Мероприятия проводимые на праздник казачья гора. Сценарий "Казаки и казачество

В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

(в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);
  2. каравай на рушнике;
  3. портрет М.А. Шолохова; на доске
  4. пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.»;
  5. атрибуты для танца, сценки, игр;
  6. дети одеты в народные костюмы;
  7. кассета с казачьими песнями, магнитофон.

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

(открывается занавес. Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

Наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Ей, ей, говори!

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ей, ей, говори!

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Ей, ей, говори!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

Ей, ей, говори!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Ей, ей, говори!

Кровь геройская лилася, как река.

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) (куплет)

Тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание (куплет)

3)назад тройной переменный шаг, (куплет)

«пружинка».

Поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен (куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине. (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) (куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. (куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.
  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.


Звучит мелодия казачьей песни «Шёл казак на побывку домой». Выходит ведущий в казачьем костюме. Звук микшируется. Мечодия звучит фоном.

Ведущий:

Шёл казак, шёл чистым полем,
На душе темным-темно.
Отчий дом он кинул в ссоре:
«Где осесть мне суждено?»
Приглянулось чисто поле -
Бьёт родник, степной простор.
И решил казак от горя:
«Здесь поставлю свой я дом!
Как огонь, горят тюльпаны,
А земелька — чернозём!
Возведу курень с плетнями,
Приведу хозяйку в дом.
А когда служить поеду,
Хоть на сборы, хоть в поход,

За себя сынов оставлю — Длился, чтоб казачий род».
Думал так казак. Отрадно Становилось на душе.
Много пота, слёз и крови Пролил он на той земле.
Но зато разросся хутор — Переехали братья.
И с тех пор стоит надёжно,
В нём живём и ты, и я.

В то время, как ведущий произносит последние слова, на задний план выходит
народный коллектив «….». Ведущий уходит. Ансамбль исполняет каза-
чью песню «Как за Доном, за рекой».

После исполнения песни коллектив отходит на второй тан. Звучит мелодия рус-
ской нарсх)ной песни «Деревенькамоя».

Выходит ведулцая в казачьей костюме.

Ведущая (на фоне музыки):

Лет прошло с тех пор немало,
Изменялось всё не раз.
Неизменна только память,
Что живёт в сердцах у нас.

Мы прошли дорог немало И живём по всей стране.
Но, родной наш хуторочек,
Сердце тянется к тебе.
Ты во сне нам снишься часто:
Ведь живём порой вдали,
Но любовь к тебе, наш хутор,
Мы из года в год несли.
Про любовь не каждый скажет — Всё хранится про себя.
Но блеснёт слеза при встрече,
Сердце дрогнет, всех любя!

Выходят ведущие. Фоном звучит лирическая музыка.
Ведущий: Милый наш родной уголок, малая родина, близкий и понятный сердцу ковыльный край, частица России, основа России! Не заметный, затерявшийся среди тысяч таких же хуторов и посёлков, маленькая капелька Отчизны, вливающаяся в реку жизни огромной страны. Как неразрывна связь матери со своими детьми от рождения до смерти, так и судьба родного края неотделима от судьбы Родины.

Ведущая: Наберёт страна сил, расправит крылья — повеселеет посёлок, ярко заблестят обновками казачки, зазвучат игровые песни да припевки, заспешат со двора на двор свахи, выглядывая девок покрасивей да поработящей, завиднеются по улицам жёлтые пятна новостроек.

Ведущий: Что такое «домашнее подворье»? Эти два слова вмещают в себя целый мир. Хлопотный, беспокойный, но счастливый. В этом мире всё в постоянном движении, радостной суете и важной размеренности.

Ведущая: День-деньской, с утренней до вечерней зари, на домашнем подворье кипит работа. Что же там происходит? Какие секреты скрываются за полными закромами и хорошим достатком?
Ведущий: Эти секреты у каждого хозяина и у каждой хозяйки свои. Мы не будем раскрывать их, но объявить победителей конкурса «Лучшее подворье» просто обязаны.

Ведущая. Слово предоставляется….

Ведущая: Для вас, победители конкурса «Лучшее подворье», звучит этот музыкальный подарок.
Солист исполняет песню «Домик окнами в сад» из репертуара
Я. Евдокимова.

Звучит фонограмма песни А. Новикова «Дороги» на стихи Л. Ошанина.
Выходит ведущий.

Ведущим (на фоне музыки): В лихую пору темнеет ликом страна, напрягая силы в борьбе с незваным врагом, — и поселок затихает, как перед ненастьем, затягивает туже пояс, отдаёт лучших сынов своих для защиты Родины, работает от темна до темна и стар, и млад. Так было в 20-е годы, так было в грозные сороковые.

Ведущая: Помнят и любят душа и сердце родной уголок в любое время года, но ни один степной житель до последнего своего вздоха не забудет степь летом, в знойную жару, когда голову дурманит запах свежескошенных трав, высоко в блёклой, выгоревшей синеве звенит невидимый жаворонок, а ветер суховей гонит по буграм бесшумные волны серебристого ковыля. Легенда гласит: каждый стебель ковыля — погибший казак.
Ведущии. Не обошла война и ваш посёлок.
Ведущая: Почтим память погибших солдат и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, минутой молчания.

Звук метронома. Минута молчания.

Солист исполняет песню М. Фрадкина «За того парня» на стихи Р. Рождественского.

Выходят ведущие.
Фоном звучит лирическая музыка.

Ведущии: Каждый уголок нашей Родины своеобразен и красив. Делают его таким своим трудом и любовью люди, работающие на земле. Сегодня они присутствуют на нашем празднике.

Хор исполняет «Песню о родном крае» Е. Крылатова
на стихи Л. Дербенёва.

Ведущая: Всё на виду в небольшом посёлке, незыблемо чтяться законы: казак - глава в доме, его слово — закон. А казачки-жены истово поддерживают это, хотя самито знают, что и семья, и лад в посёлке - всё держится на женщине: простой, работящей, верной и преданной. Им, матерям, жёнам, подругам, великим труженицам посвящается наш музыкальный подарок.

«Женщины России» и «Уж вы, бабочки».

Ведущий. Устал посёлок, устала природа, переделаны все дела. Наползают на плетни вечерние сумерки, замирают дома и улицы, опускается на измученную степь живительная прохлада, из таинственных глубин льет свет холодный диск луны, и легко дышится, и тянет к воде, и мерещится что-то колдовское… Выходит на улицы молодёжь и начинает игры играть.

Проводится конкурс для девушек «Коромысло».

Две команды, каждая из пяти-шести девушек, получают по коромыслу с двумя ведрами, наполненные водой. За несколько метров от старта на одинаковом расстоянии стоят по два пенька, каждая девушка с ведрами на коромысле должна обежать пенёк, вернуться назад и передать коромысло с ведрами подруге. Если в пути ведро
упало и разлилось, то девушка возвращается на старт, наполняет его и продолжает борьбу. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием и разольёт меньше воды.

Конкурс для юношей «Тополёк-топорок».

Две команды, каждая из трёх-четырёх юношей, получают по топору. На каждого участника выдают по три одинаковых полена. Чья команда быстрее и качественнее порубит полена на дрова, та и победит. Конкурсы проводятся под фонограмму весёлых казачьих песен.

Ведущая: На берег лунный и пустой Всплыла русалка над водой.
Звезда качается на дне И манит путника к себе.
Играет рябь цветным топазом,
Дробится блеск, искрит алмазом.
Катится тихо над волной Звезда с русалкой молодой.
Цветущий хмель Плетень припутал,
Туман в саду тропу запутал.
Закружит голову во сне,
И детство снится на заре.

Ведущий: Люди, умеющие до ломоты в костях трудиться, просто не могут не уметь отдыхать. А разве же песня — не лучший отдых? Донская степь! Сколько песен и мелодий слышали твои просторы! Не тебе ли твои дочери и сыновья доверяли горе и радость? Какие великие песенники жили и живут в нашем крае! Как умеют они «сыграть» казачью песню: с десятком коленец на одном слоге, с особой сменой дыхания, с полной отдачей.

Ведущая: Сейчас мы с вами проведем песенный конкурс. Только вначале отгадайте загадку:

Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути —
В них ни въехать, ни войти?!

Ведущий: Правильно, это радуга. Вот и наш музыкальный конкурс называется «Ой ты, радуга-дуга». Сейчас мы эту радугу из песен и построим. Вы мне будете петь песню, в которой упоминается один из цветов радуги.

Конкурс «Радуга-дуга».

Всех зрителей делят на две команды: «соловьи» и «скворцы». Команды поочерёдно исполняют песни, в которых упоминаются цвета радуги. Гармонист поддерживает их музыкальным сопровождением.
Например, красный — «Катни красная, кат на вызрела…», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Жёлтый или золотой — «Когда 6 имел пи-тые горы», «Огней так много золотых». Зелёный — «Ивушки вы, ивушки, деревца зелёные». Голубой — «На мне платье голубое», «Голубой вагон». Синий - «Ходит по полю девчонка», «Синим утром удивлён», и т. д.

Ведущий : Истинные любители песни не поют в одиночестве, а тянутся друг к другу, учатся и учат один другого. Для вас поёт народный коллектив.

Коллектив исполняет частушки «О деревне».

Ведущая: Родной посёлок! Труженик, весельчак, красавец. Что ждёт тебя? Сдюжишь ли в лихолетье перемен? Должен, обязан! Как же иначе?

Ведущий: Хочется верить, что солнце над Русью взойдёт,
Вольные ветры холодные тучи разгонят,
Хочется верить, что больше Земля не застонет.
В выжженном поле надежды росток прорастёт.
Хочется верить, что высохнут слёзы в глазах,
Радость осветит улыбкой усталые лица.

Хочется верить, что вдаль улетевшие птицы Вновь возвратятся, забыв про обиды и страх.
Хочется верить, что злобный, разящий свинец Гибельной вьюгой над миром уже не закружит.
Хочется верить: на смену безверью и стуже Нежность и вера плеснутся из наших сердец.

Хочется верить! Ну, как же без веры прожить?
Как без надежды встречать молодые рассветы?
Хочется верить - придёт бесконечное лето!
Дай же нам, Боже, в душе доброту сохранить!

«Люблю я праздники».

Ведущая: Спасибо вам, дорогие земляки, что пришли на праздник, приняли в нём самое активное участие. Любите свой посёлок! Берегите его! Постарайтесь передать любовь к малой родине не только вашим детям, но и внукам, и правнукам! Счастья вам, здоровья и всех благ!

Наш праздник закончился. До свидания!

Н. Белоконь,
старший методист АКБ № 1 Константиновского района

Post Views: 3 595

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


Этнотуристический путеводитель

Валентина Николаевна Панибог ,
руководитель РМУК «Мошковское клубное объединение»

«Казачья застава»
(Сценарий праздника, посвященного 310-летию Умревинского острога,
первого центра государственности на территории Новосибирской области,
Участник областного конкурса «Сибирь - земля моя без края»)

В назначенное время из населённых пунктов района и области прибывают участники праздника. Уже расставлена выставка мастеров прикладного творчества.
Гостей и участников праздничного события встречает музыкальная фонограмма и зазывалы в паузах между песнями и наигрышами:

Сюда пропусков специальных не надо!
Спешите, зовите родных и друзей!
На празднике «Казачья застава» мы рады
Встречать вас, как самых желанных гостей!
- Знакомьтесь!
- Интересуйтесь!
- Участвуйте!
- И просто смотрите!
Вместе:
- Нас ждёт большой праздник истории Умревинского острога!

Звучит музыкальная отбивка, составленная из песен местных авторов о родном крае.
Центральная площадка оформлена банером, на котором изображен пейзаж нашего района (две раздвижные половины задника). У берега реки оформлена пристань: флажками, шарами, растяжками. Трап приготовлен, для подъёма к месту действия сделаны ступени.
За 1-2 минуты до открытия звучит объявление:
- Уважаемые мошковчане, дорогие гости и участники праздника! Приглашаем всех вас на центральную площадь на торжественное открытие нашего праздника «Казачья застава», посвященного 310-й годовщине Умревинского острога.
В назначенное время звучат позывные праздника и песня «Сибирь», исполняют А. Ерошков и группа «7 модель»; танцевальный коллектив «Раздолье» исполняет танцевально-хореографическую композицию «Сибирь». Затем фонограмма: шум ветра, свист птиц, реки, берёз и торжественный голос чтеца:

Чтец:
Сибирь – это не просто слово,
Не смена вёрст, не пейзажей повтор.
Нет! Тут всему первооснова –
Душа! А потом уж – простор.
А уж потом земли цветенье.
Снега. И кедры- крепыши…
Сибирь – не просто расстоянья,
А состояние души!
Звучит мелодия наигрышей.
Где-то вдалеке слышится девичья песня.
Ой, пойду я пораскачаю
В полюшке рябинушку,
Я ещё позавлекаю
Нынешнюю порушку.

На сцену входит группа девушек из танцевального коллектива «Перевёртыши» с гармонистом, он подхватывает мелодию, девушки заигрывают с гармонистом, подзадоривают, смеются друг над другом.
- Ух, ты, Маня, егоза!
- Как оса, лезешь в глаза!
Под общий смех девушки рассаживаются на скамеечке. Одна из девушек запевает песню, которую все подхватывают. Песня должна выразить настрой девушек на предстоящее знакомство с парнями.
- Слыхала я, что приезжие казачки к нам на спевки должны прийти.
- Наши-то, как всегда, не торопятся, цену себе набивают, а казачки-парни энергичные да завлекалистые.
Слышен говор парней.
Девушка 1:
- Казачки-то дружно идут и в гармонь выговаривают.
На сцену с одобрительными восклицаниями поднимаются парни из танцевального ансамбля «Перевёртыши», идут по кругу перед девушками, кланяются гостям – зрителям и располагаются на сцене в нужном порядке.
Парень:
- Здравствуйте, красны девицы! Ехали бы мимо, да заглянули до дыма!
Девушка 1:
- Здравствуйте, казачки приезжие, молодцы хорошие!
Девушка 2:
- А что? Нежданный гость лучше жданых двух! Милости просим к нам на гулянку!
Парень:
- Садитесь поближе к девчатам, познакомиться хотелось бы!
Гармонист кладёт гармошку и первым выходит на круг. Казаки идут вдоль лавки, здороваясь с каждой девушкой за ручку, имитируя знакомство. Затем казаки незаметно достают из-за пазухи цветочки и преподносят каждый своей избраннице.
Парень:
- А что, девушки, красавицы сибирские. Давайте походим, повеселимся, переглянемся.
Девушка:
- А что, подружки, уважим казачков, уже сибирячков, повеселимся, поиграемся. Друг на дружку полюбуемся. Эх, заводи любимую!
На центр сцены выскакивает самая бойкая девчонка из массовки и запевает частушку:

Понаехали сдалеку казаки,
Понавешали по веткам кушаки,
Кушаки новы бумажныи,
Наши девки нынче важныи,
А казачкам уж жениться пора –
Выбирай, казак, невесту для себя.

Гармонь играет частушечный мотив. Частушки подхватывают другие девушки.

В этом доме кто хозяин,
Разрешите поплясать!
Я притоптывать не буду,
Только буду припевать!
На дороге стоят кони,
Стоит сивый жеребец,
А казак в Сибирь приехал,
Сибирских девок поглядеть.
Частушки подхватывают казаки.
Не за то сюда приехал,
Чтобы горе горевать,
Я за тем сюда приехал –
Чтобы девок выбирать.
На горе стоят качели,
Пойдём покачаемся,
Сейчас праздник от гуляем,
Завтра повенчаемся.

Девушки:
Ты, играй, играй, гармошка,
Веселей с тобою жить,
С казачками удалыми
Можно жить и не тужить!

Звучит весёлая танцевальная мелодия. Ансамбль танца «Перевёртыши» исполняет танцевально-хореографическую картинку «Казачий пляс». По ходу танца танцоры вовлекают в пляс и зрителей. По окончании пляса на авансцену выскакивает та же энергичная девушка.

Девушка:
Походи, погуляй,
Добрый молодец,
Поищи, выбирай себе барышню,
Себе барышню, котора нравится,
Котора нравится,
Да из компаньицы!

Вместе девушки и парни:
- Да что же мы стоим, давайте в хоровод гостей пригласим!

Звучит песня «Со вьюном я хожу», или другие песни казаков. Участники танцевального коллектива спускаются со сцены и приглашают всех присутствующих в хоровод. Звучит текст (фонограмма):

Выходите в круг смелее,
Чтобы был огромный круг,
Выходите в русской пляске,
За собой ведя подруг.

От души пляши да ловко,
Где таких ещё найти,
Молодцы, любой тут скажет,
Ах, какие молодцы!

Велика ты мать - Россия!
Кто поспорит – велика!
Вместе беды мы осилим,
Коли дружба так крепка!

Вместе:
Да здравствует сибирский народ!
Да здравствуют казаки – сибиряки!

Вместе:
Праздник «Казачья застава» начинается!

Казак:
- Внимание! Выстрел из орудия, знаменующий начало исторического действа произвести!

Звучит казачья народная мелодия. Выстрел пушки.
На сцену под энергичную казачью мелодию выходит ансамбль «Вечора» Сокурского Дома культуры «Нефтяник», исполняет казачью песню и казацкий пляс. Казак и Казачка – ведущие этого блока – присоединяются к ансамблю по ходу исполнения танца.

Казак:
- Здравствуйте, люди добрые!
Казачка:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Казак:
- (показывая на девушку) Казачка, сибирячка, румяная да работящая!
Казачка:
-(указывая на юношу) Парень удалой, казачок - сибирячок лихой!
Казак:
Утра красного вам, люди добрые!
Век вам долгий, люди, здравствовать!
В будний день поменьше хмуриться,
Ну а в праздник больше радоваться!
Казачка:
- Посмотрите друг на друга. Сколько сияющих и добрых улыбок, доброжелательных взглядов.
Отзывчивое сердце у нас сибиряков. И многие из вас откликнулись на наше приглашение и приехали к нам на праздник.
Сегодня мы станем участниками беспрецедентного события в культурной жизни нашего района – 310 лет Умревинскому острогу!
Звучит мелодия песни «Мой родимый край, место отчее…»
Казак:
Разреши, Россия, вдвоём с тобой
Вернуться к прошлым годам,
Песок – из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Казачка:
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой.
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой!
Звучит торжественная музыка.
Казак:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя___________
Выступление гостя.

Казачка:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты,
И праздники, чья ширь и даль светла.
Казак:
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намёк, подсказка, предостереженье,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Казачка:
Приветствуем на Мошковской земле нашего гостя________
Выступление гостя.

Казачка:
Эй, вы, люди, казаки да удальцы!
Зовет великий государь на службу вас,
Руси великой послужить,
И для неё в поход пойти на подвиг!
Казак:
И выбрали казаки сами свой путь,
Нелёгкий путь, не близкий путь!
Звала казаков матушка-Сибирь!
Заветный край, счастливый край!
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет два концертных номера.
Казак:
- Стоит на берегу Оби, что через район Мошковский протекает, острог Умревинский. Боярский сын Алексей Кругликов основал острог, чтобы защитить жителей Верхнего Приобья от набегов барабинских татар и телеутов. Волею случая именно это поселение стало первым административным пунктом Российского государства на территории Новосибирской области.
Казачка:
- И почему же Острогу нашему не иметь свой день, а нам, сибирякам, ещё один праздник истории Сибири.
Сибирь! В этом гулком звучании уверенность и надежда, поступь человека по бескрайней сибирской земле. Это воздух, рождаемый сибирскими лесами, шум прибоя реки Обь, это дыхание земли сибирской.
Казак:
- Сибирь – это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото и алмазы, уран и алюминий. А ещё Сибирь – огромный дом, где живут потомки древних сибирских народов. И для всех нас, кто родился в Сибири – это Родина, дороже и ближе которой нет на свете.
Музыкальная отбивка.
Казак:
Приветствуем на мошковской земле _______
Выступление гостя.

Музыкальная отбивка.
Казак:
- Уважаемые друзья! Как когда-то казаки вольные выбирали себе предводителя, так и мы сейчас всем миром выберем себе атамана.
Есть ли в народе мнения по сему вопросу?
Глас из зрителей (подсадной артист)
Парень из публики:
- Есть в наших рядах мужчина один, многим известный, Андреем Павловичем Бородовским зовётся, историк, археолог, профессор. Так вот, про казачью жизнь он всё ведает.
Казак:
- Есть ли в народе другие мнения?
Глас от зрителей: - Не имеем!
Казак:
- Ну, значит тому и быть! Дружное наше Ура и аплодисменты Андрею Павловичу! Ему и речь держать!
Выступление А. П. Бородовского.

На сцене Казак и Казачка. Звучит татарская мелодия.
Казак:
- (показывая рукой на реку) Гляди, народ, со стороны реки к нам судна неизвестные направляются.
Музыка. На фонограмме шум толпы, голосов: «Откуда люди пожаловали», «Кто такие будут». Приплывшие на лодках сходят на берег и группой идут к сцене. Как только гости направляются к центральной площадке, звучит колокольный звон. Гости идут по трапу, ступенькам и направляются к центральной площадке. В руках они несут сундук с дарами. К гостям-татарам приставлены «подсадные» артисты, они и ведут диалог с казаком от гостей.
Казак:
- Порасстороньтесь-ка, народ да люди добрые!
Дай местечко гостям с реки по мосточку пройти.
Казак:
- Кто такие будете? Откуда прибыли?
Гости:
- С соседнего района, добрый человек. Татары мы. Давно известно, что земли здесь богатые и вольные, хотим счастья попытать.
Казачка:
- Шлём приветное вам слово. Гость на гость – хозяину радость. Э, казаки, выходите с гостями здороваться да знакомиться!
На сцену выходит ансамбль «Радова» Ташаринского ДК «Обь». В руках каравай и бутыль со взваром.
Казак:
- А с чем прибыли?
Гости:
- С миром, добрый человек! Только с миром! Славно мы во Сибири обустроились, с людьми местными по хорошему сошлись, лучшего и желать не надо.
Казаки ансамбля «Радова»:
- Любо! Любо, казаки!
- Любо, что к нам пожаловали.
Гости:
- А чтобы слово делом укрепить, примите дары наши и уверения в дружбе и согласии.
Кланяются друг другу. Гость вручает подарки.
Казак:
- Хорошие слова говорите, а за подарки спасибо. Но и мы по традиции вручаем вам хлеб- соль от земель мошковских.
Пусть будет достаток и в вашем доме, пусть будут здоровье и счастье!
Кланяются друг другу. Казачка вручает хлеб- соль.
Казак из ансамбля:
Честно послужили мы, братцы, на благо Отчизны. Покорилось царство сибирское России-матушке, и построили здесь острог Умревинский.
Казачка из ансамбля:
Русь Сибирью крепче стала,
Нам дала приказ здесь жить.
Тут трудится, обживаться
И детей своих растить!
Казак из ансамбля:
Мы живём здесь – не скучаем,
Дорогих гостей встречаем!
Просим вас, гости, чарку испить,
Чтоб не болеть и не хандрить!
Казачка из ансамбля:
Кому чару пить – тому здраву быть!
Кому здраву быть – тому чару пить!
Казак ведущий:
Клятва дедов – наша сила,
Мы Отечеству верны
От рожденья до могилы.
Мы – казачества сыны!
Выступление ансамблей «Радова» и «Сибирский узор»
Звучит весёлая народная мелодия. На сцену, приплясывая в такт музыке, поднимаются Казак и Казачка.
Казак:
- Раздайся, народ!
На весёлом нашем гулянии!
Шире круг освободите!
Казак:
- Слушайте приказ атамана нашего Андрея по отчеству Павловича:
Всеведома нам праздник продолжить игрищами.
Кому потешаться, а кому удаль свою показывать! Не боись, выходи, ловкость, силу покажи! Приз получи – себя порадуй и народ удиви!
Казачка:
- А для того чтобы ощутить себя в том времени, давайте чуть-чуть пофантазируем и попытаемся представить, как прадеды воинским делом занимались, быт вели, гостей встречали и праздники отмечали.
В этой части праздника предполагаются ролевые игры, реконструкция сражений, просмотр видеофильмов, старославянская кухня и т. д.

Казак:
- А коль от этого порога у вас в другую сторону дорога, то пожалуйте в другие места, где вы сможете угощения искушать, песни разные послушать, супер-фильмы посмотреть, в тени леса посидеть.
Участники, зрители и гости расходятся по площадкам.
Звучит праздничная музыка, работают ярмарка и выставки прикладного творчества. В отдельной палатке идёт показ фильма об истории Сибири, Мошковского района и Умревинского острога.
Часть зрителей занята в ролевых играх.
А тех, кто любит концерты, приглашают на концертную часть праздника.

Концертная часть

На сцене Ведущие в стилизованных народно-эстрадных костюмах.
Ведущий 1:
Как на наш праздник пригласили мы артистов разных, местных и приезжих. А уж они-то нас повеселят да потешат!
Ведущий 2:
Все артисты перед вами,
Вы оцените их сами.
Как один все собрались,
Крепко за руки взялись,
И для хорошего начала
Дружно песня зазвучала!
Выступление коллектива.
Ведущий 2:
На таланты наша Родина щедра –
Всюду русские в почёте мастера,
Наш свободный, удивительный народ –
Он веками чудо-сказку создаёт.
И хоть сказкой не любого удивишь,
Знают Палех наш и Лондон и Париж…
Ведущий 1:
Но, пожалуй, больше ценит наш народ,
Песню русскую – особый ей почёт!
Так ведётся на Руси с далёких лет –
Ничего желанней песни доброй нет!
На гулянке, на вечёрке, в дни труда
Ты с народом, песня русская, всегда!
Выступление коллектива.
Ведущая выходит с гармонистом под руку. В руках у неё корзина с музыкальными инструментами. За ними выходит ансамбль, который выступает следующим.
Ведущая:
- Я по празднику гуляла,
Товар достойный подыскала,
Дудки, барабаны,
Бубны, свистульки, трещотки!
Инструменты эти – такое чудо, что если с ними уметь обращаться, они могут в ансамбль превращаться.
Слыхали? Следующие наши певцы – просто молодцы! Такие таланты, такие молодцы!
Что не только здесь жили- бывали,
Но и заморские страны видали.
Объявляет очередной коллектив.
- А сейчас на сцене солистка –
Замечательная артистка,
Народные песни распевает –
Народ удивляет.
Объявление очередного номера.
Концертная программа далее наполняется номерами коллективов художественной самодеятельности района и приглашёнными коллективами.

Финал

Звучит торжественная музыка. На сцену поднимаются все участники представления.
Казак:
- Не ошибусь, если скажу, что сегодняшнее действо покорило нас всех! И пусть творческие коллективы и мастера прикладного творчества радуют нас красотой и мастерством, да пребудут на таких праздниках согласие и радость. И пусть на очередную нашу встречу отзовутся и другие люди. А мы сегодня высказали слова любви нашей большой Новосибирской области, нашей многонациональной стране.
Казачка:
Ты для меня всегда нова,
Моя Россия дорогая.
Живу, все лучшие слова
Лишь для тебя приберегая.
Ведущая 1:
Я наглядеться не могу
На эти дивные берёзы.
Хрустально звёзды на снегу
Горят в крещенские морозы.
Ведущий 2:
Ромашки в капельках росы,
Рассвет, возникший ниоткуда…
Нет удивительней красы,
Нет неожиданнее чуда!
Казак:
- Наш праздник заканчивается, но мы ещё не раз будем вспоминать эту встречу в Умревинском остроге на мошковской земле.
Ведущий 1:
- Чаще улыбайтесь друг другу, будьте милосердны, добра вам и терпения.
Ведущий 2:
- Пусть в доме вашем счастье и удача пребудут, а аист принесёт пополнение!
Казачка:
- Живите и здравствуйте, добрые люди!
Вместе:
- Доброго здоровья! Мира и любви вам!
Ведущие праздника осыпают зрителей зерном.
Ансамбль «Сибирский узор» исполняет величальную песню, все участники творческой программы поддерживают их.
Фейерверк, бумфети, шары взмывают в небо.
Звучат народные песни.