Значение слова паустовский в большом российском энциклопедическом словаре. Биография Период Великой Отечественной войны

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ "На воде" опубл. в 1912. Учился в Киевском ун-те (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произв. П. (сб-ки рассказов и очерков "Морские наброски", 1925, "Минетоза", 1927, "Встречные корабли", 1928; роман "Блистающие облака", 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтич. приключений. Известность П. принесла повесть "Кара-Бугаз" (1932), в к-рой документальный материал органически сплавлен с художеств. вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: "Судьба Шарля Лонсевиля" (1933), "Колхида" (1934), "Чёрное море" (1936), "Созвездие гончих псов" (1937), "Северная повесть" (1938; одноим. фильм 1960), а также биографич. повести о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939). В "Летних днях" (1937), "Мещорской стороне" (1939), "Жильцах старого дома" (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирич. воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре к-рого люди творч. склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубл. повесть "Золотая роза" о "прекрасной сущности писательского труда". Много лет он работал над автобиографич. "Повестью о жизни", в к-рой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в кон. 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг ("Далёкие годы", 1945; "Беспокойная юность", 1955; "Начало неведомого века", 1957; "Время больших ожиданий", 1959; "Бросок на Юг", 1960; "Книга скитаний", 1963) и по праву может считаться итогом творч. и нравств. исканий писателя. Книги П. переведены на мн. иностр. языки. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью. Портрет стр. 287.

К. Г. Паустовский. "Избранная проза" (Москва, 1965). Илл. Б.П. Свешникова.

Соч.: Собр. соч., т. 1 -6, М., 1957 - 58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967 - 70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

1682 0

Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе - 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Соч.: Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Лит.: Львов С., Константин Паустовский . Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский . Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

Л. А. Левицкий.

Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.">

К. Г. Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.


Значения в других словарях

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть "Мещёрская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту русской природы. Исторические повести ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях искусства (в...

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1893-) - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое...

Пауперизм

(от лат. pauper - бедный, неимущий) нищета трудящихся, отсутствие самых необходимых средств существования у широких масс населения в обществах, основанном на частной собственности на средства производства, имущественном неравенстве и эксплуатации одних классов другими. В капиталистическом обществе П. - неизбежный результат действия всеобщего закона капиталистического накопления (См. Всеобщий зако...

Пашу"тин Виктор Васильевич , русский учёный, один из создателей патофизиологической школы в России и патофизиологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1868 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; ученик И. М. Сеченова. С 1874 профессор кафедры общей патологии Казанского университета, где основал первую в России лабораторию экспериментальной патологии. С 1879 профессор Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1890 начальник Военно-медицинской академии; с 1889 председатель медицинского совета министерства внутренних дел. Основные труды по проблемам нарушения обмена веществ и терморегуляции, кислородного голодания, витаминной недостаточности и др. Создал крупную научную школу (А. В. Репрев, Н. П. Кравков и др.).

Соч.: Избр. труды, М., 1952.

Лит.: Весёлкин П. Н., В. В. Пашутин, М., 1950.

Пашуто Владимир Терентьевич

Пашуто" Владимир Терентьевич (р. 19.4.1918, Ленинград), советский историк, член-корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1947. Окончил исторический факультет ЛГУ (1941), профессор Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (с 1970). С 1948 работает в Институте истории (с 1969 - Институт истории СССР) АН СССР, с 1969 заведующий (сектором истории древнейших государств на территории СССР, с 1977 одновременно заведующий отделом истории докапиталистических формаций. Основные труды по истории СССР эпохи феодализма, источниковедению и историографии. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950; Образование Литовского государства, М., 1959; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965 (соавтор); Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Пути развития феодализма. (Закавказье. Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972 (соавтор).

Лит.: Лихачев Д. С., Нарочницкий А. Л., Щапов Я. Н., К 60-летию члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто, «История СССР», 1978, №2.

В. Д. Назаров.

Паэгле Леон Мартынович

Паэ"гле Леон Мартынович , латышский писатель. Член Коммунистической партии Латвии с 1917. Окончил Валмиерскую учительскую семинарию (1910), работал учителем. В 1914-1917 учился на историческо-философском факультете народного университета А. Шанявского. Первая книга - «Боги и люди» (1914). Издал соки стихов «Перекличка молодых соколов» (1921), «Знамена» (1922), «Тюрьмы не помогут» (1923, сборник конфискован в 1925), которые идейно служили делу освободительной борьбы рабочего класса Латвии. В прозаических произведениях П. изображал жизнь латышского села, его драматургия направлена против буржуазной действительности.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-5, Riga, 1956- 1958; в рус. пер.- Избранное, Рига, 1955; Рассказы, М., 1965; Жду солнышка, Рига, 1967.

Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviešu literaturas darbinieki, Riga, 1965.

«Паэзе сера»

«Паэ"зе се"ра» («Paese Sera» - «Страна вечером»), итальянская ежедневная вечерняя прогрессивная газета. Издаётся в Риме. Основана в 1949. Тираж (1973) 180,5 тыс. экземпляров.

Паяльная лампа

Пая"льная ла"мпа, нагревательный прибор, в котором теплота выделяется при пламенном горении жидкого горючего (спирта, керосина, бензина); продукты сгорания в П. л. образуют вытянутый факел. П. л. применяются для нагрева деталей и расплавления припоя в процессе пайки при температурах до 1000-1100 °С, а также для нагрева паяльников и др. тел. Наибольшее распространение получили П. л. форсуночного типа (см. Форсунка ). Более удобны в эксплуатации и теплопроизводительнее других бензиновые П. л. Емкость резервуара П. л. 0,1-2 л.

Паяльник

Пая"льник, инструмент, применяемый при пайке для нагрева соединяемых деталей, расплавления и внесения жидкого припоя в зазор. Рабочую часть П. для лучшей теплопроводности делают обычно из меди. Носок П. заостряют под углом 30-40°, а рабочую кромку скругляют. Температура нагрева медных П. не должна превышать 400 °С, так как в противном случае происходит растворение носка в жидком припое. Форма, размеры и масса П. определяются типом паяемого шва, конфигурацией и массой изделия. Для пайки деталей радиоэлектронной аппаратуры применяют П. массой 0,1-0,2 кг, а для пайки крупногабаритных изделий - до 5 кг. По способу нагрева П. подразделяют на 3 группы: без постоянного нагрева, с непрерывным подогревом в пламени, с электрическим подогревом. Бытовые электрические П. классифицируют по режимам нагрева (непрерывного, прерывного, форсированного и импульсного типа), по видам паяльного стержня, номинальной мощности (от 10 до 250 вт ) и времени разогрева до температуры 280 °С. К специальному типу П. относятся ультразвуковые П., у которых колебания нагретого стержня разрушают окисную плёнку на поверхности паяемого металла под слоем расплавленного припоя. Основное преимущество ультразвуковых П.- возможность бесфлюсовой пайки. Они применяются главным образом для пайки алюминия легкоплавкими припоями.

В. П. Фролов.

Паяльные флюсы

Пая"льные флю"сы, неметаллические вещества, применяемые для удаления окисной плёнки с поверхности припоя и паяемого материала и для предотвращения её образования в процессе пайки, а также для снижения поверхностного натяжения припоя. Применяют П. ф. в порошкообразном состоянии, в виде паст и в виде водных, спиртовых или глицериновых растворов. Действие П. ф. проявляется лишь в определённом диапазоне температур. Некоторые из них могут успешно применяться для пайки различных материалов, др. имеют лишь узкоспециализированное назначение. Наиболее универсальными для высокотемпературной пайки сталей и медных сплавов являются П. ф. на основе Na 2 B 4 7 и H 3 BO 3 ; для низкотемпературной пайки - П. ф. на основе ZnCl 2 . Для пайки алюминиевых сплавов широко применяют флюс, содержащий 8% ZnCl 2 , 10% NaF, 32% LiCI и 50% KCI.

Лит.: Петрунин И. Е., Физико-химические процессы при пайке, М., 1972.

Константин Георгиевич - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое свое произведение П. напечатал в 1912, профессиональным писателем стал с 1927. Свою лит-ую деятельность П. начал серией новелл, изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Эти ранние произведения П. сохраняют в себе ряд черт мелкобуржуазного интеллигентского восприятия действительности. Писателя остро интересует здесь проблема несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу «мелкого» человека; таков напр. образ гравера в новелле «Этикетки для колониальных товаров» («Встречные корабли», 1928), к-рый жил мечтой «об океане, о серебряных веснах, о желтом блеске чужих и пустынных берегов» и к-рого жестокая реальность царской России с неизбежностью возвращала в царство нищеты и произвола. Позднее этот гравер «проморгал революцию». В ранних рассказах П. выявляется пассивно-созерцательный подход к действительности, писатель любуется в этих новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет здесь дальше изображения стихийного, индивидуалистического бунта против капиталистической эксплоатации («Королева голландская», «Разговор во время ливня», «Судебный заговор»). В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом, им свойственна порой излишняя изысканность. По своей композиции это - обычно рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и т. п. Если в ранних новеллах П. выражен созерцательный подход к мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной практики, то в последующих своих произведениях П. переходит к изображению интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя расширяется, произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие облака» интеллигенты, вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста Батурина, в борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми, «оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни. Сюжетный узел романа - поиски похищенных врагом Пиррисоном чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом, герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава романа показывает этих людей переродившимися. Писатель Берг, подводя итоги удачной операции, говорит: «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи». Правда , у Батурина нет еще пролетарского понимания задач революции. Смысл романа - утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого человека. Несмотря на то что в этом романе излишне подчеркнуты авантюрные мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать реалистическую трактовку эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому необходимо поставить психологически убедительную трактовку тех изменений, которые претерпевает большая и лучшая часть интеллигенции в условиях победоносной борьбы пролетариата. С значительно большей идейно-художественной зрелостью написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и выдвинувший П. в первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей силой выступает характерное для П. умение сочетать романтический пафос с реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз - залив Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов. Эти колоссальные богатства, освоить к-рые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство. В Кара-Бугазе строится мощный комбинат, вовлекаются в строительство кочевники-туркмены, страшная безводная пустыня превращается в цветущий сад. П. создает ряд волнующих художественно выразительных эпизодов; такова напр. сцена первого социалистического соревнования туркмен при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в себя историч. документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей, цифровые справки, научные разъяснения и т. д.; вместе с тем П. далек от фактографического подхода к действительности. В «Кара-Бугазе» органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза. В повествование мимоходом вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые портреты-характеристики. Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремленностью. В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. переходит от изображения практики соц. строительства к такому показу прошлого, к-рый не только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I. П. не случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля, попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии: именно такой человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской крепости. Рабской российской действительности противопоставляются запретные воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба Шарля Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет , вбирающий исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы, яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык. Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи - Н. К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и др. «Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и английский яз. Библиография: I. Минетоза, Морские наброски, изд. «Библиотека „Огонька“», М., 1927; Морские наброски, Рассказы, изд. ЦК Союза водников, М., 1927; Встречные корабли, Повести и рассказы, изд. «Молодая гвардия», }