Илья муромец когда он родился. Илья Муромец — былинный герой и православный святой


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .



ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛИЯ ПЕЧЁРСКИЙ

Илья Муромец

Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи.



Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Предполагают, что родился он около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

Специалисты по останкам установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе - искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»:
Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-ле, ног».
По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей.
Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: забодевание, видимо, ограничивало подвижность. Ростом был 177 см.


Скульптурный портрет Илии Печёрского

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
После чудесного исцеления он переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.
Взяв родительское благословение, -
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град (стольным градом был в это время Владимир) -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира (?),
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -
Заложиться - поступить на службу.

Илья много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Возможно, что Илья поступил на службу не киевскому князю (Великий князь киевский: 1113 - 1125 гг.), который умер в 1125 г., а владимирскому князю (1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский, 1169 - 1174 гг. - князь Владимирский).

Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно - на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. См. .

8 марта 1169 г. войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом овладели Киевом. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Город был разгромлен и сожжён. Учавствовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
Вполне возможно, что и Илья Муромец, исцелившись, принимал участие в этом походе, после чего остался в Киеве.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182 гг.).

Скончался Илья около 1188 г. в возрасте 45 лет.
С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что тот жил с 1143 по 1203 гг.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII в. вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с 1169 по 1181 гг. поменялось восемнадцать князей!

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря.
Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси - Софии. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Позже прах его перенесли в Ближние пещеры Киево-Печёрской лавры, где он находится и сейчас. Хотя по данным комиссии 1990 г. по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Был причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец - Илия Печерский .

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память по церковному календарю - 1 января по н.с.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.


Мощи Илии Печерского


Киево-Печёрская лавра

«Надгробный» комплекс Ильи Муромца создан в муромском Спасо-Преображенском монастыре.


Трапезная церковь Покрова Богородицы в

В трапезной церкви Покрова Богородицы в гробнице под сенью находится резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С.А. Субботиным при консультации С.А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.



Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря


Спасо-Преображенский собор в Муроме

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 г. на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.


Храм во имя преподобного Ильи Муромца при Главном штабе ракетных войск

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».


Орден преподобного Илии Муромца

«Былинный камень» у въезда в Муром

У въезда в город поставлен «Былинный камень» с изображением Ильи Муромца (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Прообразом его стал сувенир, изготовленный в подарок члену президиума ЦК КПСС Д. Ф. Устинову.


Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова был поставлен в 1999 г. в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой - крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен - здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.


«Грифон» - фрагмент памятника Илье Муромцу

Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе местного музея. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.


В.M. Васнецов. Три богатыря.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Образ небесного воина

До рубежа XVII-XVIII вв. икон Ильи практически нет. Исключением является гравюра к изданию Киево-Печерского патерика 1661 г., не вошедшая в него. Илья изображен на фоне входа в Антониевы пещеры. Он стоит с воздетыми руками, полуобнаженный, с непокрытой головой. На плечах - плащ пустынника. А по иконописным подлинникам (правилам, предписывающим, как писать святых) XVIII в. его полагалось изображать иначе:
«Надседъ, брада Феодосиева, разсохами. Власы с ушей на плечах. Клобукъ чернъ. Риза преподобн. Исподь вохра».
Так Илья предстает на ряде гравюр XVII-XIX вв. с киево-печерскими святыми.
Образцом для всех последующих является гравюра на меди Иосифа Гошемского. Здесь Муромец подобен другим преподобным «дванадесяти муровщикам Киево-Печерским». Известны схожие иконы и складни XVIII-XIX вв.
Образ Ильи Муромца размещен над гробницей с мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

С глубокой древности и до наших дней историки спорят, кем был Илья Муромец, мощный былинный богатырь, сильный, справедливый и добрый. Многие долгое время не верили в его существование, считая его вымышленным персонажем. Однако наука доказала, что такой человек вполне мог родиться в деревеньке, под названием Карачаево, что теперь является одним из районов города Мурома. Кто же стал прообразом сказочного персонажа, который одержал множество побед и почил в бозе в свое время? Кому принадлежит право считаться его потомком и где искать сведения о жизни и смерти великого воина?

Илья Муромец: восхождение легенды

По одной из версий, которую трудно принимать всерьез, Илья Муромец – это старинный русский силач. На самом деле его звали Чобитько или Чоботок, что можно ассоциировать с древнерусским словом «сапог». Говорят, что в одном из сражений, крепкий молодой мужчина перебил всех врагов при помощи обычного сапога, за что и получил столь характерное прозвище. Совершив множество подвигов, в одной из битв он был сильно ранен, после чего принял постриг у монахов в Феодосиевой обители.

Интересно

Согласно легенде, сын обычного крестьянина, что до тридцати трех лет явно страдал от паралича нижней части тела, однажды вдруг выздоравливает. Вылечили загадочного Муромца, пришедшие просить помощи волхвы. В древних летописях Илья сражается с татарами, жидовином, Соловьем-разбойником, идолищем, после чего превращается в камень.

Первые сведения о том, кто такой Илья Муромец, можно отыскать в текстах знаменитого смоленского воеводы и оршанского старосты, Филона Кмита-Чернобыльского, имевшего собственное имение под Киевом, пожалованное литовским князем Сигизмундом II Августом. В летописи шестнадцатого века народного мстителя называют Ильей Муравлениными. Австрийский дипломат Эрих Лясота именует богатыря Моровлиным. В семнадцатом веке возникают такие имена, как Мурович и Муровец. Однако чаще всего былинного рыцаря связывают все же с Илией Печерским, по прозвищу Чоботок.

Откуда мы знаем о богатыре

Считается, что староста Филон Чернобыльский оказался первым человеком, который упоминает Илью Муравленина, защитника земель русских в 1574 году. Среди киевских былин и сказаний того времени тоже можно отметить, что он серьезно «засветился», причем вовсе не случайно. Множество текстов рассказывает о его героических походах и подвигах.

  • «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  • «Бой Ильи Муромца с Жидовином».
  • «Илья Муромец и Идолище Поганое».
  • «Илья Муромец и Тугарин».
  • «Святогор и Илья Муромец».
  • «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
  • «Поединок Добрыни Никитича с Ильей Муромцем».
  • «Три поездки Ильи Муромца».
  • «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь».
  • «Камское побоище».

Знаменитый советский историк и филолог Сергей Николаевич Азбелев собрал все упоминания богатыря в древних писаниях. Ему удалось насчитать ровно пятьдесят три былины, в которых имеется лишь упоминание о герое, а также пятнадцать, в которых все сказание ведется о нем, то он является ключевым персонажем. Причем на фоне основных сочинений, имеется еще и сотня или две устных пересказов героических сюжетов похождений силача и борца за справедливость для своего народа.

Слава, гремящая за рубежом

Широким распространением информация об Илье Муромце за пределами родного края не отличилась. Вне Олонецкой, а также Архангельской губернии, а вкупе с ними еще и Сибири, Илюша упоминается лишь в некоторых былинах. Но даже отыскав легенды о его похождениях, можно обнаружить, что там не имеется совершенно никакой привязки к Киеву или великому князю Владимиру. Нет также и украинских былин, где бы нечто подобное упоминалось.

Муромца во всех исторических сводках того времени постоянно ассоциируют с Ильей-пророком, при этом прямая связь с Владимиром в них совершенно не прослеживается. Скорее всего, в более поздних сказаниях и легендах слава невероятно сильного бойца наслоилась на новых персонажей, смешалась с их историей и жизнью. Зато в тринадцатом веке, среди немецких эпических поэм можно отыскать упоминание Ильи Русского (Ilias von Riuzen).

Там он представлен, как принадлежащий к княжескому высокому роду рыцарь, а встречается его имя в сагах подобного рода тех времен повсеместно. Но это еще не все. В 1250 году в Норвегии было написано сочинение «Вилькина» или же «Тидрек». Именно там упоминается, будто у русского князя Гертнита, от законной супруги имелось два сыночка Вальдемар (Владимир) и Озантрикс. Был у него и третий, незаконнорожденный мальчик Илиас, сын от половецкой девушки-наложницы. Получается, что богатырь приходился родным братом по отцу киевскому князю Мономаху? История оставляет больше вопросов, чем ответов.

Краткая былинная биография

Согласно древним летописям, крепким и ладным, способным на любой подвиг, богатырь Илюша стал только после тридцати лет. До этого у явно прослеживалась какая-то проблема с ногами, так как не было в них «хождения». В некоторых текстах говорится, будто молодец не владел ни руками, ни ногами, то есть лежал обездвиженный на печи, дожидаясь, пока ему все поднесут. Многие историки думают, что это было некое генетическое заболевание, вызванное, возможно, и нестандартными габаритами силача.

Однажды он, как обычно, сидел на своей печи, когда в ворота постучали. Только встав и отперев ворота, парень понял, что может ходить. С того самого момента жизнь молодого человека кардинально поменялась. От того места, где жил Илья Муромец, ему пришлось отправляться на поиски легендарного Святогора, а также на поиски специальной экипировки и оружия (меч-кладенец). Если опираться на немецкие саги, он побывал и в Германии, где сильно тосковал по Родине и семье.

Классические варианты былин, какими их знаем, записаны были уже спустя длительное время, после вышеозначенных событий. Только в конце девятнадцатого века на русский Север и в Сибирь были отправлены этнологические экспедиции. Именно тогда и были впервые задокументировано большинство устных сказаний.

Как и когда жил Илья Муромец: старец Печерский или Илейко Муравлев

Ни были, ни сказания или летописи, не дают четкого ответа на вопрос, когда родился Илья Муромец и каковы годы его жизни. Это и неудивительно, ведь в них можно отследить ассоциации с разными людьми. Первым и более приближенным к правде прототипом видится Илия Печерский, инок и силач, носивший в миру прозвище Чоботок. Если брать его за основу, тогда проживать в стольном граде Киеве он мог в двенадцатом веке, а умер и был похоронен в Киево-Печерской лавре в 1188 году. Имя этого лица не упоминается нигде, известно только, что постриг он принимал, как Илья.

Стоит узнать

В конце двадцатого века многие историки и исследователи желали выяснить, кто же похоронен под надгробной плитой, рядом со Столыпиным в Ближних Пещерах. Проведя тщательный анализ, ученые выяснили, что в гробнице лежит мужчина среднего возраста и достаточно крепкого телосложения. Смерть его наступила от ранения в сердце, а в раннем возрасте он вполне мог страдать от паралича нижней части тела.

Есть и более поздние привязки к историческим событиям. К примеру, упоминавшийся выше Илейко Муромец, живший уже в шестнадцатом и семнадцатом веке. Настоящее имя этого персонажа Илья Коровин. Он объявил себя царем Петром в опасные Смутные времена, за что и был казнен в 1607-ом. Ни о дате рождения, ни о месте этого доскональных сведений нет. Известно только, что в казачьем отряде Ивана Хворостинин служил некий «старыя казак» по имени Илейко Муравленин.

Более вероятно, если опираться на те же летописи и другие рукописные тексты тех времен, что жил наш персонаж при Владимире Мономахе и приехал к нему в стольный град Киев в конце одиннадцатого или начале двенадцатого века. Известно также, что некоторые историки считают, что фамилии Илюшины и Гущины, пошли с тех самых знаменательных времен.

Были-небыли или небылицы о былинном богатыре

В советские времена часть информации о многих событиях древности просто замалчивалась, ввиду антирелигиозной политики страны в целом. В двадцать шестом году двадцатого века лавра, где похоронен старец Чоботок, была закрыта, как объект культа, а не ее территории было решено организовать музей. История Ильи Муромца, а вернее, нетленных мощей инока, могла заинтересовать исследователей. Потому был приказ разобраться, отчего труп окаменел и каким образом сохранился многие сотни лет и дать реальное научное объяснение этому феномену.

Тогда так ничего и не выяснили, первый углеродный анализ стал возможен только в начале шестидесятых. Тогда он дал именно те результаты, которые и желали услышать руководители правящей партии. Нетленность мощей была объявлена великой мистификацией. Якобы тело, находящееся в склепе, принадлежит представителю монголоидной расы, тридцати-сорока лет от роду.

В то же время из самих были изъяты некоторые упоминания, указывающие нехристианское мировоззрение автора текстов. К примеру, калики и волхвы, что вылечили Илью, считались Иисусом и двумя апостолами. В советские времена этот факт был полностью устранен даже из обсуждений.

Прошло уже более двадцати лет, когда в 1988 году было решено провести дополнительные исследования, в связи с новыми научными достижениями. Комиссия Минздрава УССР выяснила, что лежит в гробнице все же европеец, умерший приблизительно в первой трети двенадцатого века. При жизни человек было высокого роста, обладающий мощным телосложением и нечеловеческой силой. Все тело от головы до пят покрыто шрамами, что свидетельствует о регулярном участии в разнообразных сражениях и битвах.

Нашли у мумии героя и намеки на искривление позвоночника с характерными отростками, из чего можно делать вывод – Илия Печерский, вероятнее всего, является тем самым богатырем, что сидел на печи больше трех десятков лет. Советская цензура, еще достаточно сильная в конце восьмидесятых, никак не могла допустить распространения подобной информации, но часть ее все же просочилась в прессу.

В памяти народа

Народ из той местности, откуда родом Илья Муромец, да и вообще русские люди не забывают своего героя, сражающегося с половцами и сумевшего прогнать их за донские степи и Азовское море. На территории Сахалинской области, а именно на острове Итуруп, имеется речка Славная. Впадая в озеро с тем же названием, она образует самый высокий водопад в стране. Он носит имя Ильи Муромца. А в одном из районов старого Киева, на Днепре имеется небольшой островок, тоже зовущийся Муромцем.

  • Именем былинного богатыря был назван фрегат русского императорского флота.
  • Бронетрактор Гуркевича, прообраз современного танка, а также самолет Сикорского тоже носили это легендарное имя.
  • Бронеавтомобили и бронепоезда зачастую называли Ильей Муромцем.
  • Круизный теплоход 58 года прошлого века, а также первый портовый ледокол в 65-ом и даже стратегический бомбардировщик времен второй мировой носил имя богатыря.

Интересно, что в 1999 году на заре нового тысячелетия, на предполагаемой родине богатыря в городе Муроме, был возведен памятник В. В. Талькова и В. М. Крюкова. В 2012 во Владивостоке тоже воздвигли памятник Илье Муромцу в Адмиральском сквере. Но это далеко не все, что оставил после себя знаменитый герой, оставшийся в памяти, несмотря на прошедшие сотни лет.

Искусство и культура

Упоминания о былинном богатыре, наделяемом нечеловеческой силой и обостренным чувством справедливости и любви к Родине, встречаются в литературе и живописи испокон веков. Первая рукописная книга, под названием «Гистория об Илье Муромце» датируется еще началом тринадцатого века. О нем писал знаменитый Карамзин и Алексей Толстой не мог не упомянуть его в своих сочинениях. Интересно, что в рассказе «До третьих петухов» Шукшина тоже фигурирует смелый русский воин.

  • Современное народное творчество тоже никак не может обойти стороной этого замечательного персонажа. К примеру, существует множество разнообразных анекдотов, где главными героями выступают былинные богатыри.
  • Самой известной картиной, на которой изображен Илья, считается холст Виктора Васнецова с названием «Богатыри».
  • В начале двадцатого века Рейнгольд Глиэр создал третью симфонию с именем знаменитого рыцаря в заголовке.
  • У Рериха и Верещагина тоже имеются картины с изображением знаменитого Муромца.
  • «Илья Муромец» — так называются две полноценные оперы, принадлежащие перу Бориса Феоктистова и Валентины Серовой.
  • Первый советский фильм о герое вышел в свет в 1956 году, с легкой руки режиссера Александра Птушко. В главной роли было решено снять красавца Бориса Андреева.
  • Начиная с 1975 года было снято несколько десятков мультипликационных фильмов про Илью Муромца. Познавательные и эпичные саги в прошлом, сегодня стали более шуточными и приключенческими.
  • В 1988 году фолк-рок группа под названием «Эпос» выпустила рок-былину «Илья», а в девяносто первом «Сектор газа» использовал образ богатыря в одноименной песне из альбома «Ночь перед Рождеством».

Замечательная история Ильи Муромца нашла свое отражение также и в компьютерных играх, которые сегодня можно считать не менее популярным видом искусства, чем кино и мультипликация. Экшен с элементами квеста и стратегии, под названием «Три богатыря. Первая серия» увидел свет в начале 2008-го. Там наш герой действует вместе со своими товарищами, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, но финальную битву с рейд-боссом Соловьем Разбойником должен провести сам. Вторая игра создана по одноименному мультфильму «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 2007 года.

Спокойная старость или безвременная кончина

О жизни и подвигах русского богатыря Ильи Муромца известно немало, но достоверными сведениями все упоминания его в старинных текстах назвать нельзя. Но о смерти героя, сквозь пелену прошедших столетий, узнать удается еще меньше. Именно о гибели его идет речь в одной из былин, под названием «Три поездки Ильи Муромца». Стиль написания, сюжет, события, отраженные в нем, все это кажется нетипичным для старинных сказаний.

В этом сочинении он просто путешествует и оказывается у заветного камня с тремя дорогами. В замешательстве, как настоящий герой, Илья выбирает дорогу, на которой должен найти свою смерть, но не умирает. Его встречает не страшный монстр из кошмаров и не колдун с клюкой, а просто кучка бандитов с большой дороги, с которыми богатырь расправляется без всяческих усилий. На второй дороге его должен был бы ожидать счастливый брак, но вместо этого парень попадется на крючок старой ведьмы и ее соблазнительницы-дочери.

Третья дорога должна вести к богатствам, и в итоге Илья Муромец все-таки находит клад. Не мудрствуя лукаво, он совершает свой последний подвиг – подвиг духа и благочестия. Он не возводит чертогов и дворцов, а строит церковь, в которой его и хоронят после кончины. Если считать, что прообразом богатыря и правда был знаменитый Илия Печерский, то вырисовывается нечто, похожее на правду.

Таким образом, народ сразу решил увековечить Илью Муромца. Считается, что он спокойно умер в глубокой старости, уже давно будучи монахом и святым, в окружении соратников по служению богу. Однако экспертиза неумолима. Она показывает, что монах скончался не своей смертью, а был убит ударом копья в сердце.

Одна из версий гласит, что случилось это во времена совместных набегов половцев и Рюрика. Говорят, что последним жестом старого героя было машинальное движение, как будто он хотел закрыться щитом, творя при этом крестное знамение правой рукой. Как же было на самом деле и какова история Ильи Муромца, кем он был и как погиб, остается загадкой, которую, возможно, разгадают наши с вами потомки.

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см - для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости - это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии - заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), - такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз - болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.


Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.

Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.


Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:

«...на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была развита мышечная система».
«Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят - «косая сажень в плечах».

Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году. Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя.

Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.

Биография

Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.


Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:

«А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец».

Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.


Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.

Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.


Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям . Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.

Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.


Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.

Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. , о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:

«... от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».

Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.


В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.

Экранизации

Илья Муромец, остановившийся у камня, – привычный с детства образ. Неудивительно, что о богатыре снято много кинолент и мультфильмов, написано множество картин.

Первым примерить на себя роль могущественного дружинника удалось . Фильм «Илья Муромец» вышел в 1956 году. В основу сюжета легли классические былины о богатыре и сцены из сказок .


Советский мультфильм о воине увидел свет в 1975 году. Вторая часть была выпущена на экран через три года. Мультипликационные фильмы повествуют о знаковых событиях в жизни дружинника. Музыкальным оформлением служат композиции из оперы «Илья Муромец».


В 2007 году студия анимационного кино «Мельница» выпустила мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Полюбившийся малышам и их родителям образ немногословного силача (тому, кто озвучивал героя, не пришлось заучивать много текста) позже появится еще в четырех мультфильмах, посвященных русским богатырям. Голосом Муромца стали Валерий Соловьев и .


В фильме «Реальная сказка» (2010 год) былинный персонаж перенесен в современную реальность. Илья занимает должность охранника Кощея Бессмертного и вовсе не похож на истинного героя.


Алексей Дмитриев в роли Ильи Муромца в фильме «Реальная сказка»

Помимо кинофильмов, образ сильного и смелого мужчины нашел отражение в живописи, музыкальных композициях, спектаклях и компьютерных играх.

  • Илья Муромец упоминается в германских эпосах. В сказаниях герой носит имя Илья Русский.
  • В зарубежных источниках также упоминаются жена и дети воина, по которым мужчина скучает в дальних походах.
  • Исследователи утверждают, что Илья умер в возрасте 45-50 лет.
  • По неизвестным причинам останки Илья Муромца (вернее, предполагаемого прототипа) не поддались полному разложению. Верующие считают, что святые мощи богатыря исцеляют болезни позвоночника.

Цитаты

«Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев град...»
«Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины».
«У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у нее пузо треснуло»
«Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит».
«Ты прости меня, мать, не работник я в поле, не добытчик. Калин-царь заготовил стрелу смертную в сердце Киеву. Не велика мне, молодце, честь сидеть в Карачарове».