Методическая разработка мероприятия к Дню Победы «Фронтовые письма или о любви и о войне. Письма с фронта

Литературно - музыкальная композиция «Письма с фронта».
Разработка Москвиной Ольги Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 44 г.
Реж Свердловской обл.
Цели и задачи:
1.воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
2. формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
3. вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников;
4. развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся;
Оборудование: мультимедиа сопровождение, презентация
Сценарий
Звучит песня «Журавли» Я. Френкеля. На её фоне читают
1 слайд
Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты, и порою грустны.В них столько надежды и вечного смысла - Тревожная память людской доброты

9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И это поистине великая дата: 70 лет мы живём под мирным небом.

Мы можем спокойно учиться, работать, отдыхать благодаря тем, кто сумел, превозмогая боль, страх, усталость, голод и холод, отстоять наше право на мир, даже ценой собственной жизни.

С первого дня уходили на фронт от мала до велика, следуя одной великой цели – освобождение Родины. Тогда никто даже предположить не мог, какую страшную цену надо будет заплатить за мир и свободу. Дома ждали и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся.

Единственной ниточкой, соединявшей людей, были вот такие треугольники – письма с фронта, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, и бессонную правду фронтовых голосов.
У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали наши славные воины? О чём они писали в редкие минуты затишья, о чём мечтали?

Когда рвутся бомбы и снаряды, совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Да и писали чаще на коленях, присев где-нибудь в уголке в редкие минуты затишья. Наверное, поэтому они предельно искренни и правдивы.

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет! (Е. Кирпонос)
(Звучит песня «Письмо отца»)
В сотнях посланий с фронта, из действующей армии, в датах их написания, в названии мест их отправки, в их настроении – отражены все этапы войны, человеческие страдания, страхи, надежды, уверенность в победе.
Слайд 4
Все без исключения личные письма с фронта пронизаны заботой о родных и близких: вопросы о здоровье родителей, жен, детей, о трудоустройстве и благоустройстве, об учебе. Не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорили о собственных трудностях, настоящих лишениях и физических страданиях.
(Звучит мелодия песни «Темная ночь» муз. Н. Богословского)

Совсем недавно (случайно!) мы увидели уникальный документ Великой Отечественной войны. Это тетрадь со стихами участника войны Моричева Дмитрия Яковлевича, отца нашей учительницы географии Шаринской Лидии Дмитриевны. В их семье свято хранят эти тетради как память о тех, кто дал жизнь не только им, но и миллионам других людей.

Слайд 5
Дмитрий Яковлевич родился 22 октября 1918 года. Рос шустрым, бойким, сообразительным мальчишкой. Любил математику, много читал, сочинял стихи.
Свою трудовую деятельность начал учителем начальных классов. В школе работал до войны.

Слайд 6
На фронт был призван по демобилизации в 1941 году. По окончании курсов радистов – телеграфистов назначен командиром отделения связи в 562 миномётный полк.

Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии. Награждён медалью «За боевые заслуги» и знаком «Отличный миномётчик».

Слайды 7 - 10
А оттуда, с фронта, в редкие минуты затишья, писал своей невесте, Оленьке

Здравствуй, дорогая. Ты чудное созданье!
Здравствуй, сизокрылая моя.
Не знаю, почему так часто вспоминаю
О тебе, хорошая моя.
Я вышел из окопа и присел на бруствер
Ветер дул с восточной стороны,
С той сторонки милой, где живут родные
И где проживал я до войны.
Ветерок восточный, быстро пробегая,
Шевелил соседние кусты.
Шелест тот приятный веток ароматных
Мне твердил, что это шепчешь ты.
Из кутов зелёных весело и нежно
Доносилось пенье соловья.
И под эту песню вспоминал невольно
О тебе, хорошая моя.

И, конечно, письма домой, родным и близким: маме, сестре

Далёк переход. На пути – остановка.
И я карандаш наконец – таки взял.
Сегодня прикинул – и стало неловко:
Давненько, родная, тебе не писал.
Ну, что о себе? Нахожусь я на юге.
Теперь уж не тот я, как раньше, пострел.
Давно я на фронте. Имею заслуги
И званье сержанта. Чуть-чуть постарел.
Мы славно живём. Как положено служим,
Частенько свою вспоминаем страну.
С врагами воюем, с оружием дружим:
Мы с ним начинали и кончим войну
Мы с ним неразлучны, как сжатые руки,
И здесь я воюю под гул батарей
За вас, далеко там живущих в разлуке
И горя хлебнувших седых матерей.
Эх, если б ты видела, милая мама,
Какие у вас, матерей, сыновья.
Ну, это не дети, не парни, а прямо
Мужчины вполне, дорогая моя.
Слайд 12
Когда ехал из Болгарии домой, писал своему другу, с которым вместе, бок о бок, войну прошагали

Мой друг, нельзя забыть те дни,
Когда с тобой мы вместе были,
В условиях войны судьбу
Мы пополам всегда делили
Друг, вспомни грозные деньки
В Сергеевке мы проживали
И сводки совинформбюро
С тобою вместе принимали.
А помнишь в Дачном наш блиндаж?
В него снарядом угодило,
И нас с тобою, милый друг,
Бревном немножко придавило
А Вознесенск Ведь помнишь ты:
С тобой под хатой мы лежали,
Рвались снаряды, а над нами
Осколки с визгом пролетали.
Потом в окоп перебрались,
И нам с тобой не пофартило:
Снаряд взорвался близко так,
Что нас землёю привалило.
Но счастье улыбнулось нам:
Товарищи вмиг прибежали,
Разрыли нас. А то бы мы,
Наверно, там сейчас лежали

Войну закончил в Болгарии в звании сержанта. О войне рассказывать не любил: слишком тяжело и больно было вспоминать. Много потерял товарищей, да и самому нелегко далась победа. Собирался написать поэму о войне.

Слайд 13
После войны продолжил работать в школе. Свадьбу сыграли в 1946 году. Семья была крепкая, дружная, большая (четверо детей народилось). И сейчас дети, внуки и правнуки берегут письма как живую память войны.

Вечно живые в письмах, они знали, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.
(Звучит музыка песни Л. Гурова “ Тишина”)

Память всегда жива! Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.Они и просты, и порою грустны,В них столько надежды и вечного смысла,Прошу вас: храните солдатские письма,Тревожную память людской доброты! М.Львов

ьђЗаголовок 1ьђЗаголовок 2ЭђЗаголовок 315



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами… А.И.Лактионов. Письмо с фронта г.Абакан 1937г. Лесозаводская школа 1. Учитель (в центре) Моричев Дмитрий Яковлевич Моричев Дмитрий ЯковлевичМай 1945 года Давыдова Ольга Петровна, невеста, которой посвящал свои строки Дмитрий Яковлевич Письмо Ольге Петровне Моричев Д.Я. и О.П. Письма с фронта сестре Нине Письмо другу Сергею Гаврину Май 1945 боевые друзья Мы помним!


Приложенные файлы

Сценарий литературно-музыкальной композиции на
тему "Фронтовые письма"

Цели:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт
нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины,
села.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о
письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Реквизит.
Для учащихся­бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма,
которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.
Оформление зала (сцены, класса).
В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. . Рядом с
экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма­треугольники, патефон,
сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в
сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и
читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В
сценарии принимало участие 10 человек.
Музыкальное оформление.
1.
Презентации 1­2
2. Презентация Фронтовые письма
3. Вьется в тесной печурке огонь­И.Кобзон(музыка)
4. Музыка боя
5. Компьютер. Проектор экран
Ход сценария.
Презентация «Память»­1
Учитель: Добрый день,дорогие ребята и уважаемые гости­ учителя литературы
Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но
отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки,
окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто
ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма­
«треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые
строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.
Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а называется литературно­
музыкальная композиция­«Фронтовые письма»
Слайд­1
2Ведущий
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, ­кто старше, кто моложе ­
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Т,Твардовский

1 ведущий:Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Как ждали
писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж,
сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно,
когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Слайд­2
2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату
«Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке
с врагом.
1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни:
работали по 16­18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.
2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые
рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа,
вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент ­
ЖИЗНЬ!
1 ведущий
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
2 ведущий
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд­3
Выходят ученицы­почтальонки.
1. Ученица­почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок.
Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие
письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал
смертью храбрых в боях за нашу Родину».
2. Ученица­почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми,
милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости
или беспредельного горя.
Слайд­ 4
2 ведущий
Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
1 ведущий
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет!
1. Ученица­почтальонка
Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мёртвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустёртых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте­ жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же
Что внутри там!
2 Ученица­почтальонка
Был в окруженьи?
Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам. В первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берёт всех судеб удары,
Радость чью­то­ и смерть кого­то.
1 ученица­почтальонка

Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.
2 Ученица­почтальонка: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным
спиртом.
Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
1Ученица­почтальонка: В четырёх письмах ­ радость, а в пятом­ похоронка. Это было великое
горе.
Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это
письмо.
«Почтальонки» достают письма­треугольники, вручают их «адресатам».
Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме.
Музыка боя (звуки)взрывы

Слайд­5
1 ученик­солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться
до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».
2 ученик­солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но
не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»
1 ведущий
На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот
цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой­то засушенный цветок.
Смотришь на него ­ и слёзы подступают.
Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как­нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя.
Как хронику чувств пронесем…
Слайд­6
Учитель
Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком,но живом».Близкие и
односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время
войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат,
прошедших тяготы войны.
Письма с фронта из книги»Память о далеком,но живом»
Письмо Шабашова С.И.
Письмо Нестерова И.Ф.
Письмо Резепина И.Е.

Слайд­7
2 Ведущий
«Я вернусь, жди меня» ­ этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих
словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.
Ученик.Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд­8
1 Ведущий
Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,
2 Ведущий
Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

Слайд­9
1 Ведущий
Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен­ гимнов любви и верности
явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея.
Суркова своей жене Софье Кревс.
(Все поют, сидя у костра на корточках)
Песня «В землянке»(Музыка)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти ­ четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви
Слайд­10­МУЗЫКА БОЯ
2 Ведущий
Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из­под
бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они
не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык ­ не до того было им тогда.
1 Ведущий
Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!
2 Ведущий
Письма согревали в холодном окопе бойца, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и
вселяли надежду на встречу в родимом доме…
Ученица
(Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом,
заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на
ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни
случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И
если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и
только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Слайд­11
1 Ведущий
День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти
строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и
надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало
голодное, холодное послевоенное детство.
1 ведущий
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в
дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом русском городке у широко распахнутой двери
старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
2 ведущий
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух,
бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина
буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.…
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Слайд­12
Ученица Стихотворение Е Благинина «Папе на фронт»
Здравствуй, папка! »
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний­прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда­нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

2Ведущий
Слайд­13
Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом –
стихотворение «Зинка» Юлии Друниной, посвященное памяти однополчанки­ Героя
Советского Союза Зины Самсоновой.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
­ Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле­еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зина, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где­то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна…
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

1 Ведущий
Слайд­14
– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до
близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. А иногда
и не доходили…
Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».
На дне окопного оврага
добыл я гильзу из стены.
А в ней ­ истлевшая бумага,
письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто­то перед боем
смочил графит карандаша
и с перемазанной губою
писал, как думал, ­ не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
писал, склоняясь к фитилю.
...И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «лю­блю»...
Одно осталось… Но упрямо
горит сквозь всё, что в жизни есть...
...Что он «лю­бил»?.. Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз.
наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне. Сейчас
1 Ведущий
Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить
в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты
защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с
фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма
из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.
2 Ведущий
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
1 Ведущий
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
2 Ведущий
Письма были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они
озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские
письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
1 Ведущий Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир.
2 Ведущий
Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня,
Украина, Сирия…
1 Ведущий
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Презентация «Память­2»­«Никогда не забывай!»
Учитель:
В годы войны письма­треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут
целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы узнаем, когда проверим
домашнее задание.

Рефлексия.
Д/З:
Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или
выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к
защитникам Отечества. Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши
слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед
павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также
тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам­
нашим землякам.
Спасибо за подготовку к мероприятию и за сотрудничество на уроке. Вы все сегодня
достойны хороших и отличных оценок.

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек»

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом

И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Слова Р.Рождественский, музыка О.Фельцман «Баллада о красках»

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…Советский воин освобождал солдата от фашистов не только Родину своих предков, свою родину, но прошел победным маршем по Европе, благодарные жители которой ставили нашим солдатам памятники.

Исполняется песня:
Слова К. Веншенкин, музыка Э. Колмановского «Алеша»

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.
Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Закончилась война, страна поднималась из руин. Разруха уходила в прошлое, вместо нее приходила светлая, страстная надежда в лучшее будущее. Люди продолжали жить, любить и,конечно же,петь. Давайте мы вспомним одну из любимых послевоенных песен.

Слова В. Лебедев-Кумач, музыка Дм.. и Дан. Покрасс «Москва майская»

Ведущая: Прошли годы и уже сыновья и внуки тех, кто отвоевал победу в Великой Отечественной войне выполняют свой воинский долг.
Афган, Приднестровье, Карабах, Чечня, Южная Осетия…немало их было,так назыаемых горячих точек
Другая страна. Другие песни. А солдат, он всегда – солдат.

Исполняется песня:
Слова С.Сашин, музыка К. Брейтбург «Русский парень»

Ведущий: Другая страна. Другие песни. Но так же и в ту далекую войну солдат ждал писем. От близких, друзей, любимых!

Исполняется песня «Напиши мне письмо»

Ведущий: Очень непросто выполнять свой воинский долг вдали от близких и любимых. Атмосфера в солдатском коллективе как и в любом другом складывается из правильно расставленных ориентиров в общении друг с другом, умение видеть главное и не зацикливаться на мелочах. Ценить лучшие человеческие качества и просто дружить. А все это, как говорится, родом из детства.

Слова В. Шаинского, музыка М. Танича «Когда мои друзья со мной»

Ведущий: Конечно, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить программу. Но..программа посвящена Дню Победы и было бы странно, если бы в завершении нашего концерта вы не услышали знаменитую песню.

Исполняется песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: А вот теперь мы спокойно можем завершить нашу программу. С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой!

Сценарий спектакля - концерта, посвященного Дню Победы

(7-11 классы)

Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ – победитель, воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны; повысить гражданское самосознание и патриотизм учащихся.

Задачи:

Пробудить интерес к изучению истории Отечества, истории своего народа, развивать осознание ответственности за сохранение культурно-исторических ценностей страны.

Познакомить учащихся с произведениями художественной литературы, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;

Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, публичного выступления, выразительного чтения.

Слайд 1

«Письма с фронта»

Слайд 2

Звучит современная музыка.

Выходят ребята (кто-то отряхивается, кто-то осматривается) 7-8 класс

Девочка 1: Ты куда нас привел? Здесь какая-то разруха!

Мальчик 1: Да, это старый дом под снос! Может, что-нибудь на чердаке интересное найдем!

Девочка 2 : Ага, сокровища пиратов!

Мальчик 2 : Клад! Клад! Клад!

Девочка 3 : Да тут кроме пыли и паутины, по-моему, ничего нет!

Мальчик 3 : О! Смотрите! Какой-то старинный альбом!

Девочка 1 : Да это старые фотографии, пожелтели все!

(из альбома выпадают конверты-треугольники)

Мальчик 1: Я же говорил, что-нибудь интересное найдем! Может, это старинные карты?

Девочка 3: Мемуары! Разбогатеем!

(собирают и открывают конверты)

Девочка 2: Ага, рецепты эликсира молодости.

Мальчик 2: Почитаем-почитаем (начинает читать с иронией)

В минуты редкой тишины,

Между кровавыми боями,

Пускай к тебе мои мечты

Летят, гонимые ветрами.

Мальчик 3 : Ну-ка, ну-ка: (вырывает листок)

Пишу письмо тебе, родная,

Ночной безоблачной порой

И, от разлуки изнывая,

Болею всей своей душой.

Склонилась ива надо мною,

Ветвями нежно обнимая,

Под шелестящею листвою,

Уединение скрывая.

Мальчик 1: Подождите…. ( берет листок)

И мне привиделись в ночи

Твои объятия и ласки,

Как будто нет лихой войны,

А мы с тобою в чудной сказке.

Жаль явь развеет чудеса

С лучами первого рассвета.

Целуй детишек за меня!

Я с нетерпеньем жду ответа!

У ребят меняется настроение и отношение к письмам. Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Девочка 1: Ребята, да это же фронтовые письма! Как они здесь оказались?

Мальчик 3: Может они не дошли до своих адресатов?

Девочка 2: А может, уже нет в живых тех, кто хранил эти письма?

Мальчик 2 : Давайте прочитаем их сегодня. Это же наша история, наша память.

Слайд 3 (видео «Письма с фронта»)

Слайд 4

Отрывок «Трамвай на передовую» (ученица 10 класса)

Линия фронта была уже очень близко от Одессы. И наши ополченцы уезжали на передовою просто на трамвае. До конечной. Ну и я сына на трамвай провожать пошла...

Он когда маленький был, я его с этой же остановки в школу провожала. Я всегда ему заворачивала три бутерброда, его любимые. А он всегда один назад привозил. Маме.

В этот раз я ему тоже три с собой завернула. Только назад он мне ничего не привез. Да и сам не вернулся… (вой сирены) А я… долго ещё на ту остановку ходила.

Слайд 5

Песня «Память» (ср. группа вокальной студии)

Слайд 6 (видео «Маме»)

Отрывок письма «Дочка матери» (ученица 11 класса)

Дорогая мама, с первых строк хочу попросить у тебя прощения. Я без разрешения закончила курсы медсестер. Я не могла поступить иначе, ведь и мой папа, и младший брат, который даже не закончил школу, ушли на фронт. Просто не смогла остаться дома. Конечно, не ожидала, что так сразу попадем в передрягу. Еще на пути к передовым линиям на нас напал немецкий бомбардировщик. На машинах были красные кресты медицинской помощи, но они даже не посмотрели на это. Мы не знали, что делать, вокруг пустынная местность, ни леса, ни кустика. В этот момент я забыла всё, чему меня учили, я не могла сдвинуться с места. Может быть, это была контузия, ведь впервые я слышала взрывы. Вокруг, меня окружали воронки, горевшие машины и девушки, которые «корчились» от боли, а ведь только вчера они мечтали попасть на фронт. Когда взрывы прекратились, мы поехали в мед сан бат, отвезти раненых девушек.

9 сентября мы прибыли в Ленинград. Пути к «большой Земле» были перекрыты, потому что Ленинград был в блокаде, окруженный кольцом фашистов. Добирались туда через Ладожское озеро. В памяти осталась маленькая девочка, которую так и не удалось спасти, Таня Савичева. Она умерла по дороге к госпиталю. Её записная книжка – дневник стала символом ничтожно – горького положения Ленинграда.

В дальнейшем мы прибыли в Сталинград. Мне хотелось помочь всем, но бинты, которыми была набита моя сумка, малую помощь могли оказать солдатам. У кого-то была оторвана рука, половина ноги, размозжена голова, и все просили: «Сестра, помоги». Я перевязывала их раны и молила Бога помочь им выдержать. «Милый, потерпи, пожалуйста», - пытаясь успокоить, говорила я. В окопе почти засыпанный землей лежал солдат и пытался что-то вымолвить, но я не слышала, я начала раскапывать его. Его и моя кровь смешались, руки от земли были порезаны. Но у меня была цель – спасти, донести до госпиталя, я даже не спросила, как его имя, нужно было помогать другим. Я не считала, сколько было раненых в этот день и последующие. Просто нужно было сделать всё, чтобы помочь им. Самое больное сейчас для меня, что я ушла без разрешения, без твоего благословения, но я молю тебя простить, ведь я, как и ты, как и многие сотни других помогаю защищать Отчизну. Мы не пустим фашистов и не отдадим им Родину.

Я посылаю тебе эту ромашку, которая единственная осталась цела с поля боя моего первого боевого крещения. Я люблю тебя, мама.

Слайд 7

Песня « А закаты алые»

(ст. группа вокальной студии)

Слайд 8 (видео «19 лет»)

Отрывок письма «Николай 19 лет» (ученик 9 класса)

Дорогая мама! Пишу в надежде, что найду тебя и смогу низкий поклон тебе отдать за мое спасение. Было это в 1941.

Немногие оставались в живых, когда мы попали в окружение, и комбат дал приказ пробиваться по двое-трое к линии фронта. Мы с моим другом Николаем шли через лес, ночевали в копнах сена, кормились чем попало, пока не добрались до деревни Теляпкино. Там уже было десятка два наших однополчан. Передохнув, решили идти все вместе дальше. Но председатель колхоза отсоветовал: "Леса кругом прочесывают немцы, переждите, ребята..."

Но ночью деревню захватили немцы. Нас, безоружных, согнали на деревенскую площадь, поставили в ряд. Три фашистских автоматчика подошли к первому в шеренге - это был Николай, - отвели к стене сарая и дали очередь в упор... Мы стали прощаться друг с другом. Все меньше оставалось нас в ряду: по одному уводили солдат к сараю и расстреливали. Женщины, дети, старики, сбежавшиеся на площадь, кричали, плакали. Но палачи не обращали на них никакого внимания, хладнокровно и методично продолжая казнь пленных.

Я был тринадцатым в ряду, двенадцать моих товарищей уже лежали мертвыми у сарая. И вот наступила моя очередь. Меня повели. Вдруг страшный крик разрезал воздух: "Сын! Это мой сын! Не убивайте его!" Ко мне бросилась незнакомая женщина, за ее юбку цеплялись маленькие дети, одного она держала на руках. Фашисты и отталкивали прикладами автоматов, но женщина с пятью детьми не отступала, рвалась ко мне. Переводчик что-то сказал офицеру, руководившему казнью, и тот махнул перчаткой. Меня отвели в сторону. Вся площадь заходил ходуном. Женщины хватались за оставшихся в живых красноармейцев, кричали: "Это мой брат!", "Это мой сын!", "Мой жених!".

Казнь остановили «до выяснения». Ночью нам удалось бежать.

Пишу тебе, мамочка, в надежде, что ты отзовешься. Свою настоящую мать я не знаю, но ты, которая спасла мне жизнь и стала для меня самой родной. Мама, те ужасы, которая приносит война, скоро закончатся. Я надеюсь, что встречусь с тобой и Танюшкой, ведь мы победим, мы обязательно победим! Рядовой 61-го кавалерийского полка Созин С.В.

Слайд 9

Песня «Десятый наш десантный батальон»

(дуэт ст. группы вокальной студии)

Слайд 10 (видео «Черноморцы»)

Отрывок «Черноморцы» (ученик 10 класса)

Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «... их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк - это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».

Братишки! Черноморцы дорогие!

Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте.

Ваш, Михаил Л.

Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль - пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы.

Ваш Николай Г.

Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз.

П. Т. Черноморец умрет, но с песней.

Юрий.

Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать.

Твой брат Олег.

Слайд 11

Минута молчания ( метроном)

Слайд 12

«Майор привез мальчишку…..» (ученик 9 класса)

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Слайд 13

Танец « Я прошу хоть ……»

(солистка хореографической студии)

Слайд 14 (видео «Лариса»)

Отрывок из письма «Андрюша» (ученица 10 класса)

Здравствуй, дорогой мой Андрюша. Вот уже полгода как я не получаю от тебя писем. Это очень трудно так долго не получать писем. Вот сейчас: перед боем, под грохот орудий, треск пулеметов, под вой юнкеров, в огне, в пороховом дыму, пишу тебе эти строки и думаю, думаю о тебе. Дорогой мой Андрюшенька, какая же великая сила любовь в бою. Идешь в бой и знаешь, что впереди, после победы, красочная и творческая жизнь. И тебе вдруг становится легче на душе в эти страшные часы, потому что каждое завтра приближает тебя к радостной встречи с любимым. Я помню тяжелые и грозные бои за Москву. Мне было тогда вдвойне тяжелее: я узнала, что фашисты растерзали мою маму и братишку. Было очень сложно и страшно. Мы пережили 2 этапа наступления. К зиме становилось очень холодно. Я очень переживала за своих родных. Горе давило мне, но я не плакала, нет, я мстила фашистам, но все мне было мало. Мои чувства сохранили свою силу, и ненависть к врагу сберегла свою остроту. Но твое письмо согрело мою душу, мне стало легче дышать, как будто твои ласковые руки обняли и прижали меня к себе. А завтра, на рассвете, бой. Любовь к жизни не бывает так сильна, как перед боем. Внезапно узнаешь, что небо чертовски глупое, что лес прекрасен, задумчивы и тихий. Деревня, хаты с соломенными крышами, дым над трубами, напоминают об уютной семейной жизни. Хочется жить. Очень хочется жить. Но жить свободно. Вот за такую жизнь мы и деремся: на разных полюсах ползаем по полям, мокнем до костей. Бывает трудно, очень трудно, когда силы иссекают, и даже смерть кажется желанным избавителем от мучительной боли, но вспомнишь, что впереди целая жизнь и становится легче дышать. Я далеко от тебя, Андрюша, но я не одна, и ты, не один… нас много. Сквозь ночь мы смотрим вперед и видим… победу. Мы идем по трупам фашистов, шагая через потоки крови, через муки страданий, через грязь и ужас войны. Мы выстрадали свою победу, мы ее завоевали. И я так хочу вернуться домой, рассказать тебе и прижаться щекой к твоей шершавой шинели. Милый мой Андрей, до начала боя остался час. Целую тебя. Твоя Лариса.

Слайд 15

Песня «Смуглянка»

(ср. группа вокальной студии)

Слайд 16 (видео «Брату»)

Отрывок письма «Близка победа» (ученик 9 класса)

Здорово брат.

Пишу тебе я с армии, служу я в танковой дивизии №353. У меня все хорошо. Пули над головой летают, танки горят, самолеты падают. Выехали мы на войну фрицев долбить. Погода туманная, ничего не видно, заехали мы на немецкую территорию. Нас заметили и стали по нам стрелять. Первый раз по нам не попали, второй раз нам попали по гусеницам, но мы их убили. Вылезли мы из танка, и пошли в лесную чащу, там попали мы в болото, один человек утонул. Осталось нас трое. Есть охота, съели последнюю еду, запасов больше не осталось. Перешли через лес, и попали на немецкий бункер. Убили мы семь человек. Сидели мы в бункере пили, курили, ели. Захватили мы их шифры и коды, пошли мы в штаб. По пути мы наткнулись на фрицев. Один побежал с шифрами и кодами, но его подстрелили, а нас взяли в плен. Мучили, избивали, смеялись над нами. Просидели мы в муках пятнадцать дней. На шестнадцатый день мы убежали оттуда, пришли мы в штаб. Наградили нас орденом мужества.

Буду бить врага беспощадно, до победы. Мы гоним немцев так, что они бегут и всe бросают.

Вот так брат. Передавай маме и папе привет. Ждите меня, я скоро вернусь. Целую. Боев Михаил.

Слайд 17

Песня «Пой, солдат, пой»

(солистка вокальной студии и ст. группа хореографической студии)

Слайд 18 (видео «Победа»)

Письмо «Победа» (ученик 9 класса)

Победа наша!

Здравствуй, дорогая Клавочка! С пламенным приветом к тебе твой Василий. Клавочка! Сегодня решил написать тебе письмо, может быть, последнее до нашей встречи. Войну закончили 8 мая, 9 мая праздновали победу. Радости, конечно, нет предела. Сейчас ведь Родина стала совсем близка. Скоро, конечно, будем в России. В нашей любимой Родине. И справлять Победу. Все прожитые невзгоды уже позади. Сейчас можно справедливо отдохнуть. Гнет войны мы сбросили с плеч. Сейчас счастливая мирная трудовая жизнь – жизнь еще неувядшей молодости, полной всевозможных желаний во всех отношениях. На этом заканчиваю и передаю привет мамаше, Галочке, Наденьке.

Пока до скорого свидания. Целую. Твой Василий

Слайд 19

Песня «Казаки в берлине»

(мл. группа вокальной студии)

Слайд 20

Ученик 4 класса:

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в день Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов откровенных,

Ведь повторять -

Опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые,

Один - сержант, другой - майор,

А больше - рядовые.

Я знаю: трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперед

С потерями шагала.

О том, какая там пальба,

Как в сердце метят пули...

- Судьба, - вздохнут они, -

Судьба!

А помнишь, как в июле?..

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Все меньше их...

Но верю я -Они придут, приедут...

Слайд 21

Песня «Вальс победы»

(солистка вокальной студии)

Слайд 22

Танец «Бескозырка белая»

(хореографическая студия)

Слайд 23

Девочка 1: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.

Мальчик 1: Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.

Девочка 2: Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Мальчик 2: Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятили сегодняшний концерт.

Девочка 3: Ребята, а что делать с письмами?

Мальчик 3: Давайте передадим их в музей воинской славы, будем читать и помнить!

Слайды 24-26

(все группы вокальной студии и участники концерта).

Песни фронтовых дорог


Лекция-концерт


Каждую весну все миролюбивое человечество живет в преддверии светлого праздника – дня Великой Победы. Неимоверно сложно досталась она нашему народу. Этот день мы приближали, как могли и на фронте, и в тылу. И все это время в строю была песня.
Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость...
Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора Александра Александрова "Как вошла в мою жизнь война". Александр Васильевич писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею,- песни..."

Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародились сомнения: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио.
Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня "Священная война", тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах...
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну".

Звучит песня «Священная война».


Самая знаменитая песня Суркова родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го. Написал в землянке, в районе наблюдательного пункта западного фронта, на 2-ом километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. Когда, уже вначале 1942-го, в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Песня «В землянке».


Иногда во время привалов, когда не было военный действий и бойцы отдыхали, они пели-шутили весёлую песню под гармонь…
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером. Композитора настолько поразили "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято "Катюшей” без остатка.В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать дальнейшее песенное решение. Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...
Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".
Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Песня «Катюша».


Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.) В ноябре 1942 года на экране страны вышел фильм режиссера Ю.Слуцкого «Концерт-фронту» и именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко.

Песня «Синий платочек».


В 1943 году родилась знаменитая "Темная ночь" В. Агатова и Н. Богословского, прозвучавшая в фильме "Два бойца", тотчас ставшая популярной.

Песня «Темная ночь».


Иногда песней становились какие-то эпизоды, встречи, воспоминания фронтовиков. Таков "Случайный вальс" написанный Е. Долматовским и композитором Марком Фрадкиным.

«Случайный вальс».


В минуты передышки меж боями, тогда когда части отводились на переформирование, на солнечной поляне играла фронтовая гармонь, звучала песня " В лесу прифронтовом " М. Исаковского М. Блантера.

Песня «В лесу прифронтовом».


Песня "Огонек". Чем объяснить всеобщую известность этой песни? Прежде всего замечательными стихами Михаила Васильевича Исаковского. Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом!

Все, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

Стихи Исаковского, строки "Огонька" были опубликованы в газете "Правда" 23 апреля 1943 года и словно сами просились в песню. И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что "Огонек" получил распространение на музыку неизвестного автора.
В годы войны песню "На позиции девушка..." знали и любили все - и на фронте и в тылу. В своей статье "Советская культура в годы Великой Отечественной войны" Алексей Суриков писал: "Мы не можем забывать, что написанные замечательным поэтом Михаилом Исаковским песни "Ой, туманы мои, растуманы", "В лесу прифронтовом" и особенно "Огонек" в равной мере были близки и солдатам фронта, и партизанам, сражавшимся с врагом по ту сторону фронта, и работникам тыла".

Песня «Огонек».


В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой "Смуглянка".

Песня «Смуглянка».


Песня "Москвичи" была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.
"... Когда я писал стихи, вспоминает поэт, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной..."
Стихи поразили композитора Андрея Эшпая: они удивительно совпадали с тем, что пришлось пережить. Ведь ему также привелось воевать на берегах Вислы. Там погибли близкие его фронтовые друзья, погиб на фронте и старший брат. И уже совсем поразительное совпадение - жили мы на Бронной...
Песня "Москвичи" стала советской классикой. Такая простая и такая глубокая.

Песня «Москвичи».


Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата - ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам - «Алеши».
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, - вспоминает поэт. - Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Песня "Алеша” - это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

Песня «Алеша».


В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый, Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни, и Гребнев заменил в том числе слово «джигиты» на «солдаты». Расул Гамзатов: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты" написали „солдаты". Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание». Со стихами, включающими изменения для будущей песни, певец обратился к Яну Френкелю, с которым до этого много сотрудничал, и попросил сочинить музыку. Сочинить музыку удалось далеко не сразу. Только два месяца спустя, когда композитор написал вступительный вокализ, работа пошла легче. Позднее Ян Френкель вспоминал: «Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и… расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось».
Звучит песня «Журавли».

«Прощай», «До свидания» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолёты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли на встречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.

Песня «Дороги».


Вот что рассказывал об обстоятельствах создания песни «Ехал я из Берлина» автор ее слов, поэт Лев Ошанин. «Однажды утром, – рассказывал лев Иванович, – я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого все впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой. И сама собой пришла емкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина».
Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру «Ехал я из Берлина» наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему…» Прочитав их, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, «с ходу», и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать. Но Дунаевскому потребовался припев, которого у Ошанина не было. Продолжая импровизировать, он проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать.
– По-моему, надо так… Попробуйте на эту мелодию написать слова, – предложил он Ошанину…
Припев написали тут же.

Песня «Ехал я из Берлина».


Песня "День Победы" впервые прозвучала на праздничном "Огоньке", посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.
Газета "Правда" в статье о "Дне Победы" писала:
"Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню- поэму о прошлом, которая зовет вперед в будущее. Песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердце молодых".
"День Победы" – это песня человечности, это песня подлинной гуманности.

Песня «День победы».


В своих воспоминаниях- мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал:
У народа слабого духом не могли родится такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира.
...и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей.

Песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Муз. В.Соловьева-Седого, сл. Фатьянова.


Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Сегодня мы лишь приоткрыли страницы большой книги песен о Великой Отечественной.
И нам, очень приятно, что благодаря этим песням мы воочию увидели связь поколений.
И пусть накануне праздника Дня Победы - Песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.