Кубизм - это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре

Самые необычные здания в ряде городов мира связаны и с архитектурой кубизма. Кубизм в архитектуре известен менее, чем в живописи и декоративно-прикладном искусстве, но дома, созданные в этом стиле – одни из самых запоминающихся в мире.

В Праге и Роттердаме в 20 веке были возведены здания, создатели которых смогли по-своему реализовать в архитектуре одно из самых неоднозначных течений в искусстве модерна – кубизм. В Праге в среде молодых чешских архитекторов формируется направление, которое получило название «чешский кубизм» . Представителем этого направления был Павел Янак (1882 - 1956), сформулировавший теоретические аспекты чешского кубизма. Йозеф Гочар (1880 - 1945) – самый известный чешский архитектор 20 века, которому, как утверждают, удалось реализовать то, что задумал Павел Янак. Владислава Гофмана (1884 – 1964) называют Леонардо да Винчи чешского авангарда. За его плечами – архитектура в кубистическом стиле и реализация этого стиля в разных сферах декоративно-прикладного искусства.

Кубизм как нигде в мире нашел своё место именно в Праге, поскольку его истоки уходят не только в абстрактные геометрические построения, но и в готическую архитектуру, столь характерную для Праги. Готические приемы в архитектуре и её выразительность стали для Павла Янака основополагающими принципами, которые повлияли на формирование его теории кубистической архитектуры. Классическим примером «чистого кубизма» в Праге является Дом у черной Божьей матери (арх. Йозеф Гочар, 1911 – 1912). Это сегодня облик здания может показаться довольно прозаичным и ничем особо не выдающимся, но для начала 20 века этот дом был очень необычным и даже вызывающим.

Уже в 20-х гг. 20 века чистый кубизм в Праге исчерпывает себя. Чешский кубизм эволюционирует в «рондокубизм» или народный стиль, чешское арт-деко или народный декоративизм (с названием стиля исследователи не могут определиться). Классическими примерами этого стиля являются очень красивые и необычные здания, которые можно увидеть только в Праге. Это здание Легиобанка (арх. Йозеф Гочар, 1921 – 1923) и Дворец Адрия (арх. Павел Янак, 1922 – 1925) . Здания в стиле рондокубизма можно встретить во всех уголках Праги. Архитекторы вводят в архитектуру домов элементы, которые заставляют вспомнить общие для всех славян срубные дома. Стилизованные бруски, треугольники, полукруги и круги появляются на фасадах этих своеобразных «народных» зданий – торговых и доходных домов, загородных вилл, театров, банков.

В авангардном искусстве одним из главных художественных течений начала ХХ века является кубизм (от фр. «cube» - куб). Данное направление в искусстве подразумевает использование подчеркнуто геометрических форм для изображения реальных предметов и объектов. Это примитивное искусство, воспринимающие окружающий его мир посредством геометрических форм, и стремящееся «раздробить» его на отдельные стереометрические элементы.

Как новое течение в живописи кубизм возник в 1905-1907 годах и его появление связано с именами таких французских художников как Пабло Пикассо и Жорж Брак, именно они являются основателями кубизма и его наиболее известными представителями. Термин «кубизм» появился на свет после реакции Жоржа Брака на критическую статью художественного критика Луи Вокселя, который назвал серию картин художника «кубическими причудами».

Кубизм в живописи

(Paul Cezanne "La Montagne Sainte Victoire Cezanne" )

Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).

(Пабло Пикассо "Хлеб и фруктовые блюда на столе" )

Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.

(Пабло Пикассо "Девочка на шаре" )

Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:

  • Сезанновская . Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
  • Аналитическая . Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
  • Синтетическая . Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.

(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин", картина в сочетании с импрессионизмом )

Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».

Кубизм в архитектуре

Первые сооружения архитекторов-кубистов были построены в первую очередь не в Париже (там в 1912 году на одной из выставок тоже демонстрировался макет дома, выполненного в данном стиле), а в Праге, столице Чехии, которая стала в начале ХХ века одним из крупнейших центров популяризации кубизма. Здесь можно найти работы таких выдающихся архитекторов-кубистов как Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек, Йосеф Хохол.

(Дома-кубы архитектора Пита Блома )

Наиболее выдающиеся здания в стиле кубизм находятся в Роттердаме (Нидерланды), здесь в 80-х годах по проекту архитектора Пита Блома был построен целый жилой комплекс, состоящий из домиков-кубов, их главная отличительная особенность - все стены (кроме находящихся посередине) расположены под углом. Дома имеют три этажа, первый - комната для приема гостей и кухня, второй - спальня и ванная комната, на третьем (сверху стеклянная крыша) обычно размещаю оранжерею, детскую комнату или кабинет.

Парижская выставка 1925 года и европейское декоративное искусство

4.2 Чешский кубизм

Другое направление, также затрагивавшее темы, позднее использованные в Art Deco - это кубизм, ненадолго расцветший в Чехии. В отличие от кубистической живописи Пикассо и Брака, чешский кубизм - направление в декоративном искусстве и архитектуре. В этом смысле чешские мастера несколько опередили парижских дизайнеров, также использовавших идеи кубизма в предметах и зданиях.

Перед Первой мировой войной Прага все еще оставалась частью Австро-Венгерской империи, и поэтому именно «Венские мастерские» послужили образцом для дизайнеров Йозефа Гочара и Властислава Хофмана, обратившихся к кубизму. В 1912 году были основаны «Пражские художественные мастерские» с участием Павла Янака. Вся чешская мебель кубизма, сохранившаяся до нашего времени была изготовлена в этих мастерских, а с учетом новаторских зданий, возведенных в Праге, чешский кубизм представляет собой важный эпизод в развитии европейского декоративного искусства. Чешские кубисты осознавали себя представителями самостоятельного художественного направления, и свои проекты обосновывали теоретически. В этих манифестах можно проследить, как взаимодействуют между собой темы современности и декоративизма. Властислав Хофман написал в 1913 году: «В наше время простой натурализм уже не может увлечь новый мир чувств, сегодня нам нужна освобожденная форма. В противоположность растительным формам сецессиона, сегодняшний мир чувств находит свое выражение в облике машины, в четком пуризме ее формы». Эти слова предвосхищают взгляды Ле Корбюзье.

Вместе с тем такую торжественную декларацию современности следует рассматривать в определенном контексте. В противоположность машинной эстетики пионеров модернизма межвоенных годов, внешний вид механизмов в 1913 году не исключал идеи декора. И хотя чешские кубисты не слишком много внимания уделяли внешнему декорированию зданий, мебели и изделий из керамики, формы предметов были декоративны сами по себе - диковинные очертания и зазубренные края едва ли не исключали их функционального назначения. Существует мнение, что чешские кубисты столь охотно склонились к прикладному искусству потому, что требования практического строительства были неоднозначны. В 1909 году Павел Янак так сформулировал взгляд на современный декор:

«Чтобы строить хорошо, нужно сначала осознать, в чем состоит элементарная утилитарность здания, а затем перейти к дизайну его конструкции. Но архитектура требует большего, архитектура - это искусство. Современная архитектура не сводится к чистой пользе, к материалу и конструкции, но идет дальше, создавая абстрактные формы».

После войны, когда Австро-Венгерская империя распалась, на выставке 1925 года пресса расхваливала павильон недавно образовавшейся Чехословакии, построенный по проекту Гочара. Говорили, что его «ни в коем случае нельзя назвать провинциальным», поскольку он был «безоговорочно современным в полном смысле этого слова». Как и во многих других национальных павильонах, современность чехословацкого павильона была несколько приглушена попыткой выразить идеализированную национальную идентичность. Тем не менее, чешское декоративное искусство следует поставить в один ряд с французским, голландским, австрийским и бельгийским, так как «в старании создать современный стиль, содержащий в себе как можно больше новизны, оно чуть ли не вымело из павильона все традиционные стили».

– у вас была возможность познакомиться в предыдущих разделах. В третий раз чешская архитектура возвысилась над архитектурой европейской в первые четыре десятилетия двадцатого века – в период господства модерна, кубизма, пуризма и функционализма.

На фасаде банка Чехословацкого легиона расположена скульптурная группа «Адрия» («Мореплавание») скульптора Яна Штурсы. Подробности ее возникновения покрыты тайной, поэтому неизвестно и точное название. Это самая большая скульптура в мире, выполненная методом гальванопластики.

Творческая волна, прежде всего, захватила Прагу , ставшую в 1918 году столицей молодой Чехословацкой Республики. Разумеется, ценные архитектурные образцы создавались в то время и в других городах Чехии и Моравии , таких как Брно , чья межвоенная функционалистская архитектура может сравниться с пражской, франкфуртской и роттердамской, Градец Кралове – плод совместного творчества архитекторов Котеры, Гочара и тогдашнего мэра города Франтишека Ульриха, и Злин, куда в 1930-е годы приезжал для выполнения заказов сам Ле Корбюзье.

В последней трети XIX века произошло быстрое умножение типов зданий. К этому периоду относится появление пассажей, универсальных магазинов , банковских зданий, многоэтажных доходных домов, вокзалов, а также построек совершенно нового типа, возникших вследствие промышленного переворота. После волны национального возрождения, в период господства историзма, в архитектуре появляются новые импульсы, во многом благодаря промышленно-экономическому и социально-политическому развитию общества.

Начальным этапом архитектуры ХХ столетия в Чехии явился стиль модерн, выделявшийся яркой антиэклектической направленностью и ставший первым после классицизма стилем, получившим такой размах в архитектуре Европы и претендовавшим на формирование принципиально новых художественных идеалов и концепций.

Памятник Яну Гусу – яркий пример пражской сецессии - открыт в 1915 году. Магистра окружают фигуры, воплощающие разные эмоции. «Бегство» изображает покорность, «Медитация» и «Концентрация» - с закрытыми глазами и с вытаращенными, «Отказ» выражает горечь из-за неисполненной мечты.

Параллельно с чешской сецессией и модерном в других европейских странах возникали аналогичные направления, имеющие свои специфические черты:
в Англии – Arts and Crafts, позднее – Modern Style
в Германии – Jugendstil
во Франции – L’Art Nouveau
в Австрии – Secession
в России – стиль Модерн со своими разновидностями (например, в Петербурге – северный модерн)

Такая интернационализация стиля была связана, прежде всего, с космополитическим характером культуры рубежа XIX-ХХ веков и общей социальной и духовной ситуацией конца XIX века.

В 1910-е годы чешские архитекторы входят в непосредственный контакт с европейским авангардом. Как результат, новаторские тенденции проникают в архитектуру. Архитектура чешского кубизма явилась, пожалуй, единственным проявлением того, как это художественное направление оказало непосредственное влияние на архитектуру предвоенных лет, тем самым, став локальным явлением европейского масштаба. Кубистическая архитектура развивалась, главным образом, в течение четырех лет, с 1910 по 1914 годы. В ходе эволюции данного направления, историки искусства подразделяют его на два этапа – собственно кубизм и дужковый декоративизм, или рондокубизм (франц. rond – круглый). Причем, в отношении второй стадии существует ряд разногласий. Одни исследователи представляют его как идейную противоположность собственно кубизму, другие – как новую ступень развития кубизма. Необходимо все же отметить, что в послевоенные годы стиль развивался под влиянием новой волны неоклассицизма в европейском искусстве и активно развивавшейся модной стилистики ар-деко.

С радикальными переменами, внесенными во все сферы жизни общества политическими событиями 1920-х годов, в архитектурной мысли появляются такие направления как конструктивизм и функционализм, ставившие себе целью не только отразить произошедшие перемены посредством архитектурной формы, но радикальным образом изменить облик городов, и тем самым внести изменения в саму организацию жизни и общества. Главной идеей этих направлений становится, прежде всего, целесообразность постройки, ее соответствие выполняемым ею функциям. Поэтому характерными элементами становятся голые фасады, лишенные «избыточного» декоративизма, ленточные окна, целесообразное пространственное расположение.

Пражская сецессия

Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.

Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.

Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

В Праге выразителем переходного периода от историзма к сецессии явился архитектор Б.Охманн, а рождение чешской сецессии связывают с именем «отца современной архитектуры» Яном Котерой. Котера был учеником Отто Вагнера, профессора Венской академии искусств, возглавлявшим австрийских архитекторов. Сецессия великолепно вписалась в традиции национальной художественной культуры Чехии.

После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги , сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы , придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.

В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля - неоренессанс, неоготика или необарокко - дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.

В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.

Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.

Чешский кубизм

Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге , когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.

Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.

В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого - в комплексном охвате всех сфер искусства.

Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.

Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.

Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.


Прага - это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё - от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».


«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время отдельные чешские архитекторы пытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак / Pavel Janák (1882-1956), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.


В период с 1910 по 1925 гг. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.


К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.


Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.


Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.


Дом «У черной мадонны» / U Černé Matky Bożi (Ovocný Trh 19/569)


Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.


Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный». Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.


Сейчас в доме расположен Музей кубизма.









Дом “Diamant” (Spálená 4/82)


Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).










Верхний этаж здания украшен скульптурами.






Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.




Уличный фонарь (Jungmannovo náměsti)




Двойная вилла (Tychonova, дом № 4-6/268, 269)


Построена в 1912-13 г.г., архитектор Josef Gočar. Левая часть дома перестроена, вернее, обезличена, а правая – сохранила кубистическое оформление фасада.










Представителем «радикального» кубизма был архитектор Josef Chochol (1880-1956), ученик Отто Вагнера, построивший несколько оригинальных зданий в пражском районе Вышеград.


Вилла Kovařovič (Libušina 3/49)


Построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol). Уличный фасад плоский с кубистично оформленными окнами и входом.









Садовый фасад напоминает кристалл.





В стиле кубизма выполнены стена и решетка садовой ограды, лестница и общее оформление сада.





Ансамбль из трех домов (Rašinovo nábřeżi 6-10/42,47,71)


Группа из трех домов построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol).









Тимпан среднего дома украшен рельефом со сценами из чешской мифологии.





Главные фасады и входы боковых зданий расположены по торцам комплекса. Эти фасады украшены эркерами со сложными оконными переплетами.





Доходный дом (Neklanova 30/98)


Дом построен в 1913-1914 г.г. (арх. Josef Chochol). Знаменитая постройка архитектора занимает неудобный остроугольный участок на косогоре. Острый угол здания оформлен восьмигранной колонной, поддерживающей похожий на зонтик карниз.


Оба фасада здания хорошо просматриваются с угла, давая возможность охватить взглядом всю постройку целиком.











Доходный дом (Neklanova 2/56)


Здание построено в 1913 г. (арх. Antonin Belada), видимо, под влиянием работ J. Chochol. Очень интересен тяжелый выступающий карниз.









Жилой дом (Vratislavova 24/20)


Здесь же на Вышеграде по соседству с яркими кубистическими творениями J. Chochol находится дом, который, строго говоря, нельзя отнести к чистому кубизму. Но мы все-таки обратим внимание читателей на кубистические элементы оформления его фасада.









После окончания Первой мировой войны и образования независимой республики чешские архитекторы занялись поисками национального стиля. В результате вышло нечто среднее между чешским кубизмом и западноевропейским ар-деко. Острые грани элементов фасадов сменились пышными орнаментами, состоящими из кругов, цилиндров, сегментов. Это направление позднего кубизма получило название «рондокубизм».


«Дом товарищества учителей» (Elišky Krásnohorské 10-14/123, 1021, 1037)


Блок из трех домов построен в 1919-1921 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Формы здания – кубистические, но мягкое цветовое решение фасада уже ближе к рондокубизму (кубистическая архитектурная композиция обычно однотонная). Замечательны элементы оформления: оконные рамы, входы в подъезды. Высокая тяжелая черепичная крыша усиливает ощущение легкости и хрупкости фасада.


В средней части здания находятся 2-х комнатные квартиры, в боковых частях – 3-х комнатные.















Adria (Jungmannova 31/36)


Здание итальянской страховой компании “Riunione Adriatica di Sicurita” построено в 1922-25 г.г. (арх. Pavel Janák (1882-1956) и Josef Zasche).


Дом с двумя угловыми башенками напоминает северо-итальянский ренессансный дворец.


Оба фасада богато украшены геометрическим орнаментом и скульптурой (авторы - Jan Štursa, Otto Gutfreund). Между башнями – скульптура, изображающая аллегорию мореходства и мореплавания.














Legio-Bank (Na Pořiči 24/1046)


Банк легионеров построен в 1921-23 г.г. (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Фасад здания выполнен в красно-белых национальных цветах. Первые два этажа украшают четыре колонны и горельефы, посвященные чешским легионерам (автор - Jan Štursa). Барельеф, протянувшийся вдоль всего фасада над вторым этажом, повествует о возвращении легионеров на родину (автор - Otto Gutfreund).


Основными элементами оформления и фасада, и интерьера являются круги, цилиндры и сегменты. Даже окна здания не плоские.












В банке потрясающий операционный зал со стеклянным потолком. Конструкция зала очень напоминает операционный зал в здании Sparkasse Отто Вагнера в Вене. Правда, отделка вагнеровского зала элегантна и лаконична, а пражский зал напоминает роскошный павлиний хвост (фото из книги об архитектуре Праги, снимать в зале запрещено).




Доходный дом (Kamenická 35/811)


Здание с темным и пластичным загадочным фасадом построено в 1923-24 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Первый этаж украшают колонны с коническими пилястрами, и кажется, что они с большим трудом удерживают на себе вес фасада.






Доходный дом (Čechova 29/587)


Дом построен в 1923-24 г.г. (арх. Kamil Rošrot (1882-1945)).


Строгий фасад без каких-либо украшений просто поделен на прямоугольники. Это уже грань позднего кубизма и входящего в моду пуризма.


Первоначально квартиры 2-го и 3-го этажей были двухэтажными. В 30-е годы они были переделаны, и тогда же был изменен размер окон, выходящих на улицу. До 1935 г. в этом доме жил архитектор Josef Gočár, автор домов, о которых мы говорили выше.





Во второй половине 1920-х годов с появлением новых тенденций в архитектуре чешский кубизм, так и не ставший широко распространенным явлением, сошел на нет.