Дэн браун - код да винчи. «Код да Винчи»: выдумка под видом правды

Дэн Браун

Код да Винчи

И снова посвящается Блайз… Еще в большей степени, чем всегда


Дэн Браун родился в 1965 году в Нью-Гэмпшире (США), отец его был профессором математики, а мать – профессиональным музыкантом. Он окончил академию Филипс-Экзетер и Амхэрст-колледж, затем отправился в Калифорнию, где начал свою карьеру как автор песен, музыкант и исполнитель, выпустил несколько компакт-дисков со своими записями. В 1993 году Дэн Браун вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский язык в Амхэрст-колледже. В 1995 году совместно с женой опубликовал книгу «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин». В 1998 году писатель, которого всегда интересовали философия, история религии, криптография и тайные организации, опубликовал свой первый роман-триллер – «Цифровая крепость». Дальнейшие его произведения также создавались на «стыке жанров»: в 2000 году свет увидел интеллектуальный конспирологический детектив «Ангелы и демоны», а в 2001 году вышел триллер «Точка решения» («Deception Point»). В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из «Ангелов и демонов» были продолжены романом «Код да Винчи» – в первый же день после публикации он был продан в количестве 6 тысяч экземпляров, а общий мировой тираж бестселлеров Дэна Брауна, переведенных на 40 языков, приближается к 8 миллионам экземпляров. Писатель также занимается журналистикой, регулярно публикуется в журналах «Newsweek», «TIME», «Forbes», «People», GQ, «The New Yorker», выступает в различных популярных радио– и телепрограммах.

Приорат Сиона – тайное европейское общество, основанное в 1099 году, реальная организация. В 1975 году в Парижской национальной библиотеке обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье», где раскрывались имена многих членов Приората Сиона, в их числе сэр Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи.

Личная прелатура Ватикана, известная как «Опус Деи», является католической сектой, исповедующей глубокую набожность. Заслужила печальную известность промыванием мозгов, насилием и опасными ритуалами «умерщвления плоти». Секта «Опус Деи» только что завершила строительство своей штаб-квартиры в Нью-Йорке, на Лексингтон-авеню, 243, которое обошлось в 47 миллионов долларов.

В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов.

Париж, Лувр 21.46

Знаменитый куратор Жак Соньер, пошатываясь, прошел под сводчатой аркой Большой галереи и устремился к первой попавшейся ему на глаза картине, полотну Караваджо. Ухватился обеими руками за позолоченную раму и стал тянуть ее на себя, пока шедевр не сорвался со стены и не рухнул на семидесятилетнего старика Соньера, погребя его под собой.

Как и предполагал Соньер, неподалеку с грохотом опустилась металлическая решетка, преграждающая доступ в этот зал. Паркетный пол содрогнулся. Где-то вдалеке завыла сирена сигнализации.

Несколько секунд куратор лежал неподвижно, хватая ртом воздух и пытаясь сообразить, на каком свете находится. Я все еще жив. Потом он выполз из-под полотна и начал судорожно озираться в поисках места, где можно спрятаться.

– Не двигаться.

Стоявший на четвереньках куратор так и похолодел, потом медленно обернулся.

Всего в пятнадцати футах от него, за решеткой, высилась внушительная и грозная фигура его преследователя. Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета. Альбинос достал из кармана пистолет, сунул длинный ствол в отверстие между железными прутьями и прицелился в куратора. – Ты не должен бежать, – произнес он с трудно определимым акцентом. – А теперь говори: где оно?

– Но я ведь уже сказал, – запинаясь, пробормотал куратор, по-прежнему беспомощно стоявший на четвереньках. – Понятия не имею, о чем вы говорите.

– Ложь! – Мужчина был неподвижен и смотрел на него немигающим взором страшных глаз, в которых поблескивали красные искорки. – У тебя и твоих братьев есть кое-что, принадлежащее отнюдь не вам.

Куратор содрогнулся. Откуда он может знать?

– И сегодня этот предмет обретет своих настоящих владельцев. Так что скажи, где он, и останешься жив. – Мужчина опустил ствол чуть ниже, теперь он был направлен прямо в голову куратора. – Или это тайна, ради которой ты готов умереть?

Соньер затаил дыхание.

Мужчина, слегка запрокинув голову, прицелился.

Соньер беспомощно поднял руки.

– Подождите, – пробормотал он. – Я расскажу все, что знаю. – И куратор заговорил, тщательно подбирая слова. Эту ложь он репетировал множество раз и всякий раз молился о том, чтобы к ней не пришлось прибегнуть.

Когда он закончил, его преследователь самодовольно улыбнулся:

– Да. Именно это мне говорили и другие. Другие? – мысленно удивился Соньер.

– Я их тоже разыскал, – сказал альбинос. – Всю троицу. И они подтвердили то, что ты только что сказал.

Быть того не может! Ведь истинная личность куратора и личности трех его senechaux были столь священны и неприкосновенны, как и древняя тайна, которую они хранили. Но тут Соньер догадался: трое его senechaux, верные долгу, рассказали перед смертью ту же легенду, что и он. То была часть замысла.

Мужчина снова прицелился.

– Так что, когда помрешь, я буду единственным на свете человеком, который знает правду.

Правду!.. Куратор мгновенно уловил страшный смысл этого слова, весь ужас ситуации стал ему ясен. Если я умру, правды уже никто никогда не узнает. И он, подгоняемый инстинктом самосохранения, попытался найти укрытие.

Грянул выстрел, куратор безвольно осел на пол. Пуля угодила ему в живот. Он пытался ползти… с трудом превозмогая страшную боль. Медленно приподнял голову и уставился сквозь решетку на своего убийцу.

Теперь тот целился ему в голову.

Соньер зажмурился, страх и сожаление терзали его.

Щелчок холостого выстрела эхом разнесся по коридору.

Соньер открыл глаза.

Альбинос с насмешливым недоумением разглядывал свое оружие. Хотел было перезарядить его, затем, видно, передумал, с ухмылкой указал на живот Соньера:

– Я свою работу сделал.

Куратор опустил глаза и увидел на белой льняной рубашке дырочку от пули. Она была обрамлена красным кольцом крови и находилась несколькими дюймами ниже грудины. Желудок! Жестокий промах: пуля угодила не в сердце, а в живот. Куратор был ветераном войны в Алжире и видел немало мучительных смертей. Еще минут пятнадцать он проживет, а кислоты из желудка, просачиваясь в грудную полость, будут медленно отравлять его.

– Боль, она, знаете ли, на пользу, месье, – сказал альбинос. И ушел.

Оставшись один, Жак Соньер взглянул на железную решетку. Он был в ловушке, двери не откроют еще минут двадцать. А ко времени, когда кто-нибудь подоспеет на помощь, он будет уже мертв. Но не собственная смерть страшила его в данный момент.

Я должен передать тайну.

Пытаясь подняться на ноги, он видел перед собой лица трех своих убитых братьев. Вспомнил о поколениях других братьев, о миссии, которую они выполняли, бережно передавая тайну потомкам.

Неразрывная цепь знаний.

И вот теперь, несмотря на все меры предосторожности… несмотря на все ухищрения, он, Жак Соньер, остался единственным звеном этой цепи, единственным хранителем тайны.

Весь дрожа, он наконец поднялся.

Я должен найти какой-то способ… Он был заперт в Большой галерее, и на свете существовал лишь один человек, которому можно было передать факел знаний. Соньер разглядывал стены своей роскошной темницы. Их украшала коллекция знаменитых на весь мир полотен, казалось, они смотрят на него сверху вниз, улыбаясь, как старые друзья.

Поморщившись от боли, он призвал на помощь все свои силы и сноровку. Задача, предстоявшая ему, потребует сосредоточенности и отнимет все отпущенные ему секунды жизни до последней.

Роберт Лэнгдон проснулся не сразу.

Где-то в темноте звонил телефон. Вот только звонок звучал непривычно резко, пронзительно. Пошарив на тумбочке, он включил лампу-ночник. И, щурясь, разглядывал обстановку: обитая бархатом спальня в стиле Ренессанса, мебель времен Людовика XVI, стены с фресками ручной работы, огромная кровать красного дерева под балдахином. Где я, черт побери?

На спинке кресла висел жаккардовый халат с монограммой: «ОТЕЛЬ „РИТЦ“, ПАРИЖ».

Дэн Браун

Код да Винчи

И снова посвящается Блайз… Еще в большей степени, чем всегда

Дэн Браун родился в 1965 году в Нью-Гэмпшире (США), отец его был профессором математики, а мать – профессиональным музыкантом. Он окончил академию Филипс-Экзетер и Амхэрст-колледж, затем отправился в Калифорнию, где начал свою карьеру как автор песен, музыкант и исполнитель, выпустил несколько компакт-дисков со своими записями. В 1993 году Дэн Браун вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский язык в Амхэрст-колледже. В 1995 году совместно с женой опубликовал книгу «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин». В 1998 году писатель, которого всегда интересовали философия, история религии, криптография и тайные организации, опубликовал свой первый роман-триллер – «Цифровая крепость». Дальнейшие его произведения также создавались на «стыке жанров»: в 2000 году свет увидел интеллектуальный конспирологический детектив «Ангелы и демоны», а в 2001 году вышел триллер «Точка решения» («Deception Point»). В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из «Ангелов и демонов» были продолжены романом «Код да Винчи» – в первый же день после публикации он был продан в количестве 6 тысяч экземпляров, а общий мировой тираж бестселлеров Дэна Брауна, переведенных на 40 языков, приближается к 8 миллионам экземпляров. Писатель также занимается журналистикой, регулярно публикуется в журналах «Newsweek», «TIME», «Forbes», «People», GQ, «The New Yorker», выступает в различных популярных радио– и телепрограммах.

Приорат Сиона – тайное европейское общество, основанное в 1099 году, реальная организация. В 1975 году в Парижской национальной библиотеке обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье», где раскрывались имена многих членов Приората Сиона, в их числе сэр Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи.

Личная прелатура Ватикана, известная как «Опус Деи», является католической сектой, исповедующей глубокую набожность. Заслужила печальную известность промыванием мозгов, насилием и опасными ритуалами «умерщвления плоти». Секта «Опус Деи» только что завершила строительство своей штаб-квартиры в Нью-Йорке, на Лексингтон-авеню, 243, которое обошлось в 47 миллионов долларов.

В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов.

Париж, Лувр 21.46

Знаменитый куратор Жак Соньер, пошатываясь, прошел под сводчатой аркой Большой галереи и устремился к первой попавшейся ему на глаза картине, полотну Караваджо. Ухватился обеими руками за позолоченную раму и стал тянуть ее на себя, пока шедевр не сорвался со стены и не рухнул на семидесятилетнего старика Соньера, погребя его под собой.

Как и предполагал Соньер, неподалеку с грохотом опустилась металлическая решетка, преграждающая доступ в этот зал. Паркетный пол содрогнулся. Где-то вдалеке завыла сирена сигнализации.

Несколько секунд куратор лежал неподвижно, хватая ртом воздух и пытаясь сообразить, на каком свете находится. Я все еще жив. Потом он выполз из-под полотна и начал судорожно озираться в поисках места, где можно спрятаться.

– Не двигаться.

Стоявший на четвереньках куратор так и похолодел, потом медленно обернулся.

Всего в пятнадцати футах от него, за решеткой, высилась внушительная и грозная фигура его преследователя. Высокий, широкоплечий, с мертвенно-бледной кожей и редкими белыми волосами. Белки глаз розовые, а зрачки угрожающего темно-красного цвета. Альбинос достал из кармана пистолет, сунул длинный ствол в отверстие между железными прутьями и прицелился в куратора. – Ты не должен бежать, – произнес он с трудно определимым акцентом. – А теперь говори: где оно?

– Но я ведь уже сказал, – запинаясь, пробормотал куратор, по-прежнему беспомощно стоявший на четвереньках. – Понятия не имею, о чем вы говорите.

– Ложь! – Мужчина был неподвижен и смотрел на него немигающим взором страшных глаз, в которых поблескивали красные искорки. – У тебя и твоих братьев есть кое-что, принадлежащее отнюдь не вам.

Куратор содрогнулся. Откуда он может знать?

– И сегодня этот предмет обретет своих настоящих владельцев. Так что скажи, где он, и останешься жив. – Мужчина опустил ствол чуть ниже, теперь он был направлен прямо в голову куратора. – Или это тайна, ради которой ты готов умереть?

Соньер затаил дыхание.

Мужчина, слегка запрокинув голову, прицелился.

Соньер беспомощно поднял руки.

– Подождите, – пробормотал он. – Я расскажу все, что знаю. – И куратор заговорил, тщательно подбирая слова. Эту ложь он репетировал множество раз и всякий раз молился о том, чтобы к ней не пришлось прибегнуть.

Когда он закончил, его преследователь самодовольно улыбнулся:

– Да. Именно это мне говорили и другие. Другие? – мысленно удивился Соньер.

– Я их тоже разыскал, – сказал альбинос. – Всю троицу. И они подтвердили то, что ты только что сказал.

Быть того не может! Ведь истинная личность куратора и личности трех его senechaux были столь священны и неприкосновенны, как и древняя тайна, которую они хранили. Но тут Соньер догадался: трое его senechaux, верные долгу, рассказали перед смертью ту же легенду, что и он. То была часть замысла.

Мужчина снова прицелился.

– Так что, когда помрешь, я буду единственным на свете человеком, который знает правду.

Правду!.. Куратор мгновенно уловил страшный смысл этого слова, весь ужас ситуации стал ему ясен. Если я умру, правды уже никто никогда не узнает. И он, подгоняемый инстинктом самосохранения, попытался найти укрытие.

Грянул выстрел, куратор безвольно осел на пол. Пуля угодила ему в живот. Он пытался ползти… с трудом превозмогая страшную боль. Медленно приподнял голову и уставился сквозь решетку на своего убийцу.

Теперь тот целился ему в голову.

Соньер зажмурился, страх и сожаление терзали его.

Щелчок холостого выстрела эхом разнесся по коридору.

Соньер открыл глаза.

Альбинос с насмешливым недоумением разглядывал свое оружие. Хотел было перезарядить его, затем, видно, передумал, с ухмылкой указал на живот Соньера:

– Я свою работу сделал.

Куратор опустил глаза и увидел на белой льняной рубашке дырочку от пули. Она была обрамлена красным кольцом крови и находилась несколькими дюймами ниже грудины. Желудок! Жестокий промах: пуля угодила не в сердце, а в живот. Куратор был ветераном войны в Алжире и видел немало мучительных смертей. Еще минут пятнадцать он проживет, а кислоты из желудка, просачиваясь в грудную полость, будут медленно отравлять его.

– Боль, она, знаете ли, на пользу, месье, – сказал альбинос. И ушел.

Оставшись один, Жак Соньер взглянул на железную решетку. Он был в ловушке, двери не откроют еще минут двадцать. А ко времени, когда кто-нибудь подоспеет на помощь, он будет уже мертв. Но не собственная смерть страшила его в данный момент.

Я должен передать тайну.

Пытаясь подняться на ноги, он видел перед собой лица трех своих убитых братьев. Вспомнил о поколениях других братьев, о миссии, которую они выполняли, бережно передавая тайну потомкам.

Неразрывная цепь знаний.

И вот теперь, несмотря на все меры предосторожности… несмотря на все ухищрения, он, Жак Соньер, остался единственным звеном этой цепи, единственным хранителем тайны.

Весь дрожа, он наконец поднялся.

Я должен найти какой-то способ… Он был заперт в Большой галерее, и на свете существовал лишь один человек, которому можно было передать факел знаний. Соньер разглядывал стены своей роскошной темницы. Их украшала коллекция знаменитых на весь мир полотен, казалось, они смотрят на него сверху вниз, улыбаясь, как старые друзья.

Поморщившись от боли, он призвал на помощь все свои силы и сноровку. Задача, предстоявшая ему, потребует сосредоточенности и отнимет все отпущенные ему секунды жизни до последней.

Роберт Лэнгдон проснулся не сразу.

Где-то в темноте звонил телефон. Вот только звонок звучал непривычно резко, пронзительно. Пошарив на тумбочке, он включил лампу-ночник. И, щурясь, разглядывал обстановку: обитая бархатом спальня в стиле Ренессанса, мебель времен Людовика XVI, стены с фресками ручной работы, огромная кровать красного дерева под балдахином. Где я, черт побери?

На спинке кресла висел жаккардовый халат с монограммой: «ОТЕЛЬ „РИТЦ“, ПАРИЖ».

Туман в голове начал постепенно рассеиваться. Лэнгдон поднял трубку:

Щурясь, Лэнгдон посмотрел на настольные часы. Они показывали 12. 32 ночи. Он проспал всего час и был еле живым от усталости.

– Это портье, месье. Извините за беспокойство, но к вам посетитель. Говорит, что у него срочное дело.

Лэнгдон все еще плохо соображал. Посетитель? Взгляд упал на измятый листок бумаги на тумбочке. То была небольшая афишка.

АМЕРИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПАРИЖА

имеет честь пригласить

на встречу с Робертом Лэнгдоном,

профессором религиозной символики

Гарвардского университета

Лэнгдон тихонько застонал. Вечерняя лекция сопровождалась демонстрацией слайдов: языческий символизм, нашедший отражение в каменной кладке собора в Шартре, – и консервативной профессуре она наверняка пришлась не по вкусу. А может, самые религиозные ученые даже попросят его вон и посадят на первый же рейс до Америки.

– Извините, – ответил Лэнгдон, – но я очень устал и…

– Mais, monsieur, – продолжал настаивать портье, понизив голос до интимного шепота. – Ваш гость – весьма влиятельная персона.

Лэнгдон ничуть не сомневался в этом. Книги по религиозной живописи и культовой символике сделали его своего рода знаменитостью в мире искусств, только со знаком минус. А в прошлом году скандальная слава Лэнгдона лишь приумножилась благодаря его участию в довольно двусмысленном инциденте в Ватикане, который широко освещался прессой. И с тех пор его просто одолевали разного рода непризнанные историки и дилетанты от искусства, так и валили толпой.

– Будьте добры, – Лэнгдон изо всех сил старался говорить вежливо, – запишите имя и адрес этого человека. И скажите, что я постараюсь позвонить ему в четверг, перед отъездом из Парижа. О"кей? Спасибо! – И он повесил трубку прежде, чем портье успел что-либо возразить.

Он сел в кровати и, хмурясь, уставился на лежавший на столике ежедневник для гостей отеля, на обложке которого красовалась казавшаяся теперь издевательской надпись: «СПИТЕ КАК МЛАДЕНЕЦ В ГОРОДЕ ОГНЕЙ, СЛАДКАЯ ДРЕМА В ОТЕЛЕ „РИТЦ“, ПАРИЖ». Он отвернулся и устало взглянул в высокое зеркало на стене. Мужчина, отразившийся там, был почти незнакомцем. Встрепанный, усталый.

Тебе нужно как следует отдохнуть, Роберт.

Особенно тяжелым выдался последний год, и это отразилось на внешности. Обычно такие живые синие глаза потускнели и смотрели уныло. Скулы и подбородок с ямочкой затеняла щетина. Волосы на висках серебрились сединой, мало того, седые волоски проблескивали и в густой черной шевелюре. И хотя все коллеги женского пола уверяли, что седина страшно ему идет, подчеркивает ученый вид, сам он был вовсе не в восторге.

Видели бы меня сейчас в «Бостон мэгазин»!

В прошлом месяце, к изумлению и некоторой растерянности Лэнгдона, журнал «Бостон мэгазин» включил его в список десяти самых «интригующих» людей города – сомнительная честь, поскольку это стало предметом постоянных насмешек со стороны коллег по Гарварду. И вот сейчас в трех тысячах миль от дома оказанная ему журналом честь обернулась кошмаром, преследовавшим его даже на лекции в Парижском университете.

– Дамы и господа, – объявила ведущая на весь битком набитый зал под названием «Павильон дофина», – наш сегодняшний гость не нуждается в представлении. Он – автор множества книг, в их числе: «Символика тайных сект», «Искусство интеллектуалов: утраченный язык идеограмм». И если я скажу, что именно из-под его пера вышла «Религиозная иконология», то не открою вам большой тайны. Для многих из вас его книги стали учебниками.

Студенты энергично закивали в знак согласия.

– И вот сегодня я хотела представить его вам, очертив столь впечатляющий curriculum vitae этого человека. Но… – тут она игриво покосилась на сидевшего за столом президиума Лэнгдона, – один из наших студентов только что предоставил мне еще более, если так можно выразиться, интригующее вступление.

И она показала номер бостонского журнала.

Лэнгдона передернуло. Где, черт побери, она это раздобыла?

Ведущая начала зачитывать отрывки совершенно идиотской статьи, а Лэнгдон все глубже и глубже вжимался в кресло. Тридцать секунд спустя аудитория уже вовсю хихикала, а дамочка никак не унималась.

– «Отказ мистера Лэнгдона рассказать средствам массовой информации о своей необычной роли в прошлогоднем совещании в Ватикане определенно помог ему набрать очки в борьбе за вхождение в первую десятку „интриганов“». – Тут она умолкла и обратилась к аудитории: – Хотите послушать еще?

Ответом были дружные аплодисменты. Нет, кто-то должен ее остановить, подумал Лэнгдон. А она зачитывала новый отрывок:

– «Хотя профессора Лэнгдона в отличие от некоторых наших молодых претендентов нельзя считать таким уж сногсшибательным красавчиком, в свои сорок с хвостиком он в полной мере наделен шармом ученого. И его очарование лишь подчеркивает низкий баритон, который, по мнению студенток, действует „прямо как шоколад на уши“».

Зал так и грохнул от смеха.

Лэнгдон выдавил робкую улыбочку. Он знал, что последует дальше – пассаж на тему «Гаррисон Форд в твиде от Гарриса». И поскольку сегодня он опрометчиво вырядился в твидовый пиджак от Гарриса и водолазку от Бербери, то решил срочно предпринять какие-то меры.

Роман Дэна Брауна «Код да Винчи» в последние три года занимает верхнюю строчку в списке мировых бестселлеров (продано около 40 миллионов экземпляров на 44 языках, а теперь по этому роману еще и снят кинофильм, тоже ставший сверхпопулярным) . Для не слишком вдумчивого читателя это всего лишь нашумевший детектив о том, как злодейски убитый смотритель Лувра успел перед смертью оставить зашифрованную записку, а ключи к шифру скрыты в работах Леонардо да Винчи, включая «Мону Лизу». Эти ключи не помогут найти убийцу, но с их помощью можно выяснить, где находится Святой Грааль. Однако Святой Грааль в этой истории - не чаша, из которой Христос пил во время Тайной Вечери, а… женщина, Мария Магдалина, которая, как утверждает Браун, была женой Иисуса, а после того, как Его распяли, бежала во Францию, где родила ему дочь (глава 60). (Лоно Марии Магдалины, таким образом, дало жизнь потомству Иисуса.). Доказательства тому, говорится в романе, «состоят из тысяч страниц текста… в четырех огромных тяжелых сундуках» (глава 60). Браун пишет: «Поиски чаши Грааля на самом деле не что иное, как стремление преклонить колени перед прахом Марии Магдалины. Это своего рода паломничество с целью помолиться отверженной, утраченному священному женскому началу» (глава 60).

Название романа Брауна связано с картиной «Тайная вечеря», написанной Леонардо да Винчи в 1495–1497 годах. На ней изображены Иисус и двенадцать апостолов в тот момент, когда Христос сказал: «Один из вас предаст Меня» (Матфея 26:21).

Искусствоведы считают, что фигура справа от Иисуса - это молодой и безбородый апостол Иоанн, каким его изображали на полотнах того периода. Однако, согласно экстравагантному толкованию Брауна, это - Мария Магдалина. Почему? Потому что вместе с фигурой Христа эта фигура образует букву “V” - древний символ женского начала, если верить Брауну, а фигуры Петра и Иуды (справа от Иоанна) образуют букву “M” - Мария. Кроме того, Браун пишет, что у безбородой фигуры виден «некий намек на грудь» (глава 58).

Ответ на эту софистику состоит из трех частей:

  1. Даже если предположение Брауна верно, то оно отражает только творческую вольность Леонардо, но никак не исторический факт.
  2. Историк Рональд Хиггинс пишет: «Даже если чье-то чересчур богатое воображение сможет найти такой «намек» в складках плаща Иоанна, то с другой стороны, не покрытой плащом, грудь должна быть видна намного лучше. Но эта часть груди Иоанна абсолютно плоская. Должны ли мы, исходя из этого, считать, что у Магдалины была только одна грудь?»1
  3. Если эта фигура - Мария Магдалина, то где же Иоанн? Он точно был там (об этом свидетельствуют Матфей 26:20, Марк 14:17,20; Лука 22:8, и ни один из них не упоминает Марию Магдалину), а за столом - только двенадцать фигур апостолов!

Ссылка:

  1. Higgins, R., @lsquo;Cracks in the Da Vinci Code@rsquo;, www.irr.org/da-vinci-code.html , 23 декабря 2004 г.

Абсолютный вымысел

В самом начале книги Браун пишет: «В этом романе все действующие лица, места и события либо вымышлены, либо не соответствуют действительности» . Несмотря на это, далее в романе он пытается поставить под сомнение божественность Христа и достоверность Библии. В довершение ко всему он еще и перетолковывает христианство - например, внушает читателю, что Иисус хотел, чтобы Мария Магдалина после Его смерти возглавила Церковь.

Браун ловко пытается придать этим утверждениям достоверность, вкладывая их в уста двух персонажей-ученых - «профессора иконографии и истории религии по имени Роберт Лэнгдон» и «бывшего члена Королевского исторического общества» сэра Лью Тибинга. Однако эти «ученые» - плод вымысла! В конце главы «Факты» Браун самонадеянно заявляет: «В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов»; но и это утверждение - совершеннейшая выдумка!»

«Псевдоисторическая чепуха в кубе»

По словам профессора Майкла Уилкинса (Michael Wilkins) , с исторической и библейской точки зрения книга Дэна Брауна «изобилует поразительными неточностями» . Например:

Этот список ошибок и фальсификаций можно продолжать бесконечно, но достаточно и этой малой части, чтобы все стало понятно . Похвально, что Вестминстерское аббатство отказало в разрешении снимать на своей территории фильм по роману «Код да Винчи» - из-за «далеких от истины религиозных и исторических » и «фактических ошибок» в книге Брауна. К сожалению, руководство Собора Линкольна разрешило съемки в соборе за «пожертвованные» 100 000 фунтов стерлингов.

Нападки Брауна на христианство

В 55 главе Браун вкладывает в уста Тибинга такие слова: «Библия - это творение человека… Вовсе не Бога… а затем она прошла бесчисленное количество переводов, дополнений и переделок. Для включения в Новый Завет рассматривались свыше восьмидесяти Евангелий… Библия, какой мы ее теперь знаем, была составлена из различных источников язычником, римским императором Константином Великим… Официально провозгласив Иисуса Сыном Божьим, Константин тем самым превратил Его в божество… чья власть вечна и незыблема» .

Канонические книги Нового Завета

Канонические книги Нового Завета - это книги, признанные христианской церковью в качестве Священного Писания. Что же необходимо, чтобы книгу признали канонической?

  1. Она должна быть написана апостолом или близким другом Иисуса, таким как Марк или Лука.
  2. Она должна рассказывать правду о Боге.
  3. Содержание книги должно свидетельствовать о ее боговдохновенности.
  4. Она должна быть признана христианским миром.

Признание книг Нового Завета начинается в I веке нашей эры. Апостол Павел (1 Тимофею 5:18) называет Евангелие от Луки 10:7 Священным Писанием. Апостол Петр называл Священным Писанием послания апостола Павла (2 Петра 3:15–17). Четыре библейских Евангелия «прочно утвердились в качестве основополагающих текстов христианской церкви к концу второго века, если не раньше» . Первые списки канонических книг Нового Завета были утверждены на Иппонском соборе 393 года и Карфагенском соборе 397 года, гораздо позже смерти Константина в 337 году. Важно помнить, что канон вначале был утвержден Богом и только потом - людьми. Ф. Ф. Брюс (Bruce), исследователь Нового Завета, пишет: «Неверно считать, что книги Нового Завета стали основополагающими для церкви, потому что были формально признаны каноническими. Напротив, церковь включила их в списки канонических, потому что уже считала их продиктованными свыше...»

Апокрифические евангелия Марии, Петра и Филиппа , на которые ссылается Браун, не отвечали этому основному критерию и не были приняты церковью ; таким образом, не было смысла их переписывать. Итак, идеи Брауна не отличаются оригинальность. Они много лет были популярны в кругах оккультистов и сторонников культа «Нью Эйдж», а корнями уходят в древнюю ересь гностицизма .

Ссылкии примечания:

Был ли Иисус женат?

Не существует даже самого отдаленного намека на исторические свидетельства о том, что Иисус якобы был женат на Марии Магдалине. Нигде в Библии ничего подобного не сказано. Апостол Павел провозглашая право «иметь спутницей жену» (1 Кор. 9:5), говорит, что у прочих апостолов, братьев Господа, и у Кифа [Петра] были жены, но об Иисусе он этого не говорит.

На кресте Иисус просит Иоанна позаботиться о Его матери (Иоанна 19), однако не выказывает заботы о Марии Магдалине - Своей уже-почти-вдове, если верить Брауну.

В «Евангелиях» от Филиппа и от Марии Магдалины, на которые ссылается Браун, не сказано , что Мария Магдалина была женой Иисуса. Главное «доказательство» Брауна - это цитата из Евангелия от Филиппа: «А спутница Спасителя - Мария Магдалина». Браун пишет: «Любой специалист по арамейскому скажет вам, что слово «спутница» в те дни буквально означало “супруга”» (глава 58). Это неверно! Евангелие от Филиппа было написано не на арамейском, а на греческом языке, и переведено на коптский (т.е. египетский, а не арамейский) . Греческое слово kowovoc (koinonos ), о котором идет речь, означает «друг, соратник»; в Новом Завете оно ни разу не встречается в значении «супруг» .

На самом деле, невеста Христова - это Его Церковь .

Подумаешь, ошибки!

Грубые исторические ошибки - не редкость для низкопробной фантастики. Зачем же уделять так много внимания тому, как нелепо искажает действительность Дэн Браун? На то есть несколько причин:

Как мы можем отличить ложь от правды?

Ответ: Иисус послал нам Духа Истины (Ин. 14:17; 15:26). Он помогает верующим отличить ложь от правды (Ин. 16:13 ). Он делает это через Слово Божье, Библию, которой Он является божественным автором (2 Пет. 1:21, cf. Евр. 3:7, 10:15 2 Тим. 3:16 ), которая также зовется "истиной" (Ин. 17:17 ).

Поэтому для Христиан, верующих в Библию, если утверждение о Христианстве, грехе, нравственности, Евангелиях, божественной личности Иисуса, Воскресении, Творении, Потопе, будущем суде и т.д., соответствует Слову Божью, то оно истинно. Если же утверждение противоречит Слову Божьему, то оно ложно

Статья в“New York Times ” гласит: «Идея тайного заговора, на которой зиждется «Код да Винчи», во многом была придуманы еще авторами бестселлера 80-х годов «Святая кровь, Святой Грааль» (Holy Blood, Holy Grail ). [На самом деле, авторы «Святой крови, Святого грааля» даже подали в суд за плагиат, но проиграли дело. - Прим. ред.] Эта книга была основана на папке с документами, обнаруженной в Национальной библиотеке Франции, но сегодня уже выяснено, что это была мистификация» .

Эпилог романа, когда Лэнгдон приклоняет колени перед прахом Марии Магдалины, - самый подходящий момент для Брауна, чтобы предъявить «доказательства» - мнимые десятки тысяч страниц информации из четырех огромных сундуков. На деле же Браун не приводит ни одной страницы доказательств. Вымышленный «склеп» так и остается закрытым. Ни одного доказательства ересей Брауна не существует.

Похоже, человек готов поверить в любую фальсификацию истории, если это поможет ему избежать обязательств, которые влечет за собой вера в истину об Иисусе Христе. В этом «Код да Винчи» очень схож с теорией эволюции от микроба к человеку. Если бы хоть что-то из этого было правдой, это означало бы, что Библия лжет, что людям не нужен Спаситель и Искупитель грехов, а идея Судного безосновательна.

Браун сознательно подменил подлинную историю очевидной мистификацией, что, безусловно, хорошо для его кошелька, зато очень опасно для бессмертных душ многих читателей.

Ссылки и примечания

  1. Впервые роман был опубликован в твердом переплете издательством Doubleday, New York, 2003. Авторы этой статьи пользовались изданием в мягком переплете издательства Corgi Books, Transworld Publishers, London, 2004.

“Код да Винчи” не следует игнорировать как вымышленный сюжет. Основной замысел этого произведения — предположение, что Иисус Христос был придуман в политических целях, — подрывает самые основы христианства. Автор этой книги, Дэн Браун, заявил на общенациональном телевидении США, что несмотря на то, что сюжет вымышлен, он считает, что он верно изображает личность Христа. Так в чем же правда? Давайте посмотрим.

Был ли Христос тайно женат на Марии Магдалине?

Была ли божественность Христа придумана императором Константином и Церковью?

Были ли первоначальные сведения о Христе уничтожены?

Сообщают ли недавно обнаруженные рукописи правду о Христе?

Был ли Христос изобретен заново в результате обширного заговора? Согласно книге и фильму “Код да Винчи” именно это и произошло. От нескольких заявлений, сделанных в книге по поводу Христа, попахивает заговором. Например, в ней говорится:

“Никто не говорит, что Христос был фальсификацией или отрицает, что Он действительно жил на земле и вдохновил миллионы на лучшую жизнь. Мы говорим лишь о том, что Константин использовал могущественное влияние и значение Христа в своих целях. И в результате сформировал xристианство таким, каким мы его знаем сегодня”.

Может ли это шокирующее утверждение в бестселлере Дэна Брауна быть правдой? Или же посылка этого утверждения — просто необходимый атрибут хорошего романа об интригующем заговоре, наравне с теориями о том, что инопланетяне разбились в Розвелле, штат Нью-Мексико, или, что во время покушения на президента Кеннеди в Далласе второй убийца находился на зеленом холме? Так или иначе, история вызывает большой интерес. Не удивительно, что книга Брауна стала одним из самых популярных бестселлеров десятилетия.

Заговор о Христе

Книга “Код да Винчи” начинается с убийства хранителя французского музея по имени Жак Соньер. Эрудированный гарвардский профессор и миловидная француженка - специалист по криптологии — призваны расшифровать послание служителя, оставленное им перед смертью. Послание, как оказывается, раскрывает самый невероятный заговор в истории человечества: утаивание настоящего послания Иисуса Христа секретной организацией Римской католической церкви «Опус Деи» (Дело Божие).

Перед смертью у хранителя музея были доказательства, которые могли опровергнуть божественность Христа. И хотя (согласно сюжету) Церковь в течение веков пыталась замалчивать такие доказательства, но великие мыслители и живописцы смогли повсюду оставить подсказки к разгадке: в таких полотнах, как “Мона Лиза” и “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи, в архитектуре соборов и даже в мультфильмах Диснея. Основные утверждения книги таковы:

Римский император Константин устроил заговор, цель которого — обожествление Иисуса Христа.

Константин лично выбрал книги, которые вошли в Новый Завет.

Гностические евангелия были запрещены мужчинами, чтобы подавлять женщин.

Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка.

Тысячи тайных документов опровергают ключевые положения христианства.

Браун раскрывает в книге суть заговора через вымышленного ученого, британского королевского историка сэра Ли Тибинга. Представленный мудрым старым ученым, Тибинг раскрывает криптологу Софи Невё, что во время созыва Никейского собора в 325 г. “по многим аспектам христианства, включая божественность Христа, проводились обсуждения и голосование”.

“До этого в истории”, говорит он, “ученики Христа считали его смертным пророком … великим и могущественным лицом, но все же человеком”.

Невё была шокирована таким заявлением. “Не Сыном Божьим?”, спрашивает она.

Тибинг объясняет: “Провозглашение Иисуса Христа “Сыном Божьим” было официально предложено на Никейском соборе, который затем голосовал по этому поводу”.

“Постойте. Вы говорите, что божественность Христа была результатом голосования?”

Итак, согласно Тибингу, Христа не считали Богом до Никейского собора в 325 г., когда настоящие свидетельства о Христе были якобы запрещены и уничтожены. Таким образом, согласно этой теории, все основы христианства построены на лжи.

Книга “Код да Винчи” смогла хорошо преподнести эту историю и вызвала у читателей комментарии, подобные следующему: “Если бы это не было правдой, это не было бы опубликовано!” Другие заявляли, что они “больше в церковь ни ногой”. Один из рецензентов книги хвалил автора за “безупречное исследование”. Довольно убедительно для произведения, основанного на вымысле.

Давайте на какое-то время примем заявление Тибинга. Почему же, в таком случае, Никейский собор вдруг решил провозгласить Христа Богом?

“Все сводилось к вопросу власти”, продолжает Тибинг. “Иметь Христа в качестве Мессии было чрезвычайно важно для Церкви и государства. Многие ученые заявляют, что ранняя Церковь буквально украла Христа у Его первых учеников, взяла на вооружение Его человеческое слово, окутав его непроницаемой мантией божественности и использовала в целях усиления собственной власти”.

Во многом сама книга “Код да Винчи” - есть в высшей степени теория заговора. Если Браун прав в своих утверждениях, то, значит, нам преподносили ложь - и Церковь, и история, и Библия. И возможно даже те, кому мы доверяем больше всего: наши родители и учителя. И все это ради получения власти.

Хотя книга “Код да Винчи” является вымыслом, многое в ее посылках основано на реальных событиях (Никейский собор), реальных лицах (Константин и Арий) и реальных документах (гностические Евангелия). Если мы действительно хотим разобраться в этом заговоре, то мы должны ответить на все обвинения Брауна и отделить факты от вымысла.

Константин и христианство

В течение столетий, предшествовавших правлению императора Римской империи Константина Великого, христиане подвергались жестокому преследованию. Но затем, во время войн, Константин известил, что увидел в небе яркий образ креста со словами “Покоряй им.” С того момента он шел в сражение под знаком креста и укрепил власть над империей.

Обращение Константина в христианство явилось переломным моментом в истории Церкви. Рим стал христианской империей. Впервые за 300 лет быть христианином стало относительно безопасно и даже популярно.

Христиан больше не преследовали за веру. Константин искал пути объединения Восточной и Западной Римской империи, которые были в значительной степени расколоты, и разногласия между сектами, культами и направлениями главным образом сводились к вопросу о личности Иисуса Христа.

В книге “Код да Винчи” есть определенные зерна правды, которые являются необходимым условием успешной теории заговора. Но по сюжету книги Константин становится заговорщиком. Поэтому давайте обратимся к ключевому вопросу теории Брауна: придумал ли Константин доктрину христианства о божественности Иисуса Христа?

Обожествление Христа

Чтобы ответить на обвинения Брауна, мы должны сначала определить, во что в общем верили христиане до того, как Константин созвал Никейский собор.

Христиане поклонялись Христу как Богу с первого века. Но в четвертом веке один из руководителей Церкви востока, Арий, начал кампанию в защиту исключительности Бога. Он проповедовал, что Христос был особым созданием, выше чем ангелы, но не Богом. Афанасий же и большинство руководителей Церкви, с другой стороны, были убеждены, что Иисус был Богом во плоти.

Константин желал разрешить это спор, надеясь, что это принесет мир его империи и объединит восточную и западную ветви. С этой целью в 325 г. он созвал в Никее (часть Турции в настоящее время) более 300 епископов со всего христианского мира. Важнейший вопрос состоит в том, считала ли ранняя Церковь Христа Творцом или всего лишь творением - Сыном Божьим или сыном плотника? Итак, что же апостолы проповедовали о Христе? В своих самых первых сохранившихся в записях речах они считали его Богом. Спустя 30 лет после смерти и воскресения Христа святой апостол Павел в послании к Филиппийцам писал, что Иисус был Богом в образе человека (Послание к Филиппийцам 2:6-7). И Иоанн, ближайший очевидец, подтверждает божественность Христа в следующей строфе:

В начале было Слово. И слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть. И без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь. И Слово стало плотию, и обитало с нами (Иоанн 1: 1-4, 14).

Эта строфа в Евангелии от Иоанна 1 была обнаружена в древней рукописи и датирована по углероду 175-225 г.г. Таким образом, видно, что о Христе явно говорили как о Боге больше чем за 100 лет до того, как Константин созвал Никейский собор. Теперь мы видим, что экспертные доказательства в виде рукописи противоречат утверждению книги “Код да Винчи”, что божественность Христа была придумана в четвертом веке. А что говорит нам история о Никейском соборе? Браун в своей книге устами Тибинга утверждает, что на соборе в Никее большинство епископов отвергло мнение Ария, что Иисус был “смертным пророком” и приняло доктрину о божественности Христа «сравнительно небольшим перевесом голосов». Правда это или ложь?

В действительности перевес голосов был громадным: только два епископа из 318 выразили несогласие. В то время как Арий считал Богом только Отца, а Иисуса — Его высшим творением, собор заключил, что и Иисус Христос, и Бог-Отец имели одну и ту же божественную сущность.

Бог-Отец, Бог-Сын, и Святой Дух считались отдельными, совместно существующими, собезначальными лицами единого Бога. Эта доктрина единого Бога в трех лицах стала Символом никейской веры и является центральным стержнем христианской веры. Правдой является то, что Арий был способен убеждать и пользовался значительным влиянием. И значительный перевес голосов был достигнут только после длительных дебатов. Но в конце концов, собор подавляющим мнением участников объявил Ария еретиком, поскольку его учение противоречило проповедям апостолов о божественности Христа.

История также подтверждает, что Христос публично принимал поклонение, которое ему оказывали его ученики. И, как мы уже видели, апостол Павел и другие апостолы ясно проповедовали, что Иисус Христос есть Бог, и что он заслуживает поклонения.

С первых дней христианской церкви Иисус считался гораздо большим, чем просто человеком, и большинство его последователей почитали его как Бога-творца Вселенной. Итак, если церковь считала Христа Богом в течение более 200 лет, то как мог Константин придумать доктрину божественности Христа? Книга “Код да Винчи” не дает ответа на этот вопрос.

Попытки подорвать канон

В книге “Код да Винчи” также говорится о том, что Константин утаил все документы об Иисусе Христе, кроме тех, которые входят в настоящее время в канонический Новый Завет (признанный Церковью как подлинное современное описание событий апостолами). К тому же в ней утверждается, что события, описанные в Новом Завете, были изменены Константином и епископами, чтобы придумать Иисуса Христа заново. Еще одним ключевым элементом заговора согласно “Коду да Винчи” является то, что четыре Евангелия Нового Завета были собственноручно отобраны Константином из «более чем 80 Евангелий» с целью утаить содержание остальных.

Здесь есть два центральных вопроса, и каждый необходимо рассмотреть. Первый вопрос - действительно ли Константин изменил содержание книг Нового Завета или повлиял на их выбор. Второй вопрос - запретил ли он включать в Библию какие-то документы, которые необходимо было включить.

Что касается первого вопроса, то письма и документы, написанные во втором веке как отцами Церкви, так и еретиками подтверждают широкое использование книг Нового Завета. Почти за 200 лет до созыва Никейского собора Константином еретик Маркион указывал на то, что 11 из 27 книг Нового Завета являются подлинными писаниями апостолов.

Приблизительно в то же самое время другой еретик, Валентин, ссылался на широкое разнообразие тем Нового Завета. Поскольку эти два еретика были противниками отцов ранней Церкви, то писали они не то, что хотели бы слышать епископы. И тем не менее, как и сама ранняя Церковь, они ссылались на те же книги Нового Завета, которые мы читаем сегодня.

Итак, если Новый Завет был широко известен за 200 лет до Константина и Никейского собора, то как император мог изменить или придумать его? К тому моменту Церковь широко распространила свое влияние и приняла в свое лоно сотни тысяч, если не миллионы верующих, которые были знакомы с повествованиями Нового Завета.

В своей книге “Обман да Винчи” (The DaVinci Deception ), анализируя ”Код да Винчи” профессор Эрвин Лутцер замечает:

“Константин не решал, какие книги войдут в канонический текст Нового Завета; вопрос канонического текста даже и не поднимался на Никейском соборе. К тому моменту ранняя Церковь уже имела канонический текст, в который вошли книги, определенные Церковью как Слово Божье еще 200 лет назад.”

И хотя до окончательного варианта канонического текста было еще далеко, но Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, считался подлинным текстом более чем за двести лет до Никейского собора.

Теперь давайте перейдем ко второму вопросу - почему эти таинственные гностические Евангелия были уничтожены и исключены из Нового Завета? В книге Тибинг утверждает, что гностические писания были изъяты из 50 разрешенных Библий, заказанных Константином на соборе. Он возбужденно сообщает криптологу Невё:

“Так как Константин поднял статус Иисуса Христа почти через четыре столетия после смерти Христа, то на тот момент уже существовали тысячи документов, описывающих Его жизнь как простого смертного. Константин знал, что для того, чтобы переписать историю, ему нужно будет пойти на смелый шаг. Это и стало поворотным моментом в истории христианства. …Константин заказал и финансировал издание новой Библии, в которую не вошли те Евангелия, в которых говорилось о человеческих чертах Христа, и наоборот — были приукрашены те Евангелия, которые преподносили Его богоподобным. Ранние Евангелия были запрещены, собраны и сожжены”.

Являются ли эти гностические писания реальной историей об Иисусе Христе? Давайте посмотрим поглубже, чтобы отделить правду от вымысла.

“Знающие” тайну

Считается, что гностические евангелия были написаны группой лиц, называемых (совсем не удивительно) гностиками. Это название происходит от греческого слова gnosis , что значит «знания». Эти люди считали, что обладают тайными, особыми знаниями, скрытыми от обычных людей.

Из 52 писаний только 5 фактически считаются евангелиями. Как мы увидим, эти так называемые евангелия разительно отличаются от Евангелий Нового Завета от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

По мере того как христианство распространялось, гностики привносили отдельные доктрины и элементы христианства в свои верования, превращая гностицизм в поддельное христианство. Возможно, они делали это с целью привлечения к своему учению новых сторонников, представляя Иисуса Христа примером для подражания своей веры. Но для того, чтобы их система принципов увязывалась с христианством, Иисуса Христа нужно было придумать заново, лишив его как человеческих черт, так и абсолютной божественности.

В «Оксфордской истории христианства» Джон Макманнерс писал о смешении гностиками христианства с мифическими верованиями.

“Гностицизм был (и по-прежнему остается) теософией с различными элементами. Здесь оккультизм и восточный мистицизм слился с астрологией и магией.

Они взяли те высказывания Иисуса Христа, которые подходили для их собственного толкования (как в Евангелии от Фомы) и предложили своим последователям альтернативную или соперничающую форму христианства”.

Ранняя критика

Вопреки утверждениям Брауна, не Константин заклеймил верования гностиков как ересь, а сами апостолы. В первом веке, всего лишь через несколько десятилетий после смерти Христа, наблюдалось некоторое распространение альтернативной философии. И апостолы в своих проповедях и писаниях прилагали значительные усилия к тому, чтобы осудить эти верования как противные правде о Христе, свидетелями жизни которого они были.

Посмотрите, например, что апостол Иоанн писал в конце первого века:

“Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.” (1 Иоанн 2:22)

Вслед за проповедями апостолов ранние отцы Церкви единодушно осудили гностиков как культ. Отец церкви Ириней еще за 140 лет до Никейского собора писал, что Церковь осудила гностиков как еретиков. Он также отвергал их “евангелия”. И в тоже время о четырех Евангелиях Нового Завета он говорил: “Невозможно, чтобы Евангелий было больше или меньше, чем есть”.

А вот что писал в начале третьего века, более чем за сто лет до Никейского собора, христианский теолог Ориген:

Я знаю о некотором Евангелии, называемом “Евангелием от Фомы”, и о “Евангелии от Матфия” и о многих других - чтобы не сочли нас за несведущих те, кто воображает, что обладают некими знаниями, если они знакомы с этими Евангелиями. Однако среди всех этих Евангелий мы одобрили только те, которые признаны церковью, и именно только четыре евангелия следует принимать.

Это — слова высоко почитаемого отца ранней Церкви. Гностиков считали нехристианским культом задолго то Никейского собора. Но есть еще много доказательств, подвергающих сомнению утверждения, сделанные в книге “Код да Винчи”.

Кто пренебрежительно относится к женщинам?

Браун предполагает, что при наложении предполагаемого запрета на гностические писания Константин отчасти руководствовался стремлением подавлять женщин в Церкви. Но ирония как раз в том, что именно гностическое Евангелие от Фомы принижает женщин. В нем сделано сногсшибательное заключение (якобы со слов апостола Петра): “Пусть Мария покинет нас, ибо женщины не достойны жизни” (114). Затем Христос якобы говорит апостолу Петру, что превратит Марию в мужчину, чтобы она могла войти в царство небесное. Из прочитанного очевидно: женщины - низшие существа. Из таких явных заявлений трудно представить, что гностические писания были направлены в защиту освобождения женщин.

Резким контрастом этому в библейском Евангелии представлен Иисус Христос, который всегда относился к женщинам с достоинством и уважением. В основе попыток возвысить положение женщин — революционные строфы, подобные этой строфе Нового Завета:

“Нет [уже] Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса” (Послание к Галатам 3:28).

Таинственные авторы

Когда речь заходит о гностических Евангелиях, то почти в каждой книге звучат имена образов Нового Завета: Евангелие от Филиппа, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Иуды и т. д. (Звучит как перекличка в церковно-приходской школе.) Именно на этих Евангелиях и построены теории заговора, подобные той, на которой построен сюжет “Кода да Винчи”. Но были ли эти Евангелия написаны теми авторами, которых им приписывают?

Гностические Евангелия датируются периодом примерно с 110 по 300 г.г., и ни один авторитетный ученый не считает, что они могли быть написаны теми авторами, имена которых им приписывают. Из исчерпывающего труда Джеймса М. Робинсона «Библиотека Наг Хаммади» (The Nag Hammadi Library ) , мы узнаем, что гностические Евангелия были написаны “по большей части несвязанными друг с другом, анонимными авторами”. Даррелл Л. Бок, профессор Теологической семинарии в г. Далласе, занимающийся изучением Нового Завета, писал следующее:

“Наибольшая часть этого материала отделена от основ христианской веры несколькими поколениями. Об этом чрезвычайно важно помнить, давая оценку содержанию”.

Норман Гейслер, исследователь Нового Завета, так комментирует два гностических писания, Евангелие от Петра и Деяния Иоанна. (Не путать эти гностические писания с книгами Нового Завета, написанными апостолами Иоанном и Петром.):

“Гностические писания написаны не апостолами, а авторами, жившими во втором веке (и позже), которые под предлогом апостольского влияния продвигали свои учения. В наше время это называется обман и подлог”.

Гностические Евангелия не являются историческим описанием жизни Иисуса Христа, а, наоборот, изотерическими высказываниями, окутанными тайной, где опущены такие исторические детали как имена, места и события. Это в корне отличается от Евангелий Нового Завета, которые содержат многочисленные исторические факты о жизни Христа, о его служении и проповедях.

Госпожа Христос

Самая смачная часть заговора да Винчи - это утверждение, что Иисус и Мария Магдалина были тайно женаты и имели ребенка, продолжателя кровной линии Христа. Более того, утроба Марии Магдалины, в которой выношен отпрыск Иисуса, представлена в книге как легендарная чаша Грааля — тайна, тщательно скрываемая католической организацией Приорат Сиона. А Исаак Ньютон, Ботичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи приведены в качестве ее членов.

Любовная связь. Скандал. Интрига. Отличный материал для теории заговора. Но правда ли все это? Давайте посмотрим, что говорят ученые.

Статья, напечатанная в журнале Newsweek , рассмотрев мнения ведущих ученых, приходит к выводу, что теория о том, что Иисус Христос и Мария Магдалина были тайно женаты, не имеет под собой никакой исторической основы. Предположение, высказанное в “Коде да Винчи”, главным образом базируется на единственной строфе Евангелия от Филиппа, где говорится, что Иисус и Мария были спутниками. В книге же Тибинг пытается истолковать слово (koinonos) как обозначающее супругу. Но ученые не принимают теорию Тибинга.

В Евангелии от Филиппа также есть единственная строфа, где говорится, что Иисус поцеловал Марию. Приветствие друзей поцелуем было в первом веке обычным делом и не имело половой подоплеки. Но даже если принять интерпретацию в “Коде да Винчи” как верную, то нет других исторических документов, подтверждающих эту теорию. И поскольку Евангелие от Филиппа является поддельным документом, написанным через 150-220 лет после жизни Христа неизвестным автором, его заявление об Иисусе Христе нельзя считать исторически надежным.

Возможно, что гностики считали, что Новый Завет скромничает по поводу любовной связи и решили его немного приправить смачными деталями. Но какова бы ни была причина, отдельная невразумительная строфа, написанная через два столетия после жизни Христа вряд ли может стать надежной основой теории заговора. Она может быть интересной для чтения, но никак не претендующей на исторический факт.

Что касается чаши Грааля и Приората Сиона, то вымысел Брауна и здесь искажает историю. Считается, что легендарная чаша Грааля была чашей Иисуса во время последней вечери и не имеет ничего общего с Марией Магдалиной. А Леонардо да Винчи уж никак не мог знать о Приорате Сиона, так как эта организация была создана только в 1956 г. - через 437 лет после его смерти. Опять же - интересный вымысел, но с точки зрения истории — фальшивка.

«Тайные» документы

Ну а как же заявление Тибинга о “тысячах секретных документов”, которые подтверждают, что христианство - это обман? Похоже ли это на правду?

Если бы такие документы существовали, то для ученых, выступающих против христианства, они были бы настоящим подарком. Фальшивые писания, отвергнутые ранней Церковью как ересь, не являются секретом — о них знали в течение многих веков. В этом нет ничего удивительного. Они никогда не считались частью подлинных писаний апостолов.

И если Браун (Тибинг) ссылается на апокрифические, или самые ранние Евангелия, то и тут нет никакой тайны. Они не являются секретными и не опровергают христианство. Раймонд Браун, исследователь Нового Завета, говорит следующее о гностических Евангелиях:

“Мы не узнали ни единого достоверного факта об историческом служении Иисуса Христа, а всего лишь несколько новых изречений, которые могли быть его словами”.

В отличие от гностических Евангелий, авторы которых неизвестны и которые не были очевидцами жизни Христа, Новый Завет, каким мы его знаем сегодня, прошел многочисленные проверки на подлинность. И контраст настолько разителен, что развенчивает все теории заговора, которые нам предлагают. Ф.Ф. Брюс, историк Нового Завета, писал:

“Ни один из материалов древней литературы не имеет такого изобилия качественного текстового подтверждения, как Новый Завет”.

Брюс Метцгер, исследователь Нового Завета, объясняет причину того, почему ранняя церковь не приняла Евангелие от Фомы:

“Неправильно было бы сказать, что Евангелие от Фомы было исключено в результате какого-то указа на соборе: вернее сказать, Евангелие от Фомы само себя исключило! Оно не соответствовало другим доказательствам Христа, которые были приняты ранними христианами как заслуживающие доверие”.

Ответ истории

Итак, какой же вывод мы должны сделать о различных теориях заговора по поводу Иисуса Христа? Карен Кинг, профессор церковной истории Гарвардского университета, написала несколько книг о гностических Евангелиях, включая Евангелие от Марии Магдалины и книгу ”Что такое гностицизм?” Кинг, хотя и является убежденным защитником учения гностиков, делает вывод, что “Эти теории заговора… все они являются маргинальными идеями, не имеющими под собой никакой исторической почвы”.

Несмотря на отсутствие исторических доказательств, теории заговора по-прежнему служат успешной продаже миллионов книг и ставят рекорды по кассовому сбору в кинотеатрах. Ученые в соответствующих областях, как христиане, так и неверующие, оспаривают утверждения “Кода да Винчи”. И тем не менее, те, кого легко переубедить, продолжают задавать вопрос - может быть, здесь все же что-то кроется?

Тележурналист Фрэнк Сесно, удостоенный наград за свои репортажи, спросил группу ученых-историков, почему людей так привлекают теории заговора. Стэнли Катлер, профессор Висконсинского университета, дает такой ответ: “Мы все любим тайны, но заговоры — еще больше”.

Так что, если хотите прочитать увлекательную теорию заговора об Иисусе Христе, то вам, наверное, понравится роман «Код да Винчи» Дэна Брауна. Но если вы хотите прочесть правдивые описания жизни Христа, то в писаниях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна вы найдете то, что видели, слышали и записали очевидцы. Кому вы больше поверите?

Предлагаем посмотреть видеозапись лекции дьякона Андрея Кураева на тему известной книги Девида Брауна "Код да Винчи".
Время: 57 минут.

Код да Винчи, Кураев Андрей, Правда и фантазия книги.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Очень кратко Расследование убийства работника Лувра раскрывает множество тайн, связанных с Марией Магдалиной.

В Лувре поздно вечером происходит убийство куратора Жака Соньера, тело которого обезображено странными знаками. Полиция считает, что убитый так сам себя исполосовал. Его убийца, Сайлес, звонит некоему Учителю и докладывает, что четверо человек, сообщивших ему перед смертью одну и ту же информацию, убраны. Некое братство создало краеугольный камень, на котором знаками зашифровано, где хранится секрет этого братства. Все четверо убитых показали, что карта находится в парижской церкви Сен-Сюльпис. Учитель требует срочно достать эту карту.

Полиция обращается за помощью к профессору религиозной символики Гарвардского университета Роберту Лэнгдону. Никогда ранее не знавший Лэнгдона, Соньер назначил приехавшему накануне в Париж профессору встречу.

Из Нью-Йорка в Рим вылетает епископ Арингароса, отец-председатель братства «Опус Деи». С недавних пор за братством наблюдает специальная группа, так как некоторые его члены были замечены в неблаговидных поступках, но братство находится под эгидой Ватикана. Недавно на некоторых членов братства были совершены нападения. Арингароса получает известие, что Сайлес нашёл краеугольный камень.

Лэнгдона привозят в Лувр на место преступления. По мнению полиции, Соньер находился у себя в кабинете, когда на него напали. Он выбежал в галерею и включил сигнализацию, сорвав со стены картину. Вход в галерею перекрыла опустившаяся решётка, и убийца выстрелил в куратора через неё. Соньер прополз довольно большое расстояние и умер. Полиция обнаружила его обнажённым, лежащим на спине с раскинутыми руками и ногами. В центре живота была нарисована пятиконечная звезда - пентакл. В темноте, рядом с трупом были видны пурпурные буквы и цифры. Убийца бесследно исчез.

Сестра церкви Сен-Сюльпис Сандрин встречает прибывшего в Париж представителя «Опуса Деи».

Пытаясь расшифровать написанное, Лэнгдон приходит к выводу, что Соньер своей позой скопировал знаменитую картину Леонардо да Винчи «Витрувианский человек».

Ведущий расследование капитан Безу Фаш передаёт снимки со знаками в отдел криптографии, и на место преступления прибывает криптограф Софи Нёве из судебной полиции. Она сообщает Лэнгдону, что он в опасности.

Арингароса встречается с Сайлесом, которому он когда-то спас жизнь, и с Учителем.

Софи сообщает Фашу, что набор цифр - это последовательность Фиббоначчи. Улучшив момент, она встречается наедине с Лэнгдоном и говорит ему, что он первый подозреваемый в убийстве, поэтому в карман ему подложили специальный маячок слежения. Помимо тайных знаков, написанных возле тела, была надпись, которую Фаш стёр: Соньер просил найти Лэнгдона. Надпись предназначалась не для полиции, а для неё, так как она внучка Соньера.

Софи осталась сиротой в четыре года. Её родители, бабушка и младший брат погибли в автомобильной катастрофе, и девочку вырастил дед. Десять лет назад, вернувшись домой без предупреждения, она застала деда в обществе странных людей, поклоняющихся какому-то предмету и совершающих странные обряды. Софи порвала с ним отношения. С тех пор они не виделись, хотя дед просил её о встрече.

С помощью Софи Лэнгдону удаётся сбежать из Лувра. Внимательно перечитав запись, Лэнгдон приходит к выводу, что это анаграмма слов «Леонардо да Винчи Мона Лиза», а последовательность Фибоначчи - это шифр.

Софи остаётся одна в Лувре. Она хочет найти «Мону Лизу» и узнать, что за таинственное послание ей оставил дед.

Сайлес приходит в церковь Сен-Сюльпис. Он просит сестру Сандрин оставить его одного, чтоб помолиться. Спрятавшись, сестра Сандрин наблюдает за ним.

Софи приходит на место преступления. Лэнгдон не убегает, а возвращается к ней. Подумав, он приходят к выводу, что в надписи возле покойного был зашифрован символ тайного общества, который Софи когда-то видела у деда. Осмотрев стекло на картине «Мона Лиза», они видят надпись кровью - один из фундаментальных принципов братства.

Софи осматривает другую картину Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте». Там она находит необычной формы ключ, который она когда-то в детстве видела у деда, и который должен открыть шкатулку с множеством секретов. На ключе они видят адрес.

Лэнгдона арестовывает агент службы безопасности Лувра, но Софи спасает его.

Сайлес, думая, что он в церкви один, достаёт из тайника Библию, чтобы выяснить, где находится краеугольный камень. Сестра Сандрин звонит связным членам братства и выясняет, что они все убиты.

Софи и Лэнгдон сбегают от полиции. Лэнгдон рассказывает о братстве «Приорат Сиона», печатью которого помечен ключ. Тамплиеры передали братству привезённые из Иерусалима в Европу важные секретные документы, в которых речь идёт о чаше Грааля.

Ничего не найдя, Сайлес убивает сестру Сандрин.

Арингароса получает от Ватикана крупную сумму.

По указанному на ключе адресу находится швейцарский банк. Софи с Лэнгдоном находят сейф, но не знают номера счёта. Президент отделения банка Андре знает, что их подозревают в убийстве, их снимки уже распространены Интерполом. Софи рассказывает ему, что случилось. Полиция, следовавшая за ними, прибывает в банк. Берне согласен помочь скрыться, ему не нужны проблемы на территории банка, а Соньер был его другом. Лэнгдон вспоминает надпись возле тела покойного - это номер счёта.

В сейфе оказывается шкатулка с символом Приората Сиона на крышке. Взяв шкатулку с собой, Берне вывозит беглецов из банка незамеченными.

Сайлес кается Учителю, что не выполнил задание, но тот его успокаивает: он знает, кому Соньер передал информацию.

Внутри шкатулки оказывается криптекс, цилиндр с дисками. Криптекс изобрёл Леонардо да Винчи, но Соньер любил вырезать такие штуки из дерева. Поразмыслив и узнав от Софи об обряде, которое она видела в детстве, Лэнгдон приходит к выводу, что Соньер был одним из высших членов общества, которым доверена тайна, и в криптексе указано, где находится чаша Грааля. Должно быть ещё три человека посвящённых в тайну, видимо Соньер чувствовал какую-то опасность, если хотел доверить тайну внучке и ему.

Услышав по радио, что Софи и Лэнгдона обвиняют в убийстве ещё трёх человек, Берне требует, чтоб они отдали то, что Соньер доверил ему охранять. Софи и Лэнгдон сбегают, бросив Берне одного в лесу. Лэнгдон догадывается, что в братство проник предатель. Он решает обратиться к выдающемуся учёному Лью Тибингу, который занимается изучением чаши Грааля. Тибинг заинтересуется критпексом и не выдаст их полиции.

Выслушав Софи с Лэнгдоном, Тибинг показывает им картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». У каждого из тринадцати участников вечери есть своя чаша, но Библия и другие легенды считают, что чаша Грааля появилась именно здесь. Тибинг считает, что чаша Грааля - не предмет, а человек, причём женщина, так как символ женского начала - сосуд. Эта женщина изображена на картине, и она - Мария Магдалина.

Согласно различным документам и древним свиткам Мёртвого моря, между Иисусом и Марией Магдалиной были романтические отношения, они были супругами. Кровь в чаше Грааля - это ребёнок Иисуса, которого носила в себе Мария Магдалина. Церковь скрывала этот факт и объявила Марию Магдалину блудницей, что не соответствовало действительности.

Чтобы спасти ребёнка, Мария бежала во Францию и родила там девочку Сару. Документы о жизни Иисуса, Марии и Сары были спрятаны и найдены тамплиерами. Поиск чаши Грааля - это поиск могилы Марии Магдалины.

Род Иисуса развивался, соединился с родом французских королей и основали Париж.

Слуга Тибинга Реми сообщает хозяину, что Лэнгдона и Софи разыскивает полиция. Чтоб Тибинг не сдал их властям, Лэнгдон показывает ему криптекс. Это видит прокравшийся под его окно Сайлес. Тем временем к дому Тибинга подъезжает полиция.

Поразмыслив, Тибинг, Софи и Лэнгдон приходят к выводу, что Соньер передал тайну братства Софи, так как остальные знавшие её убиты. Убийца должен быть подослан Церковью.

Тибинг изучает криптекс, а Лэнгдон в другой комнате рассматривает шкатулку. В ней он находит кусок дерева с надписью на неизвестном ему языке, но тут Сайлес ударяет его по затылку. Угрожая Софи и Тибингом пистолетом, Сайлес требует отдать ему криптекс. Тибинг выбивает у него пистолет.

В дом Тибинга врывается полиция, но Тибинг, Реми, Софи и Лэндокс, взяв Сайлеса успевают сбежать. Лэнгдону непонятно, как Сайлес мог их найти.

Тибинг предлагает улететь всем в Англию на своём самолёте. Поразмыслив над криптексом, беглецы решают, что нужно найти могилу тамплиеров, а зашифрованное слово - София. В криптексе лежит ещё один криптекс вместе с запиской, в которой сообщается, что нужно найти в Лондоне могилу рыцаря, похороненного Папой, и взять там шар.

Услышав новости, Арингароса понимает, во что он втянул Сайлеса, и решает лететь в Лондон.

Обманув английскую полицию, Тибинг вместе с Лэнгдоном, Софи, Реми и Сайлесом едут к могиле рыцаря в церковь, где похоронены тамплиеры. Пока Тибинг с Софи и Лэнгдоном находятся в церкви, Реми, который работает на Учителя и рассчитывает получить крупную сумму, освобождает Сайлеса. Сайлеса врывается с пистолетом в церковь, требуя отдать ему краеугольный камень. Лэнгдон угрожает разбить криптекс. Тогда Реми приставляет пистолет к виску Тибинга, и Лэнгдон отдаёт криптекс. Реми уводит Тибинга и отпускает Софи с Лэнгдоном.

В доме Тибинга полиция делает обыск. Выясняется, что его слуга Реми был когда-то замешан в мелких кражах. Также полици обнаруживает систему прослушивания людей.

Софи сообщает в полицию о похищении Тибинга. С ней разговаривает из Франции капитан Фаш. Он извиняется за обвинения и хочет встретиться с беглецами.

Сайлесу звонит Учитель и просит, чтоб Реми привёз ему камень в резиденцию «Опуса Деи».

В исследовательском центре Королевской библиотеки Софи с Лэнгдоном встречают библиотекаря Памелу Геттем.

Оставив Реми со связанным Тибингом в машине, Сайлес приходит в резиденцию. К машине приходит Учитель, которого никто ранее не видел. Он убивает Реми, забрав критпекс.

Памела изучает документы и приходит к выводу, что рыцарь - это Исаак Ньютон, Великий мастер Приората Сиона, который был проклят Церковью. Похоронен Ньютон в Вестминстерском аббатстве философом Александром Попом, чьё имя и слово «Папа» пишутся одинаково.

В резиденции «Опус Деи» Сайлеса арестовывают. Во время задержания он оказывает сопротивление и случайно ранит епископа Арангароса.

На могилу Ньютона приходят Софи и Лэнгдон, переживающие за Тибинга. Их видит спрятавшийся Учитель. Софи и Лэнгдон видят надпись на надгробии, в которой сообщается, где находится Тибинг.

В указанном месте они находят целящегося в них из пистолета Тибинга. Это и есть Учитель, который организовал убийство Соньера, семьи Софи и других людей, чтоб никто не узнал тайну Грааля. Тибинг инсценировал разговор с Реми и Сайлесом, обманув их. Теперь он хочет завладеть тайной криптекса.

Сайлес тащит раненого епископа, чтоб ему оказали помощь. Несколько месяцев назад, Арингаросу предложили, чтоб «Опус Деи» вышел из под опёки Ватикана. Когда епископ отказался, ему позвонил некто Учитель и предложил оказать содействие в поиске священной реликвии. Епископ сожалеет, что приказал Сайлесу слушаться Учителя.

Пытаяся перехитрить друг друга, Тибинг и Лэнгдон разгадывают, что означает шар на могиле - яблоко. Но тут полиция арестовывает Тибинга.

Сайлес умирает от полученного ранения.

Лэнгдон и Софи приезжают в Шотландию, в церковь, на которую указывает последняя запись в криптексе. Там они встречают женщину, у которой точно такая же шкатулка. Женщина оказывается бабушкой Софи, которая много лет живёт под другим именем. С бабушкой живёт младший брат Софи. Бабушка и брат не поехали тогда в машине и после случившегося вынуждены были скрываться.

Софи приобрела семью, а Лэнгдон должен уехать. Они договариваются встретиться вскоре во Флоренции.