоже очень интересна. Я мечтал бы найти партнеров, которые помогли бы выйти на школы юга, в Ростове, в Краснодаре. Для этого нужно, чтобы поддержку проекту оказали региональные министерства образования. Когда мы запускали конкурс в Архангельской области, все говорили: «Какие школы, о чем вы! Учителя трудятся с утра до ночи, заполняют новые журналы, ночи просиживают над домашкой». И это все правда. Но при этом именно учителя звонили нам ночами, потому что неправильно поставилась запятая в книге, и теперь они не знают, что с этим делать. Нужно немедленно это исправить, ведь работа должна попасть на конкурс. Ревновали друг к дружке, подозревали, не подглядел ли кто в их задумку, чтобы по ее мотивам составить свою. Страсть, которая в них пылает, меня завораживает. Но я, конечно, понимаю, что если такой страсти местный минобр воли не даст, то проведение конкурса будет гораздо сложнее.

И нам, конечно, страшно повезло, что быстро и горячо включилась вице-губернатор по социальным вопросам Екатерина Прокопьева. То, что получилось в Архангельской области, должно показать каждой администрации и каждому региону, что у них есть шанс вписать свои строки в настоящую летопись, где не только властители и судьи, но и каждый, о ком помнят его дети и внуки. Да и самим в одиночку организовать такой масштабный проект непросто, есть организационные расходы: поездки технических специалистов, работа жюри, лауреатов надо везти туда, где проходит награждение. В этом году мы привезем победителей в Москву на ярмарку non/fiction. 3 декабря в Литкафе они будут рассказывать своим читателям о том, как работали над своими книгами.

Я бы мечтал каждый год проводить этот конкурс на всей территории земного шара, потому что русский мир — ​это не тот уголок, который русским удалось отгородить штыками, а русский мир — ​это тот мир, который обжили люди, говорящие по-русски. Я был бы рад видеть книжки «Живой летописи», написанные по-русски, в Германии, в Австралии, в Израиле, в США. Сегодня там живут люди, говорящие по-русски, они воспитывают своих детей, которые тоже говорят и пишут по-русски. И их память — ​тоже часть нашей общей памяти, которую мы хотели бы соединить внутри этого проекта. Каждая работа, загруженная в Ridero, может быть распечатана нажатием одной кнопки — ​хоть в одном экземпляре, хоть в пяти. Любой человек может сделать книжку, которая займет почетное место на полке семейной библиотеки.

Юные авторы пишут не только о давно прошедшем. Некоторые передают травматический опыт 90-х: рассказывают про дедушку, который был лучшим специалистом на своем заводе, а потом все ушли, а когда в 2000-е вернулись заказы, выяснилось, что их некому делать. Но дед оставался на заводе, он все умел, теперь он самый главный, и за его опыт и службу его на руках носят. И даже когда горечь очень свежа, внуки все равно говорят о победе. Человек не может жить только скорбью. Человек не может жить без памяти о прошлом. Человек должен жить в сегодняшнем дне. Раз он жив — ​его род победил все невзгоды.

Записала Анастасия Чуковская

Посвящение

Моя бабушка — ​супергерой!

Недавно по телевизору я и мой младший брат Егорка смотрели фильм про человека-паука. В фильме люди попадали в разные передряги, а главный герой их спасал. После фильма Егор замучил меня вопросом: «А как стать супергероем?» Я немного задумался, а потом сказал: «Супергерой — ​это человек, который помогает всем и всегда. Ничего не ждет взамен. Он просто любит людей, любит свою родину. Он твердо уверен, что в мире главное — ​это любовь, верность и порядочность». Тут пришла очередь задуматься Егорке, он долго молчал, а потом вздохнул и сказал: «А рядом с нами такие герои есть?» В эту минуту в комнату вошла наша бабушка. Я посмотрел на нее и понял, что рядом с нами действительно живет супергерой!

Нет, наша бабушка не обладает черным поясом по карате, не умеет бегать со скоростью ветра, нет у нее и специального суперкостюма, который закрывал бы ее от огня и воды. Ничего этого у нее нет. Так почему же я утверждаю, что она супергерой? На это есть свои причины.

Моя бабушка прожила сложную жизнь. Она прошла детский дом, голодное детство, тяжелую болезнь матери, безденежье, трудные послевоенные годы. Казалось бы, те, кто выживал в то время, должны бы вырасти людьми прижимистыми. Но бабушка совсем не такая! Все, что у нее есть в доме, в сердце, в душе, готова она подарить людям.

После окончания школы она пошла работать на стройку. Работа тяжелая для молодой-то девчонки! Как бы тут не сломаться, как не начать плакать и винить во всем судьбу, переживая о себе. Но бабушка все преодолела, больше о других думала. Наверно, поэтому и пошла учиться на учителя и работать в школе. Вы только представьте, как страшно зайти в класс, где ученики — ​твои ровесники, взять ответственность за их будущее на себя! Ведь если не так объяснишь, научишь, что из ребят получится? А бабушка смогла! Просто вздохнула и вошла в класс.

Попов Еремей,
Новодвинск


Это, собственно, бабушка. Довольно неожиданный образ супергероя

АРХАНГЕЛЬСК, 27 окт — РИА Новости. Архангельская область первой в стране включилась в общероссийский проект "Живая летопись. Судьба семьи в истории страны", сообщает корреспондент РИА Новости.

Школьники Поморья стали авторами сборников, посвящённых родному краю. В своих литературных работах учащиеся 6-11 классов из шести десятков школ региона старались рассказать историю своего рода, отобразив, сколь тесно она переплетена с историей России. Всего на конкурс было представлено более 350 текстов. Учителя координировали процесс и участвовали в составлении сборников.

По завершении конкурса в правительстве области состоялось награждение участников, чьи работы были признаны лучшими. В состав жюри, оценившего труды юных северян, вошли актриса театра и кино Алиса Гребенщикова и телеведущая Тутта Ларсен, а возглавил его губернатор области Игорь Орлов.

К чествованию победителей присоединился председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. "Вы соотнесли летописи ваших семей с теми событиями, что происходили в нашей стране в прежние, совсем непростые времена. Очень важно знать историю своего государства, своей земли, своей семьи. И замечательно, что в год 80-летия нашей области нам выпала честь стать пилотным регионом и открыть этот конкурс", — отметил премьер.

По мнению организаторов конкурса, некоторые работы можно назвать подлинной литературой, но самое главное, что во всех рассказах присутствует удивительная, живая интонация.

Алиса Гребенщикова отметила, что все конкурсные работы дышат любовью и искренностью, в них видна увлечённость и погружение в свое исследование. "Это увлечённость как историей собственной семьи, так и историей страны. Люди, владеющие пером и умеющие выступить в роли летописцев, ценились всегда. И то, что сегодня сделали эти ребята, очень ценно", — уверена она.

Благодаря поддержке губернатора школьники Архангельской области продолжат участвовать в проекте и в следующем году. По словам Орлова, конкурс прививает молодежи семейные ценности, дает возможность сопоставить, соотнести собранные факты с событиями, происходившими в стране, понять, что за цифрами и датами стоят судьбы, жизни людей, в том числе, и их предков.

Юные литераторы, уже поучаствовавшие в проекте "Живая летопись. Судьба семьи в истории страны", в качестве поощрения за свой труд получили в подарок изданные сборники со своими сочинениями и множество других призов. Самым неожиданным подарком оказались открытки с автографом писателя-фантаста Джорджа Мартина, по произведениям которого снят культовый телесериал "Игра престолов".