Русский кулачный бой - драка или молодецкая забава? Кулачный бой на руси.

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу - кулачные бои.

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры - посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight - это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому - разрыв традиции, возможно - тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь - английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» - в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств - стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный - единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, - в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр - там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.

«Кулачный бой»

В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.


Три основных категории боя

1 САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации - например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.


Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2 ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами».

3 МАССОВЫЕ БОИ

Массовые бои делились на два типа

1 ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

2 СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои - самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка - стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков - воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.


У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней - ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Бытовали и совсем «магические» обряды - например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу - нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, - “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” - начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»



Важной категорией бойцов были надежды - мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой.

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “...земля наша велика...” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, - для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах - как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Психологическая подготовка для профессиональных бойцов и спортсменов проходит в несколько этапов. В мирное время или вне соревнований они получают необходимые основные знания по психологии, которые помогают выработать необходимые для бойца качества. Также на этом этапе осваиваются различные приемы психологической самоподготовки, которые в дальнейшем используются перед боем и непосредственно в рукопашном бою.

Большое значение для бойца имеют волевые качества (настойчивость, решительность, самообладание). Именно они помогают часами работать на тренировках, преодолевать усталость, страх, вступить в бой.

Важное значение в психологической подготовке бойца имеет настрой. Заряжаясь злостью, важно сохранить адекватную оценку противника. Не стоит преувеличивать его превосходство, нужно выявить его слабые стороны и быть готовым к неожиданным ситуациям. Если имеется какая-либо информация о противнике (предпочитаемые боевые техники, особенности поведения), то можно проиграть мысленно некоторые возможные ситуации, вспомнить свои преимущества и ситуации их использования. В условиях реального боя (спортивного или военного) могут сложиться самые неожиданные ситуации, поэтому необходимо сохранять готовность перестраиваться и принимать решения по ходу боя.

Показать свою боеготовность помогает поза (различаются, в зависимости от единоборств). Она помогает настроиться, подготовиться к движению и атаке, приводит в тонус необходимые мышцы и превращает тело в боевой механизм. Если боец принял такую позу, значит атака противника его не сразила, и он готов продолжить бой. Приняв боевую позу, можно на короткое время замереть, чтобы собраться с силами и отдышаться.

В любом бою, в том числе кулачном, соперники сталкиваются с болью. Это физическое страдание выводит из состояние боеспособности, и нужно уметь его преодолевать для того, чтобы одержать победу. Особенно важно это в бою, не связанном со спортивными соревнованиями.

Болевые ощущения усиливаются под воздействием страха. В ходе боя, когда эмоции отходят на второй план, главное – сохранить ясность мышления и четкость действий, часто бойцы не замечают незначительных травм. Когда первоочередной задачей является выживание, то даже тяжелые ранения могут остаться незамеченными. Это связано с избирательностью внимания и его сосредоточении на более важном в данный момент.

Боль в меньшей степени ощущается, если боец находится в состоянии злости или ярости. Если он позволяет себе почувствовать боль, то это не остается незамеченным противником, который тут же начинает чувствовать свое преимущество. В бою важно демонстрировать готовность действовать без промедления, поэтому боль не проявляет себя в полной мере. Если боец изначально не боится боли, т. е. просто о ней не думает, он преодолевает ее и не выдает своих страданий противнику ни мимикой, ни стонами, ни вынужденным положением тела.

Для того, чтобы справиться с собой и сохранить боеспособное состояние, можно использовать несколько приемов. В кулачном бою, когда противник находится в непосредственной близости, действовать нужно быстро, и боль может остаться незамеченной. Если же ситуация сложилась таким образом, что дистанция между противниками увеличилась, то появляется время для осознания ранения, именно в этот момент нельзя поддаваться боли. В книге «Психологическая самоподготовка к рукопашному бою» авторы предлагают воспользоваться дыхательной техникой, управлением мимикой и принятием боевой позы. Эти же приемы помогут преодолеть боль и после окончания боя.

В подготовке к бою используются различные технологии. Могут быть применены классический аутотренинг, современное НЛП или традиционные у разных народов снадобья с наркотическими компонентами. Все этапы подготовки направлены на преодоление страха и повышение боеготовности.

В первую очередь, при появлении боли необходимо воспользоваться техникой успокаивающего дыхания. Вдох делайте неглубоким, спокойным, затем глубокий продолжительный выдох, и выдержите дыхательную паузу в 1 – 2 секунды. Выдох по времени должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха. Такое дыхание позволяет расслабиться и успокоиться. Несколько вдохов и выдохов в таком ритме помогают прийти в себя и начать действовать.

Каждый боец в ходе многочисленных тренировок вырабатывает для себя определенную «маску». Таким образом он делает выражение лица непроницаемым и скрывает свои эмоции и истинное состояние от противника. При сильной боли на лице появляется гримаса страдания. Если постараться расслабить мышцы лица, затылка и шеи, можно уменьшить болевые ощущения и скрыть свое состояние от противника. Умение быстро расслабляться необходимо вырабатывать по мере освоения единоборств.

Особенности русского кулачного боя

Знания о технике ведения русского кулачного боя передавались на Руси от поколения к поколению. Дети наблюдали за участием в кулачных боях отцов, слушали рассказы дедов и накапливали свой опыт. Народная история и мудрость передаются из уст в уста и таким образом сохраняются на протяжении многих столетий. О богатырях русских сложено множество былин и сказок, которые рассказывают бабушки своим внукам. С ранних лет мальчики на Руси слушали их, и сами хотели стать героями, подражая взрослым они устраивали уличные бои. В подростковом возрасте они уже умели вести кулачный бой и владели основными приемами. Традиционные кулачные бои являлись непременным условием взросления юношей и помогали стать воинами.

Русский кулачный бой имеет сходства и отличия с другими видами боевых искусств. Автор книги «Зачем кулачному бою философия» А. Ю. Телухин объясняет сходства в приемах единоборств психофизиологическими и анатомическими особенностями людей. Люди любой национальности имеют одинаковое строение тела и одинаково реагируют на боль, возникающую при ударе. Наиболее чувствительные и уязвимые зоны на их теле также совпадают. Опорно-двигательный аппарат имеет у всех одинаковую биомеханику, ведь позвоночник и суставы вместе с мышцами и связками представляют собой систему рычагов и шарниров, приводящих в движение наше тело. В результате в общих чертах техники боевых искусств разных народов имеют некоторое сходство.

Все техники и приемы рукопашного боя подразделяются на ударные, бросковые и смешанные. В боевых искусствах, основанных на ударных техниках, применяются удары разными частями тела. Русский кулачный бой также основывается на ударных приемах. В нем удары противнику наносятся не только руками, но также ногами и иногда головой. Наносить удары руками можно по-разному. Приложиться к телу противника можно кулаком (боковой поверхностью кулака, фалангами согнутых пальцев и выступающими костяшками на тыльной стороне), локтем.

Бросковые техники в кулачном бою используются в меньшей степени. Однако совсем без них не обойтись, так как они позволяют вывести соперника из равновесия и отдалить его. Какие приемы использовать – каждый боец решает по ходу боя. Чем большим количеством техник и приемов он владеет, тем больше у него возможности преодолеть соперника.

Русские кулачные бои подразделяются на индивидуальные и групповые. В каждом случае используются свои техники и приемы. Для поединка большое значение имеют силовые приемы. Сильный удар помогает вывести из строя соперника на короткой дистанции и одержать победу. В групповом бою особое значение имеет контроль пространства вокруг себя и способность в нем перемещаться в зависимости от сложившейся ситуации. В нем используются приемы, позволяющие отбить атаку сразу нескольких нападающих.

От других боевых искусств русский кулачный бой отличается также универсальностью. В отличие от единоборств, ставших популярными видами спорта, для русского кулачного боя не нужны специальные условия. Все, чем владеет боец (приемы, техники), можно выполнить в любых условиях, в том числе уличных. Вне спортивного зала, без специальной одежды и в любой обуви приемы русского кулачного боя применимы в полной мере. Их можно использовать для самозащиты при внезапном нападении. В такой ситуации необходимо действовать быстро и точно. В отличие от восточных единоборств, в русском кулачном бою не используются оригинальные стойки и пассы руками. Акцент делается на умении взаимодействовать с противником в бою. Для этого важны пространственные перемещения в любых условиях, умение освободится от захвата, защититься от удара. Особое значение имеет возможность вести бой с несколькими нападающими. В этом случае используются приемы, нацеленные на наиболее уязвимые зоны (удары по глазам, в пах) тела противника, и нет никаких ограничений. Овладеть приемами русского кулачного боя можно за более короткое время, чем приемами многих восточных единоборств. Здесь нужны хорошая физическая форма, сила, выносливость, и нет необходимости улучшать растяжку мышц и гибкость как, например, в каратэ.

Русский кулачный бой часто сравнивают с боксом. Однако между этими единоборствами много отличий. В боксе бойцы выступают один на один, а русский кулачный бой может быть не только поединковым, но и групповым. В книге «Искусство рукопашного боя» Н. Н. Ознобишин рассказывает о том, как бокс со временем видоизменялся. Изначально боксеры сражались без перчаток, что делало удары менее сильными. Чтобы одолеть соперника, они использовали различные бросковые приемы, часто делали захваты, подножки. Бокс поначалу напоминал рукопашный бой, и победить в нем было сложно. Такой бой продолжался долго и заканчивался чаще потому, что один из соперников выбивался из сил. Поэтому изначально бокс уступал русскому кулачному бою в эффективности используемых приемов и возможности отразить внезапное нападение на улице. Постепенно бокс развивался, у спортсменов появилась современная экипировка, в том числе перчатки. Это привело к изменению техники боя, появлению новых приемов, позволяющих наносить более сильные удары противнику. В настоящее время бокс относится к зрелищным видам спорта, и в нем действуют определенные правила, которые позволяют с интересом наблюдать за состязанием. Существуют в боксе и запрещенные приемы.

Русский кулачный бой больше ориентирован на условия реальной жизни. Его можно вести в любых условиях, применяя любые приемы. При неожиданном нападении приемы русского кулачного боя помогут защитится в большей степени. Нестандартные для боя условия и отсутствие перчаток могут помещать опытному боксеру быстро среагировать и победить противника. Кулачные бойцы менее зависимы от условий, в которых проходит бой, и всегда «при оружии».

Отличия между русским кулачным боем и боксом заключаются также в особенностях стоек и способах перемещения бойцов. В них по разному наносится удар рукой. В кулачном бое более активно работает локоть. Имеется и много других технических отличий.

Техники и приемы русского кулачного боя нарабатывались веками, поэтому многие современные школы рукопашного боя основываются именно на них. Они в большей степени ориентированы на защиту, чем на нападение. Но при этом они позволяют защищаться таким образом, чтобы отбить атаку и преодолеть соперника. Обучение русскому кулачному бою необходимо проводить на практике. Для его понимания и освоения большое значение имеет общение с тренером. Помимо изучения непосредственно приемов кулачного боя, необходимо улучшение общей физической подготовки.

Для русского кулачного боя характерны быстрота движений. Бойцы не занимают специальных стоек перед нанесением удара, так как расстояние между ними чаще всего минимальное. В основном, они используют ударные приемы, выполняемые не только руками, но и ногами, и в редких случаях используют захватные приемы. Основу русского кулачного боя составляют жесткие косые удары, которые сочетаются с бросками через грудь, подсечками и подножками. Применяются в кулачном бою захваты, подобные приемам самбо.

Подробно об особенностях русского кулачного боя рассказывает М. В. Шатунов в уже упомянутой книге «Русский кулачный бой». Бойцы не используют перчаток или какого-либо оружия. В ходе боя они могут бить по наиболее чувствительным частям тела, а также по спине, затылку и ногам. Они используют захватные приемы для того, чтобы нанести более сильный удар. Имеются в русском кулачном бое и технические отличия от других боевых школ. Например, не используется блоковая защита. От удара противника ловко уклоняются или стремятся, чтобы удар оказался скользящим. В русском кулачном бою применяют вклинивание удара, когда удар противника перебивается встречным ударом, возможно задавливание удара, когда противнику не дают совершить задуманное действие. Во время удара кулак бойца движется от плеча, при активном движении в локтевом суставе. При этом используется принцип клинообразной концентрации. По мнению М. В. Шатунова, занимающегося единоборствами много лет, в русском кулачном бою не существует четких сценариев. Большое разнообразие приемов позволяет успешно вести в бой с любым противником. К особенностям русского кулачного боя относится точная нацеленность удара. Чаще всего кулак бойца направляется и достигает рук, ног и головы противника. Все приемы выполняются очень быстро, при необходимости действия могут повторяться. Действия бойцов отработаны, и ответная реакция на удар возникает почти автоматически. В бою проявляются агрессивные эмоции, которые каждый боец поддерживает и подпитывает в себе.

Радогора, как и многие другие боевые школы (прочие виды славяно-горицкой борьбы, система Кадочникова), относится к рукопашному бою. Однако в ней не используется никакое оружие. Бой с противником ведется только «голыми руками».

С учетом всех отличительных особенностей, становится понятно, почему русский кулачный бой является не просто видом спорта или боевым искусством. Он имеет большое практическое значение в рукопашной схватке с противником, особенно при неожиданном нападении.

Техника русского кулачного боя

Радогора – это система кулачного боя, в которой каждый прием выполняется определенным образом и имеет свое назначение. В ней используются техники и приемы как традиционные, наработанные веками, так и современные, разработанные А. К. Беловым. Есть приемы, позволяющие нанести удар противнику руками, головой и ногами. Опытные бойцы Радогоры хорошо владеют своим телом, быстро реагирую и практически в любой ситуации могут оказать сопротивление нападающему.

Все люди делятся на правшей и левшей, что обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы и воспитанием. Поэтому у большинства людей одна рука является ведущей, а вторая меньше участвует в активных действиях. Если в бою встречаются два праворуких или леворуких человека, то им просто взаимодействовать. Они хорошо будут понимать намерения и действия противника и могут использовать известные им приемы и тактику. Значительно труднее вести бой с противником, у которого ведущая рука отличается от вашей. В этом случае меняются все ориентиры и трудно перестроится, сконцентрироваться и противостоять сильному необычному сопернику. Для того, чтобы стать универсальным бойцом и победить в любой схватке, М. В. Шатунов, являющийся автором книги «Русский кулачный бой» и занимающийся единоборствами на протяжении трех десятилетий как спортсмен и преподаватель, рекомендует тренировать сразу обе руки. Все техники и приемы можно осваивать, сначала, ведущей, а затем другой рукой. Это одновременно будет способствовать развитию моторных зон в обоих полушариях головного мозга, что позволит быстрее и точнее реагировать на происходящее во время боя. Хотя в критической ситуации чаще всего человек начинает действовать привычным образом, это может принести пользу. Например, при травме ведущей руки можно продолжить бой другой. Выполнение боевых приемов обеими руками может пригодиться в жизни в разных ситуациях.

Все боевые приемы в Радогоре подразделяются на 3 группы. Они включают засечные удары, выполняемые по круговым траекториям движения, удары с крыла, наносимые локтями и предплечьями и прямые удары, используемые в стеношном бою. Также в русском кулачном бою допускаются удары головой, плечом. В нем используются различные защитные приемы, большая часть которых взята из практики стеношных боев и приемы свили (с поворотами и скручиваниями).

В кулачном бое традиционно применяется удар кулаком (разными сторонами), а также ладонью. В некоторых случаях, удар совершается ладонью с отведенным большим пальцем (оплеуха) или сложенной в виде лодочки (затрещина). В бою важна постановка удара. Для этого нужно владеть кистью и уметь быстро сжимать и расслаблять кулаки. Эти действия А. К. Белов называет клинообразной концентрацией. Выполняется она по определенной схеме (рис. 2).

Рисунок 2. Этапы клинообразной концентрации: 1 – расслабленная кисть; 2 – сжатый и напряженный кулак; 3 – ослабленный кулак


В момент выдвижения руки для удара по противнику, кисть должна быть расслаблена. Направляя руку к цели, вы начинаете сжимать кисть и, достигнув противника, наносите удар кулаком. Именно при ударе кулак должен быть напряжен, тогда ваши усилия достигнут цели, и удар получится сильным. После этого руку расслабляют, но не разжимают кисти полностью. Таким образом выполняются три этапа клинообразной концентрации.

Однако этого еще не достаточно для того, чтобы удар был сильным и точным. Важно совместить этапы клинообразной концентрации с фазами своего дыхательного цикла (вдох – выдох – дыхательная пауза). При соблюдении техники удара кулак сжимается и максимально напрягается при выдохе и расслабляется во время дыхательной паузы. В момент контакта с телом противника кулак сжимается плотно и через долю секунды – максимально. Далее, кулак отводят и при этом его расслабляют. После максимального сжатия кисти, сразу сложно расслабить и разжать ее, но этого и не нужно. Достаточно немного ослабить кулак, чтобы мышцы руки уменьшили напряжение, но при этом сохранилась готовность быстро повторить удар.

Изучение техники Радогоры следует начать со стоек и наиболее простых приемов – засечных ударов.

Стойкой называют специальную позу для успешного применения боевых приемов. Однако хороший боец может вести бой из любого положения. Тем не менее, удобнее и эффективнее атаковать противника приняв на мгновение стойку. Нужно учитывать, что в кулачном бою часто отсутствует время на принятие стойки, ведь противник находится очень близко и тоже атакует. Однако, если есть возможность, то применять боевые приемы лучше из стойки. Это помогает нанести удар противнику точно и с максимальной силой.

Основная стойка в Радогоре – уключный устав (рис. 3). Ноги в этой позе расставлены, центр тяжести тела немного подается вперед так, что пятки в любой момент готовы оторваться от земли. При этом одна нога является опорной в большей степени, чем другая. Руки согнуты в локтях и выставлены перед собой ладонями вперед. Спина немного напряжена. Из этой позы легко перейти к атаке или отразить нападение противника.

Рисунок 3. Уключный устав


Еще одна стойка, применяемая в русском кулачном бое – отставной устав (рис. 4). Она отличается тем, что одна нога выставлена вперед и присогнута в коленном суставе. На нее переносится основная масса тела. Вторая нога опирается на носок. Чаще всего эта поза используется как переходная при выполнении различных приемов и перемещении.

Рисунок 4. Отставной устав


Простейшими ударными приемами являются пощечина, затрещина, распалина.

Кулачные бои были традиционными не только на Руси, но и в древних цивилизациях – Вавилоне и Греции. Если бой затягивался, то бойцам запрещали защищаться, и они били друг друга до последних сил.

Пощечина выполняется ладонью с плотно сжатыми пальцами. Удар по лицу противника наносится в направлении снизу вверх, через локтевую петлю, под углом в 45° (рис. 5).

Рисунок 5. Техника выполнения пощечины: 1 – отведение руки противника; 2 – локтевая петля; 3 – удар-пощечина


Затрещина выполняется кулаком или, как и в предыдущем случае, ладонью с плотно сжатыми пальцами. Прием осуществляется в несколько этапов. Сначала, отводится правый локоть и немного поворачивается кулак, при этом ощущается подкрут в мышцах предплечья. Далее, рука выдвигается к лицу противника и наносится удар. При этом соблюдается принцип клиновидной концентрации. Сразу после удара рука ослабляется и по инерции двигается немного назад. Однако готовность к нанесению следующего удара сохраняется. При этом повторный удар может быть тем же самым или иным (рис. 6).

Рисунок 6. Техника выполнения затрещины: 1 – отведение локтя и подготовка кулака; 2 – удар боковой поверхностью кулака


Распалина имеет иное направление удара. Рука движется в вертикальной плоскости. Сначала, по инерции отводится назад рука (рис. 7), затем направляется вперед и вверх. При размашистом подъеме руки, предплечье поворачивают в локтевом суставе вместе с кистью (рис. 8) и, быстро сформировав кулак, наносят удар противнику в лоб или переносицу (рис. 9).

Рисунок 7. Инерционное отведение руки назад: 1 – начало движения; 2 – полное отведение


Рисунок 8. Замах перед ударом


Рисунок 9. Подготовка кулака к удару


После нанесения удара рука свободно уходит вниз, при этом плечо и локоть остаются в зафиксированном состоянии (рис. 10). Таким образом сохраняется готовность продолжить бой и нанести следующий удар противнику (рис. 11).

Традиционно на Руси удары ногами в кулачном бою применялись в крайних случаях. Это связано с тем, что самой распространенной обувью были сапоги. Ударом такой тяжелой обуви можно легко покалечить или убить противника, а в традиционных русских боях преследовалась другая цель.

Рисунок 10. Стабилизация руки после распалины


Рисунок 11. Подготовка к следующему удару


Распалину можно выполнить по-другому – удар наносят в диагональном направлении, а не сверху вниз (рис. 12).

Рисунок 12 . Распалина


Следующий ударный прием – засечный стык. Его выполняют кулаком или предплечьем, чтобы блокировать удар противника или атаковать его по верхнему ярусу. Этот прием обычно сочетают с другим, например, буздыганом (рис. 13). При выполнении приемов одна рука движется от себя и отводит руку противника в сторону (рис. 14). Кулаком второй руки в это время наносится удар противнику (рис. 15).

Рисунок 13. Подготовка к засечному стыку


Рисунок 14. Засечный стык


Рисунок 15. Буздыган


Следующий ударный прием – поземный стык. Удар противнику наносится кулаком или предплечьем, при этом вся рука движется строго горизонтально (рис. 16). Прием подобен затрещине, но выполняется в другой плоскости (рис. 17).

Рисунок 16. Положение перед поземным стыком


Рисунок 17. Поземный стык


Для освоения техники Радогоры необходимо, в первую очередь, научиться двигаться. Для этого можно потренироваться в выполнении связки уключный устав – колющий удар – уключный устав.

Далее, идет отножной стык. Прием выполняют другой рукой, в направлении от бедра. Кулаком бьют снизу вверх, целясь в подбородок противника. Можно отбить этим ударом атакующую руку противника. Удар наносят боковой поверхностью кулака со стороны большого пальца (рис. 18).

Рисунок 18. Отножной стык


Еще одним засечным ударным приемом является подплужный стык. Удар наносится кулаком, при этом рука движется почти по вертикали – снизу вверх. Предварительно противника притягивают к себе (рис. 19). Во время выполнения приема переносят центр тяжести своего тела на колено, что придает удару большую силу (рис. 20).

Рисунок 19. Притягивание противника


Рисунок 20. Подплужный стык


Традиционные бои на Руси проходили поэтапно. Сначала кулачный бой шел между ребятней, затем между юношами и неженатыми молодыми мужчинами и только после этого бились взрослые мужики.

Прием кулачного боя ратовище включает в себя элементы удара и толчка одновременно. Удар наносится вплотную приблизившемуся противнику поперек груди предплечьем (рис. 21). При этом активная рука находится в полусогнутом положении. Этот прием позволяет отстранить противника и провести атаку – нанести удар другой рукой по открытым частям тела (рис. 22).

Рисунок 21. Ратовище


Рисунок 22. Ратовище с атакой


В традиционном для Руси кулачном бою «стенка на стенку» бойцы вставали в строй левой ногой и плечом вперед. Это кажется не очень устойчивой позицией, однако бойцы стояли плотно, частично прикрывали друг друга и это позволяло держать строй и свободно действовать правой рукой.

Следующий прием – рубильня (мзень). Его используют в ближнем бою. Удар противнику наносят всей поверхностью предплечья по голове и рукам (рис. 23). Это делают с размахом или менее широкой амплитудой движения. Сила удара направляется сверху вниз диагонально.

Рисунок 23. Рубильня


В эту же группу приемов входят удары локтями – сколы. Выполнить их легко. Отличие имеет удар по голове. В этом случае скол выполняется движением руки от плеча с круговой амплитудой (рис. 24).

Рисунок 24. Скол по голове


С крыла можно нанести засечные удары, например, затрещину (рис. 25). Сразу после этого переходят к сколу и добивают противника локтем (рис. 26).

Рисунок 25. Затрещина с крыла


Рисунок 26. Скол двумя руками


Основу Радогоры составляют ударные приемы, однако борцовские приемы тоже в ней используются. Чаще всего они являются вспомогательными, но их можно использовать и в качестве перехода от русского кулачного боя к другим единоборствам (силовой борьбе). Однако чаще всего после борцовских приемов вновь переходят к ударным. Например, если противник сделал косую распалину, то эффективно применить залом (рис. 27).

Рисунок 27. Захват против косой распалины


После этого к нему можно применить подплужный стык (рис. 28, 29).

Рисунок 28. Переход к атаке


Рисунок 29. Подплужный стык после залома


Приемы Радогоры очень эффективны в том случае, если бой идет на короткой или средней дистанции. При этом атаковать противника следует по верхнему или среднему ярусу. В других условиях боя лучше использовать техники других боевых школ.

Далее, описываются техники и приемы стеношного боя, также относящиеся к Радогоре. Основной защитной техникой является мерцающее сдерживание. Оно может быть простым и двойным. Эта техника помогает удержать противника на расстоянии и помешать ему выполнить задуманный прием (рис. 30).

Рисунок 30. Двойное мерцающее сдерживание


Для защиты также используются греко-римский прием (рис. 31), голубец (рис. 32) и створы (сдвоенная греко-римская защита). Греко-римская защита помогает закрыть голову от атакующего прямыми ударами противника. Рукой можно при выполнении этого приема прикрыть свою грудь (рис. 33).

Рисунок 31. Греко-римская защита


Рисунок 32. Голубец


Рисунок 33. Греко-римская защита с прикрыванием груди


В стеношном бою применяются атакующие ударные приемы. Быстротой и ошеломляющим эффектом отличается прямой удар в стяжку, хотя по силе он не самый выраженный. Прием подходит для вклинивания ударов по голове и верхней части корпуса противника при одновременной атаке (рис. 34,35).

Самым мощным ударом является раскачной стык. Прием выполняют с широкой амплитудой движения руки. Локоть активной руки предварительно отводят назад так, чтобы прижать лопатку на спине (рис. 40). Удар кулаком наносят по центру груди противника в область солнечного сплетения.

Рисунок 40. Подготовка к раскачному стыку


Активно работая плечом, руку выбрасывают вперед, одновременно выполняя двойное скручивание кулака и туловища (рис. 41)

Рисунок 41. Раскачной стык


Следующий прямой удар русского кулачного боя называют подтоком. Удар выполняют кулаком и вкладывают в него всю силу (рис. 42). Выдвигают руку вперед, сначала, предплечьем. Это помогает сбить руки противника.

Далее, руку продвигают ближе к лицу противника. Все действия выполняют быстро и четко. При нанесении удара центр тяжести тела переносится вперед. Слишком сильный размах может вызвать падение по инерции, поэтому нужно соизмерить силу удара и амплитуду движения (рис. 43).

Рисунок 42. Положение перед подтоком


Рисунок 43. Техника выполнения подтока: 1 – подготовка руки к удару; 2 – подток


Еще один ударный прием – растяжной стык. Рука с кулаком выдвигается вперед одновременно с легки небольшим поворотом верхней части туловища (рис. 44). При этом сила движения корпуса переносится по инерции на кулак. Во время выдвижения и удара рука скручивается наружу.

Рисунок 44. Растяжной стык


Колющий удар напоминает действия фехтовальщика. Этот прием сопровождается отклонением верхней части туловища и позволяет пропустить встречный удар вдоль груди (рис. 45). Во время кулачного боя это позволяет уменьшить силу прямого удара противника.

Рисунок 45. Техника выполнения колющего удара: 1 – положение перед ударом; 2 – колющий удар; 3 – отклонение туловища и отведение руки


Большой силой отличается следующий прием русского кулачного боя – косач (прямой удар с косача). Рука при выполнении приема движется только горизонтально, поэтому удар приходится преимущественно по верхней части туловища противника. Если противник ниже по росту, то можно косачем атаковать его по голове. При выполнении приема сила переносится от одного плеча к другому и далее, по мере выдвижения руки вперед, на кулак. При этом делается поворот верхней части туловища, что усиливает удар (рис. 46). Косач применяют в комбинации с другими приемами, например, часто выполняется в бою связка мерцающее сдерживание – пощечина – косач.

Рисунок 46. Косач


Последний ударный прием в Радогоре – буздыган. Он также отличается большой силой, особенно при нанесении удара по голове противника. Для выполнения приема необходима позиция «уключный устав». Сначала, согнутую в локте руку отводят назад и вверх локтем. При этом активно работает плечевой сустав. Далее, руку резко выдвигают вперед и при этом совершают поворот локтем внутрь. Одновременно поворачивают кулак таким образом, чтобы большой палец оказался снизу (рис. 47).

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю - никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось - лишь бы не голый - но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион - его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой - явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции - глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей - здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе - то есть гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств (о вере наших и не только наших предков вы можете почитать в ). Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима - что было равносильно прямому запрету.

Очень много видов спорта берет свое начало из древней Греции. Оттуда же ведутся корни многих единоборств.

Распространяясь по миру, они принимали окрас своих регионов и народов, проживавших там, частично отличаясь своими техникой и правилами от культуры боев своих соседей.

Ещё в древности на Руси были кулачные бои. По всей Европе славяне славились своей силой. Помимо генетики, этому способствовали как традиции, так и быт, уклад жизни того времени.

Правила


Начиная с детского возраста, у русских подростков и юношей преобладали игры с демонстрированием своей физической силы.

По мере их взросления, правила становились суровее, что, в конечном итоге, становилось увлечением в кулачных боях. Эта забава имела множество видов со своими правилами.

Самым частым видом был «стенка на стенку». Мастерами своего дела были закаленные в боях мужчины, которые не испытывали страха даже перед очень опытными и суровыми соперниками.

Целью соревновательного процесса было заставить соперника начать отступать или же принудить к бегству. У каждой команды был свой лидер, задачами которого были определить тактику в бою и поднять мораль своих бойцов.

На штурм пускали самых сильных и рослых бойцов, которые по плану должны были разорвать полное кольцо вражеского строя, а те, в свою очередь, нацелены были на вышесказанных, чтобы помешать планам своих соперников.

Для проведения боев существовали определенные места. Например, зимой часто в качестве поля боя использовали замерзшую реку.

Масштабность боев «стенка на стенку» была самой разной по количеству участников, начиная с улицы на улицу (примерно 30 человек), заканчивая деревней на деревню (несколько сотен, а бывало и до 1000 участников).

Часто проходили рукопашные бои в рамках «один на один» или «сам на сам». Этот вид очень схож с английским боксом, но с некоторыми отличиями. Проводился после оговаривания места и времени, либо становился спонтанным украшением ярмарок, на которых присутствовало много зрителей. После проведения мероприятия, выявлялся свой чемпион. Часто это было способом и личного выяснения отношений. Такой вид просуществовал до смерти Ивана Грозного.

Запреты и ограничения

Духовная элита Руси была противником кулачных боев и препятствовала всеми возможными путями, вплоть до отказа отпевать погибших в этом процессе.

Хотя такие случаи в истории скорее были исключением, чем правилом, но все же и такое происходило. После смерти Ивана IV настал период, когда не было ни одного состязания (1584-1598).

Последующий век был на нелегальном положении, а в 1686 г. был принят указ о запрете, в котором предусматривались наказания за проведение боев. Несмотря на это, граждане все равно находили способы для проведения традиционной забавы.

Есть информация, что Петр Великий испытывал интерес к кулачным боям, обосновывая это тем, что так русские люди могут показать свою силу. Бои вышли на полулегальный уровень. Но уже к середине 18 века императрица Елизавета была вынуждена принять постановление, которое препятствовало проведению подобных мероприятий в крупных городах, например, в Москве.

А все это произошло из-за ожесточенного побоища на улице под названием Миллионная.
Но уже при Екатерине Великой эти состязания приобрели новый размах. Но не прошло и века, как при Николае I, боявшегося бунтов, бои стали запрещены окончательно.

После революции интерес к данному виду единоборств был утрачен и постепенно забывался людьми. В конце 20 в. во многих кружках возрождения славянской культуры были попытки возобновить бои «стенка на стенку». В нынешнее время в некоторых регионах можно увидеть подобные состязания на празднике Масленица.

Олимпийские виды спорта во многом схожи с боями «сам на сам», в котором участвующие обязаны продемонстрировать свою силу, выносливость и ловкость. Сейчас этот способ очень популярен для выяснений отношений среди футбольных фанатов. Но в силу Российского законодательства, во многих случаях это предотвращается стражами порядка.

Искусство

Кулачные бои также были проявлены и в искусстве. Они описывались в художественной культуре, особенно в творчестве писателей золотого века, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.п.
Интересно, что С.Т. Аксаков видел кулачные бои в Казани, проводимые на озере Кабан. Он описал их в «Рассказе о студенческой жизни».
Также существует множество картин, написанных художниками.

Например, отразили кулачные бои М.И. Песков, В.М. Васнецов, а также другие живописцы.
Во многих фильмах, снятых в позднем Советском Союзе и в нынешней России, есть сцены, посвященные кулачному бою. Кулачные бои – это весомая часть истории русской культуры, которая определяла характер народа.

Теория атаки и защиты

Русские кулачные бои берут свое начало в языческой Руси. Нельзя точно узнать дату и даже век их зарождения, однако летописец Нестор упоминает кулачные бои в «Повести временных лет» (1048 г.), осуждая участников подобных побоищ. В связи с этим отдельные историки выдвигают гипотезу о зарождении этого «развлечения» в IX веке или гораздо раньше. Подтвердить или опровергнуть такие предположения пока невозможно.
Несмотря на отрицательное отношение к этой традиции христианской церкви, устоявшейся на Руси с X века, кулачные бои продолжали существовать, как и многие другие русские обычаи, связывая язычество с христианством.
О развитии кулачных боев с первого упоминания в летописи до настоящего времени сохранилось достаточно свидетельств, чтобы судить о том, какие изменения претерпела эта состязательная игра.
Западные историки, изучающие спорт, иногда утверждают, что кулачные бои существовали только в античности, а позднее появились на Британских островах в XIII веке. Подобные заключения неверны, ведь достоверно известно, что кулачные бои на Руси существовали задолго до XIII века.
Кроме того, изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках.

Несмотря на разнообразие видов русских кулачных боев, уникальность их в состязании с привлечением большого числа людей одновременно. Эта забава и в наши дни ассоциируется скорее с большими игрищами, нежели со спортивным поединком: большое число людей может соревноваться командами или каждый сам за себя.
Следующей страницей развития кулачных боев уже можно назвать Древнюю Грецию, где имелись описания самих боев и легенды, связанные с их божественным происхождением. В античности кулачные бои считались эстетически приятным видом физических упражнений, пригодным только для сильных и смелых мужчин. Уже тогда в кулачных боях участвовали известные личности: поэты, писатели, ученые и даже государственные деятели. Известно, что Пифагор участвовал в Олимпийских играх и практиковал этот вид спорта.
В древних цивилизациях бои проводились на голых кулаках или с кожаными бинтами на кистях (прототип перчаток). Русский кулачный бой также ведут в рукавицах, которые смягчают удары, хотя это правило было распространено не сразу.

Виды русского кулачного боя

Кулачные бои издревле делились на несколько видов по количеству участников и обширности сообществ, выходящих друг на друга.
Многим знакомы выражения «улица на улицу», «слобода на слободу», «деревня на деревню». Все они связаны с историей кулачных боев. Кроме того, существовали и бои-поединки («один на один», «сам на сам») нескольких разновидностей. Среди массовых боев наиболее популярны «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Стенка на стенку

Стенка на стенку (стеношный бой) - самый зрелищный и наиболее известный вид массовых кулачных боев, которые проводились по праздникам или для решения каких-то вопросов между жителями разных улиц, работниками различных профессий и т. д.
Каждая сторона вставала в стенку (сплошную линию из людей), которая могла состоять из нескольких рядов, лицом к другой стенке и по команде старалась побороть противника: заставить отступать, обратить в бегство, проредить стенку или заставить сдаться. Проигрывала та команда, которая отступала за пределы обозначенной для боя территории или стенка которой «рвалась» в одном или нескольких местах. Возможен был и другой вариант определения победителей и проигравших. Бой продолжался, пока одна из сторон не сдастся (например, когда выведена из строя большая часть бойцов). Тогда после каждого отступления, во время небольшого перерыва, «отстающие» меняли участников, тактику и постановку в стенке, а затем вновь выступали против своих соперников, пока какая-то стенка не одерживала окончательную победу. Последний описанный вариант был более жестоким, часто приводящим к тяжелым травмам и даже смертям участников, особенно до введения смягчающих игру правил. Однако именно такие игры давали закалку и готовили к настоящим сражениям.
Атаку вели с применением разных военных приемов: свиньей (клином), с заменой бойцов первого ряда на бойцов последнего и т. д.
Иностранные дипломаты уже с XVI века отмечали пользу стеношных кулачных боев для формирования выносливости и силы русских воинов. В стенках участвовали все, от юношей до пожилых мужчин. При этом бой мог проходить в три этапа: сначала, с обеих сторон схлестывались подростки; затем к схватке присоединялись неженатые юноши; наконец, в бой вступали взрослые мужчины. Этапы могли продолжаться вместе или идти по очереди, один после окончания другого.

Сегодня этот вид кулачных боев является наиболее распространенным, его можно увидеть не только в клубах по исторической реконструкции или этнических поселениях, но и во время народных гуляний, больших праздников, свадеб, после зрелищных спортивных мероприятий в качестве дополнительного развлечения, тренировки и показа физических способностей. А вот спорные вопросы путем кулачной стеношной борьбы в наши дни уже не решают: подобные состязания «стенка на стенку» напоминают скорее бои без правил.

Сам на сам

Сам на сам (один на один) - кулачный поединок, самый почитаемый на Руси вид кулачных боев. Два соперника сходились друг с другом, чтобы решить, кто из них прав, или просто помериться силой.
Кулачные поединки бывали организованными и стихийными. В первом случае бой могли назначить заранее, за несколько дней, или на тот же день, но с участием организатора, который выполнял функцию судьи. Стихийные бои проводились, как правило, на ярмарках, во время народных гуляний, реже - в повседневных ситуациях.
Русский бой «сам на сам» очень походил на традиционный английский бокс с голыми руками, популярный примерно в то же время. Однако на Руси несколько раньше были установлены смягчающие правила: не бить лежачего, не использовать металлические предметы и т. д. В Англии подобные запреты появились только в 1743 г.
Интересен вид кулачного поединка под названием «удар на удар». В этом варианте участники наносили друг другу удары по очереди. Кому бить первому, определяли по жребию или взаимному согласию (более сильный мог уступить право первого удара сопернику, если считал его слабее себя). Такие кулачные бои имели характер развлечений и практически не использовались для выяснения отношений. При этом нередки были случаи, когда весь бой заканчивался после первого удара: соперник не мог встать из-за тяжелой травмы или по причине скоропостижной кончины. Поэтому бой «удар на удар» включал в себя более строгие правила, чем обычное противостояние «сам на сам». Принимающему удар нельзя было защищаться (разрешалось только прикрывать обращенными к противнику ладонями уши и виски), но и нападающий, к примеру, не должен был бить в висок. Оба участника стояли на месте и не уклонялись от ударов.
Еще одна разновидность кулачных поединков - охотницкие бои. Участники этих боев часто боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами. Уходы от ударов запрещались, как и удары ногами. Можно было подсекать соперника, но в основном бой велся в открытых стойках, без блоков и уклонов. Главным преимуществом, помимо быстрой реакции, в таком бое была физическая сила и выносливость, способность устоять на ногах и вытерпеть боль.
Иногда кулачные бои принимали более серьезный оборот, становясь вариантом законного суда: проигравший считался виноватой стороной, будь он ответчиком или истцом. Такой суд назывался «поле» и просуществовал вплоть до смерти Ивана IV (Грозного) в 1584 году. Поединок-поле мог происходить как непосредственно между истцом и ответчиком в тяжбе, так и между их представителями - договорными бойцами. К «полю» прибегали, как правило, только тогда, когда вынести приговор было сложно.
Бои «сам на сам», проходившие ради забавы, а не для выяснения отношений, начинались с объятий и целования: соперники показывали, что между ними нет личной вражды, и бой идет только «на интерес».

Свалка-сцеплялка

Этот вид массового кулачного боя считается самым древним и самым опасным. Его отличие от «стенки» в том, что каждый участник «стоит» за себя, а не за команду, и против всех остальных бойцов. Победителем остается последний выстоявший. За неразбериху во время боя это состязание и получило свои названия: сцеплялка-свалка, сцепной бой, свалка врассыпную, свальный бой, сцепельная схватка.
К дюжей силе и особой ловкости (в хаотично дерущейся толпе даже устоять на ногах сложно) здесь добавляются другие требования: хладнокровие и скорость реакции. Два участника могут вместе побороть попавшегося им бойца, но затем им придется драться друг с другом.
В свальном бою хороши были любые тактики: «прилепиться» к противнику и прикрываться им от остальной драки; увиливать от ударов; постоянно перемещаться от одного соперника к другому, стараясь дезориентировать их.
Сегодня свалка-сцеплялка непопулярна, она фактически не существует. Причина - в повышенной опасности этого вида кулачных боев и сложности уследить за выполнением правил всеми участниками.
Иногда свалку-сцеплялку из-за последней озвученной причины не относят к разновидностям кулачных боев, а выделяют как самостоятельный вид борьбы в стиле боев без правил. Действительно, в этом виде схватки могла применяться любая ударная и борцовская техника.
Для бойца в свалке-сцеплялке большое значение имеет умение удержаться на ногах. Для этого приходится выполнять серии ударов во все стороны. Промедлить здесь нельзя, так как удары и толчки следуют со всех сторон. К свалке-сцеплялке можно приравнять современный вид рукопашного боя «один против трех». Бойцу приходится постоянно перемещаться и выполнять множество разнообразных приемов.

Правила кулачных боев

Правила, постепенно вводимые в это состязание на протяжении всего его существования, были нацелены на то, чтобы участники не образовывали хаотичную свалку, не применяли нечестные приемы (то, что является демонстрацией не силы, а хитрости), не наносили сопернику опасных ударов. Побежденная сторона должна остаться «функциональной», хотя этот принцип проявился лишь несколько веков назад.
Основное общее правило кулачного боя - использовать только удар кулаком. При этом можно бить костяшками (головками пястных костей), нижней торцевой частью сжатой кисти (со стороны мизинца) или головками основных фаланг. Другие части тела было разрешено использовать ограниченно: ногами - подсекать, плечами или обеими руками сразу - толкаться.
Изначально не воспрещалось сжимать в кулаке то, что в нем умещается, а также наносить удар несжатой ладонью, но постепенно и эти моменты были учтены. Категорически запрещено прятать что-либо в рукавицу, даже небольшой кусочек свинца.
Бой традиционно заканчивался тогда, когда одна из сторон признавала поражение, или в случае падения одного из соперников (присевший и лежачий автоматически считались признавшими поражение). Бить лежачего, отступающего или присевшего запрещалось, как и противника с кровотечением, если он сам не мог остановить кровь («мазку не бьют»). Серьезное увечье без кровотечения тоже было причиной остановки боя. Нельзя было также хватать соперника за одежду, нападать сбоку или со спины, наносить удары ниже пояса. Эти правила распространялись на все виды кулачного боя, хотя их соблюдение в свалке-сцеплялке проследить было сложно.
При благополучном исходе битвы (без жертв), что после ужесточения правил не было редкостью, противоборствующие стороны часто устраивали совместное пиршество у костра или у водоема.

Призом за победу в кулачном поединке или свальном бою было всеобщее уважение или признание правоты. В некоторых областях имелась интересная традиция: после поединка «сам на сам» девушка проигравшего молодого человека дарила победителю букет сорванных ею полевых цветов.
Современные правила в наиболее популярном сегодня бою «стенка на стенку» следующие.
1. Нельзя нападать на соперника со спины. Если один из участников прорвался сквозь стенку противника, он должен оббежать вокруг обеих стенок и снова встать в свою. Бой идет только «лицом к лицу».
2. Удары разрешено наносить только руками. Ноги могут быть задействованы в подножках и подсечках.
3. Запрещено наносить удары в лицо; выше кадыка; ниже солнечного сплетения в живот (в том числе ниже пояса). Для сравнения, на Руси бойцы старались нанести удар именно по голове, в микитки (под ребра) и в солнечное сплетение.
4. Бой сразу прекращается, если один из участников упал. Поединок никогда не продолжается на земле («в партере»).
Кроме этого, в стеношном бою следует беречь товарищей по команде, стараясь им помогать, ориентируясь на командные действия.
Непрерывный бой в стенке продолжается, пока одна из команд (хотя бы один ее участник) не переступит черту условной разметки, т. е. выйдет за пределы поля. Такой выход называют соступом. Для победы одной из стенок необходимо добиться трех соступов противника. На праздниках и показательных выступлениях между заходами, т. е. после каждого соступа, устраивают перерывы, во время которых проводят другие, непродолжительные, состязания.
Участие в кулачных боях предусматривает обязательное обмундирование: меховые или кожаные рукавицы и толстые шапки. При исторической реконструкции и в стихийных боях это правило не выполняется.
Помимо концовок «по правилам», т. е. в случае признания за одной из сторон победы, бой мог быть прекращен с началом колокольного звона или прибытием какого-либо уважаемого человека. Иногда бойцов разнимали крепкие парни или останавливал священник. Если у одного из бойцов начиналось кровотечение, но соперник не прекращал сражения, раненого могла заслонить собой женщина из зрителей, тогда бой считался завершенным.
Поскольку кулачные бои были соревнованием, победителю обычно полагался приз. В одних случаях это было помилование (по исходу поединка «поле»), в других - внимание девушки, в третьих - что-либо шуточное (например, вареные яйца) или символическое (венок на голову, платье побежденного). Но главным призом, разумеется, был всеобщий почет и уважение.

Где и когда проходили кулачные бои

Считается, что в дохристианской Руси основными датами проведения кулачных боев были поминальные дни усопших (тризны), а также Масленица (проводы зимы) и Красная горка (встреча весны). С принятием христианства бои стали устраивать с Масленицы (неделя перед Великим постом) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи). Иногда период боев растягивался: с Коляды (Рождественского сочельника) до Петрова дня (день первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля (н. ст.).
Особенный ажиотаж приходился на Масленицу: перед Великим постом народ старался не только вдоволь поесть блинов, встречая весну, но и нагуляться. В остальное время описанного периода бои проводились чаще по воскресным и праздничным дням (особенно, в большие праздники).
Место для забавы или спора выбиралось просторное. Массовые бои проводили на площадях, а зимой - на льду рек или озер. В Великом Новгороде местом для игрищ был мост, соединяющий детинец (кремль) со слободой (торговой частью города); в Москве - Москва-река, Воробьевы горы и площади у Новодевичьего и Симонова монастырей; В Петербурге - реки Нева и Фонтанка, Нарвская застава; в Казани - озеро Кабан. Словом, в каждом населенном пункте, где проводились кулачные бои, для них были свои постоянные места. Замерзшие реки и озера выбирались не только как удобное место сражения, но и символически: они часто разделяли город или его часть на две разные слободы, которые и выходили на лед «стенкой на стенку».
Широкое место было необходимо не только для бойцов, но и для зрителей. Вокруг сражения затевались народные гуляния, к которым после состязаний присоединялись участники битвы.
Стихийные бои могли возникнуть где угодно, но это были, как правило, поединки, а не массовые игрища.
До принятия христианства кулачные бои в поминальные дни проводились на кладбищах, отсюда старинное русское название кладбища - буевище (от слова «буй» - кулачный бой).

Участники кулачных боев

В кулачных боях участвовали выходцы из «простого народа», купцы и даже высшие сословия. Хотя последние чаще решали споры оружием, все же в боях-развлечениях многие из них участвовали с удовольствием.
Разнообразным был и возрастной состав участников - от мальчишек-подростков до стариков. При этом существовало негласное правило, которое почти никогда не нарушалось: в одном сражении участвуют мужчины примерно одинакового возраста. Кулачные бои, сначала, абсолютно потешные, а затем все серьезнее, входили в жизнь каждого мальчика вместе с другими детскими забавами. Остальные развлечения так и оставались в детском возрасте, а кулачные бои превращались во взрослую, и подчас весьма опасную, потеху. Иногда в одной стенке, в разных ее «этапах» участвовало сразу несколько поколений одной семьи: от деда до внука.
С ростом территории русского государства входящие в него народы тоже приобщались к кулачным боям, которые перестали тем самым быть исключительно русской забавой.
В боях «стенка на стенку» кулачники делились на «должности». Руководитель (вожак, атаман, боевой староста, предводитель, старый чоловик, башлык, голова) выбирался из опытных бойцов и должен был определять тактику своей команды, укреплять общий дух. Бойцы-надежы (надежды) старались прорвать строй противника. Особенно их роль была заметна в боях, где за победу считался разрыв строя, но в других видах боя надежа мог быть остановлен ответной тактикой соперника: стенка размыкалась, впускала бойца внутрь, и смыкалась обратно. Надежа в тылу «вражеской» стенки драться не мог, ему было необходимо оббежать строй и встать снова в свою стенку, однако это ему не давали сделать несколько специальных бойцов противника, сдерживающих надежу у себя в тылу. Эти специальные бойцы непременно были мастерами кулачных поединков. Существовали резервные бойцы, необходимые для решающих атак, а также бойцы-вышибалы, выбивающие из строя ценных участников команды соперника.
В каждой губернии, уделе, городе всегда были свои именитые бойцы, бившиеся «сам на сам». Иногда купцы и другие богатые люди сводили друг с другом таких бойцов из разных волостей, или своих удальцов с заграничными боксерами. Такие поединки били рекорды по количеству зрителей, желающих увидеть действие своими глазами.

Попытки искоренить кулачные бои

Из-за частых войн мужчины на Руси должны были быть подготовлены к сражениям морально и физически, поэтому запрещать кулачные бои никто долгое время даже не пытался, закрывали глаза и на жестокость отдельных состязаний. С другой стороны, массовые побоища. (с применением кастетов, кистеней и даже ножей), в которые зачастую превращались кулачные бои, вызывали опасения у власти и духовных лиц.
В рамках борьбы с языческими обрядами, христианская церковь пыталась искоренить кулачные бои, путем их осуждения не только как кровавых побоищ, но и как ритуала поклонения языческим богам (до христианства состязания устраивались в честь Перуна). Митрополит Кирилл в 1274 году на всеобщем соборе верховного духовенства постановил отлучать всех кулачников от церкви, в том числе убитых (их не отпевали, как положено). Такие меры постепенно привели к действенному, хотя и непродолжительному результату: с 1584 по 1598 гг. (время правления Федора Иоанновича) ни один поединок официально зафиксирован не был.
В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ, запрещающий кулачные бои под угрозой суровых наказаний. Указ 1686 года подтвердил этот запрет и назначил участникам кулачных боев конкретные наказания (штрафы, бичевание, ссылка).
Эти указы не привели к полному уничтожению кулачных забав. Считается, что Петр I сам любил устраивать кулачные бои для демонстрации силы русских людей.
Однако после указов XVII века участники состязаний стали выбирать судей (сотских, десятских), которым поручалось следить за выполнением правил.
В 1726 году указом Екатерины I были созданы предписания для проведения кулачных боев, по которым правила ужесточались (в указ, в числе прочего, был включен запрет на применение в боях оружия и нанесение ударов лежачему), а сама традиция становилась менее опасной. За боями стали следить полицейские и городовые.
Елизавета Петровна в 1751 году после жестоких боев в столице запретила проводить кулачные состязания в Петербурге и Москве.
В годы правления Екатерины II (1762 - 1796) кулачные бои опять попали в милость. Сам граф Григорий Орлов был хорошим кулачником и часто организовывал состязания.
При Николае I в 1832 году был издан свод законов, вновь включающий в себя полный запрет кулачных боев на всей территории страны как «вредных забав». Та же формулировка присутствовала в последующих редакциях этого свода законов. Но даже после таких запретов кулачные бои, особенно по праздникам, продолжались. В 1917 году они были отнесены к пережиткам царского режима, состязание не включили в признанные виды спорта, и постепенно этот вид борьбы стал менее популярным.
Невольные шаги по искоренению традиций русского кулачного боя предприняли в XX веке почитатели восточных единоборств. Модные тенденции и набирающая популярность философия вытеснили бои «стенка на стенку» из области внимания молодежи. То же самое происходит в результате развития бокса как вида спорта. Однако кулачные бои не забыты и по-прежнему собирают зрителей и участников, во многом благодаря общему возрождению народных традиций, которое началось в 90-е гг. XX века.

Кулачные бои в русском искусстве

В кулачных боях участвовали многие писатели, поэты и художники, другие из них наблюдали за игрищами со стороны. Все это нашло отражение в их произведениях и мемуарах. Наравне с церковными поучениями, подобные источники - кладезь информации об истории кулачного боя.
Первое произведение, которое приходит на ум при упоминании кулачных боев, - это «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1837 г.). Здесь описывается «поле» - разновидность кулачного поединка для решения тяжбы. Купец побеждает, отстояв в честном поединке честь жены, но в борьбе убивает соперника (что случалось в этом виде кулачного боя очень часто), и царь велит казнить купца.

Изображенный художником М. И. Песковым «Кулачный бой при Иоанне IV Васильевиче Грозном» (1862 г.) показывает нам момент чествования победителя, одновременно с которым несколько человек оплакивают проигравшего. Внимание зрителя сначала обращается к гордому мужчине, который приосанился в центре картины, и только затем можно заметить группу людей, склонившихся над телом, по всей видимости, второго участника боев.

Во времена Ивана IV летальный исход кулачного поединка был довольно частым явлением, и не порицался царем, несмотря на возмущение Церкви. При таком исходе зрители состязаний, в первую очередь, поздравляли победителя, а не горевали о проигравшем.
В сказе П. П. Бажова «Широкое плечо» (1948 г.) имеется описание наставлений боевого старосты своим бойцам. Он расставляет их так, как ему кажется лучше, и наказывает биться не для своей потехи, а заодно со всей стенкой, «широким плечом».
Писатель С. Т. Аксаков описывал в своем произведении «Рассказ из студенческой жизни» (1806) кулачные бои, проходившие на озере Кабан в Казани. Ф. И. Шаляпин (1837 - 1901) почти век спустя участвовал в кулачных боях на озере Кабан, в которых сходились татарская и русская сторона. Он благоговейно относился к могучим кулачникам, сравнивая их со сказочными русскими богатырями. Самому Федору навыки кулачных боев пригодились в жизни, когда на него попытался напасть соперник в любви.

Б. М. Кустодиев в 1897 г. написал картину «Кулачный бой на Москва-реке». В произведении чувствуется динамика события, хотя эпизоды, на первый взгляд, разрозненны. Кто-то живо наблюдает за происходящим со стороны; кто-то, смахнув шапку, собирается ввязаться в бой; кто-то горячо обсуждает побои одного из участников. Вдалеке на льду реки кипит борьба. Эта картина очень красочно передает эмоции народа, собравшегося на кулачные бои.
В романе «Жизнь Матвея Кожемякина» (1909 г.) Максим Горький (А. М. Пешков) описывает тактические приемы кулачных боев. Одна из хитростей - выдвинуть против стенки противника несколько крепких бойцов, и, когда соперники, напирая на этих бойцов, вытянутся клином, обхватить их стенкой с боков, сминая соперника. В ответ на такой ход была придумана другая хитрость - быстро отступить в центре и обхватить стенку схитрившего противника с его крепким авангардом в полукольцо, сминая с боков его так же, как он хотел поступить сам.
С. А. Есенин в автобиографических заметках «О себе» (1925 г.) писал, что дед поддразнивал его на кулачные бои, когда Сергей был еще мальчишкой, говоря бабке, что так мальчик будет крепче.
Писатель Л. М. Леонов с романе «Вор» (1927 г.) говорит о том, что только в кулачных боях и можно найти надежного товарища: в схватке «вся людская повадка насквозь видна».
Этот перечень не исчерпывает всех имеющихся сведений об упоминании кулачных боев в русском искусстве, но в то же время дает полную образную картину старинной русской состязательной игры.