Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы. Фантастическое в литературе Сообщение на тему фантастика в литературе

Фантастика - это один из жанров современной литературы, который «вырос» из романтизма. Предтечами этого направления называют Гофмана, Свифта и даже Гоголя. Об этом удивительном и волшебном виде литературы мы поговорим в этой статье. А также рассмотрим самых известных писателей направления и их произведения.

Определение жанра

Фантастика - это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.

Фантастика - это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.

Подвиды

Книги жанра фантастика, стоящие сегодня на книжных полках, могут запутать любого читателя разнообразием тем и сюжетов. Поэтому их давно стали делить на виды. Классификаций существует немало, но попробуем отразить здесь самую полную.

Книги этого жанра можно разделить по особенностям сюжета:

  • Научная фантастика, более подробно о ней поговорим ниже.
  • Антиутопическая - сюда можно отнести «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Корпорация бессмертия» Р. Шекли, «Град Обреченный» Стругацких.
  • Альтернативная: «Трансатлантический туннель» Г. Гаррисона, «Да не опустится тьма» Л.С. де Кампа, «Остров Крым» В. Аксенова.
  • Фэнтези - самый многочисленный подвид. Писатели, работающие в жанре: Дж. Р.Р. Толкин, А. Белянин, А. Пехов, О. Громыко, Р. Сальваторе и пр.
  • Триллер и ужасы: Г. Лавкрафт, С. Кинг, Э. Райс.
  • Стимпанк, паропанк и киберпанк: «Война миров» Г. Уэллса, «Золотой компас» Ф. Пулмана, «Пересмешник» А. Пехова, «Стимпанк» П.Д. Филиппо.

Часто происходит смешение жанров и появляются новые разновидности произведений. Например, любовное фэнтези, детективное, приключенческое и пр. Отметим, что фантастика, как один из популярнейших видов литературы, продолжает развиваться, с каждым годом появляется все больше ее направлений, и как-то систематизировать их практически невозможно.

Зарубежные книги жанра фантастика

Самая популярная и известная серия этого подвида литературы - «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.

Еще один прекрасный образец фантастики - «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.

Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.

Фантастика - это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.

Российские писатели

Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:

  • Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл - «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
  • Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
  • Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
  • Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».

Зарубежные писатели

Известные писатели-фантасты зарубежья:

  • Айзек Азимов - известный американский автор, написавший более 500 книг.
  • Рэй Брэдбери - признанный классик не только фантастики, но и мировой литературы.
  • Станислав Лем - очень известный в нашей стране польский писатель.
  • Клиффорд Саймак - его считают основателем американской фантастики.
  • Роберт Хайнлайн - автор книг для подростков.

Что такое научная фантастика?

Научная фантастика - это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.

Научная фантастика - это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.

Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.

Научная фантастика: книги

Перечислим самые известные произведения этого направления:

  • «Пыточных дел мастер» (Дж. Вульф);
  • «Восстаньте из праха» (Ф. Х. Фармер);
  • «Игра Эндера» (О. С. Кард);
  • «Автостопом по галактике» (Д. Адамс);
  • «Дюна» (Ф. Герберт);
  • «Сирены Титана» (К. Воннегут).

Довольно разнообразна научная фантастика. Книги, представленные здесь, - это только самые известные и популярные ее образцы. Перечислить же всех писателей этого вида литературы практически невозможно, так как их за последние десятилетия появилось несколько сотен.

Чем отличаются фантастика от остальных жанров? Ведь и в детективе, и в любовном романе что персонажи, что миры – вымышленные.

Основную роль в классификации жанров играет то, на что сделан акцент. Например, в дамском романе ключевую роль играют романтические отношения, создающие любовные переживания. В детективе – загадка, любопытство и азарт, создаваемые для читателя.

В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, во многом отличную от нашей. Своё начало что фантастика, что фэнтези берут в народных сказках и легендах.

Фантастика как самостоятельный жанр сформировалась в середине 19-го века, когда миру явились произведения Жюля Верна.

Вся фантастическая литература условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ – это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези – это сказка, то, чего быть точно не может (по-крайней мере не в нашем мире).

Мир фэнтези

Если в научной фантастике законы природы действуют, как им положено, то в мире фэнтези химия, физика и любая другая наука значения не имеют. Этот мир управляется магией и населен сверхъестественными существами.

Обычно основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла. Сюжет выстраивается на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.

В каждой стране фэнтези, как правило, основано на местном фольклоре, но вне конкуренции всё-таки западно-европейский фольклёр.

Представители мира фэнтези:

  • эльфы
  • ведьмы и волшебники
  • привидения
  • оборотни
  • вампиры
  • тролли
  • гномы
  • орки и гоблины
  • кентавры, минотавры и т.п.
  • русалки
  • волшебные животные: драконы, единороги, василиски, грифоны и т.п.

Поджанры фэнтези:

  • Героическое фэнтези (главный герой бесстрашен, готов к подвигам и путешествиям)
  • Эпическое фэнтези (обязательное условие – битвы, конфликты и противостояния народов)
  • Историческое фэнтези (выдуманная история народа или мира + магия и т.д.)
    Темное фэнтези (Зло царствует, атмосфера готична и мрачна)
  • Современное фэнтези (наши дни, героями выступают вампиры, оборотни и прочие паранормальные существа)
  • Детское фэнтези (ориентировано на детей и подростков)
  • Фэнтезийный детектив (магия, заговоры, преступления, дуэли на мечах и т.д.)
  • Любовное или эротическое фэнтези
  • Юмористическое или саркастическое фэнтези (вполне может высмеять все штампы жанра и рояли в кустах)

Мир фантастики

Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должны отличать яркая идея, вызывающая удивление, восхищение или страх, и в котором читателю легко ориентироваться.

Что такое идея в фантастике?

Это необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея начинается с вопроса «А что, если…?»

Например: идея книги «Человек-амфибия» А. Беляева началась с вопроса: «А что, если человек сможет свободно плавать под водой без специальных приспособлений?»

Идея фильмов серии «Звездные войны» началась с вопроса: «А что, если раньше в галактике была война?»

Идея книги «Мастер и Маргарита» М. Булгакова началась с вопроса: «А что, если в Москве появится сам дьявол?»

Фантастический мир – это альтернативная реальность со своими законами. Даже если это фэнтези, где правит магия, там должна быть чёткая структура и логика.

Прописать достоверный мир труднее, чем создать достоверного героя. Нужно продумать до деталей, как будет работать эта реальность, чем она будет отличаться от других и чем она привлечет внимание?

Напишите развернутую энциклопедическую сводку, придерживаясь этого плана :

  • Время и место действия
  • Размеры территории
  • Деления территории: планеты, континенты, страны и т.п.
  • Столица (-ы)
  • Государственное устройство, политические партии и союзы, законы общества
  • Внутренняя и внешняя политика
  • Экономика, валюта, условия торговли
  • Сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и т.п.
  • Законы физики и природы
  • География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир, экология
  • Ключевые события в истории
  • Уровень преступности
  • Транспорт
  • Сельское хозяйство и промышленность
  • Вооруженные силы
  • Медицина
  • Социальное обеспечение
  • Воспитание детей
  • Образование
  • Наука
  • Средства связи
  • Источники знаний: книги, библиотеки, интернет, медиа и т.п.
  • Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и т.п.

Поджанры в научной фантастике:

  • Жесткая НФ (сюжет крутится вокруг научного открытия или технологии)
  • Легкая НФ (основа сюжета – взаимоотношения героев или их приключения)
  • Военная НФ (битвы основной расы с инопланетянами)
  • Космоопера (место действия – космос и дальние планеты, сюжет – космические приключения)
  • Киберпанк (описывается конфликт людей и техники)
  • Путешествия во времени
  • Апокалипсис
  • Параллельные миры и вселенные
  • Затерянные миры и первопроходцы (открытие новых миров)
  • Первый контакт (встреча людей с внеземными цивилизациями)
  • Утопия и антиутопия (описание мира с идеальными или тоталитарными законами)
  • Историческая фантастика (действие происходит в прошлом)
  • Альтернативная история (что было бы, если бы события развернулись под другим углом)
  • Детская фантастика (рассчитана на детей и подростков)

Как избежать ляпов и скуки в фантастике?

  • Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, средства связи и т.д., если это не имеет прямого отношения к сюжету.
  • Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли летают со скоростью света, то и связь должна быть на уровне.
  • Пришельцы должны отличаться от землян – мимикой, сленгом и т.д..
  • Инопланетные меры весов, времени и длины должны отличаться.
  • Не называйте обычные вещи инопланетными словами.
  • У всякого Зла должен быть мотив.
  • Если вы пишете средневековое фэнтези, тщательно изучите эту эпоху.
  • Рассчитывайте силы героев и животных – всем нужены сон, отдых и пища.

Штампы в научной фантастике и фэнтези:

  • Герой не помнит своих родителей. Затем выясняется, что они были королями, президентами или волшебниками. Герою сообщают, что он избранный, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей – это отец главного героя.
  • Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения – это всего лишь сон или видеоигра.
  • Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме главного героя.
  • Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее, и в итоге сделал всё ещё хуже.
  • До появления героя обитатели планеты Х были полными невеждами. И тут появляется ОН…
  • Единственная цель инопланетян - уничтожить Землю. Просто так, без мотива.
  • Инопланетяне самоуничтожаются от контакта с земным воздухом, шампуне и т.д.
  • Компьютеры или роботы подхватили вирус и взбесились.
  • Герой и героиня постоянно ругаются. Потом они спасают друг друга, и тут начинается любоф…
  • Герой попадает в странный мир и обнаруживает, что это наша Земля – это будущее.
  • Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
  • Злодей подчиняет себе весь мир, но при этом убивает своих помощников направо и налево. Что ж, вскоре он станет королём себя самого…
  • Злодей убивает родителей героя. Тот вырастает – и месть его страшна.
  • Герой в одиночку легко расправляется с целым батальоном вооружённых сил противника.
  • Магический артефакт, который решит все проблемы.
  • Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам. А зачем?
  • Злодей несправедливо обижает своего соратника – и тот переходит на сторону Добра.
  • Лучшие друзья Героя – это эльф и гном.
  • Место битвы – лабиринты, обрывы, отвесные скалы и т.д.
  • Герои скрываются в шахтах и канализациях или в заброшенном метро и подземных катакомбах.
  • Злодей зловеще хохочет и носит чёрный плащ с капюшоном.
  • Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его ненавидит.
  • Герой легко проникает во вражеский компьютер (штаб и т.д.) и узнаёт все планы наперёд.

Как выбрать название для фэнтези и научной фантастики?

  • Возьмите известное название и переделайте его, заменив одно-два слова.
  • Добавьте пафоса и громких слов: Вечность, Бесконечность, Зло, Тьма.
  • Постарайтесь использовать обиходные символы. Их не так уж много: Меч, Дракон, Клинок, Старая Таверна, Галактика, Звезда, Властелин, Владыка, Кровь, Любовь, Замок, Хранители, Бойцы.
  • Остерегайтесь скромных и скучных названий.
  • Дайте читателю понять, что его ждет встреча с Невероятным. Используйте фразы-парадоксы.
  • Если не хватает слов, придумайте новые или используйте красивые непонятные.
  • Неплохо назвать книгу каким-нибудь одним, но очень умным словом. К сюжету оно не должно иметь отношения, упоминаться тоже не должно. Например: «Преморбид», «Абсорбент», «Промискуитет», «Метеоризм».
  • Возьмите слово «Хроники» или «Мир» — и первая половина названия готова.

Так же можно использовать сочетания:

  • свершение + чего-нибудь («Покорение Мируса», «Свержение Лебона», «Воздание Гнома»)
  • сделать + чего-нибудь («Полюбить Вампира», «Убить Симбозиум», «Победить Рамоссуру»)
  • кто-то + такой-то («Демоны Преисподни», «Камни Красной Реки», «Эльфы Гор Эратуса»)
  • какие + эффект вау («Обреченные жить», «Разорванные Клятвой», «Оскорбленные Нежитью»)
  • «кто» («Богур ученик чародея», «Розмари колдунья Эльфов»)
  • знамением + кого-то («Под флагом Рогуса», «Именем Ипалантуса»)
  • такое + сякое («Арподиг и Минотавр», «Либом и Меч Славы»)
  • дата + чья-то («Час Асгарда», «Год Рокуса», «Один День Бизима»)
  • деятель чего-то там («Победитель Эдармхейша», «Заклинатель Мечей», «Победитель Волхвов»)
  • «штука кого-то там» («Талисман Темного Господина», «Поступь Эмори», «Пустота Нордарма»)
  • прилагательное + существительное («Багровые Врата», «Проклятый Дар», «Твердый Луч»)
  • существительное + прилагательное («Дар Победоносный», «Дорога Изощрённая»)

В Толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический - несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря, подразумеваются два значения: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, преувеличенное, необычное. Применительно к литературе главным становится первый признак: когда мы говорим «фантастический роман» (повесть, рассказ и т. д.), то имеем в виду не столько то, что в нем описываются редкие события, сколько то, что эти события - полностью или частично - вообще невозможны в реальной жизни. Фантастическое в литературе мы определяем по его противоположности реальному и существующему.

Эта противоположность одновременно очевидна и чрезвычайно изменчива. Звери или птицы, наделенные человеческой психикой и владеющие человеческой речью; силы природы, олицетворенные в антропоморфных (т. е. имеющих человеческий вид) образах богов (например, античные боги); живые существа противоестественной гибридной формы (в древнегреческой мифологии полулюди-полукони - кентавры, полуптицы-полульвы - грифоны); противоестественные действия или свойства (например, в восточнославянских сказках смерть Кощея, спрятанная в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах и животных) - все это без труда ощущается нами как именно фантастическое. Однако многое зависит и от исторической позиции наблюдателя: то, что сегодня представляется фантастическим, для создателей античной мифологии или древних волшебных сказок вовсе еще не было принципиально противопоставлено реальности. Поэтому в искусстве происходят постоянные процессы переосмысления, перехода реального в фанастическое и фантастического в реальное. Первый процесс, связанный с ослаблением позиций античной мифологии, отмечен К. Марксом: «…греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа?». Обратный процесс перехода фантастического в реальное демонстрирует научно-фантастическая литература: научные открытия и достижения, представлявшиеся на фоне своего времени фантастическими, по мере развития технического прогресса становятся вполне возможными и осуществимыми, а порой даже выглядят чересчур элементарными и наивными.

Таким образом, восприятие фантастического зависит от нашего отношения к его сути, т. е. к степени реальности или нереальности изображаемых событий. Однако у современного человека - это очень сложное чувство, обусловливающее всю сложность и многогранность переживания фантастического. Современный ребенок верит в сказочное, однако от взрослых, из познавательных передач радио, телевидения он уже знает или догадывается, что «в жизни все не так». Поэтому к его вере примешивается доля неверия и он способен воспринимать невероятные события то как реальные, то как фантастические, то на грани реального и фантастического. Взрослый человек «не верит» в чудесное, однако ему порою свойственно воскрешать в себе прежнюю, наивную «детскую» точку зрения, чтобы со всей полнотой переживаний окунуться в воображаемый мир, словом, к его неверию примешивается доля «веры»; и в заведомо фантастическом начинает «мерцать» реальное и подлинное. Даже если мы твердо убеждены в невозможности фантастики, это не лишает её в наших глазах интереса и эстетической притягательности, ибо фантастичность становится в таком случае как бы намеком на другие, еще не познанные сферы жизни, указанием на её вечную обновляемость и неисчерпаемость. В пьесе Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» один из персонажей (Змея) говорит: «Чудо - это то, что невозможно и тем не менее возможно. То, что не может произойти и тем не менее происходит». И действительно, как бы ни углублялись и ни умножались наши научные сведения, появление, скажем, нового живого существа всегда будет восприниматься как «чудо» - невозможное и в то же время вполне реальное. Именно сложность переживания фантастики позволяет ей легко объединяться с иронией, смехом; создавать особый жанр иронической сказки (Х. К. Андерсен, О. Уайльд, Е. Л. Шварц). Происходит неожиданное: ирония, казалось бы, должна убить или по крайней мере ослабить фантастику, но на самом деле она усиливает и укрепляет фантастическое начало, так как побуждает нас не воспринимать его буквально, задумываться над скрытым смыслом фантастической ситуации.

История мировой литературы, особенно нового и новейшего времени, начиная с романтизма (конец XVIII - начало XIX в.), накопила огромное богатство художественного арсенала фантастики. Главные её виды определяются по степени отчетливости и рельефности фантастического начала: явная фантастика; фантастика неявная (завуалированная); фантастика, получающая естественно-реальное объяснение, и т. д.

В первом случае (явная фантастика) сверхъестественные силы открыто вступают в действие: Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, Воланд и компания в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова. Фантастические персонажи вступают в прямые отношения с людьми, пытаются повлиять на их чувства, мысли, поведение, причем отношения эти часто приобретают характер преступного сговора с чертом. Так, например, Фауст в трагедии И. В. Гёте или Петро Безродный в «Вечере накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя для исполнения своих желаний продают дьяволу свою душу.

В произведениях с неявной (завуалированной) фантастикой вместо прямого участия сверхъестественных сил происходят странные совпадения, случайности и т. д. Так, в «Лафертовской маковнице» А. А. Погорельского-Перовского прямо не сказано, что сватающийся за Машу титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин не кто иной, как кот старухи маковницы, слывущей ведьмой. Однако многие совпадения заставляют в это поверить: Аристарх Фалелеич появляется именно тогда, когда умирает старуха и неизвестно куда пропадает кот; в поведении чиновника есть что‑то кошачье: он «с приятностью» выгибает «круглую свою спину», ходит, «плавно выступая», ворчит что‑то «себе под нос»; сама его фамилия - Мурлыкин - пробуждает вполне определенные ассоциации. В завуалированной форме проявляется фантастическое начало и во многих других произведениях, например в «Песочном человеке» Э. Т. А. Гофмана, «Пиковой даме» А. С. Пушкина.

Наконец, существует и такой вид фантастического, который основан на максимально полных и вполне естественных мотивировках. Таковы, например, фантастические рассказы Э. По. Ф. М. Достоевский отметил, что Э. По «только допускает внешнюю возможность неестественного события (доказывая, впрочем, его возможность и иногда даже чрезвычайно хитро) и, допустив это событие, во всем остальном совершенно верен действительности.» «В повестях По вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности, действительности…». Такая обстоятельность и «достоверность» описаний свойственна и другим видам фантастического, она создает нарочитый контраст между явно нереальной основой (фабулой, сюжетом, некоторыми персонажами) и её предельно точной «обработкой». Этот контраст часто использует Дж. Свифт в «Путешествиях Гулливера». Например, при описании фантастических существ - лилипутов фиксируются все подробности их действий, вплоть до приведения точных цифр: чтобы переместить пленного Гулливера, «вбили восемьдесят столбов, каждый вышиной в один фут, потом рабочие обвязали… шею, руки, туловище и ноги бесчисленными повязками с крючками… Девятьсот самых сильных рабочих принялись тянуть за канаты…».

Фантастика выполняет различные функции, особенно часто функцию сатирическую, обличительную (Свифт, Вольтер, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский). Нередко эта роль совмещается с другой - утверждающей, позитивной. Будучи экспрессивным, подчеркнуто ярким способом выражения художественной мысли, фантастика часто улавливает в общественной жизни то, что только лишь нарождается и возникает. Момент опережения - общее свойство фантастики. Однако есть и такие её виды, которые специально посвящены предвидению и прогнозированию будущего. Это уже упоминавшаяся выше научно-фантастическая литература (Ж. Верн, А. Н. Толстой, К. Чапек, С. Лем, И. А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие), которая часто не ограничивается предвидением грядущих научно-технических процессов, но стремится запечатлеть весь социально-общественный уклад будущего. Здесь она близко соприкасается с жанрами утопии и антиутопии («Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Город без имени» В. Ф. Одоевского, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского).

В литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия

ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, чудесная картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино … Современная энциклопедия

Фантастика - ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, “чудесная” картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от греч. phantastike искусство воображать) форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними (сверхъестественная, чудесная) картина Вселенной. Распространена в фольклоре, искусстве,… … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ… … Энциклопедия культурологии

фантастика - ФАНТАСТИКА в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Фантастика - ФАНТАСТИКА означает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму (см. это слово и сл. фантазия). Фантастика не воссоздает действительности в ее законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует свое… … Словарь литературных терминов

ФАНТАСТИКА, и, жен. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе,… … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 19 анриал (2) вымысл (1) здорово (143) … Словарь синонимов

У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия

Книги

  • Фантастика 88/89 , . Издание 1990 года. Сохранность отличная. Традиционный сборник научно-фантастических произведений советских и зарубежных писателей. В книге представлены рассказы молодых писателей-фантастов, а…
  • Фантастика 75/76 , . Издание 1976 года. Сохранность хорошая. В сборник вошли новые произведения как известных, так и молодых авторов. Герои повестей и рассказов путешествуют во времени посверхмагистралям…

Очень многие люди любят читать книги или смотреть фильмы, которые имеют в своей основе нечто фантастическое, что-то такое, что на самом деле никогда не случится. Именно такой жанр и называется фантастикой. Однако ответить на вопрос о том, что такое фантастика можно и по-другому. Фантастика – это всего лишь сказка. И это на самом деле так. Почему? Сейчас узнаете.

Что такое фантастика в литературе

Нам кажется, что фантастические рассказы и романы стали писать не так уж и давно. но на самом деле люди увлекались таким жанром ещё в те далёкие времена, когда рисовали рисунки на скалах. Уже по некоторым из них сегодня можно определить, что то, что там нарисовано – это нечто фантастическое, чего на самом деле просто не может произойти.

А потом фантастические книги стали писать очень и очень многие авторы. Чего только стоит «Приключение Гулливера» Д.Свифта или «Машина времени» Г. Уэлса. Но во все времена отношение к фантастике всегда было разное. Сегодня мы читаем фантастические книги о том, как происходит война между космическими мирами, а ведь всего пару столетий назад фантастикой считались сказки братьев Грим

Виды фантастики

  • Футурологическая фантастика. К этому жанру можно отнести все книги и фильмы, которые описывают войны в космическом пространстве, инопланетян, невероятных космических кораблей.
  • Фольклорная фантастика, которая иногда ещё называется фэнтези, допускает введение в мир человека каких-то явлений или существ, которые никогда не существовали.
  • Миротворческая фантастика. Этот вид фантастики направлен на создание несуществующего мира. В пример можно привести фильмы «Аватар» или «Нарния».
  • Мистическая фантастика, которая называется хоррор, допускает введение каких-то непонятных и мистических явлений.
  • Фасматасмагорическая фантастика проявляется тем, что просто не имеет никакого логического основания или всего лишь объяснения.
  • Научная фантастика приводит в своих произведениях те или иные несуществующие научные достижения, такие достижения, о которых нам остаётся только мечтать.

Теперь вы точно знаете, что такое фантастика, и никогда больше не спутаете этот привлекательный и очень интересный жанр ни с чем другим.