Как познакомить дошкольников в детском саду с музыкальными инструментами. Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу — редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, — кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:
Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
Струнные (арфы, цитры);
Духовые (блок-флейты, триолы);
Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Это сообщение было написано Воскресенье, Февраль 19th, 2012 в 08:14 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу разви­вать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В зависимости от способа звукоизвлечения и ха­рактера звучания детские музыкальные игруш­ки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные ин­струменты, например пианино с немой клавиатурой. Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,- свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкаль­ные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них дейст­вия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.

Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В проц обучения у д форм-ся слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развив самост-ть в действ р-ка, организ-ть внимания, а так же воспитыв-ся выдержка, усидчмвость и др волевые качества. Кроме того, игра на дми несёт определ инф-цию, знакомит с тембровым звучанием, особ-тью расположения клавишей, со способами звукоизвлечения.

8.Методы и приёмы приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности.

Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать ребятам в занимательно-игровой форме. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку, воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента. Можно использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан). Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемы игры на металлофоне достаточно просты. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек, направлять удар на середину пластины.

Приемы: эффективен прием подтекстовки длительностей (четвертные обозначаются слогом та-та, а восьмые ти-ти), прием прохлопывания ритмического рисунка.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей по нотам очень трудоемко. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии.

Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха (прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте). Использовать дидактические пособия, моделирующие движения мелодии вверх, вниз. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры; на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию

Юлия Сафонова
«Игра на детских музыкальных инструментах». Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе

Ход занятия

Дети под фоновую музыку (по выбору педагога) свободно входят в зал и располагаются на местах.

Музыкальный руководитель . Дорогие, ребята! Позвольте мне начать наше занятие , но оно будет необычным. Сегодня я хочу отправиться с вами в удивительное путешествие - в мир музыкальных инструментов . И в начале я хочу проверить как вы их знаете.

Проводится музыкально – дидактическая игра «Отгадай и повтори» .

«Отгадай и повтори»

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных и шумовых инструментов : ксилофона, колокольчика, треугольника, маракаса, деревянных ложек, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.

Описание. Ширма для ведущего с выше перечисленным набором музыкальных инструментов . Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов .

Ход игры. В игре принимают участие три человека, один из них – ведущий. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию.

Задача игроков отгадать прозвучавший инструмент , и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот, кто правильно определил инструмент и сыграл на нем .

А теперь ответьте мне как мы можем узнать- шумовой инструмент или музыкальный (если звучание инструмента можно повторить голосом, то это музыкальный инструмент ; если же повторить голосом нельзя, то – шумовой).

Молодцы! А сейчас отгадайте загадку :

«Он похож на крышу дома.

(Треугольник)

И пришло время нам с вами отправляться в сказку.

Дети одевают маски музыкальных инструментов и уходят за кулисы . В зале приглушается свет, звучит фоновая музыка ; зрители, по просьбе музыкального руководителя , закрывают глаза.

Муз. рук. Первый взмах и дети дружно

Кто в кого, кому как нужно

Превращаются у нас в инструменты высший класс !

Зашуршите, зазвените,

Поскорее удивите нашу публику-

Народ вашей сказки очень ждет!

(к зрителям)

Вот теперь глаза откройте ,

Никого не беспокойте!

Вот однажды в тихий час

Случай произошел у нас :

Спор пошел среди игрушек

Музыкальных погремушек .

На сцену выходят «ложки» .

Мы девицы озорные-

Ложки деревянные.

Да мы лучшие из всех-

Звонкие, упрямые.

Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени, мои сени» исполняется музыкальная композиция на ложках.

И упрямые орешки

Не желали уступать :

На сцене появляются «орешки» – шумовой инструмент , сделанный своими руками.

Мы ответим вам без спешки-

Нас не просто обыграть.

Под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» исполняется музыкальная композиция .

Недовольно маракасы

Зашуршали им в ответ :

На сцену выходят «маракасы» .

«Не найдете выше класса,

Мы покруче кастаньет!»

В сопровождении «Итальянской польки» С. Рахманинова исполняется музыкальная композиция на маракасах.

Длился спор весь этот долго,

Каждый лучшим быть хотел.

Только не было в нем толку-

Уступать никто не смел.

Не хотели наши звезды

Дружною семьею жить.

Кто поможет, кто рассудит,

Как здесь нужно поступить?

Продолжали спор игрою

Ловкою, умелою,

Да и просто озорною-

Легкою и смелою!

Под музыку русского народного наигрыша «Полянка» звучит музыкальная композиция «Веселый оркестр» в исполнении героев сказки.

В спор вступили погремушки :

На сцену выходят «Погремушки» .

«Уступите место нам.

Мы от низа до макушки лучшие-

И здесь и там!»

Под музыку Г . Свиридова «Парень с гармошкой» исполняется музыкальная композиция .

Тут ответил ксилофон :

На сцене появляется «ксилофон» .

«Для меня не важен звон,

Мне милее нежный стук :

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!»

В сопровождении «Польки» из «Детского альбома » П. Чайковского звучит музыкальная композиция .

Колокольчик тут последним

Зазвенел, спеша сказать :

Из – за кулис появляется «колокольчик» .

«Было просто бы нелепо

Меня лучшим не признать!

Я ведь звонче, интересней

Чем шуршалка маракас,

Место есть мне в каждой песне :

Я- ведь это просто класс!»

В сопровождении пьесы С. Майкапара «В садике» исполняется музыкальная композиция .

Вскоре все друзья устали,

Потянулись и сказали :

Все герои произносят вместе.

«Позовем сейчас мы к нам

Эксперта по музыкальным делам ».

Грозно вышел треугольник :

На сцену выходит «треугольник» .

«Что за крики, что за шум,

Вы же каждый у нас умник

Красота в вас есть и ум.

Впредь пожалуйста не ссорьтесь,

Вам ведь ссориться нельзя.

Больше вместе выступайте,

Мои милые друзья.

Под русскую народную мелодию «Кадриль» звучит музыкальная композиция в исполнении «Веселого оркестра» .

Герои кланяются и под аплодисменты зрителей уходят со сцены.

Цель : развитие детского исполнительского творчества в игре на .

Образовательные задачи :

Закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах ;

Активизировать словарь детей;

Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

Развивающие задачи :

Развивать чувство ансамблевой игры;

Развивать чувство ритма, координацию движений;

Развивать творческое мышление, фантазию.

Воспитательные задачи :

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально - эстетический вкус средствами музыки ,

Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах , желание играть на инструментах , беречь их,

Способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.

Предварительная работа :

Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.

Музыкальный репертуар :

Русская народная мелодия «Ах вы, сени, мои сени» ;

Русская народная мелодия «Как у наших у ворот» ;

С. Рахманинов «Итальянская полька» ;

Русский народный наигрыш «Полянка» ;

Г. Свиридов «Парень с гармошкой» ;

П. Чайковский «Полька» («Детский альбом » );

С. Майкапар «В садике» ;

Русская народная мелодия «Кадриль» .

Музыкальные инструменты :

Маракасы;

Погремушки;

Ксилофон;

Колокольчик;

Треугольник.

Музыкальный центр .

Сценические маски.

Губко Екатерина Олеговна

Музыкальный руководитель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 97, Иркутск

Губко Е.О. Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду // Совушка. 2018. N3(13)..02.2019).

Заказ № 114654

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Актуальность.

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Цель: Формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.

Основные задачи:

  • расширение музыкального кругозора детей;
  • формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

звуковысотного и тембрового слуха.

осмысленному музицированию;

  • ознакомление детей с названиями инструментов, их тембром;
  • определение характера звучания инструментов;
  • освоение приемов игры на них.

Ожидаемые результаты:

  • Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе
  • Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения
  • Владеет навыками - движения и речи, слушания, исполнительства, сочинительства, общения, самовыражения
  • Имеет устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях
  • Знает различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них
  • Исполняет несложные песенки и мелодии на самодельных и различных музыкальных инструментах сольно, группой, в оркестре.

В иды инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,- свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные - цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые - флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д.

В музыкально- дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.

Работа должна проводится организованно и последовательно, применяться разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Необходима большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами можно начинать уже в 1 младшей группе. Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками. В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идет», «зайчик скачет». Учить детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

В этом возрасте необходимо в игровой форме, легко и непринужденно заинтересовывать этой деятельностью. Используемые инструменты в младшей группе очень просты: это маленькие маракасы, погремушки, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Для детей очень привлекательны различные самодельные инструменты.

Самое широкое применение на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы для развития метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только с речевой поддержкой. Педагог в работе с детьми данного возраста должен учитывать, что малыши не могут ждать пока на инструментах играют другие, поэтому необходимо использовать преимущественно групповые формы работы.

Погремушка

Цель: развитие чувства ритма, умение выполнять соответствующие движения.

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем - спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны - можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход - дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары - ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Игра «Веселые матрешки».

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия: Матрешки трех величин: высокие - в зеленых сарафанах и платочках, средней величины- в синих, низенькие - в красных.

Количество - по числу играющих.

Цветы красного, зеленого и синего цвета (три).

Музыкально- дидактический материал: металлофон.

Ход игры.

Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Воспитатель находится перед ними. Исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева - высокие, у сидящих справа - низкие, в центре - средней величины.

Педагог: «Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий - запляшут низкие матрешки, если средней высоты - запляшут матрешки среднего роста. Если высокий - будут плясать только высокие матрешки». Объясняет, что изображать пляску нужно легким покачиванием матрешки в приподнятой руке или постукиванием. Воспитатель исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается команда победитель, ей вручают цветы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки", где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки - тихие звоночки, а мальчики - громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Поэтому во второй младшей группе мы стараемся использовать различные ударные инструменты.

"БАРАБАН"

А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой

Цели:

Развитие слухового внимания, чувства ритма, способности к звукоподражанию;

Разучивание разных ритмических рисунков

Коррекция мелкой моторики рук, звукопроизношения;

Автоматизация звуков «б», «м» в звукосочетаниях;

Обучение правильному положению инструментов, воспроизведение звуков на барабане в определенном ритме, отстукивание палочками по столу, дотрагиваться ими друг друга в ритме.

1.У меня барабан.

Я стучу: бам, бам!

Барабанит барабан:

Бам, бам, бам, бам!

2.Саша, палочку возьми.

В барабан постучи.

Барабанит барабан:

Бам, бам, бам, бам!

3. Мы идем, мы идем,

барабан несем.

Барабанит барабан:

Бам, бам, бам, бам!

Музыкальный руководитель марширует по комнате, ритмично ударяя палочками по барабану. Подходит к ребенку, дает ему одну палочку, и они вместе «играют на барабане».

Маршируют все дети.

Средняя группа.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, озвучивают стихи и сказки в театрализованных играх. В средней группе педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования (детский оркестр). Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его использовать на разных инструментах и в звучащих жестах.

Очень простой оркестр для средней группы. Поочередно: поем - играем.

Аранжировка Татьяны Копытовой. Идея и текст Марины Мишаковой.

Музыка - эстонская народная песня `У каждого свой музыкальный инструмент`.

Цель: развивать чувство ритма, выполнять соответствующие тексту движения.

ЭТО НАШ ПОДАРОК МАМЕ

Маракасы зашуршали,

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами -

Это наш подарок маме!

Бубны тоже не отстали,

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами -

Это наш подарок маме!

Кастаньеты застучали,

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами -

Это наш подарок маме!

Гости, хлопайте в ладошки,

Помогайте нам немножко!

Мы для вас сыграем сами -

Это наш подарок маме!

Старшая группа.

Дети уже много могут в этом возрасте, они проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно. В старшей при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно применяются в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Определи инструмент

Цель игры : развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слуха

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры : Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте .

Также дети очень любят сказочки - шумелки. Например:

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки./ ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки. /МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. /ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы./ ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки, /КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки/ ТОН - БЛОК (рубель) РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер./ ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах /ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. /ПИЩАТЬ

Подготовительная к школе группа.

В этом возрасте важно воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как отдых, средство самовыражения). Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности - на всю жизнь. В подготовительной группе знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. При знакомстве с нотами используются короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей.Очень помогают в знакомстве с названием нот диатонические колокольчики. Диатонические колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1й октавы, до «до» 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш.

Учимся петь. «Песенка про ноты»

Музыка Ж. Металлиди

Эту веселую песенку мы поем по очереди: мальчики и девочки. Гамму дети играют на диатонических колокольчиках, называя ноты.

1.На уроке девочки сидят,

Девочки на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

«До», « си», « ля», « соль», « фа», « ми», « ре», « до» !

2.На уроке мальчики сидят,

Мальчики на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

«До», « ре», « ми», « фа», «соль», « ля», « си», «до»!

«До», « си», « ля», « соль», « фа», « ми», « ре», « до»!

Очень любят дети игры-импровизации, где они могут руководить музыкальным процессом. Вначале дети стесняются, но постепенно с большим удовольствием сочиняют и исполняют придуманную музыку.

Игра «Посвящение в дирижеры. Первая симфония»

Цель: Развитие воображения, творческого потенциала ребенка.

Оборудование: музыкальные инструменты, палочка для дирижера.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Ее, конечно, нужно будет сочинить. Для этого надо выбрать себе 2-3 инструмента, встать перед музыкантами и показывать им по очереди, как, сколько и в каком порядке исполнять музыку, которую будет сочинять дирижер. Вот и получится музыка, которую ребенок сам сочинит и исполнит с помощью музыкантов.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, подходим к главному этапу работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка - символ музыки, а тот, кто играет на нем - почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.

Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Литература:

  1. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск, 1991.
  2. Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! М.: ЮВЕНТА, 2002.
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.: Просвещение, 1990.
  4. Симукова В. А вы ноктюрн сыграть смогли бы? // Музыкальный руководитель. 2005. №3.
  5. Трубникова М. Играем в оркестре по слуху. М., 2000.
  6. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. М.:АСТ, 2000.
  7. Тютюнникова Т. Шумовой оркестр снаружи и изнутри // Музыкальная палитра. 2006. №6.
  8. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти // Музыкальная палитра. СПб., 2012.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного (4-5 лет) и младшего школьного возраста.

Металлофон, ксилофон
Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы (браслет на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.