Значение слова ремарка в толковом словаре. Что такое ремарки в литературе и каково их назначение

Ремарка

Ремарка может означать:

  • Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, имеющем прямое или косвенное отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету . Может принимать различные формы:
    • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
    • автобиографические воспоминания автора;
    • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
    • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
    • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
    • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
    • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
    • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
    • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.
  • Ремарка (театр.) - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.
  • Ремарка (кинематограф) - словесное воплощение непрерывного действия сценария.
  • Ремарк, Эрих Мария - немецкий писатель.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ремарка" в других словарях:

    ремарка - и, ж. remarque f. 1. Заметка, примечание. БАС 1. И ежели что не так покажетца, чтоб ремарки поставили и на каждый ремарк экспликацию вины дела. 23. 2. 1720. Указ Петра I. // Карташев 2 348. Притом посылаю вашему благородию копию о ремарках над… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от фр. remarquer замечать, отмечать). Отметка, примечание, заметка, выноска в книге. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕМАРКА пометка, замечание. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (французское remarque «замечание», «примечание») драматургический термин. Главное содержание Р. указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей. Как общее правило, Р. выполняет чисто… … Литературная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Ремарка - в драматическом произведении текст с указаниями автора для режиссера, постановщика, актеров об обстановке на сцене, поведении действующих лиц, их возрасте, одежде, характере и т. п. См. Внешняя ремарка, Внутренняя ремарка … Издательский словарь-справочник

    - (франц. remarque) 1) замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие либо детали.2) В гравюре набросок в стороне от основного изображения.3) В драматургии, театре пояснение, указание драматурга для читателя,… … Большой Энциклопедический словарь

    РЕМАРКА, ремарки, жен. (франц. remarque). 1. Отметка, письменное замечание (книжн.). || Пояснение автора к тексту пьесы (обычно в скобках), дающее указания об обстановке, игре артистов, входах, выхода и т.п. (лит. театр.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    РЕМАРКА, и, жен. 1. Отметка, примечание (устар.). Ремарки на полях книги. 2. В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. | прил. ремарочный, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

    - (от франц. remarque заметка), небольшое по размеру изображение на полях оттиска, часто не связанное с сюжетом гравюры. Происхождение ремарки связано со своего рода пробой пера испытанием инструмента при начале работы над гравюрной доской … Художественная энциклопедия

    Примечание на полях книги, пометка в торговой книге, на счете и пр. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Книги

  • Лекция «Возвращение Ремарка. Лекция 1» , Дмитрий Быков. "Ремарк очень популярен сейчас, и был самым популярным прозаиком своего поколения. Поколения, все правила и принципы которого треснули, когда молодым людям было от 18-ти до 20-ти лет.… аудиокнига
Ремарка (от франц. remarque - замечание, примечание) - в литературе - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету. Может принимать различные формы:
  • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
  • автобиографические воспоминания автора;
  • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
  • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
  • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
  • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
  • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
  • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
  • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.

Напишите отзыв о статье "Ремарка (в литературе)"

Отрывок, характеризующий Ремарка (в литературе)

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.

Ремарка (от французского remargue – «замечание», «примечание») является приемом, который широко применяется как в литературе, так и в театре, кинематографе. Этот внесюжетный элемент включает в себя описания, авторские сноски и дополнения к основной линии художественного произведения, пьесы или сценария. Начнем знакомство с этим термином с ответа на вопрос: «Что такое ремарки в литературе?»

Литературная ремарка

Если в драматургии и кинематографе ремарке отводится в основном описательная роль, то в художественной литературе этот прием раскрывает свой стилистический потенциал в полной мере. Литературная ремарка многофункциональна и разнообразна по своей форме. В произведениях она может быть представлена в виде:

  • описания времени и места действия сюжета;
  • лирического отступления (- эмоционально окрашенные автобиографические воспоминания автора, а также его личное отношение к действию произведения);
  • нравоучительных или ироничных размышлений и дополнений автора;
  • аллюзии (- напоминание читателям о ранее произошедших сюжетных событиях);
  • рассказа автора о последующем развитии сюжетной линии;
  • переводов диалогов героев, выполненных самим автором (например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»);
  • эпилога.

Порой ремарка в литературных произведениях может занимать главенствующую роль, помогая автору выстраивать композицию своего произведения. Как правило, его динамичная сторона представлена развивающимся сюжетом, а отступления и ремарки автора являются его статичной составляющей.

Ремарка в драматургии

Разобравшись с тем, что такое ремарки в литературе, рассмотрим подробнее роль этого приема в драматургии. Со времен античности ремарка претерпела определенные изменения, но долгое время она выполняла лишь незначительную функцию, поясняя смысл произведения. Настоящий «переворот» совершил в конце XVIII века Дени Дидро, французский философ и видный драматург. Он, движимый идеей полностью подчинить актеров своему режиссерскому замыслу, возвел ремарку в ранг подробнейшей инструкции с описанием происходящего на сцене действия вплоть до малейших деталей, жестов и поз актеров. С подачи Дидро ремарка стала отдельной художественно-повествовательной частью драматического произведения, превратилась в подробную авторскую разработку будущего спектакля.

Сегодня этому приему принадлежит особое место в драматургии. В театре ремарка по-прежнему выполняет функцию пояснения, детальной инструкции. С ее помощью объясняются поступки, раскрываются характеры и эмоциональное состояние действующих лиц, уточняется время и место действия пьесы. Как правило, ремарка располагается в перед основным текстом произведения и представляет собой указание места, времени суток, деталей обстановки, далее авторские примечания указываются в скобках. Ремарки автора могут касаться следующих моментов:

  • тона говорящего;
  • действий, движений и мимики героев;
  • эмоционального состояния действующих лиц.

Зачастую ремарка в пьесе является чисто служебной частью, вносящей ясность в общий сюжет, во многом это объясняется и определенной художественной ограниченностью пьесы как жанра, так как она состоит из реплик действующих лиц и ремарок. Но в некоторых случаях авторские примечания настолько важны и обширны, что становятся главной частью произведения. Существует даже особый род литературы, так называемые драмы для чтения (lesedrama), яркими примерами являются такие произведения, как «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина и «Фауст» И. В. фон Гете, а также обширные авторские сноски можно встретить в драматических произведениях Н. В. Гоголя.

» » Что такое ремарки в литературе и каково их назначение

Кратко:

Ремарка (от фр. remarque - примечание, заметка) - пояснения, даваемые автором в драматическом произведении с указанием возраста, внешних черт, поведения, жестов, интонации действующих лиц, а также сценической обстановки и проч. Они адресованы читателям, режиссерам и исполнителям.

Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помещенное между репликами персонажей.

Цель ремарки:
1) обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело. Во-вторых, проводится жесткая граница между разными моделями поведения: стандартной «светской» и, по Ю. Лотману, «декабристской». Времяпрепровождение за танцами, картами и др. представители передовой молодежи считали праздной тратой времени (см.: Лотман Ю. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)).

2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.

3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.

4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.

Античная драма почти не знала ремарок - за редким исключением. Автор пьесы таким образом как бы дистанцировался от происходящего, самоустранялся, придавая действию «объективный» характер. По мере движения литературного процесса и развития авторского субъективизма ремарки в литературе не только стали более подробными, но и начали определяться жанром и стилем драматургического произведения.

Распространенная, описательно-предметная ремарка - черта реалистической драматургии XIX - начала XX в. Особенной детализацией отличаются они в натуралистической драме. Например, в пьесе Гауптмана «Возчик Геншель» описываются одновременно и физические действия, и психологические состояния: "Геншель, без видимого волнения, хватает Гауфе за грудь, встает и оттесняет тщетно сопротивляющегося старика к стеклянной двери; резко обернувшись, нажимает левой рукой ручку двери и выталкивает Гауфе наружу; при этом происходит следующий разговор <...>" (действие IV). Символический характер приобретают ремарки в пьесах Чехова, Ибсена. Сравним две ремарки из "Вишневого сада": «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действ. II); "Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" (действ. IV). Почти дословное повторение одного и того же описания создает образный, эмоциональный лейтмотив пьесы.

В пьесах Леонида Андреева ремарки имеют философско-символическую окраску (самое начало пьесы «Жизнь Человека», в котором дается ключ к пониманию всего произведения - и для постановщика или актера, и для читателя).

В целом можно сказать, что ремарка в литературе развивается вместе с развитием понимания авторского субъективизма, роли автора и авторского начала в создании произведения искусства.