Аварийная посадка на гудзон. Вынужденная посадка самолета на воду

Ровно 55 лет назад, 21 августа 1963 года, пассажирский самолет, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду неподалеку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолета на воду никто не погиб.

Как экипажу Ту-124 удалось избежать жертв, почему этот случай сравнивают с «Чудом на Гудзоне» в США и в чем сложность посадки самолета на воду? «Бумага» поговорила с авиажурналистом Андреем Меньшениным.

- Посадка Ту-124 на Неву - это уникальный случай в истории авиации?

В истории российской авиации это единственный случай успешного приводнения (посадки на воду - прим. «Бумаги» ) с пассажирами на борту, когда никто не погиб. В мировой истории таких случаев тоже очень мало, самый известный был в 2009 году в Нью-Йорке, когда самолет сел на воду реки Гудзон. Про это сняли фильм «Чудо на Гудзоне». Подавляющее большинство попыток приводнения оканчивается неудачно - как правило, с жертвами.

- Во многих публикациях СМИ сравнивают историю Ту-124 с «Чудом на Гудзоне ». Насколько эти два случая действительно похожи?

Оба случая подходят под описание «реактивный самолет с пассажирами на борту недалеко от центра густонаселенного города вынужден совершить посадку на реку». Но, конечно, важны детали. В нью-йоркском случае причина отказа двигателя была очевидна: самолет врезался в стаю птиц. Роль экипажа ясна: выполняли полет по процедуре, столкнулись с нештатной ситуацией, выполнили комплекс процедур для ее решения, вышли за пределы этого комплекса с успешным результатом.

В случае с Ту-124 до конца все-таки непонятно, что случилось. Выполняли полет по стандартным инструкциям, столкнулись с нештатной ситуацией (заклинило переднюю опору шасси - прим. «Бумаги» ), потом что-то произошло, и экипаж оказался в самолете без двигателей над густонаселенным городом.

Приводнение ТУ-124 на Неву. Фото: Юрий Туйск

- Есть ли вообще возможность посадить самолет с заклинившим шасси?

Отказ шасси не является однозначной предпосылкой к катастрофе, хотя и увеличивает ее вероятность. В современной гражданской авиации большинство вынужденных приземлений с убранными шасси заканчиваются без жертв. У экипажа Ту-124 было много шансов завершить полет благополучно.

- Почему им пришлось садиться на воду?

Здесь нужно отметить два фактора. Если бы они не совпали, самолет бы сел на Шоссейной (старое название аэропорта Пулково - прим. «Бумаги» ), пусть и с заклинившим шасси. Во-первых, самолет вырабатывал топливо (чтобы уменьшить вероятность возможного пожара при посадке - прим. «Бумаги» ) на малой высоте - 500 м. Чем меньше высота, тем больше топлива самолет потребляет и тем меньше нужно времени, чтобы его выработать.

Во-вторых, самолет остался без топлива. Почему оно закончилось, до конца не ясно. По одной версии, в Ту-124 барахлили датчики, показывая топливо, которого на самом деле не было. По другой, пилоты просто прозевали момент, когда закончилось топливо, пытаясь поправить заклинившую стойку шасси. Еще одна версия: якобы при определенных ситуациях в топливной системе Ту-124 возникает некая воздушная воронка, которая мешает топливу поступать в двигатель. Для меня это, конечно, звучит сомнительно. С другой стороны, в Ту-124 могли быть какие-то конструктивные недостатки, поскольку тогда была самая заря реактивной авиации. В современных самолетах все эти опыты учтены: крыло разделено внутри на отсеки и можно из любого из них перекачать топливо так, как тебе надо.

Если исключить хотя бы один из этих факторов, то самолет мог бы долететь до аэропорта. Имея больший запас высоты - например, в несколько километров, - он мог бы спланировать без двигателей до Шоссейной. Таких успешных случаев в истории авиации намного больше, чем случаев успешного приводнения. Но 500 м - слишком маленький запас высоты. Им хватило, только чтобы долететь до Невы.

Реконструкция посадки Ту-124

- Почему так сложно посадить самолет на воду?

На больших скоростях свойства воды по упругости близки к бетону. Но дело в том, что, в отличие от подготовленной посадочной полосы аэродрома, поверхность воды - неровная. Из-за волн конструкция самолета просто разрушается. Сухопутный самолет не предназначен для таких нагрузок.

- Как пилотам удалось все-таки посадить самолет без жертв?

Каждый из случаев успешного приводнения рассматривается как результат огромного везения. В данном случае было несколько факторов. Во-первых, посадку производил второй пилот (Василий Чеченев - прим. «Бумаги» ), у которого был опыт полетов на гидросамолетах. Он владел методикой приводнения. Это было одним из факторов везения.

Вторым фактором было то, что, по-видимому, на Неве практически не было волн. Третье: когда самолет был в воде, мимо проходил буксир, который сразу же вытащил его на берег. Теоретически можно было бы выбраться из самолета, но в этом случае наверняка была бы паника и люди не знали бы, что делать.

- Как происходила посадка? Самолет падал?

Нет. Для каждого самолета есть руководство по эксплуатации, где в разделе о нештатных ситуациях написано, какую скорость и тангаж (угловое движение относительно главной поперечной оси инерции - прим. «Бумаги» ) нужно выдерживать для оптимального снижения.

В чем реально заслуга экипажа: когда они уже оказались в этой патовой ситуации, за считанные секунды успели принять решение. Эти секунды очень важны. Пилоты смогли оценить обстановку и договориться, что делать.

Если вспомнить экранизацию «Чуда на Гудзоне», то основная претензия к Салли (пилоту Чесли Салленбергеру - прим. «Бумаги» ) была в том, что ему хватило бы времени долететь до аэродрома, если бы он начал маневр, как только отказали двигатели. Но пока экипаж принимал решение, секунды утекали. В конце концов у них уже не было выбора - только садиться на реку.

В нескольких публикациях о посадке Ту-124 на Неву упоминается, что самолет, по воспоминаниям очевидцев, летел прямо на Исаакиевский собор. Если бы он не сел на Неву, то какие последствия могли бы быть?

Самолет мог упасть на землю, на жилые дома. Можно предположить, какая бы была катастрофа, с каким количеством жертв. Достаточно вспомнить, например, катастрофу в Иркутске 1997 года (самолет упал на жилые дома, погибло 72 человека - прим. «Бумаги» ).

Экипаж ТУ-124. Крайний справа - второй пилот Василий Чеченев, рядом с ним - командир воздушного корабля Виктор Мостовой

- После этой катастрофы продолжили выпускать Ту-124?

Да, они много где летали. Сейчас, конечно же, его не эксплуатируют.

- Разрешены ли сейчас полеты над Петербургом?

В Петербурге есть зоны ограничения полетов, есть зоны запрета полетов. При этом каждая из них открывается для определенных категорий воздушных судов. Но если, например, нужно долететь из Пулкова до Петропавловской крепости, то самолет полетит не над городом, а над Финским заливом.

В центре города - в зоне запрета полетов - можно летать только госавиации и санитарной авиации, то есть полиции, спасателям и президенту. По большей части это, конечно, вертолеты. Пассажирские лайнеры в центр вообще не залетают. Если самолет идет при посадке на второй круг, то траектория пройдет в облет всего города - вдоль КАД и ЗСД.

Вряд ли кто мечтает оказаться в самолёте, летящем с отказавшими двигателями, попавшем в шторм или сильный боковой ветер. А ведь все это и многое другое периодически происходит с воздушными судами, и тогда лётчикам приходится использовать всё своё мастерство и немало физических сил, чтобы выровнять лайнер, довести до аэродрома и удачно посадить, не допустив человеческих жертв. Далее речь как раз и пойдёт про 10 самых невероятных посадок самолётов.

1. Пролёт над жерлом вулкана (1982 г.)


Протянув пассажиру стаканчик с напитком, стюардесса незаметно выглянула в иллюминатор и убедилась, что пилоты были правы. Двигатели лайнера светились, словно стробоскопы. А вскоре по салону стал распространяться удушливый дым, пахнущий серой. На борту «Боинга-747» находилось 15 членов экипажа и 248 пассажиров, и никто из них не заметил, что самолёт пролетел сквозь облако вулканического пепла, внезапно выброшенного вверх проснувшимся индонезийским вулканом Галунггунг. Мельчайшие абразивные частички пепла повредили обшивку воздушного судна и забили его двигатели.
Борт, летевший из Лондона в Окленд, рисковал не долететь. Огромный лайнер с выключившимися двигателями планировал над океаном в ночи, а прямо по его курсу высились горы южного берега острова Ява. Нужно было быстро выбирать: сажать лайнер на воду либо рисковать дотянуть до аэропорта Джакарты, но для этого нужно было преодолеть приближающиеся вершины. Пока командир и индонезийский диспетчер вычисляли расстояние и возможности аэродинамики самолёта, бортинженер и второй пилот продолжали пытаться запустить двигатели. Им повезло - четвёртый двигатель прочихался, выплюнув пемзу, и всё-таки заработал! Тем же способом удалось реанимировать ещё два двигателя. С такой тягой уже можно было дотянуть до аэродрома, однако, когда самолёт начал постепенно снижаться для посадки, пилоты обратили внимание, что исцарапанное острыми частицами лобовое стекло стало матовым. К тому же в аэропорту Джакарты отсутствовал автоматический привод на посадку.
В конце концов, британские пилоты смогли благополучно посадить лайнер, разглядывая местность через пару крошечных сохранившихся на лобовом стекле прозрачных участка. Никто из людей в данной передряге не пострадал.

2. Чудо на Гудзоне (2009 г.)


15 января 2009 года из аэропорта «Ла Гвардия» в направлении Нью-Йорк - Сиэтл вылетел аэробус А-320, имевший на борту 150 пассажиров. Всего через полторы минуты полёта он столкнулся со стаей птиц, после чего оба двигателя лайнера мгновенно застопорились. Самолёт в этом момент поднялся уже на 970 метров. Возвратиться назад было уже невозможно, поскольку не хватило бы набранных скорости и высоты, которых хватило бы на 1,5 минуты планирования.
Первый пилот принял мгновенное решение взять курс на реку Гудзон, который в этом месте очень широк и имеет довольно прямое русло. Важно было дотянуть до водной глади и выровнять самолёт. В результате аэробус плюхнулся в ледяную воду и начал глиссировать среди льдин. Практически все люди остались живы, и лишь стюардесса и 5 плохо пристегнувшихся пассажиров получили травмы. Они должны быть благодарны бывшему военному лётчику Чесли Салленбергеру, когда-то пилотировавшему «Фантом».

3. Небесный кабриолет (1988 г.)


В 1988 году старенький Боинг совершал местный полёт на Гавайях из Хило в Гонолулу. Из-за неплотно задраенной двери произошло разрушение части корпуса (ветер «слизал» 35 кв. м обшивки). Взрывная декомпрессия произошла на высоте 7300 м на скорости 500 км/ч. Мгновенно на 90 легко одетых пассажиров обрушился ветер в 3 раза быстрее ураганного, да ещё и ледяной (-45 градусов). Хотя пилоты быстро сбросили скорость до 380 км/ч и высоту, но и за короткое время 65 человек успели обморозиться и получить различные травмы. А уже через 12 минут, с отклонением от графика всего в 1 минуту небесный кабриолет приземлился в Гонолулу. Но без жертв здесь не обошлось - несчастную стюардессу в момент разрушения фюзеляжа выбросило за борт.

4. Гонка со смертью (1988 г.)


Экипаж Ту-134 31 декабря 1988 года настолько торопился к встрече Нового года, что стал снижаться по слишком крутой глиссаде, хотя приборы и вопили, что скорость слишком высока, а земля приближается слишком быстро. Летчики, презрев все инструкции, выпустили шасси на скорости 460 км/ч, а закрылки на такой скорости было бессмысленно выпускать, поскольку их бы просто сорвало воздушным потоком. В момент касания земли скорость была 415 км/ч (допустимый максимум 330 км/ч). Таким образом был установлен рекорд скорости посадки для лайнера гражданской авиации.
Приземляющемуся с такой скоростью воздушному судну длины ВПП оказалось мало и, несмотря на все старания лихого экипажа, самолёт проследовал дальше, остановившись в 1,5 метрах от схода на грунт на полосе безопасности. Пассажиры на удивление не пострадали, но лётчикам пришлось отвечать по всей строгости закона.

5. Самолёт без носа (2017 г.)


Самолёт, направлявшийся из Стамбула в кипрский Эрджан, столкнулся с сильным ветром и градом. На 1,5-километровой высоте у него снесло носовую часть и стекло пилотской кабины. В результате лётчики полностью лишились возможности смотреть вперёд, а в аэропорту все с отчаянием ожидали неминуемого. Первый пилот - украинский лётчик Акопов решил возвращаться. При посадке он слегка накренил борт, чтобы ему было видно через боковое стекло полосу. Также чётко сработали диспетчеры аэропорта и другие члены экипажа самолёта, в результате судно с 121 пассажиром и 6 членами экипажа удачно приземлилось.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

6. Таёжное чудо (2010 г.)


В сентябре 2010 года следовавший из Якутии в Москву самолёт ТУ-154Б приземлился в сибирской глуши. Пролетев после взлёта 3,5 часа, самолёт внезапно лишился электропитания, поэтому замерли топливные насосы, бортовые приборы, была утрачена возможность управлять элементами крыльев. В фюзеляже был расходный бак с 3,3 т оперативного запаса керосина, но этого хватило бы лишь на полчаса полёта. Пилоты снизили лайнер на 3000 метров, чтобы визуально искать подходящую площадку для посадки. Горизонтальность они проверяли по стакану с водой. Им повезло заметить короткую (1350 м) бетонную полосу аэропорта Ижма, а для посадки Ту-154Б требовалась в 2 раза длиннее. Тем более что её забросили ещё в 2003 году, используя лишь для посадки вертолётов. Дело осложнялось и тем, что пилоты не могли выпустить закрылки, поэтому скорость при посадке на 100 км/ч превышала расчётную.
Пилотам удалось посадить машину на «3 точки», но далее плохо управляемый самолёт выкатился в невысокий ельник, находящийся на 160 м дальше окончания бетонной полосы. К счастью, никто из пассажиров и экипажа не пострадал. Тут же самолёт отремонтировали своими силами, и далее он смог долететь для детального осмотра в Самару.

7. Посадка без командира (1990 г.)


10 июня 1990 года самолёт British Airways вылетел из Бирмингема в Малагу. Через 13 минут полёта у него вывалилось плохо установленное ветровое стекло, в результате чего вырывающийся из самолёта воздух подхватил командира и наполовину выбросил через образовавшееся отверстие. Лётчика спиной прижало к фюзеляжу снаружи кабины, в то время как его ноги застряли между панелью управления и штурвалом. Сорвало также дверь кабины пилотов, обломки которой обрушились на навигационную и радиопанель.
Находившийся в кабине бортпроводник вцепился в командира, не давая ему окончательно вылететь, а второй пилот начал экстренное снижение и подал сигнал бедствия. Второй пилот сумел посадить аварийный лайнер в Саутгемптоне. Все пассажиры и экипаж остались живы, ранения оказались лишь у командира и бортпроводника. Что до командира, то у него обнаружили несколько переломов, гематом и обморожение. Бортпроводник обморозил левый глаз, лицо и вывихнул плечо.


Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п...

8. Случай в Ленинграде (1963 г.)


Самолёт, летевший из Таллина в Москву, сообщил на землю о том, что после взлёта носовая стойка шасси застряла в наполовину убранном положении. Предстояла посадка «на брюхо», а ближайшим аэропортом, где можно было сотворить такой фокус, был аэропорт в Пулково, куда и направили самолёт. Подлетев к аэропорту, самолёт начал кружить над ним, вырабатывая топливо, а чтобы ускорить процесс, делал это на высоте 500 м. Одновременно экипаж всячески стремился разблокировать шасси металлическим шестом. Увлёкшись таким делом, экипаж не заметил, как левый двигатель остановился из-за нехватки топлива.
Первый и второй пилоты бросились к штурвалам, моментально получили разрешение на пролёт над городом и взяли курс прямо к ВПП. Тут замер и второй двигатель, а запаса высоты не было даже, чтобы уйти из города. Тогда командир экипажа принял единственно возможное решение - сажать аварийный борт на водную гладь Невы. Над Литейным мостом самолёт пролетел на высоте 90 м, над Большеохтинским уже снизился до 30 метров, всего в нескольких метрах пронёсся над строящимся мостом Александра Невского и, едва не зацепив буксир, плюхнулся в воду. Приводнение было мягким - все пассажиры и члены экипажа оказались живыми.

9. Впечатляющая посадка аэробуса в штормовую погоду (2017 г.)


В аэропорту немецкого Дюссельдорфа часто дуют сильные ветры. Недавно гиганту Airbus A380, принадлежавшему компании Emirates, пришлось совершить посадку в таких условиях. Само сближение с землёй в таких условиях ещё проходит более-менее гладко, но после касания шасси посадочной полосы сразу начинаются проблемы. Вот и эта посадка аэробуса стала необычной и сложной. Чтобы снизить воздействие сильных боковых порывов ветра лётчики вынуждены заходить на посадку под углом. Когда же пилот начал выравнивать лайнер, то внезапный сильный порыв бокового ветра начал сильно раскачивать махину из стороны в сторону. Так пилот выравнивает судно, а оно помахивает крыльями - зрелище завораживающее. Наконец летчику удалось справиться с непослушным гигантом и выровнять его положение при порывах ветра, достигающих 22 м/с.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

10. Неисправное шасси (2016 г.)


В Казахстане, в международном аэропорте столицы страны Астаны аварийную посадку смог благополучно совершить самолёт Foker-100 без передних шасси. При этом никто из пассажиров и членов экипажа общим числом 121 человек не пострадал. Причиной аварийной ситуации стала неисправность в механизме передних шасси. Командиру самолёта пришлось сажать его без этого довольно важного при посадке элемента. Передняя стойка вышла из люка не полностью, поэтому при посадке полагаться на неё нельзя было вовсе. Очевидцы взахлёб рассказывали, как самолёт после касания земли клюнул землю носом и потом ещё сотни метров скрежетал по бетону полосы. От сильного трения от него валили искры и чёрный дым. К счастью, самолёт при этом не загорелся. Удивительно, что после этой посадки повреждения корпуса самолёта оказались минимальными.

Аварийная посадка самолета на Гудзон, выполненная 15 января 2009 года, несомненно, войдет в историю всемирной авиации. Подвиг американского летчика, который несмотря на ужасающую ситуацию, все же смог спасти жизни 150 пассажирам , будет еще долго обсуждаться в ходе обучения молодых представителей авиации.

Аварийная посадка А320 на Гудзон была совершена бывшим американским летчиком, которому на тот момент исполнилось 57 лет – Челси Салленбергером. Летчик действительно показал неимоверные навыки пилотирования, ведь он смог посадить самолет на воду, после отказа двигателей, и тем самым спас жизни всех, кто находился на борту. После падения Челси дважды убедился, что все пассажиры благополучно смогли покинуть идущее ко дну воздушное судно и только после этого сам покинул борт тонувшего самолета.

Недавно на экраны вышел художественный фильм «Чудо на Гудзоне» , подробно рассказывающий о данной аварийной посадке.

Постер к фильму «Чудо на Гудзоне»

После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:

  1. А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
  2. После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40-45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
  3. Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.

Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация. Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым. А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.

Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.

Реальные кадры, снятые очевидцами

Действия пилота

Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:

  • оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
  • второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
  • на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
  • аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.

Именно это решение и было принято героем американской авиации.

Сложность посадки на воду

По мнению специалистов, сделать вынужденную посадку в Гудзон, который отделяет Нью-Джерси от Манхеттена, было очень рискованно и крайне сложно, но другого выхода экипаж воздушного транспорта просто не видел. А так как самолет продолжал гореть, решение нужно было принимать как можно скорее. Профессиональные летчики отметили несколько сложностей посадки самолета на Гудзон:

  1. Основная сложность заключалась в конструкции аэробуса, ведь его двигатели располагались под крылом. А это означало, что Салли должен при посадке контролировать, чтобы они не касались воды. В противном случае самолет ушел бы в воду со всеми людьми за считаные секунды. Чтобы моторы не касались воды, летчику нужно было сделать практически невыполнимое – заставить массивный аэробус как можно дольше скользить над водной поверхностью и ни в коем случае не допустить, чтобы нос воздушного транспорта затронул поверхность.
  2. Столкновение с морским судами. Аварийная посадка самолета на воду могла привести к столкновению с судами, которые выполняли свой запланированный рейс. Но по счастливой случайности падающий аэробус смог избежать ужасного столкновения, так как в Гудзоне в этот момент не было ни одного корабля или яхты. После успешного приземления губернатор Нью-Йорка назвал этот инцидент «чудом, который произошел над Гудзоном», а пилоту выразил огромную благодарность за подвиг, спасая более 150 человеческих жизней.

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне»

Как отреагировали на крушение местные жители?

Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации. Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику. Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.

Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера. Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария. Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».

Пассажирский самолет авиакомпании US Airways при взлете столкнулся со стаей гусей. Несколько птиц попали внутрь двигателей лайнера "Аэробуса-320" и вывели оба двигателя из строя.

Командир корабля сначала попытался вернуться в аэропорт, но вскоре принял решение сесть на водную поверхность Гудзона - к счастью, ЧП произошло рядом с этой широкой рекой. В такой ситуации, чем река не посадочная полоса!

Тем более, что пилоты проходили обучение на случай экстренной посадки на воду, а в салоне, как и положено, были спасательные плоты и надувные жилеты для пассажиров.

Чесли Селинбергер - командир корабля.

Умница-пилот Чесли Селинбергер ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона избежав столкновения с судами на воде. Командир корабля предупредил пассажиров по громкой связи о том, что им предстоит посадка на реку и попросил надеть жилеты.

Вода даже смягчила посадку, лайнер плавно приводнился на волны реки. И так как корпус самолета герметичен, «Аэробус» остался на поверхности воды. И хотя по словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, самолет продержался на воде полтора часа.

Воздушное судно по сути превратилось в гигантский аква-самолет, но только лишенный управления - мощное течение Гудзона пронесло его вниз по реке. Авиакатастрофа произошла в районе 49 улицы Манхеттена, а к окончанию спасательной операции течение унесло «Аэробус» на добрые полсотни улиц вниз по направлению к другой реке Ист-Ривер, впадающей в океан.

На помощь чудом уцелевшему самолету - а его корпус оказался совершенно не поврежден - тут же помчались все речные суда, оказавшиеся в округе. Поэтому когда на место ЧП прибыли катера спасателей, полиции и пожарной охраны часть пассажиров, которые надев спасательные жилеты выбрались на широкие крылья самолета и надувные плоты, к тому моменту уже подняли на свои палубы прогулочные и коммерческие корабли и катера всевозможных размеров.

Спасательная операция транслировалась в прямом телеэфире по всем телеканалам США.
Никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа серьезно не пострадал.

Аналогов «гудзонского чуда» в мире нет, раструбила зарубежная пресса. На самом деле, первый в мире похожий инцидент произошел в Советском Союзе еще около полувека назад в Ленинграде. И посадка происходила вовсе на свободную акваторию, а на узкую извилистую Неву, к тому же с преградами в виде мостов.

21 августа 1963 года пассажирский лайнер Ту-124 летел из Таллина в Москву, но неожиданная поломка (в самолете заклинило переднюю часть шасси) вынудила пилотов запросить разрешение на посадку в Ленинграде.

В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы. К «Пулково» тогда экстренно пригнали пожарную технику и бригады «скорой помощи», а самолет, тем временем, наворачивал над аэродромом круги, вырабатывая топливо. На восьмом круге у «тушки» вдруг заглох двигатель, и пилоты повели лайнер на сквозной пролет. В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель - приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы.

Стремительно пронесясь над Литейным и Большеохтинским мостом, Ту-124 приземлился возле Финляндского железнодорожного моста.

Отсюда тонущее воздушное судно вытянул к берегу проходивший мимо паровой буксир. Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?» Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры - сорок четыре человека, среди которых двое детей, - начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

На следующий день самолет подняли со дна и отправили к Шкиперскому протоку.



Что касается членов экипажа, то никаких хвалебных од и почестей они в тот момент не получили: шесть из них тогда задержали, а капитана Виктора Мостового еще уволили со службы. Уже потом отважного летчика наградили орденом Красной Звезды, капитана парового буксира Поршина - Почетной грамотой и часами, а остальных членов экипажа самолета— медалями.

Впоследствии кабина лайнера еще прослужила в качестве тренажера в Кирсановской авиашколе, а фюзеляж пустили на металлолом.

И еще два лайнера в СССР сели на воду успешно...

В бывшем СССР, кроме питерской истории, были еще два случая посадки на воду.

Летом 1972 года в акватории Московского моря (оно же- Иваньковское водохранилище) в верховьях Волги испытатели проверяли пункт инструкции о том, что при переходе самолета на аварийное электропитание есть запас времени в 37 минут.

Экипаж отключил генераторы, но забыл (хоть и состоял из опытных летчиков), что при этом топливо не подается автоматически - закачивать его надо вручную, помпой.

Оставшись без топлива, оба двигателя заглохли. Пришлось летчикам сажать самолет на воду. Из-за герметичной конструкции Ту-134 остался на плаву. Самолет вытащили, но к полетам он был больше непригоден. Свои дни он дожил, работая тренажером у пожарных.

Ту-134 в Московском море.

Второй случай произошел в 1976 году с Як-40 под Киевом. Второй пилот перевел ручки управления двигателями в положение "СТОП".

Видимо, это произошло случайно - наверняка он хотел дать малый газ, но не рассчитал. После этой истории на всех самолетах была установлена специальная блокирующая планка, не позволяющая переводить двигатели в режим остановки во время полета.

А лайнер, который пришлось сажать прямо в болото, летает до сих пор!

В этой ситуации тоже обошлось без жертв.

Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит от нескольких очень важных факторов, влияние которых не всегда бывает положительным.

Факторы успешной посадки самолета в море

Аварийная ситуация, возникшая на борту самолета и требующая немедленного приземления воздушного судна, может возникнуть по разным причинам. В подавляющем большинстве случаев это происходит по техническим причинам, вследствие отказа бортового оборудования.

По мнению многих специалистов, успешное приводнение самолета зависит от следующих основополагающих факторов:

  • метеоусловия;
  • тип воздушного судна;
  • мастерство пилота.

Сложность подобных ситуаций состоит в том, что все эти факторы должны быть учтены командиром и оценены практически мгновенно, т.к. счет идет на секунды. От правильности принимаемого им решения зависят жизни экипажа и пассажиров.

Погодные условия

В сложных метеоусловиях, когда аварийная посадка осуществляется в неспокойное море при сильном ветре, экипаж должен учитывать силу ветра, направление волн и их высоту. Поведение самолета в экстремальных условиях аварийного приводнения в большой степени зависит от этих условий. При этом, если правильно оценить все погодные условия, приводнение в штормовое море не будет отличаться по сложности от посадки на спокойную водную гладь.

Важно! Авиалайнеру нужно заходить на приводнение параллельно волновым гребням и ни в коем случае не по направлению движения волны.

Важно! Посадка должна происходить на самой малой скорости авиалайнера, которая возможна в данной ситуации, но необходимо избежать слишком сильного задирания носовой части, что может привести к разрушению фюзеляжа при ударе о водную поверхность.

В это время на самолет оказывают действие колоссальные перегрузки, при малейшей ошибке экипажа приводящие к разрушению воздушного судна. Если командир корабля адекватно оценил ситуацию и выбрал правильный курс снижения и соприкосновения с водной поверхностью, шансы на благоприятный исход и спасение людей вырастают в разы.

Дополнительная информация:

  • для оценки высоты волн и направления их движения, нужна высота не более 600 м;
  • согласно законам волновой интерференции, высота идущих друг за другом морских волн различается, поэтому даже в условиях шторма на поверхности моря есть спокойные участки.

Тип авиалайнера

В условиях нештатной ситуации важным является тип самолета. По мнению экспертов, есть ряд закономерностей, положительно или отрицательно влияющих на исход аварийной посадки на воду:

  • чем больше и тяжелее авиалайнер, тем больше шансов на благополучное приводнение;
  • фюзеляж, чаще всего страдающий от удара о поверхность воды, должен обладать значительным запасом прочности;
  • обязательным условием являются убранные шасси.

У больших пассажирских самолетов есть все перечисленные преимущества, в том числе усиленные фюзеляжи. Если система шасси в исправном состоянии, то обеспечить их закрытие не составляет труда. Если же шасси не убраны, то это может стать причиной возникновения толчков и бросков при соприкосновении с волной, а результат – повреждения крыльев и частичное или полное разрушение авиалайнера.

Профессионализм экипажа

Командир корабля не в силах повлиять на это обстоятельство, но, правильно учитывая характеристики своего воздушного судна и предполагая, как оно себя поведет в данных условиях, он может свести к минимуму риски серьезного повреждения или разрушения самолета.

Без преувеличения можно отметить, что жизни пассажиров и экипажа зависят от уровня профессионализма командира, т.к. окончательное решение всегда принимает он. Этот фактор является решающим. То, насколько правильно командир оценил и учел все степени риска и возможности самолета, в конечном итоге определяет исход аварийного приводнения.

При прохождении обучения все летчики учатся действовать в различных аварийных и нештатных ситуациях, которые отрабатываются на тренажерах-симуляторах и в деталях разбираются на теоретических занятиях.

Важно! После первого контакта воздушного судна с водной поверхностью самолет теряет управление, и пилоты уже не могут им управлять.

Важно! При аварийной посадке на спокойную водную поверхность важную роль имеет правильная оценка высоты самолета над водной поверхностью.

В случае если экипажу трудно правильно и точно определить высоту самолета над поверхностью моря, можно определить ее опытным путем, сделав несколько виражей и выбрасывая с борта какие-либо предметы в воду. Затем можно попробовать сесть на морскую поверхность.

Приводнение на реках и в заливах

Самыми удобными для аварийного приводнения считаются так называемые закрытые водные пространства, такие как реки, бухты, заливы и др. При этом экипаж должен по возможности предварительно сделать круг и оценить условия для посадки:

  • наличие посторонних объектов;
  • размеры площади для маневра (не может быть менее 1500х90 м);
  • направленность ветра;
  • направленность течения.

Важно! При несильном речном течении, если ветер дует не с той стороны, с какой нужно, то приводнение совершают против ветра.

Важно! Если направления ветра и течения совпадают, аварийное приводнение осуществляют против ветра и течения.

Важно! Если течение и ветер противоположны, то самолеты приводняются против направленности ветра.

Наилучшим считается такой расчет траектории посадки, при которой в итоге авиалайнер окажется около берега, что существенно облегчит эвакуацию пассажиров и членов экипажа.

Действия пилотов при посадке на воду

Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Шасси и закрылки убрать, в остальном действовать как при обычной посадке;
  2. Все двигатели перевести на малые обороты;
  3. При достижении высоты 2 м корпус самолета должен быть выровненным, а нос – немного приподнятым в момент соприкосновения с водной поверхностью;
  4. Полет до нужного места продолжается с превышением критического уровня скорости на 20 км/ч;
  5. При подлете к выбранному месту приводнения нужно сбросить газ и поднять лобовую часть таким образом, чтобы не снизить скорость до критической;
  6. После касания воды нос нужно опустить, чтобы площадь соприкосновения с водной поверхностью была максимальной, это облегчит торможение;
  7. Регулирование положения лайнера осуществляется пилотом в ручном режиме, с помощью руля высоты;
  8. После окончательного торможения экипаж должен приступить к эвакуации пассажиров.

Посадка в ночное время

В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.

Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают.

При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.

Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.

Эвакуация пассажиров и экипажа после приводнения

После полной остановки самолета командир корабля должен оценить ситуацию и принять решение о том, какие аварийные выходы будут открываться. Это производится исходя из положения самолета относительно направления ветра и волн, с целью не допустить попадания воды в аварийные люки.

После этого командир отдает приказ о спуске на воду спасательных плотов и начале эвакуации пассажиров. Экипаж должен организовать эвакуацию таким образом, чтобы не допустить паники, скопления большого количества людей в одном месте, т.к. это может привести к опасному крену корпуса лайнера.

Пассажиры, одетые в спасательные жилеты, равномерно распределяются бортпроводниками возле всех аварийных выходов. Процесс должен происходить максимально быстро, чтобы успеть покинуть судно до того как оно начнет тонуть. Командир корабля полностью контролирует ситуацию и должен покинуть самолет последним, после чего продолжает руководство спасением и должен по аварийной радиостанции запросить помощь.

Важно! При определении аварийных выходов для эвакуации нужно выбрать те, которые находятся выше уровня воды за бортом, во избежание затопления лайнера. Сделать это можно, выглянув наружу через иллюминаторы запасных выходов.

Важно! В случае шторма на море нужно открывать аварийные люки, расположенные над крыльями, причем те, что находятся с подветренной стороны.

Обычно спасательные плоты подносятся бортпроводниками к нужному выходу вручную, крепятся специальными канатами к двери выхода, чтобы не унесло волной, и сбрасываются на воду. После этого специальной пусковой веревкой (соединяющей воздушный клапан с газовым баллоном) производится наполнение спасательного плота воздухом.

После того, как первый спасательный плот будет заполнен людьми, опускают второй плот, а первый с помощью каната соединяется со вторым плотом, который, в свою очередь, привязан к аварийному выходу, и т.д. Таким образом, после окончания эвакуации все спасательные плоты должны быть соединены друг с другом канатами длиной не менее 8 м.

После этого как можно быстрее нужно отплыть на безопасное расстояние, чтобы плоты не затянуло в воронку, которая образуется, когда самолет идет ко дну.

Важно! Если фалинь, соединяющий плот с аварийным люком не будет перерезан, то после того как самолет начнет тонуть, фалинь лопнет и спасательные плоты утянет вслед за тонущим воздушным судном.

Все члены экипажа должны действовать четко и слаженно в соответствии с инструкцией и приказами командира корабля. Командир покидает самолет только после того, как удостоверится, что в нем нет живых людей.

Дополнительная информация. Бывают случаи, когда авиалайнер не тонет и держится на воде, спасательные плоты не должны отплывать от него далеко, чтобы не затруднять поиск выживших спасательным службам.

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Еще одним интересным и трагическим случаем из истории посадки самолетов на воду можно назвать эпизод с захватом террористами самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, произошедший 23 ноября 1996 г. Террористы заставили экипаж направиться в сторону Австралии, но в районе Коморских островов закончилось авиатопливо, и экипаж предпринял попытку посадить самолет на море. Все происходило в спокойную погоду, недалеко от пляжа, глубина моря не превышала полкилометра. Но при маневре самолет зацепился за воду крылом, упал и развалился на части. Из 175 человек погибли 125, в их числе оказались преступники, захватившие авиалайнер.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.

Видео

Случаев, когда самолеты садились на воду, не так и мало в истории. И, по счастью, многие из них обошлись без масштабных разрушений и больших человеческих жертв. Во всех случаях жизни людей были спасены благодаря высокому профессионализму и слаженной работе всех членов экипажа, сумевших предотвратить разрушение авиалайнера при посадке и не допустить паники среди пассажиров.