Сценарий концерта русских народных инструментов. Вечеринка в русском народном стиле: эх, разгуляйся русская душа

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Сл. 1. Здравствуйте уважаемые зрители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с русскими народными инструментами.

Сл.2. 16 февраля 2017 года состоялась встреча студентов музыкального отделения колледжа с оркестром русских народных инструментов Хабаровского института культуры. Для многих эта встреча стала открытием, а некоторые впервые услышали звучание народного оркестра.

Сл.3. Что же представляет собой оркестр русских народных инструментов? Какие инструменты входят в его состав. Группа струнных – оркестровые домры, балалайки и клавишные гусли. Группа баянов (иногда играют аккордеоны или же гармони). Группа ударных инструментов. Включают в состав оркестра и духовые инструменты русского происхождения, например, жалейки и свирели и европейские – флейты, гобои.

Сл. 4. Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой, льющейся из Русских народных инструментов… когда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента.

Сл. 5. Домра – один из наиболее древних русских народных инструментов. С ней связана варварская история истребления музыкальных инструментов, о которой нельзя не рассказать. Сл. 6. Первыми профессиональными исполнителями – музыкантами на Руси, можно сказать, являлись скоморохи. Они играли на домрах, жалейках, гудках и прочих народных инструментах, зарабатывая себе на жизнь. Под аккомпанемент домр скоморохи пели песни, в которых высмеивали попов, бояр и царскую власть. Сл. 7. В 1648 году приказом царя Алексея Михайловича Тишайшего было велено все домры и прочие музыкальные инструменты скоморохов собрать и сжечь. «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу».

Сл. 8. Такой трагической судьбы похоже не знал ни один музыкальный инструмент в мире. В результате таких мер по уничтожению домры после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Кажется, что история древнерусского инструмента на этом закончилась. Но домре было суждено возродиться из пепла. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века создатели первого русского народного оркестра.

Сегодня домра – это солирующий инструмент, на котором можно играть любую музыку: народную, классическую, эстрадную… сл. 9. в исполнении Анны Сенниковой прозвучит произведение аргентинского композитора 20 века Астора Пьяццолы – «Верано Портено».

Сл. 10. Еще один струнный музыкальный инструмент, который можно услышать в оркестре народных инструментов – Балалайка. Она и плачет, и смеется… умеет петь жалобные песни и хлестать сатирой….

Балалайка – символ России. Она прошла сложный пусть до всенародного и всемирного признания. Многие исследователи считают прародительницей балалайки уничтоженную домру. Есть мнение, что после сожжения домр и появилась балалайка – с треугольным кузовом, чтобы не напоминать округлую домру. Первое упоминание о балалайке относится к 17 веку.

Сл.11. В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче.

Сл.12. Василий Васильевич Андреев. Русский дворянин, услышал однажды, как крестьянин сл.13. Архип играет на балалайке. Андреев – музыкант самоучка, играющий на скрипке, потратил год, чтобы освоить балалайку. В 1887 году он впервые выступил на концерте как солист под аккомпанемент рояля, сделав, таким образом, балалайку инструментом концертной эстрады.

Сл. 14. Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в Великорусский оркестр. Сл. 15. 20 марта 1888 г. впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается днем рождения русского народного оркестра. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж. Сл.16. Василий Андреев популяризировал русскую балалайку и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с мастером Семеном Налимовым, который по чертежам музыканта создавал оркестровые инструменты сл.17 - балалайки: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас и самая большая – балалайка контрабас. А также по сохранившимся зарисовкам мастер сумел восстановить домру, и создать оркестровые домры.

Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Сл.18.Балалайка превратилась в символ России.
сл. 19. Ян Артюшенко. Калинка.

Сл. 20. Гитара.

Сл.21. В средние века гитару привезли в Испанию из Рима. Она имела 5 сдвоенных струн. Такая гитара получила название «Испанская гитара» и была очень распространена в 15 веке. В 18 веке у испанской гитары появляется шестая струна. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков. А в Россию она попала относительно поздно.

Сл.22. В начале 18 века западная музыка стала широко распространяться в России. Благодаря композиторам Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых исполнителей на гитаре в России. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярна становится 7и струнная гитара. Он написал более тысячи произведений для 7и струнной так называемой «русской» гитары.

Сл. 23. В настоящее время достаточно часто гитара используется в составе русского народного оркестра как солирующий инструмент.

Сл24. Преподаватель института культуры Анатолий Егоров исполнит произведение Томми Эмануэля «Ангелина».

Сл.25. Аккордеон. Гармонь. Баян.

Во времена управления русским народным оркестром Андреевым, оркестр состоял из струнных инструментов – балалайки, домры, гусли. В 50-е годы 20 века в качестве эксперимента в оркестр были включены сначала гармони, затем баян. С тех пор представить русский народный оркестр без баяна практически невозможно, инструмент получил свою функцию в оркестре.

Сл.26. В 1821 году потомственный немецкий мастер Фридрих Бушман создал первую губную гармошку, для того, чтобы упростить настройку органа и фортепиано. А в 1822 году он присоединил к губной гармошке кожаный резервуар – похожий на современный мех аккордеона. Он назвал свой инструмент ручной эолиной, и так же использовал его в настройке органа. На таком инструменте можно было исполнить только мелодию.

Мало кто знает, что аккордеон – чуть ли не единственный музыкальный инструмент, чье рождение зафиксировано с точность до одного дня. Сл.27. Произошло это значимое событие 6 мая 1829 года в Австрии. Русский по происхождению, органный мастер Кирилл Демиан, проживающий в Вене, усовершенствовал эолину Бушмана. ОН добавил аккордовый аккомпанемент – когда одной кнопкой можно сыграть целый аккорд. Через время он оформил патент на изготовление нового инструмента, который он назвал аккордеон, так как наличие аккордового звучания было яркой особенностью.

Аккордеоны стали выпускать в Италии, Германии, Австрии и Франции.

Сл.28. А как этот инструмент появился у нас, в России? Рассказывают о том, что это произошло на Нижегородской ярмарке. Оружейник из Тулы Иван Сизов, услышал звуки необыкновенного инструмента. Его настолько восхитил звук, что он сторговал у заморского купца чудесный инструмент. Когда мастер пришел домой, он разобрал инструмент и по его подобию смастерил еще несколько для своих друзей. Инструмент настолько полюбился людям, что его производство приняло массовый характер.

В разных уголках стали изготавливать огромное количество разновидностей гармоней, которые были приспособлены для исполнения местных мелодий и напевов. Так появились: Саратовская, Тульская, Ливенская, Сибирская.

Сл.29. Наверное, будет интересно узнать, кто был создателем баяна и почему так назвали инструмент? Произошло это в 1907 году. Русский мастер Петр Стерлигов создавал необыкновенные по красоте и качеству звучания гармони. Сл.30. И однажды гармонист Яков Федорович Орландский-Титоренко заказал мастеру изготовить инструмент с хроматическим строем. Инструмент такой был изготовлен и превзошел все ожидания, его технические особенности и тембровая окраска превзошли все ожидания. Было решено назвать инструмент баяном, в честь музыканта - сказителя Бояна. К большому сожалению, этот самый первый баян не сохранился, так как был утерян в годы блокады в Ленинграде во время Великой Отечественной Войны.

Сл.31. С аккордеоном, баяном, гармонью связан большой отрезок русской культуры. Эти инструменты поднимали дух людей в военные годы, объединяли и поддерживали в трудную минуту. ДА и праздники в деревнях не проходили без них.

Сл.32. Каждый год в третью субботу марта отмечается всероссийский день баяна, аккордеона и гармони.

Сл. 33 Котелевский «Скерцо» Банникова К.В.

Сл. 34 Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры .

Сценарий праздника «Песня- душа народная»

Цель праздника:

Приобщение к русскому народному культурному наследию посредством песни, в которой отражается многовековая история, беды и чаяния, тончайшие оттенки человеческих переживаний, проявляется высокая музыкальная культура народа.

Оформление сцены и зала в стиле старины.

Ход праздника:

На сцене ведущие в русских народных костюмах.

Ведущий 1: Ведущий 2:

Ведущий 1:

Ведущий 2:

Ведущий 1: Ведущий 2: Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Добрый день, судари! Рады видеть вас на нашем

празднике.

А собрались мы здесь песни послушать, попеть,

поиграть и про песню русскую узнать.

Представление участников праздника.

В старину говорили: «Кто с песней живет, того

кручина неймет».

«Как живется, так и поется»

«Где песни, там и молодость»

«Песня - душа народная». Испокон веку всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе. От

Россия - наша страна!

2 ведущий:

Те, кто на земле стоит,

Зерна хлеба молотит,

С петухами здесь встает,

Вот он сельский наш народ!

1 ведущий:

А село наше живет!

Нынче пляшет и поет.

Здесь мы праздники встречаем,

Пирогами угощаем!

Исполняется русская народная песня или "Ромашковая Русь"

1 ведущий:

Мы сегодня рано встали,

Чисто горенки убрали.

Долго-долго наряжались,

Все на площади собрались!

(В клубе нашем все собрались)

2 ведущий:

Чтобы праздновать сейчас,

Мы попляшем здесь тотчас.

Молодое поколенье, мы зовем на сцену.

Исполняется песня-пляска

Кто рано встает, тому Бог дает!

1 ведущий:

Дал нам Боженька леса,

Нивы, поле - чудеса!

2 ведущий:

Дал прекрасное село,

Называется оно ….

Все: говорят название села.

1 ведущий:

Пусть оно лишь процветает,

Пусть гостей всегда встречает!

2 ведущий:

Будем в радости все жить,

И не охать, не тужить!

Кто в радости живет, того кручина не берет!

Исполняется веселый танцевальный номер.

Выходят сельские поэты со своими стихами о селе.

1. Вот моя земля родная!

Все от края и до края

Мне родное, дорогое,

Сердцу милое такое!

2. Среди этого села

Я родилась и жила.

Здесь детишки подрастали,

Свадьбы пышные справляли,

Ссорились и мирились,

Земле, солнцу поклонились.

3. Хоть не сладко нынче жить

Будем всем селом дружить.

Дни рожденья отмечать,

Всех на праздник собирать!

Исполняется "Деревенька моя" - песня

1. Мы в селе родном живем,

Тут и пляшем и поем.

А чтоб было веселей

Скоморохов позовем.

1 скоморох:

Смех - забавы, как горох,

Я пришел к вам - Скоморох.

Вот веселый братец мой

Нынче он пришел со мной.

2 скоморох:

Нас веселых все встречайте!

Поцелуйчик посылайте.

Вам частушки пропоем,

А потом вас позовем.

1. Вот корова полетела

Прямо в жаркие края,

А кому, какое дело,

Ведь корова не моя!

2. Наши сельские ребята

Очень кудреватые,

Думают богатые.

1 скоморох:

А теперь и ваш черед,

Кто частушки тут споет?

Конкурс "Частушки веселушки"

2 скоморох:

Наш веселый сельский праздник

Дружно продолжаем.

Конкурс наш "А вам слабо?"

Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.

1. Кто расколет кулаком доску

2. Кто вперед выпьет молоко из бутылки

По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Скоморохи:

Так спасем Россию нашу,

А пока сейчас попляшем.

1 скоморох:

Плясунов мы выбираем

2 скоморох:

Всех танцоров приглашаем

1 скоморох:

Эй, гармошки, заиграйте

2 скоморох:

Лучших плясунов села выбирайте!

Конкурс "Эх, топни нога, топни правенькая"

После окончания участникам вручаются сувениры.

Скоморохи:

Не скучайте никогда!

Веселитесь, господа!

Мы в своем селе родном

Все ненастья переждем! (убегают)

Выходят ведущие:

1 ведущий:

Праздник нынче продолжаем,

И сельчанам объявляем,

Что у нас хозяйства есть

Трудовые - их не счесть!

2 ведущий:

Хоть и не велик достаток,

В доме чисто и порядок.

Аккуратный дворик есть

И детишек там не счесть!

1 ведущий:

Все обуты и одеты,

Лаской нежною согреты.

Семье имя - Доброта

Кто такие, господа?

Сельчане называют предполагаемых призеров

1 ведущий:

Нет! Не будем здесь гадать,

Пора хозяев называть.

Выходит глава сельского поселения и называет семьи, которые признаны лучшими на селе (многодетные, порядочные, примерные)

Награждение семей - победителей!

1 ведущий:

Вот родное село,

Сердцу милое оно.

2 ведущий:

Кто селу славу добывает,

Кто село наше прославляет.

1 ведущий:

Почетные гости на праздник пришли,

И добрую славу селу принесли.

Почетные гости поздравляют сельчан

1 ведущий:

Пусть наши мечты все сбываются,

Пусть соседи и друзья улыбаются,

Пусть село родное живет,

Дружно работает и песни поёт!

2 ведущий:

Пусть вокруг села колосится,

И рожь и пшеница.

А мы праздник провожаем,

Пышным хлебным караваем!

Исполняется песня "Хлеб всему голова"

Дай Бог тому, кто живет в этом дому!"

Год дракона 2012: смешные сценарии, сценки, на Новый год.

Добавить сценарий

«в песне русская душа» (сценарий праздника для среднего и старшего школьного возраста)

Действующие лица:

Ведущий – юноша или девушка.

Учащиеся старших классов: коробейник, хозяйка, девушки и юноши.

Зал оформлен в народном стиле, использованы фрагменты интерьера русской избы, на скамье лежат балалайка, гармонь, деревянные расписные ложки.

Ведущий. Много разных песен у нашего народа. Былины рассказывают о подвигах во имя и благополучия народа и государства. Исторические песни о прославившихся людях и памятных событиях старины, баллады поражают воображение подробностями жизненной драмы. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка-Дон у Ростова,

Это матушка-Волга в пути.

Песня русская – это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на мину, послушай,

Заведешься, как новый движок.

… Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысяча лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет.

В. Боков «Песня русская»

Звучит русская народная песня «Коробейники». На сцену выходит Коробейник, его встречает Хозяйка. На вышитом рушнике она несет каравай хлеба с солью.

Хозяйка. Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Хозяйка низко кланяется.

Коробейник. У меня полным-полна коробушка,

В коробейниках хожу.

Выходи, душа-зазнобушка,

Все товары разложу.

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс,

Песни русские раздольные

Приготовил я для вас.

У меня товары дельные,

Подходи-ка веселей.

Плату я беру умеренно –

Все улыбками людей!

Здравствуй, хозяюшка! (Кланяется хозяйке.) Здравствуйте, добры молодцы! (Поклон в сторону гостей.) Здравствуйте, красны девицы! (Поклон в сторону гостей.) Рад вас видеть на веселом празднике.

Эх, полным-полна моя коробушка,

И спою, и расскажу…

Подходи, душа-зазнобушка,

Все товары покажу!

Подходи, хозяюшка, для тебя самую задорную песню, самый веселый перепляс выберу!

Хозяйка. Еще надо посмотреть, что у тебя за товары!

Парень ты хваткий, как с тобой без оглядки?

А может, у нас самих товар не хуже?

И песни, и пляски, и в игре уменье…

Исполняется русская народная песня «Подай балалайку!».

Хозяйка. Ну, показывай, что принес. Какие песни русские знаешь ты?

Коробейник. А знаю, хозяюшка, песни русские бытовые. Бытовые песни сопровождают человека всю жизнь – от рождения до смерти.

Хозяйка. Еще в колыбели дитя засыпает под байканье («баять» – говорить, заговаривать, шептать) – поет мать, сестра, бабушка или нянька.

Звучит колыбельная.

Ой, лю-лю, мое дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно!

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят

И лисицы спят,

Нашему Ванюше спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Все по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюшка,

Спи-тко, дитятко родное!

Коробейник. Человек вырастал. И песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Ни один из праздников не обходился без пения. Пением же облегчали тяжелый каждодневный труд. Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное. Пели песни величальные – колядки, славили хозяев, их дом, желали его семье всяческих благ.

Хозяйка. А когда гадали, пели подблюдные песни.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Вот припев песни с гаданием о замужестве, о том, какой будет жизнь в будущем:

Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла курочка

Золот перстень.

Мне тем перстнем обручатися.

Кому вынется,

Тому сбудется,

Не минуется,

Коробейник. А скажи-ка ты мне, хозяюшка, знакомы ли тебе песни-веснянки, заклички веселые?

Хозяйка. Каждый год мы кличем, ждем ее всегда с нетерпением. 1 марта, 4 марта, 9 марта или в другие дни пекут во всех домах «жаворонков» из теста. Ребятишки привязывают этих жаворонков к шестам, бегают с ними по улице и кричат: «Жаворонки прилетели!»

Группа исполняет песню-веснянку:

Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Хозяйка:. Ну, молодец, а ты чем порадуешь?

Коробейник. Для такой красавицы я уж расстараюсь. Песни выложу звонкого серебра высшей пробы.

Ой, ты, милая моя,

Выходи скорее.

Поплясать, переплясать

Я тебя сумею!

Песни плясовые,

Задорные, лихие!

Группа детей исполняет плясовую песню «Ах, вы, сени, мои сени».

Ах, вы, сени, мои сени, сени новые мои,

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Уж знать, что мне по сеничкам не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку не важивати!

Выходила молода за новые ворота,

За новые дубовые, за решетчатые;

Выпускала сокола из правого рукава:

Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,

И высоко, и далеко на родиму сторону!

Хозяйка. скрылся в облаках,

Солнышко за морем.

Ты не хвастайся пока,

Мы еще посмотрим!

Поджидай меня, мой миленький,

Только выйду из ворот,

А сейчас веселый, праздничный

Заводи-ка хоровод!

А ну-ка, девушки-подруженьки, заведем хоровод!

Все участники праздника водят хоровод. Звучит русская народная хороводная песня.

Сидит Ванечка весной

Под зеленою сосной.

В дудочку-рожок играет,

В хоровод всех приглашает.

Ладо, ладо, лели-лель!

Ладо, ладо, лели-лель!

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Эх, и тили-тилишок,

Попляши-ка, мой дружок!

Коробейник. Куда тебе, девица, со мной тягаться? Мы народ тертый. Как частушки запоем, всем плясать захочется. К тому же нас много, только кивну, ребята мне помогут.

Хозяйка. А нас еще больше! Так что справимся!

Девушки и юноши исполняют частушки.

Золоты родители,

Брат родной серебряный,

Отпустите погулять –

Сегодня день не ведренный.

Уж ты, Леша, Алексей,

Мое ты полюшко посей;

Мое ты полюшко посей,

Меня, девчонку, пожалей!

Поработаю у батюшки

Еще один годок

За суконный полушубочек,

За шелковый платок.

За какие за грехи

Нарядили в пастухи?

Господи, прости,

Как не хочется пасти.

Ведущий. Это частушки о деревенской жизни – крестьянском труде и семье. В них говорится о том, как нелегок труд простого человека от зари и до зари, как в юности лень работать и тянет погулять с подружками да друзьями, а также о взаимоотношениях «отцов и детей», о покорности родительской воле и подчинении ей.

Частушки пелись на посиделках и гуляньях.

Продолжается исполнение частушек.

Заиграла балалайка,

Закипела во мне кровь.

Я до нынешнего годика

Не знала про любовь.

Чернобровенький, молоденький,

Не стой передо мной,

Разгорится мое сердце,

Не зальешь его водой.

Я нечаянно взглянула

На тебя, мой дорогой –

Разгорелись алы щечки

У девчонки молодой.

Ведущий. Частушки, посвященные теме любви, счастливой и несчастной, замужеству и женитьбе. Девушка ждет любви, вот она уже завлекает понравившегося парня, он отвечает взаимностью или отвергает ее. В свою очередь парень ухаживает за девушкой, назначает ей свидания, сватается. Влюбленные рассказывают о своих встречах и разлуках. Частушки о замужестве и женитьбе – это прежде всего истории сватовства, между родителями и детьми, готовящимися женить или выдать замуж.

Исполняются озорные частушки.

Была кузница – сгорела,

Мельницу водой снесло.

Полюбила небольшого –

В поле снегом занесло.

На столе стоит стакан,

Под ним рыжий таракан.

Этот рыжий таракан

Ну совсем как мой Иван.

Ведущий. В озорных шуточных частушках, частушках-небылицах девушки и ребята смеются друг над другом. Над собой. Подшучивают над своими родителями.

Задушевная подруга,

Твоего я видела:

На крыльце сидит и плачет –

Курица обидела.

Как во нашей во деревне

Все избушки на боку.

Уж как наши-то ребята

Почернели с табаку.

Ведущий. У русского народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Собирался ли молодец жениться, и его свадьба, начиная от сватовства и до так называемых «отводин», когда молодые после пира спустя время навещали тестя и тещу, вся сопровождалась пением.

В семейных песнях пели о домашних неурядицах, несчастьях и редко, совсем редко, – о счастье.

Тяжкую скорбь по безвременно умиравшем близкие выражали в похоронных причитаниях. Столь же скорбными были песни о вдовьей и сиротской доле.

Как, однако, ни была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка. В песнях смеялись над незадачливыми людьми, над неумелыми работниками. Юмор шуточных песен неистощим.

Как память о прошлом старинные песни сохранили свое в современной жизни. Истинные произведения искусства переживают время первоначального создания.

Коробейник. Эх, была полным-полна коробушка,

Опустела вся сейчас!

Я на празднике зазнобушку

Повстречал на этот раз.

Хозяйка. Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час!». Наш час подошел к концу.

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Смотры худ. самодеятельности, праздники русской песни и т.п.

Веками Русь жила своим умом

И грады-сказки строила по кручам.

Особой статью, песней, ремеслом

И верою красив и славен русич.

В былинах, сказках ли богатырей

Заморским ядом только ведь и брали.

Не дай нам Бог слепых поводырей,

Да лишь бы мы незрячими не стали.

Вновь с Запада вдруг бесов нанесло,

Соблазном нас греховным подкосили.

Без праведника не стоит село!

И не подняться без него России!

Это можно поставить в начало. Возьмите двух женщин одетых в народные костюмы, если Вы уже подобрали репертуар, ищите стихи или прозу к ним. В этой теме я выкладывала книгу "О Родине, о нас и о себе"найдите ее, думаю Вы возьмете материал оттуда. Еще можно сделать выставку ваших народных умельцев и совсем немного заострить на этом внимание.

Как на ярмарке умельцев

Удивительные люди - народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, из льна и железа они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани - глядишь на них, и глаз не оторвать - до чего же хороши!

Прочные и удобные в употреблении, они вместе с тем художественны, вносят в жизнь праздник и красоту, излучают радостное тепло. Предки верили, что такие вещи не только дают радость, но и защищают от зла и служат своим хозяевам оберегами.

Ведущая. Когда мастер замышляет создание такой вещи, у него возникает ее образ, и тогда солонка видится утицей, шкатулка - теремком, глиняный горшок - чашей цветка, а сарафан - алой зарей, и рабочая сущность вещи становится одухотворенной фантазией вдохновенного мастера...

Вдохновенного мастера, а мне припомнилось:

Яркой, переливчатой,

Распахнем в Россию дверцы

Из времен несбыточных.

Земляки, красногвардейцы,

Стар и млад и молодежь,

Позабавишь свое сердце -

Радость светлую найдешь.

Подходи дивиться чуду,

Добрых рук умению.

Удивляться долго будем

Земляков творению.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»

Урмарского района Чувашской Республики

/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,

ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

СЦЕНАРИЙ

отчетного концерта

отделения струнных народных инструментов

«Очарованье струн певучих»

Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»

Михайлова Маргарита Павловна

Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары

Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Урмары - 2015

Ход мероприятия.

Зал празднично оформлен. На сцену выходят двое ведущих.

(звучит музыка)

Ведущий . Добрый вечер, дорогие друзья!

Вместе. Добрый вечер!

Ведущая . Мы рады приветствовать вас в этом замечательном зале.

Ведущий. Есть на земле одна страна, зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки?

Ведущая. Кто заставляет мир звучать, когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна, которая звенеть должна?

Ведущий . Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,

Его желание творить, и людям красоту дарить

Ведущая . Самая юная участница нашего концерта Симушкина Ульяна

исполнит русскую народную песню «Ходила младёшенька»

Ведущий . Мы учимся игре на инструментах,

И ходим на сольфеджио и хор;

На этих замечательных предметах

Росли все музыканты с давних пор.

Н.Калинин «Маленький испанец»

исп. ученица 1 класса Платонова Аня

Ведущая. В три струнки включены все состояния души

И смех, и радость, и печаль,

Лишь только медиатор струн коснётся -

На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -

Уж так природа человека создала -

Поёт от звуков домрочки душа.

В исп. ансамбля домристов Симушкиной У. и Иванова И. прозвучит латышская народная песня «Петушок»

Русская народная песня «Виноград в саду цветёт»

в том же исполнении

М.Каркасси «Пьеса» - прозвучит в исполнении ученицы

1 класса Михайловой Светланы

Ведущий. Музыка – это не только лишь звук. Музыка – это движенье.

И вылетает, как птица из рук нот беспокойных круженье.

А.Виницкий «Этюд №1» - исполнят учащиеся 1-2 класса Викторова Ю., Тимофеева Т. и Голубева М.

- «Клен ты мой опавший» - в том же исполнении

Р.Н.П. «Калинка» - прозвучит в исп. ученицы 2 класса

Никифоровой Ани

Ведущая. Стихия музыки - могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Г.Купер «Тарантелла» - прозвучит в исполнении дуэта гитаристов, учащихся 2 кл. Иванова И.и Фёдорова Ф.

Ведущая. Вальс, мазурка, полонез, полька, янка, экосез,

Знает даже иностранец. Это все конечно – ТАНЕЦ.

Ф.Янель «Юля-вальс» - прозвучит в том же исполнении

Ведущий. - «Школьный двор» - прозвучит в исполнении

Димитриевой Т. и Петровой А.

А.Виницкий «Этюд №3» - прозвучит в исполнении учащихся

2 класса Черновой О. и Тимофеевой Т.

Ведущая. Благодарны папам мы и мамам.

Нелегко бывает с нами им!

И любимым самым, лучшим самым –

Песню посвятить сейчас хотим.

- «Песня про маму» - исполнят Иванов И. и Фёдоров Ф.

Ведущий. Прекрасной музыки звучанье поможет нам в печальный час.

В минуты страха и отчаянья она, как друг, поддержит нас.

Когда от счастья мир закружится, и ноги пустятся вдруг в пляс,

Мы сердцем обратимся к музыке.

Ф.Карулли «Пьеса» - прозвучит в исполнении

дуэта гитаристов Никитиной А. и Жук Е.

Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка»

в том же исполнении

Ведущая. Сегодня праздник – день талантов –

Чтецов, поэтов, музыкантов,

И в этот светлый день для вас

Звучит прекрасный «Русский вальс»!

А.Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля» прозвучит в исполнении ученика 2 класса Иванова Игоря

Ведущая. Хочу, чтоб музыка звучала из-под любимых, ладных рук,

И лился чистый сочный звук.

Душа в восторге ликовала: ведь музыкальный инструмент -

Души лишь аккомпанемент.

Ф.Шуберт «Серенада» - прозвучит в исполнении

трио гитаристов

Ф.Лей «История любви» - в том же исполнении

Ведущий. Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поет…

Но волшебные звуки мелодий

Композитор для нас создает.

Песня на слова и музыку Николаевой Алены

«Ярких красок акварель» прозвучит в исполнении автора

Ведущая. Музыка громче и громче звучит.

Утро рождения в сердце звучит.

Звезды удачи, волнений любви

Ты, музыкант, поскорее лови!

Как хорошо подпевает гитара!

Ах, сколько в песне и солнца, и жара!

Несколько строк посвящаем тебе,

Тысячи струн и веселья в судьбе!

- «Pink Perfect» - исполняет ансамбль гитаристов

Ведущий. В школе у нас есть не только поэты,

Которые пишут ночами сонеты,

Но есть композиторы тоже свои,

исп. КузнецоваН., Степанова Н. и Иванова А.

Ведущая. День встретишь веселою песней,

И вечером песню споешь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош!

- «Суркунне» - исполняет ученица 2 кл. Иванова Настя

Ведущий. Союз прекрасный – музыка и дети!

Которых нет чудеснее на свете,

И видеть благодарные глаза.

О.Митяев «Фестивальная» - исп. ансамбль учащихся отделения струнных народных инструментов

Ведущая. Проходят годы, словно сны,

Как запятые в жизненном писании.

И вновь вперёд, к дыханию весны,

К вершинам творческих стремлений и познаний.

Ведущий. Что ж, пусть нелёгок путь и где-то каменист,

Но, подводя итог прошедших буден,

Мы, словно, начинаем новый лист,

Как новый день, который, завтра будет.

Ведущая. Наш концерт окончен.

Ведущий. Но мы всегда рады видеть вас, дорогие друзья,

в стенах нашей родной школы.

Ведущая. Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Говорим всем: «До свиданья!

Вместе. До счастливых новых встреч!»

Русский сувенир
Концерт учащихся отдела народных инструментов


Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар. (сл. О. Чуриловой)

Здравствуйте, дорогие любители русской инструментальной музыки. Мы рады вас видеть на традиционном концерте учащихся отделения народных инструментов «Русский сувенир».
Надеемся, что исполнение юных музыкантов никого не оставит равнодушным. И я приглашаю на сцену самого юного участника..., в исполнении которого прозвучит р.н.п. «Теремок».

Русский народ всегда отличало гостеприимство и хлебосольность, и для вас звучит пьеса А. Филиппенко «Пирожки» .

Помимо профессиональной, авторской музыки, существует, как нам известно, народное искусство. Искусство безымянных авторов. Из всех видов народного музыкального творчества самым любимым, бесспорно, является песня. Как говорил в свое время русский композитор 19 века П.И. Чайковский: «Русская народная песня – есть драгоценнейший образец народного творчества». Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности».
Песня сопровождала русского человека всю жизнь: она была рядом в труде, и в борьбе с жизненными трудностями. Русские песни поражают своей мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств, игривостью…

Р.н.п. «Уж ты, сад. Утушка луговая» в обр. Н. Любимовой

«Наурская лезгинка»

Эх, растяни гармошку, запевай-ка друг,
Выйдем за околицу, на зеленый луг,
Как в былые времена гуляет весь народ,
А девицы-красавицы водят хоровод.

Р.н.п. «Коробейники»

Безусловно, русская народная музыка, стала не только вдохновляющим началом для творчества композиторов 19 – 20 веков, но и сама обрела новое звучание.

«Вальс – мюзет» З.Бетман
В. Ерзунов. Лето в саду «Эрмитаж»
Д. Львов – Компанеец «Мамин вальс»

Подобно тому, как А. Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, М. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Музыка Глинки пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием и ясностью выражения. Народ стал главным героем его творчества, а народная песня – основой его музыки.

М. Глинка «Жаворонок»

Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи… нас всех объединяет великое чудо – любовь к народной песне.

Р.н.п. «Во лузях» в обр. Т. Грачевой

Удивительная судьба была уготована многим романсам и авторским песням. Родившись в недрах народной музыки и воплотив в себе её лучшие черты, некоторые из них стали поистине народными. Так произошло и с романсами В. Липатова на стихи М. Лермонтова. Народ бережно сохранил и поет замечательные песни эти, не зная, порой, имени одного из их авторов. А ведь долгую, завидную жизнь обеспечили им не только проникновенные стихи, но и музыка, достойная есенинского гения.

Муз. В. Липатова, обр. В. Фетисова «Клён ты мой, опавший»

В. Липатов «Письмо к матери»

Романс. Метель. И пела скрипка
о нежной повести души,
скрипела на ветру калитка,
свирели пели средь тиши.
Вздыхал рояль, виолончели
взлетали в снег, порхал гобой,
мы, слушая, душою пели,
метель играла в нас с тобой.
Пройдут века, года, но время,
Не постареет, не пройдет,
"Романс" из пушкинской "Метели"
Оркестром сердца вдруг споет. (Улекса фон Лу)

Цвелих Рэм. - Г. Свиридов. Романс из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть,
И по - дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.

И.Дунаевский «Стрелки» из к/ф «Веселые ребята».

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает,
Что хочет. (Леонид Яковлев)

Встречайте - оркестр русских народных инструментов!

К. Молчанов. Вальс из к/ф «Сергей Есенин».
П. Куликов. Фантазия на тему р.н.п. «Липа вековая».
р.н.п. в обр. А. Зверева «Как при лужку»

Вот и закончился наш концерт. Но добро, которое мы несем в своих душах и дарим друг другу, будет жить вечно.

Желаем вам счастья, здоровья, добра.
А вашему дому – любви и тепла!

Сулим С.Л., 2013 г.,
г. Мончегорск, Мурманская обл.