Требования к ученику по фгос. Какой должен быть ученик в. «Современная система оценивания отжила свой срок»

В новом учебном 2015-2016 году в школах в среднем звене вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В 5 класс придут дети, которые в начальной школе уже учились по новым стандартам. Готовы ли педагоги к работе по введению ФГОС? Как будет строиться современный урок?

На эти и многие другие вопросы ответил победитель городского конкурса «Учитель года» – преподаватель французского языка МБОУ «Гимназия № 16 «Французская», заместитель директора по учебно-воспитательной работе Максим Сергеевич Лавренчук.

Обучение - это не миссия; это профессия, и, как и любая другая, требуется определенный набор знаний, компетенций, навыков и поведения. В конце концов, кому или чему должен учиться учитель? Прежде всего, в случае учителя, который не является самозанятым и работает в учебном заведении, следует ожидать приверженности этому учреждению. Разумными требованиями являются соблюдение его правил и положений и принятие его философских и педагогических принципов. Конечно, в прогрессивном учебном заведении такие правила, правила и принципы должны постоянно обсуждаться с преподавательским составом, которым необходимо чувствовать себя комфортно, чтобы подвергать сомнению их и предлагать улучшения.

Знания нужно будет добывать

– Что такое современный урок по ФГОС, в чем его новизна и отличие от традиционного?

– Если ответить кратко, то это урок, на который дети бегут с радостью, зная, что там их ожидает открытие. Если говорить, используя научные термины, то это урок, построенный на основе новых принципов. Прежде всего, на основе новых отношений учителя и ученика, их сотрудничества, когда субъект-субъектные отношения выходят на первый план. Это и системно-деятельностный подход в обучении.

Однако после переговоров и определения необходимо соблюдать правила, положения и принципы. Другие заинтересованные стороны, помимо учреждения, также должны быть рассмотрены. Для тех, кто обучает детей и подростков, необходимо также, чтобы преданный профессионал информировал родителей о том, что происходит в классе. Партнерские отношения родительской школы должны быть сильными, чтобы гарантировать целостное и эффективное образование наших молодых людей. Необычное поведение в английском классе может быть результатом большой проблемы, затрагивающей другие классы в школе.

– Что это значит, в чем суть системно-деятельностного подхода?

– Исходя из названия, в системно-деятельностном подходе можно выделить два понятия: это практическая деятельность и система, которая организует эту деятельность, т.е. направляет ее на достижение определенного результата. Мы знаем, что в одном из положений ФГОС есть требование к результатам. Поэтому системно-деятельностный подход как раз обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Если раньше учитель был просто информатором, то сейчас в соревновании «учитель-компьютер» выигрывает явно не учитель, поэтому ФГОС позволяет учителя сделать модератором. Таково веяние времени.

Скоординированные действия для решения таких проблем более эффективны. Таким образом, тесный контакт с родителями еще более необходим в случаях, требующих особого внимания. Эффективный педагог также должен быть привержен профессии, например, будучи членом ассоциаций преподавателей и создавая профессиональную сеть обучения. Преданность профессии также подразумевает участие в формальном или неформальном непрерывном профессиональном развитии, о чем говорилось в более ранней публикации этого года, и эта тема также была тщательно изучена моими коллегами по блогам в начале Нового года.

– Получается, что учитель не будет объяснять новый материал на уроке?

– Учитель всегда будет объяснять новый материал, только теперь на первый план выходит вопрос «как объяснять?», а для ученика главный вопрос – «зачем ему этот материал?». Учитель должен ориентироваться и на то и на другое. Что касается иностранных языков, то здесь обучение также должно идти от учителя. Если посмотреть ФГОС о начальном образовании, то в освоении языка требуются начальные навыки общения с носителем языка. Такая цель обучения иностранному языку должна быть у каждой школы. Конечно, «вживую» иностранца редко встретишь в учебном заведении, но сейчас есть много возможностей пообщаться с носителем языка в сети интернет.

Короче говоря, нам нужно постоянно знать об англичанах вокруг нас и о том, как они меняются со временем, чтобы быть эффективными преподавателями английского языка. Учитель, который действительно привержен студентам, - это тот, который ставит ученические знания и интересы выше всего остального.

Заманчиво выбирать учебники и другие материалы, которые интеллектуально стимулируют нас, но мы должны оценить, подходят ли они для группы учащихся, к которой они предназначены. Они действительно верят, что каждый может учиться и обеспечивать условия для этого, включая индивидуальное внимание. Они стараются не допускать, чтобы их личные проблемы или потребности влияли на их занятия. Даже когда им приходится пропустить работу, они находят способы свести к минимуму последствия их отсутствия для студентов: путем предоставления подробного плана уроков для заместителя учителя; по возможности, выбирая день, в котором их отсутствие поставит под угрозу наименее изученное учащимися; если выбрать дату невозможно, переупорядочивая контент, чтобы самые сложные аспекты были рассмотрены в тот день, когда они будут присутствовать.

  • Они выбирают материалы, которые отвечают потребностям учащихся, а не их.
  • Они делают все возможное, чтобы узнать имена всех учеников как можно раньше.
Одна из лучших вещей в преподавании заключается в том, что нет точного плана успеха.

Иностранные преподаватели присутствуют и на международных экзаменах. А все международные экзамены – это тот идеал, к которому нам нужно стремиться, поскольку при сдаче ЕГЭ мы переходим на европейский манер. Сейчас идет тренировка нововведения: при сдаче устной части иностранного языка в 11 классе ребенок разговаривает без преподавателя с компьютером. Это один их тех шагов, направленных на усовершенствование оценочной системы ЕГЭ, которая нас отводит к европейскому уровню.

В общем, нет двух учителей. Каждый из них имеет свой собственный стиль обучения и процедуры управления классами. Но пока нет учебного плана, есть определенный код, которым должны жить учителя, если они. Следующий список - это общий набор правил, которым должен жить каждый учитель.

Эти правила охватывают все аспекты преподавания, как внутри, так и за пределами класса. Правило № 1 - Всегда делайте то, что считаете лучшим для своих учеников. Они всегда должны быть приоритетом номер один. Подумайте, как это приносит пользу моим ученикам? Если этот вопрос трудно ответить, вы можете пересмотреть.

«Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке»

– В 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились в начальной школе по новым стандартам. Готовы ли современные учителя к ведению уроков по ФГОС?

– За подготовку кадрового состава к умению и владению ФГОС в среднем звене отвечает образовательная организация. Новосибирский институт повышения квалификации педагогов организовывал курсы, и каждая школа отправляла своих преподавателей на переподготовку.

Правило № 2 - Сосредоточьтесь на создании. Создание прочных отношений со своими учениками, сверстниками, администраторами и родителями в конечном итоге облегчит вашу работу. Правило № 3 - Никогда не приносите свои личные проблемы или проблемы в класс. Ваши ученики никогда не должны знать, когда что-то дома беспокоит вас.

Правило № 4 - Будьте открыты и готовы учиться в любое время. Обучение - это путешествие, которое обеспечит многих. Вы должны стремиться к совершенствованию своего обучения каждый день, даже когда вы много лет учитесь в классе. Правило № 5 - Всегда быть честным и последовательным. Ваши ученики всегда следят за тем, чтобы вы делали это. Вы подорвете свою собственную власть, если они верят, что вы играете в фавориты.

Что касается нашей гимназии, то мы организовывали несколько серий семинаров для учителей района. Это была обсуждаемая и актуальная тема на заседаниях МО, педсоветов. Администрация Гимназии № 16 «Французская» проводила круглые столы в рамках школы совместно с учителями начальных классов. Это взаимодействие и преемственность важны при разработке и функционировании федеральных государственных стандартов.

Правило № 6 - Родители являются краеугольным камнем отличного образования, и поэтому учителя должны внести свой вклад, чтобы вовлечь даже самых неохотных родителей в процесс обучения. Предоставьте множество возможностей родителям и побудите их сделать это.

Учителя должны всегда осознавать свое положение и никогда не позволять себе быть уязвимыми. Они должны постоянно поддерживать самообладание, защищая себя и свою репутацию. Правило № 8 - Соблюдайте решения администраторов и понимайте, что у них много обязанностей. Учителя должны иметь отличные рабочие отношения со своим администратором, но уважать тот факт, что их время ценно.

В этом году создается основная образовательная программа среднего уровня. До апреля она обсуждалась педагогической общественностью. Положительный момент в том, что есть обратная связь педагогов с разработчиками. Учителя могли написать свои комментарии, пожелания, возражения. В результате было предложено три базисных плана, на основе которых школа разрабатывает свою образовательную программу, учитывая особенности образовательной организации и региона.

Правило № 9 - Потратьте время, чтобы познакомиться с вашими учениками. Узнайте, что они любят делать, и включите их интересы в свои уроки. Установите связь и связь с ними, и вы обнаружите, что привлечение их к занятиям становится проще. Правило № 10 - Установить правила, ожидания и процедуры, начиная с первого дня обучения. за их действия. Вам не обязательно быть диктатором, но вам нужно быть твердым, справедливым и последовательным. Имейте в виду, что вы не должны быть их другом. Ваши ученики должны знать, что вы всегда в безопасности.

Сотрудничество, а не подчинение

Вы можете узнать больше всего, когда захотите потратить время, чтобы услышать, что говорят другие. Будьте откровенны и готовы принять их советы. Учителя не совершенны, и это не помогает вашим ученикам притворяться, что вы есть. Вместо этого укажите пример, указав свои ошибки и показывая своим ученикам, что ошибки могут привести к возможностям обучения.

– Насколько станет сложнее работать учителю? Какие основные моменты следует учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Изменились ли критерии результативности урока?

Любое новшество есть определенная сложность. Согласен, учителю станет работать немного сложнее и по времени подготовки к уроку, и отслеживая деятельность на уроке. Основной момент – это изменение своего отношения к уроку и к ученику. Учитель должен не только отбирать материал, что интересно и нужно ему, но и найти, а также предложить способы, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его. Ученик должен прийти к пониманию, что эти знания ему нужны и пригодятся в дальнейшей жизнедеятельности и, кроме того, он сам их должен взять. Для ребенка должен быть значим каждый урок.

Правило № 13 - Совместно работайте с другими учителями. Всегда будьте готовы взять совет другого учителя. Аналогичным образом, поделитесь своими рекомендациями с другими учителями. Правило № 14 - Найдите время вне школы для декомпрессии. У каждого учителя должно быть какое-то увлечение или интерес, который может помочь им избежать ежедневной работы в школе.

Правило № 15 - Всегда будьте готовы к адаптации и изменению. Всегда есть что-то новое и лучшее, что можно попробовать. Попытайтесь принять изменения, а не сопротивляться им. Правило № 16 - Учителя должны быть гибкими. Некоторые из лучших моментов в обучении рождаются из спонтанности. Воспользуйтесь преимуществами обучаемых моментов. Будьте готовы изменить свои планы, когда появится другая возможность.

Мы видим, что на разных этапах появляются новые технологии, но это технологии, которые использовались и ранее. Учитель пытается найти что-то свое, может использовать элементы какой-то другой технологии или нескольких технологий, для того чтобы сделать урок эффективнее, достичь определенных результатов.

Что касается критериев и результативности урока, то они немного видоизменились. Теперь оценивается не только красноречие и артистизм учителя, но и активность учеников на уроке. Все, что гимназия смогла подготовить к реализации ФГОС в среднем звене, она предоставила учителям, а дальше – человеческий фактор. Сможет учитель преодолеть инерцию и перестроиться на новые рельсы – покажет время…

Правило № 18 - Быть самым крупным болельщиком ваших учеников. Никогда не говори им, что они ничего не могут сделать. Помогите им выполнить свои цели, установив их на правильный путь и подталкивая их в правильном направлении, когда они сбиваются с пути.

Правило № 19 - Защитите своих студентов любой ценой. Всегда помните о своем окружении и убедитесь, что ваши ученики всегда. Практикуйте процедуры безопасности в своем классе в любое время и не позволяйте учащимся заниматься безрассудным поведением. Правило № 20 - Возьмите реплику от бойскаутов и всегда будьте готовы! Подготовка может не обязательно гарантировать успех, но отсутствие подготовки почти наверняка обеспечит провал. Учителя должны установить необходимое время для создания значимых уроков, которые привлекают учеников.

– Участвовала ли Гимназия № 16 «Французская» в апробации ФГОС для 5-9 классов? Лично у Вас есть опыт проведения уроков по новым стандартам?

– Гимназия в этом проекте не участвовала, хотя мы с удовольствием принимали участие в семинарах. Это полезно, поскольку можно увидеть некоторые моменты, на которые стоит обратить пристальное внимание.

Если вам понравится ваша работа, ваши ученики заметят, и у них будет более приятный опыт. Правило № 22 - Никогда не намеренно смущать или подавать ученика перед своими сверстниками. Если вам нужно дисциплинировать или исправить учащегося, сделайте это в частном порядке в коридоре или после урока. Как учитель, ваши ученики должны доверять вам и уважать вас. Дайте вашим ученикам повод сделать это.

Знания нужно будет добывать

Правило № 23 - Идите лишнюю милю, когда сможете. Многие преподаватели добровольно отдают свое время за такие вещи, как репетиторство с учащимися или спонсирование группы или деятельности. Эти небольшие действия много значат для ваших учеников. Правило № 24 - Никогда не отставайте от оценки и записи. Это может быть подавляющее и почти невозможное стремление попытаться догнать. Вместо этого задайте цель для оценки и возврата каждой бумаги в течение двух-трех дней. Это не только упрощает вашу работу, но и предоставляет студентам более актуальную и своевременную обратную связь.

На конкурсе «Учитель года» от участников не ждут старых уроков по старому шаблону, наоборот, приветствуются авторские технологии, которые использует современный учитель на уроке. Так как я преподаю французский язык в 4-х классах, то мне необходимо вести все уроки по ФГОС, составлять технологические карты, просматривать программу. Сейчас мои ученики оканчивают начальную школу и вместе со мной переходят в 5 класс. На уроках я отрабатывал свои технологии, взаимодействовал с учителями театральной студии, некоторые дети даже участвовали в постановке пьес на французском языке. Все это предусматривает настоящий стандарт.

Правило № 25 - Всегда помните о местных правилах и процедурах и придерживайтесь их. Если вы не уверены в чем-то, лучше спросить и быть уверенным, чем совершить дорогостоящую ошибку. Как учитель, вы несете ответственность за то, чтобы ваши ученики следовали за ними.

Мы сосредоточимся на трех ключевых опорах: управление классами, размещение и модификации, а также сотрудничество. Каждая из этих поддержек имеет важное значение. Стратегии управления классами повышают ясность ожиданий для учащихся с аутизмом и делают их более успешными в этих условиях. Проживание и изменения позволяют учащимся с аутизмом осмысливать и участвовать в уроках и заданиях, которые в противном случае могли бы быть очень сложными или непонятными. Наконец, сотрудничество является абсолютно важным в междисциплинарной команде и семье.

Но не все технологии близки учителю. Если душа лежит к определенной технологии, то ее можно освоить, увидеть эффективность, и она станет отчасти авторской. Например, я на основе технологии кейс-стади (CASE STUDY), которая появилась в Гарвардском университете еще в 20-е годы XX века, разрабатываю свою технологию, которую назвал методом «логико-интуитивного синтеза реалий», где по крупицам нужно воссоздать ситуацию. Основной принцип я сохранил из первоначальной технологии, это – принцип реальности, где каждый элемент основан на реальной ситуации. Реальная ситуация – это реальное событие. Теоретически эту информацию можно проверить и она будет подтверждена. Учащиеся сами воссоздают эту реальную ситуацию. Она может быть для них незнакомой, но очень интересной. Осознавая, что это реальная ситуация, они делятся ей с другими учащимися.

Учителя могут быть более успешными при работе со студентами с аутизмом, если у них есть эффективные стратегии управления классом. Это означает, что вы готовитесь и задумаетесь о том, что можно сделать до и после того, как студент продемонстрирует соответствующее или ненадлежащее поведение. Эффективное управление в классе может улучшить учебную среду, чтобы поднять учащихся на успех для повышения просоциального поведения и академического участия. Это может свести к минимуму возможность для студентов участвовать в поведении, которое мешает их обучению.

Я подбираю материал, который легок для понимания четвероклассников. Например, тема – интерьер дома. По моей технологии я придумал тему сотрудничества с современными дизайнерами из Франции, Японии, Египта, т.е. мы рассматриваем разные дизайнерские стили. Дети определяют основную идею. Здесь нужно поработать и со справочным материалом. Все это собирается по элементам: получили какую-то информацию, просмотрели дизайнера, определили его авторский стиль, какими он владеет техниками и попытались воссоздать на примере того интерьера, с которым ему нравится работать. Потом сравнили с образцом и у них совпало. Суть в том, что они правильно вычленили элементы из авторского стиля и правильно перенесли на новый образец. В этой технологии несколько этапов. Сначала, например, поиск первичной информации в занимательной форме.

Для учителя при подготовке каждого урока, даже по своей технологии, требуются очень серьезные временные затраты. Зато это интересно, я вижу отдачу от учеников. Приходя на урок, они знают, что их ожидает что-то необычное, поэтому работают с удовольствием. Например, изучая сложные грамматически конструкции, мы используем французские песни.

Главное – учитель свободен в выборе разных методов и технологий. Да, он должен составить рабочую программу, но свобода состоит в том, как он будет реализовывать конкретные пункты этой программы.

Сотрудничество, а не подчинение

– Как дети реагируют на уроки, которые учитель проводит в соответствии с требованиями ФГОС? Что изменилось для них принципиально? Есть ли уже обратная связь от школьников?

Дети впитывают все, как губка. Мне кажется, что они давно были готовы к сотрудничеству с учителем, в прошлом им этого сильно не хватало. Вспомните, учителя-новаторы 80-х годов прошлого столетия тоже использовали элементы сотрудничества. Дети осознают, что перестали быть подчиненными учителю, отсюда – их восторженные отзывы об уроке.

Обратная связь от школьников есть. Дети высказывают свое мнение, и это тоже полезно учителю. Они могут подсказать, над чем надо поработать. Если ученики говорят, что у них что-то не получилось, потому что они не совсем поняли, значит, нужно эту тему доработать учителю, чтобы было понятно каждому.

На конкурсе проводилось много мастер-классов, не всегда связанных с темой урока, иногда даже не сразу было понятно, какой предмет учитель ведет. Например, тайм-менеджмент. Его элементы тоже можно использовать на уроке. Современное общество диктует, что неумение распределять время в современном потоке информации – это большая проблема. Или мнемотехники, которые тоже не относятся к конкретному предмету.

– А родители готовы к новым образовательным стандартам?

– Сегодня родители жалуются, что, к сожалению, многие проекты им приходится выполнять самим вместо детей. Это одна из проблем современной школы. Надо взаимодействовать с родителями. Наша основная задача – научить детей учиться. А родители пытаются все сделать за детей сами, дать им в готовом виде, как было раньше. Конечно, помогать они должны. Но в семью сегодня тоже должны прийти элементы модераторства. Родитель должен быть модератором – не сделать за ученика задание, а помочь ему. Даже если ребенок не сдаст проект, учитель не поставит двойку, потому что проект оценивается по-другому.

Поэтому кроме учеников и учителей нужно перестраивать еще и родителей. Можно даже разработать хорошую систему родительских собраний и мастер-классов для родителей с объяснением того, что мы хотим получить в конечном результате. Это будет большим плюсом для школы.

«Современная система оценивания отжила свой срок»

– Максим Сергеевич, вопрос как к завучу: какие основные задачи и направления реализации ФГОС существуют на уровне образовательного учреждения? На Ваш взгляд, готовы ли образовательные учреждения города к реализации ФГОС с точки зрения материально-технического обеспечения?

Основная задача учебного учреждения при реализации ФГОС – это создание необходимых условий: обеспечение и кадрами, и финансами, и материально-техническими ресурсами. Наша гимназия стремится идти в ногу со временем. Но у нас остаётся проблемным наличие второй смены. По ФГОС школы должны работать только в первую смену. В гимназии № 16 «Французская» обучается 1200 учеников, поэтому не хватает помещений, чтобы всем школьникам учиться в первую смену. В любом случае, 6-7 классы вынуждены будут заниматься после обеда.

При переходе на ФГОС почему-то не учитывают оценочную систему, а она отжила свой срок. Например, на ЕГЭ отметка уже ставится не по пятибалльной системе, а считаются проценты. Фактически, сейчас в школах четырехбалльная система, потому что единицу не ставят. Система оценивания на сегодняшний день несовершенна. Поэтому неслучайно, некоторые школы разработали элементы безотметочной системы. А во Франции, например, 20-ти балльная система оценивания. Кто получил 18-20 баллов, тот считается отличником. И это правильно. Подобную систему нужно развивать и совершенствовать в России.

Одной из проблем считается внеурочная система. Ее нужно пересматривать на государственном уровне. Согласитесь, в первую половину дня на втором-третьем уроке заниматься физкультурой совсем не хочется. В Европе, например, спорт, изобразительное искусство, музыка вынесены на послеобеденное время. Ребенку это проще делать после обеда, когда предметы не требуют таких энергозатрат. Тогда мы могли бы подумать и об отмене второй смены. Нужны школы полного дня. Когда умело будет сочетаться внеурочная деятельность с расписанием уроков, тогда федеральный государственный общеобразовательный стандарт будет в полной мере соблюден по этим нормам.

В плане материально-технического обеспечения сейчас интерактивными досками никого не удивишь, они есть в каждом кабинете. Проблема в том, что не все учителя умеют с ними работать. Надо, чтобы они не только могли показать презентацию, но и владели смарт-технологиями.

– Ваша жизнь как то изменилась после конкурса «Учитель года»?

Я глубоко убежден, что участие в конкурсах профессионального мастерства вдохновляет каждого из нас на новые достижения, свершения и победы.

Учитель, работающий по ФГОС. Каким ты должен быть?

Слово (аббревиатура) ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. С 1 сентября 2011 года первые классы школ, в том числе и в городе Боровичи, уже начали учиться по Федеральным Государственным образовательным стандартам второго поколения.

Учитель, работающий сегодня в школе, хорошо владеет традиционными способами формирования и достижения предметных результатов, знаний, но в то же время он овладевает и умениями по достижению личностных и метапредметных результатов. К сожалению, в данный момент у многих учителей таких умений пока явно недостаточно , поскольку подобные задачи не входили ранее в обычную практику учителей, а студента-специалиста, закончившего только что педагогический институт, этому не учили.

С целью лучшего овладения методикой преподавания по ФГОС у учителей появились новые возможности для повышения своего методического уровня, для использования новых педагогических технологий, направленных на развитие критического и творческого мышления учеников. Таким образом, принятие новых, я подчеркиваю, принципиально новых образовательных стандартов общего образования необходимо всем участникам образовательного процесса: и учителям, и родителям, и обучающимся. А одним из важнейших условий модернизации российского образования, на мой взгляд, должна стать система повышения квалификации и пост дипломного образования учителей, направленная на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций педагогов, реализующих ФГОС НОО, и удовлетворяющая современным требованиям к квалификации педагога.

На мой взгляд, основные компетенции современного учителя это: умение учиться вместе со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «...освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Также, я предлагаю учителям представить себя в роли:

а) родителей, в противном случае, оставаясь в профессиональной роли, учителя обязательно по традиции отметят в качестве важнейших черт выпускника начальной школы глубокие прочные знания, а не умение учиться и т.п.

б) обучающихся, ведь они стремятся к поиску чего-то нового, неизвестного им. Сначала это умение владеть ручкой и карандашом, а затем и интерактивной доской.

Учителя начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Учитель, планируя образовательный процесс, должен уметь определять цель, представлять основные результаты обучения, отбирать содержание образования с ориентацией на сущностные знания, понимать функции, содержание и структуру универсальных учебных действий, знать возрастные особенности учащихся, уметь организовывать их деятельность и разрабатывать системы задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий, проводить рефлексию. Ведь именнно знание основ развивающего обучения, применение методов формирования универсальных учебных действий, развитие способов самостоятельной учебной деятельности - ведущие критерии профессиональной компетентности учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе. Эффективность образования в этом случае зависит от того, насколько сам педагог владеет этими компетенциями, понимает структуру учебной деятельности, умеет создать условия для формирования теоретического мышления обучающихся.