Допол программа обучение нотной грамоте современная. Обучение детей нотной грамоте

На первый взгляд музыкальная грамота кажется невероятно сложной и непонятной.

Но в силах родителей и педагогов объяснить все ребенку и заинтересовать его. Как научить ребенка читать ноты, запоминать их расположение и звучание? Обо всем этом мы и расскажем в данной статье.

С чего начать изучение?

Стоит заметить, что если в семье ребенка есть человек, который разбирается в музыкальной грамоте, лучше поручить обучение малыша ему. Если нет, маме или папе придется изучать ее параллельно с сыном или дочерью. Что нужно знать родителям:

  1. Все музыкальные композиции базируются на 7 основных нотах. Меняется их последовательность, длина звучания, а вот расположение никогда.
  2. Для начала помогите ребенку заучить последовательность звуков.
    По порядку: до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
    Через одну: до – ми – соль – си или ре – соль – си – до. Малыш должен знать их, как скороговорку.
  3. После запоминания названий дайте ребенку послушать звучание. Можно найти записи в интернете. Это необходимо для того, чтобы малыш воспринимал ноты не как рисунки на бумаге, а как звуки, которые складываются в музыкальные произведения или песни.
  4. Далее научите ребенка рисовать ноты в нотной тетради. Каждая строка начинается со скрипичного ключа, за которым следуют ноты. Их расположение напрямую зависит от звучания. Как правило, более низкие звуки находятся ниже, высокие – в верхних строчка нотного ряда.

Изучаем музыкальную грамоту в игровом процессе: как правильно заинтересовать?

Возможно, дошкольнику и даже школьнику будет неинтересно учить ноты, сидя за столом с карандашом в руках. В этом случае можно использовать игровой процесс. Для этого понадобятся:

  • плотный картон белого цвета;
  • ножницы;
  • прищепки или держатели для бумаги;
  • плотная нить.

Нарисуйте ноты на листах и дайте ребенку самостоятельно их вырезать. Когда все будет готово, натяните 4 крепких нити, которые будут изображать нотный стан, как в музыкальной тетради. На него совместно с малышом развесьте ноты в правильном порядке.

#40 | УЧИМ НОТЫ | УЧИМ ЦИФРЫ | Уроки от Пинги и Кроки |

Ноты для начинающих. Нотная грамота за 15 минут

Запоминай-ка НОТЫ. Сольфеджио для малышей. Песенка мультик видео для детей. Наше всё!Наше всё!

Когда он запомнит их расположение, дайте ему задание прикрепить одну или несколько в разных линиях. Обязательно поощряйте ребенка за каждый правильный ответ. Такая игра поможет ребенку запомнить названия и расположение нот, а поощрение мамы или папы станет вдохновением для новых достижений!

Также для изучения можно использовать обучающие компьютерные программы, которые ориентированы на ребенка дошкольного и школьного возраста. Помимо знакомства со звучанием определенного звука ребенок сможет поиграть в мини-игры, которые помогут ему освоить нотную грамоту. Проводите такие занятия или игры 20-30 минут. Потом делайте перерыв на 1-1,5 часа.

Давайте малышу время для отдыха и игр!

Данные об авторе

Калиберда Елена Ивановна

Место работы, должность:

МБОУ ДОД ДШИ г. Ессентуки, преподаватель

Ставропольский край

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа предназначена для упрощённого освоения нотной грамоты в игровой форме. Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста. Главный персонаж - мультипликационная нотка путешествует по нотному стану с участником и по-дружески отреагирует на его ответы. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого - к сложному. В программе заложено 12 уровней. Всевремяпрохожденияпрограммазвучитклассическаямузыка.

1. Введение.

Работая преподавателем по классу фортепиано в ДШИ, мне приходится сталкиваться с определенными сложностями в освоении детьми нотной грамоты. Родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок не бежит с радостью заниматься к инструменту?». Преподаватель в свою очередь задается другими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?», а также: «Почему нынешнее поколение детей с большим трудом усваивает азы нотной грамоты?». Еще совсем недавно, анализируя жалобы родителей на то, что их ребенок часами проводит время за компьютерными играми, получая удовольствие от виртуального уничтожения животных, людей, других вымышленных персонажей, я выступала активной противницей информационных компьютерных технологий (далее ИКТ). Сегодня я диаметрально изменила свою позицию в этом вопросе. В 21 веке приобщение современного ребенка к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и электронных знаков. Использование компьютерных технологий значительно расширяет активность учащихся.

Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач.

Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с детьми на одном языке.

По моему мнению, активизация использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и развития детей, применение информационных технологий в системе занятий для развития познавательной и творческой деятельности учащихся являются одной из важнейших задач современного образования.

Размышляя о современном уроке музыки, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

1.Учебным планом предусмотрено лишь два урока с преподавателем по специальности в неделю, а в домашних условиях ребенок предоставлен сам себе, что снижает его интерес и усложняет процесс обучения. Учитывая привязанность ребенка к компьютеру и его навыки владения информационными технологиями, я решила соединить реализацию своих педагогических задач с желанием ребенка играть на компьютере.

2.Одним из условий успешного обучения в домашних занятиях, несомненно, является использование аудио- и видеоматериалов.

3.Одной из важнейших составляющих является мотивация ученика. Использование информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ в занятия музыкой дома.

Это помогает эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Следует заметить, что идея использования обучающих компьютерных программ сама по себе не нова. Однако, существующие программы имеют ряд недостатков применительно к обучению на инструменте «фортепиано». Есть программы, которые используют звуко-высотное соотношение звуков, что более применительно для уроков «сольфеджио» (например Fruit Lines), или программы, требующие дополнительных аппаратных средств в виде электронной клавиатуры (например NoteTrainer).

2. Описание программы.

Реализация вышеупомянутых задач обусловила создание данной компьютерной программы «Приключения нотки».

Суть программы заключается в более легком освоении нотной грамоты в игровой форме.

Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста.

Главный персонаж - мультипликационная нотка, которая путешествует по нотному стану. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого к сложному. В программе заложено 12 уровней, из которых с 1-го по 6-ой уровень написаны для скрипичного ключа, с 7-го по 12ый - для басового ключа.

1. Начальное окно - «Меню» - Название программы с изображением нотки.

Кнопка «Старт» - для запуска программы.

Кнопка «Правила» для выхода в справочное окно, в котором описаны правила игры для ребенка.

2. Окно «Уровень 1» открывается автоматически при нажатии кнопки «Старт» из окна «Меню».

Первоначально все кружочки с номером уровня неактивны, кроме 1-го. Если уровень пройден, то он становится жёлтым. При выходе из программы прохождение уровней запоминается. На фоне картинки перед началом помещены ребусы, которые ребенок должен угадать. Все время прохождения уровня звучит музыка классического направления (список использованных музыкальных произведений смотреть на странице 15). Затем нажимается кнопка «Старт», и на нотном стане появляются нотки и поочерёдно движутся слева направо по своей позиции, согласно, уровня сложности. За один уровень появляется нота на соответствующей линейке и движется слева направо с разной скоростью (8сек, 6сек, 4сек). На каждом уровне движется разное количество нот, в зависимости от уровня сложности.

УРОВНИ

2. ФА, СОЛЬ

УРОВНИ

8. СОЛЬ, ФА.

9. МИ, РЕ, ДО (малой октавы).

11. СИ, СОЛЬ, МИ, ДО (малой октавы).

За время движения ноты нужно успеть щёлкнуть мышкой на нужную клавишу на нарисованной клавиатуре (при подведении курсора клавиша по контуру подсвечивается). Если нота угадана правильно - клавиша становится синей, а рожица улыбается на 2 секунды, если неправильно - клавиша становится красной, грустит на 2 с. Пока не нажал клавишу - рожица нейтральна. При прохождении уровня без ошибок появляется красочная оценка «5» и переход на новый уровень - подсвечивается соответствующий номер уровня внизу окошка.

При неудачном прохождении появляется фраза «Попробуй ещё раз», и уровень начинается заново.

Если программа уже запускалась и пройдено несколько уровней, то программа открывается на том уровне, на котором закончилось успешное прохождение. С этого уровня можно перейти на любой успешно пройденный уровень, щёлкнув по соответствующей звёздочке, например. При наведении курсора кнопка подсвечивается.

С любого уровня можно вернуться в «Меню», щёлкнув по картинке. Если программа успешно пройдена, все пройденные уровни в ней сохранены. К игре приступает новый ребёнок, в этом случае прохождение уровней может быть обнулено при помощи кнопки

3. Список использованной музыки в программе «Приключения нотки».

Заставка «Меню» - А. Вивальди - Концерт для двух мандолин и оркестра

1. В. А. Моцарт - 2 часть струнного квартета

2. А. Вивадьди - Концерт для виолончели с оркестром

3. В. А. Моцарт - опера «Волшебная флейта» Дуэт Папагено и Папагены.

4. Ф. Шопен - Этюд соль-бемоль мажор ор.10 №5

5. Л. Бетховен - Немецкий Танец Рондо.

6. A. Вивальди- Концерт для скрипки с оркестром ля минор

7. Н. Паганини - Кантабиле

8. Л. Бетховен - Концерт для ф-но с оркестром №3 с-moll-op37--III-Rondо.

9. В. А. Моцарт - опера «Дон Жуан» K. 527

10. И. С. Бах - Шутка.

11. В. А. Моцарт - «Маленькая ночная серенада».

12. В. А. Моцарт - Турецкий марш.

Заставка «Пятёрка» - Д. Россини - увертюра «Сорока-воровка» (фрагмент).

Заставка «Ура!!» - П. И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром,

Ор.35 ре-мажор (фрагмент).

4. Минимальные системные требования к ПК

ОС: Windows XP, Vista, 7 (32- или 64-разрядная) и DirectX 9.0c или поздняя версия.
Системная память: 1Гб
Видеокарта: совместимая с DirectX 9.0 версией, поддержка шейдерной модели 3.0

5. Резюме

Создавая данную игру, я преследовала определенные цели и задачи:

· Изучение нотной грамоты

· Развитиепознавательной активности

· Развитие эстетического вкуса

· Развитие памяти, мышления и внимания

· Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

Изучение нотной грамоты

Программа создана для домашних занятий. Объяснив ребенку на уроке расположение нот на нотном стане и их название, учитель задает в качестве домашнего задания тренинг, (например, на 1-ом уровне прохождение нот До, Ре, Ми). Следующий урок предполагает тренинг с прохождением следующего уровня. Переход с уровня на уровень происходит под строгим контролем преподавателя, в зависимости от усвоения данного материала.

Познавательная активность

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и головоломки, безусловно, любят все дети. Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей - это отличная гимнастика для развития интеллекта.

Музыкальные ребусы, к тому же, помогают запомнить название нот (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с нотами и слогами.

В отличие от простой загадки, где основа - словесное описание, ребус развивает еще и образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.

Если ребенок научился узнавать буквы, то вполне можно начать с самых легких ребусов. В таких заданиях всего одна или две буквы и нотка на нотном стане.

Развитие эстетического вкуса.

В жизни детей должна быть музыка, так же как сказка, игра. С помощью музыки можно показать красоту окружающего мира, развить духовные силы и творческую активность маленького человека.

Умение воспринимать музыку органично связано с духовно-эстетической стороной личности. Замечено, что малыши перестают плакать, прислушиваясь к музыке.

Японская корпорация «Сони» на базе своего детского сада провела исследование, пытаясь выяснить, какая именно музыка нравится маленьким детям. Данное исследование дало довольно неожиданные результаты - детские песенки оказались на последнем месте. Популярные песни заняли второе место, больше всего понравилась малышам и заняла первое место 5 симфония Бетховена. Сложное музыкальное произведение оказалось самым привлекательным для малышей.

Также специалисты утверждают, что классическая музыка благотворно воздействует на нервную, сердечнососудистую и пищеварительную системы человека.

Мы по себе знаем, как порой просто необходимо послушать любимую музыку, благотворно влияющую на наше душевное состояние. Это же можно отнести и к детям.

Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных детей является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение.

Подбор музыки в данной программе осуществлялся мною с учетом возраста (5-6 лет). В программу включены шедевры мирового музыкального искусства, музыка В.А. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди, Ф. Шопена,

Л. Бетховена, П.И. Чайковского. В музыкальном оформлении я использовала музыку, написанную для разных инструментов: скрипки, виолончели, фортепиано, мандолины, а также вокальную оперную и оркестровую музыку.

Развитие памяти, мышления и внимания

Играя в игру-сказку, ребенок развивается сразу в нескольких направлениях:

· Задача №1 - запомнить названия нот и их расположение на нотном стане.

· Задача №2 - знать расположение нот на клавиатуре.

· Задача №3 - найти соответствие между нотным станом и клавиатурой.

· Задача №4 - развить быстроту реакции в работе с «мышкой» компьютера, а в перспективе скорость работы с клавиатурой фортепиано и хорошую читку с листа.

Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

В программе использована система поощрения ребенка. Всем известно, как ребенок любит получать «пятерки». Отличная оценка влияет на позитивное настроение ребенка, похвалу и поощрение со стороны родителей и преподавателя, что влечет за собой его самоутверждение и желание добиться большего. В связи с этим, в программе не используются оценки ниже «пятерки». Если ребенок не справился с прохождением уровня, ему предлагается пройти уровень заново.

Кроме того, для создания позитивного настроя при прохождении программы, на каждом уровне ребёнку встречаются любимые персонажи сказок и мультфильмов: Белоснежка, Чип и Дейл, кот Леопольд, кот Матроскин, персонажи мультфильмов «Мадагаскар» и «Ледниковый период». Оказавшись в кругу друзей, ребёнок смело разгадывает поставленные перед ним загадки и преодолевает трудности. В качестве ведущего в программе использован ещё один герой - вымышленный персонаж Нотка. Его мультипликационное изображение и задорный вид быстро располагает к себе. Нотка проводит ребёнка через все испытания и по-дружески отреагирует на его ответы.

Программа успешно была апробирована учащимися моего класса.

Игра «Приключения нотки» с восторгом принята детьми и их родителями. Используя данную программу, я реализовала поставленные цели и задачи: дети легко и быстро запомнили название и расположение нот на нотном стане.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

(МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

Изучение методической литературы («Музыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

Разработка перспективного плана,

Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см.приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.

Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.