Консультация на тему: Что такое пальчиковый театр. Презентация на тему: Пальчиковый театр- театр своими руками


Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 56 Г. Апатиты Мурманской обл. Чеканова А. В.
Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Актуальность данной игрушки в том, что пальчиковый театр имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в различных видах учебных занятий, игровой и театральной деятельности детей.
Цель:
1. Развитие тактильных ощущений,
2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия,
3. Развитие мелкой моторики,
4. Развитие речи, обогащение активного словаря,
5. Развитие коммуникативных способностей, учит играть вместе,
6. Закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.
Пальчиковый театр помогает решить ряд очень важных задач:
1. Развивает точность и выразительность, координацию движений. Малыш учится работать пальчиками рук, как одним пальчиком, так и всеми вместе.
2. Стимулирует развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Пока я рассказываю сказку или пою песенку, двигаю пальцами,
взгляд ребенка прикован к ним. У малыша развивается непроизвольное внимание, во время игр малыш будет запоминать персонажей сказки, названия пальчиков, выполняемые действия и, конечно, сам сюжет сказки. Затем он сможет самостоятельно придумывать истории с пальчиковым театром.
3. Повышает усидчивость. Каждый малыш стремится подражать взрослым, и, конечно, ему захочется, чтобы яркие игрушки сидели на его пальчиках, а значит, он приложит все усилия и терпение, чтобы посадить куклы на свои пальчики. Никто не говорит, что это получится сразу, здесь необходима поддержка, как впрочем, и во всех начинаниях ребенка.
4. Стимулирует развитие мелкой моторики. Брать мелкие предметы в руки - это не так просто, как нам кажется. Играя с пальчиковым театром, ребенок научится брать "щепоткой" мелкие предметы, двигать отдельными пальцами, раскрывать ладошку так, чтобы куклы все сидели на пальчиках.
5.Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа,
слева, рядом, друг за другом и т.д.). Придумывая различные истории (здесь вам помогут наши готовые сказки и идеи для сказок), указывайте место в пространстве кукол.
6.Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети очень любят эмоциональные рассказы. Чем больше их будет, и чем разнообразнее они будут, тем богаче будет словарный запас малыша.
В начале это будет пассивный словарь (ребенок будет все понимать), но
потом и ему захочется вам рассказать сказку, и весь пассивный словарь может превратиться в активный.
7.Формирует творческие способности и артистические умения. Малыш может придумывать свои игры, сказки и самостоятельно их обыгрывать
Очевидно, что пальчиковый театр не только интересен, но и полезен нашим малышам, как маленьким, так и подросшим.

Развитие мелкой моторики пальцев , обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух - основные методы формирования правильной речи ребенка как в детском саду, так и дома.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. С этой целью можно использовать такую традиционную форму работы, как пальчиковый театр, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (ОНР, заикание), ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.

Детский п альчиковый театр :

  • развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;
  • помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;
  • развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма. Прежде всего следует порекомендовать родителям сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления или организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале.

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. Успехов вам!

Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников

Подготовка актеров. Развитие движений

На столе стоит настольный театр - ширма.

Логопед. Что это? (Театр.)

Кто играет в театре? (Актеры.)

Отгадайте загадку и назовите, кто в нашем театре будет актером.

Пять братьев,

Годами равные,

По росту разные.

Актерами в нашем театре будут пальцы, а мы, режиссеры, научим их правильно двигаться. Займемся их подготовкой.

Логопед встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дружно встали пальцы в ряд.

Дети ставят руки перед лицом, ладони поворачивают тыльной стороной.

Наклонились и опять

Сжимают и разжимают пальцы.

Потянулись вверх, размялись,

Шевелят кончиками пальцев.

Ровными стоять остались.

Очень весело играем,

Пальчики мы упражняем.

Соприкасаются подушечками одноименных пальцев.

Каждый пальчик, как крючок,

Зацепился за бочок.

Захватывают, начиная с правого мизинца, мизинцем левой руки, как крючком, каждый палец правой руки, затем те же движения мизинцем правой руки.

Мы продолжим тренировку,

Мы шагаем очень ловко.

Твердый шаг - успех во всем,

Очень бойко мы идем.

Шагают всеми пальцами.

Мы катались на качелях,

Пальцы вверх и вниз летели.

Сжимают руки в «замок»; прижимают пальцы правой руки к тыльной стороне левой ладони, выпрямляют пальцы левой руки; поочередно меняют положение пальцев обеих рук.

Вот такой аттракцион!

Был веселым очень он!

Пальцы в домике сидят,

Выглянуть они хотят.

Сжимают правой ладонью левую ладонь.

Мы поможем им немножко -

И получится окошко.

Соединяют и округляют большие и указательные пальцы обеих рук, затем большие и средние и т.д.

Дети, загляните в каждое окошко.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на речевое развитие, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, обусловленная добором воздуха на середине фразы. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

К основным задачам в работе над развитием речевого дыхания следует отнести:

  • выработку свободного, плавного, удлиненного выдоха специальными игровыми упражнениями;
  • воспитание умения произносить небольшие фразы

или смысловые отрезки на одном выдохе путем подражания речи взрослого. Выработке правильного речевого дыхания могут помочь приведенные ниже забавные игры-сценки. Для их использования нужно подготовить вместе с детьми декорации, персонажи, которые одеваются на пальчики, познакомить детей с текстом, распределить роли, провести репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.

На солнечной лесной полянке расцвел красивый большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж-ж-ж… Звук все усиливался: ж-ж-ж… Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой.

В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама надела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: дзынь-дзынь-дзынь… Скачет зайчик по до­рожке: дзынь-дзынь-дзынь… Запутался в высокой траве: дзынь дзынь-дзынь… Застрял в густых кустах: дзынь-дзынь-дзынь… Мама, возвращаясь домой, без труда находит своего сыночка по звону колокольчика.

Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел летать высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: т-т-т… Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: т-т-т… Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: д-д-д… и друзья вместе насладились кокосовой мякотью.

Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило оно повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: скок… - стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: скок-скок… на лужу - и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти: скок-скок-скок… Котенок про­снулся и хотел поймать его, но не сумел. Зайчик быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: скок-скок-скок…

Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика - тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам, доченьки-капельки, на землю - напоить живительной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: кап кап… Затем все остальные поторопились принести радость и добро на землю: кап-кап-кап…

Работал на железной дороге веселый паровозик. Он перевозил пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раздаваться: ту-у, ту-у… (Дети делают вдох через нос и на выдохе через рот произносят тихо.) Значит, наш друг паровозик уже в пути. Вскоре он появится и известит нас о своем прибытии звонким гудком: ту-ту-ту… (На выдохе произносят громким голосом.) Все радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются в вагоны, и паровозик продолжает свой путь: ту ту ту… (На выдохе, с уменьшением громкости голоса.) Немного грустно, но он обязательно вернется и порадует звонкой песней: ту-ту-ту… (Произносят громко.)

Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: ш-ш-ш… Мелкие камешки трутся друг о друга: ш-ш-ш… Мелкие песчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: ш-ш-ш… А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, можно услышать шум волн: ш-ш-ш…

Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: ш-ш-ш… И все эти звуки сливаются в волшебную музыку моря.

У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает, который час. Когда дети приходят из школы, кукушка кричит им один раз: ку-ку (1 час дня); когда дети обедают: ку-ку, ку-ку (2 часа дня); когда учат уроки: ку-ку, ку- ку, ку-ку (3 часа дня); когда идут на прогулку: ку-ку, ку- ку, ку-ку, ку-ку (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.

Развитие диалогической речи

Диалог - первая ступень развития связной монологической речи. На современном этапе развития психологии и педагогики в общеметодических работах накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у нормально развивающихся детей.

Работы Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ю.Н. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, О.М. Соколова, Л.П. Якубинского посвящены исследованию психических механизмов и закономерностей диалогической речи, ее взаимодействию с мышлением. Диалог как контакт субъектов, осуществляющих не только языковую коммуникацию, но и взаимодействие присущих им смысловых позиций, изучался Б.Г. Ананьевым, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней, А.А. Леонтьевым, Е.И. Пассовым, Л.В. Щербой и др. Диалогическую речь как первичную естественную форму речевого общения рассматривали в своих исследованиях Л.И. Арюпина, А.С. Зимульдинова, А.П. Коваль, С.А. Леонов, М.Р. Львов. В работах И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко разработаны система заданий, направленных на развитие у детей различных видов и форм диалогической речи, критерии оценивания умений и навыков учащихся младших классов.

К сожалению, в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы методы и содержание работы по формированию диалогической речи у дошкольников с нарушениями речевого развития. Логопеды обращаются к обще-дидактическим рекомендациям и опираются подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей.

Это не всегда эффективно. Недостаточная разработанность этой проблемы вызвала необходимость создания пособия, способствующего формированию диалогической речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

К основным задачам по обучению дошкольников диалогической речи относятся.

  • Обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик.
  • Обучение пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения) и правильному реагированию на них.
  • Вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.
  • Развитие умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогических реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.

В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам повыполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

Обучение диалогическим репликам

Взрослый знакомит детей с персонажами Машей и Сашей. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки, распределяет роли, изготавливает вместе с детьми декорации, репетирует. Обращает внимание на четкость проговаривания реплик с учетом соответствующих интонаций. Сценки можно показывать отдельно или сразу несколько. Во время подготовки к другой сценке для зрителей можно провести различные игры.

Сценка 1. Заяц и поросенок

Заяц сорвал на огороде морковку.

Встретил поросенка.

Поросенок. Здравствуй, зайчик.

Заяц. Здравствуй, поросенок.

Поросенок. Дай морковку, зайчик.

Заяц. У меня она одна.

Поросенок. Дай, пожалуйста.

Заяц. Хорошо, я поделюсь.

Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, вторую отдал поросенку.

Сценка 2. Телефонный разговор

Звонит телефон. Саша звонит Маше.

Маша. Алло.

Саша. Привет, это я.

Маша. Привет. Что ты хотел?

Саша. Пойдем в магазин.

Маша. Зачем?

Саша. Купим торт и пойдем пить чай.

Дети встретились, сходили в магазин за тортом. Потом пили чай и рассказывали друг другу веселые истории.

Сценка 3. Строим город

Саша строит из кубиков дом.

Маша. Что ты делаешь?

Саша. Я строю дом.

Маша. Можно построить город.

Саша. Иди ко мне, будем строить вместе.

Маша. Я построю магазин и детсад.

Саша. А я еще несколько домов.

Дети построили из кубиков замечательный город. Они заселили его игрушками и стали дружно играть

Сценка 4. Мамины помощники

Мама на работе. Маша и Саша решили приготовить обед.

Маша. Возьми кастрюлю, набери воды, пожалуйста.

Саша. Хорошо. Что мы будем готовить?

Маша. Борщ. Принеси овощи.

Саша. Посмотри, все ли я принес?

Маша. Нет, капусту забыл.

Саша. Я быстро. На, Маша, капусту.

Дети почистили, нарезали овощи. положили их в кастрюлю. Вода закипела и борщ сварился. Уставшая мама вернулась с работы, и дети накормили ее вкусным обедом. Мама похвалила детей.

Сценка 5. Большая стирка

Решила Маша поиграть со своими куклами, но увидела, что одежда у них грязная. Сняла ее и начала стирать.

Саша. Маша, что ты делаешь?

Маша. Я стираю.

Саша. А я испачкал рубашку. Можешь ее постирать?

Маша. Ну что с тобой поделаешь? Снимай.

Маша постирала Саше рубашку, а он помог ей вылить воду и повесить белье.

Сценка 6. Подарок маме

У мамы скоро день рождения. Саша и Маша решили нарисовать ей картину. Взяли большой лист бумаги и стали рисовать.

Маша. Что ты будешь рисовать?

Саша. Солнце. А ты что?

Маша. А я облака.

Саша. Что еще нарисуем?

Маша. Лес, цветы и речку.

Саша. А я нарисую на реке пароход.

Маме очень понравилась картина. Она вставила ее в рамочку и повесила в гостиной.

Сценка 7. Друг не бросает в беде

Маша сидела на берегу озера и плакала.

Саша. Маша, что случилось?

Маша. Мой мяч укатился в озеро.

Саша. Где он?

Маша. Вон там, далеко.

Саша. Не плачь, я возьму лодку и достану твой мячик.

Мальчик добрался до мячика на лодке, взял его и вернул Маше. Девочка была ему очень благодарна.

Сценка 8. За грибами

Отправились Маша и Саша в лес за грибами.

Саша. Маша, ты видишь грибы? Маша. Пока нет.

Саша. А ты смотри под кустами, под листьями.

Маша. Ура! Я нашла!

Саша. Гриб не ядовитый?

Маша. Нет. У него большая шляпка и толстая ножка.

Дети набрали полные корзинки грибов и вернулись домой. А мама испекла им пироги с грибами.

Заучивание и инсценировка готовых диалогов

Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельно, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали.

Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Перед показом сценок-диалогов проводится такая же подготовительная работа, как и в разделе «Формирование речевого дыхания ». Слова автора произносит взрослый, дети - слова персонажей диалогов.

Диалоги на грядке

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

— Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

Капуста и лук

Говорит капуста луку:

«Раздеваться мне не мука,

У меня ведь сто одежек

И они все без застежек».

Отвечал капусте лук:

«Я тебе, конечно, друг.

Ну а кто меня разденет.

Тот об этом пожалеет».

Морковь и свекла

На грядке, в темнице,

Сидят две сестрицы.

Свои косы заплетают.

Разговоры затевают.

Праздник урожая

Скоро к нам придет.

И наряд оранжевый

Очень мне пойдет.

Свекла Я тебе открою

Свой большой секрет:

У меня бордовый

Вязаный жилет.

Диалоги на ягодных кустах

Красная и черная смородина

В саду кустики растут,

На них ягодки живут:

На смородиновых ветках

Красные и черные детки.

Черные ягоды

Мы сверху черномазики,

Черны мы и внутри.

Полезным черным соком

До краев полны.

Красные ягоды

Рубиновые бусинки

На солнышке горят.

Ягоды смородиновые -

Витаминов клад.

Малина и виноград

Лето. Полдень. Солнце.

Вот малина, виноград.

Виноград

Угощать люблю друзей

Вкусной ягодой своей.

Я малина сладкая.

Очень ароматная.

Ягоды бывают разные -

Черные, зеленые, красные,

Маленькие и большие,

И полезные такие.

Вот смородина - мала,

Ну а дыня - велика.

А арбуз и дыня -

Ягоды отныне.

Ты, арбуз, похож на мяч:

Круглый, полосатый.

Только хвостик ты свой спрячь

Очень длинноватый.

Дождик очень долго лил

И водой меня поил.

Раздались мои бока,

И теперь я так кругла.

Не сердись, я не со зла.

Ты мне очень уж мила.

Мы подружимся с тобой,

Будем братом и сестрой.

Практически каждый педагог знает о пальчикого театра, однако многие и не подозревают о его пользе в развитии малыша. Пальчиковый театр - это прекрасный речевой и социально-двигательный тренажер, развивает подвижность пальцев обеих рук, развивает словарный запас и активизирует речевые функции, его можно использовать для изучения счета. с помощью пальчикого театра развиваются: интонация, артистичность, творческие способности, воображение,память, мышление, внимание, фантазия, мелкая моторика рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое пальчиковый театр

Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.

Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей , которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

  1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
  2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер . Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей , помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
  3. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета , для .
  4. А еще маленькие фигурки пальчикого театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге . Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки . Незамысловатые игрушки развивают интонацию, артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление? внимание, фантазию.
  5. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки , для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом» .

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории , поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис.1), поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис.2,3). Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис.4). Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис.5). Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги.(рис.6). Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис.7). Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!


Светлана Черемных

Это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик , и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Цель : развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра .

Задачи : Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра ;

Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру ;

Описание : вязаные, сшитые куклы-герои на пальчики рук , декорации.

Вариативность использования :

Разучивание потешек;

Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева» , «рядом» , «друг за другом» ;

-Разыгрывание сказок : «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Курочка Ряба» …;

Придумай свою сказку;

Угадай героя;

-«Кто как говорит» (звукоподражание) ;

-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление) ;

-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая) .

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребенок говорит.




Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Пальчиковый театр, тактильный театр и театр ручных теней для развития речи дошкольников» Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие.

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми и является эффективным средством для всестороннего.

МАСТЕР-КЛАСС «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР». Для работы нам с вами потребуется: 1). Фанера – толщиной 3 и 7 мм, 2). Электро-лобзик, 3). Бесцветный.

"Пальчиковый театр из фетра" Моя группа детей очень любит играть и показывать театр, как девочки так и мальчики. В группе присутствуют.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Пальчиковый театр предназначен для театрализованной деятельности в детском саду и дома, может быть использован и как сюрпризный момент и.

Пальчиковый театр многофункциональная игра,можно его использовать в разных направлениях развития ребенка:мелкой моторики,звукоподражание,развитие.

Яковлева Рауза Хайрулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "ДС № 3"
Населённый пункт: Анжеро - Судженский городской округ
Наименование материала: Реферат
Тема: "Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад № 3 «Солнышко»
Пальчиковый театр

как средство развития мелкой моторики

детей дошкольного возраста

Воспитатель:

Яковлева Рауза Хайрулловна
, 2016

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………………… 5 2. Роль пальчикового театра в развитии дошкольника………………………12 3. Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра…………………………16 Заключение …………………………………………………………………… 20 Список литературы……………………………………………………………21 Приложение……………………………………………………………………22

Введение
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова- Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений. К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
Однако, но как показывает практика в детском саду работа по развитию мелкой моторики через использование пальчиковых театров не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания. Поэтому, работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие педагоги, дети, родители и специалисты ДОУ. Следовательно, проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Цель нашей работы: изучить влияние использования пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Объектом является мелкая моторика кисти руки детей дошкольного возраста. Предметом является развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Исходя из поставленной цели нашей работы, выделены следующие задачи: 1. Обосновать теоретическую и практическую значимость проблемы развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста. 2. Обобщить и внедрить систему упражнений и игр с использованием пальчикового театра, направленных на развитие мелкой моторики кисти руки детей дошкольного возраста. Практическая значимость: подобранные игры с использованием пальчикового театра могут быть использованы педагогами дошкольных организаций с целью развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Моторика
(англ. motus - движение) - двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать - это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая

моторика
- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому можно
говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы, но и м е л к у ю м о т о р и к у. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи м о ж н о с у щ е с т в е н н о у с к о р и т ь с я. Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие). Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении р е ч и д е т е й. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия р е б е н к а с о к р у ж а ю щ и м е г о п р е д м е т н ы м м и р о м.
Первым этапом развития моторики руки является хватательный рефлекс (0-1 месяца) - это рефлекторное движение, которое активизируется с помощью осязания. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не о т п у с к а е т е г о. Хватательный рефлекс начинает угасать в 3-4 месяца и появляется локтево-ладонная хватка. Новорожденный хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит движение и другой руки. Иногда, когда малыш хватает что- н и б у д ь, о н д е р ж и т э т о т п р е д м е т б о к о м (в к о с ь) . В 5-6 месяцев видна радиально-ладонная хватка: держит предмет всей ладонью руки и сгибает пальцы вокруг него. Может держать достаточно большие предметы обеими руками и отпускать их; перекладывать игрушку из о д н о й р у к и в д р у г у ю. Хватка с помощью пальцев происходит в 8-9 месяцев: держит предметы четырьмя или пятью пальцами. Ребенок с удовольствием играет в игры типа «Дай-возьми», может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о д р у г а, б е р е т п р е д м е т ы п а л ь ц а м и. В 1 1 - 1 2 м е с я ц е в наблюдается щ и п а ю щ а я х в а т к а: д е р ж и т предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить мелкие всевозможные предметы, лежащие на полу; х в а т а е т п р е д м е т с в е р ху, т ы л ь н о й с т о р о н о й к и с т и в в е р х. В 1, 5 года ребенок самостоятельно строит «башню» из трех кубиков; держит ложку, ухватив ее поперек ручки; в состоянии самостоятельно есть, н о м н о г о п р о л и в а е т. К о г д а р е б е н к у и с п о л н я е т с я 2 г о д а, о н д е р ж и т ручку или ложку перекрестной хваткой (хватка крест-накрест), строит «башню» из шести кубиков, бросает мяч в определенном направлении. В 3 года ребенок наливает воду в кружку, строит «башню» из восьми кубиков, держит карандаш высоко «перекре стной» х в а т ко й. Между 3 и 4 годами наблюдается хватка щетки. Она также называется
верхней хваткой пальцами, так как теперь ребенок пользуется только п а л ь ц а м и д л я т о г о, ч т о б ы у д е р ж а т ь п р е д м е т. В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует. Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу. Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами». Ребенок самостоятельно может резать хлеб и намазывать масло; бьет в стенку большим мячом, подбрасывает в воздух и ловит его; вырезает фигуры. В в о з р а с т е 7 л е т ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют
практические навыки и владеют основными техническими приёмами. Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами с определенной целью – получить конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали, полосками, по прямой, под утлом, по кругу, зигзагом, секторами и сегментами). Работы можно использовать в игре. Такие игры будут более и н т е р е с н ы, е с л и к н и м п о д к л ю ч и т с я в з р о с л ы й. Анализ исследований силы кисти правой руки детей за последние десятилетия (с 1974 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15-16%. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей. Так, по данным М.М. Безруких, СП. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20-30%, и эти трудности не з а к а н ч и в а ю т с я в н а ч а л ь н о й ш к о л е. Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головногомозга. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Тренировке тонких движений пальцев рук в детском саду можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по п и с ь м у. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование п а л о ч к а м и д л я е д ы, л о ж к а м и, н о ж н и ц а м и. Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием н а р а з в и т и е р еч и я вл я е т с я м о щ н ы м с р ед с т в ом п о в ы ш е н и я работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой
моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника

Роль пальчикового театра в развитии дошкольника
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова). Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова). Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова). Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй. Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок - это сделанные из картона, ткани разной плотности или вязаные куклы-актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии. Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
 пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);  стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;  заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;  театральные постановки развивают фантазию и воображение,  обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;  в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);  возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности  выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои
идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения. А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с
общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях. Пальчиковые театры- это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы, сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций. Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

3. Система работы по развитию у детей дошкольного возраста

мелкой

моторики средствами пальчикового театра
Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный - пальчиковый: «Пальчики - актеры, а мы с вами - режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей. Как в настоящем театре, проводится подготовка к спектаклю: оформляется сцена, распределяются роли, изготовляются костюмы, проводятся репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению - игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Малыши с 4-х лет для своих представлений с удовольствием используют кукол на пальчик. В этом возрасте моторика ребенка уже позволяет ему справляться с непростой задачей. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки или песенки, стихотворения или потешки. Начинать знакомить детей можно с
группы раннего возраста
Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе с взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые, ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.
Малыши в этом возрасте больше «созерцают» театрализованные действия, они учатся внимательно следить за фигурками, сосредотачиваться. Постепенно, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя, пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития речи. В своей работе я использую самостоятельно изготовленный пальчиковый театр (выкройки взяты из книги «Весёлые поделки» К. Арнольд). Таким пальчиковым театром детки могут играть самостоятельно, придумывая разные истории про своих героев, а также можно проводить коллективные занятия с использованием стихов и песен. Наша работа с
пальчиковым театром
включает в себя следующие этапы:
1

этап.
Знакомство
детей
с художественным произведением (сказкой, потешкой, стихотворением, которое будет обыгрываться. Знакомство осуществляется в активной деятельности, в режимных моментах, на занятиях. Есть определенные требования к литературным произведениям, которые будут использоваться для драматизации: это сказки с однотипным эпизодом, повторяющимся сюжетом, стихи с ярко выраженной формой диалога, произведения народного фольклора (пестушки, потешки). Существуют также требования к прочтению сказки педагогом. Оно должно быть неспешным, выразительным, что доставляет детям удовольствие от восприятия литературного произведения, а так же формирует механизмы внутренней
речи ребенка.

2 этап.
Показ иллюстраций, картинок, игрушек по данному литературному произведению, когда мы определяем характер героя, его внешний вид. На данном этапе словарь ребят обогащается словами, выражающими эмоциональное состояние героя, словами, дающими нравственную оценку поступков. Пополняется также глагольный словарь.

этап.
Подбор совместно с детьми
театральных
кукол к данному произведению.
4

этап.
Показ способов управления куколками. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять - опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону - куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих
детей
можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, ч е т к о е п р о и з н е с е н и е г л а с н ы х з в у к о в, н а п р и м е р, М а ш а потерялась, кричит: «Ау», дедушка вытянул репку и удивился: «О-о-о» и т. д.
5 этап.
Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации - все это также способствует
развитию речи детей
. Разработано перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста, проект для второй младшей группы на тему: «Знакомство детей с пальчиковым театром "Колобок". Работа с родителями проводится по данной теме: - выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей; - консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковый театр»; -мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»; - беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» - семинар – практикум «Роль пальчикового театра на развитие речи детей дошкольного возраста». В группе функционирует наряду с
театральным уголком и театральная

мастерская,
где имеются шаблоны и изобразительный материал, необходимый для изготовления простейших
пальчиковых

кукол
. Все атрибуты ребята могут использовать в своей самостоятельной творческой
деятельности. В ходе работы над спектаклями, словарь
детей обогащается и

театральными терминами:
«сцена», «актеры», «зрители». Таким образом, интеграция детской игры и
театрального
искусства позволяет расширять кругозор
детей дошкольного возраста,

развивать
их ручную умелость и речевую активность.

Заключение
Пальчиковый театр является эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей дошкольного возраста, т. к. направлен на развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук; смену движений которые выполняются по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним); движения выполняются точно, с ускорением при повторении. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию мелкой моторики рук через пальчиковой театр в разных возраста.
Список литературы

1. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников [Текст]: В.Багурина.- М.:Лада, 2011.-125с. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с. 3. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с. 4. Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с. 5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова - СПб.: ООО «», 2013. – 144 с. 6. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во: Эксмо/Т.А. Ткаченко.- 2014.-80 с. 7. Шевченко И.Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников [Текст]/И.Н. Шевченко//Логопед.-2011.-№1.-с.30-33. 8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е.А. Янушко. – М.: Мозаика - синтез, 2011. – 56 с.

Приложение №1

Перспективное планирование «Веселые пальчики»

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема занятия

«Здравствуйте, куклы!»
Театр кукол. Магический мир театра. Моя волшебная ручка. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - с ширмы. Просмотр кукольного спектакля. Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. Разновидности кукольного театра. Показ слайдов. Беседа на тему: «Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление). Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы настольного театра). Беседа о ширме, работа за ней. Ноябрь Декабрь 6. 7 8. 9.
II.

Постановка

пальчикового

кукольного театра «Репка».
Мальчик-пальчик, где ты был? Давайте познакомимся. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Просмотр кукольного спектакля. Знакомство с пальчиковым кукольным театром. Отработка навыка работы с пальчиковыми куклами. Прослушивание сказки. Распределение ролей. Изготовление пальчиковых кукол. Первичная работа с куклами-персонажами. Куклы в действии. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Показ сказки «Репка»
Январь Февраль 10. 11. 12. 13. 14 15. 16. 17.
III. Терем, терем, теремок.

П о с т а н о в к а

п е р ч а т о ч н о г о

кукольного театра «Теремок».
Моя волшебная рукавичка. Давайте познакомимся. Волшебный фонарь. Здравствуйте, сказочные герои. Говорят герои. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Репетиция по эпизодам. Просмотр кукольного спектакля. Ознакомление детей с перчаточными куклами. Отработка навыка работы с ними. Прослушивание сказки «Теремок». Работа над основными терминами и понятиями, названиями животных: Лягушка-квакушка, Мышка-норушка и т.д. Просмотр мультфильма. И з готовление перч аточ ны х г е р о е в. Р а с п р ед е л е н и е р ол е й, о б с у ж д е н и е характеров героев сказки «Теремок». Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Работа за ширмой. Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Показ спектакля «Теремок». Март Апрель 18. 19. 20. 21.
IV. П о с т а н ов ка

н а с т о л ь н о г о

кукольного театра «Колобок».
Театр на столе. Давайте познакомимся. Волшебный фонарь. Роль моего героя. Знакомство с настольным кукольным театром. Выразительное чтение сказки, обсуждение характеров героев сказки, обсуждение постановочного плана. Просмотр мультфильма. Распределение ролей. И з гото вл е н и е пальчиковых кукол к сказке из бумаги.
22. 23. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Просмотр кукольного спектакля. Первичная отработка навыка работы с ними. Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале пьесы. Показ настольного кукольного тет ра «Колобок».
Приложение № 2

Проект для второй младшей группы на тему:

Знакомство детей с пальчиковым театром "Колобок"

Аннотация проекта:
данный проект рассчитан на детей 3-4 лет. Проводится с целью изучения пальчиковой игры
Предусматривает:
1)изучение сказки "Колобок"; 2)знакомство с героями сказки, их действиями, с сюжетной игрой
Актуальность:
1.Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковый театр развивает: - мелкую моторику рук детей дошкольного возраста (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
Цель:
1)через игру с пальчиковым театром познакомить детей со сказкой "Колобок"; 2)донести более понятно до детей сюжет сказки.
Задачи:
1)дать представление о пальчиковом театре "Колобок", расширить кругозор детей; 2)развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки; 3)вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку; 4)учить детей игре пальчикового театра; 5)воспитывать интерес к сказкам.
Предполагаемые результаты

В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями: 1.Развить точность и выразительность, координацию движений; 2.Стимулировать развитие внимания и памяти; 3.Повышать усидчивость и концентрацию внимания; 4.Осмысленное и активное участие детей в игре (пальчиковый театр), умение играть.
Этапы работы над проектом

Подготовительный
Провести беседы с детьми, прочитать сказку "Колобок".
Основной
а) чтение сценария сказки "Колобок" и его подготовка; б) выбор персонажей, распределение ролей.
Заключительный
а) показ сказки "Колобок", с применение пальчикового театра, детьми; б) подведение итогов.
Длительность проекта
: краткосрочный.
Формы работы:
а) беседа; б) чтение сказки; в) применение пальчиковых кукол в инсценировки сказки "Колобок" г) подведение итогов по сказки "Колобок"
Методы и приёмы:
а) беседа б) игра в) показ г) объяснение
Беседа с детьми
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Обычно такие наборы фигурок объединяют
персонажей из той или иной сказки, иногда объединение идет по тематическому принципу – набор фигурок животных, людей, разных предметов. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. При помощи фигурок пальчикового театра открывается удивительный мир сказки, которую можно по своему желанию создавать и переделывать. У ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки.
Вывод:
Самое интересное в работе над проектом инсценировать сказку, показывать спектакль. Самое трудное в работе над проектом – постановочная работа с детьми. Дети научились игре с применением пальчиковых кукол, активно участвовали в театрализованной сценки. Насыщенность сказки творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатление и переживания, а главное обеспечивает желание детей участвовать в театрализованных сценках, проявлять творчество, фантазию.