Литературно-музыкальный вечер в детском саду «Зимняя сказка. Сценарий литературного развлечения для детей старшей группы "путешествие в страну книг"

Название:
Номинация:


Сценарий литературного развлечения в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»



Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через обобщение знаний детей о сказках, Годе литературы.

Задачи:


Продолжать развивать интерес к величайшему богатству русской народной культуры – сказкам; совершенствовать умения детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам.
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Формировать навыки мыслительных операций.

Способствовать развитию мышления, зрительного и слухового внимания, общей мелкой моторики, умения внимательно слушать говорящего, не перебивать, дослушивать до конца.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Воспитывать положительные качества личности: уверенности в себе, умение помогать друг другу, работать в команде.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу, чувство юмора.


Предварительная работа:


Чтение и обсуждение сказок, подготовка костюма, подбор необходимого оборудования и атрибутов

Дидактические игры: «Угадай, из какой сказки», «Чудо-дерево», «Сказочный салат»;
Изображение героев сказок в лепке, аппликации, оригами, рисовании;
Выставка рисунков на тему: Моя любимая сказка»;
Конкурс поделок по русским народным сказкам «В гостях у сказки»;
Драматизация сказок «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок»;
Под фонограмму песни Н. Королевой «Конфетти» в зал входит Фея Сказки.

Оборудование: мультимедийная установка, снежинки, книга, костюм Феи Сказки, метла, 2 рыбки на палочках, 2 лошадки на палке, маска Бабы Яги.

Песня Феи Сказки :
Фея сказки в гости к вам пришла, и вы меня узнали
Фею Сказки любит детвора, меня всегда вы ждали.
Палочкой волшебной я взмахну, и растворятся двери,
В сказку попадаешь снова ты и сразу в чудо веришь.
Фея Сказки- волшебница и чародей.
Фея сказки всегда окружает детей.
В разных сказках мы побывали, и добро от зла отличали.
Только в сказках случаются чудеса!

Фея Сказки . Здравствуйте, ребята! Я – Фея Сказки. Как хорошо, что мы опять с вами встретились. А вы знаете по какому поводу мы собрались? Завершается Год литературы. Год литературы был объявлен в нашей стране в начале 2015 года. Давайте посмотрим эмблему Года литературы.

На официальной эмблеме Года литературы изображены профили великих русских писателей и поэтов:
Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Анны Андреевны Ахматовой. Они окрашены в цвета российского флага: белого, синего, красного.
Я знаю, что в течение всего этого года вы учили стихи, читали разные сказки, познакомились с интересными сказочными героями. И сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по дорогам известных вам сказок. Вы любите сказки? Сейчас проверим, хорошо ли вы их знаете.

1 задание. «Угадай сказку»


Фея Сказки
. Угадайте, из каких сказок следующие строки:
В дом хозяева пришли – беспорядок там нашли. (Три медведя)
Мышка к ним пришла на помощь- вместе вытянули овощ. (Репка)
Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)
Помогла нам яблонька, помогла нам печка. (Гуси-лебеди)
Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)
Не садись на пенек — не ешь пирожок. (Маша и медведь)
Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха-Цокотуха)
НЕ пей из копытца – козленочком станешь. (Сестрица-Аленушка и братец Иванушка)
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка ускакала от меня. (Мойдодыр)
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. (Колобок)
Как звали сестру семи братьев гномов? (Белоснежка)
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»(Федорино горе)

Игра «Метла»


Игроки встают в круг. В середине Фея сказки с метлой. Она начинает кружиться, ведя метлой по кругу над полом, стараясь задеть по ногам игроков, и произносит:
А метла-то, а метла-то весела,
Заплясала, заиграла, замела.
Ни пылинки у Федоры не оставила.
Задача игроков — перепрыгнуть метлу. Кого метла заденет, тот выходит из игры.

2. «Узнай героя сказки»


Он на печке всё лежит
И упрямо так твердит:
“По щучьему велению,
По моему хотению…”
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А, ну, подскажите имя ее.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?

В сказочке герой живёт:
Он не ёжик и не кот,
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык лисе попал! Кто это? Колобок

Красна- девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
.
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовётся….Бабою-Ягой.

Игра с Бабой Ягой.
Дети становятся в круг. В середине водящий-Баба Яга с завязанными глазами Дети произносят слова:
Бабка- Ежка- костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ,
Побежала в баньку, испугала Ваньку.
Баба Яга ловит детей.

3 задание « Кто прислал сообщение?»

1)“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
2)“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
3)“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
4)“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
5)“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
6)“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
7)“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
8)“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
9)Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Игра «поймай золотую рыбку»
Приглашаются 2 участника. У каждого в руках палочка с лентой. На конце ленты- золотая рыбка. По сигналу участник наматывает ленту на палочку, тем самым приближая силуэт рыбки к себе. выигрывает, кто быстрее возьмет рыбку в руки.

4 задание “Узнай сказку по картине”.
На слайдах иллюстрации к сказкам: «»Сказка оглупом мышонке», «Три медведя», «Теремок»,»Сивка-бурка», «Петушок-золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой».
подвижная игра «Кто быстрее на Сивке-бурке»

5 задание « исправь ошибку»
1) царевна - индюшка
2) по собачьему веленью
3) Иван царевич и зеленый волк
4) сестрица Аленушка и братец Никитушка
5) Петушок - золотой пастушок
6) Мальчик - с кулачок
7) У страха уши велики
8) Лапша из топора

6 задание «4-ая лишняя»


Фея сказки.
Посмотрите, дети, на экран. Угадайте, какая сказка здесь лишняя.
На слайде 3 картинки из одной сказки, а 4-ая из другой.

Фея сказки. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. А сейчас я вам расскажу сказку.
‘ Сказка «Фея Добра»
Много-много лет назад один раз в год, зимой, на землю прилетала Фея Добра. Она всегда была с мешочком за плечами, в котором несла волшеб­ные снежинки. Фея Добра была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внима­ния. Но она ни на кого не обижалась и всем, даже самым злым людям, дарила волшебные снежинки.
Когда в ее мешочке не оставалось ни одной снежинки, приходила весна, а Фея Добра незаметно исчезала, что­бы через год зимой прилететь опять.
Каждый получивший в подарок волшебную снежинку становился са­ мым счастливым человеком на земле, потому что становился веселым, забот­ливым, отзывчивым. Люди становились добрыми, у них появлялись добрые мысли, они научились говорить добрые слова и делать добро.

Фея Сказки. Сегодня я вам подарю волшебные снежинки, чтобы вы стали самыми счастливыми и добрыми.
Фея Сказки дарит детям и гостям снежинки.

Фея Сказки
. В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди.
Башмачок хрустальный помоги в пути.
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…..
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

Название: Сценарий литературного развлечения в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, тематические праздники

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»
Месторасположение: г. Жердевка Тамбовская область

Наталья Петровна Мерзликина

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сценарий литературного вечера , посвященного юбилею детской поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто .

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР «ЮБИЛЕЙ А . Л. БАРТО »

ЦЕЛЬ : Способствовать ознакомлению детей с литературным наследием детской писательницы, раскрывающим прекрасные стороны детства, влияющим на развитие и становление характера дошкольника.

ЗАДАЧИ :

Расширять знания детей о творчестве А. Л. Барто , чувствовать образность языка стихотворений.

Развивать интерес к поэтическому слову, слуховое и зрительное внимание, интонационную выразительность, активизировать словарь.

Приобщать детей к российской культуре, формируя образ ребенка с позитивным поведением.

Воспитывать любовь и уважение к поэзии.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Портрет А. Л. Барто

Выставка произведений, иллюстрации к стихотворениям писательницы

Набор предметных картинок для игры.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наш литературный вечер посвящен юбилею замечательной поэтессы, писательницы Агнии Львовны Барто . В этом году, 17 февраля ей исполнилось бы 110 лет со дня рождения.

Агния Львовна родилась в Москве. С самых ранних лет её отец привил любовь к чтению великих русских поэтов и писателей. Свои стихи она начала писать с детства, в младших классах. Её стихи отличаются доступностью, понятностью,с большим юмором. Они являются выражением детских чувств.

Стихи бывают разные

Хорошие, простые.

Стихи бывают грустные

Бывают и смешные.

Стихи А. Л. Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. В нашей стране нет ни одного человека, который бы не знал стихов этой писательницы. Уже много лет для каждого ребенка знакомство с художественной литературой начинается со знакомства со стихами А. Л. Барто . Стоит только сказать малышам : «Уронили мишку на пол…» , как в ответ мы услышим продолжение этого стихотворения.

1. Ведущий. Вот сейчас мы с вами и поиграем. Я читаю начало стихотворения, а вы его продолжаете.

1. Зайку бросила хозяйка…

2. Я люблю свою лошадку…

3. Идет бычок, качается…

4. Наша Таня громко плачет…

5. Матросская шапка, веревка в руке…

2. Ведущий.

Дорогие ребята, уважаемые гости. Сейчас мы с вами послушаем стихи Агнии Львовны Барто , которые вы, надеюсь, хорошо знаете.

Чтение стихотворений А. Л. Барто в исполнении детей группы «Цыплята» .


3. Ведущий.

Вот какие молодцы! Мы сейчас с вами посмотрим, а знают ли наши дети книги Агнии Львовны? Посмотрите, на витрине выложены произведения не только знаменитой юбилярши , но и другие книги наших писателей. Посмотрим, сможете ли вы отобрать книги именно Агнии Барто .

Дети отбирают произведения А. Л. Барто .


4. Ведущий.

А сейчас, давайте мы с вами превратимся на время в маленьких воробышков. А поможет нам в этом стихотворение А. Л. Барто «Воробей» .


Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив-чив-чив!

Дети двигаются как воробьи (физкультминутка) .


5. Ведущий.

Ребята, посмотрите внимательно на эти предметные картинки. Постарайтесь вспомнить, в каких произведениях А. Л. Барто они встречаются .


Дети работают с предметными картинками.

6. Ведущий.

А сейчас, мы с вами поиграем в дидактическую игру «Путаница» . Я читаю отрывки стихотворений Агнии Львовны, но в них что- то не так. Вы должны меня поправить.

1. Я люблю свою кроватку (лошадку, причешу ей шерстку гладко…

2. Спать пора! Уснул волчок (бычок, лег в коробку на бочок…

3. Тяну я кораблик по быстрой реке, и скачут цыплята (лягушки) за мной по пятам…

4. Нет, напрасно мы решили прокатить слона (кота) в машине…

5. Зайку бросила лентяйка (хозяйка)

6. Вертолёт (самолёт) построим сами, понесемся над лесами…

7. Ведущий. Наступило время литературной викторины по произведениям Агнии Львовны Барто . Я вам задаю вопросы, вы подумайте, а потом поднимите руку для ответа.

1. Из какого стихотворения зайчата?

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на ёлку. «Дело было в январе»

2. Как звали девочку в этом стихотворении?

Всех локтями раздвигая пробирается вперёд.

Говорит она толкая : Фу, какая теснота!

Говорит она старушке – Это детские места. «Любочка»

3. Из-за какой птицы ревел мальчик четыре дня?

Ярко - розовая грудка, два блестящие крыла…

Я не мог ни на минутку оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится – будет птица у меня. «Снегирь»


4. Как можно назвать эту девочку, из какого она стихотворения?

Вот у Тани сколько дела :

Таня ела, чай пила,

Села с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла. Лентяйка. «Помощница»

5. Как звали этого мальчика?

Замолчали крикуны, так они удивлены :

Распевает ладушки мальчик вместо бабушки. «Вовка - добрая душа»

6. Кто заблудился в этом стихотворении? Он заблудится в саду – Я в траве его найду. «Козленок»

7. Что построят дети?

Мы его построим сами,

Понесемся над лесами… «Самолёт»

8. Как звали мальчика? Назовите стихотворение.

Он проснулся ночью темной, было только три часа.

Он ужасно испугался, что урок уж начался. «В школу» . Петя.

9. Продолжи стихотворение.

Целый день трезвонит Таня;

Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой …

«ходим парой,

Санитары мы с Тамарой»

Пожалеем вместе зайку, и уложим спать слона,

Мяч достанем нашей Тане, лапу мишке мы пришьем…

Знают взрослые и дети : Лучше нет стихов на свете.

Про бычка, флажок, кораблик, Куклу, Вовку, самолет.

И про это, и про то - Это Агния Барто .

Дорогие ребята, уважаемые гости! Вот и подошел к концу наш литературный вечер , посвященный юбилею Агнии Львовны Барто . Много книг написала она. Все её произведения мудрые, веселые, поучительные. Творчество Агнии Львовны будет вечно жить в наших сердцах, передаваться из поколения в поколение.


Спасибо за внимание!

Ведущий:
Добрый день, ребята. Я надеюсь, что сегодня здесь собрались любители поэзии. Я приглашаю вас на наш литературный конкурс, посвященный
Дню поэзии , который отмечается с 21 марта 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. И сегодня вам представится счастливая возможность принять участие в поэтическом состязании.

Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи .

Ведущий:
— Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, по-иному, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание? Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир?

1 ученик:

Что станет с языком в делёком далеке?
Загадывать сегодня мы не будем.
Но нам хотелось, чтоб на русском языке
Писали честные порядочные люди.

2 ученик:

И лишь книголюбы сейчас понимают,
Что блага земные из книг к нам пришли.
За тех, кто читает! За тех, кто мечтает!
За книги – сокровище нашей Земли!

Ведущий:

Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Предлагаю всем нам, следуя давней традиции, зажечь наш очаг поэтического вечера – эти свечи.

Участники вечера зажигают свечи.

3 ученик:

Вы, огнём сердечным,
Зажгли, огонь сей, бесконечный!
Пусть свет изгонит неудачи,
Пусть по плечу вам все задачи!
Пусть он не меркнет, пусть пылает
И в завтра путь нам озаряет!

Ведущий:

Мы очень рады, что наше приглашение приняли сотрудники школьной и сельской библиотек, а так же учителя русского языка и литературы.

Ведущая вечера представляет и приветствует библиотекаря школьной и сельской библиотек и учителя русского языка и литературы и даёт им слово.

4 ученик:

За труд, что так велик,
Вам ото всех почёт!
Кто сбережёт язык,
Кто сбережёт народ.
За то, что в душах детских
Не изгнаны в отстой:
Тургенев, Достоевский
И Пушкин, и Толстой!
Что вы культуры чашу
Не расплескать смогли.
Вам благодарность наша
Поклон вам до земли!
Ведущий:

— Предлагаю нашим гостя участвовать в роли жюри, которое рассудит наши команды.

Жюри занимает свое место.

Ведущий:
— Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.
5 ученик:

Поэт на Руси – богоносец!
Тернист его жизненный путь.
Поэт на Руси – боготворец! —
Дано ему жизнь вдохнуть
В простые избитые истины —
В затертые словеса,
И в бальное платье воистину
Правду одеть, причесав.
Дано воскресить надеждами
Божественный в душах свет,
Возвышенно чистыми, нежными
Чтоб стали они в ответ…
Уходят поэты первыми
В туманные небеса,
Там Богу нужны, наверное,
Ангелов голоса!


Ведущая:
— Сегодня, 21 марта мы с вами отмечаем всемирный день поэзии. И в связи с этим обстоятельством хочется сказать о том, что этом году 6 -е июня мы будем отмечать 215 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина.

В этом году 15-го октября мы отметим ещё и день рождения Михаила Лермонтова. С того дня прошло уже 200 лет.

С их замечательными стихами мы все знакомы со школьной скамьи.

Ведущая:

Итак, а теперь для того, чтобы расцвела радуга ваших талантов нам нужно создать две команды, которые будут называться «Пушкинисты» и «Лермонтовцы».


Друзья мои, пусть брошен будет жребий!

Пора уж от презренной прозы

К поэзии нам с вами перейти!

(Создают 2 команды, выбирают капитанов и эмблемы, соответствующее теме мероприятия)

Конкурс «Сказочная поэзия»

Начнем мы с легкой разминки. Вам нужно записать ответы на листочках. Учитывается быстрота и правильность ответов.

1. Сильный, гордый, благородный,

Через вьюгу и мороз

По Лапландии холодной

На себе он Герду нес (олень)

2. На ветвях сидит не птица,

А сидит краса девица.

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовет

И на дно утащит (русалочка)

3. Он стойко беды перенес,

Никто не видел его слез (оловянный солдатик)

4. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден (гадкий утенок)

5. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака (Дюймовочка)

Конкурс «Вспомни стихотворение»

Вам сейчас раздадут карточки с окончанием стихотворных строк, а вы должны вспомнить их начало и записать все четверостишие. А также надо вспомнить автора.

1. на пол;

Лапу;

Не брошу;

Он хороший.

2. дуб зелёный

На дубе том;

Учёный;

По цепи кругом.

3. солнце;

Чудесный;

Друг прелестный;

Проснись;

4. хозяйка;

Зайка;

Не мог;

Промок.

5. цокотуха;

Брюхо;

Пошла;

Нашла.

6. построим сами;

Над лесами;

Над лесами;

К маме

Конкурс «Учимся писать стихи»

Нелегко сочинять стихи, но мы вам поможем. Мы придумали первые и последние слова строчек, а вам осталось вписать слова по смыслу.

1. Лес ————- до небес.

Идем ————- найдем.

2. Не спешу ———- пишу.

В тетрадь————- пять.

Конкурс «Буриме»

Кто мне скажет, что такое «буриме»? Это старинная игра, которая появилась в XVII веке. На заданные рифмы пишутся четверостишья.

В этом конкурсе нужно подобрать рифму к названным словам: окно, день, кабан, пень, творог, трава, град, мошка.

Конкурс «Поэты нашего двора»

Участники презентуют стихи собственного сочинения на тему «Весна»

Конкурс «Цитаты из стихотворений »

Нужно вспомнить из каких стихов эти строчки. Команды отвечают по очереди.

1. «Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны».

«А что у вас?» С. Михалков

2. «Вместо шапки на ходу

Он надул сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки».

«Вот какой рассеянный» С. Маршак

3. «Красота! Красота!

Мы везем с собой кота!»

«Песенка друзей» С. Михалков

4. «Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое…»

«Мойдодыр» К. Чуковский

5. «Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне!»

«Дядя Степа» С. Михалков

6. «Крошка сын

Пришел к отцу,

И спросила кроха:

«Что такое

Хорошо

И что такое

Плохо?»

В. Маяковский

Конкурс «Детские поэты»

Каждой команде на листочках записать как можно больше известных детских поэтов.

Конкурс «Раскрой свой талант»

Те, кто приготовил и выучил стихотворение А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова дома, получат отдельно приз.

Подведение итогов, награждение победителей

Ведущий:

В заключение нашего мероприятия послушайте стихотворение о книге.

6 ученик:

Книга – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать:

Затеет спор – веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на все ответ найдет.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!»

Сводная таблица баллов

№п/п

Название конкурса

Баллы

«Сказочная поэзия»

«Вспомни стихотворение»

«Учимся писать стихи»

«Буриме»

«Поэты нашего двора»

«Цитаты из стихотворений»

«Детские поэты»

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Это группа методов и средств использования литературы вне занятий, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

  • чтение и рассказывание;
  • пение и танцы;
  • слушание;
  • просмотры и инсценировки.

На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений , в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.

Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя . Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Стихи поэтов — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.

Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника : торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.

Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).

Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей . Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10—15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала — игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты , которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).

Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.

В детском саду можно организовать просмотр инсценировок произведений, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

В методике показа мультфильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией мультфильма желательно вступительное слово воспитателя.

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).

В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.

Сценарий

нетрадиционного мероприятия с родителями

литературная гостиная

«Мама, папа, я - читающая семья»

Разработали:

Зам. заведующего по УВР

МБДОУ д/с №20,

Ващенко А.Ф.,

Воспитатель

Бульбас Н.П.

Цель : выяснить насколько много или мало читающих семей в нашей группе. Достаточно ли времени родители уделяют своим детям дома для прочтения художественной литературы. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, улучшение детско-родительских отношений, стимулирование у воспитанников старшего дошкольного возраста познавательной активности, привития любви, интереса к книге и потребности в чтении.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к книгам;

Формировать у дошкольников умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книг;

Формировать умение у детей свободно высказывать свои мысли;

Воспитывать у дошкольников уважение к труду писателей и поэтов.

Оборудование: книги, кубики с изображением сказочных героев; иллюстрации к известным сказкам и произведениям, для показа на мультимедийной доске (ИКТ); фишки и призы (книги) для викторины; запись музыкальной разминки «Колобок» и «Разминка сидя».

Ход мероприятия :

Зал украшен иллюстрациями из известных сказок и выставкой поделок и рисунков совместного творчества родителей и детей «Мои любимые сказки».

Воспитатель :

Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Мы собрались сегодня, чтобы обсудить вот какой вопрос: насколько много и часто вы читаете детям книги, сказки.

Вы спросите: «А зачем детям нужны сказки?». Многие века дети слушали русские народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы и няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились? Ребенок, слушавший сказки с детства, вырастает здоровым душой. Нельзя читать каждый день новую сказку, потому что раньше наши предки рассказывали сказку столько раз, чтобы ребенок успевал бы её выучить наизусть. Только так малыш может усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Поэтому читайте детям вслух, чтобы в будущем ваш ребенок поступал так, как поступают добрые герои из добрых русских сказок.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка…

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

Книжку с мамой я читала,

А потом чуть-чуть устала.

Я проснулась, мама спит,

Книжка рядышком лежит.

Книжка называется

«Спящая красавица»

А сейчас давайте проверим знания наших детей и родителей о сказочных персонажах. Я предлагаю вам разделиться на две команды провести небольшой конкурс «Отгадай сказку». Я буду загадывать вам загадки по очереди, а вы отвечаете. Если же команда не знает ответ, то может ответить другая команда. За каждый правильный ответ получите фишку. В конце нашей встречи мы подсчитаем фишки, и у кого окажется их больше, тот выиграл.

И так, первый вопрос команде…..

1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

Следующий вопрос команде……

2. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок,

Румяный бок

Покатился …. (Колобок)

3. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из «Репки»)

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти маленькие дети? (Семеро козлят)

5. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

6. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Молодцы, ребята и родители! Вы все справились с конкурсными загадками.

А сейчас нас ждет очередной конкурс. Вам нужно отгадать героя сказки, которому принадлежат слова и назвать саму сказку. Слушайте внимательно. Чья команда первой поднимет руку, тому и отвечать. Выкрики с места за правильный ответ не принимаются, только поднятая рука.

1. Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Лиса и заяц»)

2. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Маша из сказки «Маша и медведь»)

3. Печка, матушка, спрячь нас! (Сестрица из сказки «Гуси-лебеди»)

4. Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

5. У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи,

Не зубы, а зубищи – я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц – хваста»)

6. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (Колобок из сказки «Колобок»)

Умницы! Вы все правильно отвечали и отгадывали героев сказки. Покажите мне, кто больше всех заработал фишек?

Наши детки немного засиделись. Давайте покажем, всем, как мы умеем танцевать. У нас как раз с вами последняя загадка была проколобка, и я предлагаю провести разминку «Колобок». Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам!

Спасибо нашим юным талантам!

А теперь я хочу показать вам некоторые иллюстрации к знакомым сказкам. Думаю, что и дети, и родители легко угадают и узнают сказку по этим картинкам. (на мультимедийной доске показ слайдов с иллюстрациями к сказкам):

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. «Царевна-лебедь»

1. «Царевна-лягушка»

2. «Спящая царевна»

1. «Иван царевич на сером волке»

2. «Снегурочка»

1. «Три богатыря»

(за каждый правильный ответ выдается фишка)

Ведущий : - А вот ещё небольшое задание. Оно называется «Волшебные предметы». Вам необходимо по очереди ответить мне, какие волшебные средства - предметы были у сказочных героев? (на мультимедиа показаны герои сказок и их волшебные средства)

1. -У Буратино (золотой ключик).

2. -У Золушки (хрустальная туфелька).

3.-У Красной шапочки (корзиночка с пирожками).

1. -У Снежной королевы (волшебное зеркало) .

2. — Спящую красавицу усыпило (веретено).

3.-У Кощея бессмертного спрятана смерть (в яйце на конце игры)

Воспитатель: Мы немножко засиделись на месте. А давайте проведем разминку «Весёлый счёт».

Воспитатель : И последнее наше конкурсное задание называется «Хоровод сказок».

Команды так же отвечают по очереди.

· Какие слова говорил Иван – царевич, чтобы войти в избушку Бабы –Яги? («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!»)

· Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)

· Самый круглый сказочный герой. (Колобок)

· Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)

· Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

Что это за сказка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

·Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка)

(командам за правильный ответ дают фишку).

Молодцы и дети и родители!

Уважаемые родители! Видно, что в ваши детские годы вы все-таки читали, а не смотрели телевизор и не просиживали за компьютером. Вот и наша с вами задача постараться сделать из наших детей читающих, любящих слушать и рассказывать сказки. Мы очень надеемся, что после нашего праздника вы всё же будете чаще брать в руки книгу, а не включать детям мультики!

На этом позвольте закончить наш вечер. А чтобы вы не ушли от нас с пустыми руками, вас всех ждут подарки. Пусть эти книги станут началом вашей дальнейшей, набирающей обороты читающей семьи!

Приглашаю всех к самовару на душистый чай с бубликами!