Илья машков картины. Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова

Машков Илья Иванович прожил интересную, насыщенную жизнь. Он прошел через влияния разных художников, революционные искания и нахождение своего места в искусстве. Его наследие сегодня составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

Детство и семья

Родился Машков Илья Иванович в селе Михайловское (сегодня Волгоградской области) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было.

Призвание и учеба

Позже Машков Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками. Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель - стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

"Бубновый валет"

В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.

Машков и "Мир искусства"

По возвращении Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца 19 века и объединяло самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, главной становится идея «Новой Академии» А. Бенуа. Вторая половина 10-х годов ХХ века была сложной для художников, входящих в это сообщество. Несмотря на то что «Мир искусства» - объединение, внесшее колоссальный вклад в русскую живопись, во времена Машкова это уже было, скорее, формальное единство. Но художник участвует в выставках и поддерживает товарищей. В этот период Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к новому реализму.

Ассоциация художников революционной России

В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. В 1930-х годах Машков пишет идеологически верные картины: «Приветствие 17 съезду ВКП(б)», «Советские хлебы».

Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла. Поздний Машков представляет зрителям свое оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.

Выставочная деятельность

Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.

Педагогическая деятельность

На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.

Частная жизнь

Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.

Наследие и память

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.


«Натюрморт» 1912 - 1913
Саратовский государственный художественный
музей имени А. Н. Радищева
Саратов

Ты знаешь, когда интереснее всего ходить на рынок? Конечно, в конце лета! И чего там только нет! Помидорчики и помидорищи, огурчики и длиннющие огурцы, фиолетовые баклажаны и зеленые кабачки, лук и морковка, огромные, как корзины, тыквы, покрытые мелкой сеточкой дыни и арбузы, такие большие, что и не поднять! А ягоды! А всякая зелень!

И запахи какие! Здесь пахнет солеными грибочками, тут - квашеной капустой, тут антоновским яблоком... Эх, до чего ж земля на всякие дары богата!
В один из таких дней пришла на московский рынок молодая. круглолицая кухарка Маша. Набрала она в свою корзину всякой всячины - еле-еле домой на извозчике привезла.
Пришла Маша в большую, очень светлую комнату, вывалила всю корзину на деревянный стол и ушла. А овощи и фрукты зашептались, заговорили между собой. Вот сейчас нас и съедят, решили все. Хорошо, если хоть повар хороший попадется, что-то особенно вкусное приготовит.

Тут быстро распахнулась дверь и в комнату ворвался повар - высокий, румяный, с пышными усами. Зубы белые, руки сильные, улыбка веселая! В халате каком-то, но без передника, и колпака поварского на голове тоже нет. Наклонился он над столом, каждый помидорчик и огурчик пощупал толстыми пальцами, бархатные персики понюхал, сливами полюбовался, гранат потрогал, арбуз погладил.

Ну-с, - говорит, - за-ме-ча-тельно! Сейчас мы чудо-натюрмортик сотворим.
- «Это, наверное, какое-то вкусное кушанье, - подумали фрукты-овощи. – Вот-вот начнут крошить и резать, только держись!»


«Натюрморт с крабами»
1925г.

А повар зачем-то постелил на столе скатерть, принес большое серебряное блюдо и начал на нем их раскладывать - то так положит, то этак. Отойдет подальше, глаз прищурит, руку лодочкой над бровью приложит или сложит ее подзорной трубой, посмотрит и опять что-то перекладывает. А фрукты да овощи уж и бояться забыли - понять не могут, что происходит.

Тут повар потер довольно руки и куда-то ушел.
- Ну, - решили все, - уж теперь-то точно за ножом отправился!
И опять не угадали! Повар явился с куском серого полотна, который был натянут на деревянную раму. Укрепил он это полотно на трехногую подставку, надел на большой палец левой руки какую-то дощечку с дырочкой сбоку и начал на эту дощечку выдавливать разноцветные червячки красок из железных тюбиков. Потом взял в правую руку большую кисть, да и давай этой кистью краски мешать и ими полотно мазать. Быстро, весело, с удовольствием.


Натюрморт с самоваром

Ой, нам какой-то сумасшедший повар достался, - решили фрукты.
- Да нет, это и не повар совсем, - тихо прошептал самый крупный персик. - Я такое уже видел, еще когда цветком был. К моему родному дереву пришел раз человек и целый день красками такую же тряпочку на рамке мазал. А потом мы увидели, что на холсте этом наше дерево стоит - как живое, все в розовых цветах. Я слышал, что таких людей художниками называют.
- А с нами-то что будет? - спросило румяное яблоко.
- Ну, если уж мы попали в такую историю, то и судьба нас ждет необыкновенная, - важно заявила тяжелая оранжевая тыква.
- Ах, все равно слопают, только косточки останутся, - печально пискнула крупная сизо-синяя слива.


«Натюрморт с виноградом»
1910

И все надолго замолчали.
Только слышно было, как что-то мурлыкал себе под нос художник, то и дело посматривая на фрукты острыми, быстрыми глазами.
Потом он отложил кисти, снял халат, еще раз посмотрел на холст, довольно хмыкнул и ушел. А фрукты остались ждать - что еще им оставалось делать?
И тут дверь опять тихо отворилась и в комнату осторожно вошли два маленьких человечка.
- Смотри, новый натюрморт, - сказал один.
- А что это такое? - спросил другой, чуть постарше.
- Ну, Это когда художники на картинах какие-то предметы, цветы там, фрукты всякие рисуют... А вы разве французский в гимназии не учите?
- Погоди-ка… Это, значит, «мертвая натура»? Фи, чего ж тут хорошего!
- Да она не мертвая как раз. Просто название такое, может быть, не очень правильное. Мне мама говорила, что на голландском языке такие картины называются правильнее - «тихая жизнь».


«Ягоды на фоне красного подноса»
1910

А зачем все это рисовать? - удивился второй. - Я понимаю, какого-то человека изобразить, или, например, сражение. А кому нужны нарисованные фрукты? Их есть надо. Вон, смотри, какие персики на блюде! Давай возьмем по одному?
- Что ты, здесь ничего трогать нельзя! Если мы что-нибудь возьмем, сразу заметно будет. Они ведь не просто кучей лежат. Художник всегда сначала думает, куда что положить или поставить, чтобы каждый предмет было хорошо виден и каждый казался особенным. Натюрморты для красоты нужны.

Ничего себе, красота! - фыркнул второй. - Смотри, какая тыквища! А тут вон слива какая здоровая, с кулак. Так не бывает!
- Ага, а когда ты огромный сапог у сапожной мастерской или крендель у булочной видишь, ты ведь не удивляешься?
- Так это ж вывеска, чтоб издалека видно было!
- А это такая картина. Ее тоже издалека смотреть надо.
- Тоже мне, картина... Я и сам так нарисовать смогу!
- Ух ты, расхвастался, - прыснул мальчик помладше. - Я тоже так говорил, а потом мама велела мне вон тот персик, на другой картине срисовать.
- Ну и что?
- Ну и ничего... Сам посмотри. Там и красный, и вишневый, и розовый и лиловый, и желтый, и зеленоватый и какие-то еще цвета, я и названий их не знаю. И так они подобраны, что персик этот на картине кажется тяжелым, бархатным, сочным. И краски сияют, будто это драгоценность какая-то. А у меня только круг разноцветный вышел, а вовсе не персик.


«Натюрморт»
1930-е
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Курск

А почему все такое яркое? Аж глаз режет… Вон, посмотри на ту картину. Вроде тетя какая-то сидит, а лицо у нее тоже все разноцветное.
-Но ведь красиво же! Мама мне сказала, что Илья Иванович иногда немножко шутит, хулиганит даже. Ему нравится, когда все вокруг возмущаются.
- А кто это такой - Илья Иванович? – тут же спросил второй.
- Ну, Машков же, кто все эти картины написал, - ответил первый. – Он знаешь, какой веселый! А на самом деле это очень трудно - такие яркие цвета соединить, чтобы они друг с другом не спорили, а только еще ярче делались. И вообще, на картине и не должно быть все как в жизни. Потому что это не зеркало.


Натюрморт. Виноград, лимон и рак.
1924

А что же это тогда?
- Я тоже так спросил, а мама сказала, что каждый художник все видит не так, как другие, поэтому и картины у всех разные. И что таких замечательных живописцев, как Илья Иванович, очень мало.
- А что такое «живописец»?
- Ну, понимаешь, это такие художники, которые умеют особенно легко и красиво краски соединять. Это от природы дается, как, например, голос необыкновенный…
- Ну, ты прямо профессор, - сказал второй мальчик.
- Да ладно тебе, - застеснялся первый. - Пойдем, а то нас, наверное, уже ищут.
И они убежали.


Натюрморт. Ананасы и бананы.

Как только все стихло, фрукты и овощи тут же скатились со стола – посмотреть на свои портреты.
-Ой, неужели я и в самом деле такой красивый! - прошептал персик. – Смотрите, какая кожица бархатная, и вся переливается разными цветами!
-И я не хуже тебя получился, - сказал второй.
- Не хуже, - ответил первый. – Только ты немножко другого цвета, вроде как посветлее.
- А мы-то, мы-то, поглядите! - вразнобой закричали сливы. – Какие мы синие, фиолетовые, какой чудесный сизый налет у нас на боках!
- Нет, все-таки я лучше всех, - сказало большое зеленое яблоко и даже вроде немножко порозовело от гордости. – Ах, какое я зеленое, гладкое, прохладное…
- Ну уж нет, лучше всех вышла я! – уверенно сказала тыква. – Самая большая и тяжелая! Да, теперь и умирать не жалко…


Яблоки и рябина

Тут все почему-то замолчали. А потом персик сказал:
- У меня внутри вызрела замечательная косточка. Если ее посадят в землю, то из нее вырастет персиковое дерево, которое зацветет однажды розовыми цветами…
- И у меня тоже семечки созрели, - отозвалась груша. – И вы знаете, мне кажется, я уже переспела. Еще день-другой – и совсем пропаду. Лучше уж съели бы меня поскорее!
- Да, уже пора бы, - согласились остальные. – Иначе из наших косточек никогда не вырастет новое деревце или куст.
- И все-таки, какие мы счастливые! – сказал персик. – Мы теперь останемся на этих картинах навсегда и много людей будут любоваться нами.
И можешь себе представить – так и случилось! Из каждой косточки и семечка выросло большое дерево. Может быть, они и сейчас еще шумят под ветром и дают плоды. А звонкие, радостные картины художника Машкова радуют людей и сегодня.

Машков Илья Иванович (17 (29) июля 1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. - 20 марта 1944, Москва) - российский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).
Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (частное собрание, Петербург) ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее).

Портрет дамы с фазанами. 1911. Русский музей


Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва


Натурщицы. 1916г.
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.

Ягоды на фоне красного подноса. 1910. Русский музей

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа.


Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.


Снедь московская: мясо, дичь (1924) Третьяковская галерея.

Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ

Вошел в историю искусства картинами «Бубнового валета». Это художественное объединение появилось в самом начале 1910-х годов, его участники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж. В основу их творчества легло любование предметным миром, а одним из самых популярных жанров стал натюрморт . Вспоминаем краткую историю «Бубнового валета» и известные картины его участников.

«Тузы» русской живописи

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского (фрагмент). 1910. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Художественное объединение «Бубновый валет» официально сформировалось в 1911 году. Но выставка его участников прошла чуть раньше - в 1910-м. Название выставки, а впоследствии и объединения провоцировало почтенную публику: «бубновыми тузами» до 1917 года называли каторжников из-за нашивки в виде кумачового ромба на тюремной одежде, а «валетами» именовали мошенников и плутов.

Объединяло художников «Бубнового валета» увлечение французской живописью, кубизмом и русским народным искусством. Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов и другие живописцы отказались от традиций реалистического искусства XIX века, от наследия академизма и передвижников . Учителем для многих стал французский постимпрессионист Поль Сезанн . В своих картинах художники делали акцент на форме предмета, его массе и цвете. Так, любимым жанром бубновалетцев стал натюрморт.

В разные годы в выставках «Бубнового валета» участвовали Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский , Давид Бурлюк и многие другие. В 1916 году из «Валета» вышли основатели Илья Машков и Петр Кончаловский, а в 1917 году прошла последняя выставка объединения, после чего оно распалось.

Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»

Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва

художник

Еще в детстве Илья Машков увлекался рисованием. Подрабатывая у продавцов фруктов, он писал им лубочные картинки, торговые вывески, делал копии картин и икон. Затем была учеба в знаменитом Московском училище живописи и ваяния, где уже первые творческие работы молодого художника привлекли внимание его самобытностью и особой любовью к цвету. Позднее Машкова стал одним из основателей эпатажного художественного объединения «Бубновый валет» и создателем «нового» натюрморта, где важным становится плоть вещей и богатство форм, которые лепятся краской.

произведение

Абрамцево появилось в судьбе Машкова в середине 30-х годов, когда началось строительство дач в Ново-Абрамцеве . Советское государство выделило деньги на постройку творческих художественных мастерских десятерым художникам, среди которых был Илья Машков и ряд известных мастеров искусства - Вера Мухина, Борис Иогансон, Игорь Грабарь и другие. С самого начала Машков принял активное участие в строительстве поселка художников, входя в правление дачно-строительного кооператива «Коллектив художников Ново-Абрамцево». С1938 года художник живет здесь почти безвыездно - ему 57 лет и он хочет жить уединенно, заниматся только чистым Творчеством, исследовать возможности живописи, пристально изучать классические традиции и… наслаждаться природой . Здесь он создал замечательную серию живописных натюрмортов .

В работе проявились характерные для позднего творчествам мастера новые качества живописной манеры. Все это придает произведению естественный, непринужденный характер , а мотив драпировки привносит классическую завершенность.

В спелых, сочных плодах, материально весомых и красочных , видится пристальное исследование автором натуры, выявление её свойств и взаимовлияние друг на друга. Стремление к передаче движения света и воздуха , смягчающих очертания предметов, приводит художника к отказу от ярких насыщенных, локальных красок и обращению к нюансировке цвета, а привычная для понимания творчества автора темпераментная и широкая живопись меняется на более сдержанную манеру письма .