Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста былины-кладезь народной мудрости.

Татьяна Гусельникова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Былины-кладезь народной мудрости

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Былины- кладезь народной мудрости

Цель :

Формирование нравственно-патриотических чувств.

Задачи :

1. Дать представление о былинах , их происхождении, авторстве, содержании, значении.

2. Вызвать интерес к русскому народному творчеству : языку былин , сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

3. Обобщить и систематизировать знания детей о былинных образах богатырей : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича; их жизни, подвигах, видах оружия, доспехах.

4. Активизировать словарь детей словами : Древняя Русь, былины , сказители, богатыри, кольчуга, шлем, щит, меч.

5. Развивать познавательный интерес к истории и литературному наследию страны.

6. Формировать художественно-речевые навыки.

7. Воспитывать любовь к родному языку и Родине.

8. Индивидуальная работа с Игорем А., Настей С. - закрепить знания детей о героях-богатырях .

Приоритетная область : социализация.

В интеграции : познание, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, музыка.

Возраст воспитанников : 5-7 лет.

Материалы и оборудование : репродукция картины В. М Васнецова "Богатыри", былина "Илья Муромец и Соловей- разбойник", телевизор и диск с мультфильмом "Илья Муромец", мольберт, грамзапись гуслей, мелок.

Предварительная работа :

1. Рассматривание картин : В. М. Васнецова "Богатыри"; К. Васильева "Битва на Калиновом мосту"; В. М. Васнецова "Битва на распутье"; Н. Рерих "Илья Муромец".

2. Чтение : "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", былины "Никита Кожемяка".

3. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах .

4. Дидактические игры : "Собери богатыря в дорогу", "Герои русских былин " (см. приложение №1)

5. Разучивание игры-хоровода "Дуб- дубок" и подвижной игры "Петушиные бои". (см. приложение №1)

6. Заучивание народных шуток , прибауток, пословиц, поговорок, богатырских потешек. (см. приложение №2)

7. Изобразительная деятельность "Герои русских былин ". (см. приложение№3)

8 Разучивание гимнастики "Богатырские яблоки".(см. приложение №4)

Литература :

"Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет : занятия по былинам , богатырские игры и потешки". Авторы-составители : Т. М. Пименова, В. В. Архипова. Издательство "Учитель" 2013г.

1. Организационный момент.

(Дети стоят в центре группы)

В грамзаписи слышны гусли.

Воспитатель :

Сегодня мы начнем удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Это путешествие по русским былинам . Если вы спросите меня : "Что такое былина ?", я, наверное, не смогу ответить точно. Это сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто рассказ. В былинах вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения. Вместе с русским богатырем Ильей Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем- разбойником, а с богатырем Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

Так кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора, их сочинял русский народ . Сочинял в те древние времена, когда наша Родина- Россия называлась Русью. Это было очень давно. Тогда еще не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Сказители старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие- многие времена почти без изменений. В былинах , словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты.

2. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник".

(Дети садятся на ковёр по- турецки.)

Воспитатель :

Сегодня мы познакомимся с главными былинными героями . Это богатыри русской земли. "Славна богатырями земля русская",- гласит народная мудрость .

А кто же такие богатыри? (ответы детей ) .

А каких богатырей вы знаете? (ответы детей )

А сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (просмотр фрагмента мультфильма "Илья Муромец")

Вы узнали героя? (ответы детей : Илья Муромец) .

-Былина , с которой я вас сейчас познакомлю, рассказывает о молодости Ильи Муромца. Вы узнаете, откуда он родом, благодаря какой волшебной силе он стал богатырем, узнаете о его первых подвигах. (чтение былины "Илья Муромец и Соловей- разбойник" в сокращении).

3. Беседа по вопросам.

Как назывались город и село, где родился Илья Муромец (город Муром, село Карачарово)

Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем (Отнялись у него ноги резвые и парень- крепыш ходить перестал)

Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, предложив испить воды студеной)

Куда отправился Илья Муромец после волшебного исцеления (К родителям в поле за благословением нести богатырскую службу)

Как называлось место где он встретил Соловья-разбойника? (Черная Грязь, у реки Смородинки)

Как Илья Муромец победил его (Стрельбой из лука)

Куда отправился Илья Муромец после победы над Соловьем- разбойником? (В Киев-град к князю Владимиру)

4. Игра-хоровод "Дуб-дубок".

Воспитатель :

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Как вы думаете, почему? (Он огромный, могучий, сильный, как богатырь. Он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям.)

Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли- сохранился до сих пор с тех далеких времен наших предков.

Давайте и мы поклонимся дубу.

(Дети встают в хоровод)

Игра-хоровод "Дуб-дубок":

У нас рос дубок- вот таков! Сидя на корточках медленно поднимаются, тянут руки вверх.

Корень его- да вот так глубок! Наклоняются вниз, показывая корень.

Листья да его- вот так широки! Разводят руки в стороны.

Ветки да его- вот так высоки! Тянут руки вверх.

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

На ветру ты, дубок, скрипуч! Покачивают руками.

Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.

Чтобы землю родную

защищать от врага!

5. Рассматривание репродукции картины В. Н. Васнецова "Богатыри" .

(Дети стоят у мольберта.)

Воспитатель :

Ребята, подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах , но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". Давайте ее рассмотрим :

Кто изображен на картине? (ответы детей )

Правильно. На картине вы видите Илью Муромца со своими товарищами Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, они несут караульную службу на заставе. Богатыри отличаются друг от друга происхождением, нравом, поведением. Илья Муромец- крестьянский сын; Добрыня Никитич - знатного происхождения, из рода князей; Алеша Попович, сын попа. Они в трудную минуту готовы помочь Родине, защитить Русь, когда враг грозит ей истреблением и гибелью.

Их всех объединяют общие качества. Как вы думаете, какие? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость.)

6. Подвижная игра "Петушиные бои".

Звучит музыка "Богатырская сила", музыка А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Воспитатель :

На Руси всегда любили помериться силой богатырской, а вы желаете?

(Дети встают в круг.)

(Проведение игры : см. приложение)

Ребенок читает богатырскую потешку :

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

7. Загадки.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель :

Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а отгадками станут доспехи и оружие русских богатырей :

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

8. Подведение итогов.

Воспитатель :

Какое путешествие мы начали?

Что такое былина ?

Кто изображен на картине В. М. Васнецова "Богатыри"?

О ком сегодня мы прочитали былину ?

Воспитатель :

Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать, поэтому мы обязательно с вами продолжим наше былинное путешествие .

Приложение №1

Дидактическая игра "Собери богатыря в дорогу".

Задачи : закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря; закрепить в речи их названия.

Материал : изображение русского богатыря, разнообразные детали костюмов воинов разных народов .

Ход игры : Воспитатель предлагает собрать богатыря в путь -дорогу. Дети выбирают из предложенных костюмов те, что подходят русскому богатырю.

Дидактическая игра "Герои русских былин ".

Задачи : упражнять в складывании из отдельных частей картины; развивать восприятие.

Материал : иллюстрации и разрезные картинки.

Ход игры : Дети выбирают понравившуюся иллюстрацию и собирают из отдельных частей такую же картину по выбранному образцу.

Подвижная игра "Петушиные бои".

Задачи : учить соблюдать правила игры : не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной; развивать ловкость, координацию движений; поощрять дух соперничества.

Материал : мелок.

Ход игры : На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой) . По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу- тот и выиграл.

Приложение №2

Богатырские потешки.

Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка- земля.

Ой, вы гой еси, люди добрые.

Много ходим мы по родным степям,

Охраняем землю русскую

От врагов лютых, гостей непрошеных!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит - не шелохнется.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Не держать в плену наших девушек!

Пословицы и поговорки о смелости и отваге русских воинов.

Кто смел, тот и цел.

Смелость города берет.

Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Кто смел, тот на коня сел.

Храбрый побеждает, а трус погибает.

Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать.

Не родом богатырь славен. а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонять.

Устное народное творчество, фольклор - это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения - эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество - это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения . Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »


Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.

В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».

Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:

Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.

Конспект воспитательного мероприятие для школьников 4-5 класса на тему: «Мудрость народная»

Автор работы: Плотная Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский Советского р-на ХМАО-югра.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, классным руководителям – 4-5 классов для внеклассной работы.
Форма проведения воспитательного мероприятия: Классный час.
Цель: Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, и уважение к русской культуре.
Задачи:
Воспитательные:
1.Способствовать формированию уважения к русской культуре
2.Содействовать воспитанию в детях патриотизма
3.Способствовать воспитанию любви к Родине
Развивающие:
1.Способствовать развитию правильно излагать свои мысли
2.Способствовать развитию логического мышления.
Образовательные:
1.Познакомить детей с русским народным творчеством.
2.Сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных пословиц, поговорок, былин и сказок.
3.Показать их глубокий нравственный смысл.
Возраст участников: 10-11 лет.
Материально-техническое обеспечение: Проектор, диск со слайдами и мультфильмом «Илья Муромец»
Оформление доски: Тема, пословицы, поговорки, незнакомые слова:
- Сирых – сирот; сулить – обещать; несметный – огромный; витязь – воин.
- «Кто рано встает, тому Бог дает».
- «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает».
- «Медвежья услуга» - (т.е. помощь, обращенная во вред).
План мероприятия:
Вступительное слово учителя
Разминка (пословицы)
Анализ пословиц
Анализ поговорок
Сказки
Былины
Просмотр мультфильма "Илья Муромец".
Викторина
Заключительное слово учителя.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи. Сегодня мы с вами проведем классный час на очень необычную тему "Мудрость народная", а также посмотрим мультфильм, и в конце урока проведем небольшую викторину. Итак, каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор сказок, пословиц и поговорок. И именно они стали истинным воплощением народной мудрости. Тема выбрана в связи с тем, что сказки, пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос.

Разминка:
Скажу вам одну пословицу, которую, вы все слышали: «век живи – век учись» ее мне постоянно твердила моя мама, а моей маме – ее родители. Наверное, и вам о ней не раз говорили ваши родители. Вы, наверное, слышали от своих дедушек и бабушек многие другие пословицы. Приведите мне пожалуйста ваши примеры.
Ответ: Отца с матерью почитать - горя не знать; Мал да удал; На ошибках учатся; Глаза страшатся, а руки делают и т.п.

Анализ пословиц:
Ребята, мы с вами уже немного поговорили о пословицах, вспомнили некоторые из них, а вот что такое пословица мы еще не выяснили. Итак, пословица – это одно, целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль и наставление. Обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. Первые две фразы это пословицы. Давайте сейчас вместе их проанализируем.
Вопрос: Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице «Кто рано встает, тому Бог дает»?
Ответ: высказывают свои предположения (что Бог помогает, тем кто рано встает).
Да вы совершенно правы, в данной пословице сказано, что если рано встать, то Господь во всем поможет. Помогает он потому, что когда встаешь рано, есть время, не торопясь, помолиться на предстоящий день, есть время сделать все дела по дому, сделать уроки и представьте, остается время для того, чтобы сходить погулять с друзьями. Если же мы до обеда спим, то проснувшись, мы не замечаем, как быстро пролетает день….
Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина».
Вопрос: (наводящий) Ребята, кто из вас пробовал калину на вкус?
Ответ: горькая, невкусная.
Вопрос: Согласна с вами. Так о чем же нам говорит пословица?
Ответ: Высказывают свои предположения (дома хорошо, а на чужбине плохо).
Эта пословица рассказывает нам о нашей милой родине. Калина – это горькая ягода, а малина – сладкая и желанная. Чужбина здесь сравнивается с горечью, конечно когда нет рядом близких людей, когда место тебе не знакомо, то человеку грустно. А на родине все мило, душа человека всегда стремится в родные края, так же, как каждый человек летом, увидев куст малины, спешит к ее сладким ягодкам.
Молодцы и с этой пословицей мы разобрались, можем приступать к следующей пословице «Крови не одной, а души одной».
Вопрос: Скажите, как вы называете людей, которые вам не родственники, т.е. вы с ними не одной крови, но с которыми вам интересно общаться, ходить в школу и гулять?
Ответ: Высказывают свои предположения (друзья, подруги).
Да вы правы это ваши друзья.
Вопрос: А скажите мне, почему люди считают друзей - одной души?
Ответ: Высказывают свои предположения (одни и те же интересы, друг всегда спешит на помощь и т.п.).
Какие же вы молодцы, быстро у нас с вами получается расшифровывать пословицы, осталась последняя «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает». Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достоянием нашего народа. Ни одно серьезное дело не начиналось без благословения родителей. Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне. Основой порядочности человека является уважение родителей. Это одно из главных правил для каждого человека.
Вопрос: Как вы ребята считаете, почему, кто не почитает своих родителей, потом страдает?
Ответ: Приводят свои примеры (не слушаются родителей и из-за этого потом в беду попадают и т.п.).
Только представьте, мама и папа, всегда вам помогают, если вы чем-то расстроены они вас жалеют, ну а если ругают, так это любя, для того, чтоб вы жить правильно учились. После всего, что для нас сделали родители, будет не честно обижать и злиться на них.

Анализ поговорок:
Мы с вами ребята рассмотрели пословицы, поняли, о чем они нас учат. Теперь давайте рассмотрим, что же такое поговорки, а также выясним, чем отличается поговорка от пословицы. Поговорка – это фраза или словосочетание, которое легко можно заменить другими словами. Давайте снова обратимся к нашей доске:
Итак, «Кот наплакал» - вообще-то коты не проливают слез, поэтому употребляют эту поговорку, когда остается чего-то очень мало или совсем ничего не остается.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить данную поговорку.
Ответ: Примеры детей (много гостей а конфет мало; мало торта, а детей много; много работы, а людей мало и т.п.).
Молодцы вы все правильно поняли и примеры хорошие приводите. Давайте еще одну поговорку разберем. «Делать из мухи слона» - т.е. преувеличивать значения события.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить эту поговорку.
Ответ: (когда много шума из-за пустяка и.т.п.)
Молодцы, а вот еще одна поговорка «Медвежья услуга» - ее стали употреблять после басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга, по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника, когда она села ему на лицо. (Слайд №1). Поэтому «Медвежья услуга» - это помощь, обращенная во вред, ведь Мишка хотел помочь, а получилось со всем наоборот.

Вопрос: Ребята, вы можете привести свой пример «медвежьи услуги»?
Ответ: (решила помочь маме кашу подогреть, а она подгорела; хотел чай налить товарищу и нечаянно его облил).
Ну, вот мы с вами разобрались и с поговорками, и теперь я хотела бы вас спросить, как вы думаете, в чем отличие между пословицей и поговоркой?
Ответ: пословицы нас учат чему-то, а поговорки можно заменить другими словами.
Да вы правы поговорки – это два или три слова, которые можно заменить другими, похожими словами, а пословицы – это большие предложения, которые нас чему-то поучают.

Анализ сказок:
Вопрос: Ребята, а вы в детстве читали сказки?
Ответ: Да читали и т.п.
Появились сказки, очень давно. "Сказка" – от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас. Авторы многих сказок нам не известны – затерялись их имена в глубине веков и через наших родных они передавались из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны точно.
Вопрос: Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке" (А. С. Пушкин), «Дюймовочка» (Андерсен Ганс Христиан), "Конёк-горбунок" (Петр Павлович Ершов).
Ответ: ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.
Такие сказки называются авторскими или литературными.
Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?
Ответ: Высказывают свои предположения (все сказки учат нас добру или все сказки хорошо кончаются и т.п.).
Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро. В этом и заключается мудрость сказки.
Давайте рассмотрим с вами сказку о «Рыбаке и рыбке» (Слайд 2)


«Жил старик со своей старухой...» Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старик попросил новое корыто для старухи, но корыта ей было мало, пошел старик просить избу, но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «дворянки». Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою»... Ничего не сказала рыбка... Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море... Старик не дождался рыбки, и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому, и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показан характер человека. В ней говорится, что за жадность люди наказывают сами себя. В сказке старуха выражает зло, ей характерна зависть, злоба, жадность, жажда власти и богатства. А мы с вами ребята помним, что во всех сказках, добро побеждает зло. Но в этой сказке добро не только побеждает зло, но еще его наказывает и поучает.
Вопрос: Ребята, как добро наказало старуху?
Ответ: Рыбка долго исполняла желания старухи, но старухи хотелось все больше богатства. Тогда рыбка захотела наказать старуху, вернув её к разбитому корыту.
Вопрос: Дети, чему добро научило старуху?
Ответ: Добро показало злу, что счастье не в богатстве и что люди в погоне за богатством выглядят смешно.
Ребята вы должны помнить, что поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться, но чтобы это было не в ущерб себе и другим.

Былины:
От пословиц, поговорок, русских сказок можно набраться огромной мудрости, но силу русского духа, ее веру, стойкость и благочестие мы можем узнать из Былин.
В давние времена народ сложил удивительные песни-сказания о русских богатырях и витязях. Былина – это старина, это сам народ и жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всеми подробностями о домашней, военной и придворной обстановке. Былины учат нас любить родину и их народ, где сила, ум, доблесть и добрые качества открываются в созданных ими легендах. Главные герои былин – это русские богатыри, люди которые обладают невиданной силой, безграничной храбростью и разными талантами.
Любимый герой былин – Илья Муромец (Слайд №3).


Давайте мы с вами посмотрим о нем небольшой мультфильм, кто смотрел – вспомнит, кто не видел – узнает. Смотрите мультфильм внимательно, после мы с вами продолжим нашу увлекательную беседу.

(Просмотр мультфильма «Илья Муромец») – 10 минут.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Русский богатырь Илья лежал прикованным к кровати до 33 лет?
Ответ: В те времена молодые люди проверяли свою силушку. Бились стенку на стенку, порою проливая невинную кровь. Поэтому Господь, сохраняя жизнь Ильи Муромца до поры до времени лишил его ног. Когда же на Русь святую нашла туча темная – иго татарское, Господь исцелил Илью и дал ему великую силушку, для того, чтоб оберегал свою родину и веру христианскую.
Ребята сейчас я вам прочитаю отрывок из былины – благословение отца Ильи Муромца: «На добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых заступайся».
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова отца?
Ответ: Предположения детей (из этого отрывка видно, что отец Ильи Муромца благословлял его только на добрые дела).
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич завещал своему сыну: не делать зла даже и татарину?
Ответ: Татарин – это тоже человек и мы не имеем права причинять ему зло, только потому, что мы этого хотим. Поэтому вы ребята должны понимать, что нельзя обижать друг друга, что лучше все разногласия решать мирным путем, а не так как мы любим это делать – кулаками.
Вопрос: Давайте вместе с вами мы сейчас попытаемся вспомнить одну былину – «три поездки Ильи Муромца» (Слайд №4).


Представьте…, едет по чистому полю, богатырь могучий, глубокую думушку думает и не заметил, как оказался пред белым камнем, а на нем надпись…
Вопрос: Ну, кто мне скажет, что там было написано?
Ответ: налево поедешь – богатым станешь, направо поедешь - жену найдешь, прямо поедешь – умрешь.
Правильно, молодцы. Итак у нас три дороги:
1-я: «Кто поедет по средней дорожке – тому быть убитому…».
2-я: «…кто поедет направо – тому быть женатому…».
3-я: «…налево ехать – быть богатому…».
Давайте рассмотрим отношения Ильи Муромца к этим поездкам.
Первая дорога, обещала смерть, но великий богатырь не испугался, он освободил эту дорогу от злых разбойников, и, вернувшись к камню, написал на нем: « Неправду говорит надпись: Ездил по средней дорожке – убит не был». На этой дорожке Илья Муромец выполнил свой долг перед родиной, он освободил дорогу от врага.
Вторая дорога – это путь удовольствий. Когда Илью Муромца дорога привела к так называемой невесте, то он понял, что тут кроется что-то не то. Ведь королевна сразу начала говорить ему ласковые слова, накормила, напоила его вином, и сразу спать начала укладывать. Богатырь видно вспомнил заповеди Божьи, что без благословения родительского не хорошо жену себе выбирать. Он был прав, оказывается она многих князей так, как Илью Муромца встречала, а потом их хитростью в темницу отправляла. Освободил Илья всех князей и королей, что в темнице ее томились, а королевну наказал, чтоб неповадно было над народом русским насмехаться.
Третья дорога сулила огромные богатства. Нашел Илья Муромец богатства несметные.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что с этим богатством сделал богатырь?
Ответ: Предположения детей.
Он настроил на них церквей Божиих, а часть раздал бедным. Представляете, ребята, какую веру и щедрость имел Илья Муромец.
Вопрос: Ребята, а как вы считаете, Илья Муромец – это вымышленный герой, или он все же жил на Руси?
Ответ: Он жил на самом деле.
Илья Муромец жил на самом деле.(Слайд № 5)


Родился примерно в X веке в селе Карачарове под старым городом Муромом. В конце своей жизни он принял монашеский постриг. Погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Причиной смерти послужил удар острого орудия меча в грудь. После смерти тело Ильи Муромца поместили в Киево–Печерском монастыре, и 1643 году он был прославлен в лике святых, где и до сих пор покоятся его мощи (Слайд №6).


Люди, помня о его подвигах, воздвигли ему памятник в городе Муроме. (Слайд №7).

В конце прошлого века ученые провели исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными: на его костях ученые обнаружили множественные травмы: переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало о том, что Илья Муромец был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание – туберкулез костей. Это и стало причиной паралича ног. Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась.
Ребята мне кажется, что о богатыре Илье Муромце мы узнали много интересного, но мы забыли с вами о том, что на Руси были и другие великие богатыри.
Вопрос: Каких богатырей вы еще знаете?
Ответ: Дети вспоминают богатырей (Добрыня Никитич, Алеша попович и.д.) (Слайд №8 и 9).



Вспомните о Добрыне Никитиче, который храбро сражался со Змеем Горынычем. Об Алеше Поповиче, который сражался с Тугариным. О Святогоре, который хотел судьбу свою перехитрить, да спас красавицу, которая стала его женою. О Вольге Святославиче, который мог обернутся, в сокола ясного, в волка серого и гнедого турка. О Дунай Ивановиче, который князю Владимиру невесту привез. Между прочим, река Дунай по легендам появилась после смерти богатыря Дунай Ивановича – его пролитая русская кровь превратилась «в воды могучие, в воды реки Дуная».
Ребята, а знаете ли вы, что в былинах упоминаются не только богатыри, но и богатыри-женщины – например: Настасья Микулична (Слайд № 10)


(дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни) и Настасья – королевична (дочь литовского короля, жена Дунай Ивановича).
Итак, вот мы с вами и разобрали, что такое пословицы, поговорки, сказки и былины.
Вопрос: Ребята, что их связывает?
Ответ: Приводят свои предположения (они учат все добру, дружбе и т.п.)
Правильно, они нас учат добру, любви, надежде, вере, доблести и дружбе. Они являются мудростью народной.

Викторина:
А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке. В конце игры, каждый посчитает свои закладки, и у кого их будет больше всего, получит приз. Буду спрашивать только тех, кто первый поднял руку.
Что такое поговорка? (Это фраза слов, которую можно заменить другим словом)
Закончите пословицу «Что посеешь, то и …» (пожнешь)
Что означают слова «Медвежья услуга» (помощь, обращенная во вред)
Чем отличается пословица от поговорки (поговорку можно заменить другим словом)
Какие сказки называются народными? (сказки, авторы которых нам не известны)
Чем все сказки между собой похожи? (в них всегда побеждает добро)
Кто главные герои былин? (Богатыри)
Чему нас учит былина? (любить родину и ее народ, помогать друг другу)
Где родился Илья Муромец? (под г. Муромом, в селе Карачарове)
Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
Во сколько лет Илья Муромец встал на ноги? (в 33 года)
Почему отец Ильи Муромца завещал не делать зла даже и татарину? (т.к. он тоже человек)
Где находятся мощи Ильи Муромца? (в Киево-Печерском монастыре)
За что была наказана старуха в сказке «о рыбаке и рыбке»? (за жадность, жажда власти и богатства).

Подведение итогов конкурса и поздравление победителей.

Заключительное слово учителя:
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А вы ребята, являетесь носителями народной мудрости, помните об этом.
Мне очень понравился наш классный час, но он, к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за участие, до скорых встреч.Классный час о дружбе для 4 класса