Музыка стран западной и северной европы. Самые известные композиторы мира Известные зарубежные композиторы 19 века

Франц Шуберт писал музыку во время перехода от периода венского классического стиля к романтическому периоду. Его произведения – очень выразительные, эмоциональные, написанные с помощью идиом венского классического стиля. Шуберт только-только перешагнул 30-летний рубеж, когда он умер, но он успел оставить обширное музыкальное наследие для грядущих поколений. Сегодня классическая музыка без произведений Шуберта не представляется возможной. До сих пор неизвестно, почему Шуберт умер – в начале 20 века немецкие врачи были уверены, что он умер от брюшного тифа, болезнь бедных. Сегодня некоторые врачи полагают, что он умер от сифилиса на поздней стадии. Можно утверждать, что Шуберт и сам знал о своей неизлечимой болезни уже в 1823 году. Кроме того, он страдал еще и лихорадкой в последние дни, но сегодня мнение о сифилисе более укрепилось.

Лично мы считаем, что нужно учитывать тот факт, что Шуберт жил в антисанитарных условиях, и что он во время своих последних дней очень мало ел и пил – а это типично для желудочно-кишечных заболеваний.

Фредерик Шопен Интерес, привлекаемый к тому, как и какие композиции писал Шопен, вызывается естественным образом – его творения не только хороши с эстетической точки зрения, но и с точки зрения техничности. Взгляд на ноты, которые писал Шопен, сразу объяснит всю его неординарность - рукописи его произведений кишат перечеркиваниями, вставками и т.д. Редко можно найти несколько вариантов одного произведения, которые были бы идентичны. Ноты, опубликованные «одновременно» в различных странах различаются – даже после того, как произведение было издано, Шопен находил способ исправить его. В целом, Шопен считал, что композиторский труд должен быть творческим, неограниченным ни пределами публикации, ни прочими причинами. Наверное, именно это привело к тому, что музыка Шопена включается в большой перечень, называемый «классическая музыка».

Вольфганг Амадей Моцарт один из самых интересных композиторов, вундеркинд, уникальный ребенок, который проявлял невероятные таланты в музыке. Моцарт уже в 3-4 года неплохо играл на клавесине и придумывал собственные композиции. Многие приписывали ему магические способности – и, по известной истории, его конкурент Сальери, не перенес зависти и отравил Вольфганга. Моцарт обладал совершенным слухом, великолепно чувствовал музыку и с легкостью создавал сложнейшие партитуры. Большинство произведений Моцарт писал для развлечения придворных особ, поэтому они легкие, воздушные, хотя с точки зрения пианиста достаточно серьезные. Пожалуй, Моцарт – это и есть классическая музыка.

Георг Фридрих Гэндель (родился 23 февраля 1685 года в городе Хале, умер 14 апреля 1759 года в Лондоне) был композитором эпохи барокко. Прославился, прежде всего, своими многочисленными операми. К его твочеству относятся примерно 40 опер и 25 ораторий. Гендель оставил композиции во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Отец Генделя Георг (1622-1697) был цирюлником и хирургом лютеранского вероисповедания и занимал место придворного хирурга у герцога Вейсенфельса саксонского.



Георг Гендель взял сына с собой, прежде чем ему исполнилось 8 лет, в Вейсенфельс. Таким образом, малыш познакомился с придворными музыкантами и играл в присутствии герцога на органе. Он сразу распознал талант мальчика и серьезно поговорил с отцом, который прислушался его аргументам, хотя он сам не интересовался музыкой.

После возвращения Гендель стал учеником Фридриха Вильгельма Захова, органиста церкви Мадонны. С ним он занимался композицией, учился играть, кроме клавишных инструментов еще на гобое и скрипке. Каждую неделю нужно было сочинять также моттеты. Затем Генделя в возрасте двенадцати лет отправляют ко двору в Берлине, где он производит большое впечатление своими музыкальными способностями. Бранденбургский курфюрст (в последствии прусский король Фридрих I) предлагает послать мальчика в Италию на обучение и определить затем при дворе в Берлине.

В октябре 1712 года Гендель вернулся назад в Лондон, где он провлл остаток своей жизни. Сначала он жил один год у богатого музыкального любителя Барна Элмса, в Суррее. 3 следующих года он жил у Ирла Бурлингтона вблизи Лондона.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Радинге (Raiding), тогда Королевство Венгрии, сегодня - Австрия (Бургенланд). Был одним из самых знаменитых и самых успешных пианистов-виртуозов 19-ого века, а также гениальным композитором. Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно сталкивался с его фамилией и произведениями. Он родился в первой половине XIX столетия, в октябре. C детства композитор начал писать музыку и давать концерты. Ф. Лист писал этюды, общался с такими композиторами, как Шопен, Сальери и Паганини. Он превратил фортепианные произведения в эстрадные, изменив восприятие фортепиано из камерного, салонного инструмента, в инструмент, рассчитанный на широкую аудиторию. Ференц Лист делал обработки других музыкальных произведений, придавая им новое звучание. Он создавал вариации и фантазии на известные мотивы. Ференц Лист также бывал в России и общался с отечественными композиторами и музыкантами, в частности, с Глинкой.

Он занимался симфоническим творчеством и часто писал пьесы, на исторические или придуманные события. В его произведениях можно найти также образы знаменитых писателей, в частности, Фауста и Мефистофеля.

Ференц Лист сыграл большую роль в развитии музыкального жанра у себя на родине – в Венгрии.

Ф. Лист умер в 1886 году, в возрасте 75 лет. Местом его смерти стал город Байрейт.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, умер 28 июля 1750 в Лейпциге) – немецкий композитор эпохи барокко. Сегодня он считается одним из самых крупных музыкальных творцов всех времен, который существенно повлиял на более позднюю музыку и произведения которого во всём мире исполняются как в оригинале, так и в бесчисленных обработках.

Сразу после своего поступления на церковную службу Бах начал сочинять или переделывать кантаты для соответствующих выступлений. Во время этой систематической работы возникало в течение первых лет в среднем примерно одно произведение в неделю, затем темп замедлялся. В начале 1725 года Бах встретился с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрицем Алиенсом Пикандером, который, наконец, передал текст для произведения “страсти по Матфею“, которое было продемонстрировано впервые в 1727 или 1729 году. В 1729 году Бах перенял управление музыкальной коллегией, основанной Телеманном в 1701 году, которое он возглавлял до 1741 года, вероятно, даже до 1746. Наряду с преподаванием он представлял немецкую и итальянскую инструментальную и вокальную музыку, кроме того, он писал для этого некоторые из его светских кантат, как например, Геркулес на распутье, которое он назвал "Dramma per la Musica" или "Dramma per Musica" и которые являются близкими по структуре опере. В крестьянской и кофейной кантате показано, что он мог писать также и в юмористическом жанре. Последняя, по всей вероятности, была исполнена в "Цимерманском кофейном доме", когда он выступал с концертами с музыкальным коллегиумом.

Людвиг ван Бетховен (родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Германия, умер 26 марта 1827 года в Вене), был композитором, венский классик. Он считается композитором, который привел музыку той эпохи к её наивысшему развитию. Людвиг ван Бетховен родился в семье музыканта. Отец Бетховена был поражён маленьким Вольфгангом Моцартом, который выступал как композитор уже в 6 лет и слыл вундеркиндом. С целью, сделать из сына вундеркинда, он начал давать ему уроки игры на фортепьяно. Молодой Бетховен научился играть также на органе и кларнете. Тем не менее, строгое отношение отца препятствовало развитию мальчика, которого поднимали среди ночи из кровати, чтобы продемонстрировать друзьям отца свои способности игры на пианино. Это привело к тому, что Бетховен стал часто уставать в школе и страдать от недостатка концентрации. В 11 лет он вынужден покинуть школу.И в остальном детство Бетховена не было беспроблемным. Отец был алкоголиком, его мать была очень часто больна и из его 6 братьев и сестлр выжили только двое. Да когда и он заболел в 5 лет воспаланием среднего уха, родители этого не заметили, а это считается одной из причин возникшей позже глухоты. В то время как у Бетховена было натянутое и сдержанное отношение к отцу, он очень любил свою мать. Коллеги отца Бетховена в Боннском дворе распознали талант Людвига и позаботились о том, чтобы отец решился, наконец, передать дальнейшее музыкальное образование своего сына в руки других музыкантов. К самым известным покровителям и преподавателям Бетховена в Бонне в течение следующих лет считались Кристиана Готтлоба Нэфе (пианино, орган и композиция) и Франц Антон Рис (скрипка). 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, увертюры (Прометей, Кориолан, Элеонора), вокальные произведения, опера Фиделио, произведения для фортепиано, 32 сонаты для пианино, балеты и сценическая музыка, камерная музыка, квартеты, сонаты для виолончели.

Николо Поганини , родившийся 27 октября 1782 года в Генуе, был итальянским скрипачом, гитаристом и композитором. В свол время он был ведущим и самым виртуозным скрипачом. Внешний вид (он был худощавым, имел чёрные, как смола волосы и карие глаза) и его блестящая игровая техника сделали его уже при жизни легендой. Паганини уже в самом раннем детстве получил первое занятие на скрипке, в том числе и от его отца (Антонио Паганини), который принуждал его к регулярным занятиям. Если, по мнению отца, он не был достаточно усердным, маленький Николо не получал никакой еды, также часто имели место побои. Он зарабатывал свои средства к жизни тем, что путешествовал по Италии как скрипач- виртуоз. Между 1805 и 1809 годами у него была стабильная должность у княгини Элизы Бачиотти Люкки, сестры Наполеона. Это было его единственной постоянной должностью. С 1813 года Паганини постоянно был в концертных турах, на которых околдовал своих слушателей "волшебным искусством скрипача". Вена, Лондон, Париж, снова Вена и так бесконца… В Париже в 1833 году он встретился с Гектором Берлиозом, у которого брал уроки композиции. Он умер в 1840 в Ницце во время нахождения на отдыхе.

В· Из его 8 концертов скрипки сегодня остались 6.

В· Сегодня его 24 каприччио принадлежат к стандартному репертуару лучших скрипачей. Они настолько трудные, что удалось лишь через 50 лет после его смерти сыграть их без упрощений.

В· 12 сонат для виолончели и гитары.

В· 6 квартетов для виолончели, скрипки и гитары.

В· 60 этюдов в вариациях для виолончели и гитары.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных произведений. Их творения поистине уникальны. Каждому из них присущ индивидуальный и неповторимый стиль.

Великие композиторы мира (зарубежные). Список

Ниже представлены зарубежные композиторы разных веков, чьи имена известны на весь мир. Это:

  • А. Вивальди.
  • И. С. Бах.
  • В. А. Моцарт.
  • И. Брамс.
  • Й. Гайдн.
  • Р. Шуман.
  • Ф. Шуберт.
  • Л. Бетховен.
  • И. Штраус.
  • Р. Вагнер.
  • Дж. Верди.
  • А. Берг.
  • А. Шенберг.
  • Дж. Гершвин.
  • О. Мессиан.
  • Ч. Айвз.
  • Б. Бриттен.

Великие композиторы мира (русские). Список

Он создал большое количество оперетт, работал с легкими музыкальными формами танцевального характера, в которых очень преуспел. Благодаря Штраусу вальс стал чрезвычайно популярным танцем в Вене. Кстати, там до сих пор проводятся балы. В наследии композитора - польки, балеты и кадрили.

И Дж. Верди - великие которые создали огромное количество опер, завоевавших искреннюю любовь зрителей.

Немец Рихард Вагнер был виднейшим представителем модернизма в музыке этого столетия. Богато его оперное наследие. «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец» и другие оперы до сих пор актуальны, популярны и ставятся на сцене.

Итальянский композитор Джузеппе Верди - весьма величественная фигура. Он придал итальянской опере новое дыхание, при этом он остался верным оперным традициям.

Русские композиторы 19-го века

М. И. Глинка, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский - великие композиторы классической музыки 19-го века, которые жили и создавали свои произведения в России.

Произведения Михаила Ивановича Глинки определили общенациональное и мировое значение в истории русской музыки. Его творчество, выросшее на русской народной песенности, глубоко национально. Его по праву считают новатором, родоначальником русской музыкальной классики. Глинка плодотворно работал во всех Его оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» открыли путь двум ведущим направлениям. Большое значение в развитии музыкального искусства имели и его симфонические произведения: «Камаринская», «Вальс-фантазия» и многие другие.

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский композитор. Его творчество невелико по объему, но значительно по содержанию. Центральное место занимают богатырские исторические образы. У него тесно переплетаются глубокий лиризм с эпической широтой. В опере «Князь Игорь» объединены черты народно-музыкальной драмы и эпической оперы. Его первая и вторая симфонии знаменуют собой новое направление в русском симфонизме - героико-эпическое. В области камерно-вокальной лирики он стал настоящим новатором. Его романсы: «Море», «Для берегов отчизны дальней», «Песнь темного леса» и многие другие. Бородин оказал значительное влияние на своих последователей.

Модест Петрович Мусоргский - еще один великий русский композитор 19-го века. Входил в Балакиревский кружок, который назывался «Могучая кучка». Он плодотворно работал в разнообразных жанрах. Прекрасны его оперы: «Хованщина», «Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка». В его произведениях проявились черты творческой индивидуальности. Ему принадлежит ряд романсов: «Калистрат», «Семинарист», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Светик Савишна». В них запечатлены неповторимые национальные характеры.

Петр Ильич Чайковский - композитор, дирижер, педагог.

В его творчестве были ведущими оперный и симфонический жанры. Содержание его музыки универсально. Его оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» - шедевры русской классической музыки. Симфония также занимает главное место в его творчестве. Его произведения стали известны на весь мир еще при жизни.

Представители новой венской школы

А. Берг, А. Веберн, А. Шенберг - это великие композиторы, которые жили и создавали свои произведения на протяжении 20-го века.

Альбан Берг стал всемирно известен благодаря своей удивительной опере «Воццек», которая произвела сильнейшее впечатление на слушателей. Он писал ее в течение нескольких лет. Ее премьера состоялась 14 декабря 1925 года. В настоящий момент «Воццек» - это классический пример оперы 20-го века.

Антон Веберн - австрийский композитор, один из ярчайших представителей новой венской школы. В своих произведениях он использовал серийную и додекафонную технику. Ему присущи сжатость и лаконизм мысли, концентрация музыкально-выразительных средств. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на Стравинского, Булеза, Губайдулину и многих других русских и зарубежных композиторов.

Арнольд Шенберг - яркий представитель такого музыкального стиля, как экспрессионизм. Автор серийной и додекафонной техники. Его сочинения: Второй струнный квартет (фа-диез минор), "Драма с музыкой для хора и оркестра", опера «Моисей и Аарон» и многие другие.

Дж. Гершвин, О. Мессиан, Ч. Айвз

Это великие композиторы 20-го века, которые известны во всем мире.

Джордж Гершвин - американский композитор, пианист. Стал чрезвычайно популярен благодаря своей масштабной работе «Порги и Бесс». Это «фольклорная» опера. Она поставлена по роману Дюбоса Хейворда. Не менее известны его инструментальные произведения: «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром», «Американец в Париже», «Вторая рапсодия» и многие другие.

Оливье Мессиан - французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. В своих замечательных теоретических трудах он изложил новые и достаточно сложные принципы музыкальной композиции. В его произведениях нашли отражение теологические идеи. Его очень увлекали голоса птиц. Поэтому он создал «Каталог птиц» для фортепиано.

Чарльз Айвз - американский композитор. На его творчество оказала влияние народная музыка. Поэтому его стиль чрезвычайно уникальный. Он создал пять симфоний, пять скрипичных сонат, две фортепианные сонаты, кантату «Небесная страна» и многие другие произведения.

Русские композиторы 20-го века

С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович - великие композиторы 20-го века.

Сергей Сергеевич Прокофьев - композитор, дирижер, пианист.

Его музыка разнообразна по содержанию. В ней содержится лирика и эпос, юмор и драма, психологизм и характеристичность. Оперное и балетное творчество заложило новые принципы и приемы музыкальной драматургии. Его оперы - «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир». Работал Прокофьев в жанре киномузыки. Широко известна его кантата «Александр Невский», создаваемая в содружестве с режиссером С. Эйзенштейном.

Игорь Федорович Стравинский - композитор-эмигрант, дирижер.

Его творчество делится на русский и зарубежный периоды. Его ярчайшие балеты: «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица». Большой вклад Стравинский внес и в симфонический жанр.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - композитор, педагог, пианист. Его творчество многопланово по жанрам и образному содержанию. Особо его значение как композитора-симфониста. В его пятнадцати симфониях отражен сложный мир человеческих чувств с переживаниями, борьбой, трагическими конфликтами. Его опера «Катерина Измайлова» - прекрасное сочинение данного жанра.

Заключение

Музыка великих композиторов написана в разных жанрах, содержит многоплановые сюжеты, постоянно обновляемые техники, соответствующие той или иной эпохе. Некоторые композиторы достигли высот в немногих жанрах, другие же успешно охватили практически все области. Из всей плеяды великих композиторов сложно выделить лучших. Все они внесли значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры.

Шедевры европейской музыки XIX века представит на сцене Большого зала консерватории 24 мая Московский государственный академический симфонический оркестр. Прозвучат два блестящих романтических концерта для фортепиано с оркестром — Концерт ля минор Э. Грига и Концерт №1 ми-бемоль мажор Ф. Листа (солист — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц), а также Симфония №3 фа мажор И. Брамса. За дирижерским пультом — один из самых востребованных дирижеров молодого поколения Филипп Чижевский.

Имя Ференца Листа связано с величайшим расцветом фортепианной музыки эпохи романтизма. Исполнитель, покоривший своей фантастической техникой и артистизмом весь европейский континент, также является одним из ярчайших композиторов середины XIX века. Свой Первый фортепианный концерт он задумал еще в двадцатилетнем возрасте, но закончил лишь спустя четверть века (1846). Это масштабное четырехчастное сочинение, объединенное принципом монотематизма, содержит немало виртуозных и лирических страниц. Партии солиста нисколько не уступает партия оркестра, полная экспрессии и тонких тембровых красок.

Именно Лист оказал особое внимание и поддержку молодому норвежскому композитору Эдварду Григу, высоко оценив его Фортепианный концерт (1868). Ныне это одно из известнейших произведений классической музыки, в котором лирический характер музыки и изумительный мелодизм сочетаются с жанровым колоритом норвежской народной музыки.

Немецкий композитор Иоганнес Брамс находился в 1880-е годы на вершине своей славы. Дирижер и пианист Ганс фон Бюлов, которому посвящена Третья симфония Брамса (1883), считал его третим великим «Б» в истории немецкой музыки: Бах — Бетховен — Брамс. Симфонии Брамса продолжают традиции Бетховена, но сложившийся четырехчастный цикл обогащается изнутри новым романтическим содержанием, а центр драматического развития переносится из первой части в финал сочинения. Третья симфония начинается в жизнеутверждающем мажоре, ее вторая часть — камерное анданте с бесхитростной мелодией, а красивейшая тема третьей части, меланхоличного романса, стала одной из самых популярных не только в творчестве Брамса, но и во всей истории музыки. Наконец, минорный финал — самая протяженная часть симфонии, где, по словам музыковеда А. Кенигсберга, «раздражается давно готовившаяся буря». В коде буря утихает, и возвращаются во фрагментах ведущие темы симфонии.

Никита Мндоянц — пианист-вундеркинд, впервые выступивший с сольным концертом в возрасте девяти лет. Во время учебы в Московской консерватории он завоевал первую премию на конкурсе имени И. Падеревского в Польше (2007) и вошел в число финалистов конкурса В. Клайберна в США (2013). В 2016 году победил на престижном Международном конкурсе пианистов в Кливленде и спустя год выступил в сольным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле, включив в программу редко исполняемые произведения Бетховена и Шумана, а также одно из собственных сочинений. Блистательный пианист с мировой известностью, великолепный интерпретатор классического репертуара, Никита Мндоянц также является композитором, автором многочисленных симфонических и камерных партитур.

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. со дня своего основания. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году Народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является Народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Филипп Чижевский — выпускник Московской консерватории, основатель и руководитель ансамбля Questa musica, С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, с 2014 — дирижер Большого театра. Дважды номинирован на премию «Золотая маска» за лучшую работу дирижера в музыкальном театре. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых ГАСО им. Е.Ф. Светланова, НФОР под руководством В. Спивакова, Musica Viva под управлением А. Рудина, Tokio New Sity Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр и др. Осуществил ряд проектов в сфере старинной и современной музыки: музыкальный руководитель первого Барочного фестиваля в Большом театре, дирижер-постановщик шести опер современных композиторов в Электротеатре Станиславский. Впервые исполнил оперу М. Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми.