Игровые формы приобщения детей к музыкальному искусству и творчеству. Четверг – Разгуляй

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12


Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;. возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.


Актуальность педагогической идеи При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность


Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок- отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест) Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (приём: лучшие детские работы- в телевизор)


Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы « Любознате льный, активный» Музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес «Эмоциона льно- отзывчивый» Повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений. «Овладевший необходимым и умениями, навыками» Улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность. ИКТ










Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах


Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности. Модель для развития звуковысотного слуха – пропивание, прохлопывание «Весёлый мышонок» Видеопособие для развития звуковысотного слуха.


В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.


При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.


Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель


В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропиваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.


Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию Например, «Солнышко» муз. и сл. А.Ярановой Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований Сан Пин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.), дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов


Использование средств информационных технологий: стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий). Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей. Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.


Источник информации: Фоновые рисунки: Фото: из архива Бочарниковой С.В..


Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 12

Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ

Подготовила:

Бочарникова С.В.

Музыкальный руководитель МБДОУ №12

2013 год

Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

Поэтому, я сформулировала свою педагогическую идею, так: « Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением информационно коммуникационных технологий».

Реализуя поставленную мною цель:

использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству, я выделила ряд задач:

  • повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ;
  • использовать интеграцию образовательных областей на основе музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ;
  • переместить акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам.

В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов.

Поэтому в своей деятельности я опираюсь на интеграцию образовательных областей выделенных в 655 приказе, делая акцент на образовательные области «Музыка» и «Художественное творчество».

развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.

Сущность идеи: использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии и приводит к целому ряду положительных следствий:
. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
.
возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор детей;
· возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Новизна идеи:
Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс музыкально-художественной деятельности, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.

Какова же актуальность использования ИКТ в образовательной области «Музыка»:

Происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного); усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников;

создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия, активизируется познавательно - речевая деятельность.

Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:

  • Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
  • Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест)
  • Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (например: лучшие детские работы - в телевизор)

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств : общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы. В таком интегративном качестве, как «Любознательный, активный» музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес.

В «Эмоционально-отзывчивый» - повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений.

«Овладевший необходимыми умениями, навыками» - улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

Компьютер это –

Наглядное пособие

Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

Средство подготовки выступлений.

Источник (учебной, музыкальной) информации.

Для решения поставленных цели и задач я, как музыкальный руководитель, применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, по всем видам музыкальной деятельности:

  • Эмоциональное восприятие музыки детьми
  • Пение
  • Развитие слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
  • Игре на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально-ритмических движениях

Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному восприятию детьми музыкальных произведений.

Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений.

Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей.

Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей.

Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности.

Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии, образности.

В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности.

Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.

Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.

Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.

В таком направлении, как пение , я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.

Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой.

Используя в структуре занятия включения видеоролика, различных творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут).

Использование средств информационных технологий:

  • стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
  • позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий).
  • Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей.

Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.

И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.

Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.

При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д /с №12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12

Моя педагогическая идея: Моя идея заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления. Звучит она так: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ». Цель: использование ИКТ, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству.

Основными задачами являются:

Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: . психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; . возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.

Актуальность педагогической идеи 1 2 3 4 При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность

Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ

Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы ИКТ

Средство подготовки выступлений Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение Функции компьютера в педагогической деятельности муз.руководителя Источник учебной, музыкальной информации Наглядное пособие

Использование ИКТ по видам деятельности Эмоцио нальное восприя тие музыки детьми музыкально-дидактические игры Музыка льно -ритмические движе ния Пение Игра на детских музыкаль ных инструмен тах Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Сочетание музыки с анимационными эффектами улучшает эмоциональное восприятие музыки детьми

Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений

Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой

Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах

В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.

При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.

Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель

В освоении музыкально-ритмических движений использую: Схемы танцевальных движений Фотографии, видео выступлений детей

В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропеваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.

Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.) , дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов

Использование средств информационных технологий: Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.

Динамика развития музыкальных способностей Диагностический инструментарий: К.В.Тарасовой 2010-2011 2009-2010

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников -это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!

Источник информации: http://www.musical-sad.ru Фоновые рисунки: http://images.yandex.ru/ Фото: из архива Бочарниковой С.В..

Спасибо за внимание!


Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».

источник http://buslik.net/

Введение

чайковский щелкунчик композитор музыка

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Старшие дошкольник уже знают, что музыку пишут композиторы, на основе полученных ранее знаний и впечатлений уже могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.

В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

Цель данной работы: с целью приобщения детей к музыкальному искусству подобрать музыкальное произведение и провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста.


. Выбор музыкального произведения для беседы


«Щелкунчик» - соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственного героя, у каждого зрителя - свой Щелкунчик. Кто-то помнит и любит этого героя по одноимённой сказке Эрнста Гофмана, кто-то, увидев однажды, навсегда запомнил чудесный мультфильм, а кто-то от всего сердца обожает балет «Щелкунчик», который сначала посещал в детстве с родителями, а теперь он сам приходит посмотреть «Щелкунчика» со своими детьми. Это сказка с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Так или иначе - Щелкунчик знаком каждому жителю Земли с самого детства, более того - он является символом Новогоднего волшебства и сопутствующих ему таинственных приключений. И не только потому, что действие сказки Щелкунчик происходит в Рождество - сама эта история полна чудесных превращений и магических действий.

Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года. Спектакль «Щелкунчик» сразу же покорил сердца зрителей. С этого момента стало доброй традицией организовывать предновогодние показы балета Щелкунчик. Этот спектакль посещают с удовольствием и дети, и взрослые - ведь волшебная сказка, рассказанная под Рождество, нравится всем без исключения. Для каждого из нас с самого детства есть в этом слове что-то очень близкое и родное. Для углубления навыка слушания музыки, мы познакомим детей подготовительной группы с произведением Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Нотный материал к балету «Щелкунчик» представлен в Приложении.


1. О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского


П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.) - гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры.

Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки»,- отмечал Пётр Ильич.

Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который, кстати, был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А.Г.Рубинштейна и Н.И.Зарембы, высоко оценившего талант ученика. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» и Увертюра фа-мажор, «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, стал зарабатывать на жизнь уроками.

Автор более 80 произведений, в т.ч. десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества.

Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя.

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие.

А сейчас мы познакомимся с его произведение - «Щелкунчик».

В балете Чайковского «Щелкунчик» удивительно естественно происходит слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма. Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха - вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время - разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента - знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке - Феи Драже и принца, ныне - Клары и Щелкунчика).


. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста


Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи :

) Познакомить детей с музыкой Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик».

) Знакомство с жанром балета через знакомство с музыкальной культурой П.И.Чайковского.

) Воспитывать любовь к музыке.

) Расширять кругозор, воспитывать музыкально-эстетический вкус.

Словарная работа: композитор, балет, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал из балета «Щелкунчик»: фрагменты балета «Марш», «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже».

Оборудование: портрет П.И.Чайковского; иллюстрации к балету; музыкальные инструменты (скрипка, флейта, колокольчик); музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор, экран, искусственные цветы для вальса; плакаты А4 с названием инструментов и музыкальных произведений (скрипка, флейта, колокольчик, «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже», «Марш»); альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования.

Подготовка мероприятия включает в себя следующее:

) Развитие основ музыкально-эстетического сознания на предыдущих занятиях.

) Формирование представления об образной основе музыкальных произведений.

) Развитие представлений о первичных жанрах музыки и их видах.

) Дети разучивают на шумовых музыкальных инструментах пьесу «Марш».

Ход занятия:

На центральной стене большой портрет П.И.Чайковского.

Музыкальный педагог: Итак, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир музыки! Познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ребята, кто такой П.И.Чайковский?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Правильно. Давайте вспомним о П.И.Чайковском. Это выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске 25 апреля 1840 года. Родители его очень любили музыку. Мать играла на фортепиано и пела, в их доме стоял механический орган. Позже переехав в Москву, он сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

П.И.Чайковский написал много замечательных произведений. Это оперы: «Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонические произведения; Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многое другое.

Слово «балет» происходит от латинского «танцевать», когда обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.

Ответы детей. А разве можно сказку станцевать?

Музыкальный педагог: Ещё как станцуешь! Знаете, сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», всех не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями также как если бы слышали их речь.

Но, перед тем, как слушать произведение, скажите пожалуйста, ребята, как необходимо слушать музыку?

Ответы детей: Нужно слушать внимательно, в тишине. Можно закрыть глаза и представить себе картину, которую передаёт данное произведение.

Музыкальный педагог: Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок «Щелкунчик и Мышиный король» сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». И именно с отрывками из этого балета мы с вами сегодня познакомимся.

Музыкальный педагог рассказывает сказку под тихий музыкальный фон.

Это сказка об удивительных приключениях девочки Мари. События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. В балете герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник - всё это реальные персонажи балета.

Часы в гостиной пробили девять раз. Встрепенулась большая сова на часах и захлопала крыльями. Кажется, все готово. Можно начинать праздник. - Входите, дети! - господни советник распахнул настежь двери. Шумной стайкой ворвались ребятишки в комнату и... застыли на пороге от удивления и восторга.

Посреди комнаты сияла огнями ёлка-красавица. На ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пёстрые конфеты, светились золотые и серебряные шары, великолепные гусары ни белоснежных конях были готовы в любую минуту ринуться в атаку, а нарядные куклы следили за ними восхищенными взглядами.

По вот грянул марш, и хозяин дома приступил к раздаче подарков.

Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Все радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной ёлки.

Слушание. Звучит «Марш».

Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг ёлки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков, действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.

Музыкальный педагог: Итак, сейчас мы прослушали марш из балета «Щелкунчик». Вам понравилось это произведение? Что вы можете себе представить, слушая эту музыку?

Беседа с детьми по прослушанному. При повторном прослушивании иллюстрация танцевальными движениями.

Вот в зале появляется таинственный гость - это часовщик Дроссельмейр, крёстный Мари и её брата Франца. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи - это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Мари! Как счастлива Мари! Ведь этот бал и цветы, и музыка - все для нес И главное, рядом с ней верный друг Щелкунчик.

Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Мари укладывает сломанного Щелкунчика спать, и с грустью уходит. Но, ей не спится…Тихо пробирается она к Щелкунчику. Мари кажется, что ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

Музыкальный педагог: П. Чайковский в своём дневнике об этом писал так: «Ёлка начинает расти. Музыка в течении 48 тактов идет в нескончаемом крещендо» - такой музыкальный термин, который обозначает усиление звука. Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя ёлка превращается в большую, гигантскую.

Слушание отрывка из балета «Щелкунчик», иллюстрация движениями роста ёлки.

И вот, когда ёлка стала большой, вдруг изо всех щелей выползают мыши. Злобное мышиное войска уничтожает пряничных солдатиков, между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает её в мышиного короля. Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который благодарит Мари и приглашает следовать за ним в сказочную страну. Скачала придется идти через зимний волшебный лес. Мы слушаем этот фрагмент он называется «Вальс снежных хлопьев».

Слушание. «Вальс снежных хлопьев».

Музыкальный педагог: Расскажите, какая звучит музыка?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: (сказка идёт под тихий музыкальный фон).

Вот мы и на месте. Конфетенбург - веселый, шумный город. Ворота этого города сооружены из миндального печенья. А рядом находится Цукатная роща, все деревья которой сделаны из цукатов. Начинается праздник. Кофе, чай, леденцы, пастушки и цветы - все танцуют. Для каждого жителя Конфетенбурга Композитор П.Чайковский сочинил свою музыку. Например для шоколада - «Испанский танец», для чая, который появился в Китае - «Китайский танец».

Есть свой танец и у хозяйки сказочного сахарного дворца. Её зовут фея Драже. Танец феи Драже выделяется необычным звучанием оркестра. Когда композитор П. Чаковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста - это инструмент, на котором играют, нажимая на клавиши, обладал холодноватым, прозрачно серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе П.И.Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Она загадочна и прекрасна. Вот, послушайте….

Слушание. «Танец феи Драже».

Музыкальный педагог: Вам понравилось произведение? Что вы себе представили?

Ответы детей.

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, кто к нам стучится?

Появляется флейта.

Посмотрите, ребята. Этот музыкальный инструмент называется - флейта . Послушайте, как она звучит… На доску вывешиваем надпись «флейта».

Музыкальный педагог играет на флейте пару нот, и показывает детям.

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, опять кто-то стучит…Кто бы это мог быть??!?...

Появляется скрипка.

Посмотрите. Этот музыкальный инструмент называется - скрипка . На доску вывешиваем надпись «скрипка».

Послушайте, как по разному, она может звучать.

Музыкальный педагог демонстрирует скрипку детям, а затем играет на ней пару фраз, как «медведь» и как «птичка».

Звучит «Вальс цветов». Дети рисуют Музыку, как они себе её представляют. Лучшие рисунки вывешиваются на доску.

В конце занятия проводится повторное слушание произведения.

Все рисунки вывешиваются на доску. Обсуждаются.

Музыкальный педагог: С творчеством какого композитора мы познакомились сегодня? Отрывки из какого произведения прослушали? Что на занятии вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Итак, ребята. Сегодня мы познакомились с творчеством замечательного композитора П.И.Чайковского, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш» выйдите из зала. Надеюсь, что вам понравилось его произведение, и у вас появился интерес к творчеству композитора и желание лучше узнать его музыку.

Всем спасибо. До свиданья.


Выводы


Итак, основные задачи данного мероприятия достигнуты:

) образовательные: введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.

) воспитательные задачи: воспитание музыкально-эстетического вкуса; учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

) развивающие задачи: развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства; развитие чувства ритма и метра.

Вышеизложенные задачи на занятиях решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку.

При планировании данного занятия, мы постарались учесть особенности и возможности детей: показать культуру слушания музыки и ее образного описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

подобран методический материал, пособия, оформлен уголок «Мой Чайковский»;

подобран дидактический материал для рассматривания с детьми: альбомы «Детство П.И.Чайковского», тематический альбом «По страницам произведений композитора»;

изготовлен игровой материал: дидактические игры «Произведения Чайковского - «Щелкунчик», ««Времена года», «Детский альбом» (разрезные картинки). Эти игры помогут детям в увлекательной форме закрепить знания, полученные в организованных видах деятельности.

Слушание музыки и устный анализ музыкальных образов позволяет детям учиться определять и различать музыкальные звуки.

Включение в занятие элементарного рисования делает его запоминающимся, а смена деятельности необходима детям, т. к. детей, как правило, не обладают еще необходимым терпением.

Занятия проводились в музыкальном зале в первой половине дня с детьми подготовительной группы. На занятии присутствовало 10 детей, воспитатель и музыкальный руководитель. Музыкальный зал имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение - музыкальный инструмент (клавинова, фортепиано), музыкальный центр, мультимедийный экран, компьютер, большое зеркало, в котором дети видят себя и контролируют свои музыкально-ритмические движения. Для проведения занятия, музыкальный зал разбит на зоны:

зона для слушания - восприятия музыки и просмотра видео;

зона для музыкально-двигательных упражнений и игр;

зона для рисования.

Такое зонирование помогает детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

Большое значение для решения задач эстетического развития детей отводится подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.

На данном занятии использовалась музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.

дети познакомились с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, с его основными произведениями, с героями этих произведений через занимательный материал, использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, а также посредством художественного творчества (рисования). Кроме того музыкальным педагогом отлично исполнялись произведения Чайковского на фортепиано.

На занятиях были реализованы следующие принципы:

Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип от игры - к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру - формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога - научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.

Использовались следующие методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.

Прием вслушивания в показ педагога и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (яркая, сказочная, ласковая);

Прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения; - прием активного слушания музыки.

Данное занятие построено так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всех занятий. Так, слушание музыки сменилось то игрой, то рисованием. При подготовке и проведении занятий музыкальный педагог и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятия получились насыщенными разными видами деятельности. Они выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.

Итоговым результатом стали знания, которые показали дети дошкольного возраста в ходе беседы:

умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

приобретение навыков социального общения с взрослыми.

Но главным - это возникновение у них интереса к слушанию музыки и инициативы детей, самостоятельного желания вслушиваться в музыкальное произведение. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора - каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал художественный образ услышанной и исполняемой музыки.

Считаю, что в содружестве с воспитателем, нам удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка данного занятия, позволяют эффективно реализовать возможности музыкального воспитания у детей дошкольного возраста. Реализация этого проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.


Список используемой литературы


Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б.Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.

Музицирование для детей и взрослых / Под. ред. Ю.В.Барахтина. - Новосибирск: Издательство «Окарина», 2005. - 86 с.

Познанский А.Н. Пётр Чайковский: Биография. В 2-х тт. / А.Н.Познанский. - СПб.: Вита-Нова, 2009. - 1232 с.


Приложение


Марш (отрывок)

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Вопрос о взаимосвязях между объектом-музыкой и субъектом-ребенком сложен и противоречив. Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Изменение звучания вызывает новое переживание у слушающего; оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармоничных и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе.

Если бы можно было точно перевести на язык слов содержание музыкального произведения, объяснить словами смысл каждого звука, возможно, отпала бы потребность в музыке как таковой. Специфика музыки в том и заключается, что ее язык - это язык музыкальных образов, которые не передают точных понятий, причин и следствий возникновения какого-либо явления. Музыка передает и вызывает такие чувства, переживания, какие подчас не находят своего полного, детального словесного выражения.

Может быть понятно и объяснимо основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся во времени. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом, ладом, темпом и т. д.), то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом, понимание музыкального произведения предполагает осознание основной его идеи, характера, настроения, передаваемых специфическими средствами музыкальной выразительности.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к тому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в яслях, детском саду, школе и различных самодеятельных и профессиональных коллективах для взрослых. На любой ступени обучения детей учат правильному зву­кообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению (строю) и слитности звучания, одинакового по времени, силе, характеру (ансамблю); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков - путь к выразительному исполнений, к формированию слуха и голоса. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Музыкальное развитие активизируется, если устанавливается нужное взаимодействие слуха и певческого голоса. Слух контролирует качество пения, а вокализация требует упражнений в слуховом внимании. Пение занимает одно из ведущих мест в деятельности ребенка, обеспечивающей его разностороннее музыкальное развитие.

Основная идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Игра на инструментах должна возникнуть в быту ребенка и сопровождать его свободные игры. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры.

Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения, наиболее существенных сторон личности.

Детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкально-ритмические движения - благодатная почва для становления и развития творчества детей. Песня, музыкальная игра, танец требуют своего исполнения. Всем видам музыкального исполнительства присуща общая черта - исполнение всегда должно выражать музыкально-эстетическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец, хоровод или инсценировка. Обе деятель­ности - и музыка, и движение - развертываются во времени.

Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка - переживание - создание музыкально-игрового образа.

Характерная особенность музыкально-игрового образа - его синтетичность. Дети применяют комплекс художественных средств из области музыки, литературы, драматургии, хореографии. Их внимание привлекает литературный сюжет, характерные черты персонажей. Но первые же практические пробы воплощения замысла показывают, что дети прекрасно чувствуют выразительную, организующую силу музыки. Нарушение тесных взаимосвязей музыки и движения вызывает у них неудовлетворенность.

Творческое начало лежит в основе всей жизни современного человека. Искусство, в частности музыка, таит в себе большие возможности для творческого развития подрастающего поколения.

Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и ее сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врожденная способность, которая может быть развита в дальнейшем. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению. Музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Деятельность является творческой, если она производит что-нибудь, чего раньше не существовало для ребенка и для группы детей или если это устанавливает в знакомом материале новые взаимоотношения.

Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность. П. П. Блонский считает, что эстетическое воспитание предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса. Он пишет, что эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества; «...каждый ребенок в потенции творец всяких в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, - скульптор и живописец; наконец, он сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации...».