Григорий мелехов. Образ Григория Мелехова

Образ Григория Мелихова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Образ Григория Мелехова -- центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.В начале романа Григорий Мелехов -- обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка -- и содрогнулся от содеянного. Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны. «Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины -- Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, -- это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын -- его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека -- всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Шолохов создал целую галерею образов в своем романе «Тихий Дон». Герои романа стали необычайными персонажами мировой литературы.

Самым противоречивым и притягательным героем книги является Григорий Мелехов. В образе героя автор олицетворил индивидуальные черты характера простого человека. Мелехов является самым обычным казаком, который родился в обеспеченной семье. С раннего детства герой живет крестьянской жизнью. В нем присутствует любовь к природе, жалость ко всему живому. Кроме того Григорий очень честен и искренен со всеми. После взросления он влюбляется в Аксинью и навсегда хранит любовь в своем сердце. Аксинья была замужем. Несмотря на ее замужество, Григорий не пытался скрывать свои чувства. Мелехов женился на Наталье и признался ей, что не любит ее.

Герой отличался как хозяйственный, храбрый и работящий парень. Оказавшись в центре войны, молодой казак вел себя как стойкий и смелый боец. Он был умным, бесстрашным и решительным и одновременно самолюбивым. Он всегда поступал по чести и придерживался принципов, которых усвоил в детстве.

Мелехов вступил в ряды красных революционеров. Однако узнав, что революционеры поддерживают насилие и жестокость, Григорий был сильно разочарован. На его глазах красная армия убивала всех безоружных пленных и расстреливала всех казаков, грабила казачьи поселки и насиловала женщин.

Во время сражений герой постоянно видел беспощадность и жестокость белых и красных революционеров. Поэтому классовая ненависть для него казалась бессмысленной. В душе он хотел покоя, любви и простого труда. Григорий не умел разбираться в противоречиях общества. Все происходящее он близко воспринимал к сердцу, и поэтому часто менял лагерь. Герой не умел разбираться в своих мыслях и стал подчиняться воле других людей.

Мелехов не хотел изменять своим принципам и себе и поэтому стал изгоем в лагерях революционеров. Чтобы познать истину, он переметнулся в ряды белых революционеров. Он стал чужим для всех и постоянно испытывал одиночество.

Спустя некоторое время он предпринял попытку сбежать вместе с Аксиньей. Но по дороге с его возлюбленной случилось несчастье, которое привело к ее гибели. Вместе сильного и храброго бойца Григорий превратился в человека, убитого горем, который будет страдать до конца жизни.

К концу произведения Мелехов полностью отказался от оружия и войны. Он вернулся в родные земли, поскольку не смог принять жестокость бренного мира.

Вариант 2

Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности. Жизнь трудна, и это хотел нам продемонстрировать автор Тихого Дона.

Тихий Дон про обычных людей, одним из таких был Григорий Мелехов. Судьба Григория переплетается со многими жизненными событиями. Он тот человек, который ищет всю жизнь правду. Ищет справедливость, честность, он хочет знать ответы на многие жизненные вопросы. Григорий Мелехов противоречивая личность, определённые люди его осуждают, а многие восхваляют, тем не менее он человек, а человек постоянно изменчив.

Ему сложно было справиться с осознанием того, что он убил человека. Никогда он себе и представить не мог, что настанет время, когда ему придётся убивать. Он искал правду, но не находил её ни в окружении белых, ни в окружении красных во время гражданской войны. Таким образом можно сказать, что он не был за определённую сторону, он искал, но так и не нашёл тех, кто был прав по чести...

Ему очень часто не везло в жизни. Он сталкивался с трудностями на пути, но всегда преодолевал их. Было сложно, но он справлялся. Григорий Мелехов ладил со многими, он был в окружении многих его друзей. Лучшим другом Григория можно считать Михаила Кошевого, однако именно его лучший друг убивает родного брата Григория. Разве можно после этого считать Михаила другом?

Но главным переплетением в романе-эпопеи была любовная история Григория Мелехова. Он был свободным человеком и никакая девушка не в силах была его приструнить. Но он пользовался популярностью среди девушек. 2 спутницы по жизни у него были, Аксинья и Наталья. На Наталье заставили жениться родители Григория, однако он мог отказаться, но не стал этого делать. Он утверждал, да и так все знали, что он Наталью не любит. У них всё же было двое детей.

Григорий имел возлюбленную - Аксинью. Именно она являлась вдохновительницей для него. В их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. Это были настоящие отношения, однако Григорий всё же не мог определиться с кем ему нужно быть - с женой Натальей или любовницей Аксиньей. Григорий даже принимал роды у Аксиньи. Они работали на поле, будучи Аксинья беременна тоже помогала. Но вдруг начинаются схватки. Он взял её в повозку, направился в село, но не успевал доехать, пришлось принять роды самому.

Григорий Мелехов - противоречивый персонаж, с очень сложной судьбой, но лично у меня он вызывает уважение за то, что он никогда не изменял своим принципам. Он всегда стремился добиться правды и справедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мелехова

В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем - взаимоотношение личности и народа, с особым художественным мастерством показал трагизм жизненного пути Григория Мелехова. Характер и убеждения героя значительно отличаются от Петра. Писатель, выделяя из семьи Мелеховых, 19-летнего Гришку, показывает его удивительную привлекательность. Внешний вид Григория оттеняет не то, что к какому сословию он принадлежит, а своеобразный характер.

Будучи в юношеском возрасте он был трудолюбивым парнем, тонко чувствующим родную природу. Недюжинные способности, прямота и открытость непрерывно отмечаются Шолоховым. Он выступает против жестокосердия своих сельчан, вступается за Аксинью по причине ужасного обращения с ней супруга, и презрительно относится к поступку Дарьи, которая без зазрения совести убивает Котлярова.

Григорий симпатизирует тем, кто всегда мужественен и сохраняет свое достоинство в самых опасных жизненных ситуациях. Он всегда осуждал трусость и слабодушие и на разных этапах своих исканий держался стойко. Особенно ярко показан патриотизм Григория. Так, он, например, не может видеть присутствие английских войск на Дону и высказывает неодобрительно о них. Вместе с позитивными качествами одаренного человека у него рано обнаружен своевольный характер. Как труженик он тянется к лучшим и новым веяниям, однако, его интерес к собственничеству влечет назад, путает его в выборе правильного пути. Он долго колеблется между двумя политическими лагерями и ищет сам свой путь в революции.

Главный персонаж не может разобраться и в своих личных отношениях. К Наталье его тянет жилка собственника, домашний уют, дети. Аксинья же близка ему своей горячей любовью и вольнолюбием. Данное положение Григория между двумя женщинами объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями. Автор показал на образе Григория черты, характерные для середняков. Он показал его взгляды и настроения, которые выделяли мелкого собственника. Трагизм его судьбы проявлялся в том, что он совсем потерялся в своих исканиях, выступил против исторических событий, против народа, выходцем которого он и был.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)

    Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.

  • Эвелина в повести Слепой музыкант Короленко сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Эвелина Яскульская, представленная писателем в образе молодой девушки, ставшей супругой главного героя рассказа слепого с рождения музыканта Петра Попельского.

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов

  • Сочинение Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева

    На страницах романа «Отцы и дети» Тургенев старается раскрыть масштабную тему будущего России. Он хотел подчеркнуть значимость преобразований для улучшения жизни народа. Тургенев противопоставил мнения демократичных революционеров

Образ Григория Мелехова как один из самых центральных в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Широкое обобщение путей и перепутий донского казачества, позволившие увидеть, как сложна и противоречива жизнь Мелехова. Женские образы Аксиньи и Натальи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образ Григория Мелихова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Образ Григория Мелехова -- центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.В начале романа Григорий Мелехов -- обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка -- и содрогнулся от содеянного. Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны. «Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины -- Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, -- это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын -- его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека -- всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Женские образы в романе Тихий дон (Аксинья и Наталья)

Главные женские образы романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" - это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается он очень трагически. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.

Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья - женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: "Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие... Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите..." Она - человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство "любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. Аксинья же с самого начала "решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой... Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью" владеть им, как раньше", до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Когда из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом, то "ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой". Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей вне меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.

Наталья незадолго до смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, "мудрая и мужественная старуха", делать ей это категорически запрещает: "Смолоду и я так думала, - со вздохом сказала Ильинична. - Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом - сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!" Тут "все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую"землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез". В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: "Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!.." И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича "отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху", но не успела. Наталья именно "с горя взбесилась". мелехов тихий дон шолохов

Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобы они с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит Мелеховских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи - активное участие в Вёшенском восстании.

Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: "Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы..." Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: "Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пети пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни Лучше убей, но не бросай опять!.." Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий переживает смерть обеих женщин- Но переживает по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий "из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени..." Он понимает, что виноват в смерти жены: "Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах Как замечает автор: "Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу - взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и непримирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное- раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем..." Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье "за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть".

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как "кровь текла... из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось..." Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает; что "расстаются они ненадолго...".

В "Тихом Доне" вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть- Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой: "Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу- Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети" (Григорий еще не знает, что дочь Полюшка померла "от глотошной"). Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии "Тихого Дона" на губах: - Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога... в Бога мать... Смерти... предайте!.." Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: "Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы... Что жвы гля-ди-те-е-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!.." Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов... Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья. Поистине, "что делается с людьми"!

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Краткая биография М.А. Шолохова. История создания романа "Тихий Дон". Честь и достоинство в жизни Г. Мелехова. Влияние вешенского восстания на характер героя. Драматические дни Новороссийска в жизни Г. Мелехова. Идея благополучного исхода романа.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Изучение сюжетной линии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" - произведения, где повествуется о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией, но так же рассказывается о драматической, трагической любви главных героев - Григория, Аксиньи и Натальи.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    "Тихий Дон" М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

    презентация , добавлен 21.11.2011

    Детские годы Михаила Александровича Шолохова. Русский писатель, крупнейший прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса. "Тихий Дон" и "Поднятая целина".

    презентация , добавлен 01.03.2012

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

Михаил Шолохов знал и любил свою малую родину и прекрасно мог ее описать. С этим он и вошел в русскую литературу. Сначала появились "Донские рассказы". На него обратили внимание тогдашние мэтры (никого из них сегодняшний читатель не знает) и сказали: «Красиво! Молодец!» Потом забыли... И вдруг увидел свет первый том произведения, которое чуть ли не ставило автора в один ряд с Гомером, Гете и Львом Толстым. В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович достоверно отразил судьбу великого народа, бесконечные поиски истины в сумбурные годы и кровавой революции.

Тихий Дон в судьбе писателя

Образ Григория Мелихова пленил всю читающую публику. Молодому таланту развиваться бы и развиваться. Но обстоятельства не способствовали тому, чтобы писатель стал совестью нации и народа. Казачья натура Шолохова не позволила ему рваться в любимцы властителей, но и те не позволили ему стать в русской литературе тем, кем он должен был стать.

Через много лет после Великой Отечественной войны и выхода в свет «Судьбы человека» Михаил Шолохов в своем дневнике делает странную, на первый взгляд, запись: «Всем им понравился мой Человек. Значит, я соврал? Не знаю. Но я знаю то, что недосказал».

Любимый герой

С первых страниц "Тихого Дона" писатель рисует многообразную и широкую реку жизни донской казачьей станицы. И Григорий Мелихов только один из многих интересных персонажей этой книги и к тому же не самый главный, как поначалу кажется. Его умственный кругозор примитивен, как дедовская сабля. У него нет ничего для того, чтобы стать центром большого художественного полотна, кроме своевольного, взрывного характера. Но читатель с первых страниц чувствует любовь писателя к данному персонажу и начинает следить именно за его судьбой. Чем же привлекает нас и Григорий с самых юношеских лет? Наверное, своей биологией, кровью.

Даже читатели-мужчины неравнодушны к нему, словно те женщины из реальной жизни, которые больше жизни любили Григория. А он живет, как Дон. Его внутренняя мужская сила вовлекает всех на свою орбиту. В наше время таких людей называют харизматичными личностями.

Но в мире действуют и другие силы, которые требуют осмысления и анализа. Однако в станице продолжают жить, не подозревая ни о чем, думая, что они от мира ограждены своими мужественными нравственными добродетелями: едят свой (!) хлеб, служат Отчизне так, как наказывали им деды и прадеды. Всем станичникам, в том в числе и Григорию Мелихову, кажется, что более справедливой и устойчивой жизни не существует. Они иногда дерутся между собой, из-за женщин в основном, не подозревая, что выбирают именно женщины, отдавая предпочтение мощной биологии. И это правильно - так распорядилась сама мать-природа, чтобы род людской, и казачий в том числе, не иссякал на Земле.

Война

Но цивилизация породила много несправедливостей, и одна из них - лживая идея, облеченная в правдивые слова. Тихий Дон течет правдиво. И судьба Григория Мелихова, родившегося на его берегах, не предвещала ничего такого, от чего бы стыла в жилах кровь.

Станицу Вешенскую и хуторок Татарский не Санкт-Петербург основал и кормил тоже не он. Но идея того, что сама жизнь едва ли не дарована каждому казаку лично не Богом, да отцом с матерью, а каким-то центром, вломилась в жесткую, но справедливую жизнь казаков словом «война». Нечто подобное сотворилось и на другом крае Европы. Две большие группы людей пошли организованно и цивилизованно друг на друга войной, чтобы заливать землю кровью. А подвигли их ложные идеи, облеченные в слова о любви к Отечеству.

Война без прикрас

Шолохов рисует войну такой, какой она есть, показывая, как она калечит души человеческие. Дома остались печальные матери и молодые жены, а казаки с пиками пошли воевать. Шашка Григория впервые отведала людского мяса, и он в один миг стал совсем другим человеком.

Слушал его умирающий немец, не понимая ни слова по-русски, но понимая то, что свершается вселенское зло - калечится суть образа и подобия Божьего.

Революция

Опять же не в станице, не на хуторе Татарском, а далеко-далеко от берегов Дона начинаются тектонические сдвиги в недрах общества, волны от которых дойдут и до трудолюбивых казаков. Главный герой романа вернулся домой. У него много личных проблем. Он насытился кровью и больше не желает ее проливать. Но жизнь Григория Мелихова, его личность интересует тех, кто собственными руками куска хлеба для своего пропитания за десятилетия не добыл. И приносят в среду казачью некоторые люди ложные идеи, облеченные в правдивые слова о равенстве, братстве и справедливости.

Григорий Мелихов вовлекается в борьбу, которая ему чужда по определению. Кто затеял эту свару, в которой русские возненавидели русских? Главный герой не задается этим вопросом. Его судьба несет по жизни, словно былинку. Григорий Мелихов с удивлением слушает друга своей юности, который стал говорить непонятные слова и смотреть на него с подозрением.

А Дон течет спокойно и величаво. Судьба Григория Мелихова для него только лишь эпизод. Придут новые люди на его берега, придет новая жизнь. О революции писатель почти ничего не говорит, хотя о ней рассуждают все и помногу. Но ничего не запоминается из сказанного ими. Образ Дона затмевает все. И революция тоже лишь эпизод на его берегах.

Трагедия Григория Мелихова

Просто и ясно начал свою жизнь главный герой романа Шолохова. Любил и был любимым. Смутно верил в Бога, не вникая в подробности. Да и в дальнейшем он жил так же просто и ясно, как в детстве. Ни на малый шаг Григорий Мелихов не отступил ни от своей сути, ни от той правды, которую он впитал в себя вместе с водой, которую черпал из Дона. И даже шашка его не впивалась в тела людские с наслаждением, хотя он имел к смертоубийствам врожденные способности. Трагедия как раз и была в том, что Григорий остался атомом общества, который можно чуждой ему волей или расщепить на составные части, или соединить с другими атомами. Он этого не понимал и стремился к тому, чтобы оставаться свободным, похожим на величественный Дон. На последних страницах романа мы видим его успокоенным, надежда на счастье теплится в его душе. Сомнительная точка романа. Обретет ли главный герой то, о чем мечтает?

Конец казачьего уклада жизни

Художник может не понимать ничего из того, что происходит вокруг него, но он обязан чувствовать жизнь. И Михаил Шолохов ее чувствовал. Тектонические сдвиги мировой истории уничтожили милый ему казачий уклад жизни, извратили души казаков, превратив их в бессмысленные "атомы", которые стали пригодны для строительства чего угодно и кому угодно, но только не самим казакам.

Дидактической политики во 2, 3, и 4 томах романа множество, но, описывая путь Григория Мелихова, художник невольно возвращался к правде жизни. И ложные идеи отступали на второй план и растворялись в дымке столетних перспектив. Торжествующие нотки завершающей части романа заглушает тоска читателя по ушедшей той жизни, которая с такой неимоверной художественной силой нарисована писателем в 1 томе «Тихого Дона».

Первый как основа

Свой Роман Шолохов начинает описанием появления ребенка, который основал род Мелиховых, и заканчивает описанием ребенка, который должен род этот продлить. «Тихий Дон» можно назвать великим произведением русской литературы. Это произведение не только противостоит всему, что позднее было написано Шолоховым, но является отражением того стержня казачьего народа, который дает надежду самому писателю на то, что бытие казаков на Земле не закончилось.

Две войны и революция - это всего лишь эпизоды в жизни народа, который себя осознает донскими казаками. Он еще проснется и явит миру свою прекрасную мелиховскую душу.

Жизнь казачьего рода бессмертна

Главный герой шолоховского романа вошел в самую сердцевину мироощущения русского народа. Григорий Мелихов (образ его) перестал быть нарицательным персонажем еще в 30-ые годы ХХ столетия. Нельзя сказать, что писатель наделил героя типичными чертами козака. Как раз типичного в Григории Мелихове мало. И красоты особой в нем нет. Он красив своей мощью, жизненной силой, которая способна превозмочь все наносное, что приходит на берега вольного тихого Дона.

Это образ надежды и веры в высший смысл человеческого бытия, который всегда является основой всего. Странным образом канули в лету те идеи, которые растерзали станицу Вешенскую, стерли с земли хуторок Татарский, а роман "Тихий Дон", судьба Григория Мелихова остались в нашем сознании. Это и доказывает бессмертие казачьей крови и рода.