Факультативные занятия по литературе. Рабочая программа факультативного курса по литературе «Творческая работа выпускника»

Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

4. Лес в изображении русских художников.

5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

9. С Пушкиным по следам Пугачева.

10. Лермонтовский Кавказ.

12. Провинциальный город в изображении русских художников.

13. Чеховский Таганрог.

14. Горький в Нижнем Новгороде.

15. Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Пояснительная записка .

В связи с тем, что современное общество нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, а предметы гуманитарного цикла позволяют личности развиваться, является необходимостью всестороннее изучение литературы, итогом которого в 11 классе станет единый государственный экзамен.

Цель данного курса

Осуществить комплексную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи курса

Курс имеет практическую направленность, поскольку основное время отдается работе с контрольно-измерительными материалами.

За основу курса взяты кодификатор и спецификация по литературе 2010 года.

Курс предполагает работу в 10-11 классе и рассчитан на 72 часа, однако может быть предложен только 11 классу и сжат до 36 часов.

Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускником ЕГЭ по литературе.

В процессе обучения учащиеся приобретут следующие знания и навыки :

  • восприятие и анализ художественного текста в его жанрово-родовой специфике;
  • выделение смысловых частей художественного текста;
  • выделение и формулирование темы идеи проблемы произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Художественная литература как искусство слова.

Дать определение литературе.

Устное народное творчество и литература.

Жанры устного народного творчества.

Художественный образ. Художественное время и пространство .

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

Литературные роды.

Эпос, лирика, драма.

Жанры литературы.

Роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Песня.

Терминология

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет, пейзаж. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя.

Диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм .

Народность. Историзм.

Трагическое и комическое .

Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Проза и поэзия.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Литературная критика.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана».

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк»,

«Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

«Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков

Из литературы конца XIX – начала XX веков

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» Роман «Мастер и Маргарита»

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…»,

«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,

«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»

А.П. Платонов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века. Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов.

Поэзия второй половины XX века. Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин

Тематическое планирование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки

Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс

«школа-гимназия» №3

Красноперекопского городского совета

Республика Крым

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор КУВК№3

(34 часа,1 час в неделю)

Составитель УЛИЦКАЯ НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА,

учитель высшей квалификационной категории

Программа разработана на основе Программы элективных курсов. Литература.классы. – М.: Дрофа,2009

г. Красноперекопск,2014

Пояснительная записка

Программа факультатива «Литературное слово» предназначена для обучения учащихся 10,11-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа факультатива ключает в себя:

· требования к уровню освоения содержания курса;

· формы контроля по освоению факультативного курса;

· учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя);

· алгоритм анализа поэтического текста (лексико-семантический; лингвостилистический; анализ стихотворения в контексте творчества автора, в контексте национального литературного процесса, в контексте мирового литературного процесса).

Цель факультатива:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи факультатива:

· формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

· формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

· развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

· развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

· формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

· развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

· развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультатив «Литературное слово» посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому чтению и письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Факультатив ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полно интерпретировать художественный текст и поддерживать их интерес к этому виду деятельности . Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультатив будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе.

Предполагаемые результаты обучения : факультатив закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками :

1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

4. При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом , комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Формы работы

На занятиях данного факультатива предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие. Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый учащийся может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала. Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Календарно – тематическое планирование

Факультатив «Литературное слово»

(34 часа,1 час в неделю)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

Прим.

Художественное произведение - особый, законченный мир

Лекция

Интерпретация текста. Восприятие, толкование, оценка.

Алгоритм анализа поэтического текста.

Лексико-семантический анализ.

Лингвостилистический анализ.

Анализ стихотворения в контексте

· национального литературного процесса;

· мирового литературного процесса.

Лекция

Семинар-практикум

Ключевые образы стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов.

Лексические цепочки. Ассоциативные ряды.

Погружение в текст

Словесное рисование

Творческое письмо

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

Стилистические и риторические фигуры речи.

Лекция с элементами практикума

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста.

Семинар-практикум

Роль метафоры в создании многозначной образной системы поэтического текста.

Семинар-практикум

Учимся видеть сравнения.

Способы выражения сравнения.

Диалог с текстом

Олицетворения.

Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками)

Творческая мастерская

Творческое письмо

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации.

Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

Творческая работа "Звуковые узоры" (анализ художественных произведений с точки зрения фоносемантики, рифмы, размера).

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Творческое письмо

Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

Цветовой эксперимент
Погружение в текст

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха.

Дискуссия

Особенности художественного мира поэта.

Диалог с текстом
(урок-размышление)

Творческая мастерская.

Зачет.

Защита проекта.

Защита проекта.

Зачётная (письменная) работа

Творческий или исследователь-ский проект

Анализ работы факультатива

за уч. год

Итоговое занятие

Формы контроля по освоению факультатива

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

· текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

· промежуточный (проводится в форме лабораторной или творческой работы);

· итоговый (проводится в форме зачетной письменной работы или защиты проекта.

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

1. Дата написания стихотворения.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание.

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

9. Преобладание личных и общественных интонаций.

10. Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

1. по сходству;

2. по контрасту;

3. по смежности;

4. по ассоциации;

5. по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория , символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

1. тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

2. стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Учебно-методическое обеспечение факультатива

Литература для учащихся

1. , Хренова, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс . - М.: Просвещение, 1995.

2. , и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

3. Коровина, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса . - М.: Просвещение, 1996.

4. Пахнова к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

6. Шапиро понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

1. Альбеткова художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. .- М.: Просвещение, 1987.

4. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Каганович подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

6. Перепелкина над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

7. Шафранская со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.

Программа факультативного курса по литературе (7 класс)

1. Пояснительная записка

На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса Час чтения «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 35 часов.

Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.

Так, например, учащиеся 7 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития восьмиклассников, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства.
В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам. Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 7 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям семиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.
Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.

2. Цели и задачи курса.


Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся :
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.


Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.

Поэтому развивающими задачами будут:
формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя;
освоение законов эстетического постижения эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если:
пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении;
гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.


3. Содержание курса.


Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.


4. Межпредметные связи.


На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.

Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.

Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение.
5. Система творческих заданий.


Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.

Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов.
Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».

6 . Содержание программы

Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы»

Теория литературы Понятие о современной литературе.

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго» .(2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго…

Теория литературы Повесть.

А. Грин. «Алые паруса».(2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним.

Теория литературы Феерия.

В. Каверин. «Два капитана».(3ч.) «Два капитана» - роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории.
Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.

Теория литературы Роман.

А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.

Теория литературы Герой и время в литературном произведении.

В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.

Теория литературы

А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить... У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету - единственную внучку бывшей учительницы.

Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.

.(2ч.) Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.

Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.

В. П. Астафьев. «Последний поклон» (рассказы по выбору) (2ч.) « Последний поклон " В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве.

В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни .

Ю. Поляков. «Сто дней до приказа» (3ч.) Когда повесть " Сто дней до приказа " была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.

А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.

Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.

В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.

Теория литературы Уроки доброты.

Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.) Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву.
Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол.

Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…

А. П (1ч.) В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец». Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу

Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.

7. Учебно – тематический план

Тематический блок

Количество часов

Из них:

Всего

Теория

Практика

Проект

Введение

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

В. П. Астафьева «Людочка»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Владимир Железняков «Чучело»

Ю. Нагибин «Беглец»

А. П

Итого

35

19

14

2

Литература.

Для учителя:

    Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

    Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.

    Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

    Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.

    Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.

    Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.

    Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1

    Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.

    Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.

    Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000

    Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995.

    Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996

    Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

    Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987

    Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.

    Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.

    Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.

Для учащихся:

    Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

    Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.

    Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).

Интернет – ресурсы

    Википедия

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Про Школу ру - бесплатный школьный портал

Приложение 1

«Мой читательский дневник»

Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:

    На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.

    На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.

    Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника записываются:

    Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.

    Сюжет произведения.

    Любимый эпизод.

    Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

Приложение 2.

АНКЕТА

Юный читатель!

Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.

1. Представься, пожалуйста:

Ф.И.О._________________________________________________________

Возраст__________

2. Читаешь ли ты художественную литературу?

Да

Нет

3. Если да, то как часто:

Каждый день

Раз в неделю

На каникулах

4. Какие литературные жанры тебя привлекают (можно отметить несколько):

Классика

Фантастика

Романы о любви

Исторические романы

Детективы, боевики

Приключения

Фэнтези

Мистика

Триллеры и ужастики

Сказки

Народный эпос

Басни

Драматургия

Поэзия

Другое____________________________________________________________

6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________

7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)

В библиотеке гимназии

В личной библиотеке

У друзей или знакомых

Другое__________________________________________________________

8. Обсуждаешь ли ты прочитанное с другими?

Да

Нет

9. Кто обычно советует тебе прочитать ту или иную книгу?__________________________________________________________________________

10. Хотел (а) бы ты узнавать от учителя или библиотекаря о самых интересных книгах?

Да

Нет

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Теория литературы

Виды деятельности

Дата

Методы

По плану

По факту

Введение


Понятие о современной литературе

Беседа

Участие в диалоге


Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»

Развитие понятия о повести

Познавательная беседа

Практикум

Практическая работа. Отзыв на экранизацию

А. Грин «Алые паруса»

Понятие о феерии

Беседа.

Практикум

Письмо литературному герою

В. Каверин «Два капитана»

Понятие о романе

Дебаты

Практикум


Отзыв о романе

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герой и время в литературном произведении

Беседа

Практикум

Посещение соц. приюта

Сочинение «В чём смысл жизни человека?»

В. Тендряков «Весенние перевертыши»

Практикум

Рецензия на повесть

А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Развитие конфликта в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Сочинение «История жизни, рассказанная внукам»

Сбор информации, составление презентации

Сюжет и характер в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»

В. П. Астафьев «Последний поклон» (рассказы по выбору)

Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева

Практикум

Сбор информации о ближайших родственниках, Проект «Моя родословная»

Сочинение «Моя родословная».

В. П. Астафьев «Людочка»

Жизненный материал и художественный

Практикум

Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).

Ю. Поляков «Сто дней до приказа»

Беседа

Практикум

Сочинение «Как должен поступать гражданин?»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Проблема взаимоотношений родителей и детей

Беседа

Практикум

Сочинение - миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня.

Владимир Железняков
«Чучело»

Уроки жизни, уроки доброты…

Обсуждение фильма

Практикум.

Отзыв на экранизацию

Ю. Нагибин «Беглец»

Этическая беседа

Дебаты

Сочинение «Моя мечта»

Беседа,

Практикум

Отзыв на рассказ


Заключительная игра-викторина

Интеллектуальная игра

Участие в викторине