Работа над средствами музыкальной выразительности как необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения. Некоторые аспекты работы над музыкальным произведением, помогающие раскрытию художественного образа

Обучающаяся 2 класса

Решетникова Алина

Подготовила и провела урок

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «ДМШ№49»

П.Трудармейский,

Прокопьевский муниципальный район

Волкова Галина Федоровна

Тема: «Работа над художественным образом музыкального произведения»

Цель : «Сформировать различные навыки для образного исполнения музыкальных произведений»

Задачи: Обу чающая : научить умению играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, со слуховым контролем. Показать практическое применение методов работы над музыкальными произведениями и их фрагментами.

Развивающая: познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица.

Воспитывающая: привить интерес к классической музыки и изучаемым муз. произведениям.

Тип урока : Интегрированный

Методы: Словесный(объяснение, рассужнение).

Методы контроля.

Практический.

Метод показа.

Этапы урока:

1.Организационный

2.Практический

3.Заключительный

Характеристика учащийся: Алина- ученица с хорошими музыкальными данными: хороший слух, ритм, память. Работоспособна дома и на уроке.Исполнительский аппарат несколько скован, зажаты кисти рук. Звук чаще звучит на пиано. С трудом добиваемся активного и сочного звучания . Необходимо работать над раскрепощением исполнительского аппарата, глубиной звучания. На все замечания педагога реагирует и на уроке и дома.

П лан урока:

I. Гамма до мажор в расходящемся движении арпеджио, аккорды в 4 октавы

2. Работа над Этюдом № 17 Черни.

3. Диабелли. Сонатина.

    Альбинони Адажио

    домашнее задание.

В начале урока проигрываем гамму до мажор. Еще раз проигрываем гамму отдельными руками отдельными руками уточняя аппликатуру. Далее идет работа над аккордами и арпеджио отдельными руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. В работе над аккордами добиваемся плавного снятия руки и переноса на следующий аккорд сверху (вспоминаем упражнение «Радуга»).

2. После работы над гаммой приступаем к проигрыванию наизусть Этюда №17 Черни (ред. Гермера).

Прежде чем учить этот этюд, проводилась беседа о том, что «в познании законов пения Черни видел необходимую предпосылку для достижения на фортепиано осмысленной пластичной фразировки, выразительного произношения музыкальной мысли, кантабильного звучания, мягкого, напевного легато.»

Во время игры обращаем внимание на сильные и слабые доли, тогда будет и точная, пластичная фразировка и точные динамические оттенки, плюс удобное, свободное исполнение. Следует отметить что важно правильно владеть движением рук во всех паузах, т.е. рука может только один раз во время паузы, и опускаясь она должна уже играть.

Показ и работа с ученицей над фрагментом. Если подходить к данному этюду с точки зрения художественного произведения, то думаю, что здесь вполне приемлемо сравнение с морской волной(пассажи восходящие и нисходящие). В работе над аккордами хорошо развивается гармонический слух. Здесь надо проводить разбор тонального плана аккорда, прослушивание гармонической основы, а затем проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.

3. Разбор Сонатина 1ч. G - dur Диабелли

Ученица показывает домашний разбор произведения. После этого еще раз вспоминаем биографические факты из жизни Антонио Диабелли(1781 - 1858).родился в Австрии. В детстве пел в хоре капеллы Зальцбургского собора. Преподавал игру на гитаре,фортепиано. Его сонатины очень красивы и вдохновенны по звучанию.

Сонатина (соната без разработки) - разновидность сонатной формы , в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла )При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела - разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.

При разучивании полезно просольфеджировать мелодию голосом, затем проиграть мелодию, определяя движение мелодии к верхнему звуку на крещендо и ее ниспадающее движение на диминуэндо, т.е. начало и конец фразы,

Технической трудностью для ученицы является деликатное исполнение в левой руке «альбертиевых басов». Разбираем, что такое альбертиевы басы:

Альбертиевы басы тал. Basso albertino ) - изложение парии левой руки в

форт еп иа нной пьесе , названное в честь итальянского композитора Доменико Альберт и, создавшего этот приём. Альбертиевы басы -это форма ри тмически равномерно разложенных аккордов . Альберти применял этот приём в своих произведениях, но он применялся ещё до него, когда не носил его имени. Альбертиевы басы часто встречаются в произведениях Ио ганна Пахель б еля. Йозефа Гайдна , Амадея Моцарта , Людвига ван Бетховена

3. Альбинони «Адажио» g - moll .

Сначала разучивания произведения была проведена следующая работа по изу- чению биографии композитора и истории создания произведения. АЛЬБИНОНИ Томазо (1 671-1750) - итальянский композитор, скрипач, представитель венецианской школы. В его симфониях и концертах для 5 инструментов предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии. Автор свыше 50 опер.

Томазо в детстве учился игре на скрипке и вокалу, и это стало хорошей основой для его музыкальной деятельности. Он обладал поразительным мелодическим даром, который использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Лирическая теплота инструментальных мелодий. чарующие прекрасные медленные части его концертов - результат огромного опыта Альбинони в оперном жанре. Альбинони стал одним из первых итальянских композиторов, которых печатали в нотных издательствах Лондона, Парижа, Амстердама. В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим примером этому являются Альбинони и Бах. Очень интересна история создания произведения. История утверждает, что партитура был найдена во время второй мировой развалинах саксонской земельной библиотеки в городе Дрездене.

В 1958 знаменитое Адажио было опубликовано, благодаря стараниям первого биографа Томаза Альбинони- Ремо Джадзотто, который утверждал, что реконструировал крохотный кусочек, найденный в 1945году. С этого момента началось триумфальное шествие Пьесы в мировой музыкальной культуре. Создано

множество транскрипций и аранжировок, которые исполняются как сольно в концертах,. так и как фоновая музыка.

Рус с к и й текст стихов мы пели при проигрывании мелодии, что лучше помогает понять фразировку и движение мелодии:

АДАЖИО АЛЬБИНОНИ «ПЕСНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ»

Утро Земли придёт к нам,
Солнце ворвётся в окна
Вестником ранней Весны,
Гостем волшебной страны!
Мы сохраним его Свет
Как пробуждённой от сна Земли Рассвет

Так же на уроке разбираем тип полифонии, присущий этому произведению - подголосочный вид, в котором среди голосов один голос (верхний) ведет основную мелодию, а остальные ему помогают, то сливаясь, то вторя ему, образуя подголоски. В другом эпизоде - контрастная полифония, где в басовой партии появляется голос «ответ» . Это проведение можно сравнить с пением 4-х голосия в хоре.

Рисуя художественный образ обращаем внимание на репродукции картин художников эпохи Ренессанса- Леонардо да Винчи «Джоконда»,Рафаэля «С икстинская мадонна».

По мнению автора произведение должно прозвучать очень сдержанно, спокойно, верхний голос должен звучать напевно, басы левой руки напоминают звучание органа, медленные и тяжеловесные шаги, солидно звучавшие и не заглушавшие главной мелодии. Следует обратить внимание на перекличку голосов по вертикали.

Проигрываем произведение с выполнением всех указаний, достигая результатов.

Домашнее задание.Работать над всеми произведениями так, как работали на уроке, внимательно следить за звуком, динамическими оттенками., штрихами и аппликатурой.

Наталья Хорева
Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения»

Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения .

Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения .

1. Образовательные

Сформировать и углубить знания учащегося о роли штрихов , в раскрытии художественного образа музыкального произведения .

2. Развивающие

Развивать музыкальный слух , память, образное мышление .

Развивать музыкальные и творческие способности детей.

3. Воспитательные :

Воспитывать у учащегося целеустремленность и настойчивость в овладении приемами игры.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный инструмент баян .

1. Организационный момент

2. Из истории

3. Новая тема : «Роль штрихов в раскрытии художественного образа в музыкального произведения ».

4. Закрепление нового материала

5. Итог урока

Организационный момент :

Приветствие, представление ученика, Широков Денис, ученик 1 класса народного отделения. Сообщение темы урока , цели, задачи. (Слайды 1,2,3.)

Из истории :

Термин "штрих " (черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников , поскольку в движениях кисти живописца и смычка скрипача присутствовало что-то общее (Рис. 1) . Вскоре термин "штрих " приобрел значение того или иного приема игры и получил распространение среди музыкантов различных специальностей, в том числе - баянистов.

Что такое штрихи ?

Штрихи это различные приемы звукоизвлечения, в результате которых появляются звуки, отличающиеся друг от друга по характеру звучания.

Штрихи бывают двух видов : штрихи пальцев и штрихи меха .

Сегодня на уроке рассмотрим основные штрихи пальцев .

Штрихи пальцев бывают : Легато, нон-легато, стаккато.

Легато – это прием игры, когда каждую ноту нужно связать друг с другом, мелодия напевная плавная. В нотах обозначается лигой (дугой) над или под нотами.

Нон-легато – игра не связная, ноты друг с другом не связываются.

Стаккато – прием игры когда ноты звучат коротко, отрывисто. В нотах этот штрих обозначается точками над или под нотами.

Сейчас мы рассмотрим штрих легато на примере русской народной песни «А я по лугу» . Эта песня хороводная, характер произведения плавный , напевный. Раньше на большие праздники девушки и парни водили хоровод и пели песни. Эта песня исполняется штрихом легато .

Ученик играет песню на баяне «А я по лугу»

А сейчас мы рассмотрим штрих нон-легато .

Д. Кабалевский «Маленькая полька» . Полька – это чешский танец. Характер произведения веселый , задорный, танцевальный. Для того чтобы передать характер произведения нужно его исполнить штрихом нон-легато .

Ученик играет польку Кабалевского на баяне.

Штрих стаккато рассмотрим на примере этюда. Этюд – это техническое произведение . Цель этюда – развить техническую сторону игры на баяне : беглость пальцев, ритм. Лушников «Этюд» C-dur. В этом этюде две части. В этом этюде переменные штрихи , первая часть исполняется штрихом легато , вторая часть исполняется штрихом стаккато .

Сейчас ученик покажет этот этюд.

Для чего нужны штрихи в музыке ?

Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности .

От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально- образного содержания и стиля исполняемого произведения

Штрихи делают музыку красочной и живой .

У каждого штриха - свой образ .

Штрихи , взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно – эмоционального содержания произведения .

На уроке мы рассмотрели штрихи : легато, нон-легато, стаккато. Чтобы закрепить материал пройденной темы, мы послушаем произведение песни В . Ушенина «Колыбельная» , Колыбельная песня - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. Попробуем исполнить эту колыбельную не штрихом легато , а штрихом стаккато и посмотрим как влияют штрихи на характер музыкального произведения .

Педагог исполняет произведение

Характер произведения изменился от смены штриха . Спать под такую колыбельную не получиться, а захочется маршировать.

Заключительная часть :

У : Что мы сегодня проходили?

Для чего нужны штрихи в музыке ?

А почему нужно точно исполнять штрихи в пьесах ?

Какие штрихи ты уже освоил ?

Какие еще не получаются приемы игры?

Что нужно для преодоления этого сделать?

Учащийся рассказывает, какие знания им были закреплены на уроке ,

что было нового, необычного.

Итог урока подводит преподаватель :

Сегодня мы говорили о штрихах и их роли в раскрытии

художественного образа произведения .

Штрихи являются очень важным средством выразительности

музыке . От характера и качества выполнения штрихов во многом

зависит правильное раскрытие музыкально- образного содержания и

стиля исполняемого произведения . Основными штрихами являются

легато, нон легато, стаккато. Остальные штрихи менее распространены.

Выбор штриха зависит от характера музыки , которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах , необходимо учитывать, в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен , какое содержание, и характер музыки он будет призван подчеркивать.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа: на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.

Конспект занятия по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» для старших дошкольников Подготовительный этап Ход занятия: ребята, послушайте стихотворение М. Садовского Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом.

Конспекты занятий по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Русалочка» для детей старшего дошкольного возраста Подготовительный этап Подготовительная беседа: ребята, давайте вспомним из кого состоит семья? (мама, папа, дети). А кем еще являются наши.

Занятие-беседа по чтению художественного произведения К. И. Чуковского «Федорино горе» для старших дошкольников Беседа: ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Горе тому, у кого беспорядки в дому»? А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как.

Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет» Урок литературного чтения из раздела «Познаем секреты житейской мудрости» Тема:И. А. Крылов «Квартет». Цели: Обучающие: 1) Продолжать знакомить.

Методический доклад.

Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведение».

Подготовил: Преподаватель народного

отделения по классу аккордеона

Клочкова Т.В.

«Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»

В настоящее время музыкальное образование является неотъемлемой частью формирования духовной культуры личности на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими культурными ценностями. Цель именно музыкального воспитания школьников сегодня – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

В связи с этим возникает, пожалуй, самый важный вопрос – чему мы, педагоги-музыканты, учим своих воспитанников? Каков предполагаемый результат обучения ребёнка в музыкальной школе? Актуальность данного вопроса, по нашему мнению, заключается в том, что проблема комплексного развития интеллектуальных способностей детей в последнее время приобретает всё большую значимость на всех этапах образования. При этом не стоит упускать из вида, что главная, на наш взгляд, задача педагога «рядовой» детской музыкальной школы – воспитать грамотного слушателя, ценителя музыки в частности и искусства в целом, творчески образованного, интеллектуально развитого человека. Далеко не все выпускники ДМШ продолжат своё обучение в средних и высших музыкальных учебных заведениях, изберут музыку своей профессией, станут хорошими исполнителями. В то же время – если не будет музыкально-развитой слушательской аудитории, зачем вообще нужна музыка? Не значит ли это, что подготовка грамотного слушателя важнее подготовки исполнителя? К тому же специалисты с развитым художественным, креативным мышлением сегодня остро востребованы как в культуре, образовании, так и в других сферах жизнедеятельности. Широко известен и не подлежит сомнению тезис о том, что общее образование не есть «изучение предметов», а есть развитие личности предметами; на первом месте стоит личность, субъект, его интересы, а предметы – на втором. Предметы – только средства, цель – личность, именно, её развитие.

Итак – чему учить? Попытаемся найти ответ на поставленный вопрос с точки зрения преподавателя духовых инструментов.

Исходя только лишь из методики преподавания, можно сказать, что педагог детской музыкальной школы на уроке специальности учит своих воспитанников в основном двум вещам:

1. внимательному и грамотному чтению нотного текста;

2. технике, то есть приёмам и средствам, позволяющим воплотить на инструменте, в конкретном звучании, то, что «вычитал» в нотах.

Текст и техника. И то и другое бесспорно важно и необходимо в творческой деятельности юного исполнителя на народных инструментах, но нельзя этим ограничиваться. Взяв за основу интонационную теорию Б.В.Асафьева, мы можем сказать, что общение с искусством вообще и с музыкой в частности есть человеческая форма коммуникации: человек – художественный образ. Музыкально-художественные образы учащегося, это живые, одухотворённые, активно и динамично развивающиеся «явления», с которыми он вступает в невербальный контакт, испытывая чувство духовного удовлетворения в процессе этого общения. Поэтому важнейшим моментом развития когнитивных способностей можно считать воспитание в ученике исполнительской самостоятельности – умения по-своему интерпретировать произведение, создавать и развивать свои музыкально-художественные образы, самостоятельно находить технические приёмы для воплощения своего замысла.

Неоспоримо понятие, что музыка – это особый язык общения, музыкальный язык, подобно языку немецкому, английскому и т.п. Увлечённый своим делом, грамотный педагог старается донести эту точку зрения до своих учеников, сформировать ассоциативную связь между музыкальными и художественными произведениями, сравнивая пьесы со стихами, сказками, рассказами и повестями. Конечно же, не следует понимать язык музыки в прямом смысле как язык литературный. Выразительные средства и образы в музыке не столь наглядны, конкретны, как образы литературы, театра, живописи. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал А.Н.Серов, - музыки не было бы на свете»

Не следует ставить знак равенства между языком музыки и привычным литературным языком и потому, что один и тот же нотный текст разные музыканты-исполнители воспринимают и исполняют по-разному, привнося в музыкальный текст свои художественные образы, чувства, мысли. И если юный музыкант может различить отдельные «слова» в музыке, составлять их в предложения, фразы – музыкальное произведение обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями, а не просто – «громко – тихо», «быстрее – медленнее».

Инструментальная музыка не способна столь же конкретно выражать точные понятия, как разговорный язык, но порой она достигает такой захватывающей эмоционально-образной мощи, которой трудно или невозможно достичь с помощью разговорного языка. «Вы говорите, что тут нужны слова. О нет! Тут именно слов и не нужно, и там, где они бессильны, является во всеоружии своём «язык музыки» - говорил великий П.И.Чайковский.

Разбудить свою фантазию, активизировать творческое воображение и не стесняться ярко, эмоционально донести родившиеся образы и переживания до слушателя – сложная задача для начинающего исполнителя-школьника. Известно, что детский, подростковый возрасты сопровождаются психологическими кризисами. В эти периоды дети особо ранимы, остро переживают малейшие жизненные неудачи, возможные промахи, без которых не обходится становление личности, невозможно накопление жизненного опыта. И здесь педагог, как старший товарищ, добрый и мудрый, должен помочь своему ученику вместе с ним окунуться в волшебный, сказочный мир музыки, всячески показывать ему, что в этом мире мы равны и можем свободно общаться на языке звуков. Уверен: от педагога, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит – интересен ли его предмет ребёнку, или его просто терпят. К сожалению, зачастую мы можем наблюдать такую ситуацию: в первый класс музыкальной школы ребёнок приходит с трепетом в душе, радостью в глазах, ожиданием сказки при общении с музыкой, а через 2-3 года ходит в «музыкалку из под палки », доучиваясь только потому, что заставляют родители.

Что же необходимо для того, чтобы музыкальное исполнение ученика стало живым, интересным, чтобы постижение музыкального произведения доставляло ему радость творчества, радость раскрытия тайны звуков и нотных знаков? Что в них хотел вложить композитор, какие события, впечатления способствовали созданию той или иной пьесы? Иначе говоря – как разбудить в ученике фантазию, сформировать способность к созданию художественного образа музыкального произведения?

Следует отметить, что большинство сведений о музыкальном произведении, сообщаемых школьникам преподавателем, имеет форму словесных описаний, картин, неких ассоциаций. На их основе учащиеся воссоздают себе содержательный образ разбираемого музыкального сочинения (облик героя музыкального произведения, события прошлого, невиданные ландшафты, сказочные картины, природу и т.д.). И здесь очень важно – сумеет ли педагог разбудить и развить своим выразительным и эмоциональным рассказом интерес к музыке. Именно на данном этапе определяется дальнейший путь развития начинающего исполнителя: пойдёт ли он по пути творческого мышления или же строгого исполнения нотного текста. При этом только следует обратить внимание вот на что: нередко, желая как можно более полно объяснить ученику смысл музыки, даже опытные педагоги-музыканты идут по пути излишней конкретизации образа, вольно или невольно подменяя музыку рассказом о ней. При этом на первый план выходит не настроение музыки, не то психологическое состояние, что в ней содержится, а всевозможные детали, вероятно интересные, но от музыки уводящие.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение, «отвечающее» за создание и развитие художественных образов, развивается у школьников в процессе обучения игре на музыкальных инструментах путем формирования умения определять и изображать подразумеваемые состояния музыкальных образов, умения понимать их некую условность, иногда – недосказанность, способности привнести свои эмоции в переживания, данные нам композитором.

Говоря о создании художественного образа исполняемой музыки, стоит отметить, что работу над этим необходимо начинать как можно раньше. Например: у исполнителей-духовиков есть такое понятие – «играть длинные ноты», контролируя при этом состояние губных мышц (амбушюра), работу диафрагмы и т.д. Занятие, безусловно, необходимое для поддержания и развития исполнительского мастерства, но довольно скучное для ребёнка, который ещё не так давно слушал мамины сказки и до сих пор верит в Деда Мороза. На данном этапе занятия считаем полезным давать учащемуся такие задания: «сегодня у тебя хорошее настроение и мы исполняем весёлые, жизнерадостные ноты», или «сегодня ты выглядишь уставшим, давай сыграем спокойные звуки, как колыбельная для твоей любимой кошки». Дети поразительным образом преображаются, принимают образы, предложенные учителем, и предлагают свои: «вчера мы ходили в поход, я вам сыграю походные ноты». Таким образом, скучное исполнение длинных нот (само название «дли-и-и-и-нные ноты» на ребёнка наводит тоску) превращается в увлекательное путешествие в мир музыкальных образов. Ребята стараются каждый свой звук наполнить каким-то смысловым, художественно-образным содержанием.

Поскольку мы говорим о создании и развитии художественного образа, необходимо определить, что подразумевается под понятием «содержание музыкального произведения». Общепринятым понятием является то, что содержание в музыке составляет художественное отражение музыкальными средствами человеческих чувств, переживаний, идей, отношений человека к окружающей его действительности. Любое музыкальное произведение вызывает некие эмоции, мысли, те или иные настроения, переживания, представления. Это и является художественной составляющей музыкального сочинения. Но, безусловно, при его исполнении нельзя упускать из вида и техническую сторону музицирования, поскольку небрежное исполнение музыкального произведения не способствует созданию желаемого образа у слушателя. А значит, перед педагогом и учащимся встаёт довольно сложная задача – соединить эти два направления при работе над музыкальным произведением, синтезировать их в единый системный, целостный подход, метод, где раскрытие художественного содержания неразрывно связано с успешным преодолением возможных технических сложностей.

Безусловно, самое интересное для учеников занятие на уроках специальности – это работа над художественным музыкальным произведением.

Приступая к работе над пьесой, анализируя с учеником содержание произведения, многие педагоги часто допускают ошибки двух противоположных направлений. Для первого – характерно то, что преподаватель стремится научить детей до подробностей «видеть» разбираемое произведение, старается пересказать его содержание словами, создать «литературный сюжет». В итоге – ученик активно фантазирует, рисует красочные картины, мало обращая внимание на техническую сторону исполнения, в результате чего не может донести свои образы до слушателя из-за технического несовершенства исполнения. Ко второму направлению примыкают педагоги, которые, руководствуясь тем, что музыка – искусство звуков и действует прямо на наши чувства, вообще пренебрегают образными представлениями, считают ненужными беседы о музыке и ограничиваются «чистозвуковым», технически совершенным и не нуждающимся ни в каких ассоциациях исполнением. Какое из этих направлений наиболее приемлемо в музыкальном развитии учащегося? Вероятно – истина как всегда где-то посередине, и от того, найдёт ли исполнитель «точку золотого сечения» зависит – будет ли он иметь успех у слушателей.

Уже на этапе знакомства с произведением педагог намечает первые штрихи к возможному художественному образу. Рассказывая ученику о композиторе, его творчестве, времени создания той или иной пьесы, он должен обладать не только глубокими музыкально-теоретическими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, чтобы оказать необходимую помощь в работе над музыкальным содержанием и возможными техническими трудностями. Таким образом, от преподавателя требуется постоянная высокая эмоциональная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает его ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями. Важно уметь каждый раз свежими глазами взглянуть на музыкальное сочинение, даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки в давно знакомом произведении. Почти всегда есть возможность, основываясь на предыдущем опыте, внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения учеником, ускорить овладение его трудностями, – и тем самым сделать работу интересной и для себя, и для ученика.

Хорошо, если педагог в достаточной мере владеет инструментом и может показать разбираемое произведение в своей художественной интерпретации. Конечно же, исполнение в классе, для ученика, обязано быть таким же ярким, увлекательным, эмоциональным, как и на большой сцене.

Принцип: «сначала сыграй как я а потом как сам считаешь нужным» ни в коей мере не должен влиять на творческую самостоятельность ученика. Каждый из участников учебного процесса, и педагог, и ученик, имеет право на своё видение музыкально-художественного образа.

Также – одна из основных задач педагога-духовика, как впрочем, и любого другого музыканта, состоит в том, чтобы научить ребёнка слушать себя, ибо умение слышать понимать, осмысливать то, что заложено в музыкальном произведении – основа исполнительского мастерства. Часто мы сталкиваемся с тем, что ученик просто развлекает себя общим звучанием, не вслушиваясь и не заостряя внимание на том, что является основной задачей на данном этапе. В то время как работа над произведением, должна заставлять ученика слушать себя со стороны. Необходимо стремиться, во-первых, к полному, мягкому, во-вторых – к максимально певучему звуку. Недаром, одна из высших похвал исполнителю – «у его инструмент поёт». Пение, певучесть – главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки.

Составив, таким образом, для себя общую картину произведения, охватив общим взглядом архитектуру музыкального здания, попробуем рассмотреть отдельные его части, (анализ формы, структуры). Возможно, это интересная повесть (соната, концерт), или объёмный рассказ (развёрнутая пьеса), или короткая история (небольшая пьеса). Многие педагоги-практики уделяют недостаточно внимания развитию мыслительных процессов при работе над музыкальным материалом. Анализ музыкального произведения зачастую просто опускается, делается акцент на чистое исполнение нотного текста. Как результат – у учащихся слабо развито музыкально-художественное мышление, которое необходимо при интеллектуально-интуитивном восприятии музыки. Между тем, как формирование художественного образа опирается на всестороннее понимание произведения, что невозможно в отсутствии эмоционального и интеллектуального начала. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует повышенный интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым. «Метод жизненных ассоциаций, а так же ассоциаций с другими произведениями искусства, но обязательно конкретных, наверняка доступных и понятных тем, кто тебя слушает, - один из самых действенных»

Юные исполнители, не обладающие пока достаточным опытом абстрактного мышления, легко ассоциируют музыкальные произведения с литературой или архитектурой. Накопленный с младших классов репертуар тематических произведений, таких как «Кошечка», «Весёлые гуси», «Бегемот», «Петушок» и др., положительно сказываются на развитии образного мышления. Развить его, не задвинуть в сторону под натиском технических проблем – задача педагога. Дети приходят в музыкальную школу учиться музыке. Овладение игрой на инструменте – лишь средство для достижения этой цели. Так изучение языка не является самоцелью, но средством коммуникации, когнитивного развития, приобщения к культуре народа. Не лишним будет напоминание – далеко не каждый выпускник ДМШ или ДШИ станет профессиональным музыкантом, но грамотными ценителями настоящего искусства – многие.

Итак, увидев музыкальное здание, произведения в целом, определив его составляющие, наметив экспозицию, развитие, кульминацию, финал, разложив каждое составляющее на фразы, мы понимаем, что самое большое, красивое, величественное здание состоит из маленьких кирпичиков (буквально – тактов). И каждый из этих кирпичиков прекрасен как сам по себе, так и в едином целом. Исполнитель различает отдельные мотивы-характеры, их взаимное развитие, контрастность и схожесть образов. Отметим, что работа над художественным содержанием обязательно происходит через осмысление структуры, логики тонального плана, гармонии, голосоведения, фактуры изучаемого произведения, т.е. всего комплекса художественно-выразительных и технических средств, используемых композитором. При этом развитие образа включает в себя не только анализ его структуры, но и выявление роли каждого элемента музыкального построения в раскрытии идей, эмоций, заложенных в данном произведении в соответствии с замыслом композитора. Принимая это во внимание, мы сознаём, что развивая художественно-образное мышление, никоим образом не следует выпускать из вида его интеллектуальную составляющую.

Таким образом, тщательно изучив произведение с точки зрения музыкальной формы, мы снова, кирпичик к кирпичику, собираем его воедино, полностью осмыслив предназначение каждого кирпичика-такта, каждой ноты-буквы в слове, их роль в общем построении музыкального изложения. При этом практически не стоит проблема заучивания наизусть. Подобно актёру, в поисках наиболее выразительной интонации повторяющему сотни раз одну и ту же фразу или слово, ученик обыгрывает каждый такт, интервал, даже одну ноту (особенно в пьесе кантиленного характера), не заучивая текст но «вживаясь» в него, развивая и совершенствуя свой музыкально-художественный образ.

В данной статье мы не рассматриваем технологическую сторону работы над текстом музыкального произведения – этому вопросу посвящено множество методической и методологической литературы. Нас интересует эмоционально-художественное осмысление музыкального материала, что включает в себя:

1. общее впечатление от первого проигрывания произведения,

2. разделение его на части, представляющие собой осмысленный, логически завершённый элемент изучаемого сочинения,

3. осмысленное сочетание частей, эпизодов через установление сходства и различия в эмоционально-техническом плане между ними, сопоставление тонального и гармонического языка, аккомпанемента, особенностей голосоведения, фактуры и т.д., и как следствие – сочетание различных художественных образов, развитие ассоциативных связей.

Безусловно, такая работа требует больших временных затрат. Многие педагоги, в погоне за учебным планом, не позволяют себе и ученику углубляться в художественную составляющую музыкального произведения, строят свою работу на строгом исполнении музыкального текста, многократных, однообразных его повторениях. В результате такой работы музыкальный материал постепенно заучивается наизусть, «входит в пальцы». И действительно – вся нагрузка при таких занятиях ложится на двигательно-моторную память (память пальцев). Запоминание носит механический, неосознанный характер. Исполнение выученного таким образом произведения наизусть лишено осмысленности, ученики играют «одни ноты», не понимая смысла музыки. Возможно, юный музыкант исполняет произведение достаточно чисто, но есть ли смысл в такой работе? О каком художественно-образном мышлении, интеллектуальном развитии в таком случае может идти речь?

Между тем, задача образования в современный период развития общества, отличающийся такими чертами, как глобальная интеграция, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования читаем: «Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству…». Данный тезис требует развития у молодых людей творчества, воображения, креативного подхода к решению поставленных задач. Развитие этих качеств личности происходит, в том числе, и через обучение музыкальному искусству. «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-целостному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»

«Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России»

В заключении имеет смысл вспомнить прописную истину – в каждом ребёнке есть творческое зёрнышко, которое мы, преподаватели музыки обязаны развить. Каждый ребёнок – талантлив, каждый ребёнок – вселенная, и мы, учителя, в ответе за каждого маленького человека, пришедшего к нам. Пусть ваш ученик не станет профессиональным музыкантом, но если он будет творчески и интеллектуально развитым, успешно социализированным, востребованным в современном обществе гражданином – значит вы, как педагог, достигли главной цели в своей работе.

Список литературы

1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. пособие. – М.: Просвещение, – 2009. – 24 с.

4. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. – СПб.: Земля, 1914. – 211 с.

5. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

6. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – изд. 3-е. – М.: Музыка, 1987. – 63 с.

7. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 1987. – 112 с.

8. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

Открытый урок - аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности преподавателя Штерц Даниила Ивановича по специальности баян с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

Место проведения: МБУДО «ДШИ г. Алейска»

Дата проведения: ___________________

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения в начальных классах»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал.

Урок проводится с учеником подготовительного класса Коноревым Александром.

1 часть – Организационная.

  • Игра гаммы До мажор двумя руками вместе разными штрихами: legato , staccato , арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato ;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе, какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении;
  • проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе р.н.п.«Камаринская» , р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я », с выполнением поставленных ранее задач:
  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Художественный образ музыкального произведения - это сама музыка, живая музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемые мелодией, гармонией, полифонией, формой, эмоциональным и поэтическим содержанием.
Музыка - искусство звука, она говорит звуками.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой «Камаринская».

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение?

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы р.н.п.«Камаринская».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  7. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки, руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз.

Методы работы над р.н.п.«Пойду ль я, выду ль я » аналогичны методам работы над пьесой р.н.п. «Камаринская».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления.

Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений исполняемых на уроке можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

Гончарный круг Мастер-Классы Москва