Спортивный марш композитор. Футбольный марш

Традиционно звучал на футбольных матчах в СССР, а также звучит на матчах Чемпионата России , Чемпионата Украины и других футбольных турнирах на территории бывшего СССР .

Написан Блантером по просьбе известного спортивного радиокомментатора Вадима Синявского . Первыми мелодию услышали композитор Дмитрий Шостакович и его сын Максим , будущий пианист и дирижер .

Напишите отзыв о статье "Футбольный марш"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Футбольный марш

Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Значение слова "марш", пришедшего к нам из французского языка, многообразно. Маршем называют способ передвижения в строю, военный маневр, армейский или спортивный поход, музыкальную композицию с характерным чеканным ритмом. Зрительный образ, ассоциирующийся с маршем, - парадное шествие воинов, шагающих в ногу под звуки трубы и литавров.

В переводе с французского, marche - действие, ходьба, поступь. В русском языке у этого слова есть и другие определения. Но начнем мы с прекрасного, то есть поговорим о музыке. Что такое марш?

История возникновения военных маршей

Бравурную музыку начали использовать в армиях разных стран в конце XIV - начале XV веков одновременно с введением строевой дисциплины. Что такое марш в понимании средневекового воина? Это походная песня в сочетании с военными сигналами и танцевальными мелодиями (например, полонезом и менуэтом).

Марш может исполняться одним-двумя инструментами или целым оркестром. Например, в прусской армии конца XVI века солдаты шли в бой под звуки флейты и барабанной дроби. Такая же традиция существовала и во французских войсках. Обычай применения медных тарелок был позаимствован у янычар. И в наши дни при исполнении строевых маршей, как правило, используются духовые и ударные инструменты.

Инструментальные композиции, предназначенные для аккомпанемента движению людей, могут иметь быстрый, средний или медленный темп. Марши создаются в размерах 6/8, 2/4 или 3/4, задавая скорость движения от 60 до 140 шагов в минуту.

Жанр сценической музыки

К началу XVIII века практически каждая европейская армия имела свой марш, звучавший на мирных парадах, поднимавший дух солдат во время военных действий. Он стал таким же атрибутом, как форменное обмундирование или общевойсковое знамя.

Однако марш - музыка не только строевая. Легкие ритмичные мелодии сопровождали появление на сцене актеров в древнегреческих и западноевропейских средневековых театрах. Под звуки марша комедианты раскланивались перед зрителями и покидали подмостки.

Минорные и мажорные мотивы с чеканным темпом входят в состав симфоний, опер и сюит, исполняющихся на струнных или клавишных инструментах. Большое значение маршу придавали Глюк, Гендель и Рамо, а также Моцарт, Шопен, Бетховен и Шуберт. Марши писали русские композиторы Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский и многие другие.

Разновидности музыкальных маршей

Мелодика марша может быть веселой и задорной, звучать помпезно и торжественно, содержать элементы пафоса и скорби. Музыка военных парадов отличается четким организующим ритмом. Похожим, но более мягким звучанием наполнены революционные марши («Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка» и др.).

Нетрудно представить, что такое марш, вспомнив кадры из фильма Григория Александрова «Веселые ребята». Строки в исполнении Л. Утесова на музыку И. Дунаевского и слова В. Лебедева-Кумача: «Нам песня строить и жить помогает, она, как друг, и зовет и ведет…» - яркий пример мелодии с жизнерадостным праздничным ритмом. Торжественные марши звучат во время официальных приемов, траурная музыка сопровождает движение похоронных процессий, а Марш Мендельсона стал непременным атрибутом свадебных церемоний.

Говоря о значении марша в жизни человека, можно отметить не только социальные и эстетические аспекты. Известно, что музыка способна влиять на здоровье души и тела. Марш, благодаря своей ритмичности, избавляет от депрессии, заряжает энергией, укрепляет мышцы, увеличивает их подвижность. Прослушивание бодрой музыки, исполняемой на духовых и ударных инструментах, способствует очищению бронхов и легких, упорядочивает сердечный ритм и кровообращение, благотворно влияет на работу печени.

Инженерная конструкция

Жителям многоэтажных домов не нужно объяснять, что такое марш. Это ряд ступеней, соединяющих между собой две лестничные площадки. При строительстве жилых зданий, промышленных предприятий, деловых офисов, многоуровневых торговых центров, развлекательных заведений и прочих высотных сооружений применяются железобетонные лестничные конструкции, называемые маршами.

По условиям инженерных стандартов, ширина марша составляет не менее 90 см, а длина может варьироваться от 3 до 18 ступеней. Но, исходя из соображений практичности и удобства при эксплуатации, количество ступеней обычно не превышает десяти штук. По конструктивным особенностям многомаршевые лестницы делятся на прямые и поворотные. В зависимости от величины угла, на который меняется направление марша со следующей промежуточной площадки, лестницы могут быть круговыми, полу- или четверть- оборотными.

Передвижение войск и боевых отрядов

Что такое марш с точки зрения военной стратегии? Так называют организованную передислокацию войсковых соединений, цель которой - выход на новые рубежи в максимально сжатые сроки. Люди и военная техника в условиях марша передвигаются самоходными колоннами или перевозятся на автопоездах. Если такая переброска войск производится в военное время, марш может иметь направление вдоль фронта, к фронту или в тыл. Для обеспечения секретности активные действия совершаются под покровом темноты, а в светлое время суток войсковые колонны останавливаются на привал в районах с ограниченной видимостью.

В военном деле существует и такое понятие как марш-бросок. Значение этого выражения в словарях - стремительное непрерывное движение войск в один прием. На самом деле при совершении марш-бросков механизированными, конными или пешими отрядами, перерывы все же бывают. Длительность привалов, в зависимости от общей протяженности маршрута и поставленной боевой задачи, составляет от нескольких минут до 2-3 часов.

Мирные шествия

В средствах массовой информации иногда появляются сообщения, что в какой-то стране или городе прошел "Марш в защиту природы" (экологии, науки, животных и т. п.). Это не значит, что люди шагали по улицам и площадям строевым шагом.

Под маршем в этом случае подразумевается организованная активистами акция, цель которой - привлечь внимание общественности к той или иной проблеме. Речь, как правило, идет о мирной или протестной демонстрации, шествии ее участников с плакатами и транспарантами, выкрикивании устных требований и лозунгов.

Побудительное междометие

«А ну, марш отсюда!» - этот оклик, звучащий строго или угрожающе, приходилось слышать многим. Что он означает объяснять, наверное, не нужно. Синонимами к этому выражению являются глаголы «уходи», «убирайся», «беги».

Во время занятий по строевой подготовке в армии, на уроках физкультуры школах, а также на парадах, показательных выступлениях, любых других мероприятиях, по условиям которых подразумевается шествие людей в шеренгах и колоннах, звучит команда к началу движения: «Шагом - марш!».

Слово марш произошло от французского marshe — «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме. Марш пишется в чётном размере (2/4 или 4/4).

Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

История происхождения марша

Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки.

Начиная с 18 века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу 19 века к ним добавляются и металлические ударные — литавры, тарелки и т.д.

История русской военной музыки восходит к временам Киевской Руси. Об игре на духовых инструментах во время похода княжесткой дружины упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Организующие, воодушевляющие свойства военно-духовой музыки отмечались многие военачальники. А.В. Суворов писал, что «музыка удваивает и утраивает армию».

Классификация маршей

  • Военный марш — когда марширует войсковая часть или другая организованная колона людей. Например, «Прощание славянки». Выделяют несколько видов военного марша:
    • строевой марш
    • походный марш
    • встречный марш
  • Спортивный марш — на физкультурных парадах и соревнованиях («Олимпийский марш»).
  • Траурный марш (Похоронный марш Ф. Шопен).
  • Сказочный марш (марш Черномора из оперы Руслана и Людмилы, «Шестрие чуд морских» из оперы «Садко»).
  • Юмористический марш («Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьев).
  • Игрушечный марш («Марш» из балета «Щелкончик» П.И. Чайковского).
  • Детский марш (из «Детской музыки» С.С. Прокофьева).
  • Песня-марш («Вместе весело шагать»).
  • Карнавальный марш.

Марш является прикладным жанром.

Признаки жанра «Марш»

  • строгая размеренность ритма
  • двухдольный размер
  • размер 2/4 или 4/4
  • всегда квадратная структура построений
  • аккордовое сопровождение
  • в основе чаще всего лежит две или три темы
  • марши имеют яркие, легко запоминающие мелодии
  • значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе

Определение марша как музыкальной композиции с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым и героическим характером, предназначенной для сопровождения и организации движения людей. Виды маршей, их темп и ритм. Характеристика музыкальных инструментов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ

ТЕМА: МАРШ

ВЫПОЛНИЛА: АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ

1. Что такое марш? Определение

2. Виды маршей

3. Темп и ритм марша

4. Музыкальные инструменты

5. Примеры маршей. С описанием

1. Что такое марш?

МАРШ (фр. marche, от marcher -- идти) - это музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме. марш музыкальный ритм композиция

Происхождение марша относится к далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники. В древне-греческой трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Западной Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Марш сформировался как жанр военной музыки.

2. Виды маршей

Основные виды современных военных маршей: строевой, или парадный, церемониальный, (исполняется на парадах и в других случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, при большинстве воинских ритуалов) и похоронный, или траурный, (на похоронах и при возложении венков). Разновидностями строевого марша являются колонный (обычно в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмичной фигурой, что придаёт его ритмике особую чёткость) и фанфарный марши - наиболее праздничный, включающий сигнально-фанфарные темы и реплики.

Марш является прикладным жанром. Бывает:

* торжественный - во время праздников и парадов

* военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"

* спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях

* траурный - "Погребальное шествие" Листа

* сказочный - марш Черномора из "Руслана и Людмилы" Глинки

* юмористический - "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева

* игрушечный - "Марш деревянных солдатиков" Чайковского

* детский - из "Детской музыки" Прокофьева

* песня-марш - "Вместе весело шагать"

Марши можно встретить в музыке театральных произведений - в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и обычно сопровождают какое либо шествие.

Широкое распространение марш получил в армии.Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

3. Темп и ритм марша

Марш обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 (в балете встречаются и трёхдольные). Его отличают характерные ритмичные рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в марше занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике марш широко применяются движение по звукам трезвучий ("фанфарные" интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков; часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодичных упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодичного движения. Преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения.

Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах.

Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера).

4. Музыкальные инструменты

Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента.

Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всеймаршевой музыке.

Военные марши создаются для военного (духового) оркестра.

Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.

5. Примеры маршей

Примером героического марша может служить марш из оперы Дж. Верди "Аида". Его исполняют симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Весь марш строится по существу, на развитии одной темы. Характер музыки воинственный, ликующий, решительный, энергичный, ближе к концу становится светлее и праздничнее.

Песня-марш в большинстве случаев жизнерадостна, уверенна, аккомпанемент всегда чёткий и бодрый, мелодические фразы небольшие, т. к. подразумевается исполнение во время ходьбы, всегда квадратность и двухдольность. Форма может быть куплетной. Очень много таких песен было написано в Советское время

1. «Прощание славянки».В.И.Агапкин.

«Прощамние славямнки» -- русский марш, написанный в 1912--1913 годах штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912--1913). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

2. «Салют Москвы».С.Чернецкий.

3. «Варяг». Н.П.Иванов-Радкевич.

4. «Борцы за мир». В. Вишневецкий

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Технология звукозаписи и сведения музыкальной композиции "Find Yourself" группы "The Road" в студии звукозаписи Prosound. Последовательность и особенности записи каждого из инструментов. Концепция сведения данной композиции, расчет времени реверберации.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2016

    Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.

    реферат , добавлен 19.10.2013

    Развитие воображения и творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях. Особенности использования игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах. Характеристика детских музыкальных инструментов.

    аттестационная работа , добавлен 03.12.2015

    Применение музыкальных игрушек и инструментов и их роль в развитии детей. Разновидности инструментов и их классификация по способу извлечения звука. Формы работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах в детских дошкольных учреждениях.

    презентация , добавлен 22.03.2012

    Критерии и признаки рациональной классификации музыкальных инструментов, способы игры на них. Систематизация исполнительских и музыкально-исторических классов инструментов; типы вибраторов по Хорнбостелю-Заксу. Классификации П. Зимина и А. Модра.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Клавишные музыкальные инструменты, физические основы действия, история возникновения. Что такое звук? Характеристика музыкального звука: интенсивность, спектральный состав, длительность, высота, мажорная гамма, музыкальный интервал. Распространение звука.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.