Русская народность. Сами мы местные

В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские - народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы , потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира.

К мнению “русские – это нация” тяготеют люди скучающие по Советскому Союзу, а к мнению “русские – это народ” ближе люди, которые считают более значимыми в истории развития российской государственности периоды Русского Царства и Российской империи. Поэтому, прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: русские это народ или нация, необходимо дать определения этим двум терминам, а также кратко оценить их сущность.

Народ - термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое. То есть, народ - это явление социокультурное.
Нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности. То есть, нация - это явление политическое.

Подытожим: понятие “народ” основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие “нация” тесно связано с влиянием государственного аппарата.

Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация.

Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.

Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию: в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.

К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное.

Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано с тем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.

Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:

  • Нация – аналог народа, который искусственно сформирован государством.
  • Народ – это люди, нация – это принцип, главенствующий над людьми, правящая идея.

Ру́сские - восточнославянский народ, этнос, нация. Самой распространённой религией среди русских является христианство православного обряда. Национальный язык русских - русский.

Численность

Общая численность русских в мире в настоящее время составляет по разным оценкам до 150 миллионов человек, из них в России - 116 миллионов (2002 год) (около 79,8 % населения страны) .

Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркменистане. Крупные диаспоры присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.

Этнографические группы

В русском языке выделены две диалектные группы - севернорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие диалектные группы. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров. Граница между севернорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков - Тверь - Москва - Нижний Новгород. В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская, Вологодская и Костромская. В южном наречии выделены пять групп говоров: Западная, Верхне-Днепровская, Верхне-Деснинская, Курско-Орловская и Восточная (Рязанская). На основании среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка и всей культуры.

В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой коммуникации различия в диалектах сильно уменьшились.

На основе различий в типе хозяйства, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп:

  • Горюны
  • Гураны
  • Затундренные крестьяне
  • Казаки - в бассейнах рек Дон, Кубань, Урал, а также в Сибири
    • Амурские казаки
    • Астраханские казаки
    • Донские казаки
    • Забайкальские казаки
    • Кубанские казаки
    • Некрасовские казаки (некрасовцы)
    • Оренбургские казаки
    • Семиреченские казаки
    • Сибирские казаки
    • Терские казаки (Гребенские казаки)
    • Уральские казаки (Яицкие казаки)
    • Уссурийские казаки
  • Каменщики (бухтарминцы)
  • Камчадалы
  • Карымы
  • Кержаки - в Нижегородском Заволжье, на Урале и в Сибири
  • Колымчане
  • Липоване (Румыния)
  • Марковцы
  • Молокане - на Северном Кавказе, в Закавказье и на тихоокеанском побережье США
  • Обоянцы - на юге Одесской области, в Буджаке
  • Однодворцы
  • Полехи
  • Поляки (этнографическая группа русских)
  • Поморы - на побережьях Белого и Баренцева морей
  • Птишане - на северо-западе Ставропольского края
  • Пушкари (этнографическая группа русских)
  • Русскоустьинцы
  • Саяны (этнографическая группа русских)
  • Семейские - в Забайкалье
  • Сибиряки
  • Сицкари
  • Тудовляне
  • Цуканы - в Тамбовской области
  • Шаповалы - на юге Брянской области
  • Якутяне

Антропология русских

По большинству антропологических признаков русские занимают центральное положение среди народов Европы.

Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении. Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп.

Можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций:

  • Более светлая пигментация. Доля светлых и средних оттенков волос и глаз повышена, доля тёмных - снижена;
  • Пониженный рост бровей и бороды;
  • Умеренная ширина лица;
  • Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
  • Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.

Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса. Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии.

По результатам исследований Y-хромосомных маркёров выделяются две группы русских популяций. В северной группе (Мезень, Пинега, Красноборск) выявлена близость с соседними финно-угорскими и балтскими популяциями, что может объясняться общим субстратом. Южно-центральная группа, к которой относится подавляющее большинство русских популяций, входит в общий кластер с белорусами, украинцами и поляками . По результатам исследования маркёров мтДНК, а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы. Выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов.

В русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций. Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе.

Язык

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. В русском языке используется письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллическому алфавиту (кириллице).

Русский язык является единственным государственным языком России.

Русский язык - один из шести официальных языков ООН. По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly» (№ 3 за 1997), примерно 300 млн человек по всему миру на тот момент владело русским языком (что ставило его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считали его родным (7-е место в мире). Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года - около 167 млн, ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым.

Русский язык, наряду с белорусским, также является государственным языком в Белоруссии. Кроме того, русский язык является одним из трёх государственных языков непризнанного Приднестровья.

Русский язык является официальным языком (во всех случаях другой язык или другие языки выступает как государственный или второй официальный) в следующих государствах и на отдельных территориях государств:

  • В Казахстане (В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык - Конституция Республики Казахстан, ст. 7, п. 2),
  • В Киргизии (В Киргизской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык - Конституция Киргизской Республики),
  • В частично признанной Южной Осетии (Конституция РЮО, ст. 4, п. 2),
  • В части Молдавии (автономной Гагаузии),
  • В некоторых коммунах жудецев Констанца и Тулча в Румынии, где официально признанным меньшинством являются старообрядцы-липоване.

Русский язык имеет статус языка государственных и других учреждений в частично признанной Абхазии (Конституция Абхазии, ст. 6) и региональный статус в АРК в составе Украины (с 2010) и некоторых областях Украины. (подробнее см. Русский язык на Украине)

В социологическом исследовании Института Гэллапа (Gallup, Inc), посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92 % населения в Белоруссии, 83 % на Украине, 68 % в Казахстане и 38 % в Киргизии, выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» (Русский язык как родной язык). Словесные построения вопросов и практические сложности проведения опросов могли внести ошибки или предвзятость в результаты.

В США в штате Нью-Йорк в 2009 году внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более миллиона человек, все связанные с процессом выборов документы должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных кампаний. Ранее в список были включены испанский, корейский, филиппинский, креольский языки и три диалекта китайского.

До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для значительной части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США, Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский (например Шевах-Мофет). В Израиле русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 80-х годов XX века русский язык был основным иностранным языком в школах.

Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

Этническая история

До XX века

Этническое происхождение первых носителей этнонима Русь до сих пор дискуссионно. Норманская теория предполагает их скандинавское происхождение, другие учёные считают их славянами, третьи - ираноязычными кочевниками (роксаланами), четвёртые - другими германскими племенами (готами, ругами и т. д.). М. В. Ломоносов развивал теорию об финно-угорском происхождении этнонима, однако современными учёными она, как правило, считается устаревшей.

Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Киевской Руси и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Следует отметить, что не все учёные полностью согласны с предложенной схемой (В. В. Седов, Э. М. Загорульский, Б. Н. Флоря), а некоторые не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности.

Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнослаянских племён: ильменские словене, кривичи, вятичи, северяне и радимичи. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась позднейшая ассимиляция части финно-угорских племён (меря, мещера, мурома) живших на колонизируемых славянами северо-восточных территориях. Следует отметить, что ассимиляция финно-угорских племён, живших на Русской равнине, практически не повлияла на антропологический тип славянских колонистов. Это может объясняться близостью финно-угорского населения Русской равнины к остальному населению Восточной Европы. Заметный финно-угорский компонент отмечается у северных русских, в частности, у поморов. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было ассимилировано предположительно балтоязычное племя голядь.

На основании имевшей место колонизации славянами финно-угорских земель, некоторые польские, а затем и сочувствующие им западные историки XIX века (например, Францишек Духинский и Анри Мартен) вообще отказывали русским (великороссам) в принадлежности к славянам. Данная теория, с самого начала признанная имеющей не научные, а политические основы, до сих пор имеет последователей в националистических кругах восточноевропейских государств.

В XVI веке русские начали заселять степные районы Поволжья и Северного Кавказа, Приуралье, в XVII веке колонизировали Сибирь и Дальний Восток. Наибольшую роль на начальных этапах колонизации Сибири и Дальнего Востока играли казаки и поморы. В конце XIX - начале XX веков прошла новая волна русской колонизации Сибири и Дальнего Востока, на этот раз преимущественно крестьянской. Основное заселение Сибири шло вдоль Сибирского тракта и Транссибирской магистрали.

В XVII-XIX веках под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великорусов, малороссов (сюда же включали русинов) и белорусов, то есть всех восточных славян. Она составляла 86 миллионов (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях (см. раздел «Исторические источники»). Однако уже с начала XIX века ряд исследователей считали различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. В связи с последующим углублением этих различий и национальным самоопределением украинцев и белорусов, этноним «русские» перестал на них распространяться и сохранился лишь для великорусов, заместив собой прежний этноним. Результаты такой смены понятий не стали видны незамедлительно: после первой советской переписи населения к украинцам было причислено около половины жителей Кубани и большинство жителей Новороссии (включая Донбасс) в связи с заменой понятия «русский малороссийского происхождения», но стихийный протест против украинизации среди кубанских казаков а также реабилитация казачества в 1930-х решительно «вернуло» кубанцам названия русские. В настоящие время говоря о дореволюционной России, под русскими понимают только великороссов - в частности, утверждая, что русские составляли 43 % её населения (порядка 56 млн).

В XX-XXI веках

В XX веке русские пережили один из тяжелейших периодов в своей истории. В результате последовавшей за Первой мировой Гражданской войны 1918-1922 годов, Россия утратила большие территории, её покинуло значительное число представителей аристократии, интеллигенции, казачества, офицерства и других социальных слоёв. Русскими были утеряны значительные пласты национальных обычаев и православной культуры, во время самой войны и последовавшего периода погибло огромное количество населения.

Катастрофический урон русскому этносу был нанесён во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Среди 8,66 млн советских солдат, погибших на фронте и умерших в плену, 5,76 млн (66.4 %) составили русские; некоторые регионы с преимущественно русским населением подверглись оккупации. Общие военные и гражданские потери СССР в ВОВ составили около 27 млн погибших, среди которых русские составили большинство. Эти потери повлияли не только на текущее сокращение численности населения, но катастрофически сказались на темпах роста численности за счёт гибели людей и не родившихся от них будущих поколений.

В начале 1990-х годов началось сокращение численности русских: в России в связи с убылью населения, в бывших республиках СССР - также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию, а также в страны ЕС, США, Австралию и другие страны. В частности, за 1989-2002 годы численность русских в самой России сократилась с 120 до 116 миллионов человек, на Украине за 1989-2001 годы - с 11,4 до 8,3 млн, в Казахстане за 1989-1999 гг. - с 6,2 млн до 4,5 млн Таким образом, с 1989 по 1999-2004 гг. общая численность русских в бывшем СССР сократилась с 145,2 млн. (50,5 % из 285,7 млн.чел., СССР) до 133,8 млн чел. (46,7 % из 286,3 млн чел.) или на 7,8 %, однако, учитывая некоторую тенденциозность данных переписей в некоторых бывших союзных республиках, численность русских в целом может достигать на территории бывшего Союза ССР более 137 млн чел. (или 47,9 %). В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.

В разные годы «Вестник Российской Академии Наук» отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках и в некоторых административных образованиях России, там же указывалось на тяжелое состояние русского этноса.

Этноним

Русский - частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди , в котором вторая часть перестала употребляться (эллипсис). Древнерусское прилагательное русьскъ (-ыи ) образовано от корня рус — с помощью суффикса —ьск -, который образовывает производные от названий местности , сравните назаретьскъ ‘из Назарета’. Русь было одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. До XVIII века самоназванием было русин , мн.ч. русь или русины . С XVII-XVIII веков оно постепенно заменилось на русы , россы или россияне , а позднее с XVIII-XIX веков - на великорусы . В XVIII-XIX веках был введён новый коллективный этноним русские , которым однако обозначали сразу все три восточнославянских народа, и лишь после 1917 года - только великорусов.

Русская культура и философия

Представители русского народа, этноса, нации сформировали такое широкое, многогранное, общемировое явление, как русская культура. Русская культура признана ] одной из самых богатых и многогранных культур мира.

Русский национальный костюм

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнём или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью - сапоги или лапти.

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - понёвы. Основными элементами женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан.

Русская кухня

С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие. Как и кухни других стран, русская кухня на протяжении своей истории вобрала в себя большое количество различных кулинарных традиций соседних народов. Значительное влияние на формирование русской кухни оказали славянские традиционные кушанья. Некоторое время постный и скоромный столы были разделены. Изолирование одних продуктов от других привело к некоторому упрощению меню, но также послужило причиной создания многих оригинальных блюд, которые впоследствии стали визитной карточкой русской кухни. Интерес к русской кулинарной традиции за пределами России возник в XIX веке. За считанные десятилетия русская кухня завоевала популярность в Европе, а затем и в мире, и с той поры по праву пользуется репутацией одной из вкуснейших и разнообразнейших.

Русские в мировой науке

Наука как общественный институт возникла в России при Петре I. В 1725 году, в рамках общего курса на модернизацию страны, была создана Петербургская Академия Наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы.

Большой вклад в развитие русской и мировой науки сделал академик Михаил Ломоносов, совершивший множество открытий в области астрономии, химии, физики, истории. В 1755 году им был основан Московский университет.

В XIX веке русская наука вышла на мировой уровень. Русский химик Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы - периодический закон химических элементов. Мировое значение имели исследования и изобретения в сфере металлургии П. П. Аносова, П. М. Обухова и других. Значительны были открытия В. Г. Шухова в нефтяной и строительной отраслях. В области электротехники: В. В. Петрова, Н. Г. Славянова, М. О. Доливо-Добровольского и других изобретателей. В 1904 году И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году - И. И. Мечников - за исследования механизмов иммунитета.

Один из выдающихся учёных и философов XX века Владимир Иванович Вернадский создал учения о биосфере, о ноосфере, разработал основы геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других направлений, внёс неоценимый вклад в развитие других естественных наук. Создатель многих научных школ. Его труды принципиально изменили научное мировоззрение XX века.

В XX веке под руководством Игоря Васильевича Курчатова была создана российская атомная промышленность. При нём началась разработка отечественного ядерного оружия, что давало СССР, а впоследствии и Российской Федерации, гарантию от любого иностранного вторжения.

В 1957 году под руководством Сергея Павловича Королёва на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году - первый пилотируемый космический корабль.

Религия

По преданию, первым проповедником христианства на землях российских был Андрей Первозванный.

Крещение Киевской Руси, объединявшей тогда всех восточных славян, было совершено в 988 году князем Владимиром (см. Крещение Руси). Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного обряда (после Великого раскола 1054 г. - православия) и начало́ распространяться в высших слоях общества задолго до этого события. Между тем отказ от язычества проходил медленно. Волхвы (жрецы) старых богов имели заметное влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени - языческое при рождении и христианское при крещении (Всеволод Большое Гнездо, например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус).

Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских - Русская православная церковь (РПЦ), за границей России функционируют её епархии, автономные православные церкви и самоуправляемые части РПЦ (см. Русская православная церковь за границей, Украинская православная церковь, Японская православная церковь). В XVII веке небольшая часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев. Крупные старообрядческие организации являются также этнографическими группами.

Многие языческие верования в изменённом виде сохранились до XX века и даже до сих пор, существуя вместе с христианством. Отношение к ним РПЦ неоднозначно от неодобрения до включения в официальный культ. Среди них как обряды (праздники Масленица, Иван Купала, Навий день и др.), так и вера в существ языческой мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и пр.

Второй по численности конфессией среди русских является протестантизм (1-2 млн) . По экспертной оценке, уже в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов, реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов (т. н. «неопятидесятников»), есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких религиозных объединений парахристианской направленности, как Свидетели Иеговы, мормоны и муниты.

В России существует более 200 приходов католической церкви. Общее число католиков - меньше миллиона.

В настоящее время наблюдается заинтересованность небольшой части русского населения язычеством в той форме, в какой оно существовало до внедрения христианства на Руси . Количество приверженцев языческого (родноверческого) вероисповедания на сегодняшний момент невелико. В 1980-е годы в Россию проникают различные течения индуизма (гаудия-вайшнавизм и др.), буддизма (гелуг, дзен, тхеравада), созданы союзы конфуцианцев.

После Октябрьской Революции 1917 года христианские церкви (РПЦ, другие ветви православия, протестантские и католическая) переживали серьёзные гонения (а часть протестантов и при царской власти), многие храмы, монастыри и молитвенные дома были закрыты, разрушены или превращены в музеи, склады, мастерские и др., на высшем уровне внедрялась идеология научного атеизма. В связи с изменением политической ситуации в стране и провозглашением свободы совести христианские церкви (и другие религии) получили возможность свободно вести религиозную деятельность, хотя определённая часть населения является атеистичной.

Использованы материалы Википедии

Русский народ — восточно-славянский этнос, является самой многочисленной этнической группой в Европе. По разным данным в мире проживает от 129 до 160 млн. человек . Русская диаспора огромна и сосредоточена в странах бывшего СССР: в Украине, Казахстане, Белоруссии, Молдове и др. странах. 86% русских проживают на своей исторической родине – в России. Две трети русского населения приверженцы православного христианства. Национальный язык – русский.


Истоки русского народа

Родственные по происхождению народы: и . Предположений о происхождении русского народа несколько. Вот самые известные:

1. Дунайская теория.

Летописец Нестор усердно работал над сводом «Повесть временных лет». Автор определил территорию расселения славянских племен по течению Дуная. Впоследствии версию летописца развивали историки Ключевский и Соловьев. Многие лингвисты и исследователи до сих пор придерживаются этой теории.

2. Скифская теория.

Выдающийся русский гений Михаил Ломоносов придерживался скифо-сарматской версии происхождения русского народа. В своем труде «Древняя Российская история» Ломоносов указал, что русский народ образовался в результате смешения славянских племен и финно-угорского племени. По мнению историка, языческие верования наших предков имеют много общего с античной культурой.

3. Прибалтийская теория

Гипотеза о происхождении русских основана на ДНК-исследовании различных народов. По предположению ученого Гелленталя, корни русского населения непременно связаны с трансбалтийскими народами и миграцией алтайских народов. Алексей Шахматов тоже называет прародиной русских территорию Немана и Западной Двины.

Нюансы русской культуры

Русская культура – это необъятный пласт, состоящий из многовековых традиций и ярких обрядов, непоколебимых духовных ценностей, специфичной манеры уклада жизни, бытовых привычек. Тот самый пушкинский «русский дух» приобретается человеком, рожденным на просторах нашей Родины. Русский человек — это сильная духом личность. Широта души , простота , доброта характеризуют русский этнос. За всю историю русский народ испытал колоссальные испытания: войны, голод, разруху, природные катаклизмы, порабощение татаро-монгольским игом. Суровый нрав, упрощенное отношение к бытовым трудностям, трудолюбие и отсутствие страха перед врагом характеризовало русский народ в средние века. Загадочная русская душа современного человека не сразу раскрывается перед чужестранцами.

Гордость русской культуры – это наследие известных художников и писателей, композиторов и архитекторов. Такие фамилии, как Пушкин, Толстой, Шишкин и Левитан, Чайковский и Глинка, всплывают молниеносно, когда речь заходит о российских гениях. Но не только в творчестве, но и в других фундаментальных областях, будь-то медицина, военное дело или ракетостроение, русские с гордостью пополнят список именитых мировых личностей.

Традиции предков

В современном укладе жизни русского человека, конечно, многое изменилось. Скоростные автомобили, бытовой комфорт, глянцевая одежда, ультрамодные гаджеты проникли в каждый дом. Однако, и это к счастью, в самые значимые для русского человека моменты, он возвращается к нетленным славянским традициям и обрядам.

Русская свадьба непременно начинается со сватовства, а на гуляньях до сих пор присутствуют элементы старинных традиций: выкуп невесты, семейный каравай, одаривание молодых. Почти не изменились крестильные и похоронные обряды. Во многих семьях до сих пор прощание с усопшим идет по древним традициям (завешивание зеркал, похоронный обряд, поминальная еда). Сплоченность русских проявлялась не только во время печальных событий, но и в проведении народных гуляний.

До сих пор с широким размахом празднуется Масленица . Особую притягательность этому празднику придает традиция сжигания чучела, ритуал прощения обид и поедание вкуснейших блинов. Среди церковных праздников самыми почитаемыми среди русских являются Рождество и Пасха . В зимнее время детвора веселится, гуляя по домам и распевая колядки. За прославления Христа дети получают сладости и деньги от хозяев. На Пасху в каждом доме будет приготовлен ароматный кулич и покрашены яйца. Не искоренена традиция посещать кладбища в эти дни, вспоминая ушедших родственников и друзей.

А, следовательно, по словам российских чиновников, Русским такая автономия не нужна. С другой стороны нет никаких подтверждений де-юре, что Русские в России обладают статусом государствообразующего народа, и что Россия принадлежит Русской нации. Такая ситуация вычёркивает Русских из правового поля, «подвешивая» народ в неопределённом состоянии, в котором у него нет никакого суверенитета. С другой стороны любому малому этническому или религиозному меньшинству позволяют организовать национально-культурную автономию, если у этого меньшинства ещё нет национального квазигосударственного образования («республики» или национального автономного округа).
При этом слово РУССКИЙ находится под негласным запретом во всех российских СМИ. Его не используют, т.к оно “с национальным оттенком”. Зато активно используются нейтральные слова “россияне, российский”, причём эти слова, как правило, употребляются в первую очередь по отношению к Русским. Хотя по идее, “россиянами” следует называть всех граждан России независимо от национальности. Например, российские СМИ называют русских спортсменов “россиянами”, а спортсменов из нац республик “дагенстанцами”, “татарами”, “осетинами” и т.д.
Историк Александр Даниэль, комментируя употребление слова «россияне» Ельциным, предположил, что советники президента боялись слова «русский», так как оно «отдавало этничностью».
И вот в 2016 году завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил создать закон «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». Президент РФ Владимир Путин идею поддержал и отметил, что такой закон способствует созданию стратегии по развитию национальных отношений в России. Цель этого закона, по всей видимости, объединение всех народов России в единую культурно-политическую общность (нацию). Нация — это политическое объединение граждан на основании общего гражданства и языка. Однако, закон о “российской нации” вызвал шквал критики как со стороны государствообразующего Русского народа, для которого такой закон фактически означает неизбежную потерю этнической идентичности, так и со стороны представителей нерусского населения России, которые заявили, что этот закон якобы нарушит их права (хотя, этот закон как раз и создан исключительно в их интересах). При этом некоторые «эксперты» и вовсе не увидели в этом законе какой-либо угрозы для Русских. Зато сразу начали верещать о якобы неизбежной ассимиляции Русскими 20 процентов нерусского населения страны, которое защищено различными региональными законами, чего не скажешь о Русских.
Была уже в своё время у нас «гражданская нация» в лице «советского народа», который в значительной степени обезличивал Русский народ. Налицо попытка ренессанса не только ленинских и хрущёвских времён, но и 90-х годов. Ельцин тоже любил обращаться к соотечественникам: «россияне»!
В реальном своём воплощении вся эта политика «российской нации» и «толерантности» в национальном вопросе направлены на «переплавку» Русских в «россиян», а все остальные народы, в основном, остаются самими собой.
В идее «российской нации» действительно очень многое напоминает о «советском народе», и сходство это отнюдь не случайно. Достаточно вспомнить о том, что инициатор принятия закона В. Михайлов в прошлом - кадровый работник аппарата ЦК КПСС и специалист по истории КПСС. Тема его кандидатской диссертации - «Деятельность партийных организаций западных областей Украины по интернациональному воспитанию населения», докторской - «Деятельность КПСС по формированию и углублению интернационалистского сознания трудящихся западных областей Украины (1939 -1981 гг.)». Идея «советского народа», который в модернизированном виде можно назвать «российской нацией», из этой научной проблематики вытекает совершенно логичным образом. При этом интернациональное воспитание КПСС трудящихся западных регионов Украины, как известно, окончилось полным крахом, а его плоды отчасти можно наблюдать сегодня на Донбассе .
Внедрение «в массы» идеи «российской нации» неизбежно будет подрывать государственное устройство России , доставшееся ей в наследство от СССР.
Центральные Средства Массовой Информации, умалчивая о массовом возмущении русской общественности по этому поводу, всё же не смогли обойти вниманием заявление кинорежиссёра, Депутата Государственной Думы Станислава Говорухина, который назвал слово «россиянин» отвратительным и отметил, что жители России много веков называли себя именно «Русскими». В том же духе, но чуть мягче, высказались киноорежессёр, Депутат Государственной Думы Владимир Бортко и член Совета Федерации Алексей Пушков.
Против принятия закона выступила и Русская православная церковь. Руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступая на заседании рабочей группы, отметил объединяющую роль Русского народа, языка и культуры. Кроме того, закон о «российской нации», по его мнению, будет противоречить концепции «Русского мира», который объединяет всех Русских, а не только тех из них, кто живёт в России.
В итоге разговоры про “российскую нацию” прекратились, закон было решено переименовать и назвать «Об основах государственной национальной политики», а слово “РОССИЯНЕ” стало использоваться в российских СМИ ещё чаще, чем раньше.
Мнения.

Владимир Путин

В 2012 году президент России Владимир Путин заявил, что “Россия веками развивалась как многонациональное государство-цивилизация, скреплённое Русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом”.

Патриарх Кирилл

В 2014 году Патриарх Кирилл заявил, что “судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня значит разрушать государство, закладывать в него мину замедленного действия. Подобные тенденции имели место в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой учёных и политиков постулировалось искусственное противопоставление русского и российского. В то время чиновники получали неафишируемые указания: не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово “русский” как якобы ослабляющее единство нации. И сегодня, к сожалению, можно услышать заявления о том, что Русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также — о существовании новых, не известных ранее наций, таких, к примеру, как “поморская”, “казачья” или “сибирская”. За попытками исключить из употребления слово “русский” просматриваются идеи, которые уже давно доказали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории плавильного котла.

Публицист, главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров

Давайте прежде всего честно признаемся, что никакого “советского народа” в этническом и культурном смысле — в том смысле, в котором существуют большие исторические нации, — не было и не могло быть по условиям самой организации советской системы. Есть, конечно, молодые модернистские нации, такие как, например, США, но это нации мигрантов. Народы Советского Союза проживали в тех местах, в которых они жили всегда. Более того, у них были собственные государственные образования — союзные республики. В них поддерживалась и развивалась культура: узбекская, латышская, молдавская, армянская… Для некоторых из этих народов советский период был временем мощного культурного возрождения. Говорить о том, что народы, оседло живущие на своих местах и при этом ещё имеющие собственную квазигосударственность, могут слиться в одну нацию, несерьёзно. Исходная идея была абсолютно абсурдной. В итоге получилось, что перемешивание и появление чего-то близкого к концепции советского народа происходило в основном в городах за счёт двух факторов. Первый — это межэтнические браки. Сын армянина и азербайджанки с учётом некоторой конфликтности этих двух наций больше ощущал себя советским человеком, чем армянином или азербайджанцем. Второй фактор, за счёт которого происходило пополнение советского народа, — утрата этнической самоидентификации русских, у подавляющей части населения страны. Русская идентичность, в отличие от других, в СССР специально никак не поддерживалась. Часть русских теряла её и тут же начинала считать себя по идеологическому признаку советскими людьми.
Но всё равно слой носителей советской идентичности, которая перекрывала старые этнические, был сравнительно небольшим. Она имела значение в среде интеллигенции, партийных работников, но не в народных массах. Понятно, что как только запустились процессы распада советской системы и национальный ренессанс в эпоху перестройки, то со всех народов, кроме русских, эта идентичность слетела пулей. Уже к 1989 году все этнические окраины стали обострённо националистическими.
Просто за счёт того, что русское национальное самосознание подавлялось гораздо сильнее, в России этот процесс затянулся на гораздо больший срок. Но именно тогда, когда оно восстановилось, начались разговоры о российской нации, и я считаю, что это просто какая-то глупая подстава. Это фарш, который пытаются провернуть назад, причём в тех условиях, когда, кроме конфликта, он ничего не породит. Российская нация не может появиться в том виде, в котором её представляют авторы закона, как некий синтез и объединение различных народов и наций, живущих на территории страны. По отношению к ним этот закон представляет собой международное уголовное преступление. Русская нация существует. Она прописана во множестве этнографических справочников, энциклопедий и так далее. Тут вдруг оказывается, что русская нация будет отменена, а вместо неё появится “российская”. Чисто юридически это может расцениваться как угроза геноцида, потому что геноцид — это не всегда физическое истребление. Запрет для армян в Турции именовать себя армянами — тоже форма этноцида.
Закон о некоей “российской нации” нужен не больше, чем предписание участкового о переименовании меня в Юрия или Игоря. Авторы этой идеи вступили на очень опасную почву. Ни к чему хорошему это не приведет. Фактически предлагается: давайте всё свалим в один котел, объявим его “российской нацией” и будем её строить. Но непонятно, на какой основе её строить - чисто логически, строить надо на русской основе, как на основе большинства населения, а если на какой-то нейтральной, - то существует опасность, что русских искусственно отделят от их корней.
Есть опасность, что остальные народы не захотят превращаться в россиян, а русских заставят идти под эту гребёнку. То есть, ничего, кроме хаоса в межнациональных отношениях, этот дурацкий проект не даст.

Директор «Левада-центра», доктор философских наук, социолог Лев Гудков

Конечно, проект “советского народа” был скорее лозунгом, чем реальностью. Практически и юридически это определение ничего не значило, поэтому говорить о реальном “советском народе” не приходится, что и проявилось в момент, когда прессинг и государственный контроль ослабили. Эта концепция начала разваливаться в связи с возникновением движения за равноправие, уравнение статуса автономий и республик и требованием больших прав для последних. Это и взорвало в конце концов имперскую структуру. Похоже, что этот опыт никак не осмыслен. Желание вернуться в советские времена — повтор тех же ошибок.

Станислав Говорухин

Станислав Говорухин о создании закона о российской нации:
Мы много веков были Русским народом, и сейчас мы Русский народ по факту. «Россиянин» - само слово отвратительно. Может оно и прижилось, но «россиянка», «россияне» даже чисто лингвистически отвратительно звучит.
Позднее он в интервью Комсомольской правде сказал следующее:
- Не то, чтобы слово не угодило. Просто мне задали вопрос журналисты о том, как следует называть граждан России, и я высказал свои вкусовые соображения по этому поводу.

И каким словом, по-вашему, следует называть наших соотечественников?

Русские.

Но ведь не все мы русские. Вы — русский, я — русская. Но в России живут ещё и башкиры, якуты, чеченцы, не говоря об украинцах, белорусах и десятках других национальностей.

Дело в том, что весь мир знает нас, и башкиров, и якутов, и украинцев, как русских. Люди, живущие в России, - это русский народ. И теперь мы должны всем объяснять, что мы не русские, а россияне? Устанешь переучивать весь мир. Или на эту тему пока говорить преждевременно, или надо сохранить выражение «русский народ», что подразумевает многонациональность. Русские давно не обозначают определенную нацию. Это общность людей, которые живут в России.

Вы думаете, это никого не обидит в нашей многонациональной стране?

Обижаться довольно нелепо, если это данность. Хотя уверен найдётся тысячи дураков, которые обидятся.

Депутат Госдумы Владимир Бортко (КПРФ)

11 ноября 2016 года на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат В.В. Бортко.
Депутат Госдумы Владимир Бортко (КПРФ) предложил начать в нижней палате парламента дискуссию о юридическом закреплении в Конституции положение о Русском народе.
Вопрос актуализировался в связи с работой над законом о т.н. “российской нации”.
В ходе заседания Бортко обратил внимание на то, что «русский народ не обозначен юридически нигде».
«Нужно как минимум юридически обозначить положение русского народа, чего в Конституции не содержится», — указал парламентарий.
Говоря о работе над проектом закона о российской нации, Бортко высказал опасения, что будет предложена французская модель. «Есть все основания полагать, что авторы этого закона предложат какую-нибудь французскую модель нации, когда ее членами считаются все обладатели одинаковых паспортов без признаваемой самобытности народа. Подобная политика сегодня сделала Францию добычей мигрантов и террористов», — напомнил депутат. «Понимая это, я бы хотел инициировать в Госдуме обсуждение этой проблемы нашей Конституции», — сообщил он.
Современная Конституция написана либерально, считает Бортко. «Либералами, которые, мягко говоря, не очень хорошо относятся к русскому народу, что неоднократно высказывали и высказывают», — указал депутат.
«Только при понятных, юридически выверенных отношениях между всеми народами, входящими в Федерацию, отношений, построенных на основе абсолютного равноправия, вне зависимости от численности, вне деления на старших и младших и юридических положениях, чётко обозначающих положения самого русского народа, закон может стать тем цементом, который превращает миллионную национальную страну в единое целое без подмигиваний и умолчаний в виде «ну, вы же понимаете», — уверен Бортко.
Полный текст его выступления:
- Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова отметила, что идея российской нации на первый взгляд привлекательная, однако не следует ее ассоциировать с одним народом, даже титульной нацией, так как “это может обидеть другие народы, народности, национальности”.

Мне бы хотелось в этой связи поговорить о русском народе, тем более, что никакой титульной нации не существует.

Каково место Русского народа в конституционно-правовой системе РФ?

В модели, заданной конституцией и законами РФ, Русского народа нет: государство РФ отказывает Русскому народу в правовой субъектности, русская национальная идентичность находится вне конституционно-правового поля РФ.

Что есть «народ»? Народ определяется и рядом признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д. Но народ определяется и другим важнейшим признаком: народ — это несколько поколений людей, находящихся между собой в родственных отношениях на протяжении веков и продолжающих воспроизводить родственные отношения между собой путём рождения детей. Объединяясь в народ, они решают проблему сохранение своего уникального генетического материала в своих потомках.

Чем меньше народ, тем ревнивее он относится к сохранению своей самости, своего уникального отличия от других, что можно и нужно понять. Но элементарная справедливость заставляет относиться так же и к большим народам, в частности к Русскому, который обезличен до такой степени, что не обозначен юридически нигде. Даже в собственной Конституции, в отличие, кстати, от Конституции Татарстана, где прямо говорится о Татарском народе, как государствообразующем. Открываем конституцию Татарстана и читаем: “Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…”.

В конституции чеченского государства, правда, нет фразы “чеченский народ”, но упомянут чеченский язык в качестве государственного. Глава Чечни возглавляет “Всемирный конгресс чеченского народа”, 9 Января в Чечне является официальной датой “День восстановления государственности чеченского народа”. То есть - это чеченское национальное государство.

У русского же народа в настоящее время нет своего государства, в то время как у чеченов, башкир и татар - есть, Российская Федерация признаёт эти государства и заключает с ними договора и соглашения.

Кстати, некоторые соглашения, которые РФ заключает с государствами бывшего СССР - принимаются вне интересов русского народа.

Пример. После выхода из состава СССР и изгнания русского населения Таджикистан погрузился в тотальную нищету и разруху, но при этом население продолжает увеличиваться. Чтобы остаться у власти, властям Таджикистана нужно куда-то пристроить лишнее население. А властям РФ нужны низкооплачиваемые рабочие. РФ и Таджикистан договариваются между собой, что РФ будет принимать у себя излишки таджиков и заменять ими русское население. Всё это официально называется “замещающей миграцией”. Все довольны, кроме русских, которых никто не спрашивал.

Я недавно вернулся с заседания клуба «Русско-кавказская инициатива». Там сами кавказские народы говорили о том, что хотят обозначить место русского народа в нашей Федерации, которое никак пока не обозначено. Этого не мы, этого Кавказ хочет! Кавказские народы хотят ясных и понятных отношений с русским народом, но для этого нужно как минимум обозначить юридическое положение русского народа. Чего в Конституции не содержится.

Усилия «Русско-кавказской инициативы» направлены на выход из законсервированной в России парадоксальной ситуации, когда русские, составляя 80% населения и имея все основания считать себя создателями этой страны, юридически лишены в ней какой-либо правосубъектности и являются «неизвестно кем». В отличие от ряда других российских народов, они лишены права считать хотя бы один квадратный метр российской территории своей национальной государственностью. При этом, не являясь меньшинством, они не имеют права и на «национально-культурную автономию» - т.е. поддержку своей культурной самобытности с помощью государства.

Понимая это, президент В.В. Путин в 2012 году написал программную статью «Россия: национальный вопрос», в которой изложил основные принципы правильной национальной политики. Было заявлено, что: Россия - есть «полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром», что «стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура» и что «русский народ является государствообразующим - по факту существования России».

Однако он же высказался против внесения поправки в Конституции РФ о «государствообразующем русском народе». «Это опасно. Нам этого не нужно», - сказал он, отвечая в Госдуме на вопрос депутата от КПРФ, кинорежиссера Владимира Бортко.

По словам В.В. Путина, внесение такой поправки автоматически сделает часть населения России людьми первого сорта. При этом он отметил, что русский народ, на его взгляд, действительно является «основой, костяком, цементом многонационального российского народа».

Некоторые люди спрашивают: “А зачем, вообще, эта поправка нужна? Что она меняет?”. Но эта русская поправка принципиально меняет конституционно-правовую основу государства РФ. Включение русской поправки в конституцию означает официальное принятие государством РФ следующих положений:

1. Государство РФ признаёт существование русского народа, у русского народа появляется субъектность в рамках конституционно-правовой системы РФ;

2. Государство РФ признаёт, что оно расположено в том числе и на землях русского народа;

3. Государство РФ обязуется выражать интересы русского народа;

Ничего этого в современной Конституции РФ НЕ СОДЕРЖИТСЯ!

Напомним, что отвергнутая поправка в Конституцию РФ заключается в замене фразы “многонациональный народ РФ” на фразу “русский народ и народы РФ, соединенные общей судьбой на своей земле”, то есть требовала просто равенства народов внутри Федерации.

«Русско-кавказская инициатива» стала движением «снизу», имеющим цель исправить это положение. Она выдвинута в июле этого года в г.Майкопе (Адыгея) на совместном заседании общественной организации «Старейшины Адыги» и местного отделения «Изборского клуба» с участием представителей русских патриотических организаций и представляет собой требование восстановить исторически присущий в России русскому народу государствообразующий статус. То, что инициатива исходила именно от представителей кавказских народов, крайне важно, т.к. деструктивными силами именно Кавказ постоянно подаётся как некий оппонент России и русских.

Впоследствии «Русско-кавказская инициатива» обсуждалась на разного рода заседаниях и круглых столах, включая обсуждение 24.10.2016 г в Общественной палате РФ, причём получила поддержку не только русских патриотических организаций, но и более 20 национальных объединений Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас в регионах проводятся конференции и другие акции в её поддержку.

Особую актуальность РусКавИнициатива приобретает сейчас, когда идут разговоры о законе «О российской нации». К сожалению, есть все основания полагать, что авторы этого «закона» предложат т.н. «французскую» модель нации, когда её членами считают всех обладателей одинаковых паспортов, без признаваемой самобытности народов.

Подобная политика сегодня сделала Францию добычей иммигрантов и террористов, в России же неминуемо вызовет взрыв сепаратизма и национал-экстремизма, чреватый распадом страны.

Понимая это, я хотел бы инициировать в Государственной Думе обсуждение этой проблемы нашей Конституции. Но не только этой. Ну, например, пункт 4, Главы первой Первого раздела Конституции гласит: «… если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора”. То есть, международный закон «главнее» Законов РФ которые мы принимаем. Кажется, что это положение нашей Конституции нуждается в немедленном пересмотре.

Но возвращаясь к затронутой ранее проблеме хочу сказать, что только при понятных и юридически выверенных отношениях между всеми народами, входящими в Федерацию, отношениях, построенных на основе абсолютного равноправия, вне зависимости от численности, вне деления на старших и младших, и юридических положениях, четко обозначающих положение самого Русского народа, Закон может стать тем цементом, который превратит миллионную многонациональную страну в единое целое.

Без подмигиваний и умолчаний в виде - ну вы же понимаете…

Современная Конституция написана либералами которые не очень хорошо, судя по всему, относились к русскому народу, что неоднократно высказывали и высказывают. Например, молодая, но видная либералка Собчак в открытом письме к Президенту пишет: “…Режим, который установился в России в начале 2000-х годов, по-научному называется «элитарной автократией». В этой конструкции авторитарное государство вместе с элитами — экономической, интеллектуальной, творческой — противостояли дремучему и дикому народу нашей страны…”.

Что тут говорить? Это о народе, про который генералиссимус Суворов сказал: “Мы русские! Какой восторг!”.

Н.А. Нарочницкая

Русский народ является стержнем российской нации, конституирующим вокруг себя исторический, культурный, политический союз народов России. Российская нация складывается на основе русской культуры потому, что она имеет сильнейшую соборную доминанту, выражающуюся, в частности, в редкостной культурной открытости и бытовой уживчивости русского человека. Поэтому российские граждане различных народов общаются на русском языке, что не умаляет, а возвышает их этническое достоинство. Идентифицируя себя с российской государственностью, мы можем называть себя гражданами России. Идентифицируя же себя с российской нацией, мы называем себя русскими. Поэтому адекватным обращением ко всем нам будет не «россияне», а «граждане России», «соотечественники», «русские люди».

Хотим мы этого или не хотим, сознаем или нет, но все народы России трагической историей сплавлены в единую нацию, ибо живут единой духовной традицией и единством исторической судьбы. Нас объединяет многовековой опыт созидания единой государственности, культуры и цивилизации, опыт противостояния бесчеловечному режиму, опыт совместного страдания, изживания идеологии ненависти и разрушения. Невозможно созидательно решать наши проблемы независимо друг от друга. Нас освободит только совместная борьба с поработителями нашего духа. Российская нация сохранится в качестве соборного субъекта социального и политического действия только в том случае, если возродит собственное государственное тело.

Российская нация - это духовно-политический собор народов России, основой которого является русский многонациональный (многоэтнический) народ. Полноценная нация - это сообщество свободных и ответственных граждан, которое основано на духовно-нравственных принципах, на обеспечении безопасности, защите жизненных интересов и собственности всех граждан страны, вне зависимости от национальных, религиозных, политических различий. Русский народ сплачивает российскую нацию и конституирует Российскую державу. Только Российская держава позволит выжить всем народам России перед лицом грядущего жесточайшего передела мировых ресурсов.

Только Российское государство способно сохранить в истории каждый народ России, способно защитить традиционный российский жизненный уклад, культуру и цивилизацию, а значит - сохранить все российские элиты. Российское государство способно восстановиться только при возрождении государствообразующего народа. Русский народ строил государство для всех народов России, он всегда отличался веротерпимостью и отсутствием агрессивного национализма. Поэтому жизненный интерес каждого народа России и всех её элит - общероссийских и региональных - в национальном возрождении русского народа. «Русский народ - это основатель и стержень российской государственности. Другие народы… вошли в русский проект, причем вошли осознанно в русское православное царство… И пока стержневая роль русских не подверглась сомнению, тогда и цвели на этом древе все другие народы, которые осознанно связали с русским народом свою судьбу и сохранили ему верность. И это не означает никакой межнациональной розни, наоборот. Выживет русский народ, сохранит он себя как преемственный субъект истории и культуры, тогда и расцветут на этом древе все другие народы» (Н.А. Нарочницкая).

Захар Прилепин

Захар Прилепин о «российской нации». Интервью КП (Комсомольская Правда):
Корреспондент КП: А Русский человек - это который родился здесь? Или любой, кто читал «Евгения Онегина»?
Захар Прилепин: Нет, Русский - это причастность к русской культуре. К русской матрице, истории и православию. Русский - щедрый и веротерпимый, сильный, но не злопамятный, открытый, но суровый и последовательный. Чтущий национальную память как канон. А почему такой вопрос?
Корреспондент КП: Потому что закон о «российской нации» решено разрабатывать. Даже Президент это поддержал. Но вот почему именно сейчас?
Захар Прилепин: Думаю, этот проект определяется разнообразными событиями на территории бывшего СССР. Так или иначе происходит одно и тоже: замечательное и красивое государство не справляется с имперским наследием Советского Союза. Не у всех получается отладить внутриэтнические отношения. Нам 25 лет пытались показывать, что Россия должна пользоваться западноевропейским опытом построения отношений между нациями. Оказалось, что такого опыта нет. Или он у нас не работает. Поэтому и возник такой запрос.
Корреспондент КП: Вот смотрите, американский актер Стивен Сигал на днях получил гражданство России. До него - боксер Рой Джонс, боец Джефф Монсон и, конечно, француз Жерар Депардье. Вроде бы, и итальянка Орнелла Мути на очереди. Зачем им это? Бегут с тонущего корабля или пиарятся?
Захар Прилепин: Думаю, этим людям не нужен пиар. Они взыскуют нового традиционализма. Эти люди устали от того вида западного общества, в котором они находятся. Причем они сами могут не артикулировать такие вещи, но физиологическое чувство их не покидает. И дело не только в Сигале. В Германии, к примеру, рейтинг Путина примерно такой же, как и Меркель.
Корреспондент КП: Недавно режиссер Станислав Говорухин сказал, что ему отвратительно слово «россиянин», которым пытаются заменить «русского».
Захар Прилепин: Не вижу в этом слове ничего дурного. Это самоназвание россиян, которые этнически не являются собственно русскими. Никакой проблемы в этом нет. Державин, как и многие классики, к примеру, писал о “россах”. Как это унижало русских людей? Никак. Я буду называть себя “русским”. Жителем “России”. И если кто-то будет говорить о россиянах, я тоже не оскорблюсь.
Корреспондент КП: Но как нам при всем этом не скатиться в национализм и не получить отпор из регионов?
Захар Прилепин: Насколько я полагаю, разработан четкий механизм - как нам застраховаться от нового распада СССР и реинкарнации сепаратистских настроений. Есть продуманные вещи, которые нужно было уложить в одну упаковку. Сейчас это будет сделано. Народы получат определенные идеологические, политические, культурные и дипломатические статусы, а потом впишутся в общую концепцию. Ведь в 2014 году, после присоединения Крыма, президент произнёс слова, которые мы все так давно ждали. О том, что Русский народ - самый большой разделенный народ в мире. 25 миллионов человек после развала СССР осталось за пределами России.
Корреспондент КП: Для иностранцев мы все на одно лицо - “россияне”. Но если остановить Русского человека на улице и спросить, кто он, едва ли он произнесет это юридическое понятие.
Захар Прилепин: Когда вместе сидим в танке, все мы Русские. А когда надо подчеркнуть национальную идентичность, то калмыки или буряты, татары, чеченцы. Так всегда. И никакого противоречия нет.

Пётр Толстой

Пётр Толстой о “российской нации”. Интервью КП (Комсомольская Правда):
- В последние недели, месяцы очень много говорят о таком термине как «российская нация. Не Русская, а именно “российская”. Как Вам сам термин “россиянин”? Кем вы считаете себя больше - Русским или “россиянином”?

Я слово «россиянин» не употребляю. Никогда не употреблял, даже когда работал в течение 7 лет в воскресной программе Время, где казалось бы через раз оно должно было звучать, лично я не произносил его. Была на заре российской демократии должность госсекретаря, и был такой Геннадий Бурбулис. Он прибежал к Ельцину и сказал: надо говорить «россияне», это слово есть в словаре Даля, никого тогда мы не обидим. Но я смысла слова «россияне» не понимаю. Я вообще считаю, что надо вещи называть своими именами. Вот правильно сказал основатель десантных войск Маргелов: «Мы для врагов все русские». И татары, и чеченцы, и башкиры. Наша страна многонациональная, она очень богатая. Но эта страна называется Россия. Когда я сегодня вижу в книжном магазине на полках стоит Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, и написано «российские писатели»… Вы знаете, меня просто злость берет. Какие они российские писатели? Они русские писатели. Русские! У нас есть русская культура, русская национальная традиция, русская литература. И это всё Россия. Она включает в себя все те народы, которые в ней живут.

Появилась идея закона о “российкой нации”. Зачем он нужен, и как вы к нему относитесь?

Пока кроме идеи ничего конкретного не слышал, поэтому мне сложно комментировать.

А вообще что такое «российское нация» для вас?

Я так понимаю, что речь идет о том, чтобы сформулировать то общее, что есть у разных народов России. У нас общее есть - любовь к нашей стране. Президент Владимир Путин говорил о том, что патриотизм может быть национальной идеей. Есть и другие ценности, которые важны для людей, независимо от их происхождения, культуры и вероисповедания. Я думаю, что такой категорией является справедливость в глубинном русском смысле этого слова. Как «жить по совести». Это же каждый человек понимает для себя, что такое жить по совести. Что хорошо, что плохо. Мне кажется, что такие вещи как раз сближают. Этот закон предполагает поиск таких терминов, которые бы сближали и сшивали вместе все народы нашей страны.

То есть это история об идеологии?

Безусловно. А у нас все истории об идеологии. Люди, которые на каждом углу кричат, что они добились уничтожения государственной идеологии, они сами идеологизированы до предела. Они верят в какие-то иностранные инвестиции, у них своя секта очень активная. И они страшно этой сектой расползаются, везде проповедуют. Но при этом они нам запрещают иметь какую-либо идеологию.
-Виктор Милитарёв - российский общественный деятель, публицист, русский националист:
Казалось бы, что плохого в идее российской нации? Ведь это всего лишь совокупность всех живущих в России и за её пределами граждан. И почему бы нам, гражданам России, не быть солидарными в своем гражданстве и не любить свою общую Родину? Тем более что «российская нация» есть лишь другое название русского народа. Ведь Россия, по всем европейским и мировым меркам, страна моноэтническая. 80% российских граждан определяют себя как Русские. 90% называют русский язык родным. К тому же, никакой дискриминации нацменьшинств по этническому признаку у нас, слава Богу, нет.
Однако, сторонники идеи «российской нации» вовсе не считают современную Россию моноэтническим государством. А считают они её государством полиэтническим, или, как у нас принято выражаться, «многонациональным». Для них российская нация синонимична не «русскому и другим народам», а «многим народам России». То есть, иначе говоря, «российская нация» это для них синоним используемого в Конституции термина «многонациональный народ Российской Федерации».
Казалось бы, и в этом нет ничего криминального. Ведь это же все лишь словоупотребление, которое никак не может отменить того факта, что Русских в России 80-90%. Ну, назвали они нас вслед за Ельциным «россиянами», а нам что, жалко? Хоть горшком назови, только в печь не ставь. Однако всё не так просто.
Вполне можно было бы отказаться от упоминания русского народа в Конституции и в обсуждаемом Законе о российской нации, если бы не одно чрезвычайно принципиальное обстоятельство. Почему-то почти во всех конституциях республик в составе РФ, причём, как правило, в первых же строках упоминается «титульная нация» этой республики.
И, следовательно, если мы не желаем практиковать двойные стандарты, то мы должны либо исключить упоминание титульных национальностей в конституциях республик, либо ввести упоминание русского народа в Конституцию РФ и федеральное законодательство. Это как минимум.
Наши власти, как мне кажется, уверены в том, что если не сами «титульные национальности», то их «национальные элиты» гораздо более сплочены и, так сказать, «крикливы», чем русский народ. А он представляется нашими властями, в основном, в образе «молчаливого большинства». И поэтому в целях «сохранения стабильности», нацменьшинства следует «ублажать» гораздо больше, чем «молчаливое большинство». Которое «и так никуда не денется с подводной лодки».
Идеология «многонационального народа России» является не идеологией гражданской нации, а продолжением «ленинской национальной политики», то есть идеологией интернационализма.

Причём, сегодня этой идеологии, хотя и в стыдливой форме, придерживается только Россия. Даже Китай, несмотря на весь свой «официальный интернационализм», старается заселить все свои «автономные округа» и другие нацтерритории ханьцами так, чтобы их всюду было не меньше 80%. Да и страны Запада, несмотря на весь свой нынешний «мультикультурализм», от ассимиляции меньшинств вовсе не отказываются.
В идее «российской нации» есть следующая составляющая: позиция властей, основанная на взглядах интернационалистского характера и утверждающая, что о нацменьшинствах надо больше заботиться, чем о народе, составляющем большинство населения.
Представители русской интеллигенции из нацреспублик уже давно прямо-таки «волком воют», говоря о том, что русские в республиках все больше чувствуют себя людьми второго сорта. Приблизительно так, как чувствуют себя русские и русскоязычные на Украине.
Миграция, отбирающая рабочие места у граждан РФ, вызывает чрезвычайное раздражение уже много лет. Причем, в последние годы раздражение на мигрантов усугубляется еще и тем, что у очень многих в нашей стране возникает впечатление, что трудовому мигранту из Средней Азии гораздо легче получить российское гражданство, чем живущему в Средней Азии русскому. А уж мигранты-предприниматели из Закавказья все до одного граждане России, причем довольно давно.

И все это дополнительно усугубляется тем, что на протяжении многих лет почти при всех конфликтах на этнической почве властями практиковалось избирательное правосудие в пользу нерусской стороны конфликта. Спасибо, что, хотя бы в этом пункте, наконец, началось хоть какое-то продвижение. Начиная с конфликта в Сагре, правоохранительные органы стали, так сказать, «судить по справедливости». Не всегда, но довольно часто. Плюс к этому, нужно добавить, конечно, буквально героические усилия глав Чечни и Дагестана Кадырова и Абдулатипова по профилактике молодежных межэтнических конфликтов в Москве.
Так что, ситуация, конечно, до точки кипения, слава Богу, не доходит, но сказать, что в межэтнических отношениях у нас царят тишь да благодать — было бы, мягко выражаясь, чрезвычайным преувеличением. И было бы крайне наивным считать, что предлагаемый Закон о российской нации явится эффективным средством межэтнического умиротворения. По крайней мере, в той концепции, которую предлагают его инициаторы.
Необходимо наряду с признанием прав национальных меньшинств России на развитие своих национальных культур, законодательно закрепить тот факт, что российское государство построено на «монокультурализме» русской культуры. Что русская культура лежит в основе нашего государства.

И, наконец, может быть самое главное. Хватит уже пользоваться отвратительной и косноязычной бюрократической фразеологией, не только стилистически безвкусной, но и вызывающей у большинства населения обоснованные подозрения в проведении русофобской политики. Давайте раз и навсегда выучим наизусть: не «многонациональный народ России», а просто «народ России». И не «российская нация», а «русский и другие народы России». И поверьте — такой отказ от бюрократической фени и замена ее нормальным русским языком очень сильно улучшит межнациональные отношения в нашей стране.

Владимир Жириновский

России для укрепления государственности необходим отдельный закон о русском народе, защищающий российских граждан вне зависимости от их национальности в любой точке земного шара. Об этом заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский . По его оценке, очень важно чувствовать разницу между формулировками «нация» и «народ».

«Определение русских именно как народа гораздо важнее для понимания значения и величия России на мировой арене. Понятие «народ» и сам закон, касающийся каждого жителя страны, станет тем объединяющим элементом, которого так не хватало великой державе, считает Жириновский, слова которого цитирует пресс-служба ЛДПР.

«Здесь речь идет об одном: нужно понятие, которое будет нас объединять. Этот закон должен касаться всех жителей нашей страны, мы не будем вводить жесткие рамки, что мы будем защищать только русских, которые проживают на территории нашей страны. Мы будем защищать их везде», - заявил лидер ЛДПР.

По его словам, в определенной степени закон о русском народе повторит уже существовавшую идею, рожденную в Советском Союзе. Граждане СССР определяли себя как «советский народ», воспринимая идею общности и единства в качестве главных составляющих сильного государства. Сейчас России, особенно на фоне постоянной истерии запада, как никогда, необходима подобная концепция, заявил Жириновский.

«Мы живем там, где мы родились. Мы - русский народ. Это самое главное. Согласно закону о русском народе каждый сможет именовать себя так, как он захочет - россиянин или русский. Но всех будет объединять главное понятие - понятие русского народа, общее для всех нас», - подчеркнул лидер ЛДПР.

По его оценке, принятием подобного закона государство наглядно продемонстрирует всему миру, что граждане, живущие на территории России или же за ее пределами, говорящие по-русски, - не просто люди разных национальностей. Это народ, объединенный общей идеей и понимающий ее важность для развития и укрепления страны. Именно поэтому закон о русском народе, предлагаемый ЛДПР, выведет Россию на новый уровень взаимодействия с другими странами, сказал Жириновский.

Владимир Ткач

Среди множества антирусских тезисов можно выделить один, который используют все без исключения враги Русского народа. Используют потому, что он является наиболее губительным для нас. Это тезис о том, что «Россия — многонациональная страна».Губительным его делает не само признание факта, что в России живет множество народов, а тот ложный вывод, который из него делается о равнозначности народов России. Непостижимым образом 120-миллионный Русский народ, создавший Россию, стал лишь «одним из народов, населяющих её».
Однако, это еще не все: тезис о «многонациональности» не означает даже «равноправия» Русского Великана с народами-лилипутами.
В государстве, созданном нашими предками, Русский народ оказался, фактически бесправными по сравнению с другими народами. Они, получив политический статус в виде собственных республик и автономий, имеют возможность проводить на этих территориях политику собственного национального развития.

У Русского народа такой возможности нет.

Статус «многонациональной страны» не позволяет проводить Национальную политику развития в отношении Русского народа на всероссийском уровне. Но проводить ее официально на каком-либо другом уровне, кроме государственного, недопустимо и преступно. Ведь это будет означать отказ Русскому народу в праве на всю Россию.

Получается, что мы вроде бы у себя дома, но ничто не принадлежит нам.

У Русского народа нет и официального политического статуса - то есть само его существование фактически не признаётся.

Нынешний президент определил Русский народ как «скрепляющий цемент» России.

Что это за статус такой - «цемент»? У других Народов и политический статус, и политические права есть, а Русский народ - «цемент»?!

Другой, гораздо более выдающийся политический деятель и настоящий реформатор - Пётр Аркадьевич Столыпин, по этому поводу говорил следующее: «Народ, не имеющий национального самосознания - навоз, на котором произрастают другие народы». Быть навозом (извините, «цементом») для существования и развития других Народов - такой вот статус определили для Русского народа в России сегодня.

Враги Русского народа доходят до того, что угрозой для России открыто называют ничто иное, как Русское национальное самосознание. Это звучит с самого верха. Эту чушь льют на нас с экранов телевизоров. Мы просто окутаны этим бредом.

Что за государство мы получили, которое в национальном единстве Русского народа видит страшного врага? Кому оно принадлежит, кому служит? Каким образом получается, что национальное угнетение русских - залог существования этого государства?

Ответ на эти вопросы прост. Нас пытаются заставить поверить в откровенную чушь путем подмены понятий. Наше политическое бесправие - действительно залог существования, но не государства, не России, а режима национального предательства и оккупации.

В стремлении удержать управление страной в своих воровских руках, эта власть решила подменить собой основу государственной целостности России - единство Русского народа. Вместо развития Русского народа, как основы существования и развития всей России, нам предлагают опереться на существующий политический режим, создавая иллюзию его незаменимости. Жалкие шантажисты внедряют мысль о том, что не станет их - не станет и России. Остаётся только удивляться - как же без них, «незаменимых», Россия просуществовала до настоящего времени, не одну тысячу лет?!

Только недалекий ум не понимает, к чему все это приведёт. Любая власть конечна. Тем более та, которая построена на разложении общества, на воровстве и беззаконии.
Любой серьезный социально-экономический и политический кризис (а такие случается регулярно) приведет к закономерному результату такой политики: вскормленные режимом национальные элиты начнут рвать на части страну, созданную Русским народом. И без национального единства сил остановить это у Русских не будет.

Только незрелый ум может полагать, что интересы России могут существовать отдельно от национальных интересов Русского народа. Народа - создателя России, Народа - её хозяина.
Владимир Ткач

Кто такие русские? Во многих странах эмигрантов из России сразу называют «русскими», даже если сами они определяют себя как татар, чувашей, осетин. Но и те, кто сами записываются в переписях как «русские», живут по-разному, у них различные обычаи и традиции, а порой и религия.

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» - мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Этнос: я – русский!

В советское время термин «этнос» был очень популярен. В самом общем виде этнос – это группа людей, которых объединяют общее происхождение, язык, культурные и хозяйственные практики. Однако «чистых» этнических групп не бывает, какие-то признаки всегда различаются.

Но для стройности картины термин «этнос» иногда объявляется тождественным понятию «народ». Так, выделяют этнолингвистические группы, а в них – обособленные части-народы. Например, в славянскую группу входят русские, украинцы, поляки и другие народы с родственными славянскими языками.

У каждого этноса, входящего в группу, есть общие с другими этносами черты – в обрядовости, фольклоре, истории. Но есть и свое индивидуальное прошлое, специфика образа жизни, стремлении провести границы – «мы такие, мы живем так-то, а они – по-другому». Ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность в 8-9 лет на основе знаний о стране, родном языке, образе жизни родителей.

Группа людей становится этносом, а затем – нацией, когда осознает свою общность с другими и одновременно непохожесть на них. Немаловажную роль в этом играют связь с определенной географической территорией, появление конструкта родины в широком смысле.

Более того, членом этноса можно стать. В процессе ассимиляции эмигрант может настолько принять обычаи, традиции, историю новых сограждан, что начинает называть себя «русским», «американцем», «финном». Это называется «поменять этническую идентичность».

Этос: ментальный код русского человека

Говоря о взаимосвязанных этнических процессах, многие ученые идут дальше, используя понятие «этос». Он обозначают схожесть привычек, нравов и менталитета.

О принадлежности к той или иной народности говорят внешний вид человека, его самосознание, культура и быт. Одним из самых ярких проявлений национального характера русских является стиль жизни, который кардинально отличается от западных норм.

Особая культурная ориентация, общественная деятельность и принятая иерархия ценностей людей, проживающих в России, доказывают их принадлежность к определенному этосу. Осмысление нравственных начал зависит исключительно от воли народа и не связано с указаниями властей.

Прежде чем стать нацией, нужно осознать себя народом

«Нацией» называют социально-экономическое и культурно-политическое единство людей. Нацию могут создавать разные этносы или один. У людей, проживающих в одной стране, могут быть различные языки, уклад жизни, внешность, религия, но их объединяют культура, идеология, политика.

Нация – это рациональный и искусственно созданный механизм, неразрывно связанный с государственностью. Понятие это возникло достаточно поздно, когда потребовалось найти «цементирующие» термины для укрепления позиций существовавших государств и для основания новых.
Термин «народ» возник гораздо раньше, чем понятие «нация». Можно утверждать, что именно этнос формирует государство, а затем уже государство искусственно развивает нацию. Для нее не важны принципы родства, а это полностью исключает вероятность ее органического и живого развития.

Русская нация как пережиток СССР

Стремление назвать себя нацией связано с влиянием советского периода, когда навязывалось желание «строить» устойчивое культурно-детерминированное сообщество, которому государство предоставляло определенный сервис. Популярность идеологии поддерживалась предоставлением территориальной автономии, языка и литературы, квот для национальных кадров и пр.

Однако стремление получить гражданское единство сопряжено с одним серьезным изъяном: оно непроизвольно обнуляет все традиционное и подлинное. Народ, сформировавший свое отдельное государство, постепенно лишается самосознания и забывает об этнической самобытности. Так было и с русскими, национальное самосознание которых исказил Советский Союз.

Искусственное вмешательство в естественные процессы языковой эволюции, подавление обычаев и становление новых традиций приводит к утрате механизмов самоидентификации. Иногда платой за принудительное «образование» нации становятся жесткое противостояние и раскол внутри народа.