Как написать исследовательскую работу. Правила оформления. Общие правила написания и структура исследовательской работы

Исследовательскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, но и по уровню общеметодической подготовки научного материала, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

Структура исследовательской работы - это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

Титульный лист;

Перечень условных обозначений (при необходимости);

Введение (общую характеристику работы);

Основную часть, представленную главами;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.Титульный лист должен содержать следующие сведения:

Полное наименование учебного заведения, в котором выполняется научно-исследовательская работа;

Название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

Фамилия, имя, отчество студента;

Номер и название специальности;

Жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

Фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

Город, в котором находится учебное заведение;

Год защиты научно-исследовательской работы.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем). После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования.

Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

В конце введения желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

Обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

Описание источников информации;

Изложение общей концепции и основных методов исследования;

Анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко, систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

Достоверность и полнота информации;

Логичность структуры;

Ясность, четкость изложения;

Композиционная целостность;

Аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение - это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

Список использованной литературы. После заключения принято размещать список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Если автор делает ссылку на какие-либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания

КАК НАПИСАТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

Текст исследовательского сочинения должен представлять собой развёрнутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

Первое, что должно обеспечить успех в деле создания текста исследовательской работы,

Умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к нему, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью . А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «и так», «в то время как», «следовательно», «благодаря этому», «прежде чем перейти к…» , «рассмотрим», «остановимся», «в заключение отметим», «всё сказанное позволяет сделать вывод... » и т.д.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчинённые, а не сложносочинённые предложения, т.к. подчинительные конструкции выражают причинно-следственные, условные и тому подобные отношения. Изложение в научном сочинении отличается всегда достоверностью, поэтому в тексте часто встречаются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «возможно», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог, поэтому изложение ведётся от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписаным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив: сам автор, научный руководитель, консультант и т.д. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что... ».

Культуру научной речи определяет смысловая точность, ясность, краткость изложения.

При написании текста необходимо учитывать и тот факт, что он предназначен в будущем для чтения. Чтобы облегчить этот процесс, рекомендуется определения, формулировки подчеркнуть или напечатать вразрядку. Каждую логически законченную часть текста внутри пункта плана следует начинать с красной строки. Текст легче воспринимается, если в конце каждой части даётся краткая фраза - резюме: «итак,
если посмотрим... », а следующая за ней часть начинается словами: «теперь мы перейдём к описанию... ».

Всё вышесказанное работает на качество текста исследовательского сочинения. В филологии есть интересная область изысканий - «Лингвистика текста», одним из достижений которой является классификация в тексте сильных позиций, знание которых составляет один из секретов хорошего стиля. В.КХарченко к таким сильным позициям относит название, оглавление, эпиграф, первую строку, последний абзац текста. В целом, стиль изложения служит показателем не только того, насколько глубоко исследователь вошёл в суть изучаемой темы, но и говорит о его культуре, поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста - одна из главных задач.

Текст исследовательской работы имеет свою структуру. Образцом, который позволит сделать исследовательскую работу в соответствии с требованиями научного текста, является кандидатская диссертация, с текстом которой можно познакомиться в любой фундаментальной научной
библиотеке или найти на сайтах Интернета. Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными частями которой являются следующие:

Титульный лист.

Введение.

Главы основной части.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

А теперь подробнее о каждой из частей.

Тит ул ьный лист - первая страница исследовательского сочинения, которая заполняется по строго определённым правилам. Это - лицо исследовательской работы.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее, несколькими интервалами ниже, следуют фамилия, имя исследователя (в именительном падеже).

В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то даётся подзаголовок. Не рекомендуется употреблять неопределённые формулировки: «К истории... », «Материалы к. ..», «Из истории», «О некоторых... »и др.

Ближе к правому краю титульного листа пишутся фамилия и инициалы научного руководителя, его должность, учёное звание и учёная степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год её написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление , содержащее название глав, которые точно повторяют заголовки в тексте.

Главы, разделенные на параграфы и подпараграфы, являются планом сочинения.

Число глав, параграфов в них и подпараграфов в последних должно быть не меньше двух. Если содержание глав нельзя разделить на параграфы, то главы упрощаются до параграфов, т.е. вообще не вводятся.

Главы соразмерны между собой по объему и степени
сложности содержания. Все главы в «Оглавлении» начинаются с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Введение» - очень ответственная часть, поэтому на нём следует остановиться подробнее.

Текст «Введения» открывает формулировка актуальности избранной темы исследования. Как правило этот раздел при написании особых затруднений не вызывает. Но он отражает тем не менее непростые и длительные поиски - как к этому вы пришли, почему это действительно интересно, что это действительно новое знание, что это необходимо для теории и практики. При этом, опираясь на современные правительственные, законодательные, директивные и др. официальные документы, найдя поддержку именно в них, часто прямо цитируя их, формулируется не только собственное личное понимание значимости изучаемого явления, но и социальное.

Но социальное и личное понимание важности предпринимаемого исследования не означает, что нет препятствий на пути его реализации. На основе их видения формулируются противоречия (противоречие). Так, если учесть, что любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания нового явления, объекта, чтобы объяснить ранее неизвестные факты, то поставленной цели не достичь при нехватке знаний о предмете исследования. Это пример противоречия, когда недостаток знаний о предмете исследования делает нереальным достижение поставленной цели. Очень часто наблюдается, что явно актуальная проблема на практике имеет противоположное желаемому проявление. Так, налицо второе противоречие и Т.д. Следовательно, под противоречием понимается несоответствие между реально существующим и желаемым состоянием.

Обоснование противоречия является непростой задачей. Но без этого не выявить и не сформулировать проблему исследования. Проблема - это неизвестная часть противоречия. Проблемы порождаются изменчивостью мира и познавательной активностью людей!

Как вьrявить проблему? Только в чём-то очень сомневаясь. Что очень часто происходит из-за нехватки, «дефицита» информации для описания или объяснения реальности. Кстати именно способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире, по мнению учёных, считается одним из главных проявлений таланта исследователя.

Что стоит за понятием «проблема»? В переводе с греческого языка это сложный практический или теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения. По мнению учёных (И.Н.Кузнецов, Н.Н.Носков, Гараев) -

это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской деятельности;

то объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Можно давать определения ещё и ещё, но уже ясно, что такое проблема а науке, осталось только сказать, что формулируется она чаще всего в виде:

Проблемного вопроса, который поставлен относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания, ещё неизвестный науке и выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется этот предмет исследования: «каковы», «как», «в какой мере»?...;

Проблемной ситуации, в которой обнаруживается противоречие;

Проблемной задачи как предполагаемого результата исследования, формулируемого как обыкновенная цель: «определение комплекса условий... », «найти средства...» и т.д. Технически справиться с задачей постановки проблемы поможет круг вопросов, на которые необходимо ответить в исследовательской работе. Надо отметить, что в исследовании вопрос вообще имеет чрезвычайно важное значение. Он лежит в основе научного поиска. И есть только один путь к овладению искусством постановки вопросов - надо чаще их формулировать. Но просто так, «из головы», вопросы не появляются. Они возникают во время работы над материалом.

Постановка проблемы имеет важное значение не только для собственно исследования, но и лично для самого исследователя. Так, по убеждению известного американского учёного Д.Дьюи, наличие проблемы является двигателем процесса мышления, которое возникает, когда есть трудность, разрыв мысли, напряжение, смущение и сомнение.

Так что вопрос, возникший в голове и оформившийся в проблему, явился именно тем толчком, который «включил мозг» и вывел на путь поиска собственного решения. Это чрезвычайно важный момент, т.к. далеко не каждый удостоен волнующей радости столкновения с неизвестным и последующим мучительным блужданием в том, что чаще всего, как это станет понятно позднее, давно известном другим. Но это приобщает к общему знанию. А попытка найти собственный ответ на волнующий вопрос обрекает на уникальное открытие.

Выявление противоречия, проблемы - это стратегические операции. Большой и талантливый учёный В.С. Безрукова «стратегию исследовательской деятельности» понимала так: «Стратегия исследования - это определение его перспектив, конечного результата, основного направления его проведения. К стратегическим операциям относятся выявление противоречия, проблемы и цели»[

И становится понятным, что для завершения формирования стратегии исследования необходимо только определиться с целью исследования.

Цель исследования

- это мысленное предвидение его результата;

- это результат, который должен быть получен в итоге

исследования.

Д л я выработки цели необходимо совершить три операции: спроектировать результат; детально е г о разработать и, наконец, отточить его формулировку .

Чтобы научиться ставить цель, надо разобраться в её структуре, которая устойчива и состоит из следующих элементов: целевого объекта, целевого предмета, целевого действия.

А теперь по порядку.

Це л евой объект или , другими словами, объект ц е ли - это научные темы, проблемы, разделы, внутри которых находится тема исследования и которые являются её научным обеспечением.

Целевой предмет (предмет цели) - это часть объекта

цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Целевой предмет переходит в цель из проблемы, куда, в свою очередь, он пришёл из противоречия. В противоречии целевой предмет был «неизвестным элементом». Его необходимо было преобразовать. В проблеме предмет предстал как составная часть известного и в связи с ним. А в цели - как ядро исследования. На нём фиксируется основное внимание.

И, наконец, целевое действие (действие цели) - это то действие исследователя, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования: раскрыть, выявить, установить, обосновать, охарактеризовать, экспериментально проверить, изучить, проанализировать, обобщить,
определить значение.... При этом целевое действие должно подбираться таким образом, чтобы дать возможность завершить его за промежуток времени, в котором совершается исследование.

После определения в структуре цели всех элементов остаётся только построить её саму. Вспомни, какой красивый дом из кубиков ты сооружал в детстве. Кубики - это элементы, а дом - твоё исследование. Всё получится правильно, если при «строительстве цели» ты не потеряешь смысл, заложенный в изучаемой теме, т.е. выразишь то, что намереваешься сделать.

При. формулировке цели необходимо быть предельно точным и кратким. Вот несколько примеров формулировки цели: «Целью данной работы является описание…»; «Цель работы - анализ... »; «Цель исследования - выявить…»; «Цель исследования заключается... » и т.д.

После того как выполнены исследовательские операции по разработке стратегии, приступают к принципиально другой исследовательской деятельности - разработке её тактики.

ТАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Тактика исследования - это система практических действий, направленных на достижение цели. Тактику часто понимают как средство достижения цели.

Вырабатывая тактику, исследователь конкретизирует цель, т.е. определяет объект и предмет поиска, разрабатывает гипотезу , разбивает цель на подцели и формулирует их , отбирает источники, выбирает методы. Наконец, вся деятельность разбивается на этапы , последовательное выпо л нение которых поможет реализовать страте г ию исследования.

Тактические операции отличаются от стратегических большей степенью маневренности. Как совокупность действий, направленных на достижение цели, они начинаются с выявления объекта и предмета исследования. Другими словами, идет процесс конкретизации цели «во времени и пространстве» через определение объекта и предмета исследования в соответствии с выдвинутой проблемой,

Объект исследования - это то, на что направлена познавательная деятельность, - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избирается для изучения. Это научное пространство, в рамках которого ведётся исследование. Это - экономическая, политическая, образовательная или любая другая сфера реальности, " та часть nрактики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объект исследования как научное знание существует реально. Оно задано другими исследователями, другими научными трудами, какими бы они ни" были по широте и глубине. С этим необходимо считаться как с отправной точкой собственного исследования. При этом необходимо, чтобы знаний, наработанных по теме избранного исследования было накоплено предшественниками достаточно. Наука должна быть готова помочь описать и осмыслить найденные новые факты. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Он является лишь источником информации. Объект - это процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и избираются для изучения. "

Но в объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит тщательному изучению и преобразованию. Это новое знание, которое пытается получить исследователь об объекте .

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и
частное. Но если объект берётся в статике таким, какой он есть на данный момент, то предмет рассматривается в динамике или таким, как он способен под влиянием действий исследователя измениться за короткий промежуток времени, отведённый для выполнения работы. Поэтому объект исследования отражает прошлое и настоящее в науке и практике, а предмет исследования связан с настоящим и будущим их развития.

Именно на предмет должно быть направлено основное внимание исследователя. Он закладывается уже в теме исследования, определяет её, затем прослеживается как «болевая точка» , как неизвестное в противоречии , естеств е нно проходит в проблеме и окончательно формиру е тся в цели как целевой предмет.

Нередко мы наблюдаем совпадение формулировки темы и объекта либо предмета исследования. Это считается нормальным явлением. Ненормально, когда тема сформулирована шире объекта. Лучший вариант, когда выделенный предмет уже объекта и темы исследования, когда он является их частью.

«Технически сделать» объект и предмет исследования поможет возвращение к тем частям конструкции цели, которые мы назвали «объект цели» и «предмет цели».

После постановки цели, выделения объекта и предмета
исследования начинается процесс построения гипотезы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом исследования. Гипотеза указывает направление решения главной проблемы. Доказанные в исследовании гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Само слово «гипотеза» греческого происхождения. Состоит из двух исходных носителей смысла: гипо + теза. Это в переводе означает «данный изначально тезис (мысль, положение)», т.е. тезис, лежащий в основе чего-то большего. Впервые гипотеза стала применяться в XIX веке в экспериментах. В наше время перенесена на исследования любого вида и типа.

Гипотеза - это предположение, истинность которого не очевидна , но только через подобие предположения можно быстрее всего достигнуть цели.

Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза - это теоретическая конструкция, истинность которой требуется доказать.

Выдвижение гипотезы осуществляется на основании литературных сведений и личного опыта. Возможно поставить несколько предваряющих исследование экспериментов. Иными словами, для разработки гипотезы необходимы теоретические знания и эмпирические, рождённые практикой, экспериментом. Всё это поможет на самой ранней стадии отбросить неверную гипотезу и подтвердить правильную или даже выдвинуть новую.

Текстуально гипотеза оформляется в виде тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой необходимо ещё доказать. Формулируется она, как правило, в виде сложноподчинённого предложения: «Если..., то...» или «Чем…, тем …».

В целом назначение гипотезы: предсказывать пути и средства достижения целей исследования, выражать позицию автора о снятии противоречия, проверять старые и высказывать новые идеи .

И ещё несколько важных моментов:

- по мнению ученых, гипотеза должна отвечать двум, по крайней мере, требованиям: не противоречить фактам и законам естествообщезнания и предполагать или допускатьвозможность проверки, в результате которой её подтверждают или опровергают;

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- гипотеза - это строго аргументированная точка зрения, правдоподобное предположение. По словам И.Канта, её нельзя расценивать как некую мечту, она есть мнение о действительном положении вещей, выработанных под строгим контролем разума;

- отрабатывая гипотезу, нужно её рассматривать как динамическую величину, т.е. в ходе исследования изменять её, уточнять и детализировать по мере накопления сведений об изучаемом объекте . И, наконец, самое последнее - усилия, затраченные на разработку даже неподтверждённых гипотез не являются напрасными, т . к. существенно приближают исследователя к истине.

Только после разработки гипотезы можно приступать к определению задач исследования. Акцентирование внимания на данной последовательности требует возвращения к цели исследования, в частности, к тому, что все цели делятся на подцели, которые, по отношению к начальной цели являются её задачами. И если цель - это предвидение результатов исследования, то выражение результата в конкретных действиях по его достижению - это задачи.

Ставить задачи после цели нельзя. Её можно достигать разными путями и средствами, которые определяет гипотеза. Если предположить, что
гипотеза- это путь к цели, то задачи - это «вехи» на пути к ней. Поэтому только после её разработки можно приступать к задачам.

Необходимо понимание того, что деление цели на задачи - это неизбежный и реально заданный процесс, цель которого:

Выделение более простых и доступных для выполнения операций;

Создание последовательности выполнения этих операций с учётом их связи, сложности и времени выполнения;

Моделирование всего объёма работы для того, чтобы
правильно рассчитать свои силы.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для поверки сформулированной гипотезы исследования.

Как правильно «построить» задачи исследования? Начать нужно как бы с «расщепления» цели и выделения подцелей. Продумать, какое действие необходимо совершить, чтобы достичь подцели. Не придумывать его, а искать в уже сформулированном выше в отношении противоречия, проблемы, цели, гипотезы. Далее сложные действия необходимо разделить" на две, три простые. Определить сложность каждого действия и порядковую зависимость друг от друга. Расставить операции по порядку выполнения. Отшлифовать формулировки.

«Сложив» задачи, необходимо посмотреть, соответствуют ли они цели. В сумме задачи не должны выходить за пределы цели, превышать её. Задачи должны соответствовать ранее разработанным исследовательским операциям, т.е. среди задач должны быть такие, которые

- «схватывают» объект и предмет исследования, гипотезу (пункты в формулировке гипотезы должны естественным путём привести к формулировке задач исследования, т.е. сколько условий, столько и задач);

Связаны с изучением теории вопроса (их формулировки чаще всего начинают глаголами: изучить, обобщить, раскрыть, описать, выявить и т.п.);

Определяют состояние практики и проявление предмета исследования. (изучить, знакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, про следить и др.);

Экспериментом (он вытекает из гипотезы и ради неё ставится);

Правильная формулировка задачи чрезвычайно важна в целом и в частности, т . к. описание решения задачи составит содержание пункта плана исследовательской работы. И заголовок пункта плана рождается именно из формулировки задач.

После того, как проработаны задачи, можно перейти к методам исследования. По мнению специалистов, человек, вооружённый методами, считается всевидящим и всеслышащим. С помощью методов добывается научное и практическое знание. При этом каждый метод располагает своими возможностями извлечения научно-полноценной информации.

Методов много. Для того, чтобы выбрать необходимые, надо крепко подумать. При этом необходимо учитывать, что метод должен соответствовать трём факторам: цели исследования , источнику и возможностя м само г о исследователя.

И, наконец, переходим непосредственно к проектированию этапов исследования.

Этапы исследования - это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определённый заданный промежуток времени и заканчивающиеся созданием определённого промежуточного исследовательского продукта.

Этапизация исследования, т.е. разделение его на части, - такая же неизбежная операция; как расчленение цели": на задачи. Каждый этап "характеризуется временем выполнения, перечнем: исследовательских" действий; предполагаемым результатом.

Первый этап обычно связан с изучением проблемы, литературы, предварительной разработкой аппарата исследования. На; данном этапе вооружаемся необходимыми знаниям и умениями" создавать исследовательскую продукцию.

На втором этапе осуществляются сбор, систематизация, описание, сравнение, анализ, оценка собственного материала.

Третий этап связан с обобщением итогов, получением общих выводов, апробацией результатов и т.д.

Этапов может быть и больше. Естественно, их содержание не предполагает только перечисленных действий. К примеру, окончательная разработка исследовательского аппарата может иметь место и на самом последнем этапе, при этом могут появиться более чёткие формулировки.

Выбор этапов - дело серьёзное. Их буквально диктуют задачи исследования и определяет гипотеза. Они организуют труд исследователя. Выполняют функцию контроля и самоконтроля успешности в проведении работы.

На этом можно закончить разговор о тактике исследования. Но не закончить написание «Введения», той части исследовательского сочинения, выше разбираемые понятия. Правда, осталось самое простое. Называем авторов тех работ, идеи которых положены в основу создания вашего исследования. Эта часть текста «Введения» будет называться теоретической основой исследовательской работы.

Далее необходимо подчеркнуть, что нового вы внесли в изучение поставленной проблемы (расширили или углубили знания о …, вскрыли новые факты..., пополнили научное информационное пространство новыми знаниями…). Отметить, где уже была апробирована исследовательская работа (написана статья, создан раздел экспозиции школьного музея, положена в основу проекта и др.). И, наконец, текст «Введения» закончите общей для всех фразой: «Наша исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников (45 наименований), 17 приложений».

В целом необходимо отметить, что содержание «Введения» поддаётся алгоритмизации, поэтому его текст легко проверить на последовательность изложения: актуальность темы исследования - противоречие (я) - проблема (?) - цель - объект исследования - предмет исследования - гипотеза - задачи - методы исследования - этапы исследования - новизна исследования - теоретическая и практическая значимость - внедрение, апробирование результатов исследования - структура самой исследовательской работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А сейчас переходим к поглавному изложению содержания основной части исследовательской работы, которая составляет 70% всего текста. Содержание глав должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости главы делятся на параграфы.

Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, связанным с тем, как исследуемая проблема разработана в печатных изданиях. Нам необходимо сделать не просто обзор и краткий анализ тех источников, которые использованы в написании работы, отметить то, что сделано было по теме предшественниками, но и определить свои подходы
и позицию. Здесь очень важно разобраться с историей развития поставленной проблемы и показать попытки её разрешения другими. При этом, как главную заповедь, необходимо помнить, что ты пишешь эту часть не с целью доказать, что до тебя было сделано что-то не так или совершенно недостаточно, а оценить по достоинству то, что в разработке темы уже достигнуто. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с ней. Изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понять, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Первая глава всегда строго сконструирована, логична. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. В обзоре незачем излагать всё то, что стало известно по теме исследования и что имеет косвенное отношение к работе. Но всё сколько-нибудь ценное должно быть названо и критически оценено. Данная часть
работы - это возможность вступить в интереснейший и чрезвычайно полезный диалог с мудрыми единомышленниками, которые не столько «снабдят» важными фактами, сколько поделятся идеями, которые станут источником твоих собственных мыслей. А они, в свою очередь, помогут рождению твоих идей.

В целом, на этапе описания найденных источников фиксируется достигнутый, настоящий уровень знания в терминах «есть», «требуется», «надо». Указывается на те средства, с помощью которых вносится собственный вклад в раскрытие темы и разрешение проблемы.

Вторая глава исследования должна быть посвящена воплощению собственных идей. Описав и систематизировав то, что было сделано предшественниками в первой главе, расскажите о своих замыслах. Докажите собственные идеи не только позицией других авторов, но и найденными лично фактами, извлечёнными из других источников: меморатов, архивных документов, экспериментов, музейных предметов, семейных реликвий и т.д. Назовите основные архивные фонды, которые стали для вас наиболее значимыми; музейные предметы, богатые интересной и ранее неизвестной информацией. Сравните полученные результаты с литературными данными. Определите их достоверность.

Каждая глава заканчивается выводами, в которых обобщается изложенный материал. Выводы - это строго сконструированные, лаконично изложенные результаты исследований. Они отвечают на вопрос, заложенный в цели.

За к л ючение. . Многие считают его самой сложной частью как в-отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. .Оно. играет роль. концовки, которая обусловлена логикой всего предыдущего изложения. В заключении не суммируются все выводы, означенные в конце глав, а содержится то новое, существенное, что. составляет итоги исследования, При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость: публикация материалов на страницах местной печати, введение-исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры, строительство музейной экспозиции и т.д.

В некоторых случаях возникает потребность отметить необходимость продолжения исследуемой темы, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям "придётся решать в первую очередь. Выводы прописываются в виде тезисов, Т.е. кратко. формулированных и пронумерованных отдельных положений, или в связном, но предельно сжатом изложении.

На этом всё о самом тексте исследовательской работы. Правда, необходимо. ещё небольшое, но важное дополнение, связанное с напоминанием о стандартах оформления печатного оригинала. Глава по объёму получается небольшой, поэтому мы можем это себе позволить. И так, текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через два интервала (1,5 интервала в текстовом процессоре Word 6/7
for Windows"95/98), шрифт - Times New Roman Суг; Courier New Сут (кегль 14). Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта, справа - для того, чтобы в строках не было. неправильных переносов.

Подстрочные ссылки печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем - 1 О). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нём номер страницы не ставится). Цифру, порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Каждая глава начинается с новой страницы, точно так
же, как введение, заключение, библиографический список, приложение. Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трём интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

После заключения принято помещать список источников по теме исследования, в который войдут все печатные издания, архивные документы, вещественные исторические памятники, мемораты, сайты Интернета. Под списком источников по теме исследования необходимо понимать небольшое пособие с простой структурой, для составления которого необходимо вьшолнить следующие операции:

1.Библиографическое выявление документов по теме.

2.Библиографический отбор. Из числа выявленных источников необходимо отобрать те, которые наиболее соответствуют теме. Просмотреть de visu на предмет ценности материала. Всё, что повторяется и вызывает сомнения в достоверности, исключается. Итог - перечень источников, которые считаются наиболее подходящими, соответствующими теме.

3.Библиографическая группировка - это упорядочение библиографических записей по сходству с целью приведения библиографических записей в чёткую систему. Рекомендуется алфавитное и хронологическое расположение источников в библиографическом списке. Первый способ группировки предполагает построение в зависимости от фамилий авторов и заглавий (если автор не указан) по алфавиту. Второй употребляется, когда необходимо особо подчеркнуть историю изучения предмета исследовательской работы, и осуществляется на основе года издания (начинать с самого раннего источника). При этом газетные статьи необходимо отделить от книг и журнальных статей (те или в алфавите или в хронологии) знаком***.

4.Говоря о порядке перечня источников в библиографическом списке, надо снова указать на то, что можно сделать это как угодно. Лишь бы этот порядок был определённым и очевидным.

Кроме этого списка в так называемый библиографический аппарат исследовательской работы входят ссылки (или сноски). Последние делаются в тех случаях, когда в текст сочинения вводится цитата, цифровой материал, важные мысли других авторов и т.д. Материалы, требующие сносок в тексте, обозначаются цифрами 1, 2, 3 и т.д. Функционально
сноски являются той связью, которая существует между текстом и источником, указанным в библиографическом списке. По содержанию ссылка совпадает с библиографическим описанием, но при этом указывается конкретная страница, откуда взят цитируемый материал и не даётся название издательства.

Ссылку можно оформить сразу внутри текста, в конце страницы, отделив прямой линией от основного текста, и за текстом сочинения. К последнему варианту прибегают, если используется большое количество источников.

По созданию библиографических списка и ссылок может возникнуть много конкретных вопросов. Лучше обратиться с ними к библиотекарю. Отнеситесь к этой работе ответственно, так как именно
библиографический аппарат скажет всё и в плане использования источников и в том, насколько глубоко вы проникли в тему исследования.

Заканчиваем исследовательское сочинение разделом, который носит название «Приложения» и включает в себя следующий материал: ксерокопии документов, фоторепродукции, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики и т.д. Очень полезно в данной части разместить тезаурус. Что это такое?

«Приложения» - отдельная и иногда очень объемная часть работы. Поэтому ее можно выделить своим титульным листом. Каждая иллюстрация начинается с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1 », «Приложение 2» ... Связь основного текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста.

Главы из книги Н.Л.Головизниной «Как написать исследовательское сочинение». Издание четвёртое, исправленное и переработанное. - Киров, 2008. - с.49-77.

В самом общем виде схема научного исследования на первом его этапе может иметь следующее строение: изучение студентом вопроса должно начинаться с теории (изучения литературы по теории и истории интересующего его вопроса, а также накопленного опыта по его изучению), выделения проблемы и построения гипотезы исследования, после чего студент формирует цель своего исследования и задачи по ее достижению; далее составляется программа исследования и определяются методы экспериментально-эмпирического (или теоретического) исследования в соответствии со спецификой темы работы студента.

Работа студента с источниками литературы. При работе с литературными источниками студент-исследователь вырабатывает в себе навыки умственной работы, расширяет свой кругозор, умение видеть положительные стороны и недостатки. Комментируя и резюмируя прочитанное, он совершенствует свои способности, учится четко формулировать и записывать свои мысли. Благодаря изучению литературы формируется синтезирующее знание, представление о предмете своего исследования, которое складывается из разных концепций, что очень важно для системного подхода.

Чаще всего литературу по теме своего исследования студент (специалист) может найти в библиотеке, где имеются каталоги: алфавитный, систематический, предметный. В алфавитном каталоге литература распределяется в алфавитном порядке; в систематическом – по отдельным отраслям знаний; в предметном – по отдельным темам и проблемам.

Картотека дает представление о журнальных и газетных статьях, опубликованных за три последних года. При этом особенно важен поиск литературы среди произведений зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Кроме того при подготовке научно-исследовательской работы следует обращаться к справочникам, словарям, энциклопедиям, статьям, которые снабжаются библиографией.

Предметом поиска по той или иной проблеме или теме могут быть материалы анализа и обобщения научных исследований, практического, педагогического и иного опыта. В ходе изучения этих источников у исследователя появляются сведения о разработке проблемы: где, кто работает и каких результатов достиг в ее решении или решении смежной с ней проблемы. Это позволяет уточнить смысл и направление исследования студента. Ведь достаточно часто бывает так, что тема изучается многими, но интересуемый аспект либо разрабатывается недостаточно, либо вообще не изучался никем.

Работа над литературными источниками является частью исследовательской деятельности на всех этапах работы. Всесторонне и систематизированное знание литературы позволит более правильно подойти к ее решению.

Работа над вводной частью научно-исследовательской работы (проекта). Каждую научно-исследовательскую работу, разновидностью которой является курсовая работа, можно отнести к определенному научному направлению (техническому, биологическому, социальному, физико-техническому и т. д.). Структурными единицами любого научного направления принято считать проблему, тему или научный вопрос. Однако, чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему. После обоснования проблемы и установления ее структуры, определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (т. е. важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной или значимой для народного хозяйства).

В любом научном исследовании должен быть свой объект и предмет для изучения. При этом под объектом научного исследования понимают материальную или идеальную систему, обозначающую более широкое основание для изучения предмета исследования. Предмет исследования представляет структуру системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы или вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д. проще говоря, предметом исследования выдвигается то конкретное исследование, его аспект, который необходимо изучить. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное. После определения проблемы, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза, которая определяет и программу, и пути дальнейшего проведения исследования. Далее исследователь формулирует цель и задачи исследования. Цель научного исследования представляет собой всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структура, связи, отношения на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получения и внедрения в производство (практику) полезных для человека результатов.

После формулировки цели предпринимаемого исследования в научной работе указываются те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это, обычно, делается в форме перечисления (изучить, описать, выявить, определить и т. п.). Решению каждой конкретной задачи в работе студента может быть посвящена отдельная ее глава или параграф.

Обязательным элементом вводной части работы является указание на метод исследования, который послужилы инструментом в сборе и анализе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в данной работе цели. Кроме того, далее во введении дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических и др.) и формулируются методологические основы будущего (или проведенного) исследования.

Все вышеописанное отражает содержание одного из основных этапов любого научного исследования. Этот этап соответствует структуре вводной части работы. Единственным дополнением к вышеуказанному является то, что при оформлении работы во вводной ее части указывают перечень структурных элементов и обосновывают их расположение. В целом, основными структурными элементами любой научно-исследовательской работы могут быть:

    формулировка проблемы и темы исследования;

    обоснование актуальности, научно-практической значимости темы научного исследования;

    изучение литературы по исследуемой проблеме;

    выделение объекта и предмета исследования;

    формулировка цели и задач научно-практического исследования;

    характеристика методов и принципов исследования (методология исследования), необходимых для достижения поставленной цели;

    описание, обоснование структуры работы.

Грамотное оформление вводной части работы в сочетании с глубоко рассмотренным содержанием являются залогом успешного написания научно-исследовательской работы (проекта) студента.

После того, как сформулированы выводы и обобщения в теоретическом или экспериментально-эмпирическом исследовании (см. прил. 2), продуманы доказательства, наступает заключительный этап – литературное оформление и редактирование полученных результатов в виде монографии, диссертации, статьи, научного отчета, реферата, доклада, курсовой или научно-исследовательской работы.

Важнейшими сторонами формы научного произведения являются: композиционная (построение литературного, научного произведения, объединяющего все его элементы в единое целое); рубрикационная (деление текста на структурные единицы, части, разделы, главы, параграфы); логическая (соответствие рассуждений, вводов и определений автора нормам логически правильного мышления); языково-стилистическая, графическая (качество таблиц и иллюстраций). Рассмотрим некоторые из этих сторон.

Итак, вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, так как по нему впоследствии научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в именительном падеже и место учебы в момент написания работы; название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа; год ее оформления; фамилия, должность и знание руководителя.

Иногда при оформлении работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано его появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказавшие содействие при выполнении данной работы.

В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтоб подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблем, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблем на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

В основную часть содержания работы включаются материалы, методики, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследователя. При написании этого раздела необходимо представить себе вопрос по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.

Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснять. Общественные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов (преподавателей, студентов).

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) при соблюдении особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Не надо также вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщить в основном тексте).

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер, либо для всей работы (таблица 18, 19), либо для данной главы, например десятой (таблица 10.1, 10.2). Особое внимание надо обратить на заголовки таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Все сведения, которые могут быть внесены в заголовки граф, не следует помещать в тексте таблицы (например, единицы измерения). Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и вводы, которые вытекают из цифрового материала.

Порядковую нумерацию вертикальным графам устанавливают только в том случае, если эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу или, если таблица переносится на другую страницу текста). В таблицах необходимо избегать больших чисел, написанных полностью, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например, вместо 1896000 т. написать 1896 тыс. т. и указать в заголовке, что числа в этой графе выражаются в млн. т.

Выводы в научной работе должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы, как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям.

Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в тоже время образуется существенный пробел, отсутствие акцентуации на результатах исследования.

В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, доказывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что может ясно представить качественную сущность данной работ.

В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Например, . Все источники должны быть описаны в порядке, принятом в библиографии, и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, наименование книги, издательство, год издания, объем в страницах.

Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

При написании научной работы следует помнить о ее архитектуре, т. е. соблюдении надлежащих пропорций между частями, разделами, главами, подголовками, параграфами и придании им соответствующего шифра: 1.1.1 и т. д. Соблюдение этих пропорции делает наглядным логический строй данного произведения. Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит около 2500 знаков, печатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы. Объем научно-исследовательской работы не должен превышать 1,5 печатного листа.

В научном произведении часто возникает необходимость в конце работы дать приложения . В приложения нельзя включать библиографический список используемой литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 5». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. При этом связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», например: (см. прил. 5).

Другой стороной формы научного произведения является рубрикация текста. Она представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков нумерации и т. п. Рубрикация в работе отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логические соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При этом в каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста работы. Так, в повествовательных текстах, излагающих ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Однако, в любом случае текст научной работы следует делить на структурные части с учетом логических правил деления понятия.

Библиографическое описание документов. К основным видам аналитико-синтетической обработки информации относятся аннотирование, перевод, рефератирование, составление образов, а также библиографическое описание документов и их классификация.

Библиографическое описание представляет собой необходимый минимум сведений о документе, выраженных словами и расположенных в строго установленном порядке. Такие описания служат основой для составления библиографических карточек и указателей. Итак, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его основной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых для общей характеристики и идентификации документа.

Библиографическое описание – это один из видов свернутой информации. Поэтому составители описания должны знать полиграфическое производство всех видов первичных и вторичных документов, уметь определить форму, содержание и назначение документа и отыскать необходимые данные. В выходных данных указывается: место издания, наименование издательства и год его издания. Отдельные элементы разделяются запятыми, в конце – после года издания – ставится точка.

Имеются два типа основного вида библиографического описания:

б) описание под заголовком – в качестве заглавия выступает название документа.

Под заглавием индивидуального автора библиографическую запись составляют на научные, художественные, публицистические произведения, учебники, лекции и т. п., имеющие авторское оформление (на титульном листе приведена фамилия лица без слов, уточняющих его роль в подготовке издания, или со словом «автор»).

Под заглавием библиографическую запись составляют: те издания, в которых имя автора не указано; авторские произведения четырех и более авторов; сборники произведений разных авторов с общим заглавием; словари языковые, толковые, разговорники; сборники официальных документов; издания законов и законодательных материалов; кодексы, международные договоры и соглашения; сборники научных работ, труды и научные записи; путеводители, проспекты, каталоги и т. п.

В библиографическом описании областям и элементам предшествуют следующие условные разделительные знаки:

точка и тире

точка с запятой

двоеточие

косая черта

две косые черты

круглые скобки

квадратные скобки

знак равенства

Кроме того, примеры библиографических описаний, наиболее часто встречающихся в практике, рекомендации по составлению списка источников информации, оформлению ссылок на них разработаны на основе ГОСТов:

7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления;

7.32–91. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.

Так, при оформлении списка использованных источников информации в курсовых, дипломных работах, отчетах и иных научных работах обычно используются стандартные заглавия «Библиография», «Литература», «Список литературы» или их модификации «Список использованной литературы», «Список использованных источников». При этом источники в списке литературы следует располагать либо в порядке появления ссылок в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой, либо по алфавиту.

Ссылки нумеруются последовательно в порядке расположения литературы в списке источников с указанием страниц, и заключаются в квадратные скобки. При этом, наряду с общим списком, допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании, по главам, разделам.

Алфавитное построение является наиболее простой и распространенной формой организации библиографических описаний. Списком источников, составленных по алфавиту, удобно пользоваться в отрыве от основного текста. В нем легко найти библиографическое описание какого-либо документа или выявить его отсутствие. Нумерация позиций алфавитного поиска максимально упрощает связь списка с основным текстом. Поиск документа осуществляется по порядковому номеру его библиографического описания в списке. При этом список использованных источников должен содержать сведения об источниках в соответствии с ГОСТ 7.1.–84, который устанавливает общие требования к библиографическому описанию документа и общие его составления.

Алексеев В. П. География человеческих рас. – М.: Наука, 1974. 777 с.

Коллективная монография (все фамилии должны быть упомянуты)

Археологические исследования Энской пещеры / Васин В. В., Иванов И. И., Петров П. П., Сидоров С. С. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 1999. – Гл. 3. – С. 777–888.

Статья в сборнике:

Иванов П. И. Полинология стоянки Детский сад 11 // Каменный век на территории Новосибирского Академгородка. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 799–800.

Статья в учебных записках (ученых трудах)

Скрипка А. С. К датировке некоторых типов саранского оружия // Учен. за. Ленингр. пед. ин-та. – 1977. – Вып 3. – С. 66–77.

Статья в журнале:

Иванов П. И. Психология запоминания // Вопросы психологии. – 1966. – № 1. – С. 1–34.

Общие правила написания и структура исследовательской работы

Исследовательская работа состоит из нескольких этапов: знакомство с проблемой в литературных источниках, обсуждение проблемы с научным руководителем, определение направления исследования, конкретных целей и задач,  выполнение практической части работы и обобщение результатов. Одной из главных трудностей молодых исследователей является неумение оформить исследовательскую работу, составить тезисы и доклад. Зачастую, именно это становится причиной низких оценок работы экспертными комиссиями.

Чтобы избежать ошибок, необходимо знать общие правила оформления научных трудов, дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ .

Этих правил стоит придерживаться при написании рефератов, научно-исследовательских и курсовых работ.

Рекомендации подготовлены по материалам брошюры  Калачева Н.В. «Научно-исследовательские работы учащихся. Методика написания, правила оформления и подготовка тезисов к публикации: методические рекомендации для педагогов и учащихся» - Казань, издательство КГУ, 2000.

Желаем вам творческих успехов!

Структура исследовательской работы

Исследовательскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, но и по уровню общеметодической подготовки научного материала, что прежде всего, находит отражение в его композиции.

Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Â Â Â Â Â Â Титульный лист

2. Â Â Â Â Â Â Оглавление

3. Â Â Â Â Â Â Введение

4. Â Â Â Â Â Â Главы основной части

Глава 1

Глава 2

Глава 3

5. Â Â Â Â Â Â Заключение (выводы)

6. Â Â Â Â Â Â Список использованной литературы

7. Â Â Â Â Â Â Приложения

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется  по строго определенным правилам.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы  дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся в приложения и примечания . Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

            После  заключения принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы.  Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется  размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

Титульный лист печатают на формате А4 по следующим правилам:

Â Â Â Â Â В верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса, куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа  сплошной чертой.Â

Â Â Â Â Â Â Â В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя работы.  Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы.

Внимание!  Некоторые моменты  в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости от требований конкурса, на который представляется работа.Â

Как подготовить рукопись

Даже вручную работу желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги, заполняя листы только с одной стороны. Это позволит при необходимости сделать текстовые вставки или, наоборот,  выкидки, не переписывая листа целиком. Оставляйте на каждой странице место для дополнений и изменений. Располагайте записи так, чтобы с первого взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста используйте цвет, обвод, маркер и другие, известные вам способы. Постоянно следите за тем, чтобы не отклонятся от темы. Увлечься каким-либо одним-двумя аспектами и получить текст, в котором не затронут ряд важных моментов, чрезвычайно легко.

Не начинайте с введения. Его лучше написать, когда вы будете точно знать, что у вас получилось. На этапе размышлений записывайте ключевыми словами основные моменты, этапы, результаты.

Определите наиболее логичную последовательность изложения, рассмотрите несколько вариантов и приступайте к компоновке основной части работы. Отберите основные положения  и запишите каждое из них в виде небольших абзацев. Это будет черновая версия вашей работы. Ее нужно подготовить как можно раньше.

После того, как вы вчерне составили  большую долю основной части работы, напишите заключение. Теперь вы можете быть уверены, что заключение действительно  обобщает содержание работы.

Теперь, когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем состоят выводы, напишите введение, которое  должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно будет соответствовать содержанию автоматически.

Теперь необходимо отредактировать работу. Нужно стремиться, чтобы каждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если уже по первой фразе абзаца будет видно, о чем идет речь.

Отложите на время работу и вернитесь к ней спустя несколько дней. Вы сможете взглянуть на текст объективно, увидите пути его улучшения его содержания. Без такого отвлечения трудно увидеть недостатки в работе.

При подготовке текста советуйтесь с вашим научным руководителем. Терпеливо выслушивайте критические замечания. Любая критика полезна, а к каким замечаниям прислушаться, все равно решать вам.

Есть смысл раскрыть ход своего исследования поэтапно от замыслов до подведения итого, формулирования выводов и предложений, подробно излагая методы своей работы, ее удачи и неудачи.  Это позволяет лучше судить о ваших способностях к самостоятельно научно-исследовательской работе.

Перед тем, как приступать к окончательной обработке рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания с научным руководителем. Проверьте, насколько заглавие работы, название глав и параграфов соответствует их содержанию, уточните композицию работы, расположение материалов и т.д..