Мини - музей "Национальная изба". Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы

« Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности. Задачи:

познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа : знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;

игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.

Ход экскурсии:

М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени. Гости входят в горницу.

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!

М.р . Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

М.р. Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

М.р . Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

М.Р. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (д евочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

М.р . Гостей своих мы рады приветить: Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом! 3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!

Карагод « Во горенке, во новой» р. н. п .

М. Р. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой». М. Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

М.Р. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети: 3. Главный в «Горенке» – «Красный угол». Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».

М.р. Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все: «Встречай не с лестью, а с честью».

Дети : 4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь) . Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

М. Р . Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

5. Рядом с нею стоит сват – злой да рогатый ухват!Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

6.Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.

М.Р . В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

7. Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи – Илюшки.

8. Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой… Одним словом – «Бабий кут».

М.р. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей! А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».

«Коробейники» р.н.м .,исполняет ансамбль ложкарей «Русский сувенир».

МР . Здесь – макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

11 .Ой, что это за свалка?

12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

М.Р . Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь. – Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге – жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX – начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

13. А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

М.Р . Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

М . Р . Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. – Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) – экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:

Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся своей красотой вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).

На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с последовательностью обработки льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».

Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

– Ой, кто же там плачет?

15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется… Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

16. А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки – в накидушках, ковер суконный красками нарисованный.

17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью – самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки – на четырех ножках.

18. На столе живет толстячок – подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар – то Гошка.

« Чайные частушки» р.н.п.

19. Экспозиция «Мой дом - Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.

20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» – рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

М.Р . Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы». Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.

М.Р . А здесь тетка Акулинка с куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.

21. В экспозиции «Делу время – потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

Дети: «Кончил дело – гуляй смело!»

Пляска «Барыня» р.н. м .

М.р . Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Перечень экспонатов

Мини – музея «Русская изба».

Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.

Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».

Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.

Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Стол, лавки - делались из дерева своими руками.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка – приспособление для прядения пряжи.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.

Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.

Забор – дом огорожен забором.

уголка народного быта в группе детского сада.

1.​ Прялка – 1 шт.

2.​ Печка – 1 шт.

3.​ Сундук – 1 шт.

4.​ Волшебный ларец – 1 шт.

5.​ Кукла в национальном костюме – 1 шт.

6.​ Домовенок Кузя – 1 шт.

7.​ Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)

8.​ Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»

9.​ Чугунок -2 шт.

10.​ Стол – 1 шт.

11.​ Лавка – 1 шт.

12.​ Керосиновая лампа – 1 шт.

13.​ Фонарь – 1 шт.

14.​ Коромысло – 1шт.

15.​ Веретено – 1 шт.

16.​ Люлька – 1 шт.

17.​ Самовар – 2 шт.

18.​ Матрешки – 5 шт.

19.​ Плетеная корзиночка – 1 шт.

20.​ Короб – 1 шт.

21.​ Ухват – 1 шт.

22.​ Сарафаны – 8 шт.

23.​ Рубахи – 8 шт.

Дидактические игры

1.​ «Одень куклу».

2.​ «Славянские узоры».

3.​ «Как рубашка в поле выросла».

4.​ « В деревенской избе».

5.​ «Как жили люди на Руси».

1.​ «Предания старины глубокой».

2.​ «Русские народные костюмы».

3.​ «Приглашение к столу».

4.​ «Народные промыслы»

5.​ «Ремесла на Руси».

6.​ «Славянская семья».

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода (печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

В каждом приличном городе должно быть место, в котором можно посмотреть на быт местных народностей и поесть национальной кухни. В одном из недавних постов я показывала такой . А теперь покажу наш, саранский. В один из летних дней мне все-таки удалось попасть на экскурсию в этнографическом комплексе "Мордовское подворье". Три раза пыталась я) И вот смогла!
Предлагаю посмотреть, что же там внутри.

Сначала зрелища, а потом уже хлеб! Поэтому идем в музей.
Чтоб вам было проще попасть внутрь , я просто сфотографировала раскладушку со всей информацией:)

Сразу стоит отметить, что это не совсем аутентичные предметы быта. Это скорее стилизованное, но максимально приближенное к реальности. Скажем так, это "лубок" для туристов города:) Но все равно красиво.

Экскурсия начинается с избы. Достаточно просторная, хочется сказать. Не совсем отражает историческую правду, т.к. мордва изначально жила в землянках. Потом переселилась в избы с парой окон и очагом в середине избы. Этот дом скорее отражает обычную деревенскую современную избу, максимум - столетней давности.

Первым делом проходим в кухню, или как она называется в моей деревне в Дубенском районе - "заднюю" избу. В ней обычно размещается печь, место для приготовления еды, кухонная утварь и обеденный стол.
Над обеденным столом обязательно висит икона в рушниках.

А вот и печь. В то время, когда еще не было умывальников, вместо них служили обычные ведра. Конечно же, рушники с национальной вышивкой. У моей бабушки в деревне очень похожий узор на рушнике, кстати:)
Кухонная утварь на фото справа - ухваты, деревянные ломаты, чтобы "садить" в печь хлеб, коромысло, кочерги. Вообще здесь вся утварь вперемешку, без деления по эпохам. Даже примус затесался:)

Вот рыжая глиняная посуда мне знакома по бабушкиному дому. Черную первый раз вижу.

В Подлесной Тавле у нас развито ремесло резьбы по дереву. Эту скульптуру выполнена там, если нам сказали правду. Ветеце обозначает "пятый":)

А вот "норов" в переводе обозначает "земля". Кстати, в углу правого снимка вы видите зубчатую доску - стиральную машинку прошлого:)

В Мордовии, как и в других регионах страны, было принято собирать целебные или пряные травы и сушили их у печи.

В этой избе "задняя" изба и "передняя" разделены коридором. В нашей деревне коридор обычно проходит сбоку .

Передняя изба. Обычно здесь находились спальные места членов семьи, комоды/шкафы с вещами и сакральные семейные ценности вроде фотографий. В музее в передней избе представлены национальные костюмы. Это, конечно, костюмы праздничные. На вешалке висят пулай - пояс с монетками и вышивкой, обычно украшаемый бахромой. Он был обязательным элементом одежды, также как и головной убор. И нижняя рубашка, обязательно с вышивкой. По крою и вышивке можно было определить к какой этнической группе относилась женщина, ее носившая. Обязательным элементом был и передник.

Полотенца и подушки тоже украшались вышивкой. Одеяло на кровати лоскутное, но я не уверена на 100%, что так было в действительности.

Прялки. В детстве я даже пыталась учиться прясть:) Кстати, коврик на лавочке вязался из тонких полосок ткани. Таким же способом производились и половики.

Интересной особенностью у мордвы является оформление коллажей фотографий. Я так пишу потому, что больше нигде не видела подобного. Бралась большая деревянная рама и в нее в произвольном порядке вставлялись фотографии различного формата. На фото в музее изображены мордовки в национальной одежде. Говорят, что часть из этих фото - подлинники, подаренные музею.

Избу осмотрели, теперь отправляемся осматривать хозяйство. Первым делом - амбар. Вот он, справа.

Во всех амбарах страны. Сусеки:)


Здесь все знакомо каждому - ведерки (хотя лично я такие в мордовской деревне не встречала), гири для весов и рамки для меда. Слева возле гирек можно заметить кусочек интересного девайса. Это терка для картошки. На ней натирали картошку, отжимали сок и производили крахмал. А из крахмала делалась лапша, которую, в свою очередь, использовали в мордовском блюде "лапшевник".

Знаете, что это? Маслобойка или "пахталка". В ней пахтают масло. Я в свое время участвовала в процессе. Потом свежие хлопья масла вылавливают, слипают в комочки, отжимают пахту и бросают в ледяную воду, чтоб застыло. Какую-то часть этого масла используют как обычно - намазывают на хлеб или блины, а большую часть топят в печи, получая топленое масло. Оно ярко-желтого цвета и немного крупинчатой структуры, с ореховым запахом. Меня тут некоторые пытались удивить индийским маслом топленым. Ну что с москвичей возьмешь, им все в диковинку. Ну а мы, дети Поволжья, знаем, что топленое масло это вам никакое не индийское изобретение:) Хотя точно не уверена, что мордва не переняла это от русских.

Перемещаемся во двор, или по-мордовски "кардаз". Дворы бывают как под одной крышей с домом, так и отдельно стоящие. В музее перед сараем находится стилизованный загон для птицы и крупного и мелкого рогатого скота.

Внутри все обычно - ясли для сена или соломы. И макеты животных:) В частности, в Мордовии многие держат овец и баранов.

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1747» дошкольное отделение «Звездочка» Москва, 3-ий Митинский переулок, д.6, корп. 2, тел.: 8 (495) 753-32-02

Подготовили и провели

воспитатели ГБОУ «Школа № 1747» д/о «Звездочка»

  • Насртдинова Елена Александровна,
  • Коротеева Марина Александровна.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках.
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол, туеса. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные) .
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из ткани.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
  • Формировать умение узнавать характер музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель» .

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : старинная домашняя утварь, картинки с изображением современных предметов быта и мебели, бубен, ленты по количеству детей, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место - русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: - Вот мы и пришли в нашу избу!

В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает второй воспитатель - Бабушка-Забавушка, в дальнейшем проводящий занятие.

Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!

Дети садятся на лавочку.

Бабушка-Забавушка: - Просим к нам в избу,

Красному гостю - красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «Гости» .

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а знаете, как люди строили свои избы? А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил, - люди добрые, помогите мне избу строить» . «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу» . А строили такую избу из деревянных бревен. «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Что же значит «рубить избу» ? (Построить ее при помощи топора) .

Бабушка-Забавушка: - Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня» .

Бабушка-Забавушка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Для чего она служила? (Была источником тепла и света.) Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?» . Что еще можно было делать на печке? (На печке можно было спать, или лежать, греться.) Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё. А что еще она могла делать? (Печь хлеб, готовить пищу.)

А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. А эта лопатка? (Выслушать варианты ответов детей.) А лопата была нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел.

Воспитатель предлагает почувствовать аромат свежего карава. я

Бабушка-Забавушка: - Какой хлебушек? (Ароматный, душистый, свежий…)

Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А вот еще одна: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Бабушка-Забавушка: - Самое главное место в избе - «красный угол» . «Красный угол» - самое почетное место в доме. Само название угла «красный» означает «красивый» . Его убирали вышитыми полотенцами. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. В доме прорубали невысокие двери с порогом. Когда гость заходил в дом, ему приходилось кланяться на «красный угол» , а уж потом он здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в избу, мог пройти в «красный угол» только по приглашению хозяев.

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а посмотрите, что на полке стоит? Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Для чего нужно было коромысло? Да, ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Обобщающая часть: проводится игра «Старое - новое» . Воспитатель показывает картинки с современными предметами, а дети находят старинные аналоги.

Бабушка-Забавушка: - В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?

Бабушка-Забавушка предлагает девочкам покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.

После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?

Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да) . Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке.)

Дети под руководством воспитателя делают бесшовную тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу-оберег.

Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.)

Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Карусель» .

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого - конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребенок с бубном.

I часть. Дети шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен. Затем он кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

II часть. Под музыку дети бегут по кругу. С ее окончанием каждый быстро старается взять ленту. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра проводится несколько раз.

Бабушка-Забавушка: - Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы) .

Воспитатель: - Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Бабушка-Забавушка: - Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.