Анализ одного из эпизодов война и мир. Анализ «Война и мир» Толстой

Беспрецедентным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Грандиозное произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всем мире. Предлагаем к ознакомлению анализ романа по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения на заданную тему, подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция - Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр - Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая - восстание декабристов, а третья - их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Тема

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве - изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения - каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом - то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) - описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) - отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) - полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) - наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) - повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Главные герои

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто - это роман-эпопея . Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2432.

Урок-практикум. Анализ эпизода по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель уроков: научить учащихся выполнять анализ эпизода: грамотно подбирать вступление и заключение, выбирать цитаты из эпизода, выстраивать логику убеждения.
Ход урока
1.Слово учителя.
- Большие трудности возникают по поводу написания анализа эпизода. Хотя это выигрышный шаг. Тот, кто научится этому, легко справится с заданием на выпускном экзамене, так как одна из предложенных тем – это анализ эпизода или стихотворения. Класс поделен на четыре группы. На доске названия эпизодов:
Смотр под Браунау (1 том, часть 2, глава 2);
Отъезд князя Андрея на войну (1 том, 1 часть, 25 глава);
Сцена объяснения Пьера с Элен (1 том, 3 часть, 2 глава);
Наташа в гостях у дядюшки (2 том, 4 часть, 8 глава).

2.План эпизода.
I 1.Что такое эпизод? Своеобразие эпизодов в данном конкретном произведении.
2.Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
II 1.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.
2.Содержательная функция эпизода.
3.Своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи.
4.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
III Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие.
Предложенный план не претендует на исчерпанность всех аспектов. Это, прежде всего, путь к решению проблемы.

Какие трудности возникают при этой работе? Ведь мы уже не раз занимались этой работой. Соответственно, мы сегодня должны научиться этому. На доске:
- вступление
- связь с предыдущим эпизодом
- функция эпизода
- связь с последующим эпизодом
- заключение

4.Работа над вступлением. Слово учителя:
- Вступление не может быть ограничено тем вопросом, который указан в плане. Это зависит от самого произведения или от самого эпизода. Например, во вступительной части сочинения «Первый сон Раскольникова» можно сказать о своеобразии снов Достоевского, где трудно различить сон от яви: «Сон для Достоевского – не какой-то эффективный прием предсказания события, заранее известного писателю, или условное изображение уже происшедшего события. Нет, сон у него – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он может проникать во «все глубины души человеческой». Через сон он тоже ищет «в человеке человека». В снах у него невысказанное, будущее слово».
Можно обратиться к «Словарю литературоведческих терминов» и во вступлении сочинения сказать, что эпизод – эта та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного пооизведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Или Эпизод – это составная часть произведения, воплощающая в себе основные черты идейно-художественного своеобразия.
Произведение Толстого отличается яркостью эпизодов, роль и место которых определяется жанром. Своеобразие толстовских эпизодов заключается в их самостоятельности, эстетической равноценности. Эпизод важен не только как ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить вопрос, - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.
Определить роль и место рассматриваемого эпизода в конкретном произведении сложно, но важно. Вот отрывки из работ десятиклассников:
«Свидание с Пьером для князя Андрея Болконского – это эпоха, «с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Для Толстого данный эпизод – средство выражения авторского понимания смысла человеческого существования, заключающегося в любви к жизни в ее живой непосредственности прежде осознания смысла ее».
«Эпизод «На батарее капитана Тушина» важен для решения автором проблемы истинного героизма и как этап в духовной эволюции князя Андрея Болконского. Кроме того, рассматриваемый эпизод интересен и сам по себе как образец художественного совершенства и одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить Толстой».
В напечатанных сочинениях – это первый абзац.
Успех анализа эпизода, как, впрочем, и любого сочинения, зависит во многом от удачного начала.
Учащиеся в течение 5 минут дожны написать вступление. Можно воспользоваться словарями.
5.Работа над основной частью сочинения.
1.Связь с предыдущим эпизодом.
Здесь необходимо буквально в нескольких предложениях указать(пояснить), что происходило с героями до данного события. Например, анализируя эпизод «Ночь в Отрадном», необходимо очень коротко сказать о том, что Андрея разочарован в жизни (Аустерлиц, смерть жены). Но не всегда возможно так лаконично рассказать о том, что испытал герой или герои до данного события. Например, в эпизоде «На батарее Тушина» мы в первые встречаемся с главными героями. Но сказать несколько слов о войне в целом нужно.
Зачитать из анализа (отпечатанные) эпизода.
Учащиеся работают над сочинением этой части работы.
2.Содержательная сторона и функция эпизода и своеобразие языковых средств, служащих воплощению авторской идеи.
Здесь все взаимосвязано, отделить в тексте сочинения порой невозможно.
Здесь необходимо дать оценку происходящим событиям, а не пересказ.
Примерные функции эпизода: (под запись)
- раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение;
- дается представление о душевном состоянии персонажа;
- звучит прямая или косвенная оценка события, первонажа;
- показан поворот во взаимоотношениях героев;
- выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
Зачитать из анализа эпизодов (с листка). Акцентировать внимание на функции эпизода. Обратить внимание на цитирование.
Учащиеся сочиняют (кратко, дома будут дорабатывать) эту часть анализа.
6.Работа над заключением. Прочитать, написать.
Домашняя работа. Письменный анализ. Чтение 3 тома.

Смотр войск под Браунау.
- В чем особенность поведения Кутузова на смотре войск?
- Что она вносит в представление об этом человеке?
- Каким предстает русское войско?
- Чем живет русское войско?
- Что знают солдаты о войне с «Бунапартом»?
___________________________________________________________________________
Отъезд князя Андрея на войну.
- Как раскрываются толстовские герои в сценае прощания с князем Андреем?
- Как ведет себя Андрей?
- Какие важные мысли произносит он в сцене прощания? О чем это свидетельствует?
- Найдите цитаты, характеризующие героев эпизода.
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Сцена объяснения Пьера с Элен.
- Что изменилось в судьбе Пьера?
- Как расценивает герой свое чувство к Элен?
- Почему Пьер счел себя не в праве спрашивать, «хорошо ли это или дурно»?
- В какой степени он самостоятелен и свободен в выборе?
- Найдите цитаты, свидетельствующие о нерешительности Пьера.
- Почему, решившись на объяснение, Пьер так и не может вспомнить, что говорят в подобных случаях?
- Какой в этой сцене мы видим Элен?
- Почему он произносит признание по-французски?
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Наташа в гостях у дядюшки.
- Какое место занимает дядюшка среди персонажей романа? Чем можно объяснить ту особенность, с которой автор изображает его быт, внешность, характер, манеру поведения и речи?
- Как часто встречаются и каким образом соотносятся в тексте эпизода слова «дядюшка» и «графинечка»? Что может означать похожесть этих слов в контексте изображаемого?
- Что общего, характерного в описании дома дядюшки, его кабинета, костюма, угощения за ужином, манеры речи, удовольствия от игры на балалайке (продолжите перечень самостоятельно)?
- Что чувствует Наташа, находясь в доме дядюшки? Найдите цитаты, подтверждающие эти мысли.
- Что становится причиной «счастливого» состояния героини?
- Как соотносятся образы Наташи и Анисьи Федоровны и те женские типы, которые Л.Толстой воплощает в этих персонажах?
- Как бы вы ответили на вопрос самого Толстого о Наташе: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразные впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней?»
- Отметьте и прокомментируйте в кульминационной сцене противопоставление русского и французского. Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя на этой, ключевой в эпизоде сцене?

Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.

Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».

Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Л. Н. Толстой — это величайший колосс всей русской литературы. Эта знаковая фигура стала олицетворением России в культурной сфере. Сложно найти человека, который никогда бы не слышал об этом писателе. «Война и мир» стала кульминацией творчества Толстого. Этот роман оказал огромное влияние на восприятие как русской литературы, так и всей мировой истории.

Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.

Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):

  1. Члены семьи Ростовых и Болконских похожи на родственников Толстого — Волконских и Толстых (старый князь Николай, граф и графиня Ростовы — это дедушки и бабушки самого писателя, о чем он сам писал в статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).
  2. Семья Курагиных отсылает нас к богатому дворянскому роду Куракиных.
  3. Федор Долохов имеет видоизмененную фамилию «Дорохов».
  4. Род Друбецких — намек на известную дворянскую фамилию «Трубецкие. Как известно, дворянин из этого рода участвовал в восстании декабристов, а его жена поехала следом за ним на каторгу.
  5. Своё отражение в романе нашёл и легендарный офицер и партизан — Денис Давыдов в лице гусара Василия Денисова.
  6. Есть мнение, что князь Андрей Болконский был списан с русского генерал-лейтенанта Николая Тучкова, который также погиб на Бородинском поле.
  7. Некоторых исторических личностей автор упоминает напрямую: граф Апраксин, Наполеон Бонопарт, Михаил Кутузов, Александр Первый и т.д.

Интересные факты о создании романа «Война и мир»:

  • Автор писал книгу 6 лет — с 1863 по 1869 — и переписывал ее 8 раз;
  • Роман изначально был назван «1805 год», позднее «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры».
  • Толстой по понятным этическим причинам отрицал, что его герои (кроме Абросимовой и Денисова) имеют прототипы (статья «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).

Направление, жанр, композиция

«Война и мир», безусловно, относится к направлению реализма. Писатель стремится к наиболее достоверному изображению действительности. Развитие героев проходит в соответствии с событиями окружающего мира.

Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.

Перед нами, несомненно, достойный образец исторического романа-эпопеи. Автор рассказывает об эпохальных событиях, происходящих на протяжении долгого промежутка времени. При этом действие романа разворачивается на фоне реальных исторических событий, в сюжете присутствуют реальные исторические личности и места.

Композиция романа (линейная) примечательна частыми авторскими монологами, во время которых нас отрывают от главных героев дают взглянуть на ситуацию более широко. Структура книги многоуровневая: 4 тома, в каждом несколько частей, которые подразделяются на главы.

Смысл названия

Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:

  1. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Толстой изображает «войну» в разобщённом и слабом обществе. А во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в «мире» с самим собой.
  2. Вторая теория строится на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом на современный лад название романа звучит как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней.
  3. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.

Суть

Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:

  1. Линия Пьера Безухова повествует о стремлении героя найти смысл своей жизни. На протяжении всего романа он проходит через неудачный брак, кутежи и роскошь, масонство, Бородинскую битву и только в оставленной сгоревшей Москве находит духовного наставника в лице простого русского солдата Каратаева, который позволяет Безухову обрести внутренний покой.
  2. Андрей Болконский в начале романа стремиться к славе, но тяжёлое ранение ставит перед ним вопросы о смысле существования. Пытаясь реализовать себя и найти смысл в своей жизни, Болконский работает в правительстве, пытается найти счастье в браке, защищает страну от французского вторжения и только перед самой смертью от ранения обретает покой и смиряется со своей судьбой.
  3. Наташа Ростова проходит путь через лицемерие и пошлость дворянского общества и семейные проблемы, чтобы в конце повествования из ветреной девушки превратиться в любящую жену и мать.

Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Война и мир» состоит из нескольких уровней: деление по семьям (вот основных семей), классификация по призванию (люди войны и люди мира), типология по статусу (народ и элита), а также по убеждениям (самостоятельные одиночки вроде Безухова и Болконского, и светское общество, уравнивающее людей).

  • Пьер Безухов . Незаконный сын богатого дворянина. Полный и неловкий человек. Плохо видит. Обладает недюжинной физической силой, но мягким нравом. На протяжении всего романа стремится к познанию смысла жизни, пройдя через множество испытаний, обретает душевный покой. В конце романа делается намёк на связь Пьера с декабристами. Подробнее об образе Безухова написано в кратком от Многомудрого Литрекона.
  • Андрей Болконский . Представитель древнего и знатного рода. Сухой и холодный человек. В начале романа одержим Наполеоном и стремиться повторить его путь. Во время Аустерлицкой битвы ведёт солдат в атаку и получает тяжёлое ранение. Разочаровывается в Наполеоне и своей прошлой жизни. Вернувшись в Россию, князь впадает в уныние, которое ему помогает развеять жизнерадостность Наташи Ростовой. Болконский пытается улучшить жизнь в России, участвуя в реформах Сперанского, но вскоре понимает их неосуществимость. Попытка женитьбы на Наташе также терпит крах из-за интриг Анатоля Курагина. Во время войны двенадцатого года Болконский уходит на войну. Во время Бородинской битвы он получает смертельное ранение, второй раз перейдя порог смерти, князь смиряется со своей судьбой и спокойно умирает через несколько недель. А вот и .
  • Наташа Ростова . Наивная, искренняя и весёлая девочка из знатного дворянского рода. На протяжении всего романа служит источником душевных сил для окружающих. Была помолвлена в Болконским, но поддалась чарам молодого Курагина и чуть не сбежала с ним. В двенадцатом году убедила свою семью отдать все подводы для спасения раненных. Заботилась об умирающем князе Андрее. Помогла матери пережить смерть Петра Ростова. После войны вышла замуж за Безухова и стала любящей матерью. Образ Наташи стал главной темой этого .
  • Марья Болконская. Сестра Андрея Болконского. Некрасивая, запуганная отцом, верующая девушка. Искренне любит свою семью, жертвует своим счастьем, чтобы не оставлять родителя в одиночестве. В конце романа становится женой Николая Ростова.
  • Николай Ростов . Старший сын в семье Ростовых. Проходит путь от ветреного и легкомысленного юноши, который желал отправится на войну за приключениями, до дисциплинированного офицера и настоящего героя. Взял на себя все заботы о семье после смерти старого графа Ростова и банкротства рода. В конце романа женится на Марии Ростовой, становится твердолобым консерватором и солдафоном.
  • Элен Курагина . Красивая, но порочная и пустая женщина. Использовала свою красоту, чтобы выйти замуж за Пьера и получить его деньги. Во время войны с Наполеоном приняла католичество и начала процедуру развода с Безуховым, но вскоре умерла от болезни.
  • Анатоль Курагин . Молодой дворянин. Прекрасен внешне, но уродлив внутри. Легкомысленный и самодовольный волокита. Едва не соблазнил Наталью Ростову, сорвав её свадьбу с Болконским и уничтожив её честное имя. Во время Бородинской битвы потерял ногу, в полевом госпитале лежал рядом с Андреем Болконским и получил его прощение.
  • Василий Курагин . Старый коварный карьерист. Невероятно циничен. Не любит никого, даже своих детей. Не имеет твёрдых убеждений, меняет их настолько быстро, что иногда путается.
  • Борис Друбецкой . Юноша из обедневшего дворянского рода. С помощью матери смог пробиться в высшее общество и в высшие эшелоны власти. Расчётливый карьерист. Приятен и обходителен в общении. В любой ситуации стремиться к личной выгоде. В двенадцатом году мародёрствует в оставляемой Москве.
  • Анна Михайловна Друбецкая . Старая мать Бориса, потерявшая позиции в свете. Хитрая и упорная женщина. Любящая и великодушная мать. Сумела проложить своему сыну дорогу в свет. Помогла Пьеру получить всё наследство его отца.
  • Илья Ростов . Старый граф. Отзывчивый, веселый и искренний человек. Любящий отец, без колебаний оплатил огромный карточный долг сына. Пожертвовал своим имуществом, чтобы вывезти раненных из Москвы. Непрактичен, расточителен и недалёк в вопросах хозяйства. Умер от горя после потери сына, оставив свою семью в тяжелейшем положении.
  • Наталья Ростова . Обходительная, добрая женщина, смысл жизни которой заключается в материнстве. Хорошая мать, поддержавшая свою дочь-Наташу после её неудавшегося побега с Курагиным. После гибели Петра Ростова помутилась рассудком.
  • Николай Болконский . Отставной генерал, пострадавший от своей независимости (отказался жениться в угоду императору). Патриот. Жёсткий, деловитый и упрямый старик. Сторонится столичных салонов и живёт в своём имении Лысые горы. Склонен к физическому труду и за величайший грех почитает праздность. Воспитал своих детей в атмосфере строгости и умеренности, но запугал дочь своей строгостью. Не пережил известия о вторжении французов и умер от перенапряжения.
  • Платон Каратаев (говорящее имя Платон — от древнегреческого философа). Простой русский солдат. Добр и отзывчив, стремится к простой и понятной правде — помогать людям, жалеть слабых, уважать сильных, нести свет и милосердие. Становится духовным наставником Пьера. Умирает от рук французов во время отступления Наполеона.
  • Наполеон . Император Франции. Самодовольный толстяк, который не слышит никого, кроме себя. Нервный и пылкий человек, хороший оратор, но равнодушный к своему народу правитель, который идет по трупам за своей славой. Образ Наполеона охарактеризован в кратком
  • Кутузов . Выглядит, как сонный и недалёкий старик, но обладает острым умом, добрым сердцем и настоящим патриотизмом. Чувствует и понимает свой народ, что и позволяет ему одержать победу над Наполеоном. Заботится не о славе, а о жизни людей, поэтому терпит гнев императора, но все равно отходит от неприятеля, не давая решающего сражения. Подробнее о нем написано .

Темы

Тематика романа «Война и мир» очень насыщена и многообразна.

  • Мысль семейная . Семья — самое дорогое, что только может быть у человека, и автор доказывает эту истину в тексте: на примере правильных семей Ростовых и Болконских и на примере неправильной семьи Курагиных Толстой отображает своё видение здоровых семейных отношений. Подробнее тема семьи в романе «Война и мир» раскрыта в .
  • Любовь . На первое место Толстой ставит любовь между членами семьи. В большинстве случаев только близкие родственники способны на настоящие чувства. Так, Анна Друбецкая в разговоре с подругой упоминает, что на свою репутацию ей наплевать, и смысл ее жизни — в сыне. Но эти откровения были излиты на подругу детства с целью — добыть деньги на обмундирование Бориса. Любовь же в классическом понимании, зачастую, оказывается ложной, ошибочной или просто несчастной. Так, Андрей потерял Наташу из-за ее ошибки: она влюбилась в повесу-Анатоля.
  • Патриотизм . Толстой старается провести чёткую линию между ложным патриотизмом и патриотизмом настоящим. Ложный патриотизм — показная бравада, которую используют в своих целях негодяи и лицемеры. Настоящий патриотизм — глубокое и не афишируемое стремление защитить свою страну, свой дом и своих близких. Эта тема является центральной и обогащается примерами в .
  • Мысль народная . Натуралистично и часто даже отталкивающе изображая исторические персоналии, Толстой стремится показать незначительность индивида в историческом процессе. По его мнению, великие дела совершают не императоры, а простые люди. Известные личности лишь оказываются на гребне волны, поднимаясь на стихийном подъеме. На первый план писатель выводит народные массы, на которых и поднимаются такие люди, как Наполеон.
  • Тема природы . Природа в романе «Война и мир» изображена, как неотрывная часть человека, как олицетворение его души. Небо и земля символизируют собой всю вселенную, частью которой является человек.
  • Духовные изыскания . Толстой считает жизненно необходимым для человека духовный поиск и познание самого себя. Только те персонажи романа, которые стремятся к истине, находят своё счастье, а те, кто просто проживают свою жизнь в погоне за материальными ценностями, так и исчезают, не оставив ничего после себя. Духовные искания князя Болконского (для примера) описаны в данном .

Проблемы

Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.

Выступая на консервативных русских позициях, Толстой воспел патриотическую войну русского народа с иностранным завоевателем. Однако вместе с тем он отметил несправедливость мира в целом и российского общества в частности. Смысл авторской позиции в том, что решить эти проблемы на глобальном уровне едва ли возможно (напрасными будут попытки князя Андрея). Но он показал, как простой человек с помощью любви может побороть зло в самом себе, что несомненно в будущем поможет обрести счастье всему человечеству. Это и есть главная мысль романа «Война и мир».

Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:

…Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она несвободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)

Таким образом, императоры и полководцы, которые думают, что управляют ходом истории, лишь убеждают себя в этом самообманом. Историей «управляет провидение», и люди собираются и убивают друг друга не по приказу, а по могучей силе взаимозависимости явлений, которая привела к подобным последствиям. Подлинная же свобода личности возможна лишь наедине с собой, вдали от общества.

Историзм

Роман охватывает большой промежуток времени от 1805 до 1820 года. Автор описывает битву при Аустерлице, Тильзитский мир, реформы Сперанского, Бородинскую битву, сожжение Москвы.

При работе над романом Толстой использовал огромное количество исторических материалов, так что историчность романа находится на очень высоком уровне, вплоть до наличия в романе реальных высказываний исторических личностей.

Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.

Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Кутузов не всегда с зрительной трубкой, указывая на врагов, ехал на белой лошади.

Критика

Роман был восторженно встречен не только русским, но все мировым литературным сообществом. Все критики отмечали масштабность и значимость проделанной работы. Произведение было высоко оценено такими выдающимися писателями и публицистами, как Тургенев и Писарев.

«Я только что кончил 4-й том «Войны и мира». Есть вещи невыносимые и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее. 4-й том и 1-й том слабее 2-го и особенно 3-го; 3-й том почти весь «chef d’œuvre».» (И. А. Тургенев — А. Фету, письмо от 12 апреля 1868 г.)

«…Роман графа Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества. <…> Он видит сам и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, - людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным… (Д. И. Писарев, статья «Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)»

В то же время взгляды автора на исторические процессы не могли не встретить протеста со стороны, как литературных критиков, так и историков. Новаторство романа «Война и мир» было многими воспринято как оскорбление памяти воевавших солдат и офицеров:

…В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно… не возвышает истинного достоинства… романа.» (П. А. Вяземский, статья «Воспоминания о 1812 годе», «Полное собрание сочинений П. А. Вяземского», 1878-1896 гг.)

«Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим…» (А. С. Норов, статья ««Война и мир» с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника», «Военный сборник», 1868 г., №11)

На данный момент роман является признанным шедевром среди романов, а взгляды Толстого на историю получили благодаря нему широчайшее распространение.

«Мы основываем право свое говорить о новом, еще неоконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике… а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа, которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их. <…> (П. В. Анненков, «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»», 1868 г.)

Критик и литературовед П.В. Анненков также отметил своеобразие романа «Война и мир» — оно состоит в том, что роман является «историей культуры» дворянского сословия и отображает те ценности и ориентиры, на которых основывалось мировоззрение наших предков.

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.