Главные герои хаджи мурат лев толстой. Анализ произведения Л.Н

Воронцов Михаил Семенович — князь, наместник Кавказа, богач, аристократ. Воронцов в повести «Хаджи-Мурат» — сын русского посла, воспитанный в Англии, европейски образованный, честолюбивый, властолюбивый, тонкий царедворец, который «имел все высшие чины и ордена и считался искусным военным, даже победителем Наполеона под Краоном». Ему за 70 лет, но он свеж и бодр, имеет тонкий и приятный ум и «лисье бритое лицо». Угадывая истинную причину перехода Хаджи-Мурата к русским и не доверяя ему, Воронцов обсуждает через военного министра с государем свои действия в отношении Хаджи-Мурата. Во многом из-за неторопливости и осторожности Воронцова Хаджи-Мурат чувствует безвыходность своего положения, толкающую его на побег.

Николай I — император, реальное историческое лицо. Уверенный в своей особой роли в Европе и власти над всем происходящим в России, он как должное принимает восхваления и приветствия людей, в которых вселяет ужас, с длинным белым лицом с огромным покатым лбом и выражением гнева.

После доклада военного министра по письму Воронцова император принимает в отношении кавказских событий и судьбы Хаджи-Мурата решение, прямо противоположное внушаемому ему министром. Это происходит «благодаря дурному расположению духа» от усталости после вчерашних похождений. Вследствие этих распоряжений русская армия начинает усиленно тревожить Чечню.

Хаджи-Мурат в повести — наиб Шамиля, знаменитый своими подвигами горец. Этот герой — человек внушительного вида «на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии», с добродушной по-детски улыбкой, с широко расставленными глазами, «которые внимательно, проницательно и спокойно смотрели в глаза другим людям». После размолвки с Шамилем через своего кунака Садо налаживает контакт с русскими. Преследуемый мюридами Шамиля и его сторонниками в ауле, где живет Садо, он уходит в лес и во время рубки переходит к русским. Попав к русским, Xаджи-Мурат сначала беспокоится о своем положении и безопасности своих людей, но скоро из тона размолвки между молодым Воронцовым и Меллер-3акомельским понимает, что его выход есть дело огромной важности для русских, поэтому, если он будет жив и не сослан, то сможет много потребовать от них. Xаджи-Мурат настаивает на разговоре только с главнокомандующим, Воронцовым-старшим, во время которого, принося на словах обещание верно служить «белому царю», по глазам понимает характер своего собеседника и взглядом же передает ему истинный смысл договора: он ненавидит русских и покоряется им только потому, что у него нет другого выхода из-за старой кровной вражды с Шамилем. Главной заботой героя во время пребывания у русских является попытка спасти свою семью, оставшуюся в руках Шамиля, взаимоотношения с которым определяются восточными понятиями о чести, храбрости и достоинстве.

Решение судьбы Xаджи-Мурата и обмен его семьи на пленных затягиваются на долгий срок, в течение которого факт его выхода к русским доводится даже до императора, а герой тем временем живет то в Тифлисе, то в укреплениях, то в Нуху, легко сходясь с окружающими, но оберегая свою независимость. За это время в жизни героя случается «страшный поворот»: он понимает, что, спасая себя, а также из ненависти к Шамилю, он бежал и готов был бороться против него, тогда как его руки связаны положением семьи. Xаджи-Мурат решает предпринять попытку освобождения своих близких, задумав и осуществив для этого побег от русских. Во время преследования герой с горсткой своих верных людей попадает на непроходимое рисовое поле, где его настигают и убивают. Не обращая внимания на смертельные раны, Xаджи-Мурат бьется до последней минуты, открыто идя на врагов. В последнюю минуту он поднимается во весь рост, хотя все уже считали его убитым. Именно эту смерть напомнил писателю изломанный, но цепко держащийся за жизнь куст репейника.

Шамиль — имам, предводитель чеченцев в борьбе с русскими. Шамиль умеет производить впечатление на народ, выгодно отличаясь от своего окружения, блестевшего серебром и золотом. Он выглядит величественно и просто. «Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазами было как каменное, совершенно неподвижно». Шамиль со своей семьей живет в ауле Ведено, где вершит суд, выносит все решения и куда возвращается после неудачного похода против русских, который, однако, объявлен победой. Шамилю тяжело после похода не только физически, но и духовно, так как он знает, что разорено много чеченских аулов и «переменчивый, легкомысленный народ, чеченцы, колеблются, и некоторые из них, ближайшие к русским, уже готовы перейти к ним». После похода в Ведено герой решает и судьбу семьи Хаджи-Мурата.

Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит.

Толстой говорил о ХАДЖИ-МУРАТ: “Это мое увлечение”. Более всего покоряла художника энергия и сила жизни ХАДЖИ-МУРАТ, умение отстаивать свою жизнь до последнего. В истоке замысла – картина, увиденная летом 1896 г.: непокорный “татарин”-репей, изуродованный, но все

Же уцелевший на вспаханном поле, напомнивший отважного горца. В первом наброске будущей повести, названном “Репей”, Толстой написал: “”Молодец!” – подумал я. И какое-то чувство бодрости, энергии, силы охватило меня.

“Так и надо, так и надо””. В образе ХАДЖИ-МУРАТ, помимо отваги, свободолюбия, гордости, Толстой особо подчеркивал простоту (ХАДЖИ-МУРАТ происходил не из богатой семьи, хотя и дружил с ханами), почти детское чистосердечие. В повести герою дана детская улыбка, прельщающая всех и сохранившаяся даже на мертвой голове (этой детали нет ни в одном из источников, прочитанных Толстым при работе; по подсчетам специалиста, этих источников более 170). Сознание своего достоинства соединяется в ХАДЖИ-МУРАТ с открытостью и обаянием. Он очаровывает всех: и молодого офицера Бутлера, и Лорис-Меликова, и простую русскую женщину Марью Дмитриевну, и маленького сына Воронцовых Бульку.

История ХАДЖИ-МУРАТ воссоздавалась Толстым и по личным воспоминаниям: на Кавказе он провел около трех лет.

Брату Сергею Николаевичу в декабре 18S1 г. Толстой писал из Тифлиса: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”. Работая почти пятьдесят лет спустя над повестью, Толстой думал совершенно иначе. Прежде всего оттого, что отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди – братья и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам – императору Николаю Павловичу и вдохновителю “священной войны” против иноверцев имаму Шамилю. И тот и другой – жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым. ХАДЖИ-МУРАТ – их жертва, как и русский солдат Петруха Авдеев, которому так полюбились мюриды ХАДЖИ-МУРАТ

В ходе работы над повестью у Толстого была мысль показать одну отрицательную черту в ХАДЖИ-МУРАТ – “обман веры”. Вместо заглавия “Репей” появилось, было, “Хазават”, но в первой же копии с автографа, в 1896 г., зафиксировано окончательное: “Хаджи-Мурат”. Герою совсем не свойствен религиозный фанатизм. Повседневная молитва мусульман – намаз, совершаемый несколько раз в сутки,- все, что сказано о приверженности ХАДЖИ-МУРАТ к своей вере. В 1903 г., рассказывая американскому журналисту Джеймсу Крилмену о своей работе, Толстой говорил: “Это – поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура – – Хаджи-Мурат – народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть”.

Образ ХАДЖИ-МУРАТ овеян подлинной поэзией.

Горские сказания, легенды и песни, которыми Толстой восхищался задолго до работы над 443 повестью (переписка 1870-х годов с А. А. Фетом); дивные описания природы, в особенности звездного неба, – все это сопровождает жизненный и смертный путь ХАДЖИ-МУРАТ Непревзойденная художественная сила этих описаний восхищала М. Горького. По свидетельству поэта Н. Тихонова, когда повесть была переведена на аварский язык и ее читали люди, среди которых иные помнили Шамиля, они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер: “Нет, это не он писал… Это писал Бог…” Ч. Айтматов со своей стороны восхищается психологическим проникновением в суть другого национального характера: “И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер. Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего пониманием “человека вообще””.

Схожі твори:

  1. В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать...
  2. Л. Н. Толстой Хаджи-Мурат В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на...
  3. В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и господствующими классами. Он был убежден, что человечество стоит теперь на...
  4. Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется художественной”. Это повлекло за собой трансформацию поэтической системы, стилистики и структуры литературных героев....
  5. В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не...
  6. Федор Васильевич Протасов появляется перед читателем и зрителем во 2-й картине, в комнате “у цыган”, где с восторгом утушает пение Маши. “Это степь, это десятый I6K, это не свобода, а...
  7. Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и...
  8. Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И....
  9. Образ Князь Серебряный имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович – отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном эпосе. Наиболее известная русская народная...
  10. Работал над “Детством” – как и над другими своими произведениями – Толстой в самом деле “упорно”. Хотя во второй редакции повесть носит вполне завершенный характер, Толстой ею недоволен и многие...
  11. Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот...
  12. “Казаки” (1852-1863) являются важным этапом в развитии мировоззрения и таланта Толстого. В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства и дворянином...
  13. Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой – сам...
  14. Переведена на русский язык повесть “Юность разбойника” – одна из лучших книг Л. Ондрейова. Это повесть о жизни горной словацкой деревни. Главный герой повести – подросток Ергуш. Ондрейов – прекрасный...
  15. Пять человек богатых и молодых людей приехали как-то ночью веселиться на петербургский балик. Шампанского было выпито много, девицы были красивы, танцы и шум не переставали; но было как-то скучно, неловко,...
  16. В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время...
  17. Ранним зимним утром от крыльца московской гостиницы Шевалье, простясь с друзьями после долгого ужина, Дмитрий Андреевич Оленин отъезжает на ямской тройке в кавказский пехотный полк, куда зачислен юнкером. С молодых...
  18. В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А. Б. не было явно угадываемого...
  19. План переказу 1. Иртеньеви їдуть із села в Москву. 2. Нові відчуття входять у життя героя. 3. Учитель Карл Іванович розповідає юнакові свою історію. 4. День народження Любочки. 5. Микола...
  20. Флягин – герой повести-очерка Н. С. Лескова “Очарованный странник” (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын (“Соборяне”), Розанов (“Некуда”) и др. Образ Флягина является...

.
Герой повести Л. Н. Толстого “Хаджи-Мурат”
  1. Хаджи-Мурат – наиб имама Шамиля
  2. Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев,
  3. Николай Ӏ – русский царь,
  4. Чернышев Александр Иванович – военный министр России,
  5. Михаил Семенович Вороцов – главнокомандующий войск на Кавказе, наместник кавказский,
  6. Семен Михайлович Воронцов – флигель-адъютант, сын Михаила Воронцова,
  7. Элдар , Ханефи , Гамзало , Хан Магома мюриды Хаджи Мурата ,
  8. Бутлеров , Полтораций , Лорис Меликов , Панов , Петров – русские офицеры,
  9. Авдеев , Никитин , Бондаренко – солдаты русской армии
  10. Марья Васильевна Воронцова – жена Семена Воронцова,
  11. Марья Дмитриевна – сожительница офицера Петрова,
  12. Садо – чеченец, житель аула Макхет и другие.

Автор видит на дороге репейник, поврежденный колесом телеги. Он поражается жизненной силе растения, которое покорежено, вывернуто, но не сдалось человеку. И, проводя параллель, он вспоминает историю Хаджи-Мурата, отчаянного храбреца.

У крепости Воздвиженская

В начале повести Хаджи-Мурат, мятежный наиб, появляется в небольшом чеченском селении Макхет. Жители аула поддерживают Шамиля. Но находится добрый человек, чеченец Садо, который игнорирует приказ имама убить беглеца, и пускает Хаджи-Мурата в свою саклю.

Наиб посылает гонцов в крепость Воздвиженскую, занятую русским войском. Они выходят к караулу, который несут три солдата и унтер-офицер Панов. Один из солдат, балагур Авдеев, веселит всех рассказом о том, что попал он в армию вместо своего недавно женившегося брата. Посыльных наиба ведут к начальнику крепости. По дороге Авдеев разговорился с чеченцами и сделал вывод, что они – ребята хорошие.

Мужчины аула, боясь гнева Шамиля, решили схватить Хаджи-Мурата. С боем он прорвался к своим верным мюридам, которые ожидали в лесу. Здесь они ждут ответа из крепости на предложение объединиться и вместе выступить против имама. Примчавшийся гонец извещает, что князь Воронцов готов к личной встрече с Хаджи-Муратом.

Утром наиб выбирается из леса и выходит к крепости, но его преследуют вооруженные чеченцы из аула. В перестрелке рану в живот получает весельчак Авдеев. Через несколько дней он умирает в госпитале.

В крепости ожидали неотесанного дикого горца. Но увидели уверенного в себе, но без высокомерия и ненужной гордости, улыбчивого человека. Воронцов оказал ему достойный прием, но наиб не доверяет молодому князю и настаивает на встрече с Воронцовым-старшим, главнокомандующим русскими войсками.

Тифлис

Встреча состоялась в Тифлисе. От Хаджи-Мурата поступило предложение о серьезной поддержке, которую он может оказать русской армии в борьбе против Шамиля. Взамен он просит помощи в освобождении своей семьи, которую имам взял в заложники. При видимой успешности переговоров ни наиб, ни Воронцов-старший полностью не доверяют друг другу. Главнокомандующий понимает, что наиб был и останется врагом, в данный момент он просто покоряется обстоятельствам.

До принятия решения Хаджи-Мурат проживает в Тифлисе. Он посещает светские мероприятия, но они ему чужды. Он не принимает образа жизни русских, ему не по душе их традиции и обычаи. Бесстыдными он считает женщин, которые оголяют свои плечи и руки.

С адъютантом Воронцова, Лорис-Меликовым, Хаджи-Мурат делится историей своей жизни. Он — сын кормилицы ханских сыновей. Поэтому жил во дворце, не испытывал ни в чем нужды. А потом мюриды объявили газават (священную войну с неверными). Много кровавых и страшных подробностей рассказал наиб адъютанту, описал странные для русских обычаи горцев.

Поведал он и о своих отношениях с Шамилем. Особого расположения имам к Хаджи-Мурату не испытывал, но нуждался в его воинских умениях. До Шамиля дошли слова наиба о том, что следующим имамом будет тот, у кого шашка острее. Шамиль принял решение избавиться от Хаджи-Мурата. Он поручил ему напасть на Табасарань, а потом ложно обвинил, отобрал все имущество и снял с наибства. Над Хаджи-Муратом нависла смертельная опасность, поэтому он уехал к русским. А его родные остались у имама. Он взял их в заложники.

Адъютант присматривается к ближайшим соратникам наиба. Некоторые из них (Гамзало) не жалуют русских. Халдар и Ханефи слепо подчиняются Хаджи-Мурату, а Хан-Магома просто играет жизнью и ему все равно кому служить.

В это время Николай Ӏ распорядился предпринять еще один набег на чеченцев. Многие офицеры (Бутлер) относятся к этому весело и бодро. Война им представляется молодецкой забавой, возможностью уйти от некоторых проблем, например карточных долгов.

В результате разорено несколько селений, осквернена мечеть, загажен фонтан, вырублены плодовые деревья, погибли люди. Особенно пострадал Макхет, и его жители обратились к Шамилю за защитой.

Князь Воронцов-старший все откладывает решение о выкупе семьи Хаджи-Мурата.

Крепость Грозная

Хаджи-Мурата отправляют в крепость Грозную. Всюду его сопровождают вооруженные казаки. Но здесь у него есть возможность через лазутчиков получать сведения о своей семье. Родные находятся в селении Ведино, их держат под стражей. Шамиль ставит условие о возвращении Хаджи-Мурата. Иначе его близких ожидает страшная участь.

На постой наиба ставят к майору Петрову. Марья Дмитриевна, подруга майора, с уважением относится к постояльцу, говорит, что он положительно выделяется среди вечно пьяных и грубых офицеров полка.

Хаджи-Мурат близко сходится с офицером Бутлером, который восхищается песнями горцев, их обычаями и традициями. Бутлер стал свидетелем того, с каким спокойным достоинством Хаджи-Мурат воспринял попытку кровной мести кумыцким князем Арслан-Ханой.

Нуха

Все время Хаджи-Мурата занято решением проблемы освобождения семьи. Он понимает, что от русских помощи он не дождется. Ему ничего не остается, как принять решение вернуться в горы, попробовать с помощью верных людей напасть на аул Ведено и вызволить близких.

Выехав на прогулку, Хаджи-Мурат со своими мюридами напал на сопровождавших их казаков. Но его побег не увенчался успехом. На затопленном рисовом поле его настигли солдаты. Храбро сражается истекающий кровью Хаджи-Мурат. От его поверженного тела отсекают голову и возят ее по крепостям.

Тест по повести Хаджи Мурат

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?

М.Ю. Лермонтов

Слово учителя. Над повестью «Хаджи-Мурат» Лев Толстой работал с 1896 по 1904 год. Всемирно признанный мастер литературы, как видно, писал её с огромным творческим увлечением. Насчитывается 23 начала повести, десять редакций текста, 25 раз Толстой переделывал (“бился”, говорил он) главу о Николае I, сохранилось 2152 черновых страницы повести, тогда как в окончательном своём виде она занимает всего 250 рукописных страниц. При этом Толстой говорил, что занимался повестью “между делом”, “в минуты досуга”, “для себя”, называя его “пустяком”, “баловством”. И хотя при жизни писателя повесть так и не увидела свет, история её создания свидетельствует о том значении, которое придавал ей автор.
Попробуем сегодня прочитать повесть «Хаджи-Мурат» глазами её автора, увидеть проблемы, которые он ставит, подумаем, о чём предупреждает нас Лев Толстой.
В центре повествования - события Кавказской войны, год 1851 (точно указан автором); в произведении действуют исторические лица. Сразу отметим, что у Толстого был свой взгляд на развитие истории, на роль личности в истории.
Но что происходило тогда на Кавказе?

Выступление учащегося об истории войны на Кавказе (при подготовке можно использовать материалы телевизионных фильмов «Штурм будет стоить дорого» Бориса Соболева (есть одноимённая книга) и «Шамиль в ссылке. Элегия» Владимира Карева).

К теме Кавказа обращались многие русские писатели, поэты. Каким предстаёт Кавказ в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова? Попробуем установить, что нового внёс в кавказскую тему Лев Николаевич Толстой. Обратимся к истории создания «Хаджи-Мурата».

Выступление учащегося об истории создания произведения. Ещё не завершив её, Толстой решил не публиковать повесть при своей жизни. Ни одно своё произведение заранее на это не обрекал.

Место действия повести - Кавказ “с его величественной и нежной природой”, который Толстой смолоду очень любил. Повесть «Хаджи-Мурат» - до некоторой степени воспоминание писателя о лучшей поре его жизни, проведённой на Кавказе. Один из вариантов повести им назван «Воспоминания старого военного» и написан в автобиографической форме.

Впервые Толстой услышал о Хаджи-Мурате в двадцатитрёхлетнем возрасте на Кавказе, в 1851 году, в том самом году, который был, как говорит историк Кавказской войны В.А. Потто, “годом величайшей славы Хаджи-Мурата”. К тому же 1851 году относятся строки о Хаджи-Мурате участника Кавказской войны В.А. Полторацкого: “Какие чудеса трубят об этом аварском хвате! Если верить наполовину тому, что воспевают о его безумной отваге и невероятной дерзости, то и тогда приходится удивляться, как аллах спасал его сумасбродную голову. Военная слава Хаджи-Мурата ни в ком не встречает себе соперничества, и популярность его гремит от Каспийского до Чёрного моря”. Впоследствии в одном из вариантов своей повести Толстой тоже говорил об этой популярности Хаджи-Мурата: “Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в то время Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев”. Тем не менее молодой Толстой ни в своих письмах, ни в дневнике за первые месяцы пребывания на Кавказе не упоминает имени Хаджи-Мурата.

15 ноября 1851 года в газете «Кавказ», в Тифлисе, где находился в те дни Толстой, было напечатано сообщение о “важном раздоре между Шамилем и Хаджи-Муратом”, а 11 декабря 1851 года сообщалось, что в результате этого раздора Хаджи-Мурат бежал от Шамиля и перешёл к русским. После перехода к русским Хаджи-Мурат приехал в Тифлис. Его принимали здесь “с большим триумфом, ласкали… увеселяли балами и лезгинками”. Хаджи-Мурат часто появлялся на улицах, и “все привыкли его видеть”, “всякому хотелось взглянуть на это смирившееся, наконец, чудовище”. Но Толстой тогда не видел Хаджи-Мурата (был болен). К тому же он отрицательно относился к Хаджи-Мурату, о чём писал брату Сергею Николаевичу 23 декабря 1851 года: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался Русскому правительству. Это был первый лихач и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”.

Не дают основания для предположения о встрече Толстого с Хаджи-Муратом и его слова в прологе к повести: “Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел…” Безусловно, тут речь идёт не о Хаджи-Мурате, а о ряде эпизодов Кавказской войны, свидетелем которой был Толстой, и о некоторых персонажах повести, как Воронцов, Полторацкий, Козловский, Барятинский и др., с которыми Толстой встречался в молодости на Кавказе.

Несомненно, наиболее пленительны в Хаджи-Мурате для Толстого были его воля к борьбе, непреклонность, несокрушимость, бесстрашие в борьбе - “один, а не сдаётся”.

Выскажите свои впечатления после прочтения повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

Обратимся к проблемам произведения. Ведь это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определённым углом зрения. На уровне проблем читателю как бы предлагается диалог, ставятся вопросы. Проблему можно назвать центральной частью художественного содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы обращаемся к произведению, - неповторимый авторский взгляд на мир.

Выделим основные проблемы произведений русской литературы.

1. Национально-исторические (проблема сущности национального характера, изображение переломных моментов в истории народа).
2. Проблема взаимоотношения власти и человека.
3. Идейно-нравственные проблемы.

Какие ключевые проблемы можно выделить в повести Л.Н. Толстого?

(Проблемы взаимоотношения человека и власти и проблемы войны, вопрос: что заставляет человека воевать?)

Попробуем, анализируя эти проблемы, выяснить авторское видение этих проблем: о чём предупреждает нас Толстой?

В центре повествования образ главного героя Хаджи-Мурата. (Работа с эпиграфом .)

Каким предстаёт в повести Хаджи-Мурат? Что движет им в его поступках?

(Желание власти. Толстой понимает, что всё не так просто в характере Хаджи-Мурата, в его настроениях, целях. Откровенно корыстолюбиво решение героя перейти на сторону русских с тем, чтобы пойти на Шамиля, захватить его в плен и тем самым отомстить ему, за что “русский царь наградит его, и он опять будет управлять не только Аварией, но и всей Чечнёй, которая покорится ему”.

Хаджи-Мурат - безжалостный к своим врагам воин. Именно об этом толкуют солдаты: “Сколько душ загубил, проклятый…”

Но трагедия героя Толстого в том, что он как бы попал в расщелину между двумя деспотическими мирами и их правителями - Николаем и Шамилем.)

Обратимся к анализу этих образов. Каждому из них Толстой посвящает почти одинаковое количество страниц.

Над образом Николая писатель “бился”, просил книг о нём, читал всё подряд. Почему не получался образ русского царя?

(Толстой позже писал: “Он был нужен как иллюстрация моего понимания власти”.)

А каково было это понимание?

(Власть для Толстого всегда была чужой человеку, говорил ли он о Наполеоне, Николае, Чернышове, Воронцове. Николай особенно вышел карикатурен: “О том, что распутство женатого человека было нехорошо, ему и не приходило в голову, и он очень удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это… Он стал думать о том, что всегда успокаивало его: о том, какой он великий человек”.)

Найдите в тексте ключевые слова, наиболее ярко раскрывающие деспотизм Николая I, его самовлюблённость.

Что важно подчеркнуть в портрете Николая I?

И Шамиль, и Хаджи-Мурат были противоположностью Николаю и Воронцову, как азиатская ветвь того же деспотизма. Но написаны они были ярче, мужественнее, прямее и, может быть, помимо воли художника вызывали симпатию читателя.

Что роднит Шамиля и Николая I? Как это подчёркнуто в описании портрета героя?

(Ни один из них не задумывается о мире на земле, о человеческом братстве, напротив, в неудержимом стремлении узурпировать власть они идут по крови собственного и чужого народа. Ими обоими движет маниакальная идея величия власти. Шамиль разжигает братоубийственную войну. Царь приказывает уничтожить аул Махкет.)

О чём предупреждает нас Л.Н. Толстой, рисуя образы Николая I и Шамиля?

(Любая жестокость порождает жестокость. Люди, принимающие на себя ответственность за судьбу целого народа, должны нести эту ответственность.)

Неограниченная власть, деспотизм порождают такое страшное явление как война. Мы знаем отношение Толстого к войне как событию, противоестественному роду человеческому. Какие ключевые эпизоды повести особенно ярко подчёркивают неприятие Толстым войны?

(Главы 7, 8; отношение Авдеева к чеченцам, слова Марьи Дмитриевны о Хаджи-Мурате, сожжённый аул, семья Авдеевых.)

О чём предупреждает писатель, рисуя страшные картины войны?

(Люди могут и должны быть едины в своём стремлении к добру. Любовь и добро могут противостоять ненависти и смерти. Поэтому продолжает светиться и на мёртвом лице Хаджи-Мурата детская добрая улыбка. Поэтому не существует никаких оправданий тому, что разъединяет людей, превращая их в чудовищ. “Война! - вскрикнула Марья Дмитриевна. - Какая война? Живорезы, вот и всё…”)

Понять концепцию взаимоотношения человека и мира в повести помогает композиция повести. В чём необычность? И как она помогла нам осмыслить проблемы, обсуждаемые нами?

(Кольцевая - рассказ в рассказе, элементы композиции: письмо, сказка, донесения, песня.)

Подводя итог, можно сказать, что суть повести «Хаджи-Мурат» не только в отрицании зла, насилия, жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня, что сохраняющаяся человеческая рознь ведёт в тупик, к крови, к смерти.

Литература

Ващенко В.Я., Полякова Т.М . Предупреждение писателя // Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3.

Курбатов В. Азбука Правды: «Кавказский пленник» и «Хаджи-Мурат» Л.Толстого // Литература в школе. 1999. № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В классе, увлёкшемся «Хаджи-Муратом», можно предложить работу с черновыми рукописями повести. Задание: сравнить черновой вариант и конечный; ответить на вопрос: как изменился смысл фразы благодаря тщательной работе автора над словом?

РАБОТА С ЧЕРНОВЫМИ РУКОПИСЯМИ

Первая фраза:

1. Было раннее осеннее утро.
2. Был ноябрьский холодный, но тихий вечер.
3. Был ясный ноябрьский вечер.
4. Был ноябрьский без снега светлый, холодный, ясный, тихий вечер.
5. В холодный, ясный ноябрьский вечер.

Вторая фраза:

1. По крутой каменной дороге… подъезжал Хаджи-Мурат с молодым аварцем Сафедином.
2. Хаджи-Мурат с Сафедином верхами на измученных лошадях въезжали в аул по крутой каменистой дороге.
3. Хаджи-Мурат с Сафедином въезжал в аул. Дорога шла по крутому каменному подъёму.
4. Хаджи-Мурат въезжал в курившийся душистым кизячным дымом чеченский немирной аул Махкет.
5. “Марья Дмитриевна и уговорила мужа отдарить Хаджи-Мурата золотыми, неидущими часами” - “неидущими” выкидывается.
6. “Вот она, - сказал Каменев, доставая двумя руками, прижав её за уши, человеческую голову” - слова: “двумя руками, прижав её за уши” выкидываются.

Год написания:

1904

Время прочтения:

Описание произведения:

Повесть "Хаджи-Мурат" написал Лев Толстой в период с 1896 по 1904 годы, а опубликована повесть была уже после смерти Толстого в 1912 году.

Интересно, что в основу повести "Хаджи-Мурат" Толстой положил реальные исторические события, поскольку действительно существовал Хаджи-Мурат, наиб Шамиля, который в 1851 году перешел на сторону русской армии, однако через год во время попытки скрыться в горах Хаджи-Мурат погиб.

Вам будет интересно ознакомиться с кратким содержанием повести "Хаджи-Мурат".

В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба. В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные деньги, и в который раз рассказывает, что пошел в солдаты по просьбе матери, вместо семейного брата.

На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, веселый Авдеев расспрашивает об их женах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие».

Полковой командир Куринского полка, сын главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живет в одном из лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и ее маленьким сыном от первого брака. Несмотря на то что жизнь князя поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью, супругам Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения. Известие о выходе Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с полковыми офицерами.

Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды - аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу против Шамиля. Он, как всегда, верит в свое счастье и в то, что на этот раз все удается ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя.

Рано утром две роты Куринского полка выходят на рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего - окончания человеческой жизни и возвращения ее к тому источнику, из которого она вышла, - а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят веселого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить письмо матери о том, что жена его ушла из дому.

Всех русских, впервые видящих «страшного горца», поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного достоинства и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих. Прием князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы его отправили к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в Тифлис.

Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый князь видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем противоположное своему пониманию - то, что необходимо для успеха переговоров. Хаджи-Мурат уверяет, что будет верно служить русскому царю, чтобы отомстить Шамилю, и ручается, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого надо, чтобы русские выкупили из плена семью Хаджи-Мурата, Главнокомандующий обещает подумать об этом.

Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает театр и бал, все более отвергая в душе образ жизни русских. Он рассказывает приставленному к нему адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей жизни и вражды с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств, совершаемых по закону кровной мести и по праву сильного. Лорис-Меликов наблюдает и за мюридами Хаджи-Мурата. Один из них, Гамзало, продолжает считать Шамиля святым и ненавидит всех русских. Другой, Хан-Магома, вышел к русским только из-за того, что легко играет своею и чужими жизнями; так же легко он может в любой момент вернуться к Шамилю. Элдар и Ханефи без рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.

Пока Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, по распоряжению императора Николая I в январе 1852 г. предпринимается набег в Чечню. В нем принимает участие и недавно перешедший из гвардии молодой офицер Бутлер. Он ушел из гвардии из-за карточного проигрыша и радуется теперь хорошей, молодецкой жизни на Кавказе, стараясь сохранить свое поэтическое представление о войне. Во время набега разорен аул Махкет, штыком в спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и фонтан. Видя все это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а только гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или ядовитых пауков. Жители аула просят Шамиля о помощи,

Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Здесь ему позволяют иметь сношения с горцами через лазутчиков, но он не может выезжать из крепости иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится в это время под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей участи. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до праздника байрама, в противном случае угрожает отдать мать его, старуху Патимат, по аулам и ослепить любимого сына Юсуфа.

Неделю Хаджи-Мурат живет в крепости, в доме майора Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к Хаджи-Мурату, чье обхождение заметно отличается от грубости и пьянства, принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской жизни», ощутимая в горских песнях, которые поет Ханефи. Особенно поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата - о неотвратимости кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана,

Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведет в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.

Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удается верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.

Последние воспоминания о семье пробегают в его воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается он до последнего дыхания.

Отсеченную от изуродованного тела голову Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью «живорезов», убивших ее недавнего постояльца и не предавших его тело земле.

История Хаджи-Мурата, присущие ему сила жизни и несгибаемость вспоминаются при взгляде на цветок репейника, в полном цвету раздавленный людьми посреди вспаханного поля.

Вы прочитали краткое содержание повести "Хаджи-Мурат". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести "Хаджи-Мурат" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.