Музыкальные занятия как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей. Значение и последствие занятий музыкальной направленности для младших дошкольников

Музыкальные занятия

Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество -

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

Виды музыкальной деятельности на занятии иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных инструментах.

На каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

Возняк Ольга Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЧДОУ № 178 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение занятий музыкальной направленности для детей"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: дошкольное образование

«Значение занятий музыкальной направленности для детей»

признавалась

незаменимым

средством

формирования

личностных

человека,

духовного

особенностью является то, что она может с непосредственностью и силой

передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и их

оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка формирует отношение

человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности,

отводится

воспитании

ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что

музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

полноценных музыкальных впечатлений в детстве очень сложно восполнить

впоследствии.

Музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У

ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а

переживать

чувствовать

помогает

воспитать

прекрасному в целом, чуткость в жизни. Музыкальные занятия были всегда

интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально –

ритмические

движения,

музыкальных

инструментах,

творчество

музыкальной

деятельности.

дают музыкальные занятия ребенку?

Музыкальные

всесторонне

развивают

помогают

красоту окружающего мира, формируют представление о видах искусств,

учат воспринимать фольклор и классику, развивают творческое воображение,

подготавливают к обучению в школе. Организация занятий требует от детей

определенной

трудоспособности

проявления

умственных

музыкальных занятиях у детей расширяется кругозор, активно обогащается

словарный

запоминают

произносят

названия

музыкальных произведений, песен, игр, фамилии и имена композиторов,

характеристику музыки. В дополнение к различной информации о музыке,

огромное

познавательное

значение,

обогащают

словарный запас ребенка

характеристики

чувств, которые передаваемых

Дошкольники имеют небольшой опыт в понимании человеческих чувств,

которые существуют в реальной жизни. Музыка передает ребенку весь спектр

эмоций и оттенков, которые можно бесконечно расширять. Музыкальное

образование имеет важное значение для формирования эстетических чувств

детей: знакомство с культурным наследием музыки, ребенок учится понимать

стандарты

культурный

поколений.

Возможность

сравнивать звучание и высоту самого звука развивает в ребенке такие навыки

как: сравнение и анализ, что тоже способствует общему развитию ребенка.

На музыкальных занятиях развивается речь детей, так как такие понятия как

темп, ритм, динамика присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных

нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов,

даже при заикании. Устранению этих нарушений речи помогает включение в

занятие упражнений на развитие певческого дыхания, дикции, пальчиковых

и г р. Занятия

развивают

способность

выразительному

интонированию

успешной

выразительному

артикуляцию

необходимое условие для уверенных ответов на уроках. Умение правильно и

говорить

помогает

общаться

взрослыми

с м у щ е н и я

с т е с н е н и я.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из самых важных

музыкальных способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость

воспитывает

личностные

качества,

способность

сопереживать с другим человеком. Эмоциональная сфера сама по себе не

развивается. Всему этому детей надо учить. На музыкальных занятиях дети

учатся выражать свои эмоции и чувства словами (в процессе слушания

музыки, пении), движениями (в танце, в игре, в инсценировках и

хороводах).

Музыка – это одно из средств физического развития детей.

физического

воспитания

музыкально

ритмические

движения. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение

укрепляют

благотворно

воздействуют

кровообращения,

улучшает

координацию

движений.

В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку,

постоянно

присутствует

вызывает

духовное

удовольствие,

наслаждение,

способна

успокаивать

психическое

напряжение,

помогает

становится

источников

здоровья

человека

профилактическим

средством

лечения различных заболеваний. Влиянием музыки на состояние здоровья

человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная

терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения

тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для

сопровождения физических занятий.

Правильное дыхание – залог здоровья. Глубокое дыхание благоприятно

влияет на наше общее состояние организма. Чем быстрее ритм мелодии - тем

чаще становится наше дыхание, и наоборот. Музыка влияет на работу сердца

артериальное

давление.

увеличить

сердечных

сокращений - слушайте мелодию побыстрей, увеличивайте громкость. Хотите

восстановить стабильный сердечный ритм - слушайте музыку с медленным

расслабляйтесь.

Приятная

благотворно

действует

вызывает

увеличение

лимфоцитов,

о р г а н и з м у

с т а н о в и т с я

б о р о т ь с я

б о л е з н я м и.

Споры о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека

и на его психику ведутся уже давно.

Доказано, что музыка влияет на

интеллектуальные

способности человека.

способствует

повышению

эмоциональной

активности

человека.

активности,

действительно

повышаются

умственные

способности.

касается

музыкальных направлений, это зависит от конкретного человека. На какой

музыке он воспитывался, какую слушал в течение жизни. Поэтому на одних

действует одна музыка, а на других - другая.

развивает

коммуникативные

способности

межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный

способный

объединить людей

национальностей,

возрастов,

профессий.

раскрепоститься,

активизирует

межличностную

коммуникацию,

«общение

одновременно

способствуя

преодолению

коммуникационных

барьеров.

обеспечить

уникальную

возможность

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям.

Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной

группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа

в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться

успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои

чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир

Положительный терапевтической эффект имеют произвольные, свободные

движения

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях,

ориентироваться

пространстве

удовлетворить

потребность ребенка в движении, в игре.

Танцы-игры

партнеров

искусственные

ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой

чувствует

полноправным

коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать

"тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а

такие же, как все. В совместной музыкальной деятельности дети старшего

дошкольного

возраста

овладевают

навыками

индивидуальных

коллективных

действий,

принимать

доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают

фундаментальные

установки,

определяющие

дальнейшем

в о з м о ж н о с т ь

с а м о р е а л и з а ц и и

у с п е ш н о с т и

Ребенок, принимая участие в концертах, праздничных утренниках, начинает

понимать, что, выступая, он приносит слушателям радость. Делая добро, мы

сами становимся добрее. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений,

эмоционально

обогащается,

испытывает

жизнерадостность.

Таким образом, музыкальные занятия, оказывая разностороннее влияние на

детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

Значение обучения музыке для личностного развития ребенка
(на примере занятий фортепиано)


В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

К сожалению, сегодняшние данные социологического исследования констатируют вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения. Причины подобного явления отмечают многие педагоги – практики на страницах педагогических журналов. Это - выгодные сегодня прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.

Часто можно слышать сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д. К этому можно добавить еще целый ряд социальных и психологических проблем: отсутствие навыков и умений игровой деятельности, а также тех, что необходимы для установления и поддержания социально-позитивных взаимоотношений в детской среде, дефицит разновозрастного общения.

Существуют некоторые причины на этот счет:
1 .пассивная позиция ребенка обусловлена репродуктивным уровнем обучения, из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;
2. отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной мотивации;
3. отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей разного возраста.

Особенность музыкального обучения заключается в том, что его методика нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности.
Особое место в музыкальном образовании ребенка занимает обучение игре на фортепиано.
«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.
Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать.

В своей практической деятельности преподавателя по классу фортепиано я столкнулась с таким явлением, как снижение мотивации к домашним занятиям у большинства учащихся и, как следствие, к снижению скорости прохождения музыкального материала в классе.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам, преподавателям по фортепиано, не всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой ранее, и на которой воспитывались многие из нас. А именно, от той модели, когда признаком успешной работы преподавателя считалось умение пройти как можно больше музыкального материала за короткий период времени, что иногда имело и свои отрицательные последствия. В настоящее же время, чтобы достичь положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию личности учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической деятельности.
Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит, чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.
Педагог, воспитывая ученика, стремится к его художественному и техническому совершенствованию в пределах возможного, не допуская небрежности ни в предварительной работе, ни в исполнении.
Техническая работа, начальный период разучивания произведений, когда непосредственные художественные задачи временно отодвигаются на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа, над отдельными частями произведения, концентрация усилий воли, дисциплина приобретают особо важное значение. Развивая целенаправленную волю ученика, педагог помогает формированию его личности, прививает терпение, любовь к труду. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта. Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность. На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.

Далеко не всем педагогам удаётся решить проблемы связанные с воспитанием воли, трудолюбия ученика. Нередко от педагогов можно услышать, что большинство их учеников мало занимаются, ленятся, аморфны, у них отсутствует воля и инициатива. Причины этого могут быть различными. Ведь для шести- семилетнего ребёнка освоение фортепиано - чрезвычайно сложная задача. Ноты надо не только читать, как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управляя при этом сложнейшими двигательными процессами. Такая психофизическая и интеллектуальная нагрузка может быстро отбить у ученика желание заниматься музыкой. Поэтому столь важным, особенно в начальный период обучения, является фактор мотивации занятия музыкой.
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу фортепиано должен обладать высокой культурой общения, богатым воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на фортепиано, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.
Психологической основой обучения музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.

Особенно следует отметить такую форму, как организация и проведение концертов силами учеников и их родителей.
В жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива.

Работа по подготовке и проведению концерта делится на несколько этапов. Первый – беседа с детьми. Заинтересовав предстоящей работой, создается ситуация "завтрашней радости”. В ходе беседы рождается тема концерта, обсуждается программа. Следующий этап – организация подготовительной работы. Ребята самостоятельно продумывают, в чем будет заключаться их участие в концерте. На этом же этапе планируется создание викторин, конкурсов, ансамблей, выполняются работы по оформлению помещения, пригласительных билетов.
Учитывая то, что основной формой занятий по фортепиано является индивидуальная форма обучения, коллективная деятельность по подготовке к концерту является эффективным средством сплочения детского коллектива. В жизни детей должны участвовать их родители, бабушки, дедушки. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых. Дети видят, что коллективные усилия дают хорошие результаты, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех. После концерта нужно дать детям возможность обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе с детьми.
Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешного ребенка выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности.
Выбор репертуара во многом определяется характером нервной организации ученика. Типичной ошибкой является тенденция "двигать" ученика ускоренными темпами без учета его возможностей, что может привести к психологическим травмам. В психологии есть термин - "фактор времени" - ни в коем случае нельзя форсировать процесс, не калечить психику ребенка, если он не готов к исполнению произведений повышенной сложности. Для преодоления заторможенности, флегматичности в характере детей будут важны пьесы с активным действием. Учащимся с повышенной импульсивностью можно рекомендовать пьесы созерцательного характера для воспитания вдумчивости и умения вслушиваться в исполняемое произведение.
Развитие творческих возможностей учащихся стимулируется не только посредством интересного материала, но и убежденностью педагога в потенциальном творческом даре ребенка. В атмосфере доброжелательности и сопереживания, уважения к личности ученик легко воспринимает любые задачи. Педагог не должен забывать о поддержании веры ученика в собственные силы.
При новом подходе к процессу обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне. Педагогу нужно помнить, что субъектом, на который направлен процесс обучения, является ребенок. В начале обучения игре на фортепиано перед нами еще не оформившаяся личность. Задача педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для развития всех врожденных способностей ребенка. Конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.
Личностные качества учащегося при обучении игре на фортепиано – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков.
Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли.

Внимание – следующий важный фактор обучения игре на фортепиано. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность.
Обучение на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в концертах требуют усилий и напряжения, подвергают учащихся нервному напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью самовыражения за инструментом.
Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.
С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней траты времени на переучивание неверно закрепленных навыков.
На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. "Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.
2. Алексеев А.Д. "История фортепианного искусства” – М., 1988.
3. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.
4. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.
5. Калачева С.В. "Стих и ритм” – М., 1978.
6. Кончаловская Н. "Нотная азбука” – М., 1997.
7. Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре” – Л., 1970.
8. Милич Б. "Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997
9. Нейгауз Г.Г. "Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982
10. Перфильева И.Д. "Метод игры с параллельной декламацией” – рукопись..
11. "Ребенок за роялем” под ред. Ян Достал – М., 1981.
12. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” – М., 1978.
13. Холопова В.Н. "Музыкальный ритм” – М.,1980.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Ольга Черенкова
Значение музыкальных занятий, их своеобразие

Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные моменты его жизни. Слушая колыбельную успокаивается плачущий ребенок, от мелодий прошлых лет на глаза наворачиваются слезы, от залихватской плясовой ноги сами просятся в пляс, марши заставляют отбивать ритм, пусть даже пальцами рук.

Музыка способна успокоить и утешить людей, снять психическое напряжение, помочь, расслабиться, преодолеть стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Большинство людей испытывает потребность слушать музыку , любят ее, она присутствует в их жизни.

Музыкальные произведения отражают страницы истории и объединяют людей в едином переживании, они словно средство общения между ними. Она сопровождает человека всю жизнь.

Еще до рождения можно и нужно приобщать детей к музыке , сделать её активным помощником эстетического воспитания. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.

Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание . То есть, если музыка положительно влияет на ребенка уже в первые годы его жизни, то просто необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Ведь музыка дает большие возможности для общения взрослого и ребенка, она является основой для эмоционального контакта между ними. Ребенок с раннего детства узнает знакомые мелодии и различает высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, может двигаться согласно характеру музыки , умеет выполнять простые движения : притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кистями рук

Данные современных научных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве у ребенка не будет музыки , то восполнить отсутствие полноценных музыкальных впечатлений впоследствии проблематично.

С этим искусством дети соприкасаются с рождения, в детском саду они получают уже целенаправленное музыкальное воспитание . Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст наиболее оптимален для приобщения ребенка к миру прекрасного. Поэтому очень важно чтобы воспитатель был всесторонне развит и приобщен к миру музыкального искусства . Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. Важно не только понимать и любить музыку , научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое главное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальные занятия - это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах . Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка , формированию его личности.

Музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

Музыка это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Музыкальные занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями, учат культуре поведения, способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности . Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

И в повседневной жизни детского сада также происходит влияние музыки на дошкольников . Важно использовать музыкальные произведения в часы приема детей, досугов, на прогулке, на занятиях , перед сном и после сна. Музыка обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует развитию самостоятельной творческой инициативы.

Жизнь детей в группе нужно так организовать, чтобы она стала ярче, разнообразнее. Чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях каждый ребенок мог применить самостоятельно. С этой целью воспитателю необходимо заранее продумать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного её включения в детскую деятельность.

Если утреннюю гимнастику или физкультурные занятия сопровождает музыка , то качество выполняемых ими упражнений значительно повышается , лучше организуется коллектив.

Доказано наукой, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. Если выполнять упражнения с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

При знакомстве детей с русскими народными сказками, воспитатель может сопровождать свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Сказка воспринимается детьми быстрее и интереснее, если при её пересказе будут использоваться музыкальные произведения , детские музыкальные инструменты . Это позволит детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.

Музыка также обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение "Осенняя песня" П. Чайковского, или любую другую, педагог создает определенный настрой на работу.

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий . С большим удовольствием они будут слушать песни из знакомых мультфильмов, музыкальные композиции в современном исполнении.

В часы досуга дети любят устраивать импровизированные "танцы", они поют вместе воспитателем знакомые песни. В свободное время, дети часто играют в "концерт", "музыкальные занятия ", "день рождения", они могут вспомнить и спеть уже известные музыкальные произведения , танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, пытаясь играть на разных музыкальных инструментах .

Если использовать музыку и во время прогулок детей, то она и здесь окажет свое воспитательное влияние и будет стимулировать их активность, самостоятельность, создаст хорошее настроение.

Обычно лето наиболее подходящее время года для музыкальных проявлений детей на прогулках, когда на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем водить хороводы. Очень нравятся детям подвижные игры с пением ("У медведя во бору", "Теремок") . Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя .

Проводимые развлечения в детском саду также обогащают жизнь ребенка. Исполнение песен, праздничных хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.

Развлечения в детском саду могут быть разнообразны по своей тематике и организации. Это и концерты, спектакли, игры соревнования, викторины, карнавальные театрализованные представления. Таким образом, развлечения это весьма интересная, воспитывающая форма организации музыкальной деятельности , поскольку вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить, создают веселье, радость,. Так же организуются поздравления детей с днём рождения. Всё это не только развивает музыкальные способности детей , но и приучает их заботится друг о друге.

Приветствуется и использование музыкально дидактических игр , которые развивают музыкальных слух , творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усвоить элементы нотной грамоты. Например, музыкально дидактическая игра "Песня, танец, марш", где дети должны определять жанр музыкального произведения с помощью картинок символов. Дети с восторгом слушают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку , четко и ритмично ходят под неё.

Хорошо играть на различение характера танцевальной музыки . Слушая музыку , дети определяют, что это – полька, вальс или русская плясовая.

Характер музыки иногда можно понять по движениям под неё. Двигаясь под музыку , дети могут проверить, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке .

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления , побудить сопереживать музыке . Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыкальные занятия играют развивают выдержку, волю, внимание, память, воспитывают чувство коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.