Нравственные проблемы в романе евгений онегин. А

Отвечает писатель Алексей Варламов, ректор Литературного института им. А. М. Горького

Фото Владимира Ештокина

1. В школе учат, что «Евгений Онегин» - это энциклопедия русской жизни, и объясняют почему: потому что изображены все слои русского общества, их нравы, их представления. Так ли это?

Евгений Онегин в кабинете. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Начнем с того, что само это определение - «энциклопедия русской жизни» - принадлежит Белинскому, и это его интерпретация.

Что такое энциклопедия? Некий свод знаний о чем-то, фиксация реальности. Энциклопедия не предполагает никакого развития этой реальности, реальность уже поймана, связана, зафиксирована и с ней больше ничего не может случиться. Энциклопедия - это остановка, подведенный итог. Да, возможно, спустя десять лет появится новая энциклопедия, но это будет новая, а старая уже состоялась.

Так вот, «Евгений Онегин» менее всего похож на зафиксированную, прокомментированную и разложенную по полочкам реальность. Это живая вещь, отражение изменчивой, сложной, противоречивой жизни. В «Онегине» нет никакой точки, он весь находится в постоянном движении.

Понятие энциклопедии предполагает полноту охвата, максимальную детализированность, отражение всех сторон описываемого предмета. Но нельзя сказать, что «Евгений Онегин», при всем величии этого романа, целиком отразил русскую жизнь начала XIX века. Там есть огромные лакуны!

В романе почти нет Церкви и повседневной церковной жизни, в том числе ее обрядовой стороны. Не считать же исчерпывающим изображением церковной темы такие фразы, как «два раза в год они говели», «в день Троицын, когда народ / зевая, слушает молебен» или «и стаи галок на крестах». Получается страна, где есть стаи галок на крестах, а кроме этих галок и крестов ничего христианского и нет.

У Пушкина был такой взгляд на вещи, и не у него одного.

Русская классика XIX века, за редкими исключениями, прошла мимо Церкви. Точно так же, как и русская Церковь прошла мимо русской классики.

Смотрим далее. Военная жизнь России в романе хоть как-то отражена? Почти никак (упоминается разве что медаль у Дмитрия Ларина, да муж Татьяны - изувеченный в сражениях генерал). Промышленная жизнь? Очень мало. Ну и что же это получается за энциклопедия? Или вот такой интересный момент: в «Онегине», как, впрочем, и везде у Пушкина, нет многодетных семей. Евгений - единственный ребенок, у Лариных - две дочери. То же самое в «Капитанской дочке», в «Повестях Белкина». А ведь тогда почти все семьи были многодетными, один-два ребенка - редкое исключение. Да, Пушкину это было нужно для решения его художественных задач, но тогда уж об энциклопедии русской жизни говорить не приходится.

Так что здесь Белинский, думаю, неправ. Скорее уже «Войну и мир» Льва Толстого можно назвать энциклопедией. Тоже неполной, но куда более обстоятельной.

2. Есть ли в «Евгении Онегине» какой-то глубокий христианский посыл, подобный тому, какой есть, к примеру, в «Капитанской дочке»?

Онегин с Ленским в гостях у Лариных. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я далек от того, чтобы обязательно видеть отчетливый христианский посыл в любом произведении Пушкина. В 1830-е годы он, несомненно, обращается к христианству, и «Капитанская дочка» - самая христианская вещь не только у Пушкина, но и вообще в русской литературе «золотого века». Но ведь это позднее произведение, которое он закончил в 1836 году, до того уже были написаны «Пророк», «Отцы-пустынники и жены непорочны». Эти мотивы не возникли у Пушкина из ничего. Они были сокрыты в его раннем творчестве и начали проявляться, проступать так, что стали заметны невооруженному глазу.

В «Евгении Онегине» можно заметить это движение, этот перелом. Мы знаем, что первые две главы были написаны еще в южной ссылке, а потом Пушкин уезжает в другую ссылку, в Михайловское, и вот тут с ним что-то происходит. Может, потому, что там, в Псковской губернии, все окрестные места напрямую связаны с русской историей, может, потому, что там он бывал в Святогорском Свято-Успенском монастыре, часто спорил с местным приходским священником Иларионом Раевским и даже заказывал панихиду по Байрону, рабу Божьему боярину Георгию, что, конечно, можно рассматривать как вызов, хулиганство, но по большому счету это тоже было очень глубоко и серьезно. Он постепенно начинает чувствовать христианские корни русской истории и русской жизни, читает Библию, читает Карамзина. В этом смысле последние главы романа заметно отличаются от первых. Но здесь пока это еще только начинает мерцать, это еще не вошло в полную силу.

В «Капитанской дочке» главный христианский мотив - Промысл Божий, послушание Божьей воле, которое делает счастливыми двух главных героев, позволяет преодолеть им все испытания и обрести полноту бытия.

Иначе с «Евгением Онегиным». Попытка притянуть явные христианские смыслы была бы, по-моему, искусственной. В чем там христианский посыл? В том, что Татьяна послушалась матери, вышла замуж за генерала и осталась ему верна? Но что в этом специфически христианского? Это нормальное поведение в любом традиционном обществе. Верность обету, верность мужу, смирение - ценности, которые христианство, конечно, наполняет своим содержанием, но это ведь не исключительно христианские ценности. Более того, из текста романа мы не видим, чтобы Татьяна была как-то особенно религиозна. Она не может оскорбить мужа, бросить тень на его репутацию, она зависима от общественного мнения, но это другая история. Но главное - она несчастлива, проявив послушание родительской воле и верность мужу. Если героев «Капитанской дочки», «Метели», «Барышни-крестьянки» в перспективе ждет счастье, то Татьяну ничего не ждет. Жизнь ее пуста. Детей у нее нет, приемы и балы ее раздражают, в религии она утешения не находит (во всяком случае, никаких намеков на это в тексте нет). Собственно, все, чем она может утешаться, - это воспоминания о деревенской жизни, о красоте природы. Вся ее жизнь в прошлом, живет она не так, как ей самой хотелось бы, а как требует от нее свет.

«Евгений Онегин» - это, по сути, история о том, как два человека могли бы быть счастливыми, если бы вовремя это поняли. Но

Евгений прошел мимо Татьяны, сделав несчастными обоих. И никакого выхода из этой ситуации нет. Мне кажется, будь это христианское произведение - было бы как-то по-другому.

Если не счастье в общепринятом понимании, то хотя бы какой-то высокий смысл, а не эта безвыходность, по крайней мере в том, что касается Татьяны .

3. Есть ли все-таки в «Евгении Онегине» нравственный урок?

Татьяна пишет письмо Онегину. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я думаю, бессмысленно задаваться вопросом, какой нравственный урок должны извлечь школьники из «Евгения Онегина», из описанной там истории. Не влюбляйся, а то придется страдать? Глупо. Еще глупее говорить: влюбляйся только в достойного человека. Как показывает жизнь, управлять этими материями невозможно.

Можно, конечно, сказать и очевидные вещи: Онегин - это отрицательный пример, пример того, как изначально умный, способный человек, не понимая, для чего жить, в конце концов оказывается в полной пустоте - и духовной, и душевной. В то время как Татьяна - пример положительный, она в возникающих обстоятельствах принимает этически правильные решения. Однако это не отменяет безнадежности рассказанной в романе истории.

Но, может, для самого Пушкина эта безвыходность «Евгения Онегина» была жизненно необходима для внутреннего движения в сторону христианства. «Онегин» перед ним самим поставил такие вопросы, ответы на которые автор позднее дал в той же «Капитанской дочке». То есть «Онегин» стал необходимой ступенькой.

Христианство - доминанта позднего Пушкина, и «Евгений Онегин» - процесс создания такой доминанты, это как бы вызревание плода, еще почти незаметное для глаз.

А кроме того, христианство Пушкина заключено прежде всего в красоте его строф. Эта красота явно божественного происхождения. Он потому и гений, что ловил свет божественной красоты, ощущал Премудрость Божью, явленную в сотворенном мире, и в его произведениях этот свет проступал. Перевод божественной красоты на русский язык - это, на мой взгляд, главный христианский смысл «Евгения Онегина». Потому и не особо успешны переводы романа на другие языки. Содержание передается, а вот эта внерациональная красота теряется. Для меня именно это в «Евгении Онегине» самое главное. Он вызывает невероятно сильное чувство родины, чувство дома.

4. Кто главный герой «Евгения Онегина»? Онегин, Татьяна Ларина - или же сам Пушкин?

Евгений и Татьяна - встреча в саду. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Пушкин неслучайно назвал свой роман именно так: «Евгений Онегин». Но можно ли считать Татьяну главным героем? Почему нет? И такое мнение можно обосновать, отталкиваясь от пушкинского текста. Но точно так же можно утверждать, что главный герой романа - сам автор с его постоянным присутствием в тексте. «Онегин», как истинно классическое произведение, всегда будет порождать массу трактовок. Это нормально. А ненормально - воспринимать какую-либо из них как истину в последней инстанции.

5. Правда ли, что жена Пушкина, Наталья Николаевна, удивительным образом похожа на Татьяну Ларину - по характеру, по убеждениям, по отношению к жизни? Что Вы об этом думаете?

Татьяна Ларина читает книги. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я об этом слышу впервые и, пожалуй, не соглашусь с таким мнением. Дело не в том даже, что, как известно, прототипом Татьяны была другая женщина, и не в том, что любые параллели между реальными людьми и литературными героями рискованны.

Я думаю, такой взгляд попросту входит в противоречие с тем, что сказано в пушкинском тексте про Татьяну.

Обратите внимание, что Татьяна, хотя в своей семье и «казалась девочкой чужой», но она, а не Ольга повторяет судьбу своей матери: влюбляется единственный раз в жизни, и любовь эта остается с ней навсегда, замуж выходит за нелюбимого человека и до гробовой доски хранит ему верность.

Для Пушкина этот момент крайне важен. Идеальная пушкинская героиня - это девушка или женщина, которая может любить только одного человека. Такова Татьяна - и не такова Ольга, которая полюбила Ленского, но после его гибели тут же влюбилась в улана и выскочила за него замуж. Онегин, читая наставления Татьяне («Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так видно небом суждено. Полюбите вы снова: но...»), ошибается. Татьяна - однолюбка.

Можно, кстати, провести интересную параллель между Татьяной Лариной и Наташей Ростовой. И та, и другая считаются положительными героинями, выражающими наш национальный характер и даже христианский идеал. Но это абсолютно противоположные друг другу создания именно по отношению к любви. Наташа Ростова скорее похожа на Ольгу. То она любила Бориса, то князя Андрея, то Долохова, то она полюбила Пьера. И Толстой любуется тем, как она меняет свои привязанности. Для него в этом суть женственности и женского характера. Толстой полемизирует с Пушкиным в вопросе о том, как должна женщина устраивать свою жизнь. Не буду говорить, кто из них прав, - давать оценки тут бессмысленно. Но мне кажется, что Наталья Николаевна Пушкина по своей внутренней сути гораздо ближе к Наташе Ростовой, нежели к Татьяне Лариной (так что параллель Дантес - Анатоль Курагин не лишена смысла). Ну а кроме того, она познала радость материнства, была замечательной матерью. Татьяна же бездетна, в тексте романа нет ни малейших указаний на то, что у нее будут дети.

6. Правда ли, что Пушкин собирался закончить роман так: муж Татьяны, генерал, становится декабристом, и Татьяна едет вслед за ним в Сибирь?

Встреча Онегина с замужней Татьяной. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Это версия, одна из возможных интерпретаций пушкинского текста, который допускает множество трактовок. Он так устроен, этот текст, что ему трудно противоречить. Хочется кому-то верить, что Онегин - лишний человек, - пожалуйста, Пушкин это позволяет. Хочет кто-то думать, что Татьяна отправилась бы вслед за мужем-декабристом в Сибирь - и тут Пушкин не возражает.

Поэтому если уж говорить о том, чем закончился «Евгений Онегин», то самой точной и остроумной мне представляется версия Анны Ахматовой:

«Чем кончился “Онегин”? - Тем, что Пушкин женился. Женатый Пушкин еще мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог»*.

Первые главы «Евгения Онегина» Пушкин написал в 1823 году, будучи молодым, ветреным человеком, а закончил роман в 1831 году. В том же году он женился. Прямой причинно-следственной связи тут, возможно, и нет, но связь более глубокая, смысловая, мне кажется, есть. Тема супружества, супружеской верности, неотменимости венчания всегда очень волновала Пушкина. Но если в «Графе Нулине» (1825 год) он скорее посмеялся над супружеством, то чем дальше, тем серьезнее стал к нему относиться. Будь то восьмая глава «Евгения Онегина», будь то «Капитанская дочка» (1836 год), будь то «Повести Белкина», особенно «Метель» (написана в 1830 году), где оба героя понимают, что венчание - это та черта, которую невозможно перейти. То же и в «Дубровском» (Пушкин закончил его в 1833 году), где Маша говорит: «Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского». Как только люди повенчаны, шагнуть назад нельзя. Поздний Пушкин постоянно об этом толкует. И то, что он погиб на дуэли, защищая честь своей жены и тем самым как бы защищая необратимость венчания, - это не только важный штрих в его биографии, но и пример того, как жизнь перетекает в литературу, а литература - в жизнь.

7. Четырнадцать-пятнадцать лет (средний возраст девятиклассников) - это подходящий возраст для понимания пушкинского романа?

Онегин и Татьяна - последний разговор. Иллюстрации Е. П. Самокиш-Судковской
(1908), www.poetry-classic.ru

Я считаю - да. Воздействие художественной литературы (а особенно русской классики) происходит ведь не только на уровне сознания. Разумеется, в четырнадцать лет невозможно понять всю глубину «Онегина», но ведь не факт, что и в сорок четыре ее поймут. Помимо рационального восприятия, есть же еще косвенное воздействие текста, эмоциональное, тут работает просто мелодика стиха - и все это западает в душу, остается в ней и рано или поздно может прорасти. Между прочим, и с Евангелием то же самое. Можно его понять в семь лет? Да, можно. А можно не понять ни в тридцать семь, ни в семьдесят. Человек берет из него то, что способен воспринять соответственно своему возрасту. Вот так же и с классикой.

Сам я прочитал «Евгения Онегина», как и большинство моих сверстников, в восьмом классе, и не скажу, чтобы был поражен. А по-настоящему я полюбил «Евгения Онегина» сравнительно недавно, лет десять назад. В этом мне помогли замечательные выступления Валентина Семеновича Непомнящего, в которых он читал и комментировал пушкинский роман, главу за главой. Именно Непомнящий предопределил мое взрослое понимание романа, помог увидеть всю его глубину. Не скажу, что «Евгений Онегин» стал моим самым любимым пушкинским произведением - лично для меня «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник» более значимы, но с тех пор я неоднократно его перечитывал, каждый раз замечая новые грани, оттенки.

Но, как знать, - может, то раннее, полудетское восприятие «Онегина» как раз и заложило основу для того, чтобы увидеть его уже по-взрослому?

Кроме того, когда мы говорим, что дети знакомятся с «Евгением Онегиным» в девятом классе, - это не совсем точная формулировка. В девятом классе они знакомятся с этим произведением целиком, но многие отрывки из него узнают гораздо раньше - еще в начальной школе, а то и до школы. «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», «Зима, крестьянин, торжествуя…» - все это знакомо с раннего детства. И в четырнадцать лет, читая «Евгения Онегина» целиком, дети испытывают радость узнавания.

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

Проблематика и герои романа «Евгений Онегин»

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах «Евгений Онегин», необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой» - изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный «лирический дневник» автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа «Евгений Онегин».

Итак, перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).

… мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

… рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но обратим внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков

из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам - большой.

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина «вовремя созреть», из «преждевременной старости души». То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов:

Ее портрет, он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Для Онегина любовь - «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

«Евгений Онегин» - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Умение отразить «склонность» человеческой натуры «к противуречию», сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма. Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: «Мы все учились понемногу...», «Мы почитаем всех нулями...», «Мы все глядим в Наполеоны», «Так люди, первый каюсь я,// От делать нечего друзья...»

Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: «Ужель мне скоро тридцать лет?» И он призывает «младое вдохновенье» спасти «душу поэта» от гибели, не дать "… окаменеть// В мертвящем упоенье света,// В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава:

И ныне музу я впервые

На светский раут привожу.

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю.М. Лотман: «Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора „Евгения Онегина“, он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света» (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995).

«Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света», появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: "… от друзей спаси нас, Боже!" Сравните язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне (строфа XXXV):

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». Ибо в истинной дружбе предательство - грех самый страшный, который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Обратим внимание на эти стихи, они - одни из важнейших, центральных в русской литературе XIX века. Пушкинская формула ляжет в основу «Преступления и наказания», «Войны и мира». Наполеоновская тема впервые осознана и сформулирована Пушкиным как проблема цели жизни человека. Наполеон здесь фигурирует не как романтический образ, но как символ психологического настроя, согласно которому личность ради своих желаний готова подавить, уничтожить любую преграду: ведь окружающие люди - лишь «двуногие твари»!

Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы.

В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилия писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Труд упорный ему был тошен». Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади, в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание, разгадать предназначение. Этот мотив - центральный в творчестве Лермонтова, осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова.

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского - катастрофа. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть// Убийцу брата своего». Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: "…Татьяна - это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе - кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева. Но манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном

образе чистой, невинной девушки, так оробевшей пред ним с первого разу. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за «нравственный эмбрион». Это она-то эмбрион, это после письма-то ее к Онегину! Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно. Да и совсем не мог он узнать ее: разве он знает душу человеческую? Это отвлеченный человек, это беспокойный мечтатель во всю его жизнь. Не узнал он ее и потом, в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все ее совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него, не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа<…>.

Кстати, кто сказал, что светская, придворная жизнь тлетворно коснулась ее души и что именно сан светской дамы и новые светские понятия были отчасти причиной отказа ее Онегину? Нет, это не так было. Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает, она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом ее апофеоза. Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака - нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю», потому ли, что она, «как русская женщина» (а не южная или не французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием честей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна» <…>. Да, верна этому генералу, ее мужу, честному человеку, ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее «молила мать», но ведь она, а не кто другая, дала согласие, она ведь, она сама поклялась ему быть честною женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором, стыдом и убьет его. А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание <…>. Скажите, могла ли решить иначе Татьяна, с ее высокою душой, с ее сердцем, столь пострадавшим? Нет <…>. Татьяна отсылает Онегина <…>. У него никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь, - это «крест и тень ветвей над могилой ее бедной няни». О, эти воспоминания и прежние образы ей теперь всего драгоценнее, эти образы одни только и остались ей, но они-то и спасают ее душу от окончательного отчаяния. И этого немало, нет, тут уже многое, потому что тут целое основание, тут нечто незыблемое и неразрушимое. Тут соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею <…>."

Кульминационный момент сюжета - шестая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга - и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный («для блага мира, иль хоть славы был рожден») и приземленный («обыкновенный удел»). И для него важно не то, какая судьба реальнее - важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама жизнь человеческая не имеет ценности. Для автора она - ценность величайшая, онтологическая. Поэтому так отчетливо видны авторские симпатии и антипатии в романе «Евгений Онегин».

Отношение автора к героям романа всегда определенно и недвусмысленно. Отметим еще раз нежелание Пушкина, чтобы его отождествляли с Евгением Онегиным: «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной». Напомним о неоднозначности оценки автором Евгения: по мере написания романа его отношение к герою меняется: годы идут, меняется сам автор, меняется и Онегин. Герой в начале и конце романа - два разных человека: в финале Онегин - «лицо трагическое». Для автора главная трагедия Онегина заключается в разрыве между его истинными человеческими возможностями и той ролью, которую он играет: это одна из центральных проблем онегинского поколения. Искренне любя своего героя, Пушкин не может не осудить его за страх нарушить светские условности.

Татьяна - любимая героиня Пушкина, наиболее близкий автору образ. Поэт назовет ее «милым идеалом». Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов: бескорыстного отношения к миру, близости с природой, национального сознания.

Отношение автора к Ленскому - любовно-ироническое. Романтическое мироощущение Ленского во многом искусственно (вспомним сцену Ленский на могиле Дмитрия Ларина). Трагедия Ленского для автора в том, что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью: жертва нелепая и бессмысленная. Трагедия несостоявшейся личности - тоже знак времени.

Особый разговор - отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам. Он во многом выявляет в них не индивидуальные, но типические черты. Так создается отношение автора к обществу в целом. Светское общество в романе неоднородно. Это и «светская чернь», сделавшая главным принципом жизни погоню за модой - в убеждениях, в поведении, в чтении и т.д. И в то же время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, - истинная интеллигенция. Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно явление на именинах Татьяны четы Скотининых (они же - герои комедии Фонвизина «Недоросль») показывает, что за пятьдесят лет, отделяющих современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Но в то же время именно в русской провинции возможно появление Татьяны.

Подводя итоги, следует сказать, что судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности (или ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.- 1995

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"? и получил лучший ответ

Ответ от Lisa[активный]
Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» .
Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.
Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.
Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.
Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.
Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.
"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.
Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем.

Ответ от Елена Жмарева [гуру]
Сложно сказать, страдал ли Пушкин таким наивным дидактизмом, какой ему приписывает Белинский. Бесполая Татьяна и демонический Онегин вполне в духе плакатного "неистового Виссариона"! "Привычка свыше нам дана, замена счастию она", "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - эти афоризмы иллюстрируют смену системы ценностей с течением жизни человека. То увлечение, которое могло заполнить жизнь 16-ти или 18-тилетней Татьяны, уже не кажется столь роковым замужней женщине, которая СПИТ с мужчиной и имеет представление об интимной стороне любви. С одной стороны - мимолетные встречи с Онегиным и неясные мечтания, с другой - положение в обществе и любящий муж. Так что это еще вопрос, что возобладало - ДОЛГ или простой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, не отягощенный легковесными бреднями про "старое кладбище" и "шум ветвей над няней".