Удельнинская дмш. Методический доклад концертмейстера туркиной елены евгеньевны "творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской музыкальной школы"

Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность — также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Представим такую ситуацию. Сцена, идёт концерт, вдруг солист забывает или путает музыкальный текст. Задача концертмейстера вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца. Остановка игры концертмейстера равносильно провалу выступления.

Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Где требуется концертмейстер?

Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера, например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

При чтении аккомпанемента с листа важно:

  • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
  • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
  • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

Малых Наталья Сергеевна

Концертмейстер и преподаватель

НРБОУ ДОД «ДШИ №1»

Россия, Нефтеюганский район, с.п. Салым

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ.

В музыкальных школах и школах искусств есть одна незаменимая профессия - концертмейстер. Духовики, струнники, хоровики, вокалисты, хореографы не обходятся без поддержки фортепианной партии. Концертмейстер необходим на разных этапах работы музыкантов - от разучивания программы в классе, до выступления перед зрителями на сцене. Одновременно с учебными задачами, с которыми он сталкивается во время учебного процесса, концертмейстер совместно с педагогом приобщает ребёнка к миру прекрасного, помогает постигать мировое музыкальное наследие. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству «свысока», считая, что игра в тени солиста не требует больших усилий и мастерства. Но это весьма ошибочная позиция. Солист и пианист (концертмейстер) являются участниками целостного музыкального организма, кроме того концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам, т.к. оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры, профессиональных знаний и умений, а так же особого призвания.
Для учеников-солистов пианист становится музыкальным наставников вместе с педагогом. Деятельность концертмейстера многопланова и она вовсе не ограничивается совместным с солистом успешным выступлением на сцене. Творческая и педагогическая деятельность пианиста раскрывается в тот момент, когда идёт разучивание нового репертуара, в этот период концертмейстер становится правой рукой педагога по специальности, творческим наставником, а также помощником для ученика-солиста.

Какие же навыки и умения необходимы пианисту-концертмейстеру для успешной концертмейстерской деятельности? В чём специфика работы концертмейстера на разных отделениях школы искусств? Этим вопросам я решила посвятить свою работу.

Вот тот не полный перечень навыков, умений и творческих составляющих, которыми должен обладать концертмейстер. Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем, как в техническом, так и в музыкальном плане, обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, умением охватить образную музыкальную сущность и форму произведения, а так же иметь данные солиста: быть артистичным, уверенным в себе. Именно с таким напарником ученик-солист будет чувствовать на сцене помощь в игре и опору. Важны и такие стороны профессионализма, как умение концертмейстера подчиняться творческой воле солиста, даже вопреки своим амбициям, быстрота реакции на сцене во время исполнения, умение читать разную фактуру, выделяя главное, беглое чтение с листа, транспонирование, а так же общая музыкальная эрудиция.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных специальностей, и в этом смысле он должен быть универсальным музыкантом. А это не всегда легко, т.к. способы аккомпанирования скрипке или трубе, домре или хору и т.д. совсем не схожи. По этой причине я часто сталкиваюсь с концертмейстерами, сделавшими свой выбор на одной определённой музыкальной направленности или группе инструментов. Одни - предпочитают струнников, другие - духовиков, третьи - остановили свой выбор на работе с хореографами, а четвёртые работают только с хористами. В своём анализе я затронула лишь некоторые специфические стороны работы концертмейстера на разных отделениях школы искусств.

Работа с солистами-духовиками . Духовое отделение делится на два огромных «клана»- деревянные и медные инструменты, в каждом из которых у концертмейстера складываются свои особенности работы. Например, деревянные духовые инструменты, каждый из них (блок-флейта, флейта, кларнет, гобой, саксофон-альт, баритон, сопрано и др.) отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Некоторые медные духовые инструменты (к примеру, труба, тромбон) отличаются более сильным, пронзительным звуком. Концертмейстеру необходимо учитывать эти особенности при аккомпанементе. Особое внимание следует уделять моментам взятия дыхания исполнителем, ауфтактам, точному ощущению темпа. Необходимо прорабатывать и обговаривать с солистом такие особенности исполнения как распределение дыхания на фразу, а так же места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать особенности аппарата солиста и тембра инструмента, например - сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с трубой, флейтой, кларнетом может быть больше, чем при аккомпанементе гобою, фаготу, валторне, тубе. Так же от концертмейстера духового отделения требуется свободное ориентирование в ансамбле, оркестре, а так же быстрое схватывание и запоминание всего произведения в целом и в деталях, ориентирование в цифрах, знание способов сокращений, повторений, вступлений инструментов, отсчёт пауз.

Работа с вокалистами . В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, особенно в отношении точности интонирования. Работая с вокалистами, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический контекст произведения, т.к. эмоциональный строй, и образное содержание вокального произведения раскрывается не только через музыку, но и через поэтическую сторону. Разучивая с вокалистом произведение, концертмейстер следит за чёткостью дикции, правильного звуковысотного и ритмического рисунка сольной партии, осмысленной фразировкой, и правильной расстановкой дыхания. Так же концертмейстеру необходимо учитывать тот факт, что от правильно найдено фортепианной звучности будет зависеть звучание сольной партии. На грубый аккомпанемент солист почти наверняка ответит форсированным звуком, и наоборот - корректное, мягкое исполнение фортепианной партии повлечёт за собой певучесть и правильное звуковедение.

Работа с хором и хоровым ансамблем . Значительно отличается работа концертмейстера с хором. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать коллективу тон, держать его в темповом и ритмическом смысле, а так же понимать такие приемы, как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция. Именно концертмейстер помогает руководителю хора в распевании участников хора, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. В работе с хором пианист должен знать основы дирижёрской техники, уметь играть « по руке» дирижёра, а так же вовремя трансформировать звучание аккомпанемента в зависимости от дирижёрского жеста. Очень важным навыком является умение совмещать вокальную и фортепианную партию при разучивании произведения, а так же вовремя подхватить в рисунке мелодии партию голоса, который по каким либо причинам «потерялся» или звучит фальшиво. При всём при этом концертмейстер должен следовать основным вокально- хоровым законам: певучесть, плавное голосоведение, исполнении штрихов, цезур для взятия дыхания и т.д. Многое в хоровом репертуаре - это переложения оркестровых или иных произведений, которые не всегда удачны, поэтому весьма кстати умение концертмейстера немного аранжировать аккомпанемент, исходя из логики и возможностей исполнителей.

Работа со струнными смычковыми инструментами . Весьма специфична работа концертмейстера в классе струнных инструментов. От пианиста требуется большой круг умений и навыков таких, как знание скрипичных штрихов, умение подыграть мелодию, если солист-скрипач теряет контроль над интонацией (особенно в высоких позициях) или помощь в овладении метроритмической стороной произведения. Так же концертмейстер должен быть во внимании, когда учащийся овладевает новыми штрихами, двойными нотами или ломаными аккордами и т.д. Репертуар струнников зачастую состоит не только из пьес и этюдов, но и из концертов. Вот когда пригождается умение пианиста «оркестровать» рояль. Надо заметить, что от концертмейстера также зависит характер вступлений, проигрышей и заключений. Однако пианисту следует учитывать слабые и сильные стороны солирующего, весьма нелепым будет скромное и не яркое исполнение сольной партии неопытного ученика после яркого и бравурного вступления концертмейстера. Быть немного на втором плане, при этом полностью поддерживать солиста - это самая главная задача концертмейстера. Работа пианиста в классе виолончели имеет немало общего с классом скрипки, но и свою специфику. В классе виолончели большое внимание уделяется работе над звуком, который зависит от скорости ведения смычка, смены смычка, различной атаки звука. Концертмейстеру надо иметь представление о различных штрихах, которые исполняются концом смычка или серединой, о моментах соотношения штриха с вибрационным импульсом, различной тембровой и вибрационной окраской звука, использованием разных струн, как особой тембровой окраски.

Отдельно можно говорить о специфике концертных выступлений с разными группами инструментов, но это уже тема другой работы.
Работа концертмейстера в классе хореографии . Как известно - искусство танца без музыки существовать не может. Если с учениками- солистами педагог некоторое время может работать без концертмейстера, то в классе хореографии такое совсем не допустимо. Под «раз-два-три» не согласится работать ни один педагог-хореограф. Функция и роль концертмейстера в танцевальном классе сводится не только к следующему моменту - умению подбирать репертуар для поклонов, различных танцевальных движений, экзерсисов, которые должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу и метроритму. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие. Таким образом, задачей концертмейстера является не только развитие «музыкальности» танцевальных движений, но и общего эстетического вкуса маленьких танцоров, а так же их музыкального кругозора. Так же в обязанности концертмейстера хореографических классов входит постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей, т. к. пианист работает с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Концертмейстер обязан знать формы построения занятий, обязательных импровизационных моментов, так же от концертмейстера требуется знание хореографической терминологии (на французском языке).

Вот лишь некоторые специфические моменты работы концертмейстера в школе искусств.

В заключение хотелось бы добавить, какова бы не была специфика работы концертмейстера на разных отделениях, нужно помнить, что для настоящего творчества необходима атмосфера дружелюбия, непринуждённости, взаимопонимания между педагогом, концертмейстером и солистом (или коллективом). Важно чтобы концертмейстер был другом и партнёром, т.к. только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся разных отделений.

Работа концертмейстера порою остаётся незамеченной, но это не уменьшает её значимости в мире музыки, за второплановостью роли концертмейстера порою скрывается глобальный труд пианиста, который, хотелось бы, был признан и оценён.


Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими признанными пианистами становятся далеко не все .

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

  • Елена Кострова: концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова.

«Когда я играю, я слышу в основном мелодию, которой аккомпанирую, а не свой аккомпанемент. Многие после обучения на специальности фортепиано идут в концертмейстеры, но не многие понимают, что это профессия требует особого слуха и восприятия. Пианист играет, как он чувствует, а концертмейстер должен слышать мелодию, и воплотить в аккомпанементе весь замысел композитора и свое восприятие этой музыки, аккомпанемент должен иметь характер мелодии, нужно слышать внутри себя мелодию, потому что концертмейстер играет только аккомпанемент, и должен порой и подгонять солиста».

– это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

  • Елена Костр ова. Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова .

«Конечно, если работать в государственных учреждениях зарплата зависит от ставки (ЕТС) и уровня образования, а также от категории. Но высшей категории даже сразу после консерватории не дают. Если концертмейстер играет очень хорошо, то он достаточно быстро может получить высшую категорию. На зарплату влияют и участие в конкурсах, наличие призовых мест и многое другое»

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Что такое, по сути, Концертмейстер? Концертмейстер – (нем. Konzertmeister) 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. 2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах. Концертмейстер учит выполнению "команд": начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если вы выбрали работу в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работаете в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях.

  • Елена Кострова: Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипов а.

«Большинство людей либо не знают, что это такое, либо считают, что концертмейстеры мало что делают. Быть на втором плане и в тоже время усиленно трудиться, причём работать иногда приходится и все выходные, особенно если в понедельник концерт, нужно постоянно разыгрываться, разучивать произведения. Непрерывный труд, и минимум признания – вот что такое профессия концертмейстера».

С другой стороны, если работать в музыкальных школах, то почти всё лето свободно. А, работая с певцами, после приобретения опыта, можно обрасти собственными «клиентами», и ставить им голос, помогать распеваться. При работе в театрах это еще и постоянные гастроли, что может быть интересно для молодых специалистов.

Где обучают на концертмейстеров?

Получить образование по классу «Фортепиано» можно в консерватории и во всех музыкальных училищах и колледжах, в Академии им. Гнесиных, а также в Педагогическом Вузе и Институте Современного Искусства.

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров "Диалог во имя цельности", Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

А в 2003 году учреждена Региональная Общественная организация Гильдия пианистов-концертмейстеров. Гильдия занимается вопросами социального и творческого статуса профессии, организацией концертов, помощью в трудоустройстве, поддержкой конкурсов и фестивалей, проведением мастер-классов, лекций и открытых уроков в рамках «Школы концертмейстерского мастерства», с участием крупнейших российских и зарубежных специалистов. Вступить в неё может любой концертмейстер.

С 15 по 19 января в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории впервые прошла «Школа концертмейстерского мастерства», организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров и ее руководителями Марией Баранкиной и Ольгой Бер. Насыщенная программа занятий включила в себя лекции и мастер-классы народного артиста Грузии, профессора Московской консерватории Важи Николаевича Чачавы (Вокальный цикл Р.Шумана «Любовь и жизнь женщины» и романсы Чайковского), доцента Государственного музыкально-педагогического института им.Ипполитова -Иванова и РАМ им.Гнесиных Марии Наумовны Бер; открытые уроки профессора Московской консерватории Марины Николаевны Белоусовой и доцента Российской академии музыки им.Гнесиных Елены Евсеевны Стриковской, посвященные вокальным произведениям Шуберта и Шумана. На занятиях, вызвавших значительный интерес, присутствовали концертмейстеры и педагоги учебных заведений Москвы, Московской области, городов России, российские и иностранные студенты. По окончании Школы, слушателям выдавались Свидетельства.

В концертном зале Рахманиновского общества состоялся мастер-класс доктора искусствоведения пианиста и дирижера Михаила Аркадьева при участии заслуженной артистки РФ, солистки «Геликон-оперы» Татьяны Куинджи (сопрано).
Тема:
Работа пианиста с фортепианными версиями вокально-симфонических циклов: Г.Малер. Kindertotenlieder. Д. Шостакович. Сюита на стихи Микеланджело.
Программа концерта: С.Рахманинов. Романсы Александр фон Цемлинский «Свадебная и другие песни».

Ноябрь – март 2004 г.: Гильдия провела серию мастер-классов «Работа концертмейстера в классах с различными специальностями» совместно с методическим кабинетом Московского комитета по культуре. Совместные акции с методическим кабинетом Министерства культуры РФ.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей, детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна .

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Детской музыкальной школы.

Н.С. Пруцкова,

концертмейстер МБУ ДО «Куровская ДМШ»

В статье раскрываются особенности работы и роль концертмейстера на уроках с детьми в вокальном классе и концертной деятельности музыкальной школы, а также обобщается практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.

Профессия концертмейстера относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Концертмейстеры отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Мастерство концертмейстера имеет глубокую специфику и профессиональную направленность. Оно требует от музыканта огромной силы воли, артистизма, разнообразие музыкально-исполнительских талантов и навыков, применения в профессиональной деятельности приобретенных многосторонних знаний по курсам сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, досконального знакомства с различными певческими голосами, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной партитуры.

Развитие современного общества, характеризующееся нарастающим объемом и сложностью информационных потоков, динамизмом и скоростью социальных процессов, изменило требования к профессиональным и личностным качествам специалиста. Чтобы реализоваться в профессии , быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда, сегодня недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями - нужно обладать гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, умением оперативно реагировать на происходящие изменения, то есть быть профессионально мобильным.

Мобильность, скорость, активность - очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

Первым помощником преподавателя, как в профессиональной, так и в воспитательной работе в классе является концертмейстер, в деятельности которого объединяются педагогические творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Концертмейстер, хоть и одна из самых распространённых профессий среди пианистов, но до сих пор очень востребованная и никогда не теряющая своей особой значимости и актуальности.

Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе состоит в том,что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть«универсальным» музыкантом. Да что уж там говорить, практически каждая музыкальная и общеобразовательная школа не обходится без услуг концертмейстера, а детские творческие, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы просто немыслимо представить без каких-либо важных творческих мероприятий, где обязательно будет задействован концертмейстер.

Главное качество концертмейстера – общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного.

В своей работе концертмейстер, совместно с преподавателем принимает участие в разработке тематических планов и программ, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Он проводит индивидуальные занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у них исполнительские навыки, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, воспитывает творческую индивидуальность. Много лет работала концертмейстером в классе вокала и хочу остановить свое внимание на творческой деятельности концертмейстера.

Творческая деятельность концертмейстера в вокальном классе включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1) - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.

2) - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3) - работа с солистом - предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

4) - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

В период подготовки произведения учащийся и концертмейстер совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

В ходе работы на начальном этапе разучивания произведения концертмейстеру необходимо сразу отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента. Например, необходимо не только говорить: «Здесь пауза, выдержи ее», - но и объяснить цель этой паузы в связи с содержанием, ее музыкальное назначение, чтобы точки, паузы, ферматы стали для певца необходимой принадлежностью исполняемой музыки, средствами ее выразительности.

Концертмейстер под руководством педагога учит юного музыканта правильно распределять силу звука на протяжении всей песни или романса. Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос. Педагог и концертмейстер должны разбудить у ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения.

Необходимо, чтобы с помощью педагога, а затем и концертмейстера ученик следил за красотой и богатством звучания слова, чтобы гласные не были «пестрыми» (то есть произнесенными в разной вокальной манере) и в то же время сохранили каждая в отдельности свою индивидуальную окраску.

На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Таким образом концертмейстер должен знать основы вокального искусства: по постановке голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; должен быть музыкально и психологически чутким, гибким, чтобы при необходимости уметь быстро подсказывать солисту слова, компенсировать где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходится работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

Специфика концертмейстерской работы на занятиях с юными музыкантами требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой.

В процессе транспонирования с листа у концертмейстера нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда (трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д. Тренировка навыков транспонирования проводится обычно в следующей последовательности: сначала на интервалы увеличенной примы, затем на интервалы большой и малой секунды, потом на терцию. При транспонировании на терцию может быть использован облегчающий прием, состоящий в следующем. Если транспонируешь на терцию вверх, то все ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в басовом, но с обозначением «на две октавы выше». А при транспонировании на терцию вниз все ноты басового ключа читаются так, как если бы они были написаны в скрипичном, но с обозначением «на две октавы ниже».

Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений. Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально - творческих действий.

Профессионально настроенный на качественный результат концертмейстер – это половина успеха и уверенность в высоком результате в обучении музыканта и их концертной деятельности.

Выступления в концертах стимулируют интерес музаканта к знаниям, активизируют познавательный интерес в области искусства; оказывают благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, гармоничной личности. Юные музыканты ощущают востребованность своей работы в обществе.

Концертное исполнение – это некий итог, кульминационный момент всей проделанной ранее работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения. Во время концертных выступлений концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность. Хочется подчеркнуть, что деятельность концертмейстера предполагает наличие таких качеств, как чуткость к партнёру, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственно на выступлении, так как поющий, от волнения, может забыть слова, выйти из тональности. И тогда концертмейстер оказывает помощь: шёпотом подсказывает слова, не переставая играть; наигрывает мелодию вокальной партии, повторяет или растягивает своё вступление, если певец запаздывает, но эту помощь оказывает так, чтобы это было незаметно для слушателей. Поэтому во время выступления концертмейстер должен быть предельно внимателен к вокалисту. Для солиста концертмейстер должен быть равноценным партнёром, разделяющим радость, печаль, страсть, восторг, умиротворение, ярость в музыкальном произведении, а также должен быть источником вдохновения для певца, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях.

Хороший концертмейстер кроме общей музыкальной одаренности, хорошего музыкального слуха, воображения, умения охватить образную сущность и форму произведения, артистизма, способности образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении должен обладать коммуникабельностью, чуткостью, тактичностью в высказываниях своего мнения в вопросах музыкального стиля, интерпретации произведения и т.п. Умение концертмейстера «сглаживать углы» в общении с обучающимися, не входить в конфликты, общаясь непринужденно создать комфортную психологическую обстановку. Немало важно для концертмейстера, обладать способностью, расположить солиста, сделать так, чтобы исполнитель мог доверять, и выслушивать мнения концертмейстера. Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства.

Видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению - залог крепкого творческого, бесконфликтного содружества. Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь - заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.

Удачными во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз.

Педагогика сотрудничества помогает преподавателю, ученику и концертмейстеру в преодолении всех сложностей творческого пути и реализации замыслов. Под сотрудничеством мы подразумеваем совместную деятельность субъектов педагогического процесса, направленную на достижение единых целей. Оно предусматривает три обязательных компонента:

  • четкое осознание единства целей;
  • четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
  • взаимная помощь в реализации задач, достигающих цели, а самое главное – взаимное делегирование полномочий.

Работая в тесном сотрудничестве, преподаватели и концертмейстеры:

Создают атмосферу эмоционального комфорта для развития творческих способностей студента,

Воспитывают навыки общения друг с другом и с коллективом,

Создают условия для сотрудничества обучающихся,

Работая над концертным репертуаром, расширяют музыкальный кругозор и исполнителей, и слушателей.

Любой успех учеников всегда наполняет радостью и гордостью сердце преподавателя и концертмейстера. Это счастье - видеть результат своего труда. И пусть не все наши воспитанники продолжат своё музыкальное образование. Главное, что музыка, как счастья родничок, проникла в сердца и души ребят и освятила их любовью к искусству.

Как итог своей работы хочу подчеркнуть, что для педагога по специальному классу концертмейстер - первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, мобильностью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Используемая литература

1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988

3. Радина, И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О мастерстве ансамблиста: Сборник научных трудов. – Л., 1986. С. 73-83.

4.Романенко Л. Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми // Молодой ученый. - 2016. - №5.3. - С. 42-44.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996


г. Караганда

Концертмейстер в детской музыкальной школе.

Слово концертмейстер , состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер - первый помощник дирижера, его правая рука.

И, конечно же, концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися - скрипачами, вокалистами, домбристами, и т. д. Такой концертмейстер - помощник педагога - руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам –профессионалам, мастерам своего дела. Здесь концертмейстер выступает как равноправный участник единого ансамбля.
Исполнительская квалификация «концертмейстер» присваивается наряду с педагогической. В перечне должностей, концертмейстер, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью , приравнен к педагогическим работникам. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в ДМШ должно занимать почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность.

Удивительна, специфична и многообразна работа концертмейстера. И насколько же она разнится, в зависимости от того, в каком классе работает концертмейстер. Пианист, посвятивший себя концертмейстерской деятельности, является одновременно и ведомым и ведущим, и педагогом – наставником, и покорным исполнителем воли своего руководителя, а в целом - его другом и соратником. Работая много лет концертмейстером в классе хора, сделала вывод, что концертмейстер должен быть: педагогом - уметь самостоятельно провести урок хорового сольфеджио, увлечь детей, научить слушать и слышать; хормейстером - помочь детям выучить хоровую партию, в случае необходимости заменить руководителя хора; вокалистом - уметь чисто интонировать, правильно показать вокальную позицию, знать все хоровые партии и в случае необходимости, особенно если хор звучит без сопровождения, поддержать своим голосом наиболее сложную хоровую партию, и , конечно же , непосредственно концертмейстером - безукоризненной исполнить фортепианное сопровождение хорового произведения, любую хоровую партитуру.

Какое же главное качество концертмейстера при исполнении хорового произведения? Один из хормейстеров ответил: «Я должен не замечать его. Как не замечаешь воздух, которым дышишь». И это действительно так. Внимание приковано к концертмейстеру, если он «перекрывает» звучание хора или допускает ошибки в нотном тексте. И только если он концертмейстер - профессионал, внимание слушателя будет полностью направленно на само произведение, его эмоциональный и образный строй.

Когда хоровой дирижер и концертмейстер длительное время работают совместно, рождается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамика, фразировка и т.д. Для того чтобы концертмейстер мог быть удобным партнером, для того, чтобы он мог быть настоящим помощником руководителя хора, он должен овладеть искусством быстрой ориентации в нотном тексте. Это одно из обстоятельств, которые роднят функции концертмейстера и дирижера. Аккомпаниатору необходим музыкальный охват, видение всего произведения: формы, партитуры, состоящей из трех и более строчек; это и отличает концертмейстера от пианиста – солиста. В этом и состоит специфика его профессии. Аккомпаниатор должен по возможности быстрее понять характерные особенности произведения: темп, динамику, характер, соразмерность частей, особенности кульминаций. В кульминациях аккомпаниатор должен быть особо внимательным, чтобы поддержать хор. Это имеет очень большое значение, ибо нечуткий аккомпаниатор напоминает тяжелую телегу, которую с трудом везет лошадь. Телега мешает ей идти, отягощает ее движение. Так же точно малоодаренный или неопытный концертмейстер мешает воплощению намерений дирижера.

Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских музыкальных школ, неоспоримо, велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности - от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

«Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г. Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства». Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются «в тени»,– их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.

«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога», – утверждает К. Виноградов.

Заключение

Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую

(художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие

аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не

только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый

помощник, музыкальный единомышленник.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе требует от него

особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости

переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

А закончить хочется мыслью М.Годыной, высказанной на музыкальном форуме: «Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе».

Литература:

    Виноградов К.М. О работе концертмейстера: сб. статей / М. 1974.

    Музыкальная энциклопедия Т.2.

    Мострас К.Г. Конспект лекций по курсу методики обучения игре на скрипке.1949.

    Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

    Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М.,1982.