Идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»)

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

  1. Новое!

    Понятие «мысль народ­ная» определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека....

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.
В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.
Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Ростовы.
Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.
Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.
И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.
Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.
Совсем не похожа на эти две семьи низкая, “подлая” порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: “спокойному дураку” Ипполиту и “беспокойному дураку” Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.
Анатоль, символ свободы для Наташи, свободы от ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...
В этой “породе”, в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.
Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.
Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.
Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; “лед и пламень”, князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни - ведь даже любя, они не могли до конца понять друг Друга.
Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.
Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он - будущее...

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (2 вариант)

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими. Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.

В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич показывает на примере Ростовых и Болконских.

В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич- московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый. Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши. Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь его детей для него превыше всего.

Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтобы он попал в штаб, а не в действующий полк.

Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Поэтому Наташе все-таки удалось уговорить родителей увезти из осаженной Москвы не приданное и предметы роскоши: картины, ковры, посуду- а раненых солдат. Тем самым семья Ростовых осталась верна своим идеалам, тому ради чего стоит жить. Пусть то и окончательно разорило семью, но все же не позволило им преступить законы совести.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – также как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она – любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В образе Ростовых Толстой воплотил свой идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Но не все молодое поколение этой семьи пошло по стопам родителей. В результате женитьбы Веры на Берге образовалась семья, не похожая ни на Ростовых, ни на Болконских, ни на Курагиных. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявления нормальных чувств- эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из нее максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приятные в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. В результате влияния мужа, Вера, еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры, привитые ей, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу – материальные приобретения, которые, скорее, опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими. Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается не легким для Андрея.

Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней.

Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Болконским не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Прямой противоположностью предыдущих семей Толстой изображает семью Курагиных. Глава семьи – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умен, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный и грубый. Князь Василий живет в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе.

Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день его смерти старого графа Безухова. Князь Василий готов на все, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как все меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдем теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются ее статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она – одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устройстве балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеется ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях. Князь Василий признается, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год». Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьей. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуемная жажда денег.

Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейный связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.

Тема семьи в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого (3 вариант)

Какой должна быть семья в понимании Толстого, мы узнаем лишь в самом конце романа. Начинается же роман с описания неудачного брака. Речь идет о князе Болконском и маленькой княгине. Мы встречаем их обоих в салоне Анны Павловны Шерер. На князя Андрея невозможно не обратить внимание - настолько он непохож на остальных: “Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Всем остальным интересно в этой гостиной, потому что здесь, в этих разговорах, сплетнях вся их жизнь. И для жены князя Андрея, прелестной маленькой женщины, здесь - вся жизнь. А для князя Андрея? “Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.” А когда она обратилась к нему кокетливым тоном, он даже “зажмурился и отвернулся”. Когда они вернулись домой, отношения их не стали теплее. Князь Андрей не становится ласковее, но мы уже понимаем, что дело тут не в его скверном характере. Слишком мягок и обаятелен он был в общении с Пьером, которого искренне любил. С женой же он обращается “с холодной учтивостью”. Он советует ей пораньше лечь спать, якобы беспокоясь о ее здоровье, но на самом деле желая лишь одного: чтобы она поскорее ушла и дала ему спокойно поговорить с Пьером. Перед тем как она удалилась, он встал и “учтиво, как у посторонней, поцеловал руку”. Почему же он так холоден со своей женой, ждущей от него ребенка? Он старается быть учтивым, но мы чувствуем, что он груб с ней. Жена говорит ему, что он переменился к ней, значит, раньше он был другим. В гостиной Шерер, когда все любовались “на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”, было трудно понять, что в ней раздражает князя Андрея. Но все становится ясно, когда она дома продолжает разговаривать с мужем “тем же кокетливым тоном, каким она обращалась и к посторонним”. Князю Андрею опостылели этот кокетливый тон, эта легкая болтовня, нежелание задумываться над своими словами. Хочется даже вступиться за княгиню - ведь она не виновата, она всегда была такой, что же он раньше этого не замечал? Нет, отвечает Толстой, виновата. Виновата, потому что не чувствует. Только чуткий и понимающий человек может приблизиться к счастью, потому что счастье - это награда за неустанную работу души. Маленькая княгиня не делает усилий над собой, не заставляет себя понять, почему муж изменился к ней. А ведь все так очевидно. Ей нужно было стать всего лишь повнимательнее - присмотреться, прислушаться и понять: с князем Андреем так себя вести нельзя. Но ее сердце ей ничего не подсказало, и она продолжала страдать от учтивой холодности мужа. Однако Толстой не встает и на сторону Болконского: в отношениях с женой тот выглядит не слишком привлекательно. Толстой не дает однозначного ответа на вопрос, почему так сложилась жизнь молодой семьи Болконских, - оба виноваты, и никто не может ничего изменить. Князь Андрей говорит сестре: “Но если ты хочешь знать правду... хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...” Можно только догадываться - отчего. Оттого, что разные, оттого, что не поняли: семейное счастье - это труд, постоянный труд двух человек.

Толстой помогает своему герою, освобождая его от этого тягостного брака. Позднее он так же “спасет” Пьера, тоже хлебнувшего невзгод в семейной жизни с Элен. Но ничего в жизни не бывает напрасно. Наверное, Пьеру нужно было получить этот страшный опыт жизни с подлой и развратной женщиной, чтобы испытать полное счастье во втором браке. Никто не знает, была бы счастлива Наташа, выйди она замуж за князя Андрея, или нет. Но Толстой чувствовал - с Пьером ей будет лучше. Спрашивается, почему он не соединил их раньше? Зачем заставил пройти через столько страданий, соблазнов и лишений? Ведь очевидно, что они созданы друг для друга. Однако Толстому было важно проследить формирование их личностей. И Наташа, и Пьер выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к семейному счастью. Пьер пронес любовь к Наташе через долгие годы, и за эти годы в нем накопилось столько духовного богатства, что и любовь его стала еще серьезнее и глубже. Он прошел плен, ужас смерти, страшные лишения, но душа его только окрепла и стала еще богаче. Наташа, пережившая личную трагедию - разрыв с князем Андреем, потом его смерть, а затем смерть своего младшего брата Пети и болезнь матери, - тоже выросла духовно и смогла другими глазами посмотреть на Пьера, оценить его любовь.

Когда читаешь о том, как изменилась Наташа после замужества, сначала становится обидно. “Пополнела и пошире-ла”, радуется детской пеленке “с желтым вместо зеленого пятна”, ревнивая, скупая, пение забросила - да что же это такое? Однако надо разобраться - почему: “Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом”. Ну как тут не вспомнить бедную маленькую княгиню Болконскую, которой было не дано понять то, что открылось Наташе. Та считала естественным обращаться к мужу кокетливым тоном, как к постороннему, а Наташе казалось глупым “взбивать локоны, надевать роброны и петь романсы, для того чтобы привлечь к себе своего мужа”. Наташе было гораздо важнее чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, и угадывать его желания. Оставаясь с ним наедине, она разговаривала с ним так, “как только разговаривают жена с мужем, то есть с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом”. Что же это за способ? Если проследить за их разговором, он даже может показаться забавным: иногда их реплики выглядят совершенно бессвязными. Но ведь это - со стороны. А им не нужны длинные, законченные фразы, они и так понимают друг друга, потому что вместо них говорят их души.

Чем отличается семья Марьи и Николая Ростовых от семьи Безуховых? Пожалуй тем, что она основана на постоянной духовной работе одной лишь графини Марьи. Ее “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая, но сам он на это не способен. Однако его восхищение и преклонение перед женой тоже делают их семью крепкой. Николай гордится женой, понимает, что она умнее его и значительнее, но не завидует, а радуется, считая жену частью себя самого. Графиня Марья же просто нежно и покорно любит своего мужа: слишком долго она ждала своего счастья и уже не верила, что оно когда-нибудь придет.

Толстой показывает жизнь этих двух семей, и мы вполне можем сделать вывод о том, на чьей стороне его симпатии. Конечно, идеальной в его представлении является семья Наташи и Пьера.

Та семья, где муж и жена - одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится их жизнь, но мы понимаем: куда бы судьба ни забросила Пьера, Наташа всегда и везде будет следовать за ним, какими бы тяготами и лишениями это ей ни грозило.

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого "Война и мир" - мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных действиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно выделить определенные черты, характерные для той или иной семьи. В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множеством семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Ростовых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят любовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широта натуры.

Наташа Ростова - яркий представитель ростовской "породы ". Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает людей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Николая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы). Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья, она-увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини является потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили). Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом секрет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного поведения с Анатолем Курагиным. Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы. Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно поэтому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полезным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет казаться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов.

Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд домой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе самому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезакладывает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и "самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами..." Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Николенька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Николай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы определить, что Долохов - злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя "негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения..." Николай - честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мотоват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости - подготовка обеда в честь Багратиона. "Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь..."-сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: "Гребешков, гребешков в тортю положи... стерлядей больших... Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную... чтобы мне двести горшков тут к пятнице были... Надо ведь еще песенников".

Черты "ростовской породы" проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему состоянию. Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера любви, взаимопонимания и доброты. Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же заме чаем некую холодность между мужем и женой. Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устремлений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легкомысленной м-ль Бу

Рьенн. Лиза умирает во время родов; выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя. Князь Андрей Болконский - образованный, сдержанный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то "гордость мысли". Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выносит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требователен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдержан, так же как его сын. Главное для Болконских - это честь семьи.

Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко исполняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая же, как брат и отец, но, в отличие от них, кроткая и богобоязненная. Болконские умны, образованны, любят друг друга, но отношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, которое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разумом. Также в романе "Война и мир" большое место уделено семейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образцовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, самоуверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Наташу Ростову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравственного вырождения всего рода Курагиных. Элен-светская красавица, она глупа, но ее красота многое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем кажется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины. Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательство. Они не испытывают искренних чувств не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Василий называет своих сыновей "дураками": Ипполита - "спокойным ", а Анатоля - "беспокойным", которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и забот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый занят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с которыми можно извлечь выгоду.

В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи - семья Ростовых и семья Болконских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Николай и Марья - идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремленность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай. В финале "Войны и мира" Наташа и Пьер после "крещения " страданием и соприкосновением со смертью воскрешаются к жизни. Это происходит естественно - как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном муравейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраивается после разрушения Москва. Восстанавливается жизненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место. 5 декабря 1820 года - последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых - новые, "свежие" дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любимица отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать-Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органической жизненности (Наташа - сильная и страстная мать) дополнен в финале другими образами: это княжна Марья, у которой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности-пят надцатилетний Николенька Болконский. В его облике проявились черты отца.

Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соединены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея - наследник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, заново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА - гармония и борьба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Финал "Войны и мира" - открытый, распахнутый в движущуюся, вечно живую жизнь. Таким образом, "семейные гнезда" Ростовых и Болконских продолжили жизнь вместе, в гармонии и счастье, а "гнездо" Курагиных прекратило свое существование...

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе." По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семь и? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода» .Мать –синоним мира у Толстого,ее духовный камертон. Главное, без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи . Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем . Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность . Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога- дорога чести",- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата . Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны:

-постоянная работа души;

-естественность;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

- близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции..» - так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество - центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе . Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества . Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений . Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность .

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего - человека.Э моциональный мотив таких стихотворений - тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества . Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством . Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он - необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.