Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Народная мудрость веками и тысячелетиями, из поколения в поколение накапливалась, хранилась и передавалась в форме афоризмов, притч, басен, мифов, сказок, легенд, былин, пословиц, поговорок, песен.
Сегодня человек очень часто обращается к поиску мудрости, к поиску смысла жизни. Люди не хотят видеть будущую жизнь бессмысленной.
Мудрые мысли, копившиеся веками, помогают человеку ориентироваться в вопросах нравственности, разрешить конфликты, решить многие проблемы, выбрать правильное, верное направление в жизни.

Презентацию "Народная мудрость бесценна и бесконечна" можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ « Адыгейская республиканская гимназия» Презентация к уроку литературы « Народная мудрость бесценна и бесконечна» Народная мудрость в афоризмах, притчах, баснях, мифах, сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013

Мудрость, принадлежащая народам России, называется народной Россия - это великая держава с великим духовным и культурным наследием! Российский народ, русская душа - это загадка, которую каждый иностранец пытается разгадать по-своему...

Россия - многонациональное государство. На её территории проживает 156 народов. Но даже самая маленькая народность имеет свою самобытность, свою историю, свои обычаи, свою древнюю культуру. Каждый регион России имеет свои сказки, легенды, предания, притчи. Россия - многонациональное государство

Афоризмы – это неисчерпаемый кладезь мудрости Афоризмы - это мудрость в портативной форме, концентрированный экстракт мыслей и чувств. У.Р. Олджер Афоризмы отражают мировоззрение цивилизации. Мысль, выраженная метким, убедительным афоризмом превращается в мудрость, пронизывающую, словно стрела, его величество время...

Притчи народов мира Притчи - это послания человечеству от Вселенной, послания от Высшего Божественного Разума. Они дают направление в жизни. Нужно только правильно их интерпретировать. В притчах заключена наибольшая часть человеческой мудрости. В. Сибирский Придется ль мне до той поры дожить, Когда без притч смогу я говорить? Сорву ль непонимания печать, Чтоб истину открыто возглашать? Джалалиддин Руми

Притчи народов мира Притчи - это непросто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце. Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

Притчи царя Соломона Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» - «мир», «не война», и « шалем » - «совершенный», «цельный»). Царь Соломон

Мудрый и бесстрастный правитель Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок и притч.

Вот одна из притч. Начало мудрости - страх Господень; доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения; глупцы только презирают мудрость и наставление. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой, если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас»,- сын мой, не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Начало мудрости – страх Господень

Басни Басня - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век). Басни И. А. Крылова знаменовали расцвет этого жанра в России.

Жан де Лафонтен Басни Лафонтена принадлежат не одной только французской литературе, - они представляют собою одно из великих явлений всемирной литературы. 3начение, басен Лафонтена, не в одних только гениальных литературных достоинствах, но и в том также, что они представляют читателю в аллегорических образах практическую мудрость всех народов мира. Он высмеивает подлость, скупость, мелочность и трусливость, защищая тем самым общечеловеческие духовные ценности. Басни Лафонтена – это целый мир, пронизанный оригинальной и нестандартной философией автора. У Лафонтена учился знаменитый баснописец И. А. Крылов. Сам Пушкин восхищался баснями Лафонтена, считая их вершиной достижений шутливой западноевропейской поэзии.

Крылов Иван Андреевич Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 - 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Мифы и легенды Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Легенда - недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Предание - это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому, подвергается метафорическим изменениям.

Мифы и легенды народов Кавказа В представлениях многих поколений людей Кавказ издревле считается краем невиданных чудес и приключений. Необыкновенная прелесть и первозданная красота живописных горных ущелий, густая сеть буйных стремительных рек, многоголосое журчание живительных минеральных источников, чарующая взор панорама сверкающих на солнце белоснежных вершин - все это никого не может оставить равнодушным и придает седому Кавказу неодолимую притягательную силу. Человек, хоть однажды посетивший этот красочный край, постоянно одержим жаждой встретиться с ним еще и еще раз. Можно сказать, что эта тяга к Кавказу уходит в глубины истории человечества.

С Кавказом связано множество легенд, мифов и сказаний. Отовсюду зримо ощутимые, но остающиеся недоступными, в то же время со страстной силой манящие к себе призрачные вершины казались простодушному воображению первобытных народов « сереброкованными престолами» грозных божеств, откуда небесные силы посылали свои карающие молнии, живительный свет и тепло солнечных лучей. И народы боготворили вершины Кавказа. По выражению Эсхила (древнегреческий драматург, отец европейской трагедии), «они воспринимали недоступные горные вершины как жилища богов, считали их подножием неба, которое они подпирают как могучие Атланты». Ни один горный хребет не занял столь популярного места в мифологии древних греков, как Кавказ. В определенной мере можно сказать, что Кавказ оплодотворил многие основополагающие сюжеты их мифологии. С Кавказом они связали свой бессмертный миф о Прометее, сюда, в золотоносную Колхиду, отправился их герой Язон со своими аргонавтами. Греческие мифы приурочивают к Кавказу борьбу стихийных богов земли - Титанов с новыми, более одухотворенными богами Олимпа, борьбу Тифея - подземного огня с Зевсом - огнем небесных молний. Очень примечательно, что Плутарх, комментируя книгу Клеанта «Борьба богов», рассказывает такой мифический сюжет: Гора Кавказ прежде называлась «Ложем Борея»(т. е. Ложем ветров) и вот почему: Борей силой увез Киону - дочь Арктура на так называемый холм Нифат и произвел там с нею Гирпака, который наследовал трон Гениоха. После того и гора стала называться «Ложем Борея». Имя же Кавказ она получила по причине того, что после борьбы Гигантов Сатурн, желая избегнуть угрозы Юпитера, бежал на самую высокую вершину Ложа Борея и спрятался там, превратившись в крокодила. Но Прометей зарезал одного из туземных пастухов по имени Кавказ и, осмотрев его внутренности, сказал, что недалеко находятся враги. Когда же пришел Юпитер туда, то связал своего отца плетеной шерстью и сбросил его в Тартар, а к горе, которую назвал в честь того пастуха Кавказом, привязал Прометея и заставил его страдать от орла. Таким образом, впервые появившийся в греческой мифологии термин «Кавказ» воспринимался как вполне определенный человек-пастух, обитавший у подножий гор. На нашем сайте, мы постараемся собрать, как можно больше лучших легенд, мифов и сказаний народов Кавказа. На долю кавказских народов выпало большое испытание. Степи и горы Кавказа помнят многое. Одни племена сменяли другие, одна цивилизация сменялась другой. История Кавказа живёт в легендах. В них красота человеческой души, благородство и чувство долга, в них любовь и самоотверженность, гордость за свой край. Всё, что есть в легендах – не вымысел. Каждая тропка, каждая речка или горная вершина несёт в себе тайну, имя которой – легенда.

Мифы и легенды Народов России Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас - у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно - движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога - Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным - хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа - берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Мифы и легенды адыгов Адыгагъэ - культурное достояние адыгов, которое начало формироваться в эпоху возникновения мифов и основного ядра Нартского эпоса

Сказки народов мира Сказки народов мира во всех разновидностях составляют бесценную сокровищницу демократической культуры человечества. Это искусство создано в веках на исторических путях народов в борьбе за жизнь и счастье.

Царевна лягушка Сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу…

Адыгейские народные сказки 1.Анзаур-удалец 2.Чудесная гармошка 3. Трудовые деньги 4. Бамбет 5. Нормэрышхо - большой Нормэр 6 .Муж и жена 7. Мал мала меньше 8. Кто глупее 9. Как дурак к аллаху ходил 10. Каждый молодец на свой образец 11. Заяц и его мать 12. Дочь одного старика 13. Гадальщица Бабочка 14. Бык-великан 15. Женщина-богатырь 16. Бедняк и бог 17. Аслануко - сын львицы и другие. КТО СИЛЬНЕЕ?

У трех братьев только и было богатства что единственный бык. Но был тот бык не простой. Был он так велик, что, когда стоял на одном месте, пасся на лугах семи гор. Ему не хватало всей воды рек Марта, Пшиша, Пчаша, он пил и из других рек – Лабы, Шхатдащи. Однажды братья решили отвести быка на водопой к большой реке Пшиз – Кубани. Старший из братьев сел на шею быка, средний – на спину, младший – у хвоста. Взяли они с собой провизии и отправились в путь. В пути встретился им всадник. Старший брат попросил его: – О мардж, когда встретишь моего среднего брата, скажи ему, чтобы живее подгонял быка. Всадник ехал целую неделю, пока не встретил среднего из братьев. – Старший брат велел передать тебе, чтобы ты живей подгонял быка, – сказал он. – Раз так, когда встретишь нашего младшего брата, поторопи и его! Всадник опять ехал неделю и, наконец, встретился с младшим из братьев и передал ему просьбу старших. И после этого братья еще ехали на быке целую неделю и, наконец, прибыли к Пшиз. Всю реку выпил бык-великан – ни одной капли не оставил. – Слава Богу, наконец наш бык напился, – сказали братья, – немножко отдохнем и вернемся домой. Расположились братья на берегу реки Пшиз. Вдруг налетел огромный орел, растерзал быка и почти всего съел. Осталась только одна бычья нога – он схватил ее и улетел. Долго летел орел. Вдруг один чабан, пасший на лугу овец, заметил в небе огромного орла. Он пристально смотрел вверх, а в это время из клюва орла выпала бычья нога и попала в глаз чабану. Вернулся чабан домой, обратился к своим семи молодым снохам: – Послушайте, садитесь-ка в лодки, возьмите по веслу и заплывайте в мой глаз, сегодня попала в него соринка, беспокоит меня, хорошо бы ее вытащить. Молодые женщины сели в лодки, взяли семь весел, заплыли в глаз свекру, поискали-поискали, с трудом нашли продырявленную орлиным клювом бычью ногу и выволокли ее. Чабан взял в руки бычью ногу, вынес ее из дому и выбросил. Бык – великан(адыгейская сказка)

(Продолжение сказки) Прошло много лет. Бычья нога покрылась землей и превратилась в высокий холм. Высокая трава росла на том холме, текли там звонкие ручьи – полюбилось то место людям,и они стали селиться здесь. Выросло на холме семь аулов. Возчики соли заезжают на подводах в дыру на бычьей ноге, едут семь дней, нагружают соль и едут семь дней и ночей обратно.Однажды возвратились семь подвод с солью. Старуха увидела их и попросила дочь: – Сходи, дочка, попроси у них горсточку соли и принеси сюда мне. Они высыпали ей на ладонь всю соль из семи подвод, но ее хватило, чтобы заполнить ладонь. Принесла дочь эту соль матери, старуха высыпала ее в рот и съела. Как-то лиса увидела продырявленную бычью ногу. Она начала грызть ее и, конечно, пошевелила ногу, вместе с ней затряслись все семь аулов. Стали люди удивляться – отчего это земля трясется.Так шло время, и однажды люди заметили лису, которая грызла кость. Они послали охотников, и те убили лису. Охотники сняли с лисы шкуру с одной стороны и сделали из нее папахи всем мужчинам семи аулов. Хотели снять шкуру и с другой стороны, но не смогли перевернуть лису. Убитая лиса лежала неподалеку от аула. Проходила однажды мимо молодая женщина. Увидела она лису. Взяла она в одну руку ведро, в другую – коромысло и крючком коромысла перевернула лису. – Может быть, хватит на шапку для моего маленького сыночка, – сказала она и сняла шкуру с оставшейся части лисы. Она добавила еще меху к шкуре лисы и сшила младенцу шапку. А теперь скажите, кто же был больше всех?

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Волъга.

Былины Алёша Попович и Тугарин Змеевич Вавила и скоморохи Вольга и Микула Селянинович Добрыня и Алёша Добрыня и Змей Иван - гостиный сын Илья Муромец и Калин-царь Илья Муромец и Соловей Разбойник Садко Ставр Годинович

Адыгейские притчи Наставления отца Суд Джебага Обычай Притча про деньги Старинная адыгейская притча Рецепт Поцелуй красавицы

Мудрость, успех, процветание Успех, процветание каждого народа заложено в его мудрости. И мире нет ничего невозможного. Будьте не только богаты и состоятельны, но и живите в свое удовольствие долго и счастливо!

Источники regobraz.ru/lib/lib_skaz010225.... tale-store.ru/ skazki - narodov -mi... allskazki.ru/world/adi.html hobobo.ru/catalog/ narodnye_skaz ... hobbitaniya.ru/ adigeya /adigeya27.php


Конспект воспитательного мероприятие для школьников 4-5 класса на тему: «Мудрость народная»

Автор работы: Плотная Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский Советского р-на ХМАО-югра.
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, классным руководителям – 4-5 классов для внеклассной работы.
Форма проведения воспитательного мероприятия: Классный час.
Цель: Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, и уважение к русской культуре.
Задачи:
Воспитательные:
1.Способствовать формированию уважения к русской культуре
2.Содействовать воспитанию в детях патриотизма
3.Способствовать воспитанию любви к Родине
Развивающие:
1.Способствовать развитию правильно излагать свои мысли
2.Способствовать развитию логического мышления.
Образовательные:
1.Познакомить детей с русским народным творчеством.
2.Сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных пословиц, поговорок, былин и сказок.
3.Показать их глубокий нравственный смысл.
Возраст участников: 10-11 лет.
Материально-техническое обеспечение: Проектор, диск со слайдами и мультфильмом «Илья Муромец»
Оформление доски: Тема, пословицы, поговорки, незнакомые слова:
- Сирых – сирот; сулить – обещать; несметный – огромный; витязь – воин.
- «Кто рано встает, тому Бог дает».
- «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает».
- «Медвежья услуга» - (т.е. помощь, обращенная во вред).
План мероприятия:
Вступительное слово учителя
Разминка (пословицы)
Анализ пословиц
Анализ поговорок
Сказки
Былины
Просмотр мультфильма "Илья Муромец".
Викторина
Заключительное слово учителя.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи. Сегодня мы с вами проведем классный час на очень необычную тему "Мудрость народная", а также посмотрим мультфильм, и в конце урока проведем небольшую викторину. Итак, каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор сказок, пословиц и поговорок. И именно они стали истинным воплощением народной мудрости. Тема выбрана в связи с тем, что сказки, пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос.

Разминка:
Скажу вам одну пословицу, которую, вы все слышали: «век живи – век учись» ее мне постоянно твердила моя мама, а моей маме – ее родители. Наверное, и вам о ней не раз говорили ваши родители. Вы, наверное, слышали от своих дедушек и бабушек многие другие пословицы. Приведите мне пожалуйста ваши примеры.
Ответ: Отца с матерью почитать - горя не знать; Мал да удал; На ошибках учатся; Глаза страшатся, а руки делают и т.п.

Анализ пословиц:
Ребята, мы с вами уже немного поговорили о пословицах, вспомнили некоторые из них, а вот что такое пословица мы еще не выяснили. Итак, пословица – это одно, целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль и наставление. Обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. Первые две фразы это пословицы. Давайте сейчас вместе их проанализируем.
Вопрос: Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице «Кто рано встает, тому Бог дает»?
Ответ: высказывают свои предположения (что Бог помогает, тем кто рано встает).
Да вы совершенно правы, в данной пословице сказано, что если рано встать, то Господь во всем поможет. Помогает он потому, что когда встаешь рано, есть время, не торопясь, помолиться на предстоящий день, есть время сделать все дела по дому, сделать уроки и представьте, остается время для того, чтобы сходить погулять с друзьями. Если же мы до обеда спим, то проснувшись, мы не замечаем, как быстро пролетает день….
Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина».
Вопрос: (наводящий) Ребята, кто из вас пробовал калину на вкус?
Ответ: горькая, невкусная.
Вопрос: Согласна с вами. Так о чем же нам говорит пословица?
Ответ: Высказывают свои предположения (дома хорошо, а на чужбине плохо).
Эта пословица рассказывает нам о нашей милой родине. Калина – это горькая ягода, а малина – сладкая и желанная. Чужбина здесь сравнивается с горечью, конечно когда нет рядом близких людей, когда место тебе не знакомо, то человеку грустно. А на родине все мило, душа человека всегда стремится в родные края, так же, как каждый человек летом, увидев куст малины, спешит к ее сладким ягодкам.
Молодцы и с этой пословицей мы разобрались, можем приступать к следующей пословице «Крови не одной, а души одной».
Вопрос: Скажите, как вы называете людей, которые вам не родственники, т.е. вы с ними не одной крови, но с которыми вам интересно общаться, ходить в школу и гулять?
Ответ: Высказывают свои предположения (друзья, подруги).
Да вы правы это ваши друзья.
Вопрос: А скажите мне, почему люди считают друзей - одной души?
Ответ: Высказывают свои предположения (одни и те же интересы, друг всегда спешит на помощь и т.п.).
Какие же вы молодцы, быстро у нас с вами получается расшифровывать пословицы, осталась последняя «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает». Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достоянием нашего народа. Ни одно серьезное дело не начиналось без благословения родителей. Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне. Основой порядочности человека является уважение родителей. Это одно из главных правил для каждого человека.
Вопрос: Как вы ребята считаете, почему, кто не почитает своих родителей, потом страдает?
Ответ: Приводят свои примеры (не слушаются родителей и из-за этого потом в беду попадают и т.п.).
Только представьте, мама и папа, всегда вам помогают, если вы чем-то расстроены они вас жалеют, ну а если ругают, так это любя, для того, чтоб вы жить правильно учились. После всего, что для нас сделали родители, будет не честно обижать и злиться на них.

Анализ поговорок:
Мы с вами ребята рассмотрели пословицы, поняли, о чем они нас учат. Теперь давайте рассмотрим, что же такое поговорки, а также выясним, чем отличается поговорка от пословицы. Поговорка – это фраза или словосочетание, которое легко можно заменить другими словами. Давайте снова обратимся к нашей доске:
Итак, «Кот наплакал» - вообще-то коты не проливают слез, поэтому употребляют эту поговорку, когда остается чего-то очень мало или совсем ничего не остается.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить данную поговорку.
Ответ: Примеры детей (много гостей а конфет мало; мало торта, а детей много; много работы, а людей мало и т.п.).
Молодцы вы все правильно поняли и примеры хорошие приводите. Давайте еще одну поговорку разберем. «Делать из мухи слона» - т.е. преувеличивать значения события.
Вопрос: Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить эту поговорку.
Ответ: (когда много шума из-за пустяка и.т.п.)
Молодцы, а вот еще одна поговорка «Медвежья услуга» - ее стали употреблять после басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга, по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника, когда она села ему на лицо. (Слайд №1). Поэтому «Медвежья услуга» - это помощь, обращенная во вред, ведь Мишка хотел помочь, а получилось со всем наоборот.

Вопрос: Ребята, вы можете привести свой пример «медвежьи услуги»?
Ответ: (решила помочь маме кашу подогреть, а она подгорела; хотел чай налить товарищу и нечаянно его облил).
Ну, вот мы с вами разобрались и с поговорками, и теперь я хотела бы вас спросить, как вы думаете, в чем отличие между пословицей и поговоркой?
Ответ: пословицы нас учат чему-то, а поговорки можно заменить другими словами.
Да вы правы поговорки – это два или три слова, которые можно заменить другими, похожими словами, а пословицы – это большие предложения, которые нас чему-то поучают.

Анализ сказок:
Вопрос: Ребята, а вы в детстве читали сказки?
Ответ: Да читали и т.п.
Появились сказки, очень давно. "Сказка" – от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас. Авторы многих сказок нам не известны – затерялись их имена в глубине веков и через наших родных они передавались из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны точно.
Вопрос: Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке" (А. С. Пушкин), «Дюймовочка» (Андерсен Ганс Христиан), "Конёк-горбунок" (Петр Павлович Ершов).
Ответ: ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.
Такие сказки называются авторскими или литературными.
Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?
Ответ: Высказывают свои предположения (все сказки учат нас добру или все сказки хорошо кончаются и т.п.).
Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро. В этом и заключается мудрость сказки.
Давайте рассмотрим с вами сказку о «Рыбаке и рыбке» (Слайд 2)


«Жил старик со своей старухой...» Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старик попросил новое корыто для старухи, но корыта ей было мало, пошел старик просить избу, но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «дворянки». Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою»... Ничего не сказала рыбка... Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море... Старик не дождался рыбки, и ушел домой, а придя домой, увидел, что все по-старому, и старуха его сидит возле разбитого корыта.
В этой сказке очень хорошо показан характер человека. В ней говорится, что за жадность люди наказывают сами себя. В сказке старуха выражает зло, ей характерна зависть, злоба, жадность, жажда власти и богатства. А мы с вами ребята помним, что во всех сказках, добро побеждает зло. Но в этой сказке добро не только побеждает зло, но еще его наказывает и поучает.
Вопрос: Ребята, как добро наказало старуху?
Ответ: Рыбка долго исполняла желания старухи, но старухи хотелось все больше богатства. Тогда рыбка захотела наказать старуху, вернув её к разбитому корыту.
Вопрос: Дети, чему добро научило старуху?
Ответ: Добро показало злу, что счастье не в богатстве и что люди в погоне за богатством выглядят смешно.
Ребята вы должны помнить, что поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, ею довольствоваться, но чтобы это было не в ущерб себе и другим.

Былины:
От пословиц, поговорок, русских сказок можно набраться огромной мудрости, но силу русского духа, ее веру, стойкость и благочестие мы можем узнать из Былин.
В давние времена народ сложил удивительные песни-сказания о русских богатырях и витязях. Былина – это старина, это сам народ и жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всеми подробностями о домашней, военной и придворной обстановке. Былины учат нас любить родину и их народ, где сила, ум, доблесть и добрые качества открываются в созданных ими легендах. Главные герои былин – это русские богатыри, люди которые обладают невиданной силой, безграничной храбростью и разными талантами.
Любимый герой былин – Илья Муромец (Слайд №3).


Давайте мы с вами посмотрим о нем небольшой мультфильм, кто смотрел – вспомнит, кто не видел – узнает. Смотрите мультфильм внимательно, после мы с вами продолжим нашу увлекательную беседу.

(Просмотр мультфильма «Илья Муромец») – 10 минут.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Русский богатырь Илья лежал прикованным к кровати до 33 лет?
Ответ: В те времена молодые люди проверяли свою силушку. Бились стенку на стенку, порою проливая невинную кровь. Поэтому Господь, сохраняя жизнь Ильи Муромца до поры до времени лишил его ног. Когда же на Русь святую нашла туча темная – иго татарское, Господь исцелил Илью и дал ему великую силушку, для того, чтоб оберегал свою родину и веру христианскую.
Ребята сейчас я вам прочитаю отрывок из былины – благословение отца Ильи Муромца: «На добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых заступайся».
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова отца?
Ответ: Предположения детей (из этого отрывка видно, что отец Ильи Муромца благословлял его только на добрые дела).
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич завещал своему сыну: не делать зла даже и татарину?
Ответ: Татарин – это тоже человек и мы не имеем права причинять ему зло, только потому, что мы этого хотим. Поэтому вы ребята должны понимать, что нельзя обижать друг друга, что лучше все разногласия решать мирным путем, а не так как мы любим это делать – кулаками.
Вопрос: Давайте вместе с вами мы сейчас попытаемся вспомнить одну былину – «три поездки Ильи Муромца» (Слайд №4).


Представьте…, едет по чистому полю, богатырь могучий, глубокую думушку думает и не заметил, как оказался пред белым камнем, а на нем надпись…
Вопрос: Ну, кто мне скажет, что там было написано?
Ответ: налево поедешь – богатым станешь, направо поедешь - жену найдешь, прямо поедешь – умрешь.
Правильно, молодцы. Итак у нас три дороги:
1-я: «Кто поедет по средней дорожке – тому быть убитому…».
2-я: «…кто поедет направо – тому быть женатому…».
3-я: «…налево ехать – быть богатому…».
Давайте рассмотрим отношения Ильи Муромца к этим поездкам.
Первая дорога, обещала смерть, но великий богатырь не испугался, он освободил эту дорогу от злых разбойников, и, вернувшись к камню, написал на нем: « Неправду говорит надпись: Ездил по средней дорожке – убит не был». На этой дорожке Илья Муромец выполнил свой долг перед родиной, он освободил дорогу от врага.
Вторая дорога – это путь удовольствий. Когда Илью Муромца дорога привела к так называемой невесте, то он понял, что тут кроется что-то не то. Ведь королевна сразу начала говорить ему ласковые слова, накормила, напоила его вином, и сразу спать начала укладывать. Богатырь видно вспомнил заповеди Божьи, что без благословения родительского не хорошо жену себе выбирать. Он был прав, оказывается она многих князей так, как Илью Муромца встречала, а потом их хитростью в темницу отправляла. Освободил Илья всех князей и королей, что в темнице ее томились, а королевну наказал, чтоб неповадно было над народом русским насмехаться.
Третья дорога сулила огромные богатства. Нашел Илья Муромец богатства несметные.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что с этим богатством сделал богатырь?
Ответ: Предположения детей.
Он настроил на них церквей Божиих, а часть раздал бедным. Представляете, ребята, какую веру и щедрость имел Илья Муромец.
Вопрос: Ребята, а как вы считаете, Илья Муромец – это вымышленный герой, или он все же жил на Руси?
Ответ: Он жил на самом деле.
Илья Муромец жил на самом деле.(Слайд № 5)


Родился примерно в X веке в селе Карачарове под старым городом Муромом. В конце своей жизни он принял монашеский постриг. Погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Причиной смерти послужил удар острого орудия меча в грудь. После смерти тело Ильи Муромца поместили в Киево–Печерском монастыре, и 1643 году он был прославлен в лике святых, где и до сих пор покоятся его мощи (Слайд №6).


Люди, помня о его подвигах, воздвигли ему памятник в городе Муроме. (Слайд №7).

В конце прошлого века ученые провели исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными: на его костях ученые обнаружили множественные травмы: переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало о том, что Илья Муромец был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание – туберкулез костей. Это и стало причиной паралича ног. Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась.
Ребята мне кажется, что о богатыре Илье Муромце мы узнали много интересного, но мы забыли с вами о том, что на Руси были и другие великие богатыри.
Вопрос: Каких богатырей вы еще знаете?
Ответ: Дети вспоминают богатырей (Добрыня Никитич, Алеша попович и.д.) (Слайд №8 и 9).



Вспомните о Добрыне Никитиче, который храбро сражался со Змеем Горынычем. Об Алеше Поповиче, который сражался с Тугариным. О Святогоре, который хотел судьбу свою перехитрить, да спас красавицу, которая стала его женою. О Вольге Святославиче, который мог обернутся, в сокола ясного, в волка серого и гнедого турка. О Дунай Ивановиче, который князю Владимиру невесту привез. Между прочим, река Дунай по легендам появилась после смерти богатыря Дунай Ивановича – его пролитая русская кровь превратилась «в воды могучие, в воды реки Дуная».
Ребята, а знаете ли вы, что в былинах упоминаются не только богатыри, но и богатыри-женщины – например: Настасья Микулична (Слайд № 10)


(дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни) и Настасья – королевична (дочь литовского короля, жена Дунай Ивановича).
Итак, вот мы с вами и разобрали, что такое пословицы, поговорки, сказки и былины.
Вопрос: Ребята, что их связывает?
Ответ: Приводят свои предположения (они учат все добру, дружбе и т.п.)
Правильно, они нас учат добру, любви, надежде, вере, доблести и дружбе. Они являются мудростью народной.

Викторина:
А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке. В конце игры, каждый посчитает свои закладки, и у кого их будет больше всего, получит приз. Буду спрашивать только тех, кто первый поднял руку.
Что такое поговорка? (Это фраза слов, которую можно заменить другим словом)
Закончите пословицу «Что посеешь, то и …» (пожнешь)
Что означают слова «Медвежья услуга» (помощь, обращенная во вред)
Чем отличается пословица от поговорки (поговорку можно заменить другим словом)
Какие сказки называются народными? (сказки, авторы которых нам не известны)
Чем все сказки между собой похожи? (в них всегда побеждает добро)
Кто главные герои былин? (Богатыри)
Чему нас учит былина? (любить родину и ее народ, помогать друг другу)
Где родился Илья Муромец? (под г. Муромом, в селе Карачарове)
Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
Во сколько лет Илья Муромец встал на ноги? (в 33 года)
Почему отец Ильи Муромца завещал не делать зла даже и татарину? (т.к. он тоже человек)
Где находятся мощи Ильи Муромца? (в Киево-Печерском монастыре)
За что была наказана старуха в сказке «о рыбаке и рыбке»? (за жадность, жажда власти и богатства).

Подведение итогов конкурса и поздравление победителей.

Заключительное слово учителя:
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А вы ребята, являетесь носителями народной мудрости, помните об этом.
Мне очень понравился наш классный час, но он, к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за участие, до скорых встреч.Классный час о дружбе для 4 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

Направление: русский язык и литература

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

Зангиева Лана , 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А., учитель русского языка и литературы

п. Мизур

2015-2016

Содержание

    Введение …………………………………………………… .. 3

    1. Обоснование темы и актуальность

      Цели исследования

      Задачи исследования

      Объект исследования

      Предмет исследования

      Гипотеза

      Методы и приёмы исследования

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1 Вступительное слово

    1. Историческая справка

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

    Заключение……………………………………………………9

    Список литературы………………………………………….. 10

Введение.

Обоснование темы и а ктуальность:

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

Знать много пословиц и поговорок и уметь их использовать в своей речи - очень актуально , так как они украшают нашу речь, делают её более выразительной, образной, обогащают словарный запас.

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

    Выяснить откуда появились пословицы и поговорки в фольклоре.

    Определить что называют «пословицами» и «поговорками».

    Найти различия между поговорками и пословицами

    Провести сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками.

    Пополнить свой активный словарный запас.

Объект исследования: устное народное творчество – малые жанры фольклора.

Предмет исследования: пословицы и поговорки.

Методы исследования: наблюдение, анализ, беседа.

Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, наблюдение, анализ, беседа.

Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.
Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.
Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть

Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют фольклором. Слово фольклор английского происхождения folk lore . Оно значит народная мудрость, народное знание.

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно одно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Это короткие, простые, но богатые изречения. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В.И. Даль писал, что пословицы – это « цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной.

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

Возраст пословицы можно рассмотреть «между строк». Так, например, выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» говорит о том, что оно было придумано сравнительно недавно, поскольку рубль – не самая старая валюта по мировым меркам. Более устаревшее денежное название в поговорке «Мал золотник, да дорог!». Множество пословиц и поговорок имеют многовековую историю и возраст. Об этом говорят устаревшие слова, встречающиеся в них. «Беречь, как зеницу ока», «Кто старое помянет, тому глаз – вон!»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг - беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

    Словарь русских пословиц и поговорок В. П. Жуков Издательство Москва 2001г.

    К мудрости ступенька В. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские народные пословицы поговорки, загадки. П. Аникин Издательство Детская литература 1982 г.

    Русские пословицы А. С. Спирин. Издательство Ростовского университета, 1985 г.

    Русское народное творчество. Издательство Высшая школа Москва 1966 г.

    Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В. П. Аникина.

    Народная мудрость в пословицах и поговорках. Н.А.Сытова Издательство Москва, 1985 г

    Интернет ресурсы

Кемерово МБДОУ №199
Тема: «Былины – как источник, народной мудрости».
Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах.
Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная.
Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.
Содержание организованной деятельности:
1. Беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матушкой.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину)
- А каких богатырей вы знаете? (Перечислить)
- Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности)
- Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята. а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры!)
- Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….)
2. Пословицы.
- Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов.
-Кто смел, тот на коня сел.
- Смелость города берёт.
- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят.
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
3. Игра-хоровод «Дуб- дубок»
- Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему?
(Дуб, он огромный. могучий, высокий, крепкий…)
- Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба), чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные герои
У нас рос дубок- вот таков!
Корень его- вот так глубок!
Листья его- вот так широки!
Ветки его – вот так высоки!
Ах ты, дубок, как ты могуч!
А на ветру как ты скрипуч!
Дай мне силы, отваги,добра!
Чтобы землю родную,
Защитить от врага!
4. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов)
- Кто был надежным, верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам; огромные, огромные, могучие, выносливые…)
5. Драматизация богатырских потешек.
- Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи, взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки)
Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый-
От врагов защищена
Наша матушка- земля!
Не скакать врагам по родной земле,
Не топтать коням землю русскую,
Не затмить им солнце красное
И не брать им в плен красных девушек!
Ой, вы гой еси, люди добрые,
Много ходим мы по родной земле,
Охраняем мы землю Русскую,
От врагов лютых. Гостей непрошенных,
Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется!
- Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями?
(Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым…..)
6. Рассматривание богатырских доспехов.
- Обратите внимание на то, как одеты богатыри!
(Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны)
- Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом.
7. Рисование узора на рукоятке меча пером.
- Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек. Давайте вспомним, что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство…)
8. Итог.
- В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми, не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.

Устное народное творчество, фольклор - это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения - эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество - это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.