Структура научно исследовательской работы. Структура и логика исследовательской работы. I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической

Вначале своего выступления еще раз хочется оговорить роли учителя в исследовательской деятельности . (слайд 2). Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

Перед отправкой реферата

Друзья в другой майке сразу обнаружат, что должно быть более понятным. Некоторые проблемные области для поиска. Показ вашего технического словаря не продемонстрирует, что ваши исследования ценны. Значительные пробелы в знаниях существуют в сущности, транспорте, биодеградации и токсичных свойствах биодизеля при его утечке в окружающую среду. Чтобы заполнить эти пробелы, была разработана комбинация экспериментов в области оценки мультимедийных рисков биодизеля для штата Калифорния. До сих пор начальные результаты анализа цифровых изображений, созданных во время съемок, показали, что все испытанные топлива имеют одинаковые времена движения.

Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. Ознакомление с методами исследования. Составление плана работы. Поиск противоречий. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы . Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы.

Повествовательное представление о горе. Это парадоксально или бесполезно? На первый взгляд, романы, похоже, не имеют ничего общего: «Фолкнер» - это печально известная одиссея, рассказанная в эмоционально насыщенном повествовании о потоке сознания, в то время как Ишигуро - это почти китчская смесь сказки о пришествии совершеннолетия и научно-фантастическая дистопия. Но они имеют редкую общую нить. Они не пытаются передать историю, характер, аргумент или осознание, поскольку они пытаются передать эмоции.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования

Романы общей борьбы видны через их формальные элементы, вплоть до самых основных технических аспектов того, как рассказывают истории. Каждый текст по-своему воплощает в себе травму, ощущаемую ее персонажами из-за их горя, а также разочарование чувствовал его рассказчик из-за сложной и виновной задачи свидетельства о горе и потерях. Эта веб-страница была основана на статьях, написанных профессором Дианой Страздес, Историей истории и д-ром. Спасибо за их вклад.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

Инструкции по отправке реферата

Полная онлайн-регистрационная форма и реферат Мы отправим электронное письмо вашему спонсору факультета, чтобы подтвердить, что ваш реферат проверен и одобрен. Большинство исследовательских проектов имеют одинаковую общую структуру. Вы можете подумать об этой структуре, как о форме песочных часов. Процесс исследования обычно начинается с широкой области интересов, начальной проблемы, которую исследователь хочет изучить. Например, исследователю может быть интересно, как использовать компьютеры для повышения производительности студентов по математике.

(слайд 3)

    Найти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Цель исследования – какой результат предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Методика исследования – как и что исследовали. Результаты исследования – собственные данные. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. Значимость – как влияют результаты на практику.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. (слайд 4).

Но этот первоначальный интерес слишком широк для изучения в любом одном исследовательском проекте. Исследователь должен сузить вопрос до уровня, который можно разумно изучить в исследовательском проекте. Это может быть связано с формулировкой гипотезы или фокусного вопроса. Например, исследователь может предположить, что конкретный метод компьютерного обучения в математике улучшит способность учащихся начальной школы в определенном районе. В самой узкой точке исследования песочных часов исследователь занимается прямым измерением или наблюдением интересующего вопроса.

(слайд 3) Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как только основные данные собираются, исследователь начинает пытаться понять это, как правило, анализируя его различными способами. Даже для одной гипотезы существует ряд анализов, которые обычно проводит исследователь. На этом этапе исследователь начинает формулировать некоторые первоначальные выводы о том, что произошло в результате компьютеризированной математической программы. Наконец, исследователь часто будет пытаться рассмотреть первоначальный широкий вопрос интереса, обобщая результаты этого конкретного исследования на другие связанные ситуации.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Например, на основании сильных результатов, указывающих на то, что математическая программа положительно повлияла на успеваемость учащихся, исследователь может сделать вывод о том, что другие школьные округа, подобные тем, которые были в исследовании, могут ожидать аналогичные результаты.

Каковы основные компоненты или части исследования? Здесь мы опишем основные компоненты, связанные с каузальным исследованием. Поскольку каузальные исследования предполагают описательные и реляционные вопросы, многие из компонентов каузальных исследований также будут найдены в этих других.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Этот учебник может работать неправильно. Затем нажмите, чтобы перезагрузить страницу. Абсолютные правила, правила или «рецепт приготовления» для хорошего обсуждения трудно дать. Тем не менее, следующие рекомендации, надеюсь, помогут. Полезно как можно скорее выделить основной план вашего эмпирического исследования или обзор вашей литературы: каковы новые результаты, полученные в результате ваших результатов? Обсуждение результатов: Мы сейчас подробно обсудим выводы и оценим их критически. Возможные вопросы, на которые следует ответить: Являются ли выводы убедительными? В эмпирических исследованиях: что можно сделать из результатов ваших исследований? Как вы интегрируетесь в область исследований, что они означают для исследовательской области? Какие более ранние исследования и теории противоречат результатам, которые подтверждаются этим? В обзорах литературы: Можно ли найти множество высококачественных текущих публикаций по этой теме? Были ли многие источники устаревшими или методически проблематичными? Существует ли консенсус большинства исследований? Исследования, которые подтверждают теорию против Каковы результаты ваших результатов? Критически оценивайте свою работу: будут ли узнаваемы ограничения или сильные стороны вашего подхода? Есть ли какие-либо результаты сокращения гипотез и как их можно объяснить? Являются ли наблюдаемые интенсивности эффектов значительными в результатах? Обсудите обобщенность и внешнюю достоверность ваших результатов.

  • Использование языка статистики из части результатов больше не подходит.
  • На этом этапе аргументы вашего аргумента должны быть набросаны снова.
Заключение, «окончательное предложение», которое завершает текст.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

  • Такие заявления, как «Необходимы дальнейшие исследования».
  • Формулировка планов, которые намеревается сделать дальше.
Когда кто-то делает выводы или судит о других работах в свете собственных результатов, важно сделать это с должной сдержанностью. Структура эмпирического исследования обычно следует общей схеме, независимо от конкретных применяемых методов. Эта схема описана ниже. Пожалуйста, имейте в виду, что это не представляет собой полное представление требований к окончательной или исследовательской работе и в любом случае формальные требования вашего университета или другого учреждения в отношении текстового дизайна, структуры и расположения отдельных элементов текста и точек структуры.

В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Введение вводит наиболее важные аспекты исследования в краткой форме. Здесь вы описываете свою конкретную заинтересованность в знаниях и базовый исследовательский вопрос или тезис, полученный из него, и оправдываете его актуальность. Затем следует предварительный просмотр следующих разделов. Речь идет о предоставлении первого обзора их контента, а не о его описании или его оценке.

Введение предназначено для того, чтобы дать читателям возможность понять структуру работы на более формальном уровне, то есть знать, какого дополнительного контента следует ожидать в отдельных разделах. Имейте в виду, что введение должно быть полным в этом смысле. Все соответствующие материалы должны быть названы. То, что не происходит во введении, не может произойти позже в работе.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

По этой причине часто рекомендуется писать введение только тогда, когда остальная часть работы уже завершена. С другой стороны, вполне разумно подойти к работе в целом систематически и начать думать обо всем процессе, написав введение в начале. Если работа хорошо продумана, нет оснований не начинать составлять введение. Если это не так, то уже можно заметить, что уже есть уже и возможные трудности или несоответствия могут управляться непосредственно из мира.

Основная часть эмпирической работы всегда имеет две области: теоретическую часть и часть практики. Здесь представлена ​​конкретная эмпирическая работа и ее результаты. Они начинают с разъяснения в теоретической части наиболее важных терминов и их понимания в научном дискурсе. С этой целью теории должно быть предоставлено столько места, сколько необходимо для объяснения вашей точки зрения, вашего решения для этого исследования и его теоретических основ. Последнее необходимо интегрировать в контекст уже проведенной научной дискуссии.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .

Для этой цели, однако, не важно развернуть всю историю науки или представить какое-либо исследование, относящееся к выбранному контексту, в деталях его методов и результатов. Важно, чтобы вы сообщали о соответствующей работе, и что вы можете полагаться на свои проекты, чтобы решить, почему вы решили создать свое собственное исследование, как вы это делали.

Секция практики повторяет в своей внутренней структуре логический ход исследования

Переход между теорией и практикой формирует представление ваших гипотез. Это может быть сделано как окончательное следствие теоретической части при ее завершении или вступление в практику в начале. Вначале есть гипотезы, причина выбора эмпирического метода, описания образца и дизайна студента, представление используемых материалов и, наконец, подробное описание процесса.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Затем представлены результаты, начиная с одномерных характеристик - насколько это необходимо или желательно, - и затем выполняются двухвариантные анализы данных. В этом контексте нет интерпретации, эти разделы носят чисто описательный характер. Тем не менее, важно включить все статистические данные, имеющие отношение к оценке надежности и обоснованности результатов.

Последний раздел основной части связан с этим очень формальным представлением результатов исследования, которое фиксировано на математических величинах, в котором выполняется интерпретация определенных значений относительно соответствующих гипотез и результаты взвешены.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

2. Процедура защиты. (слайд 5)

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

В последнем разделе результаты наших собственных исследований снова обобщаются и классифицируются в контексте научного дискурса. Как правило, это также включает предложения или указания на возможное осмысленное продолжение исследований соответствующих топов.

Правила оформления результатов

Таким образом, можно сказать, что ключевая часть моста ударяет по мосту из прошлого в настоящем в будущее. Что касается численной структуры, то необходимо следить за тем, чтобы каждому релевантному автономному разделу была назначена точка классификации в соответствующей иерархии. Это не может быть приведено в общеобязательную модель, поскольку количество терминов, которые должны быть определены, соответствующие теории, утверждения, предыдущие исследования являются индивидуальными и предметно-зависимыми, поскольку любой исследовательский проект отличается от других.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ. (слайд 6)

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется до 20 до 25 страниц печатного текста (с приложениями), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

(слайд 7)Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается «Отечество - 2010»

В среднем поле указывается название темы исследования без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название исследованя должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается номинация (программа движения «Отечество»)

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы (слайд 8) дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания . Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”. После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято размещать библиографический список(слайд 9) использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой, но для защиты этой работы приглашается один из участников исследовательского процесса. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т. е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Теперь подробнее остановимся на оформлении приложений

Правила оформления таблиц и иллюстраций

Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы…

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…

Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т. д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков . Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения , числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.

Правила оформления цитат и ссылок

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.

Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме , в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый».

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят отточие.

Если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы. Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.

Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т. д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.

Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.

Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.

Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками

Список литературы

Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение. “Учебное исследование”, Москва, 2003 Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1” “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991

Общие требования:

Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением следующих требований:

– размер листа бумаги А4 ;

– шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12);

– текст должен быть выровнен по ширине страницы;

– поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

– интервал междустрочный: полуторный ;

Страницы должны быть пронумерованы (номер проставляют на нижнем поле по центру).

Объем работы определяется Положением о конкурсе:

Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам – 35-45 страниц;

- Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу студентов – до 35 страниц;

Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу аспирантов и соискателей – до 50 страниц.

При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

Структура и содержание научно-исследовательской работы

Любая научно-исследовательская работа должна содержать в указанной последовательности следующие разделы:

    титульный лист;

    введение;

    основную часть;

    заключение;

    список использованной литературы;

    приложения (при необходимости).

Титульный лист

С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе не ставится.

Образец оформления титульного листа работы, направляемой на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам приведен в Приложении 1, на краевой конкурс – в Приложении 2. Никакие сокращения и переносы в названии работы не допускаются. В конце названия работы точка не ставится.

Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).

ВВЕДЕНИЕ …..

Глава 1. Название главы ….(Теоретическая часть работы)

1.1 Название первого параграфа ….

1.2 Название второго параграфа ….

Глава 2. Название главы ….(практическая часть работы)

2.1 Название первого параграфа….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….

Список использованной литературы

Приложение….

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явногопротиворечия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

Вслед за этим определяются объект ипредмет исследования. Объект – это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определениеобъекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель . Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы . Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи , которые необходимо решить для достижения поставленнойцели . В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Объем введения обычно не превышает 2 страниц.