«Танцевальная чума» Средневековья. Танцующая чума в Средневековье

Человеческое тело — это чудотворная машина. Ученые не всегда могут понять силу его восприимчивости к самым странным ситуациям на протяжении всей истории. Что происходит с телами людей, когда их охватывает коллективное безумие? Почему человек даже не может противиться желанию тела двигаться?
Что происходит, когда метеорит вызывает массовое психическое нездоровье? Или смеющаяся эпидемия?

Средневековая танцевальная чума, 1518


Давайте потанцуем

Слышали о Танцующей чуме? Звучит невероятно, но это случилось с жителями Страсбурга в 1518 году.

Началось все с одной женщины по имени Фрау Троффа. Она вышла на улицу в жаркий июльский день, стала танцевать в исступлении, и продолжала танцевать до ночи, не останавливаясь, пока не упала от истощения.

Даже если бы на этом всё закончилось, это все равно будет странной историей.
Однако, сумасшествие только начиналось. Фрау Троффа поднялась рано утром, вышла на улицу - туда, где вчера все началось, и продолжила. Еще более странным было то, что в течение недели другие начали присоединяться к ней в неконтролируемых танцах.

Массовые танцы заставили местных врачей задуматься. Они исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью и виновата «горячая кровь».

Местных власти решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Начался полноценный танцевальный марафон.

К августу того года около 400 горожан стали жертвами этой танцевальной чумы. Это были не все забава и игры. Люди продолжали танцевать изо дня в день, несмотря на кровавые ноги. Многие танцоры рухнули от чистого истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов.

Танцевальная чума не закончилась до сентября.
Власти тогда запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы.
А танцоров, наконец, загрузили в телеги и провезли в храм. Над пораженными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству пораженных удалось восстановить контроль над своими телами

Так что могло заставить людей буквально танцевать себя до смерти? Никто не знает наверняка, но существует несколько возможных объяснений.
Например, пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей различные злаки.
Другая теория - массовая психогенная болезнь (MPI) - это тип массовой истерии, которая может быть вызвана экстремальными уровнями психических трудностей. Сегодня это остается наилучшим объяснением того, что произошло в 1518 году.

Кошки-монахини

Иллюстрация Мишель Уотерс

Видимо, средневековая Франция была настолько мучительно скучной, что даже ее духовенство начало проникаться массовой истерией)).

В XV веке французская монахиня вдруг начала мяукать, как кошка, вскоре и другие монахини в монастыре тоже мяукали.
В конце концов замяукали все монахини, оставляя окружающее сообщество изумленным. Эпидемия продолжалась до тех пор, пока полиция не пригрозила штурмом монастыря и кнутом для монахинь.
Тогда люди перестали считать себя кошками.

Эпидемия смеха Танзании, 1962

В 40-ю годовщину эпидемии «смеха», случившегося в 1962 году, стали исследовать невероятное мифическое событие, которое парализовало многочисленные города: в течение нескольких месяцев жители были поглощены ненасытным смехом.
Но эта горькая чума хихиканья — не смех. Это был большой стресс, а не блаженство, его первой жертвой стали более тысячи жителей в африканской деревне.
«Инцидент продолжался около года, в рецидивах, а не постоянно», - объяснил д-р Христиан Хемпельманн.
«Истерически смеется» приобретает совершенно новый смысл.

Он пришел из космоса, 2007

В 2007 году метеорит упал на территории Южной Америки и, похоже, не наносил большого ущерба сначала).
Но потом сотни любопытных местных жителей, которые пришли посмотреть на метеорит, начали испытывать тошноту, диарею и приступы рвоты.
Некоторые ученые считают, что метеорит мог разжечь токсины в почве с близлежащего завода, но исследователь Перуанского геофизического института сказал, что это маловероятно. По сей день, случай «метеоритной болезни» остается загадкой...

И последнее о коллективной массовой истерии: я оставлю вам этот самый классический случай

Это очень грустная история, причины которой до сих пор неясны.
Существует несколько материалистических версий, объясняющих произошедшее, — истерия, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом, заболевание особой формой энцефалита — «энцефалит летаргический» (encephalitis lethargica), симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае.

В июле 1518 года жители Страсбурга (который на тот момент был частью Священной Римской империи), были поражены внезапным и, казалось, неконтролируемым желанием танцевать.

Немного истории

Истерия началась с того, что женщина по имени фрау Трофеа вышла на улицу и начала молча крутиться, вертеться и трястись. Она продолжала этот сольный танцевальный марафон почти неделю, пока к ней не присоединились еще три десятка жителей. К августу эпидемия танцев поразила около 400 жертв. При отсутствии другого объяснения этому явлению местные врачи во всем обвинили «горячую кровь», и предложили больным подождать, пока лихорадка не прекратится сама собой. Была даже построена сцена, и в город пригласили профессиональных танцоров. Город даже нанял группу, чтобы обеспечить танцующих музыкой, но не прошло слишком много времени, и марафон начал требовать свою пошлину. Многие танцоры просто падали от истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов. Это странное явление не заканчивалось до сентября, когда танцоров увезли в горный храм, где они могли бы помолиться об отпущении грехов.

Танцевальная чума в Страсбурге может восприниматься как легенда, однако она задокументированна в исторических записях 16 века. Кроме того, это не единственный подобный случай. Похожие мании имели место в Швейцарии, Германии и Голландии, хотя не все явления были такими большими (и со смертельным исходом), как в 1518 году.

Что могло заставить людей танцевать до изнеможения?

По словам историка Джона Уоллера, дело, скорее всего, в святом Вите — католическом святом, который (по убеждению благочестивых европейцев 16 века) имел власть насылать на людей танцевальную чуму. В сочетании с ужасными болезнями и голодом, которые охватили Страсбург в 1518 году, суеверие о святом Вите могло вызвать истерию на фоне стресса, которая распространилась на большую часть города.

В соответствии с другими теориями, танцоры могли быть членами религиозного культа. Кроме того, ученые предполагают, что виной всему спорынья, которая случайно попала в организм людей. Это токсическая плесень, которая растет на влажной ржи и может стать причиной спазмов и галлюцинаций.

В июле 1518 года женщина по имени фрау Троффеа вдруг начала танцевать прямо посередине одной из улиц города Страсбург, во Франции. В течение недели, еще 34 человека присоединились к Троффеа, и в течение месяца еще около 400 людей также заразились неизвестной «лихорадкой танцев».

Загадочная болезнь

Лихорадка началась с одной женщины. Люди, которые находились на этой улице Страсбурга, смотрели на нее с изумлением, некоторые как на умалишенную. Но общий страх вызывало то, что женщина танцевала не вальс, танго или макарену, а дергалась в конвульсиях, ее конечности перемещались непроизвольно. Такое состояние у женщины продлилось несколько дней.

Однако уже через короткое время все больше людей вокруг взрывались в похожем танце, потом еще и еще. В течение недели таких людей насчитывалось больше 35, и положение становилось все более неконтролируемым.

К концу августа, спустя шесть недель после первого «танца» Троффеа, подобной «лихорадкой танца» были заражены больше 400 человек. Они танцевали изо дня в день, прыгая и скача без отдыха, пока, наконец, не падали на землю без сознания, многие из них умерли от истощения, сердечного приступа или инсульта.

Те, кто пострадал от неизвестной лихорадки, были похожи на людей, вошедших в состояние транса. Многие из них танцевали вплоть до 6 дней подряд, хотя, казалось бы, должны были умереть менее чем через 3 дня такой бурной физической работы, не добавляя к этому тот факт, что они все это время не принимали пищу и не пили.

Поиски лекарства

«Танцевальная лихорадка» оставалась для всех полной загадкой в то время – единственное, что было ясно – люди танцевали, но не останавливались, и что лихорадка была заразной. Власти созывали собрания по поводу неизвестной болезни, выслушивали многие теории (среди возможных причин, которые вызывают «танцевальную чуму» обсуждались проклятия Бога, деятельность множества демонов или обыкновенная болезнь, которой болеют люди с «горячей кровью»). Среди немаловажных вопросов обговаривались также и способы, благодаря которым можно было бы вылечить новую болезнь.

Многие врачи пришли к выводу, что самым лучшим способом лечения неизвестной лихорадки было заставлять пациентов танцевать еще больше! Через некоторое время были построены и открыты два больших зала. Те, кого поразила «танцевальная лихорадка», были отправлены в эти места. Там для них играл оплаченный оркестр музыкантов, который обеспечивал больным живую музыку городе.

До пятнадцати человек в день умирали от истощения (итоговое число погибших неизвестно). Муниципальные власти приняли противоположные меры: в городе запретили любую музыку и ввели штрафы для тех, кто будет играть на музыкальных инструментах или танцевать.

Конечно, были введены исключения и для этих правил: вне запрета остались свадьбы и религиозные обряды. На них было разрешено использование струнных инструментов, но запрет на ударные инструменты должен был соблюдаться и во время этих церемоний.

Тем не менее, запрет на музыку не сработал. Было решено, что на город Страсбург наслали проклятие и единственным способом снова заставить город жить нормальной жизнью, было изгнание всех, кто заболел «танцевальной лихорадкой». Нежелательные люди были изгнаны, некоторых «танцоров» доставили в храм святого Вита, где они вскоре пришли в себя и были полностью вылечены.

Определенно не единичный случай танцевальной чумы

Эти несколько месяцев стали очень необычными для жителей Страсбурга. Многие исследователи считают, что такие танцы родились из суеверия, стресса или массовой истерии.

Необычное явление, происходившее во времена Средневековья, до сих пор не нашло четкого и обоснованного объяснения. Речь идет о танцевальной чуме, которая свирепствовала в Европе с 14 по 18 века.

Чаще всего при обсуждении этого необычного явления говорят о случае, произошедшем в 1518 году в Страсбурге. Посреди улицы большого города женщина по имени Троффеа неожиданно начала танцевать. Она прыгала по улицам города в течение всего дня, пока ее силы не иссякли к вечеру, и она не упала, полностью обессилив. После такого танцевального марафона Троффеа проспала несколько часов, но даже во сне ее мышцы продолжали подергиваться, словно она и во сне продолжала свой безумный танец. На третий день плясок, оказалась что ее обувь буквально пропитана кровью, но, несмотря на жуткую усталость и невыносимую боль, она не могла остановить свой безумный танец. Несчастную отправили в один из храмов, в надежде на помощь святого места, но было поздно, и вскоре женщина умерла.

В течение нескольких дней еще 34 жителя города присоединились к этому бесконечному танцевальному марафону. Через месяц «танцевальная лихорадка» охватила уже более четырех сотен человек. Люди танцевали без остановки и, вскоре, погибали.

Отношение обывателей Страсбурга к танцующим было разным: одни смеялись, вторые считали, что эти танцоры сошли с ума, третьи боялись, что проклятье ляжет на их голову. Но всех удивляло, что обезумевшие люди танцевали не вальс, не танго, не макарену – их движения больше напоминали непроизвольную конвульсию, казалось, что конечности танцоров двигаются независимо от желания самих людей. Все это безумие продолжалось несколько дней. Некоторые падали без сознания, другие умирали от истощения или от сердечного приступа. Считалось, что в обычном состоянии человек может выдержать такую физическую нагрузку (без приема пищи и воды) не более 3 дней, а люди, заразившиеся «танцующей чумой» выдерживали танцевальный марафон до 6 дней, входя в какой-то странный транс. Со стороны всем, кто видел дергающихся в каком-то мистическом танце людей с окровавленными ногами, казалось, что эти танцоры сошли с ума. Но больше всего поражало то, что количество зараженных с каждым днем становилось все больше.

Болезнь охватывала все больше людей и причины ее появления оставались загадкой. Ясно было одно – болезнь оказалась заразной. Власти прикладывали максимальные усилия для выяснения причин, вызывающих «танцевальную чуму». Высказывались многочисленные предположения: проклятие Бога, влияние демонов, новая болезнь, которой подвержены люди, имеющие «горячую кровь». Одновременно велись поиски способов лечения новой болезни.

Врачи считали, что самым эффективным лечением странной болезни может стать только понуждение заболевших танцевать еще больше. Для этого срочно оборудовали многочисленные танцевальные залы с живой музыкой. Всех «танцующих» отправили в эти приспособленные помещения. Некоторые залы были оборудованы рядом со святыми местами. Через некоторое время стало понятно, что решение было ошибочным: ситуация в городе с каждым днем ухудшалась. Ежедневно погибало более 15 танцующих людей. Тогда власти приняли противоположное решение – запретили любую музыку и танцы, введя большие штрафы за нарушение. Исключение сделали для свадеб и некоторых религиозных обрядов (разрешено было использовать только струнные инструменты и существовал полный запрет на ударные инструменты). Эти меры тоже не сработали. Осталось признать, что Страсбург подвергся проклятию. Чтобы избежать больших жертв, решено было изгнать «танцоров» их города. Многим зараженным танцевальной чумой удалось укрыться в храме святого Витта. Есть сведения, что те, кого приютил храм, вскоре полностью вылечились.

Но случай в Страсбурге был не единичным. «Танцевальная чума» охватила всю континентальную Европу. Число больных достигло несколько тысяч человек! В следствии чего возникла массовая истерия, а страх царивший в европейских городах, способствовал еще большему распространению болезни.

Первым средневековым лекарем, описавшим новую болезнь, стал алхимик Парацельс. Для описания явления «танцующей чумы» он использовал новый термин – «хореомания». Парацельс подошел к объяснению причин заболевания с другой стороны, нежели его коллеги. Он узнал, что первая зараженная – фрау Троффеа, очень любила танцевать, но муж категорически запрещал ей это делать. Парацельс предположил, что безумный танец она начала, чтобы позлить мужа. Знаменитый лекарь указывал на три основные причины танцевальной болезни: первая – из-за социальной нестабильности; вторая – присоединявшиеся к танцевальному марафону люди имели проблемы сексуального характера; третья — не исключено, что люди начинали танцевать с целью получить физическую нагрузку.

Версия Парацельса частично подтвердилась. Явление танцевальной чумы произошло сразу после страшной эпидемии Черной смерти. Поэтому новое заболевание, возможно, стало ответом на ранее полученный стресс от жуткой эпидемии. Современные медики знают о том, что у некоторых психически больных пациентов наблюдаются непроизвольные сокращение мышц ног. Стресс мог вызвать не только страх перед эпидемией, в это время общество испытывало на себе значительное социальное расслоение. Страх оказаться за чертой бедности, приводил к огромному моральному напряжению в среде простых людей.

В Италии считали, что причиной «танцевальной чумы» стали укусы тарантулов, поэтому эту болезнь итальянцы называли тарантизмом. Жертвы новой болезни пытались лечиться, погружаясь в морские воды: многие утонули. Эта версия заражения вызывает большие сомнения, поскольку яд тарантула не опасен для человека.

Средневековые лекари не оставляли попыток вылечить пациентов, пораженных «танцевальной манией». Одним из методов стало связывание заболевшего: его пеленали, словно младенца, не давая шанса пошевелить конечностями. Некоторые из пострадавших требовали, чтобы им туго обвязывали живот или били по нему: якобы это помогает им защититься от безумия и приносит облегчение. По разработанной Парацельсом методике лечения, заболевших «танцевальной чумой», запирали в темной комнате, морили их голодом, давая только хлеб и воду, а в монастырях избивали несчастных больных, преследуя, как им казалось, благие цели.

Не получая каких-либо положительных результатов, больных попытались кормить. И действительно безумие проходило, но на короткое время, а затем больной начинал снова свой сумасшедший танец. Заболевшие утверждали, что во время припадков они совсем не осознавали, что происходит вокруг, а вынуждены были двигаться до полного истощения.

«Танцевальная мания» не прошла и мимо детей. Около сотни детей «танцевали» на улицах Германии, и падали на землю от усталости и истощения. Часть малышей удалось спасти и вернуть родителям, но среди детей были и погибшие.

Часто эту танцевальную манию сравнивают с пляской святого Витта. Святой считался покровителем всех танцоров, но эта болезнь не была танцем, скорее всего безумной и неуправляемой пляской, заставляющая пострадавших трястись и прыгать в каком-то сумасшедшем припадке.

Сегодня это заболевание называют хореей и его пытаются лечить. Но до сих пор не ясна причина его появления. Возможно, наука еще не готова дать этому странному явлению какое-либо объяснение.

No related links found




Когда речь заходит о странных событиях, произошедших много веков назад, современному человеку очень сложно поверить в их подлинность. Так, например в 16 веке, жителей Страсбурга охватила неизвестная болезнь, которая получила название «танцевальная чума». Люди целыми днями выделывали всевозможные движения, напоминающие конвульсии, пока замертво не падали на землю от истощения.




В исторических хрониках 1518 года было подробно описано одно экстраординарное событие. Некая госпожа Троффеа вышла на улицу Страсбурга и вдруг начала танцевать без всякой видимой причины. Не было слышно музыки, и ее лицо не выражало радости. Так продолжалось около 4-6 дней, пока женщина, обессилев, не упала замертво.



Самым странным стало то, что к «танцу» госпожи Троффеа за несколько дней присоединилось еще 30 человек, а в течение месяца их стало уже 400. Эти люди не ели и не пили. Многие из них останавливались только тогда, когда их организм полностью истощался, или случался сердечный приступ или инсульт.



Власти города были обеспокоены безумными танцами и решали, как остановить хореоэпидемию. Эту загадку пытались объяснить как происки дьявола или божье проклятье. Врачи, в свою очередь, связывали всеобщее помешательство с «горячей кровью». В то время было популярным «лечить» так называемую болезнь кровопусканием. Считалось, если выпустить «плохую» кровь, то организм очистится, и все наладится само собой.



Власти города решили, что самым действенным способом остановить это безумие – заставить людей танцевать еще больше! Они даже наняли группу музыкантов, чтобы обеспечить музыкальное сопровождение. Но когда это не помогло, напротив, запретили использование всех музыкальных инструментов. Через месяц после смерти госпожи Троффеи все прекратилось так же внезапно, как и началось. Танцевальная чума оставила после себя почти 400 убитых.



Современные исследователи в поисках объяснения этого феномена предложили множество теорий, среди которых выделяют две самые популярные. Массовые танцы объясняют конвульсиями, произошедшими от отравления спорыньей, попавшей в организм вместе с хлебом, сделанным из зараженной ржаной муки. Еще одной возможной причиной всеобщего помешательства мог быть стресс. Если учесть, что народ страдал в то время от наводнений, морозов, голода, отдельные личности могли впадать в психологический транс, «заражая» своим поведением и других эмоционально истощенных людей. Ни одна из этих теорий полностью не объясняет природу возникновения танцевальной чумы 1518 года.
Кстати, это был не единственный случай массовой танцевальной истерии. Подобные лихорадки имели место в Швейцарии, Германии, Голландии вплоть до 17 века. Но гораздо большее количество человеческих жизней уносили другие