Художественная культура древней греции и рима. Древний Рим и Древняя Греция: история

Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть «античной» что в переводе на русский язык означает «древняя». В IX-VIII веках до н э начался процесс распада родового строя греческих племен и переход к классовому обществу, в результате чего росло значение городов-государств (полисов), которые постепенно становились самостоятельными политическими центрами Среди таких полисов с древнейших времен наиболее сильными были Коринф и Афины, а также ионийские города Малой Азии.

Как в литературе, так и в искусстве Древней Греции центральное место принадлежало образу человека, поэтому мы говорим о культуре Древней Греции, как о первой гуманистической культуре. Победа, одержанная греками над могучим Персидским государством, привела к еще большему укреплению полисов, особенно в Аттике (Афины), где в конце VI — начале V века до н. э. образуется рабовладельческая демократия, являвшаяся в древнем рабовладельческом мире высшей формой государственной власти.

В Древней Греции мы наблюдаем необыкновенный расцвет философии, литературы и искусства. Греки создали высокохудожественные памятники искусства и литературы, непревзойденные по мастерству. Карл Маркс писал о древнегреческих памятниках: «они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца».

Древнегреческое искусство было проникнуто идеалами гражданственности.

Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», — сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона». В разных частях Греции художники по разному подходили к решению основных задач искусства, отсюда различные направления или школы в древнегреческом изобразительном искусстве: дорическая, ионическая и аттическая.

Искусство Древней Греции делится на несколько периодов:

  • древнейший период (X-VI века до н. э.) называется архаическим.
  • Начиная с VII века, впервые появляются мраморные статуи, изображающие богов или атлетов. Они отличаются торжественной неподвижностью (например, фигура Аполлона Тенейского).
  • С VI века до н. э. начинается большое строительство храмов, вырабатываются греческие архитектурные ордера.

С первой половины V века до н. э. наступает период, называемый классическим, который характеризуется расцветом культуры и искусства Древней Греции. Художники в известной мере преодолевают условность архаического искусства. Наряду со статуями богов и мифологических персонажей, особое значение приобретают статуи атлетов — победителей в спортивных состязаниях. В этих статуях скульпторы воплощают идеал свободного гражданина, «прекрасного и доблестного», способного защищать свою родину и служить ее процветанию. Статуи украшали городские площади и гимнастические школы-палестры, где происходили состязания. Эти статуи являлись примером для окружающих, показывали, каким должен быть свободный гражданин греческого полиса. Над образом героя-победителя работали величайшие мастера Древней Греции — Мирон, Поликлет и другие.

Вторая половина V века до н. э. является периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства и обычно называется искусством высокой классики. К этому времени относится строительство храма богини Афины Парфенос-Парфенона, скульптуры которого, проникнутые глубокой человечностью, были выполнены величайшим мастером Греции Фидием и его учениками.

Но уже в конце V века до н. э. намечается кризис полисной системы, особенно углубившейся вследствие Пелопонесских войн. Это вызвало ряд изменений в мировоззрении греков. В истории древнегреческого искусства наступает период поздней классики (конец V-IV веков до н. э.), для которого характерно появление различных художественных направлений. В искусстве этого времени возникает интерес к передаче личных переживаний человека. Величайшими мастерами этого времени были скульпторы Скопас, Пракситель, Лисипп.


Третий и первый века до н. э. называются эпохой эллинизма. Это был период проникновения эллинской, т. е. греческой культуры на Восток вследствие завоевания этих областей войсками Александра Македонского и появления новых государственных образований типа царства Селевкидов. Македонского царства, Пергама, Родоса и т. д. В результате взаимодействия греческого искусства с искусством стран Востока создаются памятники, отличные от классических. В архитектуре и скульптуре наблюдается стремление к грандиозному (Пергамский алтарь).

Искусство Древнего Рима начало складываться в начале I тысячелетия до н. э.

История его развития происходила в тесной связи с искусством племен, населявших древнюю Италию. К III веку до н. э. Рим подчинил своей власти всю Италию, в том числе и Этрурию, заимствовав культуру последней. В I веке до н. э. Рим превратился в мировую державу. Влияние греческой культуры на римскую, было особенно плодотворно. Именно с этого времени римская культура стала ведущей в древнем мире.

Однако, заимствуя и перерабатывая культуру других народов, римляне создали своеобразные высокохудожественные памятники изобразительного искусства, отличающиеся реализмом и строгой ясностью художественных форм.

Стремление к точной передаче окружающей жизни нашло отражение, прежде всего, в искусстве скульптурного портрета.

Римское портретное искусство прошло сложный путь развития от раннереспубликанских портретов, передающих образ с необычайной тщательностью, со всеми мелкими особенностями лица и фигуры без попытки добиться пластической обобщенности (статуя АвлаМетелла) до портретов, раскрывающих внутренний мир и настроение человека, портретов психологических эпохи императорского Рима. Наиболее ранним образцом произведений такого рода является портрет Юлия Цезаря.

Римляне создали также замечательные памятники архитектуры, среди которых многие до сих пор являются непревзойденными по своей монументальности, красоте и архитектурно-техническому исполнению. Греческий архитектурный ордер воспринимался римлянами не только как основа конструкции, но иногда и чисто декоративно (например, полуколонны, украшающие Арку Тита). В римской архитектуре нашло отражение умение римлян рационально использовать внутреннее пространство помещения, что в совершенстве воплотилось в Колизее.

Смотреть на видео Культура Древней Греции и Древнего Рима

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в долине реки Нил, в северо-восточной части Африки, возникло рабовладельческое государство с очень сильными пережитками первобытнообщинного строя. Постепенное развитие производительных сил превратило Египет в сильную военно-рабовладельческую державу, занимавшую ведущее положение среди стран Древнего Востока.

Для изобразительного искусства Древнего Египта характерны две основные черты: необычайная устойчивость приемов изображения и создание строгих величественных монументальных образов. Памятники египетского изобразительного искусства отличаются необыкновенным своеобразием, совершенством исполнения и высоким художественным вкусом. До сих пор они сохранили для нас большой интерес и высокую эстетическую ценность.

История Древнего Египта условно делится на несколько периодов:

  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство и поздний период,

В эпоху Древнего царства Египет был еще примитивно-рабовладельческим обществом, наряду с рабами эксплуатировались и свободные общинники. Однако именно в это время закончилось становление государственной власти, сложились взаимоотношения между рабовладельческой знатью и общинниками, определились основные формы египетской культуры и искусства. Это был период зарождения и развития всех видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (роспись и раскрашенный рельеф) и художественного ремесла. Ведущая роль принадлежала архитектуре: египтяне создали величественные и монументальные сооружения — пирамиды и масштаба, служившие усыпальницами для царя и знати. Но самым значительным явлением в искусстве Древнего Египта было возникновение скульптурного портрета, обусловленного наличием у египтян культа мертвых. Жизненная сила, по-египетски «ка», покидающая человека после его смерти, согласно представлениям древних египтян, могла существовать лишь в том случае, когда сохранялось тело (отсюда и возник обычай бальзамировать труп умершего).

Статуи, помещаемые в гробницы, служили заменой мумии, поэтому лицам статуй старались придать сходство с умершими. Средства изображения фараона и знати были строго подчинены определенным правилам — канонам. Умерший изображался стоящим или сидящим в спокойной величественной позе, руки его лежали на коленях или были вытянуты вдоль тела, взгляд устремлен вдаль (статуя фараона Хафры). Изображения на рельефах, покрывающих гробницы, были также подчинены канонам. Царь и вельможи занимают центральное место: они изображены значительно выше окружающих их слуг. При этом художник стремится показать фигуру покойного таким образом, чтобы все части ее были видны одновременно с разных точек зрения. Поэтому на рельефах человек всегда представлен так, что его лицо и ноги повернуты в профиль, плечи и глаз в фас, грудь и живот в три четверти (рельеф Иси).

При изображении слуг художник зачастую отступает от канона, создавая полные жизни и выразительности художественные образы (статуэтка служанки, готовящей пиво).

В конце Древнего царства в результате жестокой эксплуатации обострились внутренние противоречия, ослабившие царскую власть. Египет распался на ряд самостоятельных, борющихся друг с другом, областей-номов.

Время с 2000 до 1750 годов до н, э. принято называть Средним царством. После окончания борьбы между номами начинается бурный подъем производительных сил, укрепляется сельское хозяйство, процветают ремесла, растут города, развивается торговля, углубляются научные открытия в области математики и медицины, появляется письменная литература (сказки и повести). В изобразительном искусстве также происходят существенные изменения: исчезают пирамиды и мастаба, гробницы высекают теперь в скалах, стены их покрывают цветными росписями, для которых характерно реалистическое восприятие окружающего мира. Художник Иртисен, живший в период Среднего царства, так говорит о своем мастерстве: «Я был художником, опытным в своем искусстве.

Я умел передавать движение того, кто размахивает мечом, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего»

Большого расцвета достигает искусство скульптурного портрета, характерными чертами которого, в отличие от портрета Древнего царства, является создание психологического образа, наполненного большим внутренним содержанием. Портреты носят теперь менее обобщенный характер, в них очевидно стремление к индивидуализации черт лица портретируемого (Аменемхет III).

Падение Среднего царства было вызвано ростом внутренних противоречий, ожесточенной классовой борьбой, восстанием рабов и крестьян. В конце XVIII века до н. э. Египет был завоеван чужеземцами-гиксосами.

После изгнания гиксосов начинается период Нового царства, время правления фараонов XVIII династии, проводивших широкую завоевательную политику. Египет превращается в могущественную военнорабовладельческую державу. Для изобразительного искусства этой эпохи при сохранении монументальности характерны усиление реализма, с одной стороны, и поиски утонченной художественной формы с другой.

Наряду со строительством величественных храмов и созданием монументальных статуй, появляются сложные многофигурные композиции, многоплановые рельефы, изысканные статуэтки. Совершенно исключительное место в искусстве Нового царства, и вообще в древнеегипетском искусстве, занимает, так называемый, период «Эль Амарны» — время правления царя Эхнатона, который ввел культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска, и упразднил поклонение всем другим богам.Древнеегипетские художники, работавшие в это время, почти не идеализировали образы царя и его близких. Высоким качеством исполнения, отличаются скульптурные портреты из мастерской скульптора Тутмеса. В дошедших до нас портретах Эхнатона, его жены царицы Нефертити и дочерей, мы видим правдивую передачу живого лица и фигуры. Великолепны росписи этого периода, характерной особенностью которых является яркое и эмоциональное восприятие окружающего мира.

Искусство Эль Амарны оказало большое влияние на все последующее древнеегипетское искусство.

После недолгого расцвета Египта при РамсесеII, возродившем могущество и богатство страны, Египет постепенно приходит в упадок. Причиной этого были частые войны, истощавшие страну, острая классовая борьба и главным образом восстания рабов. В VIII веке до н. э. Египет был завоеван Ассирией, в VI веке до н. э — Персией, в IV веке до н. э. -Александром Македонским во II веке н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

В эпоху греко-римского господства в Египте сложился своеобразный стиль, в котором гармонично сочетались черты египетской и античной культуры. Особое место в искусстве позднего Египта занимают фаюмские портреты, названные так по месту их находок. Написанные восковыми красками, они точно воспроизводят лицо умершего, заменяя собой маски древнеегипетских саркофагов.

Памятники Древнего Египта до сих пор поражают нас своими высокими художественными качествами и являются ярким свидетельством большой творческой одаренности народа, населявшего Египет в глубокой древности.

Южноуральский Государственный Университет

Кафедра МиТОМД

« Культура античной Греции и Рима»

Выполнила: студентка группы МТ-128

Полозова Юлия

Проверила: Нагорная В.А.

Челябинск 2009

1.1Условия становления античной культуры.

Термин “античность” (от лат. “anticus” - древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой - в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) - сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

      Характеристика основных достижений культуры Древней Греции.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Греки создали науку, которые некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имён открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель.

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - любовь к Мудрости - сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.
Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.
Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
Геродот - великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах - современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.
Но больше в области географии все же известен Птолемей - автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

      Особенности формирования культуры древнего Рима.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь "Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его "серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной европейской культуры.

Особое географическое положение Греции – пересечение оживленных морских торговых путей; города-полисы с их демократией; особый способ мышления (созерцательность плюс высокий уровень логики) составляют содержание и своеобразие греческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Римское искусство создавали как римляне, так и:

1) древние египтяне;

3) сирийцы;

4) жители Галлии;

5) древней Германии и др. народы.

Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью – все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.

2. Религия

В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.

1. Гармония.

2. Симметрия.

3. Красота.

Для античной религии характерно многобожие – политеизм. К первым божествам в Риме относятся покровители домашнего очага: пенаты, лары – обожествленные души предков и богиня Веста, жрицы которой (весталки) поддерживали в ее храме неугасимый огонь. Постепенно выделились более индивидуализированные боги. Например, у древних греков – Зевс-громовержец, верховный бог; бог войны Арес; бог водной стихии Посейдон; богиня любви Афродита. У римлян этим бгам соответствовали Юпитер, Марс, Нептун, Венера. Многочисленные жреческие коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюдению обычаев и традиций. Возглавляли культ коллегия понтификов во главе с Великим понтификом.

3. Театр. Музыка

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

2) Софокл;

3) Еврипид;

4) Аристофан – комедиограф.

Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги для посещения театра.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342–291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.

Народный театр имел особенности организации – он состоял из 3 частей:

1) орхестры (сцены);

2) мест для зрителей;

3) скены (гримерной).

В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее – расписные декорации. Содержание греческой трагедии требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускаться богам и другим действующим лицам.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии употребляли котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид – были не только гениальными драматургами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков:

2) кифара;

Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.

4. Просвещение

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

1) спартанская;

2) афинская.

В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возраста, помещались в закрытое воспитательное учреждение, где находились вплоть до совершеннолетия. Воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стремились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.

Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7 лет мальчики воспитывались дома; далее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12–13 лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наиболее богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями. Римское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным.

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в Александрии – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских академий наук. Государство заботилось о пополнении местной библиотеки.

Естественнонаучные знания Рима сложились на основе развития многовекового производства, опыта самих римлян и усвоения культуры других народов Средиземноморья. Известны сочинения:

1) 3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;

2) «О земледелии» Катона Старшего;

3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;

4) поэма Вергилия «Георгики»;

5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Территориальный рост Римской империи способствовал расширению географических знаний: появилась большая географическая карта, географические труды.

Развивалась и медицина.

Математика у римлян носила узко прикладной характер и довольствовалась грубыми вычислениями.

6. Литература

Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и свадебных песен, свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская. Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84–54 гг. до н. э.). Он прославился как автор оригинальных лирических стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами Вергилием (70–19 гг. до н. э.) и Горацием (65-8 гг. до н. э.). Создателем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50–19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэтическую обработку греческих и римских мифов. Особое значение имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развращенной италийской провинции.

7. Живопись

Эпоха классики особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях. С наступлением эпохи «солдатских императоров» мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду.

Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:

2) квадрат;

3) прямоугольник;

5) зигзаг;

Однако в каждом сосуде заключена большая информация о мире, зашифрованная в его форме и росписи.

8. Архитектура

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.

Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов. Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. Устраивались выставки и обсуждения. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии – важнейшее общеэллинское святилище, где раз в 4 года проводили Олимпийские игры.

История Рима делится на два этапа.

1. Первый – эпоха республики, – наступивший в конце VI в. до н. э.

2. Второй этап – императорский – начался во время правления Октавиана Августа и длился до IV в. н. э.

Еще одна достопримечательность Рима: рыночная площадь – форум. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонне), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен 2-этажной колоннадой. Там находился большой амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города.

Интересны постройки римских домов – «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (лат. atrium – «вход») с отверстием в центре крыши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Сохранилось несколько его залов, отдельные залы имеют необычную форму (например, 8-угольную).

В 70-80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo «громадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – веларий. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделенных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отличаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

9. Скульптура. Вазопись

В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий. Отдельные статуи напоминают колонны, – руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур почти одинаковые пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские – в одеяниях. К концу VI – началу V в. до н. э. пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а с лиц исчезает улыбка.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Здесь великолепно показал себя знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390–330 гг. до н. э.). Уроженец острова Парос Скопас (IV в. до н. э.), передает накал эмоций, порой трагический надлом. Скульптор Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи.

Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными. Различались такие типы сосудов, как:

1) кратер;

2) пелика;

3) амфора;

4) нефора;

5) гидрия;

6) канфар;

10) лутфор;

11) ойнохоя;

12) псиктер;

13) скифос;

14) стамнос.

В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне. Однако в них появился ряд новшеств, таких как лак. Гончар и вазописец ставили свои подписи на вазах. Но уже около 30-х гг. VI в. до н. э. стал модным краснофигурный стиль: фигуры стали светлыми, а фон – темным.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегрече­ского общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллекти­визма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вы­звало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существо­вание индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также воен­ная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь поте­рять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»-эти слова спар­танского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирова­ние единого греческого мира при всех локальных особенностях пов­лекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой куполь­ный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и пере­строенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

Страница 2 из 3

I. Общее и особенное в греческой и римской культуре.

Греческая и римская культуры составляют в совокупности античную культуру, обладающую своей спецификой. Практически во всех ее областях проявляется главная особенность – ориентированность на человека.

Греки и римляне принимают все то, что существует на земле, им не нужны другие миры. Их боги понятны, не внушают мистического ужаса: герои мифов не раз проникали даже в подземное царство и возвращались оттуда невредимыми. Поэтому античной религии свойственно в основном положительное отношение к действительности. Греки более непосредственны, их боги ближе людям. Римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу человека. Неудивительно, что в греческой религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.

В Греции и Риме религия не играла самостоятельной политической роли, жречество не сложилось, как это было на Древнем Востоке, в особую замкнутую секту, преследующую свои интересы. В античных государствах жрецы рассматривались как должностные лица, пекущиеся о благе своих сограждан, которое понималось очень широко. Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против государственных культов, он мог верить во что угодно.

Положительное восприятие существующего мира, характерное для греков и римлян, проявилось в их полностью земной культуре, лишенной мистицизма. Несколько упрощенное, отчасти по-детски эгоистическое восприятие жизни сказалось в отношении к рабству: в основном оно считалось само собой разумеющимся, одним из проявлений действительности. Поэтому именно в античных государствах, где существовало классическое рабство, установилась особенно четкая граница между свободным человеком и рабом. Свободный человек считался гражданином полиса, имел права и обязанности. Были права и у рабов, но – другие.

К занятиям, достойным свободного гражданина, причислялись умственная деятельность в сфере литературы, философии, науки, искусства; в практической деятельности – земледелие, война, политика. Но в отличие от римлян греки относили к почетным занятиям и творческую деятельность, недаром сохранилось множество имен греческих архитекторов, скульпторов, художников, а римские нам практически неизвестны.

Такая разница в подходе к создателям прекрасного во многом объяснялась исходным различием в мировосприятии. У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразна. Искусство, как и все остальное, должно выполнять свое назначение – прославлять мощь и величие римского народа или отдельных людей, украшать жизнь; при этом неважно, кто создает необходимые произведения искусства. Задача выполнена – а это главное. Греки, тоже воспринимая мир таким, какой он есть, искренне любовались им, пытались его понять, стремились к гармонии, красоте, совершенству, а людей, способных создавать прекрасное, считали едва ли не равными богам. У них были представления о совершенном идеале. Не случайно в Греции любое изображение стремились приблизиться к нему, а в Риме создавались портреты, абсолютно чуждые идеализации. Любимыми постройками греков были великолепные храмы, а у римлян – здания, выполняющие практические нужды, прославляющие императоров.