Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова». Проект (подготовительная группа) на тему: Проект в подготовительной группе: "Сказы П

Ольга Антропова

Актуальность проекта : Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата . На весь мир славится своими камнями : малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми : углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» .

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 20» , с. Троицкое.

Адрес : Свердловская область, Богдановичский район, с. Троицкое, ул. Ленина, дом 143.

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2016 году исполнится 136 года;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к его сказкам ;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» , с. Троицкое

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Сказы Бажова » ;

Создание альбома «Сказы Бажова » ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Оформление группы по сказке «Серебряное копытце» ;

У детей развиваются коммуникативные навыки;

Развивается творческое мышление и воображение;

Развиваются навыки самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая) .

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, телевизор; компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности; коллекция камней и минералов.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети. Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения об Уральских писателей)

Пополнить библиотеку группы книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. Воспитатели, родители 1-я неделя

4 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

6 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

7 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

8 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет; отгадывание кроссворда по сказу Бажова «Серебряное копытце» Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

9 Знакомство с творчеством писателя. Виртуальная экскурсия в дом-музей Павла Бажова . Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

10 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

11 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Хозяйка медной горы» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Просмотр видеофильма «Серебряное копытце» Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

лепка «Олененок» ,

рисование иллюстраций к сказам «Серебряное копытце» ; рисование «Служки-подружки Хозяйки Медной горы» . Учить отображать свои впечатления в рисунках. Воспитатели 3-я неделя

16 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

17 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

18 Развлечение по мотивам сказов П . Бажова «Малахитовая елочка в гостях у Хозяйки Медной горы»

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.



Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Лямина Светлана Сергеевна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2015 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

    формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

    познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

    создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

    развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

    формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : февраль, март.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

- обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
-
Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Совместное художественное творчество по сказам Бажова

Поделки к сказке «Серебряное копытце»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

(совместное творчество)

Пословицы и поговорки о Родине.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Кто за Родину горой, тот и герой.

    В каком народе живёшь, того обычая держись.

    Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

    Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Пословицы и поговорки о труде.

    Без труда и отдых не сладок.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Всякое уменье трудом дается.

    Где хотенье, там и уменье.

    Дела словами не заменишь.

    Делу - время, потехе - час.

    Каков мастер, такова и работа.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Копнешь, так и найдешь.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

Конспект итогового занятия

по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»

Возраст детей : 5-6 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность, активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительно рассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

Ход занятия.

В группе оформлены выставки: книжная(со сказами писателя), творческая(с детскими рисунками и поделками по сказам).

(1 слайд- тема занятия)

Ребята, сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мы постараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этом замечательном человеке, о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вами знаем, что Павел Петрович родился на Урале.

(2-3 слайды- фото Урала)

Сейчас давайте послушаем стихотворения о земле писателя.(Дети рассказывают стихотворения)

1.То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне - цветы цветут...

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

(4 слайд- заставка)

    Девочки танцуют хороводный танец с платочками (под русскую народную песню « Ходила младешенька по борочку»(-)

- Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами. Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят - изумруд да малахит, озёра - горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

(5 слайд)

А кто, ребята, помнит, в каком городе родился писатель?(В Сысерти)

(6 слайд) Воспитатель читает стихотворение, написанное на слайде.

(7 слайд)

Давайте еще раз заглянем в комнату писателя.

Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» - «Малахитовая шкатулка» (Воспитатель показывает книгу). Павел Бажов говорил, что в основе его сказов -«быль с элементами сказочного».

Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ от сказки?(Сказка - это вымысел, а сказ - это описание реальных событий, но с элементами фантастики.)

Правильно! Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов - крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

(8 слайд)

Сейчас я предлагаю ответить на загадки из малахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

(9 слайд)

О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(10 слайд- заставка)

    Проводится игра «Шел козел по лесу».

(11 слайд)

Из каких сказов эти строки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

(12 слайд)

«Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

    Проводится игра «Собери каменья»

(13 слайд)

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»

(14 слайд)

В кого превращалась Хозяйка Медной горы?

(15 слайд)

Из какого камня Данилушка сделал каменный цветок? Молодцы, ребята, со всеми загадками справились. Сейчас давайте пройдем к выставке, еще раз полюбуемся вашими рисунками и поделками к сказам.(Дети проходят к выставке. Воспитатель спрашивает детей, к каким сказам выполнены их работы.

Итог занятия.

(16 слайд-фото писателя)

Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

(17 слайд)

В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

Ребята, чему учат нас сказы П. П. Бажова? (Высказывания детей) На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!

Сценарий мероприятия «Богатство Урала»

Задачи:

    Систематизировать и закреплять знания детей о богатстве родного края;

    Развивать у детей речевую и двигательную активность; активизировать словарь;

    Формировать у детей навыки совместной деятельности, обеспечить эмоциональный комфорт.

    Совершенствовать навыки простейших вербальных и невербальных способов передачи настроения (жестами, интонацией, имитационными движениями);

    Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в обществе, уважительное отношение к Родине.

Средства:

Мультимедийные: презентация «Моя Родина-Россия»;

Литературные: стихотворения о России, Качканаре;

Музыкальные: аудиозапись песен «Гори, гори ясно» , «Моя Россия», «Родина наша».

Оборудование : экран, проектор, карта России; 2 шкатулки, украшенные под малахит; «камешки»; конфеты; самодельная гора; гирлянда с огоньками; 3 елочки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.

Ход мероприятия

Вед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-месте, где мы с вами живем.(1 слайд. На экране появляется фото России)

Ребенок.

Родина наша- это страна, очень и очень большая она,

Родина наша- это наш дом, где мы все вместе дружно живем

(Исполняется песня « Родина наша»)

Вед. Ребята, давайте хором скажем, как называется наша Родина.(Россия) Давайте послушаем красивые стихотворения о России.

(2 слайд. Природа России)

1.Россия…Как из песни слово,

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2.Люблю тебя,моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

3.Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

4.Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простерлась до морей!(показать на слайде)

(Исполняется танец под песню «Моя Россия»)

Вед. Ребята. а давайте покажем Россию на карте. (ищет карту) Ой, а где же она? Она ведь здесь была. Ничего не понимаю.

Кикимора. (заходит с картой)

Так-так-так, интересненько!

Очень даже интересненько!(рассматривает карту)

Вед. Здравствуйте, уважаемая! Вы кто?

Кикимора. Здрасьте, здрасьте! Я- кикимора. Ну а мне можете не представляться, некогда мне с вами возиться. Я, вон, с картинкой никак разобраться не могу.

Вед. Кикимора. А это не картинка, это похоже наша карта, которую мы с ребятами потеряли.

Кикимора. Карта? А вы что, клад где-то зарыли? Ну и где же, быстро показывайте!

Вед. Да нет же, Кикимора. Мы с ребятами хотели показать на карте где находится Россия.

Кикимора. А! Ну-ну, давайте показывайте.

Вед. Кто, ребята, хочет показать?

Кикимора. Ого! Какая она огромная ваша Россия! Да она еще и вся разноцветная.

Вед. Да, Кикимора, Россия на карте изображена разными цветами. В России много лесов, рек, озер…

Кикимора. (перебивает) И Кикимор тьма тьмущая! Лес и болото- мой дом родной. Только я не из России, я на Урале живу. Слыхали про такой?

Вед. Эх, Кикимора! У нас даже все ребята знают, что Урал- это частичка России. Сейчас они тебе покажут где он находится.(ребенок показывает на карте Урал и рассказывает стихотворение)

(3 слайд. Фото Урала)

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

По красоте твоей и силе

Мне не с чем Урал сравнить.

Иной здесь кажется Россия:

Суровой, строже, может быть.

Вед.

Найдешь ли прекрасней Уральского края!

Здесь горные речки в ущельях играют,

Здесь горы в лохматых зеленых уборах,

Здесь клады глубоко в горах и озерах…

Кикимора. Ну и какие же клады скрыты в Уральской земле?

Вед. Давайте, ребята, хором расскажем о богатствах Урала.(дети хором рассказывают стихотворение)

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью – малахиты

Железо, мрамор и гранит.

Кикимора. А я тоже, между прочим, очень богата! У меня есть шкатулочка, мне ее сама Хозяйка Медной горы подарила. Слыхали про такую? А, вам наверно сказки Бажова читали? Ну и из какого камня сделана эта шкатулочка?

Вед. Ребята, давайте позовем в гости Хозяйку Медной горы.(дети хлопают)

Хозяйка Медной горы. (входит под музыку)

Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Я дочь железного змея Великого Полоза. Мой отец стережет недра этих гор, таящих в себе огромные богатства. Иногда я помогаю людям разные богатства отыскивать, показывать не показываю, а на след навожу.(Берет шкатулку и показывает камешки)В моей шкатулке каменья разные, они особенные- в каждом таится загадка для вас. Вы готовы отгадать мои загадки? (Да!) Хорошо! Если вы со всеми загадками справитесь, то гора засверкает своими драгоценными камнями.

1 загадка(4 слайд. Деревья)

Листья каких деревьев вы видите на экране? Все ли эти деревья растут на Урале?

2 загадка(5 слайд. Животные)

Назовите только тех животных, которые обитают в лесах Урала.

3 загадка.(6 слайд. Качканар)

Урал- большой край, здесь много областей и городов. А в какой области и каком городе вы живете?

Как называют жителей вашего города?

Как называется главная улица вашего города?(7 слайд. Улица Свердлова)

В каком микрорайоне находится ваш детский сад?(8 слайд. 8 микрорайон)

Назовите самое большое предприятие вашего города.(9 слайд. ГОК)

Назовите уголки вашего города, которые изображены.(10 сайд.)

Какой водоем есть в вашем городе?(11 слайд. Пруд)

(Кикимора проводит игру «Переплыть водоем»)

4 загадка.

На каком водоеме растет ягода- клюква?

Назовите правильно ягоды земли Уральской.(12 слайд. Ягоды)

Кикимора. Хозяюшка, у тебя в шкатулочке последний камешек остался. Можно я ребятам задам вопрос?

А скажите-ка мне, ребятки, и откуда это вы все знаете? Книжек много читаете? Или передачи умные-разумные смотрите?

Вед. Ну об этом, Кикимора, нам с ребятами придется долго рассказывать. Давайте лучше все вместе посмотрим, как ребята изучают родной край.

(Просмотр презентации «Моя Родина- Россия» с 13 по 20 слайды)

Вед. Уважаемые, гости! Ребята хотят исполнить для вас танец «Гори, гори ясно».

По окончании танца загорается огоньками гора.

Кикимора. Ого! Красота-то какая! Никак ребята на все загадки ответили верно?

(21 слайд)

Хозяйка Медной горы. Да, Кикимора, ребята просто молодцы! И я не могу их не наградить. А ну, неси скорей еще одну шкатулку с каменьями. Я хочу вознаградить таких любознательных детишек.

(Кикимора приносит шкатулку. Хозяйка Медной горы раздает детям «камешки»)

Хозяйка Медной горы. Эти камешки не простые, они с сюрпризом.(В фольгу завернуты конфетки)

Мне очень жаль, но нам прощаться пора.

Я встречу с вами не забуду никогда!

Кикимора. Пока! Пока! Наши маленькие друзья!

Вед. Ребята, давайте попрощаемся с гостями.(Дети машут вслед, говорят «до свидания!»)

Надежда Шарифьянова

роект «Сказы Бажова »

Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Проект по краеведенью родного края " Урал". В настоящее время дети мало знают историю своего края, поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя П. П. Бажова: "Медной горы Хозяйка" , "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Огневушка-поскакушка", "Серебрянное копытце" и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Сказы Бажова»

Актуальность проекта. Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором); полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом). А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П. П. «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок» и т.д.

Информационная карта проекта

Организация : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта: среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова, которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания, поговорки);

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П. П. Бажова, воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова:

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка»;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка»;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя).

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова. Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях.

2 этап – основной, организационно-практический (две недели).

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый).

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.

2. Бажов П. П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П. П. Огневушка- Поскакушка : Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П. П. Голубая змейка : Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.

5. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П.П. Бажова. Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта. Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П. П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова. Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций и книг П. П. Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок», Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П. Бажова»:

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П. П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова»

Создать папку иллюстраций к сказам П. П. Бажова. Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова»:

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

· формировать чувство гордости за свой родной край;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Смирнова Алена Леонидовна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2014 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»

Поделки к сказу «Каменный цветок»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»