Рисование медведь в берлоге средняя группа. План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Рисование медведя (нетрадиционный способ «Рисование тычком»)

Трудно переоценить значение изобразительной деятельности для психического развития дошкольника. На занятиях рисованием педагог в детском саду предлагает детям самые разнообразные темы: дом и семья, природа и времена года, одежда и игрушки, город и транспорт. Что же касается изображения домашних и диких животных, то это одна из самых любимых тем для юных художников.

Специфика рисования животных в средней группе ДОУ

Дети в средней группе умеют изображать предметы, примерно передавая их форму, величину и цвет. В этом возрасте дошкольники уже могут составить несложную композицию из нескольких предметов, поэтому можно предложить им сюжетное рисование животных (например, «Козлята пасутся на лугу» или «Ежики идут по лесу).

Малыши 4–5 лет довольно хорошо подбирают цвета, оценивая окраску животного на картинке.

Процесс обучения рисованию животных можно условно разделить на два направления: познавательная деятельность (дети уясняют особенности строения, окраски живых существ) и совершенствование непосредственно изобразительных навыков. Чтобы изобразить какого-либо зверька дошкольник должен хорошо уметь рисовать округлые и овальные, треугольные и прямоугольные формы (ведь, именно из них складывается тело объекта). Педагог также должен совершенствовать композиционные умения детей - гармонично располагать предметы на листе бумаги.

Отметим, что ребятам 4–5 лет легче изображать игрушечных животных: как правило, у них большая голова, толстые лапки, относительно короткое туловище. Поэтому правильные пропорции в таком рисунке будут не очень важны. Перед тем, как приступить к рисованию, воспитатель должен дать малышам потрогать игрушку, поиграть с ней.

Обучая дошкольников рисованию животных, воспитатель должен подчеркивать, что в их строении много общего. Кроме того, крайне желательно, чтобы занятию по рисованию предшествовала лепка по аналогичной теме.

Что касается образца, то в средней группе он имеет очень большое значение. Перед самостоятельной детской деятельностью педагог демонстрирует ребятам все этапы рисования. Образец остается на доске до конца занятия, чтобы дети могли ориентироваться на него в процессе работы.

Используемые материалы и основа

Животные изображаются на листе бумаги формата А4. Поскольку чаще всего их изображают красками (гуашь или акварель), то педагог предварительно тонирует основу в природный фон. Это может быть голубая верхняя часть (небо) и низ зеленого цвета (травка). Если предполагается, что животное будет рисоваться в домашней обстановке, например, кошка, то тонировать бумагу можно в любые пастельные оттенки.

Использование гуаши позволяет сделать работу яркой, насыщенной. Это особенно актуально, например, при рисовании жирафа или белого козленка на зеленом фоне.

Воспитанник средней группы рисует гуашью

Изображения акварелью получаются более нежные.

Если рисунок предполагает наличие мелких деталей (травка, грибы, ягоды и пр.), можно предложить дошкольникам цветные карандаши.

Рисунок карандашом

В некоторых случаях уместно использование фломастеров. Например, с помощью рисования «петельками» можно передать особенность шкуры козлят.

Рисование петельками с помощью фломастеров

Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании животных

Обучая детей 4–5 лет рисованию животных, необходимо отрабатывать навык правильного закрашивания кистью. Контур тела зверька и мелкие детали (мордочка, лапки, хвост) аккуратно прорисовываются кончиком кисти. Туловище же закрашивается более интенсивно, всем ворсом.

Штриховка же карандашом должна быть в одном направлении: сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, ребята должны овладеть навыком своевременной остановки движения, регулировать его размах в зависимости от размера закрашиваемой поверхности.

Дети должны учиться по-разному держать кисточку и карандаш. Например, при закрашивании больших фигур карандаш можно побольше наклонить к бумаге - штрихи будут более широкими. При прорисовке мелких элементов инструмент удобнее держать практически вертикально. Те же приемы касаются и использования кисти. Все это способствует легкости и свободы движения кисти.

Отметим, что усвоив способ изображения одного животного, ребенку будет значительно проще изобразить любое другое. Однако это вовсе не принуждает малыша к однотипному решению образов.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Рисунок в анималистическом жанре в средней группе вполне можно разнообразить включением в него аппликативных деталей. Например, изображая козлят, которые пасутся на зеленом лугу, можно оформить травку из полосы цветной бумаги с надрезами: приклеивается только нижняя часть, а надрезанный верх остается свободным - возникает эффект объема. С помощью аппликации также можно украсить кошку бантиком на шее или смастерить яблоки, которые ежик будет нести на спинке (мелкие детали прорисовываются).

Вверху композиции можно разместить солнышко, выполненное в технике пластилинографии.

Что касается пластилина, то можно предложить малышам вылепить из него глазки и носик животного. Если это кошка, то можно сделать ей красивые усы из тонких пластилиновых жгутиков. А нарисованный ежик будет смотреться более эффектно, если добавить ему несколько вылепленных колючек.

Отметим, что все эти приемы можно использовать также в рамках индивидуального подхода, поскольку в средней группе уже начинают просматриваться способности детей. Кто-то справляется быстрее, и такому ребенку будет интересно внести дополнительную оригинальность в вою композицию.

Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы

Во втором полугодии в средней группе детям предлагается лепка игрушечного животного по выбору, чуть позднее лепка козленка с последующим рисованием на тему «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок». Далее следует лепка и последующее рисование зайчиков (в виде изображения подвижной игры «Бездомный заяц»).

Кроме того, дошкольникам можно предложить следующие темы в анималистическом жанре:

  • «Медведь», «Медвежонок», сюжетная композиция «Медведь с бочонком меда», «Три медведя» (иллюстрация к сказке), «Мишка спит в берлоге».
  • «Ёжик», «Ёжик везет на спине грибы (яблоки)».
  • «Белка», «Белочка с грибочком (орешком)».
  • «Кошка», «Кошка спит», «Котенок играет с клубком», «Котенок есть из мисочки».
  • «Собака», «Веселый щенок», «Собака в будке».
  • «Лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк» (по русской народной сказке).
  • «Поросенок», «Три поросенка» (иллюстрация к сказке).
  • «Волк», «Волк из мультфильма «Ну-погоди» (в одежде), «Злой волк из сказки про Красную Шапочку».

Рисование животных при желании можно преобразовать в коллективную деятельность. Например, педагог может предложить ребятам средней группы оформить композицию «Ферма»: дети работают в группах по 4–5 человек, каждый рисует какое-то домашнее животное. Другой вариант - оформить иллюстрацию к сказке «Зимовье» (также изображение домашних животных).

Варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание предметов, тематических картинок, иллюстраций, беседа, сказка и прочее

Рисование животных для ребенка 4–5 лет - довольно сложная деятельность. Поэтому на занятии его внимание нужно активизировать, стимулировать с помощью игровых моментов. Нужно задействовать сказочных персонажей (игрушки), которые приходят к детям в гости и приглашают их совершить путешествие.

Герои могут обратиться к малышам с просьбой о помощи. Например, кошечка грустит, что ее бабушка живет далеко, и она хочет отправить ей свой портрет, однако не умеет рисовать. Дети никогда не откажут в такой просьбе, ведь, они так любят почувствовать свою значимость.

Другой вариант - коза просит детей собрать ее козляток, которые разбежались и спрятались, так как испугались серого волка. С такой же просьбой к ребятам может обратиться и мама-зайчиха.

На занятие может прийти игрушечный ежик, которому скучно гулять одному - малыши с удовольствием нарисуют ему друзей. Так же скучно и медведю, который вдруг проснулся зимой в берлоге, ведь, все остальные мишки крепко спят. Почему бы в гости к ребятам не прийти медвежонку из сказки про трех медведей: он попросит их сделать фотографию его мамы и папы.

Фотогалерея: игрушки - зверята

Плюшевая игрушка
Плюшевая игрушка Резиновая игрушка

Воспитатель может начать занятие с загадки: сказать, что у нее под платком спрятался лесной зверек, который зимой не спит, а меняет окраску с серой на белую. Малыши догадываются, что это зайчик.

Мотивацию к изобразительной деятельности вполне можно почерпнуть из русских народных сказок про животных. Например, дети могут изобразить одного из героев сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (волка, лису или сразу обоих персонажей), лисицу из сказки «Лиса-лапотница», проиллюстрировать русские народные потешки «Идет лисичка по мосту…», «Зайчишка-трусишка…», Сидит, сидит зайка…». Можно предложить проиллюстрировать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - нарисовать козленочка рядом с лужей, из которого он только что попил воды. Отметим, что все эти произведения входят в программу средней группы, прочтение сказки обязательно должно сопровождаться показом иллюстраций, которые педагог вывешивает на доску.

Фотогоалерея: подборка иллюстраций из сказок

Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» Иллюстрация к сказке

Из зарубежных сказок порекомендуем «Красную шапочку» Ш. Перро - после знакомства с произведением ребята рисуют злого волка и дополняют композицию соответствующим фоном, например, комната в доме бабушки или дерево, из-за которого он выглядывает. Другой вариант - английская сказка «Три поросенка»: дошкольники с удовольствие нарисуют ее забавных персонажей. Сюжетом для изображения также может стать эпизод из сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

Фотогалерея: картинка с изображением животных из детских сказок

Герои сказки братьев Гримм Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Герои английской сказки

Если детям предстоит изображать медвежонка, то замечательным решением будет продемонстрировать им мультфильм «Умка». Малышам наверняка захочется нарисовать портрет этого милого персонажа.

В занятие по рисованию можно успешно включать стихотворения о животных. Приведем следующие примеры:

Александрова З. «Белочка»

Белая грудка,
Рыженький хвостик.
Сказка приходит
К Оленьке в гости.
Сказка лесная.
Белка живая
Скачет по соснам,
Хвост развевая.
Прыгнет в беседку,
Схватит конфетку
И удирает
С ветки на ветку.
В чащу ускачет,
Но ненадолго.
К Оле вернется,
Прыгнет на елку,
Кинется шишкой,
Выпросит булку.
Олю с собой
Зовет на прогулку.
Вместе попрыгать
Ловко и метко
С ветки на ветку,
С ветки на ветку!

Из этого стихотворения можно позаимствовать сюжет для композиции - нарисовать белку с конфетой.

Степанов В. «Ежик и дождик»

Ёжик, ёжик,
Видишь: дождик
Так и льёт
Как из ведра.
Может, на небе дыра?

Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке
В горку
Топай,
Дырку на небе
Заштопай.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

После прочтения стихотворения дошкольники могут нарисовать ежика под дождем.

Блок А. «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать…
Только б потеплее,
только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.

http://allforchildren.ru/poetry/index_animals.php

Данные строки подсказывают тему для рисования - грустный зайчик на фоне осеннего пейзажа (желтые деревья и падающие листья).

Перед самостоятельной деятельностью дошкольников педагог обязательно проводит физкульминутку или пальчиковую гимнастику, которые, конечно же, также должны быть на анималистическую тему:

«Зайчики»

« Медвежата»

«Кошка и собачка»

Отметим, что педагогу желательно использовать на занятии рисованием музыкальное сопровождение. Так, рисовать живых существ детям будет приятнее под инструментальную композицию Поля Мориа «В мире животных», которая давно уже стала классической.

Рисование в средней группе домашних и диких животных: конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Чикунова Л.Г.

Образовательные задачи : учить рисовать кошку, передавая ее характерные черты.
Развивающие задачи : развивать глазомер, цветовосприятие, чувство пропорций.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная кошка.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них.
Ход занятия:
Занятие начинается с сюрпризного момента - кто-то плачет. Оказывается, это кошечка. Она грустит, потому что ее бабушка живет далеко. Кошечка хочет отправить ей свой портрет, но не умеет рисовать (мотивация). Дети с радостью соглашаются помочь животному.
Беседа на тему: что есть у кошки, какие части тела, что находится на мордочке. Какого цвета может быть это животное, какого размера? Что любят делать кошки?
Проводится дидактическая игра «Кто больше?»: кошки сравниваются по размеру с лисицей, собакой, хомячком, медведем, мышкой и пр.
Воспитатель демонстрирует поэтапное изображение кошки. На доске оставляется образец и схема поэтапного рисования.
Проводится пальчиковая гимнастика «Кошки»:
Раз, два, три, четыре, хлопают в ладоши
В нашем доме кошки жили. руки вверх «показывают крышу»
Кошки мячиком играли, руки вытянуты «показывают мяч»
Кошки молочко лакали. ладошки в виде «ковша» поднести к губам
Кошки коготки точили, «точить» об коленки
Мышек сереньких ловили. руки вытянуты пальцы сжимать–разжимать.

Физкультминутка: дети имитируют передвижения кошки.

  • Полюбуемся немножко,
    Как ступает мягко кошка.
    Еле слышно: топ-топ-топ,
    Хвостик к низу: оп-оп-оп. (Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это максимально бесшумно.)
    Но, подняв свой хвост пушистый,
    Кошка может быть и быстрой.
    Ввысь бросается отважно,
    А потом вновь ходит важно. (Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь.)

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Выставка работ. Кошечка обещает подарить их своей бабушке, чтобы она не так сильно скучала.

Тонких Л.П.

Занятие начинается с мини-беседы о животных.
Сюрпризный момент: кто-то шевелится в сугробе. Чтобы узнать, кто это, дети должны отгадать загадку.

  • «Где живет он? В самой чаще,
  • Самой-самой настоящей,
  • Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит.
  • Любит груши, любит мёд,
  • Сладкоежкою слывет,
  • Но всего сильнее он
  • Любит крепкий долгий сон.
  • Ляжет осенью, а встанет
  • Лишь когда весна настанет.
  • Кто это?»

Появляется игрушечный медведь - оказывается, он потерял свою маму и забрел к детям на лесную полянку. Нужно помочь животному - нарисовать его портрет и развесить по лесу на деревьях. Мама увидит его и найдет (мотивация).

Беседа на тему: какая по цвету шубка медведя, какой формы его голова, лапы, туловище, сколько лап у медведя.

Педагог показывает технику рисования и раскрашивания медведя.
Проводится физкультминутка

  • Мишка с куклой бойко топают…»
  • Бойко топают, посмотри! (Дети топают ногами)
  • И в ладоши громко хлопают,
  • Громко хлопают: раз, два, три! (Хлопают в ладоши)
  • Мишке весело, мишке весело, (Делают «пружинки»)
  • Крутит мишенька головой. (Повороты головы влево-вправо)
  • Кукле весело, тоже весело, (Руки на поясе, ногу выставлять вперед на пяточку)
  • Тоже весело ой-ой-ой!

Самостоятельная деятельность дошкольников под музыкальное сопровождение.

Луканина Ю. Г
(на контурной основе)

Занятие начинается с беседы о зиме. Педагог подводит детей к тому, что зимой диким животным в лесу холодно.
Детям демонстрируется презентация «Дикие животные», которая сопровождается коротким рассказом воспитателя о каждом звере.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Найди маме её детёнышей»
Физкульминутка

  • «Звери шли на водопой»
    (Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
    За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
    За мамой - лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
    За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
    За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
    За мамой - зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
    Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Беседа о ежах: где они живут, чем питаются, для чего им нужны иголки.

Сюрпризный момент - появляется зайчик с посылкой и письмом из леса. Письмо написал ежик: у него в норке мрачно, он хочет сделать ее нарядной - повесить над кроваткой свой портрет (мотивация). А за это он передает детям гостинцы.

Педагог показывает, как нарисовать ежика.
После пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе.

Тажекенова С.А.

Занятие начинается с чтения стихотворения «Козленок»

  • Козочка сынка-козлёнка
    Уговаривает звонко –
    –Мой сынок, пойдем на грядки!
    Вкус капусты сочный, сладкий
    Мне так нравится, сынок,
    Скушай хоть один листок!
    – Ме - проблеял козлик грустно,
    – Не хочу я есть капусту,
    Кочерыжка в ней жестка!
    Дай мне, мама, молока…
    (И. Реутова)

Беседа по содержанию: кто герой стихотворения, куда мама звала сыночка, что ответил ей козленок.
Дошкольники рассматривают картинку с изображением козленка, обсуждают форму его тела, шерсть.
Демонстрация приемов рисования (животное изображается белой краской, силуэт рисуется по частям, начинается с головы). Педагог предлагает ребятам нарисовать также цветочки на лужайке (по желанию).
Проводится физкультминутка на цветочную тему:

    Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
    Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.
    Наши яркие цветы распускают лепестки.
    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
    Наши яркие цветы закрывают лепестки.
    Головой качают, тихо засыпают.

Самостоятельная деятельность детей.
Выставка работ.

Примеры готовых работ воспитанников средней группы с комментариями по выполнению работы

Ребята с удовольствие создают иллюстрации к любимым сказкам - сюжетные композиции «Злой волк» (персонаж сказки «Красная шапочка» Ш. Перро), «Три медведя», «Три поросенка» (герои одноименных произведений русского и английского фольклора).

Для изображения животных очень уместна техника тычка сухой кистью. Она позволяет передать мохнатость шкуры или пушистость меха зверька. Таким нетрадиционным способом выполнены композиции «Медвежонок», «Зайчишка», «Рыжий кот», «Мишка косолапый», «Кошечка есть из миски».

Некоторых животных очень хорошо рисовать с помощью ладошек, например, это работа «Жираф». А чтобы нарисовать колючки ежика, нет лучше инструмента, чем вилка (работа колючий ежик»).

Ребята очень любят дополнять изображения животных характерными атрибутами. Это грибочек и шишечка для белки (рисунок «Белочка с грибком»), мисочка из которой есть кошка («Кошечка ест из миски»). А козлятки пасутся на лугу, украшенном красивыми цветочками («Козлятки вышли на лужок», «Козленок пасется на лугу»).

Фотогалерея: подборка детских рисунков

Иллюстрация к сказке «Красная шапочка» Иллюстрация к сказке Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование акварелью Рисование тычком Рисование гуашью Рисование акварелью Рисование гуашью Рисование ладошкой Рисование гуашью Рисование тычком Рисование гуашью на цветной бумаге Рисование тычком Ричование гуашью Рисование вилкой Рисование тычком Рисование тычком

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Белый медведь
Цель : Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя. Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (светло-желтый, голубой), путем смешивания исходных цветов (белого и желтого, белого и синего). Формировать умение изoбражать медведя, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Развивающие: Развивать у детей умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем (белым медведем). Развивать творческие способности ребенка, особенности воображения. Закреплять умение рисовать контур тонкой кистью, пользоваться сухoй жесткой кистью при рисовании шерсти медведя. Материал для занятия: - иллюстрации с природой Севера, - изображение белого медведя (игрушки, фотографии, рисунки); - гуашь; - палитра; - кисть клеевая и акварельная. Предварительная работа: - Беседа о животных холодных стран, - Рассматривание серии картин «Животные Севера», - Чтение рассказа: «От чего у белого медведя нос черный?». - Д/и «Кто, что ест?», «Отгадай животное», «Узнай чей след?». Ход занятия. Воспитатель : Ребята отгадайте загадку: Люблю я плавать и плескаться Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой. Дети: Белый медведь. Воспитатель : Правильно. Сегодня мы будем рисовать белого медведя. Давайте вспомним где они живут? Дети: В холодных странах, где вечнaя зима. Воспитатель: Да, зима – это трудное, холодное, но в то же очень красивое время года. Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом, а неподaлёку гуляет большой белый полярный медведь. Рассмотрите его. Воспитатель: А сейчас открывайте глазки. (рассказ 1-2 детей о медведе) Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя, который изображен на нашей картинке. Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У медведя есть большая круглая голова. Она расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей. На голове у медведя есть маленькие, полукруглой формы уши. На морде у мишки глаза и нос. Они черненькие как угольки. У медведя большое овальное туловище. У медведя мощные, удлиненные, овальной формы лапы, расположены внизу туловища их 4, 2 передние и 2 задние. На лапах когти. И еще у медведя есть хвостик. Воспитатель : Ребята, какого цвета медведь? Дети: Белого. Воспитатель: Правильно, а когда на него светит солнце, у него бледно желтый оттенок шерсти. Покaз и объяснение способа рисования. В центре листа нарисовать большого медведя. С чего начинаем рисовать? (с головы, затем туловище, и 4 лапы, хвост.) Делим лист горизонтально пополам и проводим линию горизонта. С помощью голубой краски раскрашиваем небо. Нижнюю часть листа раскрашиваем с небольшим оттенком – снег. Рисуем медведя, старaясь точно передать особенности внешнего вида животного (нос, глаза, уши, хвост) Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые. Теперь вы можете дома самостоятельно нарисовать таких медведей и порадовать родителей. А этими белыми красавцами мы украсим нашу выставку. Наше занятие закончено.

НОУ «Институт системно – деятельностной педагогики»

Разработка сценария в технологии «Ситуация» по художественно – эстетическому развитию в средней группе по теме «Рисование медведя»

Выполнила: Белоус М.А.

воспитатель МБДОУ д/с № 3

Ст. Ленинградская

2016 г.

Ф.И.О. педагога - Белоус Марина Анатольевна

Дошкольная организация – МБДОУ д/с № 3 ст. Ленинградская

Должность - воспитатель

Тема: Рисование медведя (Художественно – эстетическое развитие)

Возрастная группа : средняя

Цель: продолжать формировать у детей опыт рисования игрушек с натуры.

Образовательные задачи: формировать представление об эскизе как этапе работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом), закреплять умение детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры, пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества.

Материал: меховая игрушка – медведь, листы бумаги А5, акварельные краски, кисти, стаканы с водой, простые карандаши, ластики.

Ход образовательной ситуации:

1 Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Ребята, у вас есть любимая игрушка?

Как вы с нею играете?

У нашего общего друга Вани есть любимая игрушка – плюшевый Мишка – топтыжка. А ещё у Вани есть много друзей, которые живут в другом городе, друзья договорились послать друг другу фотографии любимых игрушек.

Ребята, Ваня очень расстроен, потому что у него нет фотоаппарата и он не сможет послать друзьям фотографию своего Мишки.

Хотите помочь Ване сделать фотографию любимой игрушки?

Сможете?

2 Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знание детей о строении мишки, способах передачи пропорции частей тела, фактуры и цвета; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение; развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.

Ребята, а у вас есть фотоаппарат? (Нет)

Чем же вы поможете Ване? Как ещё можно сделать фотографию? (Слепить, нарисовать)

Хорошее предложение – нарисовать Мишку – топтыжку!

Какими материалами лучше всего нарисовать игрушку? Почему?

Скажите, а какой формы у мишки голова (туловище, лапы, уши)?

Какого они цвета?

Какая часть тела игрушечного медведя самая крупная? (Туловище)

Как показать в рисунке, что другие части меньшего размера? (Нарисовать их меньшего размера).

Как можно передать пушистость «шубки» мишки?(Рисовать способом примакивания ворса кисти, ватной палочкой или карандашными штрихами по контурной линии)

Как можно передать в рисунке, что это любимая игрушка Вани? (Показать, что мишка улыбается)

3 Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя.

Наша работа непростая и ответственная, поэтому мы должны действовать, как настоящие художники, которые начинают свой рисунок с эскиза – предварительного наброска. Я предлагаю и вам начать работу с эскиза. Можете начинать.

Возникает затруднение.

У всех получилось нарисовать мишку?

Почему не получилось? (Потому что мы не знаем, что такое эскиз и как его создавать).

Значит, что нам надо сделать, чтобы нарисовать мишку? (Узнать, что такое эскиз и как его создавать)

4 Открытие нового знания.

Дидактические задачи: формировать представление об эскизе как этапе планирования работы при рисовании с натуры (создавать контурный рисунок карандашом); развивать образное мышление, воображение, память.

Ребята, а что делать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает).

Дети обращаются к воспитателю с вопросом: «Что такое эскиз и как его создавать?»

Эскиз – это контурный рисунок простым карандашом. Такой рисунок можно поправить при помощи ластика, поэтому все линии должны наноситься слегка.

Как вы думаете, для чего нужно делать эскиз рисунка? (чтобы правильно расположить рисунок на листе бумаги)

Вверху листа слабым нажимом карандаша рисуется контур головы (овал или круг), ниже – более крупное овальное туловище, а затем лапы. Получился эскиз. Затем мы проверяем размер изображения, форму частей тела, расположение на листе и, если что-то не получилось, то можно подправить с помощью ластика.

Когда эскиз готов, можно контуры обвести и приступать к прорисовыванию детелей: мордочки, шёрстки, цвета.

5 Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

Дидактические задачи: формировать умение создавать эскиз, закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры и пропорции частей и их конструктивную связь, цвет и фактуру.

С чего же вы начнёте работу? (С эскиза)

Дети проговаривают свои действия: «Лёгкими движениями карандаша рисуем части тела медведя, проверяем и ластиком исправляем»

А теперь можете приступать к работе. Думаю, что Мишка – топтыжка на ваших рисунках получится как настоящий.

Детям предоставляется самостоятельность.

После окончания работы рисунки мишки вывешиваются рядом с игрушкой, чтобы дети сравнили его с оригиналом.

6 Осмысление.

Дидактические задачи: фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами делали? Кому помогали?

Смогли помочь Ване нарисовать Мишку – топтыжку?

Почему вам это удалось? (Мы узнали, что такое эскиз, для чего он нужен и научились его создавать)

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь Ваня сможет послать фотографии любимой игрушки своим друзьям.

Байжуманова Дарья Несиповна

Воспитатель мини-центра «Балапан» группа «Радуга»

Акмолинская область ОО г.Степногорска

ГУ «Средняя школа села Карабулак»

Цель:

Учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура.

Задачи:

Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами.

Образовательные: формировать умение рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя.

Развивающие: развивать любознательность, воображение, познавательные способности и восприятие окружающего мира, умение самостоятельно выбирать цветную гамму для изображения.

Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к живой природе, аккуратность во время работы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Маша и Медведь».

Материал: альбомный лист с нарисованным контуром медведя; кисточки (жесткая, гуашь, стакан с водой, подставка для кисточки, салфетки). Два образца: на одном – контур медведя, на другом медведь, нарисованный методом тычка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Круг радости

1.Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперёд,

Здравствуй друг – берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём), но один никто не будет.

Загадываю детям загадку:

«Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)

Воспитатель – Правильно! А как выглядит мишка? Он пушистый, у него четыре лапы, маленький хвостик, а сам он большой. Я сейчас прочитаю сказку «Маша и Медведь»

Скажите, как поступил Мишка с Машей, плохо или хорошо?

Дети: Плохо, он не пускал Машу домой.

Воспитатель: Да, Миша не пускал Машу домой, и что сделала Маша?

Дети: Она обхитрила его.

Воспитатель: Да, она его обхитрила, и таким образом попала домой к дедушке и бабушке.

Воспитатель: А теперь нам нужно внимательно рассмотреть медведя. Какой формы туловище у медведя?

Дети: Туловище – овальное

Воспитатель: А голова?

Дети: Круглая.

Воспитатель: А кто знает, как нарисовать пушистого медведя? Каким способом, приёмом будем пользоваться?

Дети: Тычком

Воспитатель: Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать.

(Показ) Тычком сначала по контуру медведя – голова, туловище, хвост, лапы, а затем внутри.

Воспитатель: Вот какой пушистый получился медведь. А что я еще забыла дорисовать медведю?

Дети: Глаза и нос.

Воспитатель: Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился медведь!

Запомнили, как рисовать медведя? Надо стараться не выходить за линию контура.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь)

А теперь садитесь за столы и приступаем рисовать.

Физ. минутка «У медведя во бору»

По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.

Цель : вызвать у детей желание нарисовать медведя по трафарету (обводке), учить раскрашивать по контуру методом «тычка», закреплять знание цвета (коричневый), прививать интерес к рисованию разными способами.

Материал: образец готового рисунка медведя, контур медведя на альбомном листе, игрушка - большой коричневый медведь, трафареты, кисти из щетины №4, тонкие мягкие кисти, простой карандаш, гуашь (коричневая, черная), салфетки.

Ход занятия:

1. Организационный момент, проблемная ситуация.

Ребята, кажется, кто-то плачет, слышите в кукольном уголке?

Кто здесь плачет? (Мишка). Да это же Мишка косолапый.

Как ты здесь оказался, Мишка, и почему ты плачешь? (Воспитатель озвучивает игрушку.)

Я пришел к вам из леса. Скоро наступит зима и мне надо ложиться спать в берлогу.

И почему это тебя так расстроило? Ведь все медведи зимой спят в своих берлогах. Им там зимой тепло и уютно.

Да, это так. Я уже хотел лечь на всю зиму в свою берлогу, но вспомнил, что у меня нет друзей, я так одинок. И мне стало очень, очень грустно (плачет).

Да ты не плачь, Мишка! Ты такой красивый, пушистый, лохматый, успокойся (Мишка плачет).

Ой, ребята, что же делать? Как нам Мишку развеселить? Надо ему помочь найти друзей. Но как? (Ответы детей.)

А нарисовать можно?

Успокойся, Мишка, не грусти, мы тебе поможем найти друзей, таких же красивых как ты.

Давайте подойдем к столам (лежит все необходимое).

У меня в руках друг для нашего Мишки (показываем образец и обращаемся к игрушке).

Посмотри, Мишка, у тебя будет много таких же красивых и добрых друзей.

2. Основная часть.

Сегодня рисовать медведя мы будем по трафарету. У вас на столах трафареты медведей, все они разные: у кого-то медведь стоит, у кого-то танцует, у кого-то делает зарядку. Мы нарисуем разных друзей для Мишки. Для этого вам надо положить трафарет на лист бумаги и обвести по контуру карандашом.

Сначала возьмите трафарет в руку и обведите пальчиком. Вот так. А затем мы будем Мишку раскрашивать, а делать это мы будем новым способом. Чтобы изобразить медведя пушистым, мы будем работать кисточкой из щетины. Кисточка будет работать по-особенному: она станет прыгать вверх и вниз. Возьмите кисти в руки и попробуйте без краски (показать, как кисть будет работать).

Молодцы, все правильно делаете! Раскрашивать начинаем с головы. Посмотрите, я набираю краску. А какого цвета нам нужна краска, чтобы раскрасить медведя? (Коричневая.)

Набираю коричневую краску – и начинаю по контуру рисовать. Обойду весь контур методом «тычка», затем этим же методом закрашу всего медведя. Моя кисточка прыгает вверх и вниз. Получился красивый, пушистый мишка. Но что же я забыла нарисовать? (Глаза, рот, нос.) Чтобы нарисовать глаза, рот, нос я возьму тонкую кисть обмакну в черную краску и нарисую концом кисти. Какое настроение у моего мишки?

3. Физкультурная минутка: «Сидели два медведя…»

4. Самостоятельная деятельность детей.

А теперь вы будете рисовать каждый своего мишку. Какие у вас будут медведи – веселые или грустные?

5. Подведение итогов.

Анализ: (беру игрушку) Мишка, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Дети так старались тебе помочь. Теперь ты можешь спокойно спать в своей берлоге.

Спасибо, ребята, мне нравится вот этот забавный медвежонок, и этот веселый, а они все мне очень нравятся и теперь у меня много друзей! Ура! До свидания!

Но прежде чем уйти поиграй с нами (игра «Мишка косолапый»).

Спасибо, что остался с нами поиграть. А теперь тебе пора уходить в лес, До свидания.