Основные виды композиций в искусстве. Композиция — составление, соединение, сочетание различных частей

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция - это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача - придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

Формальная . Второе название - не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция . Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция . Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста - лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая . В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная . При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная . События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция - это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

Композиция I Компози́ция (от лат. compositio - составление, сочинение)

1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

К. в литературе - организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжет а), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).

Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, - временна́я организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).

Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель - расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).

Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы - полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I - Шамиль).

В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения - динамическое Повествование или статическое Описание , характеристика, Диалог , Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения - автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.

Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа , стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих , Стихотворение , Поэзия и Проза).

В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом - к театру и литературе).

В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые - в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19-20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.

3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).

4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония , Полифония , Инструментовка , анализ музыкальных произведений.

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. - Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. - Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433-34, [кн. 3], М., 1965, с. 422-42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1-2, Bonn - Lpz., 1920-22.

В. E. Хализев, В. С. Турчин.

II Компози́ция (математическое)

общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например , К. двух функций f (x ) и g (x ) называют функцию h (x ) = f . В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x ) и g (х ) третьей функции h (x ) = f (x )*g (x ), например:


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Композиция" в других словарях:

    - (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… … Художественная энциклопедия

    - (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    композиция - и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г … Юридический словарь


Рисование - навык достаточно сложный. Вам необходимо научиться правильным движениям, различным техникам, точности, перспективе, изучить жесты и анатомию, свет и тень…но даже если вы все это освоили, даже если на вашем рисунке все на своих местах, порой случается, что с ним будто бы что-то все еще не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может просто разрушить даже самую прекрасную работу. Да-да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, правда при этом приводится всего пара плохих и пара хороших примеров, оставляя остальную работу вашей интуиции.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть более практический подход к композиции. Что же это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать наверняка, будет ли композиция удачной, прежде чем нарисовать самую первую линию, а не увидеть ее только тогда, когда рисунок будет завершен? Что ж, продолжайте читать, и вы найдете ответы на все эти вопросы!

Что такое композиция и почему она так важна?

Постараюсь сформулировать, как можно проще - итак, композиция - это расположение элементов, благодаря которому они кажутся одним целым. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее вы не можете создать рисунок.

В более практическом смысле, композиция - это отношения между элементами рисунка. И вот это самое отношение, а не элементы, мы замечаем в первую очередь. В то же время, она, на самом деле, для нас невидима. В каком-то смысле, композиция подобна скелету живого существа: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без него форма была бы утрачена.

Скелет создает форму, хоть мы его и не видим

Да, мы видим форму, и если вы попытаетесь нарисовать только ее, возможно, у вас выйдет что-то неестественное. Конечно, может вам случайно и удастся создать форму, которая будет выглядеть правильно, но если вы будете помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.

То же самое и с композицией. Вы можете попробовать разместить элементы рисунка наугад и понадеяться на лучшее, но вы также можете разобраться, как создать хорошую композицию, и применять эти знания на практике.

Главное в хорошей композиции - это баланс. Перебор в данном случае также плохо, как и нехватка. Если бы рисунок был блюдом, то композиция - это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, ведь если вы что-то напутали с заправкой, блюдо может быть испорчено. Так как же обращаться с ней «правильно»? И вообще, что такое «заправка» в композиции?

Какие существуют композиционные элементы в рисунке?

Исходя из того, что композиция - это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что осложняет этот вопрос. Давайте разберемся с ними один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хоть для композиции и необходимы как минимум два элемента, вы не сможете избежать ее создания, нарисовав всего один элемент, ибо в таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой.

Говоря «рамка» я имею в виду не только роскошно украшенные рамы традиционных картин. Рамка - это край работы. Даже если вас это не особо волнует, край листа (или кадра, если вы сфотографируете работу), на котором вы рисуете, так или иначе, создаст эту рамку.

Иными словами, рамка - это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее - это подобно мини вселенной вашей работы. Когда вы показываете кому-то свои работы, они видят рамку в целом, вне зависимости от того, где в действительности находится рисунок.

1 - рисунок; 2 - не рисунок

И теперь мы приблизились к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой это не просто «пустота». Мы видим его, хоть оно и не было создано осознанно. И даже если мы игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.

Позитивное пространство vs. негативное пространство - когда вы создаете одно, второе создается автоматически.

Примеры

Вот тут, например, рисунок по сравнению с остальным пространством работы крошечный. Наблюдатель увидит кучу пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке в главной роли пространство! Если вы так и задумали, то это не плохо - такая композиция показывает незначительность персонажа, что может оказаться весьма полезно. А вот если вы задумывали совсем не так, и основное внимание должно было принадлежать персонажу, то это ошибка.

А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство, и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а не ее часть, его детали становятся персонажами работы.

Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается покинуть работу. Наблюдатель видит большой кусок пустого пространства, а персонаж будто бы и не заинтересован в своей собственной демонстрации. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от намерений.

Упражнение

Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственно правильного решения.

Контраст

Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст - есть степень различия между ними. Это очень важно, так как мы видим благодаря сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, дабы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, ибо он притягивает наше внимание. Он разделяет два предмета, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной?

Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает вам то же самое медленнее, с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные ее признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:

  1. Размер (большой и маленький)
  2. Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая)
  3. Затенение (темный и яркий)
  4. Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый)
  5. Материалы (блестящий и матовый)
  6. Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть тут один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один - выходит хаос. Слишком мало объектов также сливаются в один - порядок. Дабы достичь нейтрального эффекта, вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.

1 - хаос; 2 - баланс; 3 - порядок

Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции - он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно.

Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение - это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают.

Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой - благодаря такому решению, персонажи похожи на милых малышей

Примеры

Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а ощущение масштаба.

А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину.

Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем, но есть один момент - иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение.

Ритм - это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному - ряд стоящих досок - это забор, «облако» из листьев - это крона дерева и т. д. Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»).

Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но еще и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими».

Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению. Если элементы движутся в одном направлении - это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх).

Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл - так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи

Примеры

Нарушенный ритм, например, дыры в заборе обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм можно создать целую историю.

В этой композиции главное - порядок. Присутствует контраст, что делает ее интересной, но мы видим тут и еще кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию.

Здесь мы видим аналогичную ситуацию - деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме.

Упражнение

Что рассказывают эти композиции?

Центр внимания

Ваш рисунок - это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, но даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть, например, задом наперед.

Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла.

Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, чтобы все просмотреть, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы.

В процессе планирования композиции, вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке.

Примеры

Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас к центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем вы заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр - это заметят в первую очередь.

Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливает. Это добавляет ощущение движения.

Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура.

Упражнение

Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Только это будет бесполезно, если вы завершите рисунок, и только потом увидите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит искусственно. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию.

Но как это сделать, если вы даже не уверены, что вы рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему.

Миниатюры

Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине.

Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро - так вы увидите, как элементы сочетаются вместе!

Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра - это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное.

Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря.

Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение - это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую.

Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все.

«Призрак Композиции»

Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы.

А делается это так: посмотрите на лист бумаги, и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок - настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция.

Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии, это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов.

Правило третей

Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей - самое простое и универсальное.

Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали, и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках, те элементы, которые должны быть замечены первыми.

На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным.

Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем очень запутывают.

Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз.

Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек.

Распределение веса среди композиционных элементов

На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить.

Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство - это и есть рисунок. Негативное пространство - это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство - это может быть просто небо). Центры внимания - это части, к которым вы хотите привлечь внимания наблюдателя.

Интересная композиция основывается на балансе между весом этих частей. У этого баланса также существует множество тонов, которые основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке основная ваша забота - это размер. Если же вы используете затенение, то оно будет еще более важным.

Давайте посмотрим, как с этим справиться. Тут мы имеем один элемент, помещенный в точку фокусировки, описанную в правиле третей. Композиция не сбалансирована, так как на ней присутствует всего один крошечный элемент и куча пустого места. Позитивное пространство и центр внимания в данном случае одно и то же.

Добавление еще одного идентичного элемента в любую другую точку фокусировки не решит проблему, так как она закрывает наблюдателя внутри этой области в центре, окруженной точками фокусировки. Следовательно, получается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше всего сделать его чуть менее негативным. Разделяйте негативное и позитивное пространства где-то поблизости от точек фокусировки по правилу третей.

Когда позитивное пространство преобладает над негативным, второе может стать точкой фокусировки.

Чтобы сбалансировать композицию, можно добавить любой элемент контраста. На самом деле, вся эта история с балансом фактически означает достижения необходимого уровня контрастности. Попробуйте работать более интуитивно, подумайте о сцене с низкой контрастностью в качестве фона, и добавьте что-то более контрастное, чтобы завершить композицию.

На данном изображении баланс основывается на нарушении ритма.

Перспектива

Мы уже знаем, что композиция - это отношение элементов, но есть и еще один элемент за гранью рисунка - это наблюдатель. Если вы включите их в свою композицию, то сможете достигнуть иного, более глубокого уровня отношений.

Когда наблюдатель смотрит на изображение, он может представить, будто он тоже находится там, нужна только пара подсказок с вашей стороны. Тут на помощь вам может прийти перспектива. Секрет состоит в том, чтобы поместить что-то возле «камеры», дабы сделать акцент на позиции.

Чем объект ближе к нам, тем он больше, так что если в вашей композиции присутствует увеличенная версия какого-либо предмета, это будет значить, что он находится близко к наблюдателю. Все остальное находится далеко от него, что создает ощущение глубины.

Также перспектива может улучшить композицию, если вы включите некий индикатор масштаба. Самый очевидный - это силуэт человека, но вы также можете воспользоваться животными или деревьями с этой целью. Если вы сделаете это правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже если вы освоили композицию, после долгих часов работы над рисунком глаз может замылиться. Вы начинаете видеть рисунок, как «что-то, что я видел раньше», и вы не чувствуете его так же, как кто-то, кто видит его впервые.

Чтобы получить свежий взгляд, вам периодически стоит менять перспективу, заставляя свой мозг приспосабливаться. Рисуя на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. Если вы рисуете на холсте или бумаге, вы можете повернуть его, или воспользоваться зеркалом. Делайте это часто - так у вас всегда будет свежий взгляд.

Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой предстоит разобраться вашему мозгу

Обрезание рисунка

После того, как вы закончите работу над рисунком, если что-то все еще не так, есть последний прием, который может помочь. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете переместить точки фокусировки и сильно улучшить композицию.

При работе с планшетом вы всегда можете прибегнуть к какому-нибудь инструменту для обрезания. В традиционном рисовании вы можете либо воспользоваться канцелярским ножом, сфотографировать работу, и обрезать ее, как нужно, или воспользоваться рамкой, которая добавит немного негативного пространства, закрывая те части, которые вы хотите убрать.

У одного и того же изображение могут быть разные значения в зависимости от того, как оно обрезано.

Расширение интуиции

Теория теорией, но, в конце концов, все эти знания становятся частью вашей интуиции - чем-то, чем вы можете пользоваться, не думая об этом. Чтобы улучшить свою интуицию, включите еще один шаг в оценку рисунков. Попытайтесь понять, почему все выглядит так хорошо, отыщите композиционные элементы, и постарайтесь догадаться, как принимал решения художник.

Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не понимая, что вы это делаете. Однако лучше всего комбинировать интуицию со знаниями.

Заключение

После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Нам нравятся определенные изображения, определенные композиции, и мы не всегда знаем, почему. Художники пытаются создать какие-то эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но, в конце концов, вы можете создать фантастическую работу, нарушив их все.

При помощи правил композиции вы сможете понять, что не так с рисунком, но они - это не точный рецепт создания идеального рисунка. Экспериментируйте, будьте наблюдательны, и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки - на них тоже можно поучиться!

Композиция

(лат. compositio - составление, сочинение) - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения также зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. В композиции важно все - масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности.

Композиция - это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Композиция – (от лат. compositio – составление, связывание, соединение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и законами, внутренне присущими композиции, и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий художественную форму процесс, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты (составные части) друг другу и целому. Композицию часто отождествляют со структурой произведения. Композиция имеет множественный смысл: это и гармоничное (или дисгармоничное) соотношение частей, и процесс – компоновка произведения. Понятие композиция актуально для всех видов искусств. Первоначально оно разрабатывалось материале литературного текста. Основы его были заложены в «Поэтике» Аристотеля.

Композиция – построение произведения, организация его художественной формы. Она приобретает свои ценностные свойства во взаимодействии с человеком, его потребностями и восприятием. В её задачи входит установление связей «объект» - «субъект» во всей сложности, изучаемой психологией восприятия. Композиция – закон построения различных уровней, слоёв произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другому, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно. Композиция работает как программа восприятия, предлагаемая зрителю, а потому, при всей видимой естественности и непреднамеренности художественного восприятия, она имеет предварительный характер. Воплощая смыслы и значения, композиция несет в себе суггестивные, внушающие функции.

Основная цель композиции – целостность произведения, обеспечиваемая единством всех выразительных средств, а также целесообразной организацией функционального процесса, для которого предназначается то или иное изделие. В соответствии с тремя основными категориями формы – пространством, пластикой (объёмом, массой) и цветом, – единство композиции складывается как трёхуровневое (или трёхслойное) художественное единство, базирующееся на единстве содержательно-функциональном и смысловом. Цель композиции – организовать пространственную среду, окружающую человека. Главное для её целостности – пространственное единство, согласованность, соразмерность, соподчинённость трёхмерных и двухмерных элементов композиции, всех её форм, предопределяющих целостное восприятие произведения. По характеру формируемого пространства композиции может быть компактной и рассредоточенной, замкнутой, полуоткрытой и открытой, центричной и полицентричной, осевой и многоосевой, симметричной и ассиметричной. Поскольку свойства формируемого пространства неразрывно связаны с его структурой и характером формирующих его элементов (объёмов, поверхностей),- пространственное единство композиции зависит от соотношения объёмов и открытых пространств, от величины и геометрической формы тех и других, от характере формирующих пространство плоскостей, статичного или динамичного равновесия всех структурных направляющих пространства, будь то его оси или границы.

Пространственные стереотипы композиции наиболее устойчивы к стилевым изменениям, ибо связаны с самим существом мироощущения той или иной культуры. Поэтому пространственные стереотипы стадиальны и могут иметь множественную стилевую интерпретацию. Пространственное единство композиции воспринимается в движении и во времени. Исключение составляют многоцентрические и продольно-симметричные композиции, где пространство воспринимается как зрительное единство всех элементов композиции с одной статичной точки зрения, по аналогии с единством зрительной поверхности перспективно выстроенной живописной картины или графического листа. Отсюда чрезвычайно важным для восприятия единства и непрерывности пространства композиции является график движения в пространстве. Пространственное единство композиции осуществляется путём иерархии взаимосвязанных элементов, доминирование одних и соподчинения других. Наряду со сложными иерархическими системами соподчинения возможны отношения большей независимости – рядоположения, сопоставления и противопоставления элементов, создающих их определённое тяготение – отталкивание. Пластическая интерпретация композиции следует за пространственным замыслом, раскрывает его, обладая гораздо большей изменчивостью, подвижностью. Тенденция к пластической выразительности композиции, к скульптурной лепке пространств закономерно завершается применением собственно скульптурной пластики, связанной с композицией предмета.

Следующая группа формально-содержательных связей элементов композиции – цветовые связи. Благодаря первичности восприятия цвета и эмоциональной выразительности его тонов и сочетаний, цветовые гармонии композиции могут быть ведущими на ряду пространственных, пластических и колористических связей. Цветовой образ тогда становится ведущим началом целостного произведения. В единой композиции собственно цветовая композиция – инобытие живописи, результат творческого процесса, синтезирующего цвет с пространством, массой, пластикой, создающего цвето-пространство и цвето-пластическую форму. Цветовая форма эстетически самоценна, вариантна, мобильна, многофункциональна, может развивать автономные от объёмно-пространственной структуры отношения или соотношения, выявляющие эту структуру. Цветовая композиция развивает свою доминантность, динамику, масштабность, ритмический и пропорциональный строй хроматических и ахроматических цветностей, совпадающих или диалогизирующих с масштабом, ритмом, пропорциями и доминантностью масс и пространств.

Таким образом, возникает необходимость триединства пространственной, объёмно-пластической и цветовой композиции. Само это триединство может быть сформировано в соответствии с разными принципами целостности – унисонной (согласие, взаимное выявление всех сторон композиции) или диалогической, контрапунктической, полифонической (неслиятельность, противопоставление или сопоставление параллельно или автономно развивающихся аспектов композиции). Визуальная целостность композиции сосуществует с принципом единения полезного и прекрасного, конструкции и формы, внутренней среды и внешней формы. Визуальной целостности соответствует предпочтительная, некая «истинная» точка зрения, для неё характерно одномоментное, условно статическое восприятие. В осмыслении существа художественной целостности 20 в. большой вклад внесли теоретические разработки таких крупнейших художников, как В. Кандинский, С. Эйзенштейн, литературоведа и историка культуры М. Бахтина. Критически осмысленная ограниченность принципа параллельного (или унисонного) развития выразительных средств, в композиции Кандинский считал, что в их «противоположении» лежит неисчерпаемый ряд возможностей сложной композиции. Концепция контрапункта Эйзенштейна, заключающаяся в целенаправленной асинхронности звука и изображения, по существу намечает тот же тип диалогической и полифонической целостности, который был сформулирован М. Бахтиным на материале романов Ф.М. Достоевского. Три категориальных аспекта композиции, как и три визуально воспринимаемые аспекта художественной формы произведения – пространство, пластика, цвет, - могут быть связанны через диалогическое противополагание (контрапункт).

Существенные свойства композиции объекта в композиционном процессе выступают как средства, связанные с определённым кругом образно-композиционных задач. И напротив, участвуя в процессах композиционного мышления, средства композиции выражаются в материальных результатах – рисунках, чертежах, макетах, свойствах и качествах их художественной формы. Специфика творческих задач определяет преимущественное использование тех или иных средств композиции. Поскольку условием возникновения художественных качеств композиции является пространственное, пластическое и цветовое единство всех элементов формы, т.е. согласованность, соразмерность, соподчинённость их, то все композиционные средства – масштабность, контраст, нюанс, и др. – рассматриваются с точки зрения построения единства композиции.

На основе исторического опыта, прежде всего Классического периода, выявлен метод членения пространственных форм и определенных закономерных соотношениях, при помощи которых достигалось пространственное единство композиции. Известные в практике закономерные или гармоничные отношения членения объёмов, пространств и плоскостей подразделяются на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения. Простые отношения – 2:3, 3:4, 2:5, 3:5, 4:5, 5:6 содержат в себе модель, укладывающуюся целое небольшое число раз в каждой пространственной величине, входящей в отношение. Таким образом, в простых отношениях есть ясная закономерность пространственных величин, которая и является основой их гармонической связи. Иррациональные отношения основаны на простой геометрической закономерности их построения. Наиболее распространены отношения диагонали квадрата к его стороне (1:√2); отношения высоты равностороннего треугольника к половине его основания (1:√3); отношение 1,62…:1, известное под названием золотого сечения. Л.Б. Альберти проводил аналогию между отношениями пространственных величин и отношениями в музыке, утверждая, что в основе гармонии лежат одни и те же числа, на основе которых строятся отношения и созвучия.

Нет оснований говорить о полной аналогии, но родственность гармоний несомненна.

Универсальными художественными закономерностями, проявляющимися во всех видах искусства, являются закономерности тождества и различия, контраста и нюанса. Повторение разных величин, геометрической формы, цветовых тонов объемов и поверхностей устанавливает простейшую зависимость между ними в силу их тождества, по какому-либо аспекту, ряду аспектов. Отношения, приближающиеся к тождеству, называются нюансами. В нюансных отношениях, в т. ч. цветовых, сходство выражено сильнее, чем различие. При возрастании различия сопоставляемых величин ослабевает связь их по принципу сходства и начинает преобладать иная связь. Отношения с выраженным неравенством или различием называется контрастными. Контрастные величины связываются друг с другом в силу их различия и противопоставления. Контраст - средство выявления кульминационных и рядовых элементов композиции, их субординации в системе города, ансамбля, здания. Контраст акцентирует важнейшие звенья композиции, позволяя прочесть ее структуру. Виды контрастов неисчерпаемы: масса и пространство, крупное – мелкое, вертикальное – горизонтальное, легкое – тяжелое, прозрачное – непрозрачное, цветное – ахроматическое и т. д. Столь же многообразны типы и виды нюансных соотношений. Тождество, контраст и нюанс выступают как закономерные формы композиционной связи пространственных величин, средства построения пространственного, пластического и цветового единства композиции. Тождественные и нюансные отношения по трем координатам пространства и цветовым параметрам поверхностей характеризуют относительную статичность форм. Контраст в отношениях пространства и массы, пластических объемов, цветовых тонов объемов и поверхностей создает динамику композиции, которая выражается в зрительном движении в направлении доминирующей величины. Это в равной степени относится как к объемным, пространственным, так и к цветовым характеристикам формы. Принципы неравных отношений – контраст и нюанс – дают возможность членить форму на элементы по степени значимости их в системе целого. Степень нарастания различий и контрастов главной и соподчиненной форм и элементов композиции имеет пределы, связанные с условиями целостности. При бесконечном нарастании различий между элементами может наступить момент, когда контраст как композиционное средство нарушится и произойдет распад пространственного, пластического или цветового единства. С тождеством и различием как универсальными средствами композиции связаны закономерности симметрии и асимметрии. Проявления их весьма различны. История наряду с правильностью, геометричностью, ясным выражением в объемно – пространственных построениях зеркальной или центральной симметрии дает многочисленные примеры с преобладанием как бы случайных, геометрически неправильных построений. Отсутствие правильности, ассиметричное начало во многих ансамблях, в т. ч. сформированных преимущественно симметричными по своей композиции зданиями, объяснимо, во-первых, условиями длительного исторического формирования ансамблей, во-вторых, собственно принципом доминирования «живописного» начала. Отсутствие симметричной упорядоченности ряда ансамблей, зданий и сооружений не означает отсутствия их композиционной организованности. Скорее наоборот, долее сложные типы упорядоченности, основанные на асимметричном равновесии объемов и пространств, их сопоставлении по массе, величине, конфигурации, цвету, свидетельствуют о высокой степени организованности композиции. Такие композиционные приемы свойственны ансамблям, формировавшимся столетиями.

Ключевые средства композиции – масштаб и масштабность. Форма расчлененная кажется крупнее нерасчлененной, особенно это относится к горизонтальным членениям. Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей темная. Вертикальные линии и формы кажутся больше, чем равные им горизонтальные. Масштаб связан не с реальной величиной объекта, пространства или их элементов, а воспринимаемыми зрительно в соответствии с оптическими эффектами, определяемыми с членениями формы, ее цвето – фактурными характеристиками.

Представления о масштабе претерпевает изменения во времени – в историческом времени культуры, в течение жизни каждого человека. Наиболее остро они выявлены в деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры: ступенях, балюстрадах, парапетах, выступающих «указателями масштабами». Масштабная согласованность произведения с окружающей средой достигается наложением разных масштабов – прием, типичный для архитектуры прошлого. Один из многих примеров – палаццо Питти во Флоренции с его крупными, но тонко моделированными арочными проемами. Построение целостной и масштабной композиции связано с возникающими при сопоставлении форм по вертикали отношениями верха и низа. Масса обладает тяжестью, весомостью, которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. Яркий пример активного выражения массы дает палаццо Дожей в Венеции. Массивная верхняя часть поддерживается пространственно решенной нижней частью. Вся композиция подчинена выражению сопоставления по вертикали массивного и пространственного. Обратное впечатление, т. е. отсутствие выраженных весовых соотношений и впечатление легкости обнаруживается при сопоставлении пространства и массы капеллы Пацци ф. Брунеллески.

Средством приведения к единству отношений параметров пространственной формы являются пропорции как метод построения единства пространственных величин. Пропорциональная соразмерность считалась в античности одним из обязательных условий красоты. Универсальным для любого художественного формообразованием средством выразительности является ритм. Ритм основан на повторяемости в пространстве элементов и соотношений через соизмеримые интервалы. Простейшая закономерность ритма – равенство форм и интервалов. Такой порядок называется метром. Примером его может служить расположение колонн в классическом портике. Сопоставление различных метрических рядов в композиции может служить выражением монументальности, спокойствия, масштабности. Ритм как закон связи элементов дает возможность строить единство композиции. Большое число ритмически изменяющихся элементов и форм при их большом протяжении и длительном восприятии может, аналогично ритмическому ряду, породить монотонность и однообразие. Напряжённость ритма в композиции образуется включением в ритмический порядок контрастов, акцентов, группировки элементов и тому подобных приёмов, усложняющих ритмическую закономерность. Традиционная категория композиции – тектоника. Связанный с нею непрерывно расширяющийся ряд тектонических представлений составляет семантическую основу. Тектоничность форм часто отождествлялась с буквальным совпадением формы и конструкции. Однако это частный случай тектоники, нашедшей своё подтверждение в произведениях П.Л. Нерви, Ф. Канделлы. В основном тектонические формы изображают, а не отображают работу конструкции, в чём проявляется художественная природа зодчества, тектоническое выражение изменения соотношения между основными элементами композиции (например, высоты колонны и величины интерколумния в ордере), меняет характер композиции, придавая разные образные ценностные свойства: мощь, силу, изящество и т.д. Таким образом, суть выражается через тектонику и с помощью конструкции. Особый тектонический смысл в композиции приобретает ритм. Различие горизонтального и вертикального ритма в композиции обусловлено его тектонической природой. Тектонический или атектонический смысл имеют пропорции, цвет, фактура. Тектоника предстаёт как универсальная и одновременно уникальная закономерность.

Т. к. пространство – основная категория формы, предмет и цель творчества, виды композиции различаются по признаку пространственного расположения элементов, связанного с тремя типами их восприятия другие измерения, хотя и могут быть отнесены к линейным, тем не менее, решаются методами объемной композиции (отдельно стоящие объекты, объёмы разных типов). Формы, в которых высота, напротив, контрастно мала по отношению к другим параметрам, хотя и носят плоскостной характер, также решаются методами объемной композиции. Выявление объемности формы зависит от характера членения ее поверхности и массы. При формах, образованных как криволинейными поверхностями, так и плоскими, сопрягающимися под углом, ясность объемности зависит от показа горизонтальных членений форм. В классических примерах объемной композиции горизонтальные членения вместе с активным выносом карниза, завершающего объект, выявляют сопрягающие поверхности то есть целостный объем. Выявление объемности композиции достигается не только членением массы, но и сопоставлением контрастных объемных элементов, сопряжением прямоугольных и криволинейных форм, окружающих основной объем или сопрягающихся с ним. Решение объемной композиции не ограничивается выявлением ее объемности, но обусловлено также членениями её поверхности и массы на основе пропорций, отношений и ритма, благодаря которым достигается выразительность единства, масштабности, напряженности и динамики объемной композиции. Членение объема следует как по поверхности, так и в целом по массе, возможно сочетание тех и других членений. В случае равнозначности членений всех сторон объема формируется центрально – симметричная композиция (вилла Ротонда, Угловая башня Московского Кремля). Членения могут выражать отличие между сторонами объема, соподчиняя их между собой. Яркий пример – клуб им. Русакова в Москве К. Мельникова, с его верно расположенными тремя залами, проявляющимися в трех крупных динамических объемных консолях на основной объемной форме. Один из основных вопросов единства и цельности объемной композиции, аналогичной фронтальной, – вопрос о композиционном центре. Композиционным центром может быть одна из поверхностей (сторон) простой объемной формы или объемная часть композиции, как напр., портик Пантеона, или одна из объемных форм в множестве соподчиненных форм, например, центральный шахтер в храме Василия Блаженного. Во всех случаях композиционных центр ориентируется на главные точки зрения, главные подходы (магистрали, улицы, площади). Положение и характер композиционного центра определяют характер композиции в целом. Так, при равнозначности всех подчиненных форм, окружающих центр, образуется композиция с вертикальной осью симметрии (вила «Ротонда»). При равнозначности элементов по две стороны от композиционного центра образуется композиция с вертикальной плоскостью симметрии (Пантеон). Если положение доминанты объемной композиции таково, что ее окружают неравнозначные объемы и элементы, то композиция определяется равновесием всех элементов и свойств формы (Эрехтейон). В объемной композиции могут сочетаться принципы симметрии и асимметрии (храм Василия Блаженного). В сложных объемных композициях возможно наличие двух и более композиционных центров, соподчиненных друг с другом и ориентирующих композицию на несколько главных подходов с разных сторон.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется взаимоотношением поверхностей, объемов, пространств между ними, расположенных по трем координатам и рассчитанных на восприятие при движении в глубину. Характерный и доминирующий признак такой композиции – не одна какая-либо объемная форма или группа их, но и пространство, образуемое их закономерным расположением. Так, пространство площади Св. Петра ограничено с двух сторон колоннадой Л. Бернини и замыкается в глубине фасадом собора. Глубинное пространство Афинского Акрополя строится отдельно стоящими объемами. Начало композиции – подходы к холму, на котором расположен Акрополь. Следующий этап – Пропилеи, решенные как относительно замкнутое пространство, через которое раскрывается основное открытое пространство Акрополя, организованное 2-мя объемами – Парфеноном и Эрехтейоном и статуей Афины Паллады, стоявшей в центре площади. Весь комплекс Акрополя задуман и решен как ассиметричная пространственная композиция, воспринимаемая в движении. Акрополь задуман и решен так, что при движении в пространстве ансамбля в каждой из 3-х главных точек зрения доминировал только один объем: статуя Афины, Парфенон или Эрехтейон. Все эти зрительные картины композиции Акрополя были рассчитаны на движение по определенному маршруту и на определенные точки восприятия. Единство пространственной композиции двигалось подчинением каждого пространственного фрагмента главному мотиву. Асимметричность плана уравновешивалась взаимодействием объемов и пространств между ними.

При построении глубинного пространства недостаточно определить его границы, но необходимо установить ряд промежуточных форм, создающих отсчет длительности пространства. Число элементов, членящих пространство, зависит от действительных размеров пространства по глубине. Характерными приемами построения глубинного пространства служат:

1) метод сечения: форма, направленная своим большим измерением в глубину пространства, является его секущей и вызывает зрительное движение вдоль своего направления;

2) метод наложения или заслонения (оверлэппинг): при членении глубинного пространства линейными, плоскостными или объемными формами, расположенными фронтально по отношению к главным точкам объекта, формы переднего плана могут частично заслонять формы, расположенные на последующих планах. Такое наложение или заслонение форм выявляет их взаимное расположение. Этот прием построения пространства был известен еще в стенописях Древнего Египта;

3) перспектива (линейная, воздушная, цветовая) – самый распространенный прием построения глубинного пространства в живописи, – используется и в пространственной композиции (перспективные порталы). Однако этот прием применяется и в построении открытого пространства улиц, площадей ансамблей. Расположение в плане как бы идущих в одну точку плоскостей создает впечатление более глубокого пространства. И, вокруг формы;

4) при движении в глубину. Всякому произведению присущи все три вида восприятия, при доминировании того или иного.

В соответствии с принятым признаком, следует различать 3 вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Характерным признаком фронтальной композиции является построение элементов пространственной формы и их композиционной связи по двум фронтальным координатам, в то время как третья, глубинная, имеет подчиненное значение. Фронтальность композиции определяется ориентацией на главные точки зрения с одной стороны. Простейший вид фронтальной композиции – плоская прямоугольная поверхность, фронтально расположенная к главной точке зрения. Элементы такой композиции в своем взаимном расположении не получает развития в глубину, будучи только рельефом, членящим поверхность. Типично для фронтальной композиции нюансное отношение между основными величинами (протяженностью и высотой). Резкое доминирование высоты превращает композицию в объемную, хотя она и имеет выраженный фронтальный характер. Яркий пример такого типа композиции – башня Св. Марка в Венеции. Поверхности с преобладанием горизонтального измерения над вертикальным сохраняют характер фронтальности даже при значительном контрасте между главными величинами. Типичен для фронтальной композиции прямоугольный силуэт. Трапециевидный силуэт воспринимается как наклон фронтальной поверхности на или от зрителя; наклонный или криволинейный силуэт деформирует фронтальную поверхность, зрительно уводя ее в глубину. Характерные для фронтальной композиции членения – вертикальные и горизонтальные. Условием сохранения фронтальности служит равновесие цвета, фактуры, светотени и рельефа элементов поверхности. Усиление цветовой интенсивности, рельефа или фактуры, какого-либо элемента, создает напряженность, разрушающую фронтальную композицию.

Членения формы могут выявлять главные элементы по отношению к подчиненным, связывать все элементы в некое единство, формировать такие качества композиции, как напряженность, масштабность, динамичность или статичность и т. д. горизонтальные членения ограничивают поверхности, выделяют доминирующие части, определяют различие верха и низа, их весовое взаимодействие и соподчинение. Вертикальные членения также композиционно ограничивают фронтальную поверхность, выделяют доминирующую часть. Членение фронтальной поверхности возможно введением в нее замкнутой формы, сложного комплекса форм, что способствует выделению композиционного центра. Величина, вид и положение введенной замкнутой формы по отношению к основной и ее границам определяют характер композиции, придают ей качества статичности или динамичности, направленности, масштабности и др. совмещение разных видов членений позволяет решать сложные задачи композиции. Большое число членений фронтальной композиции может быть приведено к меньшему числу основных, ясно читаемых членений путем установления, их соподчиненности и группировке соотношения элементов поверхности, подчиненные элементы могут иметь свои соподчинительные членения. Таким образом, создается система двух, трех и более степеней соподчиненности фронтальной композиции.

Методом соподчинения большого числа членений композиции выявляется ее главная часть, вторичные акценты, начало и завершение. В зависимости от доминирования вертикальных или горизонтальных членений в нижних или верхних частях фронтальной поверхности возникает ощущение движения вверх, завершенности или устойчивости композиции. Членения могут иметь линейный или рельефный характер, различаться по плотности, цвету, фактуре.