Структура исследовательской работы пример. Кирово-чепецкий музейно-выставочный центр

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение работы осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14пт Times New Roman с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57–60 знаков в строке, 28–30 строк на странице.

Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 25 мм.

При выполнении исследовательской работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Многие преподаватели говорят об этом ученикам, потому что это мешает им писать неполные мысли или писать небрежно, но это абсолютно законно, и в этом случае довольно стильно, как фраза для высказываний. Так что используйте его с отказом, пока вы заканчиваете предложение!

Теперь, проверьте рубрику снова! -класность аргумента, спорный тезис и хорошо организованные идеи! Оттуда вы также можете построить свой план и разбить свои потенциальные источники, например. Часть 1. Часть 3. И, в довершение всего, у вас теперь есть три области исследований, на которых нужно сосредоточиться!

Заголовки структурных элементов исследовательской работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются двумя интервалами сверху. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Теперь, когда у нас есть эта площадь, давайте перейдем к некоторым методам перехода между идеями. Часто студенты, пишущие длинные исследовательские статьи, борются с плавным подключением связанных идей в документе. Это не редкость, и хорошие новости - легко фиксируются! Во-первых, вы должны определить взаимосвязь между двумя идеями. Во-вторых, вы должны совершить переход. И, в-третьих, вы должны быть осторожны с потенциальными ловушками.

Предположим, у вас есть этот параграф, чтобы открыть первый раздел вашей лингвистической бумаги. Вам нужно перейти от этой действительно широкой идеи к гораздо более простой идее: люди из разных культур испытывают трудности с сообщением или, как написано в статье, это.

^ Общие требования к выполнению исследовательской работы

Исследовательская работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы . Тема исследовательской работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Взгляните на два утверждения вместе, поскольку они имеют цветовой код - красный, широкий, синий - конкретный. Вам нужно что-то между ними, чтобы связать их логически вместе и помочь читателю совершить прыжок с вами, поэтому вам нужно сделать предложение, чтобы идти между ними, которое объединяет как широкие, так и конкретные.

Автор определил взаимосвязь

Взгляните на это, что логически заполняет пробел для читателя, так что читателю не нужно заполнять сами пробелы. Теперь дайте ему прочитать все вместе. Здесь ясно, что способности людей к общению определяют их культурную значимость. Эта идея слабо связана с другой идеей, которую пишет автор, - что эти уникальные культурные различия часто являются виновниками расстройства связи.

Исследовательская работа подготавливает школьника к выполнению более сложной задачи - исследовательской работы в ВУЗе. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы работ предлагаются и утверждаются учителями-предметниками. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения исследовательской работы по конкретной дисциплине готовятся школьными методическими объединениями. Школьники самостоятельно выбирают дисциплину и тему работы, но в рамках учебного плана. Учащийся также может предложить свою тему исследовательской работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.

Автор создал переход

Автор видит, что отношения являются одним из контрастов, поэтому они пытаются назвать контраст для создания соединения в переходном периоде - зеленый текст - это слияние контрастов. Используя действительно простой, но тонкий навык письма, этот автор использовал выбор слов для более глубоких связей между предложениями.

Фразы «существующий в мире» и «общая парадигма» означают почти одно и то же. Как и фразы «взаимные соглашения» и «культурное совпадение». Автор, по сути, повторяет то, что было сказано ранее, но более конкретно или с другим лексиконом. Не то, как идеи из каждого абзаца объединяются в переходный период.

Рационально темы исследовательских работ, выполняемых школьниками за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты исследовательской работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Автор осторожно не попадает в ловушки

В статье легко использовать простые слова перехода, поэтому, следовательно, и т.д. нет ничего плохого в переходном слове здесь и там, но их очень легко злоупотреблять. Большинство блогов, таких как этот, этот, и этот делают с помощью переходных слов важной частью этого процесса.

И это так, но мы учим вас, как сделать это лучше, чем в среднем, помните? Вы пытаетесь туз эту бумагу, а это значит, что вам нужно сделать немного больше и пройти мимо того, что все ученики могут делать с вещами, которые делают исключительные ученики.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка тема должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем исследовательской работы от 10 до 30 страниц машинописного текста.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Элегантный переход, основанный на тонкой лексике, - это исключительный шаг ученика. После того, как вы заполните свой план и разместите некоторые ваши исследования в своей статье, вы завершите первый черновик. Это больше, чем у большинства студентов, когда они вручают бумагу. Часть редактирования имеет пять шагов: во-первых, вы пересматриваете, чтобы затянуть и уточнить. Во-вторых, вы редактируете для грамматики, использования и механики. В-третьих, вы даете чистую копию другу и посещаете академическую поддержку.

В-четвертых, вы делаете свое окончательное чтение, чтобы очистить вещи. Разве вы не рады, что теперь знаете лучше? Вы закончили свой предварительный проект, и теперь вам нужно, чтобы он выглядел сексуально для вашего профессора. Есть два способа сделать это - пересмотр и редактирование.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-3 предложений показать главные факторы актуальности темы.

На первом этапе начинается пересмотр. Пересмотр - это когда вы буквально пересматриваете пьесу. Вы делаете большие изменения - исправляете переходы или исследования предметов вместе с организацией и структурой. Редактирование происходит вторым. Редактирование делает небольшие изменения в части, исправляющей грамматику, использование и механику, изменяя дикцию, чтобы немного изменить тон.

Эти термины не взаимозаменяемы, хотя многие люди ошибаются и используют их взаимозаменяемо. После того, как вы закончите эту бумагу, важно вернуться и внести крупномасштабные изменения. Вы не собираетесь менять основу бумаги - тезис и исследование, чтобы согласиться с этим, - но вы собираетесь изменить то, что делает поток бумаги, например, сглаживание переходов, выравнивать структуру и порядок абзацы, и убедитесь, что все идеи связаны естественно.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Это также время, чтобы добавить идеи в основную посылку каждого раздела или устранить тангенсы, которые вы, возможно, соблюдали в разгар момента. Добавьте, что нужно добавить и вырезать все, что не должно быть там. Некоторые общие вещи, которые нужно искать.

Пункты имеют логический порядок разворачивания. Рамблинг, слишком длинные предложения. Все разделы возвращаются к тезису. Претензии содержат доказательства и поддержку. Все идеи полностью разработаны. Введение и заключение хорошо служат тезису. Теперь, когда бумага установлена, ваша задача состоит в том, чтобы пройти и затянуть все предложения, внести изменения в выбор слов, а также исправить ошибки в грамматике или пунктуации, которые вы найдете.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (2–3 задачи), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.).



Прочитанный совет: пока вы перечитываете свои правки, может быть полезно переместиться через бумагу назад, таким образом вы можете немного дезориентировать себя и поймать больше ошибок. Начните с последнего предложения, затем прочитайте второе и последнее предложение и так далее, пока не дойдете до первого предложения.

Сначала найдите друга, которому вы доверяете, и поделитесь с ним бумагой. Затем запишитесь на встречу с центром письма в кампусе. В обоих этих обзорах передайте этот набор вопросов, чтобы ваши рецензенты ответили.


Ваш рецензент может ответить на них напрямую, обсудив это или предложив предложения, сделав заметки. Как только вы получите эту обратную связь, внесите предложенные изменения, которые вы чувствуете.


Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Ты сделал так много работы, и ты почти готов! Пометьте любые пятна, которые не кажутся правильными, и исправьте любые окончательные ошибки. На данный момент, может показаться, что это над вершиной со всей превосходной работой, которую вы только что закончили. Но в последний раз взгляните на рубрику. И лист задания тоже.

Основываясь на всей работе, которую вы сделали выше, очень маловероятно, что вы не выполнили задание. Если нет каких-либо вопиющих ошибок, вы закончите! Распечатайте этот сосуд и протяните его! Мы надеемся, что вам понравился этот учебник по выбору колледжа по написанию идеальной исследовательской статьи. Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о всех вещах, связанных с процветанием в колледже.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Если вам нужна специальная работа, вам следует искать интересный, подробный литературный поиск и много писать. Предмет не столь требовательный, как университетский исследовательский проект, это не научный характер на первый план, а применение и практика научных методов по конкретной теме в конкретном предмете. Требования к работе специалиста варьируются от одного федерального государства к другому. Но это считается обязательным для Абитура. Эта тема чаще всего продиктована учителями, она также может быть выбрана из списка тем, свободно учащимся.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Введение
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Вы работаете со следующими советами

Период подготовки к заданию специалиста может составлять от 2 месяцев до одного года. Средний номер страницы - от 15 до 18 страниц. Очень часто работа защищается позже перед классом, поэтому нужно также подготовиться к устному представлению. Найдите хотя бы одного человека, который готов прочитать вашу диссертацию по написанию, стилю и контенту. Гусеничный или лектор работает профессионально. После исправления всех ошибок вы можете представить свой текст руководителю и подготовиться к лекции.

В противном случае попробуйте ответить на три вопроса, которые должны: есть ли достаточное количество источников по этому вопросу? Является ли тема из вашей области интереса или это просто часть образовательной программы? Если вы по-прежнему не уверены в этой теме, проконсультируйтесь с преподавателем и следуйте его инструкциям, потому что он лучше знает, как сделать вашу тему уникальной и оригинальной. Возможно, другие сокурсники будут иметь дело с одной и той же темой. Не стоит бояться обращаться за помощью. Если вы понимаете, что по какой-то причине тема вам не подходит, попробуйте настроить тему в своих интересах. После того, как вы определили тему, следующим шагом будет поиск литературы и работа с источниками. Найдите как можно больше книг, журналов, монографий, онлайн-статей по вашей теме. Однако эти источники должны быть надежными и профессиональными. Публикации являются научными, если автор известен, а ссылки, используемые в книге или статье, относятся к источнику. В библиотеках вы найдете много информации. Вы также можете проверить наиболее важные ресурсы в базах данных. Внимательно прочитайте литературу и найдите важную информацию из источников. Вы можете использовать их позже в тексте с правильной ссылкой. Если вы отметили интересную цитату, запишите автора, заголовок, страницу и исходные данные для каждого источника напрямую. Эти записи будут полезны для вас, если вы хотите обратиться к указанному материалу. Эти текстовые выдержки могут быть отмечены как цитаты в работе. Информация с форумов, блогов и многих других сайтов часто не содержит доказанных фактов и прослеживаемой информации, только мнения. Поэтому они плохо подходят. Многие действительные источники доступны онлайн бесплатно. Вы можете получить доступ ко многим государственным библиотекам и базам данных при входе в систему как пользователь. Когда вы закончите читать литературу, сделайте список ее как можно скорее, и это будет позже добавлено к вашей работе. В специальной статье вам нужен методический подход. То есть на этом научном уровне вам сначала нужна проблема для исследования, и вы выбираете подходящую стратегию для решения проблемы. Они анализируют теории с разных точек зрения и приводят примеры и утверждения. При чтении выбранных источников вы обнаружили конкретные основы для своей темы. Из этого вы можете создать структуру своей специализированной работы. Конкретные подходы из литературы могут составить структуру вашей работы. Если возможно, вы увидите с разных точек зрения, как эта тема была рассмотрена, и развитие состояния исследований на текущей позиции. Помните предварительное название глав и разделов. Вы начинаете с введения или введения, записывая цели своей работы и состояние своей темы. За этим следуют главные главы и подглавы. Здесь вы должны интерпретировать или обосновывать любое утверждение и научный факт о вашей теме с вашей собственной точки зрения. Части работы связаны между собой. Они должны быть построены логически и представлены как последовательное повествование. Если вы используете кавычки, комментируете их или переписываете. Постоянно длинные цитаты в кавычках еще не производят никакой научной работы. В основных разделах перечислите все исследования, которые вы нашли по этой теме. Ответьте на вопросы, которые вы задали в начале своей работы. Это должен быть подробный анализ каждого компонента проблемы, который вы рассматриваете в документе. Каждая проблема различна и зависит от темы и предметной области. В конце диссертации вы должны суммировать результаты вашего анализа, то, что вы узнали, и то, как эта тема была раскрыта вам. Формальные правила обязательно должны соблюдаться в специализированной работе. Они предписывают определенные правила регистрации научных исследований, в частности для регистрации цитат в тексте и ссылках. Он включает использование внутренних ссылок и библиографию в качестве вложения. Кроме того, для каждого раздела должно быть добавлено соответствующее название. Чикагский стиль распространен в публикациях по историческим темам. Этот стиль предполагает использование списка источников.

  • Вам будет интересна тема, которую вы получили от преподавателя или от него.
  • Если возможно, напишите о том, что вас действительно интересует.
  • Тогда вам будет проще писать много страниц.
  • Отвечает ли тема критериям новизны и актуальности?
Основная причина, по которой так много времени тратится на научные блоги, - это текущее состояние исследований.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в исследовательской работе обычно не более 1-2 страниц машинописного текста.

^ Основная часть
Основная часть исследовательской работы может состоять из 2–3 глав (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая, что было сделано для достижения цели) которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы исследовательской работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части исследовательской работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В исследовательской работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.

Заключение
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над исследовательской работой. Количество использованных источников и литературы в исследовательской работе, как правило, должно быть не менее 5 и до 15.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в Приложении .

В самом общем виде схема научного исследования на первом его этапе может иметь следующее строение: изучение студентом вопроса должно начинаться с теории (изучения литературы по теории и истории интересующего его вопроса, а также накопленного опыта по его изучению), выделения проблемы и построения гипотезы исследования, после чего студент формирует цель своего исследования и задачи по ее достижению; далее составляется программа исследования и определяются методы экспериментально-эмпирического (или теоретического) исследования в соответствии со спецификой темы работы студента.

Работа студента с источниками литературы. При работе с литературными источниками студент-исследователь вырабатывает в себе навыки умственной работы, расширяет свой кругозор, умение видеть положительные стороны и недостатки. Комментируя и резюмируя прочитанное, он совершенствует свои способности, учится четко формулировать и записывать свои мысли. Благодаря изучению литературы формируется синтезирующее знание, представление о предмете своего исследования, которое складывается из разных концепций, что очень важно для системного подхода.

Чаще всего литературу по теме своего исследования студент (специалист) может найти в библиотеке, где имеются каталоги: алфавитный, систематический, предметный. В алфавитном каталоге литература распределяется в алфавитном порядке; в систематическом – по отдельным отраслям знаний; в предметном – по отдельным темам и проблемам.

Картотека дает представление о журнальных и газетных статьях, опубликованных за три последних года. При этом особенно важен поиск литературы среди произведений зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Кроме того при подготовке научно-исследовательской работы следует обращаться к справочникам, словарям, энциклопедиям, статьям, которые снабжаются библиографией.

Предметом поиска по той или иной проблеме или теме могут быть материалы анализа и обобщения научных исследований, практического, педагогического и иного опыта. В ходе изучения этих источников у исследователя появляются сведения о разработке проблемы: где, кто работает и каких результатов достиг в ее решении или решении смежной с ней проблемы. Это позволяет уточнить смысл и направление исследования студента. Ведь достаточно часто бывает так, что тема изучается многими, но интересуемый аспект либо разрабатывается недостаточно, либо вообще не изучался никем.

Работа над литературными источниками является частью исследовательской деятельности на всех этапах работы. Всесторонне и систематизированное знание литературы позволит более правильно подойти к ее решению.

Работа над вводной частью научно-исследовательской работы (проекта). Каждую научно-исследовательскую работу, разновидностью которой является курсовая работа, можно отнести к определенному научному направлению (техническому, биологическому, социальному, физико-техническому и т. д.). Структурными единицами любого научного направления принято считать проблему, тему или научный вопрос. Однако, чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему. После обоснования проблемы и установления ее структуры, определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (т. е. важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной или значимой для народного хозяйства).

В любом научном исследовании должен быть свой объект и предмет для изучения. При этом под объектом научного исследования понимают материальную или идеальную систему, обозначающую более широкое основание для изучения предмета исследования. Предмет исследования представляет структуру системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы или вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д. проще говоря, предметом исследования выдвигается то конкретное исследование, его аспект, который необходимо изучить. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. После определения проблемы, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза, которая определяет и программу, и пути дальнейшего проведения исследования. Далее исследователь формулирует цель и задачи исследования. Цель научного исследования представляет собой всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структура, связи, отношения на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения и внедрения в производство (практику) полезных для человека результатов.

После формулировки цели предпринимаемого исследования в научной работе указываются те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это, обычно, делается в форме перечисления (изучить, описать, выявить, определить и т. п.). Решению каждой конкретной задачи в работе студента может быть посвящена отдельная ее глава или параграф.

Обязательным элементом вводной части работы является указание на метод исследования, который послужилы инструментом в сборе и анализе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в данной работе цели. Кроме того, далее во введении дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических и др.) и формулируются методологические основы будущего (или проведенного) исследования.

Все вышеописанное отражает содержание одного из основных этапов любого научного исследования. Этот этап соответствует структуре вводной части работы. Единственным дополнением к вышеуказанному является то, что при оформлении работы во вводной ее части указывают перечень структурных элементов и обосновывают их расположение. В целом, основными структурными элементами любой научно-исследовательской работы могут быть:

    формулировка проблемы и темы исследования;

    обоснование актуальности, научно-практической значимости темы научного исследования;

    изучение литературы по исследуемой проблеме;

    выделение объекта и предмета исследования;

    формулировка цели и задач научно-практического исследования;

    характеристика методов и принципов исследования (методология исследования), необходимых для достижения поставленной цели;

    описание, обоснование структуры работы.

Грамотное оформление вводной части работы в сочетании с глубоко рассмотренным содержанием являются залогом успешного написания научно-исследовательской работы (проекта) студента.

После того, как сформулированы выводы и обобщения в теоретическом или экспериментально-эмпирическом исследовании (см. прил. 2), продуманы доказательства, наступает заключительный этап – литературное оформление и редактирование полученных результатов в виде монографии, диссертации, статьи, научного отчета, реферата, доклада, курсовой или научно-исследовательской работы.

Важнейшими сторонами формы научного произведения являются: композиционная (построение литературного, научного произведения, объединяющего все его элементы в единое целое); рубрикационная (деление текста на структурные единицы, части, разделы, главы, параграфы); логическая (соответствие рассуждений, вводов и определений автора нормам логически правильного мышления); языково-стилистическая, графическая (качество таблиц и иллюстраций). Рассмотрим некоторые из этих сторон.

Итак, вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему впоследствии научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и место учебы в момент написания работы; название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа; год ее оформления; фамилия, должность и знание руководителя.

Иногда при оформлении работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтоб подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблем, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблем на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основную часть содержания работы включаются материалы, методики, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследователя. При написании этого раздела необходимо представить себе вопрос по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общественные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов (преподавателей, студентов).

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Не надо также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщить в основном тексте).

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер, либо для всей работы (таблица 18, 19), либо для данной главы, например десятой (таблица 10.1, 10.2). Особое внимание надо обратить на заголовки таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть внесены в заголовки граф, не следует помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и вводы, которые вытекают из цифрового материала.

Порядковую нумерацию вертикальным графам устанавливают только в том случае, если эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу или, если таблица переносится на другую страницу текста). В таблицах необходимо избегать больших чисел, написанных полностью, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например, вместо 1896000 т. написать 1896 тыс. т. и указать в заголовке, что числа в этой графе выражаются в млн. т.

Выводы в научной работе должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы, как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в тоже время образуется существенный пробел, отсутствие акцентуации на результатах исследования.

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, доказывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что может ясно представить качественную сущность данной работ.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Например, . Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, наименование книги, издательство, год издания, объем в страницах.

Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

При написании научной работы следует помнить о ее архитектуре, т. е. соблюдении надлежащих пропорций между частями, разделами, главами, подголовками, параграфами и придании им соответствующего шифра: 1.1.1 и т. д. Соблюдение этих пропорции делает наглядным логический строй данного произведения. Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит около 2500 знаков, печатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы. Объем научно-исследовательской работы не должен превышать 1,5 печатного листа.

В научном произведении часто возникает необходимость в конце работы дать приложения . В приложения нельзя включать библиографический список используемой литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 5». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», например: (см. прил. 5).

Другой стороной формы научного произведения является рубрикация текста. Она представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков нумерации и т. п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логические соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При этом в каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста работы. Так, в повествовательных текстах, излагающих ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Однако, в любом случае текст научной работы следует делить на структурные части с учетом логических правил деления понятия.

Библиографическое описание документов. К основным видам аналитико-синтетической обработки информации относятся аннотирование, перевод, рефератирование, составление образов, а также библиографическое описание документов и их классификация.

Библиографическое описание представляет собой необходимый минимум сведений о документе, выраженных словами и расположенных в строго установленном порядке. Такие описания служат основой для составления библиографических карточек и указателей. Итак, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его основной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографическое описание – это один из видов свернутой информации. Поэтому составители описания должны знать полиграфическое производство всех видов первичных и вторичных документов, уметь определить форму, содержание и назначение документа и отыскать необходимые данные. В выходных данных указывается: место издания, наименование издательства и год его издания. Отдельные элементы разделяются запятыми, в конце – после года издания – ставится точка.

Имеются два типа основного вида библиографического описания:

б) описание под заголовком – в качестве заглавия выступает название документа.

Под заглавием индивидуального автора библиографическую запись составляют на научные, художественные, публицистические произведения, учебники, лекции и т. п., имеющие авторское оформление (на титульном листе приведена фамилия лица без слов, уточняющих его роль в подготовке издания, или со словом «автор»).

Под заглавием библиографическую запись составляют: те издания, в которых имя автора не указано; авторские произведения четырех и более авторов; сборники произведений разных авторов с общим заглавием; словари языковые, толковые, разговорники; сборники официальных документов; издания законов и законодательных материалов; кодексы, международные договоры и соглашения; сборники научных работ, труды и научные записи; путеводители, проспекты, каталоги и т. п.

В библиографическом описании областям и элементам предшествуют следующие условные разделительные знаки:

точка и тире

точка с запятой

двоеточие

косая черта

две косые черты

круглые скобки

квадратные скобки

знак равенства

Кроме того, примеры библиографических описаний, наиболее часто встречающихся в практике, рекомендации по составлению списка источников информации, оформлению ссылок на них разработаны на основе ГОСТов:

7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

7.32–91. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

Так, при оформлении списка использованных источников информации в курсовых, дипломных работах, отчетах и иных научных работах обычно используются стандартные заглавия «Библиография», «Литература», «Список литературы» или их модификации «Список использованной литературы», «Список использованных источников». При этом источники в списке литературы следует располагать либо в порядке появления ссылок в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой, либо по алфавиту.

Ссылки нумеруются последовательно в порядке расположения литературы в списке источников с указанием страниц, и заключаются в квадратные скобки. При этом, наряду с общим списком, допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, по главам, разделам.

Алфавитное построение является наиболее простой и распространенной формой организации библиографических описаний. Списком источников, составленных по алфавиту, удобно пользоваться в отрыве от основного текста. В нем легко найти библиографическое описание какого-либо документа или выявить его отсутствие. Нумерация позиций алфавитного поиска максимально упрощает связь списка с основным текстом. Поиск документа осуществляется по порядковому номеру его библиографического описания в списке. При этом список использованных источников должен содержать сведения об источниках в соответствии с ГОСТ 7.1.–84, который устанавливает общие требования к библиографическому описанию документа и общие его составления.

Алексеев В. П. География человеческих рас. – М.: Наука, 1974. 777 с.

Коллективная монография (все фамилии должны быть упомянуты)

Археологические исследования Энской пещеры / Васин В. В., Иванов И. И., Петров П. П., Сидоров С. С. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 1999. – Гл. 3. – С. 777–888.

Статья в сборнике:

Иванов П. И. Полинология стоянки Детский сад 11 // Каменный век на территории Новосибирского Академгородка. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 799–800.

Статья в учебных записках (ученых трудах)

Скрипка А. С. К датировке некоторых типов саранского оружия // Учен. за. Ленингр. пед. ин-та. – 1977. – Вып 3. – С. 66–77.

Статья в журнале:

Иванов П. И. Психология запоминания // Вопросы психологии. – 1966. – № 1. – С. 1–34.